Кл час драки в школе. Классный час "Как научиться жить без драки?" классный час по психологии. Если тебя втягивают в драку, мы хотим порекомендовать

КАК НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ БЕЗ ДРАКИ

ЧАС ОБЩЕНИЯ (7 КЛАСС)

Составила: педагог-психолог

МБОУ СОШ № 48 г.Орла

Асташкина Т.М.

Цели занятия: развитие психологической культуры учащихся.

Задачи занятия:

    познакомить учащихся с понятиями «конфликт», «агрессия», их составляющими;

    ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;

    применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;

    развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Материалы: тестовые бланки, таблички с основными понятиями, листы бумаги, цветные лепестки, цветные мелки, фломастеры.

Оформление доски:

РАЗНЫЕ ВМЕСТЕ

в этом наше богатство в этом наша сила

Ход занятия:

1.Разминка «Приветствие без слов».

Цель игры – разогрев участников, вовлечение их в активную работу.

Участникам предлагается поиграть в игру: выбрать себе пару и поприветствовать друг друга по команде ведущего различными способами: глазами, мизинцами, пятками, ушами, локтями.

2.Упражнение «Ладонь».

Цель игры: показать уникальность внутреннего мира каждого человека, стимулировать взаимооценку учащихся.

Участникам предлагается на листе бумаги обвести свою ладонь, затем на каждом из пальцев написать какое-либо свое положительное качество. Ведущий собирает листы, перемешивает их, а потом зачитывает вслух. Участники должны понять и назвать того человека, кому принадлежит ладонь.

Ведущий: «Ну, вот. Мы убедились с вами, что все мы разные (обращение к высказыванию на доске). Причем видим особенности своей личности и личности другого человека по-разному. А что же нас объединяет? Назовите, пожалуйста, эти факторы (обращение к доске). Правильно, молодцы! Вот мы и подошли к теме нашей встречи. Как вы считаете, актуальна ли тема в нашем классе? Почему? Отчего же возникают драки? (ответы детей)

Драки являются следствием агрессии человека. Давайте разберемся с понятиями, что же это такое.

3. Работа с понятиями: агрессия (физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда другим) , агрессивное состояние (сопровождается эмоциональным состояние гнева, враждебности, ненависти и пр. ), агрессивное действие (выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д.) , школьная агрессия (умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим).

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или сильно кусает своего противника. Все это – агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах или неумышленные удары на спортплощадках.

Зато оно подходит для:

    рукоприкладства;

    прямых оскорблений, дерганий за волосы, толкания и пр.;

    ущемляющих достоинство «дразнилок» и «обзывалок».

4. Мини-анкетирование. Что вызывает во мне агрессию.

Участникам предлагается описать те чувства, которые они испытывают в различных ситуациях. Заполнение опросника поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у вас агрессивные чувства.

Что вызывает во мне агрессию

1. Я терпеть не могу, когда................................................................................

2.Я не могу слышать.........................................................................................

.........................................................................................................................

3.Я очень сильно раздражаюсь, когда.............................................................

.........................................................................................................................

4.Когда я злюсь,................................................................................................

.........................................................................................................................

5.Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием...............................................................................................................

..................................................................................................................................

Дети в течение 5 минут заполняют опросник.

5. Работа по группам.

Участникам в группе предлагается выработать способы:

    действия во время драки;

    управления собой, когда «чешутся» руки и хочется подраться;

    противодействия, когда тебя кто-то втягивает в драку.

Полученные результаты участники рассказывают друг другу и обсуждают.

6. «Бумажные мячики»

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».

Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Учащимся предлагается заполнить мини-анкету с отзывом о занятии.

1.Допустите, что вы можете испытывать такие чувства, как раздражение, злость и гнев. Запрещая себе испытывать "плохие" чувства и вытесняя их из сознания, мы тем самым исключаем сознательный контроль над ними. И напротив: допуская, что мы можем испытывать негативные чувства и позволяя их себе испытывать, мы получаем больше возможностей для сознательного контроля собственных состояний и поведения.

2.Допустите, что вы испытываете негативные чувства по отношению к конкретным людям. Вы прекрасно знаете, почему так к ним относитесь. Вам будет проще контролировать собственное состояние, если вы четко представляете себе, какие качества в людях вам не нравятся.

3.Научитесь определять возникающее раздражение и злость на ранних этапах, желательно, как только они возникают. Напряжение и плохое настроение трансформируются в готовность к агрессивным реакциям, которые могут принимать следующие формы:

Безучастная, резкая или грубая интонация;

Хмурое, угрюмое, раздраженное выражение лица;

В речи или в мыслях появляются грубые выражения и/или мат (а если вы используете его регулярно, то количество матерных слов резко увеличивается);

Ваш юмор становится (еще) более черным;

Вас всё раздражает; вы швыряете вещи.

4.Выражайте свои состояния сразу, по мере их возникновения. Говорите об этом человеку, который их вызвал. Сильные чувства редко удается подавить полностью. Стремление подавить, вытеснить, сдержать их может привести к ухудшению физического самочувствия.

Не в силах сдерживать негативные чувства, вы, в конце концов срываетесь на того, кто позволяет это делать. К сожалению, часто "жертвами" в подобных ситуациях становятся люди, в чьем присутствии мы чувствуем себя в большей безопасности, кому мы доверяем, и кто нас любит. Поэтому так важно своевременно отреагировать в адрес именно того человека, который вас расстроил или задел.

5.Чувствуя в себе нарастающие раздражительность и злость - просто предупредите об этом окружающих. Вы просто ставите в известность окружающих о своем состоянии, чтобы они не попали вам под горячую руку.

Способность своевременно и адекватно реагировать на негативные проявления других людей развивается постепенно.

Приложение 2

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЁСКИВАНИЯ) ГНЕВА:

Громко спеть песню;

Попрыгать на скакалке;

Полить цветы;

Пробежать несколько кругов вокруг дома;

Стучать карандашом по парте;

Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить;

Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркнуть его.

Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками:

    Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.

    Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).

    Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).

    Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.

Если вы рассержены действиями одноклассника

и хотите его ударить, то можно:

    Снять напряжение с помощью: счета до 10 или умывания рук;

    Направить агрессию на неодушевленный предмет:

Эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома;

Боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале:

Пойти к психологу;

Подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если вас втягивают в драку:

    Переведите конфликт в шутку;

    Отойдите в сторону;

    Зайдите в класс;

    Не нападайте первым.

Передайте обидчику свои чувства следующими словами:

    «Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой»

    «Я возмущен твоим поведением»

    «Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать»

    «Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?»

Классный час «Как научиться жить без драки?»

Цели занятия: развитие психологической культуры учащихся.

Задачи занятия:

Познакомить учащихся с понятиями «конфликт», «агрессия», их составляющими;

Ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;

Применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;

Развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Материалы: тестовые бланки, таблички с основными понятиями, листы бумаги, цветные лепестки, цветные мелки, фломастеры.

Оформление доски:

МЫ

РАЗНЫЕ ВМЕСТЕ

и и

в этом наше богатство в этом наша сила

Ход занятия

1.Разминка «Приветствие без слов»

Цель игры – разогрев участников, вовлечение их в активную работу.

Участникам предлагается поиграть в игру: выбрать себе пару и поприветствовать друг друга по команде ведущего различными способами: глазами, мизинцами, пятками, ушами, локтями.

2.Упражнение «Ладонь»

Цель игры: показать уникальность внутреннего мира каждого человека, стимулировать взаимооценку учащихся.

Участникам предлагается на листе бумаги обвести свою ладонь, затем на каждом из пальцев написать какое-либо свое положительное качество. Ведущий собирает листы, перемешивает их, а потом зачитывает вслух. Участники должны понять и назвать того человека, кому принадлежит ладонь.

Ведущий: «Ну, вот. Мы убедились с вами, что все мы разные (обращение к высказыванию на доске). Причем видим особенности своей личности и личности другого человека по-разному. А что же нас объединяет? Назовите, пожалуйста, эти факторы (обращение к доске). Правильно, молодцы! Вот мы и подошли к теме нашей встречи. Как вы считаете, актуальна ли тема в нашем классе? Почему? Отчего же возникают драки? (ответы детей)

Драки являются следствием агрессии человека. Давайте разберемся с понятиями, что же это такое.

3. Работа с понятиями: агрессия (физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда другим) , агрессивное состояние (сопровождается эмоциональным состояние гнева, враждебности, ненависти и пр. ), агрессивное действие (выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д.) , школьная агрессия (умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим).

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или сильно кусает своего противника. Все это – агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах или неумышленные удары на спортплощадках.

Зато оно подходит для:

    рукоприкладства;

    прямых оскорблений, дерганий за волосы, толкания и пр.;

    ущемляющих достоинство «дразнилок» и «обзывалок».

4. Мини-анкетирование «Что вызывает во мне агрессию».т Участникам предлагается описать те чувства, которые они испытывают в различных ситуациях. Заполнение опросника поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у вас агрессивные чувства.

Что вызывает во мне агрессию

1. Я терпеть не могу, когда................................................................................

2.Я не могу слышать.........................................................................................

.........................................................................................................................

3.Я очень сильно раздражаюсь, когда.............................................................

.........................................................................................................................

4.Когда я злюсь,................................................................................................

.........................................................................................................................

5.Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием...............................................................................................................

..................................................................................................................................

Дети в течение 5 минут заполняют опросник.

5. Работа по группам

Участникам в группе предлагается выработать способы:

    действия во время драки;

    управления собой, когда «чешутся» руки и хочется подраться;

    противодействия, когда тебя кто-то втягивает в драку.

Полученные результаты участники рассказывают друг другу и обсуждают.

6. «Бумажные мячики»

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».

Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Учащимся предлагается заполнить мини-анкету с отзывом о занятии.

Приложение 1

1.Допустите, что вы можете испытывать такие чувства, как раздражение, злость и гнев. Запрещая себе испытывать "плохие" чувства и вытесняя их из сознания, мы тем самым исключаем сознательный контроль над ними. И напротив: допуская, что мы можем испытывать негативные чувства и позволяя их себе испытывать, мы получаем больше возможностей для сознательного контроля собственных состояний и поведения.

2.Допустите, что вы испытываете негативные чувства по отношению к конкретным людям. Вы прекрасно знаете, почему так к ним относитесь. Вам будет проще контролировать собственное состояние, если вы четко представляете себе, какие качества в людях вам не нравятся.

3.Научитесь определять возникающее раздражение и злость на ранних этапах, желательно, как только они возникают. Напряжение и плохое настроение трансформируются в готовность к агрессивным реакциям, которые могут принимать следующие формы:

Безучастная, резкая или грубая интонация;

Хмурое, угрюмое, раздраженное выражение лица;

В речи или в мыслях появляются грубые выражения и/или мат (а если вы используете его регулярно, то количество матерных слов резко увеличивается);

Ваш юмор становится (еще) более черным;

Вас всё раздражает; вы швыряете вещи.

4.Выражайте свои состояния сразу, по мере их возникновения. Говорите об этом человеку, который их вызвал. Сильные чувства редко удается подавить полностью. Стремление подавить, вытеснить, сдержать их может привести к ухудшению физического самочувствия.

Не в силах сдерживать негативные чувства, вы, в конце концов срываетесь на того, кто позволяет это делать. К сожалению, часто "жертвами" в подобных ситуациях становятся люди, в чьем присутствии мы чувствуем себя в большей безопасности, кому мы доверяем, и кто нас любит. Поэтому так важно своевременно отреагировать в адрес именно того человека, который вас расстроил или задел.

5.Чувствуя в себе нарастающие раздражительность и злость - просто предупредите об этом окружающих. Вы просто ставите в известность окружающих о своем состоянии, чтобы они не попали вам под горячую руку.

Способность своевременно и адекватно реагировать на негативные проявления других людей развивается постепенно.

Приложение 2

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЁСКИВАНИЯ) ГНЕВА:

Громко спеть песню;

Попрыгать на скакалке;

Полить цветы;

Пробежать несколько кругов вокруг дома;

Стучать карандашом по парте;

Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить;

Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркнуть его.

Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками:

    Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.

    Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).

    Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).

    Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.

Если вы рассержены действиями одноклассника и хотите его ударить, то можно:

    Снять напряжение с помощью: счета до 10 или умывания рук;

    Направить агрессию на неодушевленный предмет:

Эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома;

Боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале:

Пойти к психологу;

Подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если вас втягивают в драку:

1. Переведите конфликт в шутку;

2. Отойдите в сторону;

3. Зайдите в класс;

4. Не нападайте первым.

Передайте обидчику свои чувства следующими словами:

1. «Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой»

2. «Я возмущен твоим поведением»

3. «Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать»

4. «Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?»

Цель: сплотить детский коллектив; воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость по отношению друг к другу, умение находить общий язык с окружающими; развивать познавательную активность учащихся.

Задачи: - создание условий для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться.

Вовлечение всех учащихся в игровое взаимодействие и формирование сплоченного коллектива.

Развитие коммуникативных навыков, умений слушать других и высказывать свое мнение.

Воспитание уважительного отношения друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.С. Фатеева»

Классный час

«Как научиться жить без драки!?»

Классный руководитель:

Первишова Наталья Николаевна

2014 – 2015 учебный год

Цели: сплотить детский коллектив; воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость по отношению друг к другу, умение находить общий язык с окружающими; развивать познавательную активность учащихся.

Задачи: - создание условий для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться.

Вовлечение всех учащихся в игровое взаимодействие и формирование сплоченного коллектива.

Развитие коммуникативных навыков, умений слушать других и высказывать свое мнение.

Воспитание уважительного отношения друг к другу.

Ход классного часа

Ведущий . Давайте отложим дела на потом,

О дружбе расскажем, о дружбе споем. Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем, Подарит нам радость, согреет теплом!

(Звучит песня «Если с другом вышел в путь» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича).)

Наша сегодняшняя беседа посвящена дружбе.

Сегодня мы будем учиться радоваться победе друзей - такова цель игры, которую мы проведем. Мы постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых еще не очень хорошо получается дружить.

(читает слова на плакате). «Уважен хочешь быть – умей других уважить» - так еще издавна говорили люди. Но всегда ли это получается? Чего нам не хватает для взаимопонимания?

Игра-тренинг «Ромашка»

Каждый из вас назовет самое необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки.

(Дети по желанию выходят к доске, на которой прикреплена ромашка, называют и записывают свое слово.)

Игра «Азбука добрых слов»

Назовите:

слово, которым можно выразить благодарность (спасибо, благодарю) ;

слово, которым можно поприветствовать (здравствуй, привет, как я рад тебя видеть) ;

слово, которым можно попросить прощения (прости, пожалуйста, извини) ;

слово-обращение с просьбой (пожалуйста, будьте добры ).

- А каких людей чаще всего не любят в классе, во дворе, в любом коллективе или почему у некоторых дружба не складывается? Какие качества мешают этим людям? (Ответы детей.)

- Наверное, вы обращали внимание, как ведут себя драчуны перед схваткой? Они стоят, напыжившись, отведя локти далеко в стороны. Кого они напоминают в этот момент? Пусть не обижаются драчуны, но больше всего они похожи на шимпанзе, которые, когда злятся, становятся в такую же позу. Они еще вздыбливают шерсть, чтобы выглядеть больше и страшнее. Но стоит ли так старательно подражать шимпанзе? (Ответы детей.)

Стихотворение Б. Заходера «Мы - друзья»

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый - я худой,

Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!

Дело в том, что он и я -

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем:

Даже вместе... отстаем!

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка...

Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

Я как тресну!

Он как даст!

А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду -

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим - что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Борьки на сестра

Облила нас из ведра!

А она еще смеется:

Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Как же научиться обходиться без кулаков, без драки? (Ответы детей.)

- Почему бы нам не говорить людям учтивые и приятные слова столь же легко и естественно, как мы спрашиваем, например, который сейчас час?

Делать добро – это не подвиг, не обязанность. Совершать добрые поступки столь же необходимо для культурного человека, как и принимать пищу, спать, быть опрятным.

- В жизни всякое случается. Бывает и такое...

Рассказ «Чепуха, а не марки...»

Папа подарил на день рождения Вове новые марки. Он показал их своему приятелю Славе и радостно сообщил:

Вот какие марки. Редкие и красивые. Тебе нравятся?

Да у меня таких навалом! - захохотал Слава. - Что в них особенного? Они никакой ценности не представляют. Эх ты! То же мне филателист! И твой отец хорош - в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе свои покажу?

Но Вова не захотел. И потом еще три дня со Славой не разговаривал...

Как ты думаешь, почему? (Ответы детей.)

Рассказ «Давай, давай, рассказывай»

За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

Чего это у тебя глаза на мокром месте? - громко закричала Катя.

Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну-ну, давай, рассказывай! - подскочила к ней Наташа.

Что случилось? Почему слезы? - закричали все.

Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.

В чем была ошибка школьников? Что бы вы сделали на их месте? (Ответы детей.)

Стихотворение «Кто кого обидел…»

Кто кого обидел первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Кто кого ударил первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили!

Я дружил!

И я дружил!

Что же вы не поделили?

Я забыл!

И я забыл! (Ответы детей.)

Стихотворение «Два козла»

Да, такие отношения дружескими не назовёшь, лучше, если всё происходит, как в сказке «Репка». Даже в сказках дружба помогает справиться с любым делом.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт.

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку.

Игра «Кто с кем дружит?»

Угадайте кто с кем дружит, кто кому нужен?

Добрый Малыш и …(Карлсон)

Стихотворение А. Барто

СОНЕЧКА.
Тронь её нечаянно-
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
-Голова болит:
Я бы полежала бы,
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка.

И сидит тихонечко.

(Не ябедничай за спиной у товарища!)

Ребята, что вы можете посоветовать ребятам? (Жить дружно! Без ссор! Не ссориться с друзьями, не драться, стараться играть вместе.)

- Поступай с другими так, как тебе бы хотелось, чтобы поступали с тобой, - если ты будешь следовать этому мудрому совету, ты никогда не ошибешься.

А чего в первую очередь ты ждешь от других? Внимания, заботы, теплоты, понимания. Но иногда в жизни складывается так, что тебя о чем-то просят, а времени на выполнение просьбы совсем нет.

Как поступить в таком случае? (Ответы детей.)

- «Человек может обойтись без многого, но не без человека!» Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от людей.

Рассказы детей «Мой лучший друг».

Дети называют своих друзей, делятся секретами дружбы, рассказывают, каким успехам своего друга они рады.

Как мы должны общаться с друзьями?

Составление правил дружбы

Не ссорится

Уступать

Не грубить – быть вежливым

Не злиться

Не жадничать

То любое желанье исполнится.

Вот и подходит к концу наш классный час. Давайте сделаем нашу жизнь лучше. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. А теперь давайте возьмёмся за руки, никогда не будем ссориться и скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

« ДАВАЙТЕ жить дружно!»

Цель:

Создание благоприятной атмосферы в начальной школе и формирование доброжелательных взаимоотношений между учениками.

Задачи:

Создание условий для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться.

Вовлечение всех учащихся в игровое взаимодействие и формирование сплоченного коллектива.

Развитие коммуникативных навыков, умений слушать других и высказывать свое мнение.

Воспитание уважительного отношения друг к другу.

Ход классного часа:

Организационное начало классного час.

Постановка темы и задач классного часа

Классный час начинается с просмотра отрывка из мультфильма "Ссора"(видео)

- О чем мультфильм?

Бывают ли такие ситуации в жизни?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем рассуждать?

Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель обобщает ответы детей и называет тему классного часа.

3. Работа по теме классного часа

Сегодня будем говорить о том, как научиться жить дружно,без ссор.

Это возможно?

Что такое ссора?

Воспитанники высказывают свое мнение о том, как они понимают слово «ссора».

Несогласие, раздор, разлад, вражда - так нам говорит толковый словарь русского языка.

Когда вы ссоритесь?

Учащиеся приводят примеры из жизни.

Посмотрите. Какая пасмурная погода! - Много неприятностей могут натворить эти тучи. Среди них могут быть и такие.

Внимательно послушайте стихотворение Владимира Орлова.

Из-за чего поссорились два друга?

Дети выходят в центр и разыгрывают по ролям стихотворение «Бывает ли так?».

Кто кого обидел первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Кто кого ударил первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили!

Я дружил!

И я дружил!

Что же вы не поделили?

Я забыл!

И я забыл!

Учащиеся отвечают на вопрос.

К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, послушав его, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожими на этих персонажей.

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один лягнул приятеля немного посильней,

Другой лягнул приятеля немного побольней,

Один разгорячился, лягнул, что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

Да, такие отношения дружескими не назовёшь, лучше, если всё происходит, как в сказке «Репка».

Даже в сказках дружба помогает справиться с любым делом.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт.

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку.

(Исполняется «Песенка друзей» из мультфильма «Волшебник изумрудного города», слова Токмакова И. )

Игра «Кто с кем дружит?»

Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?

Забавные бурундучки Чип и…(Дейл)

Добрая Белоснежка и …(Семь гномов)

Забавный Вини-Пух и …(Пятачок)

Добрый Малыш и …(Карлсон)

Доверчивый Буратино и …(Мальвина)

Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка)

Ребята, что вы можете посоветовать ребятам.?

- Жить дружно! Без ссор!

- Не ссориться с друзьями, не драться, стараться играть вместе.

А такие ребята вам встречались? Сталкивались ли вы с такой ситуацией?

Дети читают стихотворение А. Барто

СОНЕЧКА.
Тронь её нечаянно-
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
-Голова болит:
Я бы полежала бы,
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка.

И сидит тихонечко.

Всегда ли надо идти к взрослому (учителю или к родителям) жаловаться и ябедничать на одноклассников, друзей?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Не ябедничай за спиной у товарища!

Иногда люди обижаются друг на друга, знакома ли вам эта ситуация?

Дети читают стихотворение Ирины Токмаковой.

ОБИЖАЛКИ.
Мы с моей соседкой Галкой
Сочиняли обижалки.
Вот придет обидный срок,
А у нас готово впрок:
Я скажу ей ты - ворона,
А она мне ты- глухарь.
Я скажу ей - макарона,
А она мне ты - сухарь.
Я ей - мышь!
Она мне - крыс!
Стой-ка!
Чем мы занялись?
Для чего нам обижалки?
Мы стоим, соображаем:
Мы совсем друг друга с Галкой
Никогда не обижаем!

Учитель . А теперь посмотрите сценку .

Сценка. «Хулиган и ребята».

Хулиган. Так, кого же мне подразнить? Вон Юрка бежит. Эй, малявка, а ну иди сюда.

Юра . Я не малявка. Да ну тебя! (уходит обиженным прочь)

Хулиган . Ага, вон Нинка идёт. Эй,белобрысая, побегай за мной!

Нина. Я не белобрысая! Не белобрысая! (плачет и убегает)

Хулиган. Так кого бы ещё подразнить. Сейчас я к Оле пристану. Эй, дылда чего читаешь? Ты чего молчишь? Дылда, дылда!

(Хулиган бегает вокруг Оли, показывает ей язык. Она не обращает на него внимания, и спокойно читает книгу.)

Да, ну тебя ты чего не дразнишься? Побегу лучше других дразнить.

Учитель. Почему хулигану было не интересно дразнить Олю? (ответы детей)

Ребята, попробуйте вспомнить слова с корнем –друж-.

(Ответы детей: дружба, дружить, подруга, друг, дружный, дружелюбие, дружеский).

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт на земле один раз, поэтому нужно каждый день творить добро.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал,

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

Друзья

Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты -
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.

Елена Стеквашова

Можно ли этих героев назвать настоящими друзьями? Почему? (Нет, они дружат только когда им выгодно).

- Старайтесь не обижаться, а играть все вместе весело и дружно!

Говорите друг другу «Давай дружить! Давай играть! Не обзывай! Не обижай!»

Что же надо сделать, чтобы тучки ушли, и всегда было солнечно?

Как этого добиться?

Давайте вспомним некоторые эпизоды из жизни нашего, когда было радостно, у нас было тепло и светло, так бывает, когда светит солнце.

(На доске появляется солнце)

Что нам нужно делать и какими быть, чтобы у нас не было ссор?

Какие советы вы можете дать?

1.Сначала думай, потом делай.

2. Научись договариваться, уступать, сотрудничать.

3. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе.

У вас на партах лежат карточки – лучики, которые солнышко отправило в наш класс. Выберите только теплые солнечные лучики, которые нам помогут никогда не ссориться и жить дружно. Осторожно, вредные тучки хотят вам помешать!

(Работа в группах)

Прочитайте те советы, правила, которые, на ваш взгляд, помогут нам жить дружно и не ссориться. Постарайтесь объяснить, почему вы так думаете?

Не ябедничай! Больше рассказывай о себе.

Уважайте друг друга! Уважайте только родителей и учителей.

Не дерись! Решил подраться – выбирай того, кто послабей.

Не обзывай ребят! Называй ребят по прозвищу.

Помогайте друг другу! Помогай только себе и своему другу.

Посмотрите, в нашем классе изменилась погода, засияло солнце.

А что любят делать дети в хорошую погоду?

Давай поиграем в одну интересную игру.

Ребята а сейчас я предлагаю поиграть в игру на внимание .

Сосредоточим свое внимание, встанем в круг, выберем ведущего, завяжем глаза. Ведущий должен по рукам, голове определить, кто рядом с ним. А мы, ребята будем ему помогать, если он будет затруднятся. Мы должны описать человека, до которого он дотронулся, но называть будем только его добрые поступки, определять его внешность, характеризовать положительные черты характера.(3 – 4 раза)

Итог игры. Ребята, вы были внимательны и сосредоточены, вы хорошо знаете своих друзей одноклассников, поэтому справились с заданиями неплохо.

- Я надеюсь, что теперь в нашем классе будет всегда тепло, светло и солнечно от ваших лиц и улыбок.

А в природе после дождя выглядывает солнышко и часто появляется … что?

Смотрите, и у нас появилась радуга. Но эта радуга непростая, а говорящая. Посмотрим, что она вам хочет пожелать.

Вспомните цвета радуги.

Дети читают на радуге правила

Не ябедничать

Помогать друг другу

Не обзываться

Не драться

Уважать друг друга

Нравятся вам эти правила? Постараемся их соблюдать, тогда у нас будет общая радость добрых отношений друг к другу.

Какой совет радуги вам запомнился больше всего?

Давайте еще раз их вспомним.

Выступление детей поможет вам рассказать, как мы должны общаться с друзьями?

Если с другом разделил
Ты свои конфеты -
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.

Ты узнал чужой секрет,
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!

Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты - культурный человек,
Мировой мальчишка!

Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!

Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!

Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.

Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.

Как мы должны общаться с друзьями? Составьте правила дружбы

Не ссорится

Уступать

Не бояться просить прощения, если обидел друга

Не грубить – быть вежливым

Не злиться

Не жадничать

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Вот и подходит к концу наш праздник, праздник дружбы. Давайте сделаем нашу жизнь лучше. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. А теперь давайте возьмёмся за руки, никогда не будем ссориться и скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

(Исполняется песня «Улыбка», муз. В.Шаинский, сл. М.Пляцковский )


В классе среди мальчиков есть три ярких лидера. Каждый переманивает одноклассников в свою компанию, причем делает это как может, например во время болезни своих «соперников». Начались ежедневные драки, участилась вербальная агрессия. Обстановка накалена до предела. Дети сами понимают, что это перебор, но остановиться не могут. Они скрывают драки от взрослых, но учитель узнает об очередной из них по травмам, синякам, из рассказов девочек.

Классный руководитель призывает на помощь школьного психолога. Разрабатываем план действий. А действовать надо оперативно - два сотрясения мозга за три месяца, не говоря уже о менее существенных травмах. Планируем консультацию для родителей - наших главных помощников, индивидуальную работу с драчунами, групповую работу со всем классом.

Работа с классом включает в себя систему занятий для овладения альтернативными агрессивным формами поведения, для сплочения коллектива. В их основу положены идеи развития самоконтроля, самоуважения, рефлексии, навыков понимания другого, осознанного управления поведением.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

Что такое драка, причины ее возникновения

Цели: определение разницы между агрессивным состоянием и агрессивным действием, рефлексия собственного агрессивного состояния, разработка способов действия в различных конфликтных ситуациях.

Оборудование: видеопрезентация или раздаточный материал с выпиской из словаря с определениями: агрессия, агрессивное состояние, агрессивные действия; лист опросника (приложение 1), листы бумаги по количеству групп.

Ведущий. Тема нашей сегодняшней встречи «Что такое драка, причины ее возникновения». Как вы считаете, актуальна ли эта тема в классе? Почему? Отчего возникают драки?

Вы правы, ребята, драки являются следствием агрессии человека. Заглянем в словарь (видеопрезентация ): агрессия - это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.

Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?

Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т.п.

Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях.

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести - от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или кусает своего противника. Все это агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в коридоре, неумышленные удары на спортплощадках, причинение боли во время лечения зубов или промывания раны водой. Зато оно определенно подходит для рукоприкладства, прямых оскорблений, в том числе и «невинных» - дергание девочек за косички, ущемляющие достоинство «дразнилки» и «обзывалки». Школьной агрессией назовем всякое умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим.

Вам предложен опросник (приложение 1 ), в котором вы опишете те чувства, которые испытываете в различных ситуациях. Это поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у вас агрессивные чувства.

(Дети в течение 5 минут заполняют опросник.)

Предлагаю всем вместе разработать:

Способы действия во время драки,

Способы саморегуляции, когда чешутся руки и хочется подраться, а также когда вас кто-либо втягивает в драку.

С помощью жребия дети разбиваются на три группы, за 8 минут каждая группа разрабатывает идеи, далее команды представляют свой проект и обосновывают его.

Вопросы после обсуждения проектов

Кто, на ваш взгляд, является зачинщиком драки?

Кто виновная сторона в потасовке или драке?

Ведущий . Наша встреча подошла к концу. Что для вас оказалось важным в сегодняшней работе?

Всем спасибо. До следующей встречи.

ВТОРАЯ ВСТРЕЧА

Наш учебный день

Ведущий . Как вы считаете, начало вашего учебного дня (спокойное, доброжелательное, воинственное) влияет на дальнейшее эмоциональное самочувствие, успешность на уроках?

Как бы вам хотелось, чтобы это происходило? Вспомните истину, которая гласит: «Поступай с другими так, как тебе хочется, чтобы поступали с тобой».

Игра «Поприветствуем друг друга»

Ведущий. У вас сейчас есть возможность вернуться обратно в сегодняшнее утро. Представьте, что вы входите в здание гимназии и встречаете того, с кем сидите за партой. Поприветствуйте друг друга так, чтобы получилось тепло и радушно, как вам бы хотелось, чтобы поприветствовали вас.

Звенит звонок, начинается урок - скажем, иностранного языка. Не у всех получается складно и правильно произносить слова и звуки чужого языка. Кто-то встал и произнес неграмотно, да так смешно получилось... Что ж, здесь каждый отреагирует по-своему. Кто-то засмеется, возможно обидев тем самым чувства своего одноклассника, кто-то исправит, дав понять, что он знает правильное произношение, а кто-то после уроков подойдет и предложит научить выговаривать эти сложные звуки, которые не дают покоя.

Игра «Неоконченное предложение»

Ведущий. Предлагаю всем известную игру «Неоконченное предложение».

Когда кто-то ошибается на уроке, я...

Когда мне хочется засмеяться над ошибкой своего(ей) одноклассника(цы), я...

Когда я ошибаюсь перед всем классом, то чувствую...

Я считаю, что ошибаться на уроке...

Дети по очереди заканчивают каждое предложение. В игре активно участвует классный руководитель.

Ведущий. Ребята, как вы думаете, эта игра имеет отношение к дракам, которые возникают между одноклассниками?

Прощание

Ведущий . Вот и закончился ваш учебный школьный день. Поблагодарите своего соседа за работу и помощь на сегодняшней встрече.

Что важного вы сегодня услышали и отметили для себя?

(Ребята своими ответами подводят итог встрече.)

ТРЕТЬЯ ВСТРЕЧА

Составление коллажа «Наш класс»

Цели

Развитие коммуникативных способностей: учить проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, учить умению договариваться, обсуждать замысел работы.

Развитие личностной и групповой активности.

Формирование творческого мышления.

Разработка оригинальных идей и дизайнерских решений.

Материал: листы ватмана по количеству групп, журналы, газеты, клей, ножницы, фломастеры.

Ведущий . На сегодняшней встрече мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса.

С помощью жеребьевки ребята делятся на четыре группы. Каждая получает задание и сообща в течение 20–25 минут выполняет его.

Презентация коллажа

Ребята демонстрируют свои работы, обосновывают изображение и тему коллажа. Рассказывают о своих впечатлениях о работе в группе.

Обсуждение коллажей и хода работы над ними. Что понравилось в работе группы, какие возникали сложности, как их преодолевали, если это удавалось.

Темы

1. Наш класс.

2. Перемена - время отдыха.

3. Будущее нашего класса.

4. Какие мы есть на самом деле.

Вопросы для обсуждения

1. Как вы отнеслись к теме вашего коллажа?

2. Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?

4. Понравился ли вам данный вид работы?

Прощание

Ведущий. Поблагодарите друг друга за работу. Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

Всем спасибо за работу. До следующей встречи.

ЧЕТВЕРТАЯ ВСТРЕЧА

Наши достижения

В заключение с помощью видеопрезентации мы с ребятами вспоминали всю нашу работу, проделанную на предыдущих встречах: вспоминали ожидания от встреч, достижения, делились своими чувствами. Фотографии, вставленные в слайды презентации, помогали восстановить групповое взаимодействие, вспоминать смешные истории, которые случались. Просматривали электронный вариант материалов, разработок различных способов действия во время драки, способов саморегуляции, возможности разрядить обстановку, прекратить конфликт (приложение 2).

Ребятам предлагается ответить на вопросы:

Чему я научился за эти дни?

Кому я хочу сказать «спасибо»?

Игра «Спасибо за приятное занятие»

Все стоят в общем кругу.

Ведущий. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Всем спасибо за работу. До встречи.

Людмила БОРШЕВЕЦКАЯ,
педагог-психолог гимназии № 1518,
Москва

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Высказывания детей

От чего накапливается агрессияв течение школьного дня?

От утреннего настроения.

От того, как тебя приветствовали с утра (и было ли это вообще?).

От того, как отнеслись к твоим возможным ошибкам.

От того, как развита твоя нервная система (закаляешь ли ты ее).

Я не могу слышать...

О том, что сплетничают, смеются, шепчутся за моей спиной.

О драках, ссорах.

О моей любви.

Когда обо мне плохо говорят.

О своих ошибках.

Я терпеть не могу, когда...

Кто-то дерется.

Обсуждает мнение других людей.

Надоедает мне.

Шутят надо мной.

Кричат на меня.

Обзывают меня.

Запрещают мне что-то делать.

Друзья обижаются из-за пустяков.

Издеваются надо мной, пристают.

Просят о том, что я не могу сделать.

Кто-то выпендривается и считает себя крутым.

Поучают меня.

Когда я злюсь...

Я теряю над собой контроль.

Пытаюсь успокоиться.

Начинаю кричать.

Стараюсь успокоиться,

если не получается, то лезу в драку.

Стараюсь избегать ситуаций, которые меня злят.

Пытаюсь разобраться.

Пла чу.

Я начинаю чувствовать себя правой.

Я должен побыть один.

Я нервничаю.

Начинаю царапать обидчика.

Стараюсь объяснить тому человеку, на которого злюсь, выслушать его, и только если это не помогает, пускаю в ход кулаки.

Я просто психую, когда...

Меня ставят в неловкое положение.

Меня кто-то достает.

Лезут в драку без причины.

Ребята настроены против меня.

Врут прямо в глаза.

Нужно что-то быстро найти, а не получается.

Надо мной шутят, обзываются и издеваются.

Получаю плохие отметки.

Когда родители заставляют чувствовать меня виноватой.

Кричат на меня.

У меня что-то не получается.

Смотрю по TV романтические сериалы.

Если тебя рассердили действия одноклассника и тебе захотелось его ударить, то мы предлагаем сделать следующее:

Снять напряжение с помощью:

счета до 10;

умывания или обмывания рук;

направления агрессии

на неодушевленный предмет:

эспандер, шарики,

подушку (если дома),

боксерскую грушу, если вы находитесь

в спортивном зале.

Пойти к психологу.

Закалять психику и тело: обливания, контрастный душ, бассейн, водные процедуры.

Осознать последствия и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если тебя втягивают в драку, мы хотим порекомендовать:

Отойти от этого человека в сторону, зайти в класс.

Сказать обидчику о том, что ты чувствуешь в данным момент:

– Я зол, но отказываюсь драться с тобой.

– Я возмущен твоим поведением.

– Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать.

– Я вижу, ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?

Не нападать первым.

Перевести конфликт в шутку.

Если ты стал свидетелем драки между одноклассниками, надо:

Предложить драчунам продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно сказать учителю или психологу, они окажут им помощь в примирении).

Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить, что это не причина для драки, рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).

Если вышеназванные способы не помогают, позвать учителя.

Спонсор публикации статьи: www.bani-stroy.ru предлагает услуги по строительству бань под ключ. На Ваш выбор типовые проекты бань из оцилиндрованного бревна , а так же возможность заказать изготовление бани, по составленному Вами проекту. Воспользовавшись предложением компании, Вы получите полный спектр услуг по строительству, начиная от подготовки фундамента, заканчивая внутренней отделкой бани, по выгодным ценам. А опытные специалисты компании обеспечат высокое качество и надежность всех выполняемых работ, при максимальном внимании к требованиям заказчика.

Классный час «Как научиться жить без драки».

Задачи: Учить детей понимать друг друга, сопереживать, заботиться друг о друге, умение обсуждать проблемы сообща, принимать коллективные решения.

Воспитывать товарищество, взаимовыручку.

Развивать связанную речь учащихся, наблюдательность.

Оборудование: разрезные буквы, картинки сказочных друзей, слова качеств, карточки красного и зеленного цвета.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель:

Давайте определим тему классного часа , о чем мы будем говорить сегодня. Для этого надо расставить буквы на доске.

Д Р А Ж У К Б А

Учитель:

Значит, мы будем говорить сегодня о драке. Должны решить, что лучше: драться или дружить?!

Драка – это хорошо или плохо? (ответы детей)

Ребята, послушайте, стихотворение в нашей жизни иногда возникают, такие ситуации.

Кто кого обидел первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Кто кого ударил первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили!

Я дружил!

И я дружил!

Что же вы не поделили?

Я забыл!

И я забыл!

Из-за чего поссорились два друга?

Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом? (Ответы детей)

Вывод: мы видим, что ссоры, драки могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!

Учитель:

- А вот другая ситуация.

А дело было так. После первого урока Петров обозвал Иванову «плохо». Это слышал одноклассник Карасев. На следующей перемене он подошел к Петрову и, ни слова не говоря, толкнул его в грудь. Петров не понял, почему его толкают, но на всякий случай стукнул Карасева по носу. Завязалась драка, продолжалась до прихода учителя. А Иванова так и не узнала, что случилось.


Кто виноват в случившейся драке?

Почему они так поступили?

А как было нужно поступить, чтобы избежать драки?

Давайте прочитаем правила дружбы: на доске

Конфликты решаем словами.

В конфликте используем волшебные слова.

Не обзываемся, не ругаемся, не драться.

Не применять руки и ноги в решении конфликта .

Физическая минутка « МЫ - ДРУЗЬЯ».

Встаньте, дети, встаньте в круг, (дети встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг, (берутся за руки)

Пусть будет шире дружбы круг, (дети делают круг шире - уже)

В кругу стоят друзья твои,

Ты им свою улыбку подари, (дети улыбаются друг другу ).

Слева друг и справа друг, (повернуться вправо – влево)

А вместе это дружбы круг,

Другу справа руку ты пожми, (пожимают руку соседу слева - справа ).

Передай ему тепло твоей руки (обняться)

Игра «Кто с кем дружит?»

1. Зеленый крокодил Гена и (Чебурашка).

2. Доверчивый Буратино и (Мальвина).

3. Смешной Вини-Пух и (Пятачок).

4. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда - Кая).

5. Карлсон и (малыш)

Учитель:

А сейчас обратите внимание, у вас на столах карточки красного и зеленого цвета.

Я буду называть вам качества, свойственные дружеским отношениям (красная карточка), и качества, несвойственные дружеским отношениям (зеленая карточка).

(добрый, отзывчивый, черствый, искренний, враждебный, рассудительный, лживый,

ласковый, любознательный, общительный, драчливый).

Учитель:

Молодцы. Ребята, перед вами пиктограммы. Нарисуйте такое настроение, которое должно быть всегда на лицах друзей.

Ребята, и в заключении споём песню «Дружба».