Адмирал дениц биография. История и этнология. Факты. События. Вымысел. В качестве рейхспрезидента

22.03.2022 История 

Карьера: Адмирал
Рождение: Германия, 16.9.1891
Дёниц полагал, что войну можно выиграть, если топить суда большим тоннажем, чем противник в силах строить. Он упорно сопротивлялся предложению Гитлера часть подводных лодок перевести в Средиземное море, ибо знал, что они не смогут вернуться из-за сильных западных течений в Гибралтарском проливе.

Дёниц Карл. Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам определить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.

Дёниц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау, неподалеку от Берлина. Младший отпрыск инженера-оптика Эмиля Дёница из фирмы Карла Цейса в Йене, он до срока остался без матери. После гимназии и реального училища юноша в 1910 году поступил в Имперское военно-морское училище в Киле. В 1912 году его перевели в военно-морское училище в Мюрвике, далее для окончания обучения назначили вахтенным офицером легкого крейсера Бреслау и осенью 1913 года произвели в лейтенанты. Во время Балканского кризиса Бреслау участвовал в блокаде Черногории. К началу важный войны крейсер находился на Средиземном море, с отрядом Сушона прорвался на Черное море и вошел в состав турецкого флота. Когда в июле 1915 года Бреслау подорвался на русской мине у Босфора и встал на ремонтик, лейтенант в качестве летчика и воздушного наблюдателя участвовал в боевых действиях у Галлиполи. В феврале 1916 года его произвели в обер-лейтенанты, а летом послали переучиваться на подводника.

С 1 октября 1916 по январь 1917 года Дёниц проходил подготовку в Германии. Затем его направили на Адриатическое море. На подводной лодке U-39 капитан-лейтенанта Вальтера Фольстмана Дёниц неплохо себя зарекомендовал и был откомандирован в Киль на курсы командиров подводных лодок. В январе 1918 года его назначили распоряжаться на Средиземном море UC-25, минным заградителем, тот, что не возбраняется было применять и в торпедном варианте. В первом походе юный начальник потопил корабль, следом проник на рейд порта Аугуста (Сицилия) и торпедировал итальянский угольщик. На обратном пути лодочка села на мель, и пришлось хлопотать помощи австрийцев. Тем не менее кайзер наградил моряка орденом Дома Гогенцоллернов. После ремонта в июле Дёниц поставил мины у острова Корфур и торпедами атаковал 4 судна, из которых одно выбросилось на берег, а другие, по всей вероятности, потонули. Наблюдать их погибель мореходец не мог: приходилось покидать от эскорта, которым англичане сопровождали конвои.

В награду за успешное крейсерство Дёница назначили распоряжаться больше современной UB-68. 4 октября 1918 года начальник атаковал британский конвой, потопил транспорт Упэк, но при погружении из-за неопытности экипажа лодочка провалилась на глубину свыше предельной. Дёниц приказал продуть цистерны, определить рули в горизонтальное положение и вручить ход. Лодку выбросило на поверхность в центре конвоя, где ее штурмовали британские эсминцы. Погрузиться не удалось (кончился сжатый воздух). Обер-лейтенант приказал экипажу бросить лодку и затопить ее. Большинство экипажа подобрали английские корабли.

Чтобы быстрее возвратиться на родину, попавший в лагерь для офицеров в Ридмайере у Шеффилда Дёниц симулировал сумасшествие в такой степени натурально, что лагерное руководство поверило и репатриировало его. В июле 1919 года обер-лейтенант вернулся в Германию и служил на военно-морской базе в Киле. Дёниц оказался одним из немногих прежних офицеров, остававшихся на небольшом немецком флоте, существовавшем в дозволенных Версальским договором пределах. Так как контракт запрещал Германии иметь в распоряжении подводные лодки, в 1920 году Дёниц стал командиром миноносца Т-157 в Свинемюнде (Померания), в 1921 году был произведен в капитан-лейтенанты. Через два года он вернулся в Киль экспертом минно-торпедно-разведывательной инспекции, участвовал в разработке новой глубинной бомбы.

Осенью 1924 года, потом окончания курсов штабных офицеров, Дёница направили в Берлин. Он участвовал в разработке нового военно-морского устава и положения о воинских преступлениях. В 1928 году Дёниц продолжил службу штурманом крейсера Нимфе на Балтике, в ноябре был назначен командиром 4-й миноносной полуфлотилии. Располагая 4 миноносцами, морячок на маневрах отрабатывал тактические приемы, подобные последующим действиям подводных лодок. На осенних маневрах он отличился, разгромив конвой условного противника, и обратил на себя чуткость контр-адмирала Вальтера Гладиша, тот, что стоял во главе тайной подготовкой подводной войны. С конца 1930 по 1934 год Дёниц служил в Вильгельмсхафене, занимался внутренней безопасностью. В начале 1933 года командированный в британские и голландские колонии мореход побывал на Мальте, Красном море, в Индии, на Цейлоне, в Батавии на Яве, в Сингапуре. В октябре его произвели в фрегаттен-капитаны. В 1934 году Дёниц совершенствовал британский язык в Англии, а по возвращении стал командиром легкого крейсера Эмден.

После прихода к власти Гитлера с его планом немедленного начала военно-морской экспансии Дёниц вернулся в подводный флот. 1 февраля 1935 года фюрер приказал активизировать возведение подводных лодок, посредством 6 недель отказался соблюдать статьи Версальского договора. 8 июня Дёница назначили фюрером подводных лодок. Он возглавил 1-ю подводную флотилию, которая к сентябрю насчитывала 11 малых подводных лодок. 1 октября моряка произвели в капитаны цур зее.

Опираясь на свой навык, а ещё на зарубежные труды по стратегии подводного флота, Дёниц по сути создал немецкую теорию ведения подводной войны. Он сам возглавлял конструированием подводных лодок, заботился о совершенствовании двигателей, писал руководства по обучению моряков-подводников. У него были две основные военные концепции. Во-первых, Дёниц убеждал вышестоящих начальников, что главной целью подводных лодок должны быть не военные, а торговые суда, чтобы нарушать снабжение противника. Вторая концепция, сыгравшая в особенности значительную образ в ведении подводной войны, сводилась к тому, что подводники должны делать устойчивыми группами, которые Дёниц называл волчьи стаи. По его настоянию началась постройка подводных лодок 7-й серии, пригодных для действий в океане. Деятельность Дёница поддерживал командующий флотом Ральф Карлс. Однако адмирал Редер, сторонник крейсерской войны супротив Великобритании, писал отрицательные резолюции на записках Дёница, утверждавших, что подводные лодки способны достичь победы войну.

Дёниц поставил целью сформировать флот из 300 лодок, но эту работу замедляла ограниченность ресурсов стали, на которые претендовали кроме того рядовой флот и вооруженные силы. К началу Второй важный войны у Дёница было всего 56 лодок, из которых меньше половины могли известия боевые действия в Атлантическом океане. Тем не менее уже к концу сентября потери союзного тоннажа достигли 175 тысяч тонн, а U-47 Прина по плану Дёница в темное время суток на 14 октября потопила линкор Ройал Оук в гавани Скапа Флоу. Встречавший лодку гросс-адмирал Редер прямо на пирсе произвел Дёница в контр-адмиралы.

Верфи выпускали только 2 подводные лодки в месяц. Вернувшиеся из похода субмарины нечем оказалось сменить. В октябре потопленный тоннаж составил 125 тысяч тонн, в ноябре - 80 тысяч тонн и в декабре - 125 тысяч тонн. Общие потери судов союзников составили до 31 марта 1940 года 343 610 тонн, что Великобритания, располагавшая тоннажем в 24 млн. тонн и спускавшая 200 тысяч тонн судов ежемесячно, могла снести. Использование подводных лодок в норвежской операции и неполадки с взрывателями торпед уменьшили в апреле потопленный тоннаж до 80 тысяч тонн. Только когда позже падения Франции подводные лодки Дёница стали вылезать из французских портов, время их боевого патрулирования увеличилось и грубо возрос уничтожаемый тоннаж, составив за 7 месяцев 343 судна водоизмещением 1 млн. 754 тыс. 501 тонна, что уже начало грозиться безопасности Великобритании, которая не успевала компенсировать потери.

В августе 1940 года вице-адмирал Дёниц перенес штаб-квартиру в Париж, откель было удобнее стоять во главе подводниками. Он вел скромную, размеренную существование, заботился о быте моряков, встречал их потом походов, давал вероятность передохнуть и снять нервное натуга, за что его любили и называли Папа Карл или Лев.

Лишь к концу 1940 года цифра выпускаемых ежемесячно подводных лодок возросло с 2 до 6. На 1 сентября 1941 года ещё насчитывалось только 57 подводных лодок, считая негодные. Англичане же организовали охрану конвоев, начали применять противолодочные самолеты дальнего действия, и потери германских подводников стали вырастать.

Дёниц полагал, что войну позволительно победить, если топить суда большим тоннажем, чем недруг в силах создавать. Он неотступно сопротивлялся предложению Гитлера доля подводных лодок перевести в Средиземное море, оттого что знал, что они не смогут возвратиться из-за сильных западных течений в Гибралтарском проливе. Когда все же пришлось 10 субмарин обратить на Средиземное море, это ухудшило вероятность проведения операций в Атлантике. Тем не менее подводники и другие военные силы топили судов больше, чем строили канадские и британские верфи.

Объявление Гитлером войны США после этого Пёрл-Харбора грубо ухудшило положение Германии, потому как немецкий флот не был в состоянии сладить с мощью американской промышленности. Тем не менее, Дёниц сделал все, что может быть, для усиления сопротивления. Сфера деятельности немецкого подводного флота расширилась. Американцы не продумали систему защиты своего судоходства. Уже 15 января 1942 года Дёниц приказал уничтожать американские суда у берегов Америки; к 10 мая были потоплены 303 судна (2 015 252 тонны). Но в июле американцы начали формировать конвои. Отправка части лодок к берегам Норвегии в начале 1943 года привела к тому, что у американских берегов вместе с тем действовали только 10-12 субмарин. Дёниц чувствовал родное бессилие, и Гитлер в утешение произвел его в марте 1942 года в адмиралы. Когда Редер оставил службу, Гитлер 30 января 1943 года назначил Дёница главнокомандующим Кригсмарине с чином гросс-адмирала. Сверх того, мореход продолжал откликаться за формирование немецкого подводного флота на новом этапе войны. Теперь превосходство на море и на суше перешло к союзникам. Подводные лодки стали обнаруживать с помощью радаров, союзники научились раскрывать немецкие шифры и предуготовлять места расположения волчьих стай.

Дёниц переехал в Берлин. Он отговорил Гитлера от истребления надводного флота и старался применять корабли, чтобы препятствовать хотя бы части кораблей английского флота. Но все же он больше продолжал возглавлять действиями подводников, которыми ныне командовал адмирал Эберхард Гот. В марте 1943 года волчьи стаи потопили 120 судов (627 300 тонн), потеряв 11 лодок, и Гитлер наградил гросс-адмирала Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Но потери подводников росли из-за действий корабельной и базовой авиации американского и английского флотов на выходившие в море и возвращающиеся лодки. В мае германские подводники потопили 56 судов, но и сами лишились 41 субмарины.

В последние годы войны Дёниц старался сооружать как позволительно больше подводных лодок и применять их в районах, где операции были менее опасны, но приводили к хорошим успехам (Карибское море, район Азорских островов). Он торопил формирование научных исследований, пытался противопоставить усилиям союзников шноркели, позволявшие подводным лодкам заряжать аккумуляторные батареи под водой. Продолжалось усовершенствование двигателей и торпедных систем. Но лодки 21-й серии, способные, по мнению главнокомандующего, достичь победы, начали входить в строй уж очень поздненько. Немецкие подводники, которые без малого выиграли битву за Атлантику в 1942 году, в следующем - уже не смогли результативно ограничить грузопотоки сквозь океан. Они стали топить меньше торговых судов, чем теряли лодок. Неудачей и большими потерями окончилась попытка штурмовать союзные силы, осуществлявшие высадку в Нормандии. Дальнейшие попытки массированно применять субмарины уже не могли доставить фарт. Из 820 лодок, участвовавших в битве за Атлантику с 1939 года, погибли 781, из 39 тысяч подводников - 32, главным образом в конце войны.

Несмотря на поражения германских войск, Дёниц оставался сторонником Гитлера, оправдывал все его решения и временами выступал с пропагандистскими заявлениями в духе Геббельса. Он присутствовал на последнем дне рождения Гитлера. Видимо, оттого фюрер перед смертью и назначил Дёница своим преемником в должности канцлера. 2 мая гросс-адмирал обосновался в кадетском корпусе в Мюрвике под Фленсбургом, старался быстрее прервать войну с Западом и как разрешается больше немцев вывезти морем из зоны советского влияния. 23 мая 1945 года он был арестован. При проверке интеллектуального коэффициента его индекс составил 138, приближаясь к индексу гения.

Как преемник Гитлера Дёниц предстал перед судом. Союзные эксперты признавали, что америкосский флот вел тотальную подводную войну с самого начала и что потопление нейтральных судов в зоне, объявленной опасной, не является преступлением. Судья признал невиновность Дёница по всем пунктам обвинения. Сам гросс-адмирал ссылался на то, что действовал по приказу. В конце концов он получил 10 лет тюремного заключения - самый-самый мягонький из вынесенных в Нюрнберге приговоров. Срок он отбывал в Шпандау. После освобождения 1 октября 1956 года Дёниц выхлопотал адмиралтейскую пенсионную выплату и жил с супругой в достатке. После смерти 2 мая 1962 года жены он жил в Аумюле единственный. Почти все время морячок посвятил писательской деятельности, написав книги 10 лет и 20 дней (1958), Моя захватывающая жизнь (1968), Германская военно-морская стратегия во Второй важный войне (1968). Он скончался 24 декабря 1980 года в Аумюле и 6 января 1981 года был похоронен. При погребении присутствовали ветераны - товарищи по оружию.

Карл Ламберт Carl Lambert

Ламберт Карл Осипович де (1772 - 30.5.1843, имение Циглеровка Константиновский уезд Полтавской губернии), граф, генерал от кавалерии (12.12.1823),..

Который помимо своих успехов в уничтожении союзного тоннажа, также известен своей женитьбой на дочери Карла Деница Урсуле.


На этом фото запечатлена семья Хесслеров - Гюнтер Хесслер, его жена Ингеборга (урожденная Дениц). В самом низу снимка фотограф захватил в объектив лишь часть головы мальчугана, который очень походит на Карла Деница, и потому может быть предположительно сыном Гюнтера и Урсулы, а также, разумеется, внуком будущего гросс-адмирала и последнего рейх-президента Германии. Полагаю, что многие кто видел это фото задавались таким вопросом. Сегодня на него можно получить ответ, как и на другие вопросы, связанные с семьей Карла Деница.

Карл Дениц родился 16 сентября 1891 года. 27 мая 1916 года молодой 24-летний морской офицер Карл Дениц сочетался браком с медсестрой Ингеборгой Вебер. История их знакомства достаточна интересна и можно сказать, что причиной ему послужила Первая Мировая Война.

Ингеборга Вебер родилась 10 февраля 1893 года в семье офицера императорской армии Германии Эриха Пауля Вебера, будущего генерала от инфантерии. Вебер, более известный по своему прозвищу "Паша", оставил определенный след в истории Первой Мировой Войны. В 1914 году Вебер в чине полковника в составе немецкой военной миссии был отправлен в Стамбул в качестве "военного инженера и специалиста по оборонительным сооружениям". 18 апреля 1915 года получил звание генерал-майора и прозвище "Паша". Принимал участие в боевых действиях на полуострове Галлиполи. Не нашел общего языка с генералом Лиманом фон Сандерсом и был переведен в Германию. В 1916 году командир 50-й пехотной дивизии, принимавшей участие в сражении у Вердена. Позже командир 9-й пехотной дивизии, которой командовал до конца войны. После капитуляции Германии продолжал службу в Рейхсвере. Вышел в отставку в 15 июня 1921 в звании генерала инфантерии. Скончался в 1933 году.

Генерал Эрих Пауль Вебер, тесть Карла Деница

Уезжая в Турцию, Вебер взял с собой свою семью. Так Ингеборга оказалась в Стамбуле, где она работала в госпитале медсестрой. Именно там состоялось её знакомство с молодым офицером с крейсера "Бреслау" Карлом Деницем, вскоре который сделал ей предложение. После получения разрешения на брак от Командования ВМС и доказывания Деницем, что его доход, как флотского офицера, достаточен для содержания семьи, Ингеборга и Карл были обвенчаны в Стамбуле священиком посольства, а в будущем священиком Кайзермарине графом фон Люттихау.


Офицеры крейсера "Бреслау" после награждения Железными Крестами. Карл Дениц на переднем плане сидит по "турецки" скрестив ноги (слева). На этом снимке также присутствует другая известная личность в немецком флоте. Третий справа в ряду стоящих офицеров, находиться артиллерийский офицер крейсера капитан-лейтенант Карльс, будущий генерал-адмирал Кригсмарине.


Часть группового снимка на линейном крейсере "Гебен". Карл Дениц держит на коленях собаку.

Первой в семейной чете Дениц родилась дочь Урсула (к сожалению, дату её рождения установить не удалось. Приблизительный год рождения 1917-1920). Затем с разницей в два года у Деница родились два сына: Клаус (14 мая 1920) и Петер (20 марта 1922). Можно предположить, что Карл и Ингеборга были счастливы в браке, хотя Ингеборге пришлось вкусить всю "прелесть" жены военного моряка, особенно в годы войны, так как у её мужа практически не было времени на семью. Сначала он попал в плен к британцам, затем вновь вернувшись на флот, уходил в кругосветные плавания, пропадал в море на долгое время на учениях со своей флотилией подводных лодок. А после этого началась война, закончившаяся капитуляцией Рейха и 10 летней отсидкой Деница в Шпандау по приговору Нюрбергского трибунала.


Гросс-адмирал Кригсмарине. 1944 г.


Карл Дениц. Нюрбергский трибунал 1946 г.


Окончание срока заключения в Шпандау. Карл и Инге Дениц. 1956 г.

Клаус и Петер, пошедшие по стопам отца, выбрали карьеру офицеров Кригсмарине и оба погибли во время войны. Лейтенант цур зее Петер Дениц погиб на U 954 в Атлантике.

Оберлейтенант цур зее Клаус Дениц был убит на борту немецкого ТКА S 141 в Ла Манше. Его смерть была нелепой. По правилам действовавшем в германском флоте, если старший офицер имел несколько сыновей и терял одно из них на фронте, то его другие сыновья могли после этого оставить службу. Клаус после гибели Петера оставил флот и поступил в Тюбингенский университет на медицинский факультет. Но он не переставал поддерживать связей со своими бывшими сослуживцами и в день своего 24-летия он встретился со своими офицерами в Шербуре. Для развлечения он решил сходить на катере S 141 в качестве гостя в боевой поход. Катер был обнаружен и потоплен кораблями союзников. Фрегат "Стейнер" и ЭМ "Ла Комбатант" сумели поднять из воды только 6 немецких моряков. Тело Клауса Деница море отдала лишь через некоторое время, выбросив его на побережье Франции.

Старший сын Клаус


Младший сын Петер

Урсула вышла замуж в 1937 году за офицера Кригсмарине Гюнтера Хесслера, в последствие командира подлодки U107 и будущего подводного аса. В браке у них родились трое детей: старший сын Петер (1939), дочь Уте (1942) и Клаус (1945).

Семья Карла Деница.
Стоят (слева на право): Клаус (младший внук, 11 лет), Петер (старший внук, 17 лет), жена Ингеборга, дочь Урсула, зять Гюнтер Хесслер. Сидят Карл Дениц и Уте (внучка, 14 лет). 1956 г.

Вполне вероятно, что Ингеборга Дениц в предвоенные годы и годы войны продолжала работать медиком, так как после войны и во время нахождения Карла Деница в Шпандау, она с 1947 по 1956 год работала в больнице Гамбурга сначала, как медсестра, а затем регистратором у профессора медицины Генри Кюнстмана. С выходом Карла Деница из Шпандау в октябре 1956 года, Ингеборга оставила медицину и остаток своих лет провела с мужем и внуками. Скончалась Ингеборга Дениц 2 мая 1962 года в возрасте 69 лет.. Карл Дениц пережил свою супругу на 18 лет и умер в возрасте 89 лет 24 декабря 1980 года.


Карл и Инге Дениц.

Зять Деница Гюнтер Хесслер после войны открыл свое дело и стал впоследствии хозяином фабрики. Однако в возрасте 58 лет Хесслер умер 4 апреля 1968 года.Для Карла Деница это было трудное время, когда сначала он стал вдовцом, а затем овдовела и его дочь. О дальнейшей судьбе Урсулы Дениц нет каких-либо упоминаний, в том числе и о её смерти. Вполне возможно, что она еще жива, хотя сейчас ей может быть уже за 90 лет.

Возвращаясь к вопросу снимка семьи Хесслеров, не остается сомнений, что на малыш на фото, никто иной, как старший внук Карла Деница Петер.

В качестве небольшого дополнения добавлю, что стала известна причина гибели старшего брата Карла Деница Фридриха (о нем я писал ). Фридрих погиб во время одной из бомбардировок Берлина союзниками.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Как умудрился сын простого инженера стать гросс-адмиралом Рейха и последним фюрером Германии? Просто Карл Дениц всегда знал, что произойдет завтра. В этом ему помогало его аналитичсекое мышление, стремление выстраивать свои представление о мире в виде жестких автономных моделей, острое восприятие перспективы процесса и при этом страстное нежелание поддаваться чужому давлению, настаивание на своем мнении. А его мнения всегда отличались дьявольской проницательностью и точностью.


Юность и молодость

Карл Дениц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау под Берлином и был вторым и последним ребенком и нженера-оптика Эмиля Деница, работавшего в знаменитой фирме Карла Цейсса в Йене. Дети рано остались без матери. Эмиль Дениц понимал, что только хорошее образование обеспечит его сыновьям достойное будущее. Карл учился сначала в гимназии Цербста, а затем в реальном училище в Йене. 1 апреля 1910 года юный Дениц начал обучение в военно-морском училище в Киле.


Начало первой мировой войны застало "Бреслау" в Средиземном море. Ему удалось уйти от англичан в Турцию, где крейсер присоединился к флоту Оттоманской империи и воевал в Черном море против русских. Во время одного из рейдов "Бреслау" ворвался в гавань Новороссийска, потопил все находившиеся там корабли и разрушил нефтехранилища.

В июле 1915 года у входа в Босфорский пролив "Бреслау" подорвался на русской мине. Пока крейсер ремонтировали, Дениц устроился в ВВС и в качестве стрелка и летнаба принял участие в боевых действиях у Галлиполи. В феврале 1916 года его произвели в обер-лейтенанты цур зее, а летом отозвали в Германию и отправили переучиваться на офицера подводного флота, на который возлагались большие надежды.

С 1 октября 1916 года по январь 1917 года Дениц прошел необходимую подготовку и продолжил службу в Адриатике, на U-39, которой командовал капитан-лейтенант Вальтер Фольстман, в качестве торпедного офицера. Здесь Карл Дениц приобрел необходимые практические навыки. Он хорошо зарекомендовал себя, был вызван в Киль, закончил там курсы командиров подлодок и в январе 1918 года получил UC-25 водоизмещением 417 тонн, бывшую одновременно минным заградителем и торпедной субмариной. Дениц получил приказ действовать в Средиземном море.

К тому времени, когда Дениц вывел лодку в первое патрулирование, было ясно, что германская тотальная подводная война не оправдала надежд и потерпела поражение, так как англичане разработали надежную систему конвоев и обладали мощными глубинными бомбами. Тем не менее Дениц отличился. Сначала он потопил пароход, а затем дерзко проник на внутренний рейд сицилийского порта Аугуста и потопил 5000-тонный итальянский угольщик, который принял за английскую плавучую мастерскую "Сайклопс". Даже несмотря на то что, возвращаясь на базу, Дениц посадил лодку на мель, Кайзер наградил его орденом Дома Гогенцоллернов.

К великому стыду Карла Деница, с мели его снял австрийский эсминец.
Тем временем Дениц предупредил командиров подводных лодок, чтобы они соблюдали особую осторожность в отношении вражеских самолетов и надводных кораблей. Он разрешил принять на борт только такое количество людей, которое не ухудшит маневренности лодок под водой. Одновременно штаб подводных сил, находящийся в Париже, обратился к правительству Виши с просьбой послать из Дакара крейсер и несколько шлюпов, чтобы они подобрали спасшихся. Была выбрана точка встречи, и германские лодки пошли на север, оставив позади плавающие обломки "Лаконии". Хартенштейн шел первым, буксируя за собой караван из 4 нагруженных до предела шлюпок. Лодки медленно продвигались против встречной волны. Однажды ночью 16 сентября лопнул буксировочный конец, и Хартенштейну пришлось несколько часов собирать потерявшиеся шлюпки
.


Продвижение по службе

В 1919 году многим молодым морским офицерам было ясно, что есть более важные заботы, чем возрождать бесславно павшую монархию. Но не Деницу. Дениц, как он сам это признавал, был монархистом и по своему убеждению, и по своему воспитанию. Теоретически он также и позже признавал монархию самой идеальной формой государственного устройства, и саркастическое высказывание Гитлера о том, что армия у него христианская, ВВС - национал-социалистические, а ВМС - кайзеровские, относилось также и к Деницу. Но Дениц продолжил службу не поэтому. Народ и родина для таких офицеров как Дениц были превыше всего. Он продолжил службу на военной базе в Киле, но в душе страстно желал вернуться на подводный флот, который должен был возродиться, несмотря на то что Версальский договор запрещал Германии иметь таковой.

В 1920 году Дениц перевелся на торпедные катера и стал командиром Т-157 на базе Свинемюнде на побережье Померании.

Работая в штабе, Дениц проявил себя старательным, самокритичным, требовательным служакой-трудоголиком. Он был прекрасно осведомлен о шагах, которые предпринимались руководством флота, чтобы обойти запретительные статьи Версальского договора. В августе 1927 года подобная информация просочилась в печать, что вызвало "скандал Ломана". Что знал Дениц об этих нарушениях, осталось тайной, так как тот никогда не обмолвился об этом и словом. В 1928 году он продолжил службу на Балтике, штурманом крейсера "Нимфа".


1 февраля 1935 года Адольф Гитлер приказал начать строительство подводных лодок, а шесть недель спустя отказался выполнять статьи Версальского договора, ограничивавшие военные возможности Германии. 6 июня 1935 года Карл Дениц был назначен "фюрером подводных лодок" (Fuerer der U-boote, FdU) и возглавил 1-ю подводную флотилию. В сентябре Германия имела уже 11 небольших (258 т) субмарин. 1 октября Дениц стал капитаном цур зее.

Фюрер подводных лодок пользовался полной поддержкой командующего флотом Ральфа Карлса, но гросс-адмирал Редер планировал против Объединенного Королевства "войну крейсеров" и не уделял внимания строительству подводного флота. Дениц засыпал Редера памятными записками, в которых заявлял, что 300 субмарин выиграют войну рейха с Британией. Гросс-адмирал, словно насмехаясь над ним, неизменно вежливо отказывал.

Снова война

В отличие от Редера, Дениц понимал, что война начнется до 1944 года. Он чувствовал, что Польской кампанией Германии не отделаться. 3 сентября 1939 года, когда Великобритания и Франция объявили Германии войну, Дениц находился на своем командном пункте, представлявшем собой группу небольших деревянных строений в пригороде Вильгельмсхафена. Весть о начале войны он встретил потоком непотребной брани. В это время в его распоряжении было всего 56 лодок, из которых только 22 были достаточно велики, чтобы вести подводную войну в океане. Тем не менее они уже патрулировали в море и ставили минные заграждения у берегов Англии. 4 сентября капитан-лейтенант Герберт Шульце, командир U-48, доложил о потоплении им у берегов Шотландии "Ройял Септр". Этот корабль стал первым из 2603 кораблей союзников, пущенных на дно германскими субмаринами. К концу месяца подводный флот Деница потопил множество вражеских кораблей, общим водоизмещением 175000 т, доказав, что является весьма эффективным средством ведения войны на море. Однако производство лодок застыло на все том же уровне — 2 штуки в месяц.

Дальше - больше. Дениц лично спланировал операцию в Скапа Флоу, "спальне флота Его величества", которую в ночь с 13 на 14 октября осуществил на U-47 капитан-лейтенант Гюнтер Прин. Был потоплен линкор "Ройял Ок", что является феноменальным результатом. Когда U-47 вернулась на базу, там уже был гросс-адмирал Редер. Он поздравил экипаж с успехом и тут же, на месте, произвел Деница в контр-адмиралы.

Количество потопленных судов превышало количество построенных, несмотря на помощь, получаемую Черчиллем от своего "кузена" в Белом доме. Октябрь стал особенно тревожным месяцем. Как-то после войны Черчилль признался, что только во время "битвы за Атлантику" почувствовал настоящую угрозу для Англии.

Как и предполагал Дениц (уже вице-адмирал), британцы улучшили охрану конвоев и выработали приемы противолодочной борьбы. В марте 1941 года было потеряно 5 субмарин, а с ними несколько лучших экипажей. Вдобавок ко всему, у королевских ВВС появились "дальнобойные" противолодочные самолеты, и Деницу пришлось перенести оперативную зону дальше на запад, в район между британскими базами в Канаде и Исландии, куда не долетали самолеты.

Стратегия подводной войны Деница была предельно проста: потопить как можно больше судов противника и сделать это как можно быстрее. Если его субмарины смогут топить корабли быстрее, чем британцы смогут их строить, Объединенное Королевство окажется поставленным на колени. Дениц разозлился, когда Гитлер решил переправить 20 подлодок в Средиземное море, где те должны были ослабить мертвую хватку британцев на линиях коммуникаций стран "Оси" в Северной Африке. Дениц знал, что субмарина, вошедшая в Средиземное море, из-за сильных западных течений в Гибралтарском проливе обратно уже не вернется. Ему удалось отговорить фюрера от этого шага весной и летом, затем Гитлер снизил число лодок до 10, но осенью Деницу пришлось выполнять приказ. Из-за этого он был вынужден свернуть масштабные действия в Северной Атлантике. Тем не менее до 7 октября 1941 года Дениц не мог сказать, что год прошел неудачно. Союзники потеряли 1299 кораблей (4328558 т). Редер и его штаб установили, что канадские и британские верфи ежегодно производят только 1600000 т. Стало ясно, что Германия выигрывала "битву за Атлантику".

Все надежды похоронило нападение японцев на Перл Харбор. Гитлер совершил очень большую глупость, последовав 11 декабря примеру восточного союзника, объявив войну США. Теперь огромные производственные мощности американских промышленных предприятий работали против рейха.

Вступление США во вторую мировую войну означало для германского подводного флота только одно: скорое поражение.

Близость конца

В отличие от Гитлера, Геринга и большинства адмиралов, Дениц не был склонен недооценивать огромный потенциал военной машины США. Но Америка еще наслаждалась миром и не была в полной мере готова к войне. Кроме того, антибритански настроенный американский адмирал Эрнст Дж. Кинг не спешил воспользоваться опытом, накопленным англичанами, в борьбе с германскими субмаринами. Американские корабли ходили в одиночку, без эскорта, с горящими огнями и без всяких мер противолодочной безопасности. 15 января 1942 года Дениц приказал своим подводникам топить суда противника у берегов Америки. Только в январе они отправили ко дну 62 корабля (327357 т). К 10 мая было потоплено уже 303 корабля (2015252 т). Только в июле американцы начали формировать конвои. Веселым временам приходил конец. 22 января Гитлер и ОKM решили, что Норвегии угрожает вторжение, и приказали отправить все подлодки к ее берегам для разведки. Взбесившийся Дениц смог уговорить Гитлера отменить приказ, но лишился 20 лодок.

У американских берегов могли теперь охотится только 10 — 12 лодок. Дениц чувствовал свое полное бессилие. Чтобы утешить его, в марте 1942 года Гитлер сделал его полным адмиралом.

Число германских подлодок продолжало расти медленно. В 1942 году каждый месяц со стапелей должны были сходить 20 субмарин. Но производство отставало от графиков.

Летом 1942 года лодки Деница снова стали нападать на конвои в Северной Атлантике. Но делать это стало труднее, чем раньше, поскольку союзники разработали новую противолодочную тактику и обзавелись новой техникой. Самолеты, оборудованные радаром, противолодочные самолеты, запускавшиеся с корабельных катапульт, новый радар, который не могли засечь германские субмарины, НFDF (High Frequensy Direction Finder — высокочастотный определитель направления, или "Хафф-Дафф"), должны были расправиться с германским подводным флотом к маю 1943 года.

В январе Редер вышел в отставку и назначил двух возможных своих преемников — генерал-адмирала Рольфа Карлса и адмирала Карла Деница. Гитлер остановил выбор на втором. При дворе фюрера Дениц вскоре заимел могущественных друзей — министра вооружений Альберта Шпеера и адмирала Путткамера, военно-морского адъютанта Гитлера. Деницу присвоили звание гросс-адмирала и 30 января 1943 года назначили главнокомандующим Кригсмарине. Он получил дотацию в 300000 рейхсмарок. Первое, что сделал Дениц на новом посту, — немедленно уволил Карлса,бывшего покровителя, ставшего потенциальным соперником, а также многих назначенцев Редера.

Карл Дениц, всего за 3 года выросший от капитана цур зее до гросс-адмирала, оказался на вершине власти. Но он был и на краю самого сильного поражения. Он отговорил Гитлера от расформирования надводного флота, доказав, что последний свяжет непропорционально большое количество кораблей союзников, которые в противном случае смогут использовать их для усиления конвоев и борьбы с Японией.


Германская промышленность все-таки "родила" субмарину, способную сокрушить союзническую систему конвоев (тип XXI), но она Деницу уже не понадобилась.

В дни высадки союзников во Франции Дениц последний раз приказал атаковать их массированными силами. В бою участвовало 36 субмарин, но менее половины их уцелело. Но Дениц не успокоился. Он продолжал бросать в бой все новые и новые лодки, видимо, надеясь таким образом переломить ход войны. Его упрямство и безрассудность стали причиной гибели сотен германских моряков. В период с 6 июня по 31 августа 1944 года немцы потопили 5 кораблей эскорта, 12 грузовых судов (58845 т) и 4 десантные баржи (8400 т), потеряв 82 субмарины.

Из 820 германских подлодок, участвовавших с 1939 по 1945 год в "битве за Атлантику", 781 погибла. Из 39000 моряков-подводников погибли 32000. Большинство — в последние два года войны.

2 мая Дениц был вынужден перенести свою штаб-квартиру и столицу рейха в кадетский корпус в Мюрвике под Фленсбургом. Здесь он проводил политику, заключавшуюся, во-первых, в попытках как можно быстрее прекратить войну с Западом, во-вторых, в стремлении спасти как можно больше немцев от советской оккупации. Для этого Дениц посылал все имевшиеся в его распоряжении суда в балтийские порты, находившиеся еще в руках немцев, с приказом вывезти оттуда всех беженцев. Войскам предписывалось прикрывать эвакуацию, а затем отступать на запад. По приблизительным оценкам, за 8 дней, пока продолжались боевые действия, от советской оккупации было спасено 2 млн. человек.

Карл Дениц делал вид, что правит Германией, до 9.45 утра 23 мая, когда его вызвал на пароход "Патриа" генерал-майор армии США, член контрольной комиссии союзников Лоуэлл В. Руке. Никакого приема с военными почестями, как прежде, не было. Офицеры-союзники объявили, что впредь они считаются военными преступниками. В то же самое время войска 11-й британской танковой дивизии заняли Мюрвикский анклав и оккупировали резиденцию временного правительства. Военные силы были значительны, опасались, что гросс-адмирал со своим батальоном охраны может начать последнюю битву на суше. Наступил последний час и открылся путь в плен, что не имело теперь ничего общего с правилами Женевской конвенции. Многие соратники-адмиралы Деница предвидели это и ушли из жизни, приняв яд. Гросс-адмирал перенес все это унижение со стоическим достоинством. Британские солдаты не постеснялись неприятной процедуры личного обыска, а охота за так называемыми сувенирами часто приводила к пропаже личной собственности, как, например, случилось с маршальским жезлом гросс-адмирала. 23 мая 1945 года не стал днем славы для 11-й танковой дивизии.

Нюрнбергский процесс

Вскоре Дениц предстал перед Нюрнбергским трибуналом. Его заставили пройти тест на интеллектуальный коэффициент (IQ), который у него оказался равным 138 (почти гений) .Возможно, если бы Карл Дениц не стал "последним фюрером", он и не был бы включен в список главных военных преступников. 9-10 мая 1946 года, давая показания, он заявил, что просто выполнял приказ. Геринг сказал окружающим: "Первый раз за 3 недели я почувствовал себя превосходно. Наконец-то мы услышали, что в таких случаях должен говорить настоящий солдат ".

К чести Карла Деница следует сказать, что он сохранил в конце войны архивы германского ВМФ. Дениц считал, что флоту нечего скрывать. Его мрачная репутация была в основном порождена знаменитым "Приказом о "Лаконии" (Nicbtrettungsbefebl) от 17 сентября 1942 года. Он был истолкован как хладнокровный приказ расстреливать моряков, спасшихся с потопленных кораблей. Чтобы понять, что это был за приказ, и почему он появился, необходимо вернуться назад, в третий год войны, когда по залитым кровью просторам Атлантики рыскали волчьи стаи германских субмарин.

12 сентября капитан-лейтенант Хартенштейн, командир U-156, патрулировал примерено в 250 милях северо-восточ-нее острова Вознесения. Вечером он заметил британский вооруженный войсковой транспорт "Лакония" (19695 тонн). У него на борту находились британские солдаты, гражданские лица, женщины, дети и большое количество итальянских пленных, захваченных в Северной Африке. Хартенштейн атаковал траснпорт и выпустил 2 торпеды. "Лакония" начала тонуть. Были спущены спасательные шлюпки, масса людей попрыгала в воду. Хартенштейн подошел ближе к своей жертве.

Через несколько минут он поднялся на поверхность и услышал крики людей, пытающихся удержаться на воде. Он немедленно вызвал на палубу всю команду лодки и подошел еще ближе к тонущему судну, после чего начал подбирать спасшихся. Из перехваченного сигнала SOS он узнал название судна. В 1.25, когда "Лакония" уже скрылась под водой, он послал сообщение в штаб подводных сил:
"Потоплен Хартенштейном. Британский корабль "Лакония" в квадрате 7721, к несчастью вместе с 1500 итальянских пленных. К настоящему моменту спас 90. Требую указаний".

Деница подняли с постели в 3.45, и он сразу послал радиограмму:
"Группе "Полярный медведь": Шахту, Вюрдеманну и Виламовицу немедленно следовать полным ходом к Хартенштейну, квадрат 7721".
Через 15 минут он запросил Хартенштейна:
"Использовало судно радио? Спасшиеся в шлюпках или на плотах? Радируйте детали потопления".
Хартенштейн ответил:
"Судно точно передало свою позицию по радио. Имею на борту 173 человека, из которых 21 англичанин. Примерно 100 человек плавают рядом на личных спасательных средствах. Предложите дипломатический нейтралитет района. Перехвачена радиограмма находящегося недалеко парохода. Хартенштейн".

В отличие от других судебных разбирательств, защита приводила свои доказательства первой. После этого она могла подавать возражения в письменном виде, а суд имел право их не рассматривать, делая совершенно бесполезными. Деницу удалось провести защиту на высоком уровне. Будучи спрошен, был ли он заинтересован в использовании рабского труда на предприятиях, работавших на флот, он вообще отрицал, что знал о его использовании, и добавил, что его интересовала только сама продукция, а не то, как ее делали. Подсудимый отрицал, что имел какое-либо отношение к концлагерям, но признал, что приказал топить оказавшиеся в зоне боевых действий корабли нейтральных стран. Дениц считал этот приказ правильным. "Ведь их предупреждали, чтобы они держались подальше , — говорил он. — Но уж если они входили в зону, преследуя какие-то свои цели, то винить им оставалось только себя ". Даже Ф. Д. Рузвельт признавал это, заявив, что владельцы торговых судов не имеют права рисковать жизнью членов экипажей, отправляя их в зону боевых действий ради получения сиюминутной выгоды.

Дениц также обвинялся в планировании оккупации Испании (чтобы завладеть ее портами) и Гибралтара. Он не отрицал этого, а свои "фанатичные" пронацистские высказывания оправдывал тем, что они были необходимы для укрепления боевого духа солдат. В отличие от других подсудимых, Дениц не стал поносить Гитлера.

Обвинение строилось на признании нелегитимности тотальной подводной войны. По этому вопросу Деница поддержал адмирал ВМФ США Честер А. Нимиц. Он привел доказательство того, что этот метод ведения морской войны использовался Тихоокеанским флотом США с 8 декабря 1941 года, так что следует судить и его, Нимица. Действительно, если в действиях американских подводников на Тихом океане и подводников "Кригсмарине" на Атлантике и можно усмотреть какую-то разницу, то она будет не в пользу американских моряков. Про англичан и русских вообще упоминать не стоит. Англичане вели самую беспощадную подводную войну на Средиземном море (уничтожение "Океании" и "Нептунии" с несколькими тысячами погибших), а советские подводные лодки топили набитые до отказа беженцами суда, покидавшие Восточную Пруссию ("Вильгельм Густлоф" держит мрачный рекорд по количеству погибших в ходе одной морской атаки).

Во время заседаний Нюрнбергского трибунала многие подводники прибыли, чтобы выступить в защиту Деница. Одним из них был капитан 1 ранга Винтер, бывший командир 1-й флотилии подводных лодок. Он подготовил письмо, которое подписали многие командиры лодок. Бывшие офицеры призывали суд следовать велениям "человеческой и воинской совести". В письме говорилось, что гросс-адмирал Дениц никогда не отдавал приказа убивать моряков с торпедированных судов. Он только приказал командирам лодок после атаки оставаться под водой, чтобы уклониться от вражеских противолодочных сил. "В течение 5 лет самой жестокой войны мы узнали, что за человек Дениц. Никогда он не требовал от нас чего-то бесчестного. "

Теперь, 50 лет спустя, кажется, что обвинение Деница было построено на песке, но в то время страсти были накалены до предела. Британцы и русские жаждали заполучить скальп Деница, но американский судья Френсис Бидди требовал его оправдания по всем пунктам обвинения.

1 октября 1946 года, после того, как Геринг и еще несколько высших нацистов были приговорены к смерти, перед Нюрнбергским трибуналом предстал Карл Дениц. Он узнал, что приговорен к 10-летнему заключению в тюрьме Шпандау. Через минуту человек, который потерял в этой морской войне обоих сыновей, снял наушники и покинул зал под стражей.

Приговор стал компромиссом. Но даже этот, самый мягкий из вынесенных в Нюрнберге приговор возмутил генерал-майора Дж. Ф. К. Фуллера, выдающегося военного теоретика и историка, который назвал его "вопиющей пародией на правосудие, проистекавшей из лицемерия ".

Старость

Наказание Дениц отбывал в Шпандау. Воспитанный в спартанском духе, он легче других переносил тяготы заключения. Дениц не чурался никакой работы. Он увлекался выращиванием овощей и иногда снимал до 50 помидоров с одного куста. Его отношения с Редером были прохладными, а былая дружба с Альбертом Шпеером выродилась в плохо скрываемую ненависть. Полностью отбыв срок, 1 октября 1956 года Дениц вышел на свободу. Он разыскал свою жену в маленьком городке Аумюле, выхлопотал себе адмиралтейскую пенсию и зажил в достатке.

Почти все свое время Дениц посвятил литературной работе. Он написал книги: "Mein wechselvoltes Leben" ("Моя захватывающая жизнь") — 1968 год, "Deutsche Strtegie zur See in zweiten Weltkrieg" ("Германская военно-морская стратегия во второй мировой войне")- 1968 год, "10 Jahre und 20 Tage" ("10 лет и 20 дней") — 1958 год.

2 мая 1962 года умерла его жена, и остаток жизни Дениц прожил в одиночестве. Он стал ревностным католиком, каждое воскресенье посещал церковь, а на могиле жены поставил огромный крест. Дениц любил захаживать в гости к старым друзьям и принимать их в своем доме. К концу жизни Дениц стал более погружен в себя и вспыльчив. Он очень обиделся на правительство, которое отказывалось устроить ему после смерти торжественные похороны и положить в гроб в униформе. Человек, переживший свое время, Карл Дениц умер в канун Рождества. Он был последним из германских гросс-адмиралов. На его похоронах, в Аумюле, 6 января 1981 года присутствовали десятки старых товарищей по оружию.

После второй мировой войны Черчилль высказал как-то такую мысль, что если бы немцы все поставили на одну карту, а именно на подводную войну, то Англия могла бы и проиграть ее. Адмирал сэр Эндрю Каннингем подтверждал, что если бы немцам удалось выиграть битву за " Western Approaches", то его страна могла бы проиграть войну. Что еще раз подтверждает правоту гросс-адмирала Карла Деница.

Воспитанник кайзеровского ВМФ, выходец из буржуазно-консервативной семьи, Дениц был не в состоянии даже подумать о том, что глава государства склонен к преступлениям, что он даже сам приказывает их совершать. Из лучших побуждений он требовал от своих офицеров и матросов, часто переходя в пафос, обязательной верности фюреру, государству, требовал не жалеть своей жизни за родину. Исходя из принципа главенства политики, он продолжал пребывать в убеждении, что ведение войны - это дело солдата, а когда ее начинать и заканчивать - это вопросы политического руководства. Так поступал человек, который всю свою волю, ум, энергию положил на алтарь служения своему государству.

20 ноября 1945 года в Нюрнберге начал свою работу Международный военный трибунал (МВТ), вынесший приговоры верхушке руководства гитлеровской Германии. Главный обвинитель от СССР Роман Андреевич Руденко в своей речи прямо призвал: "Да свершится же над фашистскими палачами суд народов - справедливый и суровый". Но насколько соответствовал этому приговор МВТ по итогам 403 заседаний Нюрнбергского процесса, оглашенный 1 октября 1946 года? Из 21 обвиняемого к смертной казни были приговорены только 12, трое вообще оправданы.

А официальный преемник Гитлера Карл Дениц (1891 - 1980), вставший 30 апреля 1945 г. во главе германского государства и вооруженных сил, был приговорен всего лишь к 10 годам тюремного заключения.

Нимица не послушались

В печально известном "Приказе о "Лаконии" 1 от 17 сентября 1942 г. не кто иной, как Дениц, запрещал командирам подводных лодок подбирать людей с потопленных кораблей - исключая капитанов и механиков, которые рассматривались как военнопленные. Этот документ был истолкован судьями как приказ расстреливать моряков, спасшихся с потопленных кораблей. В вину Деницу ставились военные преступления - нападение и уничтожение кораблей, в том числе мирных, в открытом море. Обвиняемый признал, что приказал топить и оказавшиеся в зоне боевых действий корабли нейтральных стран.

И тем не менее на процессе в Нюрнберге некоторые юристы и свидетели пытались оспорить виновность Деница. Американский судья Фрэнсис Бидди даже выступал за его оправдание, ссылаясь на то, что победители в войне также топили немецкие корабли. Давая письменные показания МВТ, главнокомандующий Тихоокеанским флотом США Честер Уильям Нимиц отметил: "Как правило, американские субмарины не занимались спасением моряков с вражеских кораблей, если при этом корабли подвергались ненужному или дополнительному риску или если субмарины для этого вынуждены были отвлечься от выполнения боевого приказа" 2 .

Однако международный суд признал удары по кораблям Германии обороной от агрессора, а Деница - преступником против мира и человечности. В этом были едины представители Великобритании и СССР. По вине Деница погибли тысячи ни в чем не повинных людей. Восстанавливая историческую правду о "подвигах" гросс-адмирала, западногерманская печать отмечала, что "чертов адмирал несет личную ответственность за гибель 27 494 моряков германского подводного флота и многих тысяч моряков союзнических флотов" 3 .

1 октября 1946 г., после того как Геринг и еще несколько высших нацистов были приговорены к смерти, Нюрнбергский трибунал огласил приговор Деницу. Гросс-адмирал был признан виновным по 2-му (преступление против мира) и 3-му (военные преступления) пунктам обвинения и приговорен к 10-летнему заключению. Однако смертной казни Дениц, по мнению судей, не заслужил. Советская сторона против приговора преемнику Гитлера возражать не стала.

Вожак "волчьих стай"

Когда Гитлер пришел к власти, Дениц служил в Вильгельмсхафене в штабе Североморского района, где занимался обеспечением внутренней безопасности флота. 1 февраля 1935 года Гитлер приказал начать строительство подводных лодок, а шесть недель спустя отказался выполнять статьи Версальского договора, ограничивавшие военные возможности Германии. 6 июня 1935 года Дениц был назначен "фюрером подводных лодок" и возглавил 1-ю подводную флотилию.

К 1938 году Дениц разработал тактику "волчьих стай" - групповых атак подводных лодок на суда противника 4 . И уже в октябре 1939 года был произведен в контр-адмиралы. 30 января 1943 г. Деницу было присвоено высшее на германском флоте звание гросс-адмирала. Во время операции "Оверлорд" - высадки англо-американских войск во Франции, начавшейся 6 июня 1944 г. - Дениц последний раз приказал атаковать союзников массированными силами. В бою участвовало 36 субмарин, из них уцелело менее половины. Но Дениц продолжал бросать в бой все новые лодки, видимо, надеясь таким образом переломить ход войны. Его упрямство и безрассудность стали причиной гибели многих: из 820 германских подлодок, участвовавших с 1939 по 1945 г. в "битве за Атлантику", 781 погибла; из 39 тыс. моряков-подводников кригсмарине погибли 32 тыс., из них большинство - в последние два года войны 5 .

Гросс-адмирал претворял в жизнь все, в том числе и самые бессмысленные, затеи своего фюрера, который ничего не смыслил в морской стратегии: для него, как писал Дениц, "война на море была чем-то далеким и не слишком понятным". Дениц не одобрял, но выполнял планы Гитлера при поддержке флота удерживать Тунис весной 1943 г. или защищать от Красной армии Курляндский котел. Гитлеровская группировка в Курляндии сражалась с октября 1944 г. по 15 мая 1945 г. Она сдалась лишь через неделю после капитуляции Германии.

Всю жизнь адмирал был верным и восторженным сторонником Гитлера. "Небеса послали нам лидерство фюрера!" - восклицал он, выступая перед матросами. Однажды, обращаясь к ликующей толпе в Берлине, он сказал, что Гитлер предвидел все и не совершил ни одного неправильного шага. "Мы - черви по сравнению с ним!" 6 .

Преемник

В апреле 1945 г. даже Деницу было ясно, что дни Третьего рейха сочтены. 19 апреля гросс-адмирал эвакуировал свою штаб-квартиру в пригороде Берлина. Через сутки туда ворвались советские танки. 20 апреля Дениц посетил Гитлера в бункере рейхсканцелярии и присутствовал на его 56м и последнем дне рождения.

В составленном 29 апреля "политическом завещании" Гитлер писал: "Перед смертью я исключаю из партии рейхсмаршала Германа Геринга и лишаю его всех прав... Вместо него я назначаю рейхспрезидентом и верховным главнокомандующим вооруженными силами гросс-адмирала Деница".

После 10 часов вечера 1 мая, когда Гитлер был уже мертв, тела Геббельса и его жены догорали в саду рейхсканцелярии, а обитатели "бункера фюрера" искали спасения в туннелях берлинского метро, радио Гамбурга прервало трансляцию торжественной Седьмой симфонией Брукнера. Раздался бой военных барабанов, и диктор заговорил: "Наш фюрер Адольф Гитлер, сражаясь до последнего дыхания против большевизма, сегодня днем пал за Германию в своем оперативном штабе в рейхсканцелярии. 30 апреля фюрер назначил своим преемником гросс-адмирала Деница. Слушайте обращение к немецкому народу гросс-адмирала и преемника фюрера" 7 .

После сообщения диктора раздался голос Деница, который повторил ложь о "героической" смерти Гитлера. "Немецкие мужчины и женщины! Солдаты германской армии! - взывал по радио Дениц. - Моя первая задача, - спасти немецких людей от наступающего большевистского врага. Только ради этой цели вооруженная борьба продолжается. И до тех пор, пока британцы и американцы будут препятствовать достижению этой цели, мы будем вынуждены продолжать защищаться от них и бороться с ними. В этом случае англичане и американцы продолжают борьбу не в интересах своих народов, а для распространения большевизма в Европе" 8 .

В приказе по войскам Дениц сообщил, что он принял командование всеми вооруженными силами Германии и "проникнут желанием продолжать борьбу против большевиков до тех пор, пока сражающиеся войска и сотни тысяч семей, проживающих в восточных районах германской территории, не будут спасены от порабощения и уничтожения" 9 .

Агония

На Нюрнбергском процессе Дениц откровенно врал, утверждая, что он якобы вообще не считал себя преемником Гитлера и чувствовал, что его выбрали для ведения переговоров о мире и подготовке капитуляции, потому что сделать это мог только далекий от политики человек. Якобы именно по этой причине Дениц принял свое назначение.

2 мая 1945 г. преемник Гитлера перенес свою штаб-квартиру в кадетский корпус в Мюрвике под Фленсбургом, на границе с Данией. Фленсбург, охраняемый батальоном военных моряков, стал временной столицей рейха. В условиях неизбежного поражения Германии Дениц пытался добиться скорейшего перемирия с западными союзниками и одновременно стремился вывести как можно больше войск и гражданского населения с территорий, которые могли быть заняты Красной армией. Для этого гросс-адмирал послал все имевшиеся в его распоряжении суда в балтийские порты, находившиеся еще в руках немцев, с приказом вывезти оттуда всех беженцев. В итоге за неделю, остававшуюся до полной и безоговорочной капитуляции Германии, на запад силами флота было вывезено 2 млн человек.

Две безоговорочные капитуляции

В 1.30 ночи 7 мая Дениц радировал, что генерал-полковнику Йодлю даются все полномочия подписать Акт о безоговорочной капитуляции, что тот и сделал 7 мая в 02.41. Однако Сталин заявил: "Договор, подписанный в Реймсе, нельзя отменить, но его нельзя и признать. Капитуляция должна быть учинена как важнейший исторический акт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия, - в Берлине, и не в одностороннем порядке, а обязательно верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции" 10 . По согласованию между правительствами СССР, США и Великобритании была достигнута договоренность считать процедуру в Реймсе предварительной. Союзники согласились провести церемонию вторичного подписания акта о капитуляции Германии в поверженной столице рейха.

Это случилось 8 мая в 22.43 по среднеевропейскому времени (9 мая в 00.43 по московскому) в берлинском предместье Карлсхорст в здании бывшего военно-инженерного училища. От правительства Деница акт подписали: начальник верховного главнокомандования вермахта генерал-фельдмаршал Кейтель, командующий люфтваффе генерал-полковник Штумпф и командующий кригсмарине адмирал Фридебург. Безоговорочную капитуляцию приняли Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков и заместитель главнокомандующего союзными экспедиционными силами маршал Артур Теддер (Великобритания). В качестве свидетелей свои подписи поставили генерал К. Спаатс (США) и генерал Ж. де Латр де Тассиньи (Франция). Вторая мировая война в Европе завершилась.

23 мая в 9.45 утра Дениц был доставлен на пароход "Патриа" к генерал-майору армии США Лоуэллу В. Руке. Деницу объявили, что он и члены его правительства отныне военнопленные. Так почему же преемник Гитлера избежал смертного приговора?

Десятилетнийсрок приговор был вынесен ему на основании особенностей судебного разбирательства. Гросс-адмирала пытались выгородить американцы, чью позицию можно объяснить из чисто прагматических соображений: человек, давший согласие на безоговорочную капитуляцию, не должен быть наказан слишком строго. В итоге предшественник Дёница на посту командующего германским флотом Рёдер получил пожизненный срок (правда, в январе 1955 г. был освобожден из тюрьмы по состоянию здоровья), а сменщик Гитлера получил срок скорее символический.

Советская же сторона действовала в том числе и на основании сведений, полученных от самого Дёница. На допросе 17 июня 1945 г.. тот показал, что не участвовал в планировании боевых действий против СССР, что, действительно, было важным аргументом. Рассказал гросс-адмирал и о том, что он не был членом нацистской партии - то есть и за участие в идеологическом конструировании нацистского режима его привлечь было бы затруднительно.

Жизнь после Нюрнберга

10-летнее наказание Дениц отбывал в берлинской тюрьме Шпандау. В беседах с американским тюремным психиатром доктором Леоном Голденсоном мечтал: "Я куплю себе небольшую квартиру и буду жить там вместе с женой, закрывшись от остального мира, буду писать мемуары. Думаю, я должен сделать это для немецкого народа. Чтобы они сами могли понять, что происходило на самом деле и как мало кто из нас в руководстве страны знал о зверствах Гитлера и Генриха Гиммлера" 11 .

1 октября 1956 г., полностью отбыв срок заключения, Дениц вышел на свободу. В старости бывший гросс-адмирал стал ревностным католиком, каждое воскресенье посещал церковь, истово молился. И очень обижался на правительство Аденауэра, которое отказывалось выплачивать ему адмиральскую пенсию, ограничившись капитанской, мотивируя это тем, что пенсионер был пособником Гитлера.

Бывший "последний фюрер" требовал от правительства устроить ему торжественные похороны и положить в гроб в униформе гросс-адмирала. Однако, когда 24 декабря 1980 г. Дениц скончался, он был похоронен в штатском костюме без воинских почестей на кладбище "Вальдфридхоф" в Аумюле.

Примечания
1. Дениц К. Десять лет и двадцать дней. Воспоминания главнокомандующего военно-морскими силами Германии. 1935-1945 гг. М., 2004. Гл. 14 "Лакония".
2. U-Boot-Krieg. Sammelband 2 (1942-1945). Die Zeit der Abrechnung. Augsburg, 2004. S. 1000.
3. Nachruf. Karl Dnitz // Der Spiegel. 1981. N 1.
4. Dnitz K. Deutsche Strategie... S. 15.
5. Herzog B. 60 Jahre deutsche U-Boote. 1906-1966. Mnchen, 1968.
6. Энциклопедия Третьего рейха. М., 1996. С. 205.
7. Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. Т. 2, М., 1991. С. 522.
8. Агония и смерть Адольфа Гитлера. М., 2000, с. 141.
9. Там же, с. 143.
10. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. М., 1989. С.522.
11. Голденсон Л. Указ. соч. С. 42.

Любопытный момент из попыток создать внешний образ Карла Деница в кинематографе.

Это гросс-адмирал Карл Дениц, командующий ВМС Третьего Рейха

И так что мы видим на этом фото?
Перед нами мужчина в возрасте 50 лет в мундире высшего офицерского состава ВМС Германии времен Третьего рейха. Китель двухбортный, на правой части в районе груди золотой орел - символ ВС Рейха,на левой орденские планки, а под ними четыре награды - Знак подводника Третьего Рейха, неизвестный мне знак орла (возможно кто поправит на счет него), Железный крест времен 1-й степени времен Первой мировой и Знак Подводника Первой Мировой. О, забыл отметить про Рыцарский Крест Железного креста и Дубовыми листьями к нему, носящихся на шее на трехцветной ленте. Так обычно выглядит Дениц на фото времен войны. Иногда к его внешнему образу еще добавляется почетный золотой знак члена партии нацистов, который Гитлер вручил Деницу 30 января 1944. Поэтому, если вы видите на фото Деница золотой знак "партийца", то это признак того, что фото сделано после этой даты. Мундир всегда сидел на Денице, как влитой, адмиралу весьма шла форма, ну и как ветеран флота, он умел ее носить. Что касается внешних данных, то адмирал был высокого роста, весьма худощав, имел длинные руки, голова была крупной, очень высокий лоб, залысины и узковатое лицо, которое заужалось у подбородка. Адмирал имел немного оттопыренные уши.

Теперь когда мы знаем, как выглядел в реальности адмирал Дениц,обратимся к паре примеров из кинематографа, где была сделана попытка произвести его внешне.

1. "Потопление "Лаконии"
Этот фильм был снят по реальным событиям, произошедшим в сентябре 1942 года,когда подводная лодка U 156 В. Хартенштайна потопила британский войсковой транспорт "Лакония" в Атлантике. Вероятно, это единственный фильм, где роль Деница является одной из главных и режиссеру пришлось пытаться раскрывать образ адмирала на экране очень глубоко По моему мнению, это вышло неудачно. Роль Деница исполнял актер Томас Кретчман. Вот как выглядел его герой на экране




Не смотря на абсолютное внешнее различие Кретчмана с оригиналом, стоит отдать должное костюмерам и консультантам - внешний вид Деница они воспроизвели с минимальными ошибками. В фильме герой Кретчмана не носит орденских планок, но и Дениц носил их на кителе далеко не всегда. Награды расположены в почти верном порядке. Единственное, что я отметил, так это отсутствие на реальных фото Деница ленты в петлице кителя ленты ЖК 2-го класса. Он практически ее не носил именно таким образом.

2. Телесериал "Конвой PQ-17" (2004)
Сериал снят по книге В. Пикуля. Образ Деница там эпизодичен. Роль Карла Деница там исполняет актер Евгений Меркурьев (ныне уже покойный).

На этом кадре из фильма присутствуют командир подлодки Зиггерс (актер А. Девотченко) и адмирал Дениц (Е. Меркурьев)
Если за создание внешнего вида адмирала создатели "Потопление "Лаконии" заслуживают "пятерки с минусом", то костюмеры и консультанты "Конвоя" ничего получить кроме "кола" (в одно место) не могут. Китель адмирала в фильме напоминает елку у папуасов больше, чем мундир адмирала времен Третьего рейха. Во-первых, адмирал какой-то "мятый", китель болтается на актере, как на вешалке. Цвет кителя почему-то черный, а не темносиний. На лацкан ему повесили золотого "клопа", которого у него в 1942 году не было. Орденская планка - это вообще шедевр. Дениц никогда не носил "яичницу" - орден Немецкий крест (в серебре или золоте), который висит на Меркурьеве. У него его просто не было. Ну самый мощный ляп - это знак "За дальний поход", который выдавали членам экипажей линкоров и крейсеров в Кригсмарине. С ним абсолютный и истинный подводник Карл Дениц выглядит неописуемо глупо. Однако, стоит отметить, один положительный факт. Меркурев действительно имеет с Деницем физическое сходство - он похож на него лицом. Правда не на того 50-летнего Деница, а на Деница после Шпандау. На момент сьемок сериала актеру было почти 70 лет.

Как подведение итогов разбора образа Деница в указанных фильмах.
Оба фильма в создании внешнего образа адмирала были допущены ошибки. Если в "Лаконии" Кретчман совершенно не похожий на Деница, практически не имеет ляпов с точки зрения внешнего вида адмирала, то в "Конвое" очень схожий с пожилым Деницем Меркурьев, с точки зрения исторического внешнего вида, выглядит исключительно нелепо. Получается, что в западном фильме вышла накладка с подбором актера с точки зрения внешнего сходства, а в нашем сериале вышло наоборот - актер похож на своего героя внешне, но его внешний вид (одежда, награды) не имеют к исторической реальности никакого отношения.