Интерактивный музейный комплекс "буран". «буран» перевезли из парка горького на вднх

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

В 1991 году на НПО «Молния», в корпусе 216 закончились испытания на статическую
прочность изделия 11Ф35 - 0.11 ("Буран"). Эти испытания проводились в обеспечение
дополнительного заказа орбитальных кораблей (ОК) «Буран».
В результате испытаний на запредельные нагрузки, корпус, крылья и другие
элементы конструкции получили значительные повреждения и подлежали утилизации .

После 1991 года, в связи с развалом СССР и практически полным прекращением финансирования работ по тематике «Буран» перед коллективами предприятий встал вопрос сокращения объёмов работ и поиска дополнительных источников финансирования.

Междуведомственным решением от 22.06.1992 года «Об использовании задела изделий 11Ф35» изделие 11Ф35 - 0.11 (вернее то, что от него осталось) было передано в собственность НПО «Молния» .

А когда, в 1993 году потребовалось освободить статзал корпуса 216 для проведения прочностных испытаний самолёта М-55, разработки ЭМЗ им В.М. Мясищева, встал вопрос о демонтаже и утилизации изделия 0.11.
По предложению зам. главного конструктора НПО «Молния» М.И. Осина, вместо переплавки и уничтожения, этот экземпляр изделия 11Ф35 направлялся для решения задачи пропаганды аэрокосмической тематики и получения прибыли .

В результате появилось ОАО «Космос-Земля» во главе с президентом космонавтом Г.С. Титовым, целью деятельности которого являлась, в том числе, пропаганда достижений страны в освоении космического пространства.
Специалистами НПО «Молния», Тушинского машиностроительного завода и других предприятий изделие 0.11 было приведено в требуемое состояние: очищена поверхность фюзеляжа, пристыкованы консоли крыла (какие нашлись), установлены макеты блоков двигателей управления, парашютно-тормозная установка, штатные стойки шасси .

В результате получилось полноразмерное составное изделие ОК «Буран»
(изготовленное по штатным чертежам, а не макет), включающее:
- фюзеляж (носовая, средняя и хвостовая части), а также вертикальное оперение
(киль и створки руля направления - воздушного тормоза) -
изделие 0.11 ;
- балансировочный щиток со штатной теплозащитой;
- левое крыло, с элевонами и их приводами, со стойкой основной опоры шасси,
с композитными углерод - углеродными (У-У) носками -
от изделия 0.05
(для тепло-вакуумных испытаний);
- правое крыло с элевонами -
от изделия 2.03 (третье изделие дополнительного
заказа), с штатными У-У носками;
- передняя и основные стойки шасси с колесами - штатные.

При транспортировке «Бурана» водным путем из Тушино до набережной ЦПКиО им. Горького использовалась специальная баржа, имеющая балластные емкости, предназначенные для изменения её осадки.

Сохранились фото и видео материалы этой транспортировки по Москве - реке - «Буран» на фоне обгоревших этажей «Белого дома» (Дома Советов России) после его обстрела из танков в октябре 1993 года.

Ведущий конструктор НПО «Молния» Л.М. Богдан вспоминает:
«Вскоре после прибытия (в Парк Горького) «Буран» попал в транспортную аварию. Дело в том, что невдалеке располагался склад коммерческой лавочки, торгующей итальянской обувью, которую развозили автомобильными фургонами. А над дорогой нависало правое крыло «Бурана», украшенное красной тряпицей - для сообразительных.
В один прекрасный день (!) водитель фургона, залюбовавшись необычным зрелищем, наткнулся на заднюю кромку крыла и пропорол борт фургона. Прибывший на место инспектор ГАИ начал составлять протокол словами «Столкновение автомобиля с космическим кораблём…» , поразился написанному и отбыл восвояси по примирению сторон.
Любознательные, наверное могут увидеть заплату на поврежденном концевом элевоне, установленную автором совместно с коллегой И.А. Макаровым» .

"БУРАН" В ПАРКЕ ГОРЬКОГО

Познавательный космический аттракцион «Буран» официально просуществовал до 2011 года, когда было принято решение о его закрытии.

Первые 9 лет аттракцион ещё выполнял свою основную задачу - пропаганду авиакосмических технологий. За эти годы его посетило около 700 тысяч человек, причём стоимость входных билетов была невысока (от 2 до 3 долларов, в рублях) .

ПОСЕТИТЕЛЯМ ПРЕДЛАГАЛИСЬ: фильм на космическую тематику, имитация невесомости (за счёт подвижных шарниров кресел), дегустация "космической" пищи и даже небольшое медицинское обследование на годность к космическим полётам.

После пожара в 2007 году складских помещений в непосредственной близости от «Бурана», ему понадобился ремонт и реставрация внешней покраски.

После многочисленных скандалов и судебных процессов между инвесторами, «Буран» перешёл в собственность ЗАО «Чудо-град» (2002 г.), а в 2011 году, за долги по арендной плате он был передан в собственность ГУК «ЦПКиО им. М. Горького» .

ТРАНСПОРТИРОВКА "БУРАНА" ЧЕРЕЗ МОСКВУ

В июне 2014 года Правительство Москвы приняло решение перевезти «Буран» из ЦПКиО на ВДНХ, к павильону № 20.
А, так как транспортировка Бурана по Москве-реке на ВДНХ невозможна, было принято решение разобрать Буран на фрагменты и перевозить их на автомобильных платформах (длинномерах).

В процессе демонтажа "Бурана" выявились любопытные артефакты:
- многочисленные маркировки 80-90 годов, нанесённые на внутренние поверхности конструкции,
- оригинальные узлы крепления композитных (угрерод-углеродных) носков крыла,
- три круглых зеркала, закреплённые на внутренних поверхностях носовой части фюзеляжа (назначение, которых неясно).
- барабаны колёс шасси покрашены в красный цвет (в авиации принято красить колёса в тёмно-зелёный цвет,
очень редко в серебристый, для военных самолётов).

ПОСЛЕДНИЙ "ПРИЧАЛ" НА ВДНХ

На ВДНХ монтажники (разбиравшие "Буран" в ЦПКиО им М. Горького) в течение двух недель смонтировали отстыкованные фрагменты "Бурана" с фюзеляжем. Установили стойки шасси, технологические опоры под фюзеляжем и забетонировали их. И, наконец, выполнили окраску наружних поверхностей корабля авиационной эмалью с восстановлением надписи "Буран" и флага СССР.

По итогам операции, отвечая на вопросы журналистов, Пётр Бирюков отметил:
«В мероприятии было задействовано 250 единиц городской техники и 550 специалистов. Полный маршрут транспортировки
"Бурана" составил около 15 км. Автоколонна преодолела его за 6 часов. Практически каждые 50 метров нам приходилось
поднимать провода и электрические сети, преодолевать крутые повороты. И здесь я должен отметить великолепную
работу и мастерство коллектива ГБУ «Автомобильные дороги», группы компаний «Эверест», ГБУ «Гормост», сотрудников
Департамента топливо-энергетического хозяйства г. Москвы» .

Переезд "Бурана" является уникальной транспортной операцией, аналогов которой еще не было, уверяют специалисты. Для транспортировки собственно ракетоплана было задействовано шесть единиц специальной техники: фуры-длинномеры, трех-, четырех- и семиосные платформы, краны-самоходы грузоподъемностью до 100 тонн каждый. Автопоезд растянулся на 35 метров. Высота перемещаемой конструкции составила семь метров. По оценке специалистов, сам «Буран» весит около 50 тонн.

«Космический переезд» "Бурана" состоялся в ночь с субботы 5 июля на воскресенье 6 июля 2014 года.
«Буран» стартовал с территории ЦПКиО им М. Горького 5 июля в 23:00.
Он проехал по следующему маршруту:
ул.Якиманка, через Большой Каменный мост, по Моховой, Большой Лубянке, Сретенке, проспекту Мира, повернул на Трифоновскую улицу, затем на улицу Советской Армии, проехал по Шереметьевской, Звездному бульвару.
И на конечную остановку - ВДНХ - прибыл уже 6 июля ранним утром.

Транспортировка космического корабля «Буран» обошлась городу в 17 млн рублей. Об этом сообщил заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Пётр Бирюков.

  «Стена плача» Российской космонавтики - космический корабль «Буран» в парке Горького. Этот экземпляр, то-ли макет, то-ли экспериментальный, в общем он никогда не летал. А были такие надежды, а шума было сколько. Да и полет первого корабля был вроде блестящий, по крайней мере его так нам представляли. И уже «Буран» никогда не полетит, да и полетит у нас что-нибудь в ближайшее время? Эти строки пишутся как раз после сообщения о том что "загнулся" очередной наш спутник (даже не вышел на орбиту).
  Да, к сожалению, Россия так и не стала ведущей космической державой. Это Советский Союз был, а Россия доедает остатки не ею испеченного пирога. Скажут Россия правоприемница - точно, как безалаберный наследник старого мастера, мастерскую запустил, инструмент пропил.
  А что мы хотим? В СССР самым привлекательным (и для девушек в том числе) членом общества был молодой ученый. О нем писались книги, снимались фильмы. Сейчас фильмы клепаются о бандитах или личностях очень похожих на них по манерам. А к молодому ученому прилипла презрительная кличка "ботаник". Девушки тянутся к молодым бизнесменам - вот кумиры общества. И правильно делают, ну разве может "ботаник" сводить девушку в хороший ресторан, а бизнесмен каждый день - пожалуйста.
  А которые "ботаники" талантливые, тем единственная дорога - за рубеж. И там, как удивительно, они часто становятся успешными состоятельными людьми и даже миллионерами.
  Так что,несмотря на истошный "патриотический" вой, не бывать России ведущей научной державой, вот уйдут последние оставшиеся старики и российской науке п...ц.
  Кстати, читал что «Буран» из парка собираются убрать. И правильно, люди пришли отдыхать, а им позорище в глаза тычут.

А вот уже и официальное мнение по сему поводу:
Выступая на экспертном совете в Совете Федерации РФ председатель научно-технического совета госкорпорации «Ростех» Юрий Коптев заявил об отставании российской космической группировки даже от индийской и китайской.
  «Сегодня у нас катастрофическое положение с состоянием нашей орбитальной группировки... Сегодня орбитальная группировка Китая больше, чем группировка российских аппаратов, а если посмотреть содержательную часть, то и в военной, и в гражданской частях мы сегодня уступаем и в дистанционном зондировании Земли, и метеорологии, и связи не только американской и европейской, но и китайской, и индийской орбитальным группировкам», – сказал Юрий Коптев.

  Независимая газета 28.01.2014

И вот последние новости:
«Буран» перевезли из парка Горького на ВДНХ   Макет космического корабля «Буран» доставили из столичного парка Горького на ВДНХ. На транспортировку отдельных деталей копии советского челнока ушло более пяти часов, сообщает «Русская служба новостей».
  Операция началась в субботу около 23:00 и закончилась в воскресенье в 04:30. В перевозке «Бурана», который был разобран на части (крылья, фюзеляж, хвост, носовая часть с передним шасси и два нерабочих шасси) были задействованы шесть единиц спецтехники.
  Автоколонна в сопровождении экипажей ДПС преодолела 15 километров, проследовав через центр Москвы по маршруту: улица Якиманка, Большой Каменный мост, улицы Моховая, Большая Лубянка, Сретенка, проспект Мира, улицы Трифоновская, Советской Армии, Шереметьевская, Звездный бульвар.
  По пути следования грузовиков специалистам пришлось поднимать провода контактной сети, из-за чего было ограничено движение 14 маршрутов троллейбусов и двух маршрутов трамвая.
  Макет ракетоплана будет установлен на ВДНХ на площади Промышленности, рядом с павильоном «Космос/Машиностроение», где уже стоят самолет Як-42 и макет ракеты-носителя «Восток». Монтаж «Бурана» начнется 7 июля, к 20 июля установка экспоната должна быть завершена.
  lenta.ru/news/2014/07/06/buran, 6 июля 2014

Интерактивный музей внутри макета орбитального корабля «Буран БТС-001» — рядом с павильоном № 20. В музее можно не только посмотреть фильм о легендарном ракетоплане, но и управлять его посадкой на космодроме Байконур в режиме реального времени.

Сюжет экскурсии-путешествия начинается в кинозале, где посетителям музея продемонстрируют фильм об истории создания отечественного космического челнока. Кинозал расположился в отдельном, специально построенном павильоне перед макетом «Бурана». Масштаб данного космического проекта поражает.

Из фильма мы узнаем, что над созданием «Бурана» 12 лет работали более 2,5 миллиона инженеров, конструкторов и ученых из 1300 предприятий! А для его строительства было изобретено 80 новых материалов. Специальная керамическая плитка на обшивке ракетоплана выдерживала прохождение корабля сквозь плотные слои атмосферы и предотвращала его сгорание! Такая космическая махина буквально выходила из огня целой и невредимой.

Оказавшись на борту ракетоплана, гости продолжают знакомство с историей создания «Бурана»: у них появляется возможность сравнить американский Space Shuttle и его советские аналоги — проекты 305–2, ОС-120, ОК-92 и «Буран». История проекта «Буран» здесь представлена во всех подробностях на специальных экранах с технологией тачскрин. Нажимаешь на картинку корабля — и на экране всплывает более подробная информация об интересующем объекте со всеми картинками. Эта технология используется в лондонском Музее транспорта и мюнхенском Музее BMW.


Кульминация экскурсии — посещение носовой части корабля, где в верхнем ярусе реконструирован командный отсек «Бурана» с приборной панелью и креслом космонавта. Его роль играет манекен в скафандре типа «Стриж». А на нижнем ярусе носовой части корабля роль пилота космического челнока достается экскурсантам! Здесь новоявленные летчики-испытатели получают уникальную возможность посадить «Буран» на космодром Байконур с высоты 80 000 метров. Сажая корабль, можно увидеть, как округлые очертания планеты становятся все ближе и ближе. Синяя гладь океанов сменяется твердой темной поверхностью земли Казахстана. И уже посадив самолет, слева на взлетно-посадочной полосе можно заметить пролетевший мимо истребитель. Программа полностью имитирует реальную посадку корабля 15 ноября 1988 года.

Покинув носовой отсек «Бурана», гости по застекленному переходу возвращаются в павильон, откуда начиналась экскурсия, длившаяся 45 минут.

Обращаем ваше внимание, что посещение интерактивного музея «Буран» возможно только в составе экскурсионной группы до 20 человек. Экскурсионные группы формируются каждые 20 минут в павильоне музея.

Место:

площадка рядом с павильоном № 20.

Режим работы:

Ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 20:00. Продолжительность экскурсии — 45 минут. Экскурсионные группы формируются каждые 20 минут в павильоне музея. Последняя группа заходит в 20:00.

Стоимость билетов:

  • взрослым — 500 рублей;
  • детям от 6 до 12 лет, студентам и пенсионерам — 250 рублей;
  • детям до 6 лет, сиротам, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, ветеранам ВОВ и членам многодетных семей до достижения младшим ребенком возраста 16 лет — бесплатно.

Аппарат весом в десятки тонн и длиной почти в 30 метров создавался не для полетов в космос. В 80-е, когда действовала советская программа многоразовых полетов на орбиту, он стал одним прототипов для опытных испытаний. Подготовка операции по перевозке полноразмерной модели космического челнока "Буран" началась несколько недель назад. Сложнейшие электронные расчеты позволили за 10 дней демонтировать корабль. На две части разложили фюзеляж, сняли крылья, хвост и шасси.

Аналогов такой транспортной операции пока еще не было. Макет космического корабля "Буран" весит около 50 тонн. И для того чтобы перевезти челнок в другую часть города, монтажники загрузили его по частям на специальную технику, которая в обычное время используется на космодромах.

Этот экспонат - не просто модель, ранее его самого использовали для испытаний на прочность и отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса. В 1993 году в Парк Горького его доставили по воде. Внутри устроили аттракцион. Теперь специалисты планируют воссоздать части управления летательным аппаратом - такие же, как и в настоящем "Буране", который свой первый и единственный космический полет совершил в 1988 году. Тогда он сделал два витка вокруг Земли, после чего произвел уникальную беспилотную посадку на Байконуре.

Экспозиция нового "Бурана" теперь будет на территории ВДНХ, вот только единственная возможность перевезти корабль к месту дислокации - сделать это по суше, прямо по улицам Москвы.

" Уникальность заключается в том, что все-таки 15 км городской улицы надо было сделать так, чтобы по высоте этого корабля - 7 метров - не зацепили провода контактных сетей, не зацепили всевозможные растяжки по городу. Это очень сложная операция", - отметил заместитель мэра г.Москвы Пётр Бирюков.

Стартовал автопоезд с космической точностью ровно в назначенное время - 23:15. Правда, при выезде из парка возникли первые сложности - одно из крыльев не вписалось между деревьев. Пришлось дополнительно освобождать пространство. В транспортировке участвовали около 500 человек - специалисты, дорожники и сотрудники инженерно-коммунальных служб и около 150 единиц техники, задача которых обеспечить проезд автоколонне, а после оперативно вернуть в все рабочее состояние. Несмотря на поздний час, посмотреть, как разбирают и перевозят "Буран" приехали сотни москвичей.

Маршрут пролег по 10 московским улицам: от Ленинского проспекта через Садовое кольцо и центр города. Проехал "Буран" мимо Кремля по Большому Каменному мосту, вдоль Манежной площади по улице Охотный ряд. На финишную прямую вышел на проспекте Мира. И практически стыковкой стал проезд автоколонны прямо через центральную арку ВДНХ.

Теперь место легендарного космического челнока здесь рядом с другими летательными аппаратами: самолетом Як-42 и знаменитым кораблем "Восток", аналогом того, на котором Юрий Гагарин в 1961 году совершил первый в истории человечества полет в космос. Ну, а для посетителей выставки новый экспонат "Буран" откроется уже через три недели.

Располагается на площадке слева от площади Промышленности и павильона №20.

Современное состояние

Макет является частью интерактивного музейного комплекса «Буран», посвященного орбитальному кораблю-ракетоплану и его полету в космос в 1988 году. В музее можно посмотреть фильм о легендарном ракетоплане, увидеть чертежи и настоящие детали «Бурана», а также пройти аттракцион по управлению его посадкой на космодроме Байконур в режиме реального времени.

Подробно о музее и экскурсиях .

История создания

Свой первый и единственный космический полет орбитальный корабль-ракетоплан «Буран БТС-001»совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полета составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме Юбилейный на Байконуре.

Полет прошел без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт - полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера - вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используются в российской и зарубежной ракетно-космической технике.

В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. В 2002 году единственный побывавший в космосе «Буран» был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором легендарный ракетоплан хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

Полноразмерный макет орбитального корабля «Буран» был установлен на территории парка Горького в 1993 году после фактического окончания испытаний. Он в течение долгого периода оставался бесхозным и использовался в качестве аттракциона. В 2011 году, когда в парке Горького начались глобальные преобразования, аттракцион в «Буране» был закрыт.

В 2014 году макет орбитального корабля «Буран БТС-001» был перемещен на ВДНХ. Уникальная транспортная операция, аналогов которой в мире еще не было, состоялась в ночь с 5 на 6 июля. Главный космический экспонат России весом 50 тонн преодолел расстояние 15 км от парка Горького до ВДНХ за 6 часов!