Проект по развитию речи чистоговорки. Чистоговорки для развития речи детей. Развитие правильного звукопроизношения

19.01.2020 Природа

Наталия Рудакова
Копилка для родителей Чистоговорка - как средство развития речи.

Чистоговорки используются для развития чёткой дикции у детей. Также чистоговорки помогают развивать у детей фонематический слух, грамматику, словарь и связную речь. Чистоговорки используются для отработки и закрепления трудных звуков в речи , поэтому их следует использовать только тогда, когда ребёнок уже может произносить правильно основной звук. Разучивая, чистоговорки с ребёнком старайтесь, чтобы произношение звуков было чистым , делайте это не торопясь. Для автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз , выполняя при этом разные задания – произносить её тихо, громко с разными интонациями. Интонация может быть с добрыми нотками, громкими звуками или тихими. Если ребёнок не слышит отдельные звуки, тогда необходимо обратить внимание на фонематический слух, от которого зависит произношение отдельных звуков, слов, впоследствии предложений. Чтобы у ребёнка с каждым днём улучшалось развитие речи , необходимо с ним заниматься с раннего возраста. Некоторые дети не могут произносить такие буквы, как Л, Н, С с них и надо начинать. Пока ребёнок не научится говорить простые звуки, не сможет произносить и более сложные. Чистоговорки для детей бывают как простые, так и сложные. Многие дети не любят долго повторять и учить, поэтому, если вы увидели, что нет внимания со стороны ребёнка, прекратите с ним занятие и продолжите в следующий раз, когда поймёте готовность и заинтересованность.

Для формирования четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд чистоговорок .

Звук «Г»

Га - га - га - у козы рога.

Га – га – га - зеленые луга.

Гу - гу – гу - по лугу бегу.

Гу – гу – гу - я гуляю на лугу.

Го – го – го - стоит вагон.

Ге –ге – ге - болит палец на ноге.

Ги – ги – ги - снять ботинок помоги.

Звук «Б»

Бы – бы – бы - в лесу растут грибы.

Ба – ба – ба - мама, мама, вон труба.

Бу – бу – бу - ты и мне купи трубу.

Бе – бе – бе - потрубил я на трубе.

Звук «В»

Ва – ва – ва - выросла трава.

Ву – ву – ву - соберу траву.

Ву – ву – ву - я сниму сову.

Вы – вы – вы - нет травы.

Ве – ве – ве - васильки видны в траве.

Звук «Д»

Ду – ду – ду - дети бегают в саду.

Ду – ду – ду - за водой пойду.

Да – да - да - у меня вода.

Да – да – да - буду строить города.

Да – да – да - горячая вода.

Ды – ды – ды - нет воды.

До – до – до - там на дереве гнездо.

Звук «Ж»

Жа – жа – жа - убежали два ежа.

Жи –жи – жи - бегут ежи.

Жи – жи – жи - под кустом живут ежи.

Жу – жу – жу - молока дадим ежу.

Жи – жи – жи - в нашем доме этажи.

Звук «З»

За – за – за - вот идёт коза.

За – за – за - здесь привязана коза.

Зы - зы – зы - мало травки у козы.

Зу – зу – зу - отвязали мы козу.

Зи – зи – зи - обезьянку привяжи.

Зя – зя – зя - обезьянам здесь нельзя.

Зи – зи – зи - раз нельзя, так не вези

Звук «К»

Ко – ко – ко - кошка любит молоко

Ка – ка – ка - бежит река

Ко – ко – ко - вижу далеко

Ку – ку – ку - кукушка на суку

Ку – ку – ку -взяли дети по совку

Ак – ак – ак - у реки рыбак

Ук – ук – ук - а в траве сидит паук.

Звук «Л»

Лу – лу – лу - наточил Толя пилу

Ли – ли – ли - суп солёный не соли!

Ла – ла – ла - видишь, кружится пила

Звук «Р»

Ра – ра –ра - в школу мне пора.

Ра – ра –ра - дети нашего двора.

Ре – ре – ре - игры во дворе.

Ре – ре – ре - читаем во дворе.

Ри – ри – ри - на орехи посмотри.

Ро – ро – ро - у орехов есть ядро.

Ри – ри – ри - чисто говори .

Ри - ри – ри - на ветках снегири.

Ры – ры – ры - фишки для детворы.

Ря – ря – ря - алая заря.

Звук «Ш»

Ша – ша – ша - в камыше нашла мыша.

Шо – шо – шо - мышке с нами хорошо.

Ши – ши – ши - её любят малыши.

Публикации по теме:

Дыхательная гимнастика как средство развития речи Дыхательная гимнастика, как средство развития речи. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Сказки как средство развития связной речи дошкольников Сказки как средство развития связной речи дошкольников К. Г-к. Мерзлякова Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский.

«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников». «Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников». Театрализованная деятельность является одним из компонентов художественно-речевой.

Дидактическая игра как средство развития речи детей Дидактическая игра как средство развития речи детей Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой определяет.

Методический час «Загадки как средство развития речи» Чем выше общее развитие ребенка, тем лучше развита его речь. Наблюдение за словарём детей старшего дошкольного возраста показывают, что,.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий развития детей.

Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей.

Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого.

Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания исследовательско-творческого проекта «Старнички-чистоговорки».

Цель проекта: Развивать речь и формировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

К участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, их родители и педагоги дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

  • Создание психолого-педагогических условий для комплексной коррекции всех сторон речи у детей с ФФН при работе с чистоговорками.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование эмоционального контакта родителей с детьми.

Всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам, что позволяет успешно проводить коррекционную работу в заданном направлении.

На логопедические занятия к дошкольникам часто приходит в гости игрушечный попугай Кеша. Он очень любит проговаривать скороговорки, чистоговорки (зарифмованные фразы, в которых часто повторяется какой-либо звук), а ещё Кеше нравится рассматривать картинки к ним, но они встречаются редко.

Поэтому детям предлагается дома вместе с родителями придумать свою чистоговорку, записать её на альбомном листе и сделать к ней иллюстрацию. Готовые Старнички - чистоговорки - подарить Кеше на празднике, посвящённом его Дню рождения.

Для успешной реализации данного проекта необходимо организовать:

  • информирование родителей и воспитателей о ходе реализации проекта через папки передвижки «Всё о чистоговорках»;
  • занятия в Логопедической школе для родителей с целью коррекции речевых нарушений на материале чистоговорок;
  • приёмы работы с чистоговорками (с презентацией) .
  • упражнения в сочинении чистоговорок детьми в группе с воспитателем;
  • придумывание чистоговорок родителей с детьми;
  • совместную деятельность родителей и детей по изготовлению «Страничек -чистоговорок»;
  • подготовку к проведению праздника «День рождения попугая»;
  • совместный праздник родителей с детьми «День рождения попугая»:
  • проведение логопедических занятий по формированию правильного произношения на материале « Страничек-чистоговорок».

Средства оценки результатов реализации проекта:

  • диагностика обследования звукопроизношения детей с ФФН, ФН;
  • беседы с родителями и детьми о ходе реализации проекта;
  • выставки «Страничек-чистоговорок».

В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:

  • формирование фонетической стороны речи;
  • активизация воображения и словотворчества;
  • психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;
  • развитие педагогической компетентности родителей;
  • использование данных страничек на логопедических занятиях превращает обычную коррекционную работу в увлекательную игру.

Развитие проекта: создание детьми книг «Мои Чистоговорки».

Список литературы:

1. Кильмяшкина Т. Азбука скороговорок./Журнал «Обруч»№5 ,2008

2. Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями. - М.,2008

3. Чуковский К. От двух до пяти. - М.,1990

Валентина Викторовна увлекается комнатными растениями, любит детей и свою работу, читать, петь, заниматься самообразованием. В 2008 году стала лауреатом Всероссийского конкурса «Необычная буква» (газета «Дошкольное образование»), в номинации «Методические находки в обучении грамоте». Фото автора Valia

Приложение 1: Сценарий праздника «День рождения попугая».

Приложение 2: Презентация «Приемы работы с чистоговорками» .

подготовила

учитель – логопед

Кустова О. А.

Чистоговорки – это короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Чистоговорка может состоять как из одной фразы, так и нескольких фраз связанных с одним действием или предметом. Последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Ла-ла-ла - мы собрались у стола». Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребёнок доводит до автоматизма его произношение.

Логопедические чистоговорки можно использовать для того чтобы закрепить правильное произношение необходимых звуков в речи.

С помощью чистоговорок можно развивать и другие стороны речи. Так, их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие языкового чутья. В процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение.

Как работать с чистоговорками? Например, необходимо отработать ребёнком произношение звука [ Л]. Для этого:

Подбирает чистоговорку с этим звуком;

Произносим её с разной интонацией: вопросительной, повествовательной, восклицательной;

Проговариваем в быстром и медленном темпе;

Берём или придумываем другую чистоговорку с данным звуком и просим ребёнка закончить её самостоятельно нужным слогом или словом;

Просим произнести фразы так как бы это сделами медведь, лиса, комарик и тд.

Подбирая чистоговорки необходимо исключать те, в которых встречаются слова со звуками которые ребёнок не может правильно произносить.

Ещё боле интересно и полезно предложить ребёнку самому придумать чистоговорки или сделать это совместно с ним.

Са-са-са – на бумаге полоса.

Сы-сы-сы – у девчушки две косы.

Со-со-со – покатилось колесо.

Су-су-су – маме я цветы несу

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (кисель дадим лисе)

Ри – ри – ри – чисто говори.

Ря – ря – ря – алая заря.

Рю – рю – рю – нарисую я зарю.

Ри – ри – ри – на ветках снегири.

Ре – ре – ре – игры во дворе

Ро – ро – ро – на полу ведро.

Ры – ры – ры – фишки для игры.

Ра – ра – ра – весёлая игра.

Ру – ру – ру – гуси ходят по двору.

Ла – ла – ла - на полу юла.

Ла – ла – ла – прилетела к нам пчела.

Лу – лу – лу – стол в углу.

Лы – лы – лы – забиваем мы голы.

Ло- ло – ло – на горе стоит село

Ла-ла-ла, ла-ла-ла - наша белочка мала.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - есть у белочки дупло.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - там у белочки тепло.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу - рада белочка теплу.

Жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.

Жи-жи-жи - мне ужаток покажи.

Жу-жу-жу - я с ежами не дружу.

Жа-жа-жа - ёж уходит от ужа.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.

Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.

Жи-жи-жи – нас услышали ужи.

Же-же-же – приползли ужи к меже.

Ша, ша, ша - у меня лапша.
Ши, ши, ши - это малыши.
Шу, шу, шу - я флажком машу. Шу, шу, шу - я пилотку ношу.
Шок, шок шок - у меня Пушок. Ша-ша-ша - наша каша хороша.

За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе. Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

Ца - ца - ца - это наша курица. Цо - цо - цо - мы выходим на крыльцо. Цу - цу -цу - мы похлопали певцу. Це - це - це- много зёрен в огурце.

Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, "Речевого куба".

А вообще чистоговорка - это шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.

Основная задача чистоговорок - обучение детей четкому произношению звуков

Звук /а/

А-а-а-шире ротик, детвора.
А-а-а-у меня болит нога.
У-у-у-губы хоботком тяну.
У-у-у-дай трубу.
У-у-у-всех детей зову.

Звук /и/

И-и-и-ротик к ушкам растяни.
И-и-и-хорошо сиди.
И-и-и-песенку тяни.

Звук /о/

О-о-о-я надел пальто.
О-о-о-мне тепло.

Звук /б/

Ба-ба-ба – новая труба.
Бу-бу-бу – взяли мы трубу.
Бы-бы-бы – нет трубы.
Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы.

Звуки /в, вь/

Ва-ва-ва – выросла трава.
Ву-ву-ву – соберу траву.
Ву-ву-ву - я сниму сову.
Вы-вы-вы – нет травы.
Ви-ви-ви – Верочку зови,
Ве-ве-ве – Вера на траве.

Звуки /г, гь/

Гу-гу-гу – Гале помогу.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.
Гу-гу-гу - хорошо на берегу.
Га-га-га – зеленые луга.
Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.
Ги-ги-ги – Машенька, беги.
Ги-ги-ги - за шаром беги.
Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Звук /д/

Да-да-да - у меня вода.
Да-да-да - буду строить города.
Да-да-да - горяча вода.
Ды-ды-ды - нет воды.
Ды-ды-ды - на снегу следы.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
Ду-ду-ду - я рыбачу на пруду.
Ду-ду-ду - я по ягоды иду.
Ду-ду-ду - я по лугу иду.
Ду-ду-ду - в зоопарк иду.
До-до-до - там на дереве гнездо.

Звук /ж/

Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи – бегут ежи.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Жу-жу-жу – помогу ежу.
Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

Звуки /з, зь/

За-за-за – в огороде коза.
За-за-за - вот летает стрекоза.
За-за-за - у куклы синие глаза.
Зе-зе-зе - Зоя едет на Козе.
Зу-зу-зу - я яблоко грызу.
Зу-зу-зу - накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – язык длинный у козы.
Зы-зы-зы - у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.

Звук /й/

Ай-ай-ай – скоро месяц май.
Уй-уй-уй – ветер, дуй.
Ой-ой-ой – возьми меня с собой.
Ой-ой-ой - скачет заинька косой.
Эй-эй-эй – воды попей.

Звуки /к, кь/

Ка-ка-ка – бежит река.
Ко-ко-ко – вижу далеко.
Ку-ку-ку – кукушка на суку.
Ку-ку-ку - взяли дети по совку.
Ак-ак-ак – у реки рыбак.
Ак-ак-ак - расцветает мак.
Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ки-ки-ки - это кубики.
Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.

Звуки /л, ль/

Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ла-ла-ла - не забьете мне гола.
Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?
Ла-ла-ла - я малинник нашла.
Ло-ло-ло – у меня весло.
Лы-лы-лы – новые котлы.
Лу-лу-лу - купили пилу.
Лу-лу-лу - заведу юлу.
Ал-ал-ал – темный подвал.
Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал.
Ал-ал-ал - сказку дедушка читал.
Ол-ол-ол – вымыли пол.
Ол-ол-ол - начинается футбол.
Ул-ул-ул – новый стул.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
Ул-ул-ул - зимний лес уснул.
Ил-ил-ил – я полы помыл.
Ил-ил-ил - в барабан я бил.
Алка-алка – у Володи палка.
Олка-олка – у Володи иголка.
Улка-улка – у Володи булка.
Илка-илка – у Володи вилка.
Ля-ля-ля – зеленые поля.
Ли-ли-ли – малину мы несли.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
Ле-ле-ле – еду на осле.

Звуки /м, мь/

Ма-ма-ма-дома я сама.
Ма-ма-ма - буду строить я дома.
Ма - ма - ма - на дворе зима.
Ма - ма - ма - вот пришла зима.
Ма - ма - ма - я поймал сома.
Му-му-му-молоко кому?
Ум-ум-ум - вот аквариум.
Мо-мо-мо-едим эскимо.
Ом-ом-ом - мы гулять идем.
Ом-ом-ом - это снежный ком.
Ом-ом-ом - слепим снежный дом.
Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.
Мы-мы-мы - дождались зимы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.
Ме-ме-ме - дай –ка травки мне.

Звуки /н, нь/

На-на-на – лампа у окна.
Ну-ну-ну – саночки тяну.
Он-он-он – телефон.
Ан-ан-ан – барабан.
Ан-ан-ан - мне купили барабан.
Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.
Ин-ин-ин – магазин.
Ни-ни-ни – звонок, звони.
Ень-ень-ень – теплый день.

Звуки /п, пь/

Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп - варю вкусный суп.
Уп-уп-уп – мы ели суп.
Пи-пи-пи – пирожок купи.

Звуки /р, рь/

Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра - во дворе гора.
Ра-ра-ра - в лес идти пора.
Ра-ра-ра - сад полить пора.
Ра-ра-ра - пришла зимняя пора.
Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.
Ра-ра-ра - суп варить пора.
Ра-ра-ра - суп снимать пора.
Ры-ры-ры – летят комары.
Ры-ры-ры - прокачусь с горы.
Ры-ры-ры - в камышах живут бобры.
Ры-ры-ры - любит Варечка шары.
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.
Ро-ро-ро – новое перо.
Ар-ар-ар – летит комар.
Ар-ар-ар - рядом синий шар.
Ар-ар-ар - улетает синий шар.
Ар-ар-ар - это красный шар.
Ар-ар-ар - над кастрюлей пар.
Ор-ор-ор – у Ромы топор.
Ур-ур-ур – не гоняй кур.
Ир-ир-ир – мы за мир.
Арка-арка – у Ромы марка.
Орка-орка – крутая горка.
Урка-урка – кошка Мурка.
Ирка-ирка – у Иры дырка.
Ря-ря-ря – синие моря.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю - тебе песенку дарю.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри - на рябину посмотри.
Ри-ри-ри - там расселись снегири.
Ри-ри-ри - ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри - на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри - на меня ты посмотри.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Звуки /с, сь/

Са-са-са – в окно летит оса.
Са-са-са - на траве роса.
Са-са-са - у меня коса.
Са-са-са - в сказке были чудеса.
Са-са-са - в норе живет лиса.
Са-са-са - будку сделали для пса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Су-су-су - заплету косу.
Су-су-су - наточу косу.
Су-су-су - я гулял вчера в лесу.
Сы-сы-сы - у сома усы.
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.
Сы-сы-сы – нет осы.
Сы-сы-сы - у меня две косы.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ас-ас-ас – я пью квас.
Ас-ас-ас- белка делает запас.
Ос-ос-ос – у собаки нос.
Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.
Ис-ис-ис – я ем рис.
Ус-ус-ус – я ем мусс.
Аска-аска – у Сони маска.
Оска-оска – у Сони соска.
Иска-иска – у Сони миска.
Уска-уска – у Сони блузка.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.
Ась-ась-ась – плывет карась.

Звуки /т, ть/

Та-та-та – я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты - у куклы белые банты.
Ты-ты-ты - я люблю цветы.
То-то-то – я иду в пальто.
От-от-от - летит в небе самолет.
От-от-от - испугался серый кот.
Тя-тя-тя – у меня дитя.
Ти-ти-ти – со мной не шути.
Ит-ит-ит - каша пшенная кипит.
Ить-ить-ить – я хочу пить.
Те-те-те – чайник на плите.
Ать-ать-ать – я иду гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.

Звуки /х, хь/

Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ху-ху-ху – ели мы уху.
Ух-ух-ух - ходит по двору петух.
Ух-ух-ух - развалился домик - бух!
Их-их-их – ветерок затих.
Ох-ох-ох – зеленый мох.
Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Звук /ц/

Ца-ца-ца – вот идет овца.
Ца-ца-ца - дождик льется без конца.
Цу-цу-цу – не боюсь овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.
Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец – мы ели огурец.
Ац-ац-ац – у меня матрац.

Звук /ч/

Ча-ча-ча – дай мне калача.
Чу-чу-чу – я гулять хочу.
Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.
Чу-чу-чу - в самолете я лечу.
Чу-чу-чу - стать я летчиком хочу.
Чу-чу-чу - быстро всех домчу.
Чу-чу-чу - я колесами стучу.
Чи-чи-чи – красные кирпичи.
Чо-чо-чо – ох, как горячо!
Ач-ач-ач – пришел врач.
Ач-ач-ач - подарил мне папа мяч.
Оч-оч-оч – скоро ночь.
Ич-ич-ич – красный кирпич.
Ич-ич-ич - из песка пекут кулич.
Уч-уч-уч – у меня ключ.
Уч-уч-уч - в небе много туч.
Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.
Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.
Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.
Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.
Чок-чок-чок - вдруг упала на бочок.

Звук /ш/

Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша - вижу я в воде ерша.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу - я траву кошу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши - зашумели камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Аш-аш-аш - это котик наш.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.
Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Звук /щ/

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу – я тебя ищу.
Щу-щу-щу - я сома тащу.
Щу-щу-щу - васильки ищу.
Ще-ще-ще – я в плаще.
Щи-щи-щи – мы ели щи.
Щи-щи-щи - осенью нужны плащи.
Щи-щи-щи - паровоз, состав тащи!
Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.
Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.
Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.

Вот такие карточки можно скачать для занятий с ребенком. Сохраните нужную карточку себе на компьютер и распечатайте на принтере.































Дайте ребенку задание самому придумать чистоговорки на нужные звуки, ему точно понравится! А вы можете дополнить этими придумками нашу коллекцию чистоговорок, написав их в комментариях.

Герасимова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи"
Дата публикации: 13.06.2017
Раздел: дошкольное образование

Статья: «Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи».

Герасимова

Светлана

Геннадьевна,

г.Новокузнецк,

Кемеровская

область, д.с. №241.

Исследованиями

установлено,

правильное

произношение

очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей,

внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может

выразить

звукопроизношении

затрудняют

проблемами

звукопроизношении

наблюдается задержка в психическом развитии.

Развитие

правильного

звукопроизношения

поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому

начальной

является

недостаточно

произношение

определить

количество

последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или

недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении

навыками письма в школе.

Воспитание звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского

сада в двух формах: в процессе обучения в непосредственно организованной

образовательной деятельности и воспитания всех сторон звуковой культуры

речи в свободной деятельности. Правильное произношение звуков зависит от

деятельности

речевого

аппарата

деятельности

артикуляции,

подвижности

гибкости,

координации

артикуляционных

движений,

точности.

необходимо

систематически

упражнять

артикуляции,

проводить

упражнения,

направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного

положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной

струи, правильного дыхания.

непосредственно

организованной

образовательной

деятельности

работа по формированию звуковой культуры речи проводится в совокупности

задачами

речевого

развития

развитие

монологической

диалогической

грамматического

словарного

развитию

воспитатель

обращает

внимание

звукопроизношение,

дифференцировать звонкие и глухие звуки, шипящие и свистящие, сонорные.

Работе по обучению детей правильному звукопроизношению

помогают различные тренировочные упражнения, такие как:

Артикуляционные гимнастики и упражнения.

Чистоговорки.

Скороговорки.

Чистоговорки

стихотворные

упражнения,

направленные

развитие

артикуляционного

аппарата

помогающие

отработке

произношения какого – то звука при регулярном их повторении. Это короткие

фразы, построенные таким образом, что в первой части трижды повторяется

представляет

два-четыре

рифмующиеся с первой частью.

Выделяют

чистоговорки,

основанные

повторении

отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки. И чистоговорки,

имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется

отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.

Например, фразы «та-та-та − у нас дома чистота», «ты-ты-ты − сметану съели

всю коты» не несут смысловой нагрузки, а вид обычного стихотворения

чистоговорка

Игрушка не простая

– Индюшка расписная.

Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребенок доводит до

автоматизма

произношения.

чистоговорку

усложнить, если проговаривать слоги не три, а шесть раз и в более быстром

Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя

каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по

увеличивать,

качества

произношения.

проговаривать

чистоговорки

стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с

такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст

вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить

фразы с разжатыми зубами.

Чистоговорки помогут, закрепить правильное произношение звуков у

детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые

грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения

чистоговорок.

Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков

существует много способов, которые родители могут вполне применять в

домашних условиях.

превратить

полезный

инструмент

развития

чистоговорки

настоящую

Например, таким образом:

Нас интересует автоматизация «л» в чистоговорках.

Подбираем чистоговорку с нужным звуком: «Ла-ла-ла – кукла

весело жила».

Произносим

интонацией:

повествовательной,

вопросительной, восклицательной.

Поговариваем чистоговорку в быстром и медленном темпе.

чистоговорку

самостоятельно закончить фразу нужным слогом: «Ла-ла-ла – мы собрались у

сто…ла».

Просим ребенка произнести фразы так, как бы это сделали медведь,

использовать

животных. Если ребенок сам затрудняется придумать, как говорят животные,

показываем ему пример.

Такие забавы можно устраивать не только дома. Очередь в поликлинике,

например,

играми не

мучительной.

проявить

фантазию,

придумывать

чистоговорки

самостоятельно,

транспорте

интереснее.

Представляете:

Фор-фор-фор – это светофор.

За-за-за – жмем на тормоза.

Вет-вет –вет – ждем зеленый свет.

Рит-рит-рит – он уже горит.

И так всю дорогу. А сколько чистоговорок можно придумать в поезде,

особенно, если ехать несколько дней?! Про поезд это шутка, конечно, как и

придумывать

чистоговорки.

попробовать можно. И если вашего малыша увлечет это занятие, то тогда и

по целым дням можно их выдумывать и повторять. А неплохо и записать

историю своей поездки в чистоговорках на видео, диктофон или в тетрадь.

Чистоговорки

развивать

правильное

произношение. С их помощью вы можете развивать фонематический слух,

отличать

слова-действия

(глаголы)

с л о ва -п р и з н а к и

(прилагательные).

чистоговорок

называть

рифмованные

научиться

склонять слова по падежам. И все это можно реализовать в игре.

Таким образом, чистоговорки и скороговорки имеют большой потенциал

формированию

звуковой

культуры

процессе

проговаривания

скороговорок

чистоговорок

формируется

правильное

звукопроизношение,

произнесение

соответствии

языковыми

аппарата,

вырабатывается умеренный темп речи, правильное речевое дыхание, навыки

использования