КУРСОВая
работа
тема: Вариативность приемов
анализа при изучении рассказа А.И. Куприна
«Белый пудель».
По дисциплине: методика преподавания литературы.
Благовещенск 20____
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……......... |
|
1 ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТЕКСТА……………...... 1.1. Приемы литературоведческого характера..................... ................... 1.2. Приемы, развивающие сотворчество читателя...................... ......... |
5 |
2 Вариативность приемов
анализа при изучении рассказа А.И. Куприна
«Белый пудель» 2.1. Анализ рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»... ......................... 2.2. Применение приемов литературоведческого характера при анализе рассказа «Белый пудель»....................... .............................. ...... 2.3. Применение приемов выявления и активизации сотворчества читателя при анализе рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»........... |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Основой уроков литературы
является работа с текстом. При этом
главным в литературном воспитании
и развитии учеников является не только
хорошее знание текста и умение его
пересказать, а настоящее понимание
того, что хотел автор донести
до читателя в произведении. Таким
образом, главная задача учителя –
избрать для урока такой метод, включающий
в себя приемы анализа текста, которые
окажутся наиболее эффективными при изучении
данного произведения.
Педагог высказывает в
классе не только свои впечатления
от прочитанного, но и призван раскрыть
научную позицию литературоведения. Художественный
текст влияет на ученика не изолированно,
ведь обоснования, данные учителем, мнения
товарищей и собственное восприятие вкупе
определяют отношение ученика к литературному
произведению и его понимание.
Из всего вышесказанного
следует, что учитель призван
определить направление анализа, выбрать
основной путь разбора и приемы изучения
текста. Учителю важно понять, когда и
почему он избирает определенный прием
анализа, а также при изучении какого конкретного
произведения он это делает.
Тема нашего исследования:
«Вариативность приемов анализа
при изучении рассказа А.И. Куприна
«Белый пудель». На примере анализа конкретного
произведения мы убедимся, что одно и то
же авторское творение может рассматриваться
с разных сторон, в зависимости от варианта
анализа – именно поэтому исследование
наше актуально. Тем более, что сама по
себе вариативность в преподавании ориентирует
преподавателя-словесника на совершенствование
содержания уроков, на развитие у учащихся
способности наслаждаться искусством,
на обогащение их духовного мира, формирование
нравственных идеалов.
Таким образом, цель перед нами
стоит следующая – определить, какой из приемов
анализа наиболее плодотворен и целесообразен
при изучении данного произведения. Найти приёмы анализа,
которые, с одной стороны, помогут глубоко
изучить произведение, а с другой, – будут
способствовать всестороннему развитию
читателя-школьника.
В соответствии с этим определим задачи исследования:
1.2. Приемы, развивающие сотворчество читателя.
По мнению (КОГО?) Задачи школьного анализа текста:
пробуждение сопереживания, активизация
воображения школьников, формирование
читательских качеств и другое. Все эти
задачи не позволяют ограничиться в школьном
разборе только приемами литературоведческого
анализа.
1. Оживление жизненных впечатлений.
Многие методисты советуют учителю предварять
чтение живыми впечатлениями. Такой прием
создает личное отношение к читаемому,
привлекает к работе над текстом эмоциональный
опыт ученика. Например, перед чтением
стихотворения о природе можно предложить
вспомнить, рассказать или написать о
самых запомнившихся днях весны, лета,
осени или зимы, о впечатлениях о
походе, экскурсии на природу, поездке,
а затем сравнить сочинение школьников
с изучаемым произведением. Эта работа
обостряет интерес к изучаемому тексту,
создает эмоциональный тон. Оживление
личных впечатлений может не только предворять
анализ, но и вплетаться в него и даже завершать
работу. Главное в этом приеме – найти
связь между мыслями и представлениями
учеников с образами писателя. Вам компьютер указывает
на ошибки, исправляйте!
2. Выразительное чтение. По
тому, как ученик прочел текст можно судить
о характере его первоначального восприятия.
Задача, поставленная перед классом: как
прочитать данное произведение? – может
являться скрытой формой анализа. Найти
точную интонацию можно лишь приблизившись
к авторскому голосу в произведении и
одновременно ощутив, какое эхо рождает
мысль писателя в собственной душе. Выразительное
чтение ведет к эмоциональному пробуждению
в произведении и будит творческую фантазию.
Например, работа над стихотворением Лермонтова
«парус». Можно предложить составить учащимся
партитуру стихотворения, а затем, опираясь
на нее, работать над эмоциональность.
Выразительное чтение важно не только
в учебном, но и в педагогическом плане.
Чтение вслух приучает к культуре выражения
чувств, оказывается одним из путей к искусству
общения.
3. Пересказ. Пересказ обеспечивает не
только развитие определенных читательских
качеств ученика, обогащает его речь, но
и способствует постижению смысла литературного
произведения. Существует несколько видов
пересказа, каждый из которых помогает
обратить внимание учеников на тот или
иной элемент текста.
а) подробный
пересказ. Его цель – передать содержание
прочитанного как можно подробнее
с целью выработки навыков
логически построенного изложения,
формирования памяти, обогащения речи
учащихся.
б) сжатый (краткий)
пересказ. Его цель- найти главное,
уметь содержательно и без многословия
передать основное.
в) пересказ-извлечение
– это пересказ материала, разбросанного
в разных частях текста, хотя и связанного
единством сюжета и персонажей. Это может
быть извлечение материала, изображающего
действующее лицо или группу лиц, определенную
тему, пейзаж и так далее. Например, история
Татьяны в повести И.С. Тургенева «Му-му»,
настоящий и механический соловьи в сказке
Г. Х. Андерсена «Соловей», природа в рассказе
И.С. Тургенева «Бежин луг». Разве это приёмы,
развивающие сотворчество?
г) пересказ с изменением
лица рассказчика. Это рассказ о
событиях, происходящих в произведении,
от лица одного из героев или, наоборот,
передача личных воспоминаний и впечатлений
от третьего лица, реже от второго в обобщенном
значении.
д) пересказ с элементами
сочинения. Это передача содержания
текста с включением элементов творчества
учащихся, их отношение к описываемому,
дорисовка деталей сюжета и так
далее.
е) художественное рассказывание
– это самый сложный вид
пересказа. Он требует основательного
знания текста и мастерства его изложения,
отражает особенности стиля изучаемого
произведения в искусном исполнении рассказчика,
в его выразительности.
4. Словесное рисование.
Реализация образов возникает
при чтении, способствует углублению
субъективного начала разбора. Предполагает,
что человек, опираясь на образы, созданные
писателем, детализирует свое видение
в картине, которую словесно воспроизводит.
Уместно предложить ученикам начинать
эту работу с описания портрета (только
внешность героя). При этом следует помнить,
что нельзя давать портрет героя в неконкретной
ситуации. В устном рисовании эмоции ученика
очень активны. Формы его (рисования) должны
класс от класса усложняться, видоизменяться.
5. Составление киносценария.
Кинематограф близок детскому
сознанию. Динамизм – это неотъемлемый
признак киноискусства, а ученик
видит мир в движении, смена
зрительных впечатлений захватывает
ребенка. В ходе создания киносценария
дети учатся не только понимать язык кино,
но и глубже пристальнее всматриваться
в литературный текст. Для того, чтобы
написать киносценарий по литературному
произведению, надо пережить его, увлечься
затронутыми в нем вопросами, надо по-настоящему
«увидеть» его героев. Киносценарий усиливает
сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого
медленного чтения. Он оживляет образное
видение и помогает видеть деталь в свете
целого. Учитель показывает кинофрагмент
и, опираясь на непосредственное впечатление
от прочитанного, выясняет такие понятия,
как крупный, средний, общий план, показывает
смысловое значение смены плана. Затем
намечаются границы киноэпизодов, общий
мотив сценария, объединяющий все эпизоды.
Учащиеся заполняют таблицу.
План записи кадров
6. Инсценирование (драматизация).
Оно побуждает учеников к творческому
поиску. «Оживление» героев активизирует
воображение и сопереживание. Этот прием
позволяет усилить развитие конфликта,
острее прочертить линии в сознании учеников.
Чтобы эта работа не превратилась в пародию,
необходимо предлагать школьникам посильные
задания, тщательно готовиться к выступлению.
Инсценирование – это такой вид работы,
когда учащемуся предлагается продумать,
как бы они расположили персонажей в определенный
момент действия, представить их позы,
движения, жесты.
7. Литературная
игра. Приемы занимательности являются
эффективным приемом изучения и творческой
интерпретацией произведения. Игры бывают
читательские (кроссворды, сканворды,
ребусы, шарады) и исполнительские значительно больше
видов исполнительских игр. (инсценировка). Они тесно взаимодействуют
с другими приемами изучения литературы.
Александр Иванович Куприн (1870 - 1938) известен как автор многочисленных произведений, в которых особое внимание уделено анализу людских взаимоотношений. Большой интерес писатель проявлял и к юным читателям. Он автор широко известных рассказов для детей и о детях - «Детский сад», «В недрах земли», «Чудесный доктор» и других. Его произведения пользуются особой любовью у юных граждан.
Сюжет рассказа «Белый пудель» Куприн практически срисовал с натуры. На дачу писателя в Крыму заходили бродячие артисты, которых Александр Иванович приглашал иногда пообедать. Среди частых гостей были старик с шарманкой, мальчик-акробат по имени Сережа и белый пудель. Сережа и поведал историю о том, как богатая барыня настойчиво просила продать собаку. Пудель очень понравился ее маленькому сыну. Но старик с мальчиком сделать это отказались, за что навлекли на себя гнев богатой дамы.
Эта история очень заинтересовала Куприна. Писатель увидел в простом сюжете две очень важные темы. Во-первых, тему социального неравенства, а, во-вторых, бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших». В 1903 году рассказ Куприна «Белый пудель» вышел в свет.
Александр Иванович вообще симпатизировал детям «из низов». Его подкупала душевная простота этих ребят, их способность совершать благородные поступки. Таков бродячий артист Сережа в «Белом пуделе», воспитанный старым шарманщиком Лодыжкиным. Им противостоит совершенно другой мир, который олицетворяют богатая барыня и ее избалованный сын Трилли.
На различном мироощущении этих людей и построен конфликт рассказа. Для богатых господ собачка - всего лишь забавная вещь, которую можно купить и продать. Для старика и мальчика их Артошка больше, чем друг. Ради его спасения Сережа даже рискует жизнью.
Персонажи в «Белом пуделе» вырисованы Куприным очень четко, а с учетом детского восприятия даже слегка нарочито. Это обстоятельство позволяет четко обозначить контраст между детьми. Трилли воспринимает природу с полным равнодушием, тогда как Сережа с восторгом. Сын барыни изнежен, неуклюж, в то время как Сережа силен и ловок. Речь Трилли - это набор потребительских слов типа: «мне», «хочу», «дай»… Слова юного артиста свидетельствуют о его выдержке, адекватном восприятии действительности.
Куприн очень грамотно и без затей выстраивает композицию рассказа. События происходят в течение короткого времени, все подчинено главной цели - на примере истории с пуделем показать, что верность и дружба - главные богатства в жизни человека. Вместе с тем каждая часть рассказа (всего их шесть) - логически законченный эпизод.
У «Белого пуделя» счастливый конец, хотя в реальной жизни могло быть по-другому. Но Куприн тонко чувствует детскую душу, поэтому вселяет в юного читателя оптимизм. Ребенок должен верить, что справедливость восторжествует. Так писатель формировал нравственное начало в детях.
Система уроков изучения рассказа
1. Учебник: , Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.- М.: Мнемозина, 2008.
2. Тренажёр "Сюжет рассказ "Белый пудель" взят с сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection. *****/
УРОК 1
Александр Иванович Куприн. Путь в литературу. «Белый пудель»
Цель урока: Дать учащимся представление о личности писателя, о разнообразии его интересов, познакомить с некоторыми фактами биографии, тем самым подготовить их к восприятию рассказа «Белый пудель», других рассказов писателя. Знакомство с экспозицией рассказа. Чтение главы 1 – 2 рассказа «Белый пудель».
I. Оргмомент.
II. Самостоятельное чтение материала учебника о писателе
III. Рассказ о писателе
Беседа по вопросам: Что вам запомнилось о жизни писателя? Какое воспоминание о нём показалось наиболее интересным? Почему? Каким человеком представляется вам Куприн?
IV. Знакомство с экспозицией рассказа
Чтение главы 1-2 глав (экспозицию, описание природы Крыма). - Беседа по вопросам:
· С какими героями рассказа знакомит нас автор?
· Что стало известно вам о жизни Серёжи и дедушки Лодыжкина до того, как они объединились в «Маленькую бродячую труппу»? Какие отношения сложились между ними? Почему?
· Какое отношение к себе они вызывают?
· Где происходят описанные события?
· Какой предстает природа Крыма в рассказе?
V. Итоги урока
УРОК 2
. Сюжет и конфликт рассказа. Характеры персонажей.
Цель урока: Проверка знания текста рассказа. Выявление сюжетной линии рассказа, участие в конфликте персонажей рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь событий, закрепить знания о сюжете и конфликте произведения. Формирование у учащихся умений характеризовать героев на основе средств их изображения, определять авторское отношение к героям произведения. Анализ участия персонажей в конфликте рассказа и развитии событий в нем. Формировать умение школьников постигать переживания литературного героя, его внутреннее состояние; обогащать словарь учащихся, касающийся «внутренней жизни» персонажа.
I. Оргмомент.
II. Проверка Д/З
Назовите эпизоды, которые заставили вас поволноваться за героев. Чем были вызваны волнения?
Используя план рассказа, составленный дома, кратко перескажите сюжет рассказа
Примерный план:
1. Бродячая труппа артистов
2. Неудачный день
3. «Хочу! Собаку-у-у!»
4. «Не всё… продаётся, что покупается»
5. Арто украден
6. Спасение собаки
III. Анализ рассказа
Дайте определение терминам: Эпизод, сюжет, завязка, конфликт, кульминация.
- Какой эпизод можно назвать завязкой (Трилли хочет собаку)?
- Просмотр видеофрагмента «На даче «Дружба »
Из-за чего возник конфликт на даче «Дружба»? (социальный конфликт)
Назовите участников конфликта. Какими рисует Куприн обитателей дачи? Какова роль Трилли и его матери в возникновении конфликта?
Найдите в третьей главе описание наружности дворника. Какое впечатление он производит?
- Просмотр видеофрагмента «Торг» (нравственный конфликт)
По четвёртой и шестой главам расскажите о его действиях в истории с Арто. Какими качествами наделил дворника Куприн?
Какие качества характера дедушки проявились в этом эпизоде?
В рассказе нарисованы два мальчика. Чем и почему они так отличаются друг от друга?
Какие события заставили Серёжу повзрослеть? (Кража Арто)
Как эта взрослость проявилась в речи и поведении Серёжи? (выражение лица становится более волевым; распоряжается, берёт всё в свои руки, т. к. дедушка «раскис», потерял веру в справедливость;)
Почему Серёжа решил выкрасть Арто?
Найдите в 6 главе слова, раскрывающие переживания мальчика. Какие чувства борются в нём?
Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?
IV. Итоги урока
Домашнее задание подготовить рассказ об одном из героев «Белого пуделя»
УРОК 3
Александр Иванович Куприн. «Белый пудель» . Пейзаж в рассказе. Смысл названия.
Цель урока: Выражение учащимися своего отношения к персонажам рассказа, оценка их поступков с морально-нравственной точки зрения. Рассмотрение функциональной роли пейзажа в рассказе. Определение смысла названия рассказа
I. Оргмомент.
II. Проверка Д/З и усвоения материала прошлого урока
4-5 человек работа с тренажёром, в это время слушаем рассказы о героях
Выводы:
Главные герои обижены судьбой, их объединила жизнь и повела нелёгкими дорогами бродячих цирковых артистов. Но они достойны не только сочувствия. Гордым человеком, честным тружеником запоминается дедушка Лодыжкин, отказавшийся от стёртого гривенника скупой барыни. Благородным и верным другом предстаёт он в «поединке» с богатыми обитателями дачи и их дворником. У него нет паспорта, он потерял с паспортом и соё настоящее имя, но сохранил человеческое достоинство, доброту и способность трогательно заботиться о других, более слабых и беззащитных : мальчике-сироте, собаке. Полунищий старик уверен, что «не всё продаётся, что покупается». Старик совершает благородный поступок: отказывается продать друга-пуделя за триста рублей – целое состояние, которое позволило бы открыть бакалейную лавку. Этот поступок подчёркивает безнравственность миллионеров Обольяниновых, готовых выложить за каприз своего отпрыска любую сумму, а если деньги не помогут, то спровоцировать преступление – воровство.
Кража Арто – страшный удар для Лодыжкина. Жизнь впроголодь, пыльные дороги, оскорбления и унижения, потеря Арто – всё это подкосило старого человека. Он стал жалким и беспомощным в своём горе, отчаяние достигло предела. Дедушка Лодыжкин жалобно воет, зовя Арто, говорит с Серёжей упавшим голосом, еле слышно, и в итоге шепчет слова испуганно, беспомощно всхлипывая. «Ничего мы тут не сделаем», - твердит он, потеряв последнюю веру в справедливость.
Трудная жизнь скитальца уготована Серёже. До семи лет он находился у забулдыги-сапожника, пока не стал актёром бродячей труппы. Встреча с добрым, заботливым Лодыжкиным позволила мальчику научиться честно зарабатывать хлеб, к 12 годам он уже владел приёмами заправского акробата.
В дедушкиных мечтах он становится артистом лучшего цирка. О будущем мальчика можно только догадываться. Но экстремальная ситуация – кража пуделя – проявляет уже сформировавшиеся лучшие качества Сергея: верность дружбе, умение поддержать и успокоить в трудную минуту близкого человека, не растеряться и принять важное решение самому, способность преодолеть страх, пойти на риск ради достижения благой цели – и достичь её.
Тренажёр
III. Анализ роли пейзажа в рассказе
Работа в группах
Найти описания природы во второй, третьей, шестой главах. Подготовить выразительное чтение. Чьими глазами показана природа? Докажите.
Выступления групп
Какие чувства вызывают картины природы в дедушке и в Серёже? Как эти чувства характеризуют каждого из них?
Рассмотрите репродукции картин художников, изображавших Крым? Какой вы увидели крымскую природу
IV. Письменная работа
Рассказ о реальной основе сюжета.
Летом 1903 года писатель с семьёй жил в Мисхоре. Дочь писателя пишет в своих воспоминаниях: « в послеобеденное время заходили к нам на дачу бродячие артисты – старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик Серёжа, акробат, и сними дрессированный белый пудель. Как только раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители – турки-строители, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и просто случайные прохожие.
После представления старик получал деньги и Александр Иванович звал их обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались под деревьями на берегу Селигирки. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими планами. В длинных путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Там удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор мечтает он стать настоящим акробатом. Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как однажды богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя, который очень понравился её мальчику.
«Дедушка отказался отдать собаку. Барыня обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли, - рассказывал мальчик.- поэтому мы скорее ушли из города»
Писатель внес изменения в реальную историю и назвал рассказ «Белый пудель».
Почему рассказ назван именно так? Об этом вам предстоит порассуждать в сочинении.
Кто затрудняется, может воспользоваться вспомогательным планом ответа.
Вспомогательный план:
1. С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?
2. В чём заключалась работа пуделя-артиста? Почему его так ценил дедушка Лодыжкин?
3. Какие человеческие качества героев рассказа (дедушки Лодыжкина, Серёжи, Трилли, барыни, дворника) высвечивает их отношение к собаке?
4. Помог ли Куприну герой рассказа, пудель, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?
Примерный ответ:
Почему же рассказ назван «Белый пудель»? Видимо оттого, что как раз с Арто связаны самые важные события рассказа.. В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки: безобразный каприз избалованного Трилли, бессердечную торговлю богатых обитателей дачи и дворника с дедушкой Лодыжкиным, преступную кражу Арто, рискованное спасение пуделя Серёжей. Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа – бедных и богатых, сытых и голодных, - живущих по разным социальным и нравственным законам.
Отношение к белому пуделю позволяет высветить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника
Домашнее задание отзыв о рассказе Куприна «Чудесный доктор»
Меню статьи:
Рассказ А.Куприна «Белый пудель» – один из рассказов, ориентированных на формирование нравственного начала. Оптимистичный сюжет и возвышение понятия дружбы – именно эти понятия стали ключевыми в рассказе.
Именно тогда, летом, Александр Иванович побывал с семьей в Крыму – в Мисхоре. В один из таких дней дом Куприных посетили неожиданные посетители – старик, юный мальчик и собака-пудель. Гости оказались бродячими артистами. Старик играл на шарманке, мальчик был акробатом, а собака была дрессированной и умела выполнять разные трюки.
Предлагаем читателям ознакомиться с А. Куприна – в таблице.
Вскоре эти гости стали периодическими посетителями Куприных – хозяева их всегда встречали радушно. Как только раздавались первые звуки шарманки, к домику Куприных начинал сходиться народ – это были и рабочие люди – каменщики из соседней дачи, няни с детьми и другие люди, проходившие мимо.
После небольшого представления Куприны всегда приглашали артистов пообедать – за стол посетители никогда не садились, но от еды никогда не отказывались. Именно в это время Куприну удавалось пообщаться с артистами.
Старик не отличался комму коммуникабельностью и разговорчивостью, мальчик же был его противоположностью – он охотно рассказывал о их странствиях и путешествиях.
Однажды им довелось зайти в Одессу, и там Сережа (так звали молодого акробата) побывал в настоящем цирке. После этого случая у мальчика появилась мечта – выучиться и стать настоящим акробатом.
Однажды Сережа рассказал Куприну интересную историю о том, как одна богатая женщина хотела купить у них собаку, но, получив отказ, обрушила свой гнев на бродячих артистов.
Александр Иванович заинтересовался этим рассказом – а спустя некоторое время он написал рассказ об этих событиях из жизни странствующих артистов. Рассказ получил название « Белый пудель».
Объяснить такой выбор названия можно двумя позициями. Первая из низ заключена в понятии, ставшим впоследствии крылатым: «дружба дороже денег».
Вторая состоит в сути конфликта. Как и в реальной жизни, камнем преткновения и развития конфликта становится дрессированный пудель – на ситуации возможности осуществления купли собаки и построен весь рассказ. Исходя из этой позиции, выбор названия выглядит оправданным.
Александр Иванович внес в рассказ Сережи некоторое изменения – подобно событиям реальной жизни, действующими персонажами рассказа являются старый шарманщик мартын Лодыжкин, его помощник – мальчик Сережа (которого шарманщик одолжил у своего знакомого, незадолго до его кончины) и дрессированный пудель по кличке Арто.
Предлагаем вдумчивым читателям проанализировать рассказ А. Куприна, а также узнать смысл его названия.
Эти герои не имеют своего жилья – они бредут от города к городу, от поселка к поселку, показывая небольшие представления в надежде, что им что-то дадут в качестве оплаты. Не все радушно принимают артистов – многие прогоняют их от своих дворов, но артистам не привыкать. Лишь одна дама дала им гривенник, да и тот оказался дырявый.
На даче «Дружба» артистам выпал повод отличиться – здесь проживала семья с ребенком – капризным и привередливым мальчиком по имени Трилли. Артисты подошли к домику как раз в то время, когда Трилли необходимо было принимать лекарства. Ребенок очень не хотел это делать и не поддавался на уговоры. Ситуацию помогло исправить выступление артистов – мальчик пришел в восхищение. Особенно впечатлил его пудель Арто. Привыкший к выполнению всех прихотей ребенок потребовал, чтобы ему купили пса. Артисты же отказались, они сказали, что это невозможно так как Арто, в первую очередь, их друг. Не сумев приобрести пса честным путем, Арто воруют, приманив колбасой. Однако рассказ заканчивается оптимистично – Сережа сумел освободить пса и друзья вновь стали путешествовать вместе.
«Белый пудель» - дружба дороже денег
Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) известен как автор многочисленных произведений, в которых особое внимание уделено анализу людских взаимоотношений. Большой интерес писатель проявлял и к юным читателям. Он автор широко известных рассказов для детей и о детях – «Детский сад», «В недрах земли», «Чудесный доктор» и других. Его произведения пользуются особой любовью у юных граждан.
Сюжет рассказа «Белый пудель» Куприн практически срисовал с натуры. На дачу писателя в Крыму заходили бродячие артисты, которых Александр Иванович приглашал иногда пообедать. Среди частых гостей были старик с шарманкой, мальчик-акробат по имени Сережа и белый пудель. Сережа и поведал историю о том, как богатая барыня настойчиво просила продать собаку. Пудель очень понравился ее маленькому сыну. Но старик с мальчиком сделать это отказались, за что навлекли на себя гнев богатой дамы.
Эта история очень заинтересовала Куприна. Писатель увидел в простом сюжете две очень важные темы. Во-первых, тему социального неравенства, а, во-вторых, бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших». В 1903 году рассказ Куприна «Белый пудель» вышел в свет.
Александр Иванович вообще симпатизировал детям «из низов». Его подкупала душевная простота этих ребят, их способность совершать благородные поступки. Таков бродячий артист Сережа в «Белом пуделе», воспитанный старым шарманщиком Лодыжкиным. Им противостоит совершенно другой мир, который олицетворяют богатая барыня и ее избалованный сын Трилли.
На различном мироощущении этих людей и построен конфликт рассказа. Для богатых господ собачка – всего лишь забавная вещь, которую можно купить и продать. Для старика и мальчика их Артошка больше, чем друг. Ради его спасения Сережа даже рискует жизнью.
Персонажи в «Белом пуделе» вырисованы Куприным очень четко, а с учетом детского восприятия даже слегка нарочито. Это обстоятельство позволяет четко обозначить контраст между детьми. Трилли воспринимает природу с полным равнодушием, тогда как Сережа с восторгом. Сын барыни изнежен, неуклюж, в то время как Сережа силен и ловок. Речь Трилли – это набор потребительских слов типа: «мне», «хочу», «дай»… Слова юного артиста свидетельствуют о его выдержке, адекватном восприятии действительности.
Куприн очень грамотно и без затей выстраивает композицию рассказа. События происходят в течение короткого времени, все подчинено главной цели – на примере истории с пуделем показать, что верность и дружба – главные богатства в жизни человека. Вместе с тем каждая часть рассказа (всего их шесть) – логически законченный эпизод.
У «Белого пуделя» счастливый конец, хотя в реальной жизни могло быть по-другому. Но Куприн тонко чувствует детскую душу, поэтому вселяет в юного читателя оптимизм. Ребенок должен верить, что справедливость восторжествует. Так писатель формировал нравственное начало в детях.
Помимо анализа «Белого пуделя» ознакомьтесь с другими сочинениями по произведениям Куприна: