Современные формы и методы по развитию речи в детском саду. «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» методическое объединение Методическое объединение доу речевому развитию

Ирина Попкова

24.01.2017 в МДОУ "Майский детский сад "Солнышко" проведено методическое объединение для воспитателей средних групп на тему "Развитие связно речи и знакомство со словарем ". Воспитателем средней группы Филиной С. Д. подготовлено и проведено с детьми средней группы занятие по развитию речи на тему "Подарки от волшебницы Зимы"

Семинар-практикум "Развитие речи дошкольников " провела старший воспитатель МДОУ "Майский детский сад "Солнышко" Попкова Ирина Павловна.

Цель : создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей

Задачи семинара-практикума :

Обновить научно-методический уровень компетенции педагогов;

Расширять опыт педагогов;

Углублять представления;

Побуждать педагогов;

Преодолевать пассивность педагогов.




Публикации по теме:

В конце сентября мне посчастливилось побывать на методическом объединении педагогов православных образовательных учреждений Ставропольской.

Вступительное слово по реализации регионального компонента в условиях реализации ФГОС ДО в образовательной программе ДОУ. Руководитель МО.

Логопедический ринг Цели и задачи. - Закрепление методов, приемов, игры, используемых при постановке звуков. - Закрепление элементов логопедического.

12 ноября 2015 года в детском саду №20 «Гнёздышко» состоялось методическое объединение музыкальных руководителей МАДОУ «Радость» по теме.

Обсуждение с педагогами. Приветствие: Придумано кем то просто и мудро при встрече здороваться доброе утро! Проблема адаптации ребенка.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Сухомлинский В. А. 8 декабря 2016 г. на базе МДОУ.

Методическое объединение воспитателей ДОУ в форме «Ярмарка рабочих программ педагога» Используемые ресурсы: компьютер; презентация «Нормативно – правовое обеспечение образовательной деятельности на ступени дошкольного.

О ком загадка: «И швец, и жнец, и на дуде игрец?» (о воспитателе детского сада) «Осенние заметки» В осенний солнечный день нас встречает.

Методическое объединение для воспитателей

«Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

План работы:

1.Вступительное слово методиста ЦРО О.В.Охрименко.

2. «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» из опыта работы МБДОУ д/с № 39 ст. воспитатель Кузнецова Екатерина Николаевна.

3. «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности». Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 39 Бондаренко Татьяны Александровны.

4. Открытый показ сказки «Волк и семеро козлят» воспитатель МБДОУ д/с № 39 Сорочан Вера Николаевна.

5. «Интерактивная игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 39 Герасименко Елены Александровны.

6. «Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам ознакомления с красотой природы родного края» из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 39 Танага Ирины Анатольевны. Просмотр видеоролика «Экскурсии нашей группы»

7. Деловая игра для педагогов «Речевой этикет» воспитатель МБДОУ д/с № 39 Голикова Наталья Александровна.

8.Открытый просмотр по развитию речи с применением музыкальных упражнений «Петушок и его семья». Воспитатель МБДОУ д/с № 39 Боханова Светлана Ивановна.

9. Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 20 Свиридовой Светланы Алексеевны «Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ».

10. Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 20 Коротковой Галины Ивановны « Мнемотехнологии с использованием ИКТ ».

11. Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 1 Прокудиной Светланы Александровны « Роль технологии проблемного обучения в развитии связной речи дошкольников»

12. Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 38 Богуш Светланы Алексеевны «Роль компьютерной игры в развитие речи детей старшего дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ на 2015-2016 учебный год

План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ будет интересен всем методистам-логопедам. Тема методического объединения на год: «Игровые технологии в коррекционно-развивающ...

Перспективный план работы методического объединения воспитателей средних групп на 2015-2016 учебный год

Перспективный план работы методического объединения воспитателей средних групп на 2015-2016 учебный годЦель МО: Обеспечение роста педагогического мастерства, повышение творческого потенциала педагогов...

Годовой план работы методического объединения воспитателей детского сада на 2015 - 2016 учебный год

Годовой план работы методического объединения воспитателей детского сада на 2015 - 2016 учебный годТема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8

муниципального образования город Горячий Ключ

Составила:

Старший воспитательМБДОУ д/с №8

Мищенко Елена Александровна

г. Горячий Ключ

Методическое объединение воспитателей по теме:

«Комплексный подход к становлению речи дошкольников»

Дата проведения: 18.04.2013г

^ Место проведения: МБДОУ д/с № 8

Форма проведения: Мастер-класс

Руководитель: Мищенко Е.А. – ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8

План работы




Мероприятие

Тема

Ответственный

1

Введение в тему. Утверждение плана работы методического объединения на год.

(с использованием ИКТ)


Комплексный подход к становлению речи дошкольников.



2

Теоретическая часть. Сообщение по теме

Нормы звукопроизношения родного языка. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8 Мищенко Е.А.

3

Практические рекомендации

Работа воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи в совместной деятельности педагога и детей.



4

Теоретическая часть. Сообщение на тему

Развитие мелкой моторики - важная, неотъемлемая часть развития речи детей. Условия нормального становления речевой деятельности

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8 Мищенко Е.А.

5

Презентация логосказки с использованием ИКТ

Сказка о маленьком паровозике Ту, который плохо разговаривал

Логопед МБДОУ ЦРР д/с № 9 Карманова И.Н.

6

Групповая творческая работа

(обмен опытом)


Выставка и презентация дидактических игр на развитие мелкой моторики

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8 Мищенко Е.А.

7

Анкетирование

Обратная связь

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8 Мищенко Е.А.

Практический материал для работы с детьми

Примите на память

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8 Мищенко Е.А.

^ I. Введение в тему.

Я рада приветствовать вас в этом уютном зале, уважаемые педагоги, - людей,

убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни.

Наша встреча посвящена сложнейшей и очень актуальной теме – становлению речи детей.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь одновременно - необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Речь ребёнка отражает социальную среду, в которой он растёт. Дети с нарушением речи входят в группу риска по адаптации в школе.

Сегодня мы поговорим о комплексном подходе к становлению речи дошкольников.
^ II Сообщение на тему " Нормы звукопроизношения родного языка. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи".
Понятие "звуковая культура речи" широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и др.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры речи - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Звуковая сторона языка усваивается ребёнком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребёнка сформирован, функционирует и фонематический слух. В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведении речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечёткая речь, при которой ребёнок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. При движении органов речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, а такие качества формируются постепенно. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия "звуковая культура". Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.
Можно выделить следующие задачи:

1. Формирование правильного произношения звуков.

2. Выработка дикции.

3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.

4. Работа над орфоэпической правильностью речи.

6. Воспитание выразительности речи.

7. Воспитание культуры речевого общения.

8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.
В каждой возрастной группе в том или ином объёме решаются все названные задачи. В связи с этим необходимо отметить, что в образовательной программе ДОУ должно прослеживаться нарастание ведущих задач работы: от формирования звукопроизношения и дикции во второй младшей и средней группах к формированию фонематического слуха, выразительности речи в старшей и подготовительной. Педагоги не должны сужать объём работы, а, наоборот, использовать дополнительные методические разработки, пособия, где достаточно конкретно, с учётом возрастных особенностей раскрываются содержание и методика формирования звуковой культуры речи детей.

Усвоение ребёнком звуковой стороны слова - сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и правильное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, анализ его звуковой и слоговой структуры, активные действия со словами (собственное рифмотворчество, стихотворчество). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребёнка с окружающими в различных видах деятельности.
Для решения речевых задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относится непосредственно образовательная деятельность. Чаще всего это еженедельная (1-2 раза в неделю) работа, занимающая от 2 до 10 минут. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвящённое звуковой культуре речи. Такие мероприятия особенно нужны во второй младшей группе, где очень велик объём работы по звукопроизношению. В подготовительной к школе группе это позволяет делать достаточное количество непосредственно образовательной деятельности из области "Коммуникация" в неделю. Большая часть времени на таком мероприятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков.
Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются в совместной деятельности педагога и детей: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др. В младших и средней группах эффективна речевая гимнастика (1-2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю).
Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таки образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.

Итак, существующая в детских садах система обучения для первой и второй младших, а также средней группы позволяют воспитателям оказывать детям планомерную квалификационную помощь в овладении всеми звуками родного языка. Этот процесс должен заканчиваться к пяти годам.

^ Сообщение на тему: "Развитие мелкой моторики - важная, неотъемлемая часть развития речи детей. Условия для нормального становления речевой деятельности».

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.

Однако, не смотря на столь очевидное значение этого раздела, детские сады не используют все возможности, для того чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования 15%-20% детей поступают в школу из детских садов с плохим произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Специфика психолого-педагогической помощи детям с проблемой развития звуковой культуры речи, заключается в комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учетом психологического развития ребенка, рекомендаций педагога.

Актуальность нашей работы, обусловлена противоречием, между достаточной разработанностью проблемы в теории и стабильно сохраняющийся высоким % детей, имеющих недостатки произношения, даже при выпуске в школу.

Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии.

Основываясь на исследования многих ученых, уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено тем, что в коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга - это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Развитие звуковой культуры речи это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов. Одним из важных методов являются пальчиковые игры, функциональное значение которых – развитие речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи.

Мы плавно перешли ко второму пункту нашей работы, а именно - выставка и презентация игр и пособий на развитие мелкой моторики. (воспитатели - участники методического объединения делятся опытом работы).

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. Важно, чтобы и родители хорошо ориентировались в проблемах своего ребёнка и могли дать им практические навыки, как можно раньше оказали им помощь. Родителей должны волновать возникающие вопросы: "Речь моего ребёнка отличается от речи сверстников? Стоит ли ждать чуда? Когда обратиться к логопеду? Чем можем мы, родители, помочь ребёнку?"

Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчётливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи - возрастное явление, проходящее со временем.

Познакомить родителей с особенностями формирования детской речи, со способами ёе развития в различные периоды жизни ребёнка, а также с некоторыми приёмами исправления неправильно произносимых звуков - задача педагогов.

Для того, чтобы речь ребёнка развивались правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий:

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребёнком следите за свей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - всё это тормозит речевое развитие ребёнка.

Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточность и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с ребёнком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связан с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

^ Список использованной литературы

1) Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3

2) Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

3) Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

4) Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

5) Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Просвещение, 1981.

6) Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.

7) Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

8) Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3.

9) Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.

10) Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать? - ООО Издательство ГНОМ иД 2002.

11) Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титков Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.

12) Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993.

13) Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 1989.

14) Катаева А.А.. Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.

15) Кузнецова Е.А. Работа методобъединения по развитию речи детей.// Управление дошкольным образовательным учреждением 2008, № 2.

16 Логопедия./Под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос. 1998.

17 Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. - М.: Аквариум, 1995

18 Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Власовец Г.А. М.: Детство – Пресс, 2002.

19) Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.

20) Максаков А.И.. Развитие правильной речи ребёнка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез. 2008.

21) Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.

22) Носенко Н.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). М.: Центр педагогического образования 2009.

23) Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - Издательство "КАРО" Санкт-Петербург 2007.

24) Репина В.М. Коррекция нарушений речи у детей. Из опыта работы. - г. Краснодар, 1998.

25) Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - "ЛИТУР" Екатеринбург 1999.

26) Сохина Ф.А. Развитие детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1984.

27) Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом П/ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1991.

28) Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

29) Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарёв В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1984.

30) Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.

31) Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007, №5

Протокол № 1

от 18.04.2013 года

Методическое объединение воспитателей

Эффективные приемы формирования связной речи дошкольников.

Выступление на методическом объединении воспитателей.

Решение проблемы формирования связной речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описанием речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

Итак, какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа?

Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития связной речи у детей. Расскажу вам о синквейне и мнемотаблицах. Я работала с ними. И на своих занятиях видела положительный результат их действия.

Известный русский педагог, писатель К. Д. Ушинский писал :

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи , позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем , помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» . Это система методов и приемов , обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи .

Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение ) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Вся работа строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам ., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : елочка - зеленая, ягодка - красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например : лиса - состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь - большой коричневый круг и т. д.) Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Где можно использовать карточки - схемы?

для обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

в работе с чистоговорками и скороговорками;

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Как вы думаете, из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц ?

1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап : После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

В младших группах с помощью воспитателя, в старших - дети должны уметь это выполнять самостоятельно.

Результаты

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Предлагаю поработать в подгруппах - составить мнемотаблицу по теме «Зима» для детей среднего возраста, старшей и подготовительной группы. Задание выполнить в течение 3 минут, по окончании работы каждая подгруппа представляет свою таблицу всем коллегам.

Все поработали творчески, грамотно составили таблицы, я думаю, что вы согласитесь со мной мнемотехника - один из эффективных способов развития связной речи дошкольников.

Перейдем к следующему.

Что такое синквейн? Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе.

Что же значит это необычное слово?

Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна:

Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка - два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа

Весёлая, дружная

Учимся, играем, танцуем

Наш любимый край

Мы — дружные!

В каких случаях можно использовать синквейн?

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Синквейн - один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Дети»

Какие они? (прекрасные, озорные)

Что они делают? (играют, шалят, радуют)

Предложение о детях, афоризм или пословица. (Цветы нашей жизни.)

Ассоциации, которые вызывают слово «дети»? (счастье).

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

Выводы о синквейне:

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Проблема формирования связной речи в дошкольном возрасте - это сложная задача, но применяя эффективные методы и приемы, о которых сегодня с вами говорили, мы сможем научить детей связно, последовательно, грамматически правильно, творчески излагать свои мысли.

Спасибо за внимание. Всем успехов в работе!

Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод.
пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд.
Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс,
2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. —
М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал
«Логопед», №5 (2005).

Электронные ресурсы:
1. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок».

2. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных
технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).

3. Государственное бюджетное образовательное учреждение города
Москвы центр психолого-медико-социального сопровождения "Поддержка"
http://festival.1september.ru/articles/518752 / http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl ?i=2293 (http://poddergka.pc.mskobr.ru/poleznayainformatsiya/spetsialistam.html ?task=show&id=363)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23»

Педагогический совет на тему:

«Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников»

Составитель: Миргородская Анна Сергеевна

Старший воспитатель

Артемовский

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные технологии по развитию связной речи дошкольников.

Задачи:

1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

2. Систематизировать знания педагогов об особенностях современных форм и методов развития связной речи детей в ДОУ.

4. Активизировать деятельность педагогов.

Повестка:

  1. 1. Доклад на тему: «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»
  2. 2. Сообщения педагогов из опыта работы «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» Чугаева Т.В., Менкаева Р.Д., Ильясова Д.А.
  3. 3. Деловая игра для педагогов «Грамотей и умники». Дунаева Н.В.

Актуальность.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.

Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

Односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь) . Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

Бедность речи. Недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач) , употребление не литературных слов и выражений;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Условия успешного речевого развития

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Создавая такие условия мы должны знать и о современных образовательных технологиях:

Современные образовательные технологии

Здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, артикуляционная, зрительная, физ.минутки, самомассаж ит.д.)

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры, игры с дидактическими игрушками (вкладыши, башенки), словесные игры и т.д.)

Метод наглядного моделирования (мнемотехника)

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической); развитие образного и логического мышления(умение анализировать, систематизировать); развитие смекалки, тренировка внимания, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Волкова Юлия Станиславовна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна - предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. - блоками-квадратами,

Большева Татьяна В - коллажем,

Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа.

Про Мнемотаблицы нам расскажет Чугаева Т.В.

Про коллаж Большовой нам расскажет Менкаева Р.Д.

Про схемы Ткаченко нам расскажет Ильясова Д.А.

Деловая игра

Грамотей и Умники

Ведущий напоминает правила игры:

Þ уметь слушать других;

Þ вырабатывать общее решение вопроса;

Þ принимать активное участие в игре;

Þ соблюдать культуру речи и тактичность;

Þ придерживаться регламента.

I часть. Игра «Ромашка»

Каждая команде по очереди отрывает лепесток ромашки на которой написан цифра. Ведущий читает вопрос и если команда отвечает правильно, то лепесток оставляет у себя, в конце игры можно посчитать количество заработанных лепестков каждой командой.

1.Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

2.Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

4.Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)

5.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

6.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа)

7. Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)

8.Изложение прослушанного произведения (пересказ)

9.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

10.Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)

11.Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

12.Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)

13.Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

14.Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

15.Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)

16.Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)

2 часть. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команда придумывает пословицу, изображает ее в виде схемы, а команда соперников должна отгадать.

Памятка «Пять правил к проведению занятий с детьми»

1. Занятие - это совместная деятельность с ребенком, направленная на что-то интересное и полезное для его развития, не в форме школьного урока.

2. Основа индивидуально-ориентированного обучения - это разнообразная деятельность детей.

3. В конце занятия необходимо не только уточнять, что дети узнали, чему научились, но и выяснить, что ещё предстоит узнать.

4. Необходима связь занятий с повседневной жизнью, с субъективным опытом детей.

5. Важна цикличность: периодическое возвращение к уже пройденному, знакомому.