Национальная и религиозная политика екатерины 2. Церковная политика Екатерины II. Оценка правления императрицы


В статье дана характеристика религиозной политики времен Екатерины II. Проанализирована работа секуляризационной комиссии 1764 г., изменения подбора кандидатов на высшие церковные посты, попытка реформы духовных учебных заведений, отношения к разным конфессиональным группам в различных регионах империи.Ключевые слова: религиозная политика, секуляризация, духовенство, православие.Развитие российской государственности с конца XV по конец XVII ст. сопровождалось усилением автократического начала и умалением политического значения отдельных сословно-феодальных групп. Именно поэтому так остро к середине XVIII в. - эпохе окончательного создания абсолютистской системы власти - в религиозной политике остро встал вопрос об устранении земельной собственности православного духовенства, определивший секуляризационной курс правительства России . Проводя секуляризацию, государственная власть завершала длительную борьбу с духовенством за политическую гегемонию, ликвидируя его претензии на властные функции. При этом правящий режим стремился смягчить накал сословных конфликтов, ставших постоянным фактором социально-политического состояния страны как в XVII, так и в XVIII веках .Российская императрица Екатерина II (1729-1796 гг.), урожденная немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербская, была приобщена к протестантизму лютеранского толка с младенчества. Приглашённая в Россию императрицей Елизаветой Петровной в качестве невесты, а затем и жены великого князя Петра Фёдоровича (будущего императора Петра III), в июне 1744 г. была крещена по православному обряду и стала великой княжной Екатериной Алексеевной. Она быстро поняла значение православия для русских людей и, в отличие от мужа, всячески демонстрировала свою набожность, но воспитанная на идеях рационализма просветительской философии, восприняла православие весьма неглубоко. Тем не менее, Екатерина понимала значение церкви для государственной власти и управления и строго выполняла религиозные обряды.К началу правления Екатерины II во взаимоотношениях государства и духовных феодалов (монастырей, архиерейских домов, церквей) сложилась следующая ситуация: испытав сильный удар со стороны правительства Петра Великого, поставившего часть доходов духовных владельцев под контроль государства , монастырская и архиерейская администрация, воспользовавшись слабостью верховной власти при петровских преемниках и противоречиями в среде светских землевладельцев, сумела к середине 40-х гг. XVIII в. почти полностью восстановить свою. „ „ . „ .ппо© Комиссаренко А. И., Чекунова А.Е., 2008экономическую независимость . С 1757 г. наступил новый этап во взаимоотношениях государства и церкви, вызванный впервую очередь опасным для абсолютизма ростом социального протеста крестьянства в духовных вотчинах.На заседании Конференции при высочайшем дворе 30 сентября 1757 г. императрица Елизавета Петровна повелела подготовить указы о введении в духовных владениях офицерское управление взамен «монастырских служек», установлении «штатного содержания» монастырей, уравнении монастырских и архиерейских крестьян в податях с помещичьими .Правительство, таким образом, вынуждено было спешить с разработкой секуляризационной программы. Самые общие принципы её были сформулированы к концу 1761 г. и нашли выражение в секуляризационных указах Петра III (февраль 1762 г.) . Вместе с тем, принятые к исполнению этих указов меры были ограничены по масштабам и не до конца продуманными. Воцарившаяся на российском престоле 28 июня 1762 г. Екатерина II, не чувствуя пока себя прочно на вершине власти и не желая в связи с этим обострять отношения с иерархами православной церкви, а также стремясь подчеркнуть свой разрыв с непопулярной в дворянских и церковных кругах политикой своего свергнутого мужа - Петра III, она 12 августа 1762 г. подписала указ о передаче всех вотчин духовенству, вернув, таким образом, взаимоотношения абсолютистского государства и духовенства к периоду до 1757 г. . Ликование по этому поводу духовной администрации было, однако, недолгим, так как уже первые шаги нового правительства показали, что полного возврата к прошлому не будет. Менялась лишь тактика, тогда как цель оставалась прежней, и, в отличие от эпох Елизаветы Петровны и Петра III она приобретала более осознанный характер как самой императрицей Екатериной II, так и её ближайшими советниками. В том же августе 1762 г. новая властительница передала князю Я.П. Шаховскому распоряжение о «рассмотрении синодальных.., архиерейских <.. .> и монастырских вотчин» .С осени 1762 г. все эти направления внутренней политики Екатерина II поручает одному из своих статс-секретарей Г.Н. Теплову и новгородскому митрополиту Д. Сеченову, активно поддержавших июньский переворот. В бумагах Г.Н. Теплова сохранилась обширная коллекция различных материалов, связанных с подготовкой и проведением секуляризации духовных владений . Г.Н. Теплов в написанном им в 1769 г. обозрении мероприятий правительства за начальный период нового правления считал важнейшей вехой на пути к реформе создание 27 ноября 1762 г. Комиссии о духовных (церковных) владениях . Членами Комиссии стали: от духовенства - новгородский митрополит Дмитрий (Сеченов), санктпетербургский архиепископ Г авриил, переяславльский епископ Сильвестр, от светской власти - сенатор граф И. Воронцов, князь Б. Куракин, князь С. Гагарин, обер-прокурор Синода князь А. Козловский и действительный статский советник Г.Н. Теплов, который фактически её и возглавлял. Контроль за хозяйственной жизнью в вотчинах возлагался в соответствии с инструкцией, данной 29 ноября 1762 г., на «нарочных объезчиков или объезжих экономов». Тем самым во владениях церкви вводился режим правительственного надзора и опеки . Создавая Комиссию о духовных имениях и начертав план её деятельности, абсолютистское правительство, не объявляя открыто о своих намерениях провести изъятие церковной земельной собственности и крестьян духовных земель, утверждало твердое желание подчинить своему надзору всю экономическую жизнь церковно-монастырской деревни и социальную политику духовных феодальных землевладельцев.Сразу после возникновения Комиссия занялась поиском мер по водворению социального мира в духовных вотчинах . К концу 1763 г. Комиссия располагала сведениями о волнениях крестьян в 42 вотчинах 5 архиерейских домов и 23 монастырей, не менее чем в 12 случаях для их подавления использовались войска .Проведение политики правительства в отношении духовных владений Екатерина II возложила на воссозданную по проекту Г.Н. Теплова 12 мая 1763 г. Коллегию экономии, подчиненной в отличие от других центральных органов империи не Сенату, а прямо самой императрице, что особенно подчеркивало значимость этого направления правительственного курса. Это по сути дела чрезвычайное учреждение предприняло немало усилий по налаживанию описания хозяйственного быта в духовных владениях . К 1 января 1764 г. в Коллегию поступило более 1500 подробных описаний - «офицерских описей», проверкой которых в самой коллегии занимался руководитель счетной экспедиции коллежский советник Андреян Поздняков . Летом 1763 г. возник конфликт между Коллегией экономии и Московской синодальной конторой вследствие нежелания синодальных властей предоставить полную информацию о своих рентных доходах. Реагируя на жалобу по этому поводу князя Б. Куракина - президента Коллегии и М. Дмитриева- Мамонова, поданную 31 июля 1763 г., императрица 9 августа 1763 г. сделала резкий выговор крутицкому митрополиту, руководителю Московской синодальной конторы Амвросию, требуя от него «матерински <...> онимать силу наших указов <...> и с Коллегиею <...> соглашаться тою же ревностию и усердием» . Для противодействия амбициям московской церковной верхушки 8 января 1764 г. в старой столице по императорскому указу была учреждена отдельная контора Коллегии экономии во главе со статским советником Чихачёвым. Усилиями коллежских чиновников в государственную казну в 1763 - начале 1764 гг. было собрано с духовных земель 612677 руб. 20 коп. из ожидаемых 940758 руб., или 65,12% . Коллегия экономии при явном, а чаще скрытом противодействии духовенства не могла быть эффективным инструментом в руках абсолютистского государства в деле изъятия денег (феодальной ренты) при сохранении прежнего юридического статуса духовных земель .В Комиссии о духовных имениях были разработаны общие контуры предстоящей секуляризационной реформы. Важную роль в этом сыграл написанный Г.Н. Тепловым документ - «Мнение о монастырских деревнях», представленный им Екатерине II и одобренный ею. Нецелесообразность сохранения в государстве духовной земельной собственности формулировалась автором следующим образом: «Не токмо такая знатная часть числом народа, какая есть <...> за монастырями, архиерейскими домами.., не приносило государству помощи.., всемерно больше б к отягощению, нежели б к пользе ему служило» . «Мнение» представляло собой тщательно подготовленный проект секуляризации духовных владений (с политической, социальной, фискальной, административной сторон). В многочисленных приложениях к документу (литеры З, Ж, И, I, К, Л, М, Н) обосновывались принципы упразднения большей части монастырей и штаты немногих оставляемых в ведении Синода. Главные идеи этого проекта были положены в основу проведенной по манифесту 26 февраля 1764 г. секуляризации духовной земельной собственности . Церковные (монастырские и архиерейские) земли и крестьяне передавались в собственность государства и подлежали ведению Коллегии экономии. В казну перешли 8,5 млн. дес. земли, свыше 910 душ м.п. и более5 млн. руб. ежегодного дохода. Епархии и монастыри делились на три «класса», причем к первому были отнесены только 3 епархии, ко второму - 8, к третьему - 15. Соответственно определялись и суммы на их содержание. Так, если мужской монастырь 1-го класса имел право получать ежегодно из государственной казны 2017 рублей, то монастырь 3-го класса только 806 рублей. Поставленной вне разряда Троице- Сергиевой лавре, назначалось в год 10070 руб., эта сумма пополнялась и пожертвованиями от императорского двора, дворянской аристократии и богатого купечества. В целом же, штатное содержание получили не все монастыри (их было более 900), а лишь менее половины их числа. Остальные были либо закрыты или должны были перейти на положение приходских церквей. В целом, секуляризация 1764 г. нанесла чувствительный дар по церковному и монастырскому землевладению. Земли и крестьяне отошли к ведению Коллегии и стали называться «экономическими». В 1786 г. секуляризационная реформа была проведена и на Украине - на территории Киевской, Черниговской и Новгород-Северской епархий, в 1788 г. - в Харьковском, Екатеринославском, Курском и Воронежском наместничествах, а в 1793-1795 гг. - в присоединенных губерниях Литвы, Западной Белоруссии и Западной Украины. Всего в результате секуляризации казённое содержание получили 272 монастыря, упразднено более 500, число монашествующих сократилось более чем в 2 раза .Реформа нанесла удар по Церкви, но протест духовенства был достаточно слабым. Секуляризацию критиковали воспитанники Киевской академии - ростовский митрополит Арсений (Мацеевич), в 1763 г. осужденный, лишенный сана, а в 1767 г. и монашеского звания и умерший в заключении в Ревельском замке, тобольский митрополит Павел (Конюскевич), уволенный на покой в 1768 г. .Важнейшим итогом реформы была ликвидация прежде могущественного и полунезависимого от государства слоя духовных феодалов, при этом в ведение абсолютистской власти перешло около 8,5 млн. дес. земли и почти миллион душ м.п. Секуляризационные мероприятия свидетельствовали о кризисе вотчинно-крепостнической системы в условиях развития капиталистических отношений и попытках нащупать первый подход к освобождению крестьян «сверху».С воцарением Екатерины II изменился подбор на высшие церковные посты. При выборе кандидатов на архиерейские кафедры Екатерина II, в отличие от её предшественников, делала ставку на выходцев не из Малороссии, а из Великороссии, которые были более лояльны к политике императрицы. Среди них первую роль в Синоде играл архиепископ новгородский Дмитрий (Сеченов), едва не потерявший архиерейской кафедры при императоре Петре III за противодействия его планам проведения секуляризации церковных имений, а при Екатерине II ставший «главным деятелем в деле отобрания земель у церквей и монастырей и главным судьёй над Арсением Мацеевичем» .Видным членом Синода был также окончивший Московскую Академию епископ псковский Гедеон (Криновский), ставший при Екатерине II архимандритом Троице-Сергиевой лавры и придворным проповедником. Архиереи Дмитрий и Гедеон оказывали «протекцию» воспитанникам той же Академии Гавриилу (Петрову), получившего кафедру тверского епископа (с 1770 г. - архиепископ Петербургский), а затем и пост ректора в Академии, епископу Платону (Лёвшину), занявшего при дворе должность законоучителя будущего императора Павла Петровича. В сентябре 1771 г. во время «чумного бунта» погиб последний «из киевлян», поднявшихся в руководство Русской церкви в период петровских реформ, московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). При этом нелишним будет сказать о том, что отдавая предпочтение при назначении на архиерейские кафедры великороссам, императрица Екатерина II с уважением относилась к проповедническим и миссионерским талантам архиереев - «киевлян» - Самуилу Миславскому и Георгию Конисскому .Синод по-прежнему находился под контролем правительственных обер-прокуроров. Ими в царствование Екатерины II состояли: князь А. Козловский, И. Мелиссино, П. Чебышев, С. Акчурин, А. Наумов, граф. А. Мусин-Пушкин (открывший «Слово о Полку Игореве»). Некоторые из них занимали антиклерикальные, просветительские позиции, например, И. Мелиссино, а П. Чебышев, будучи масоном, открыто проповедовал безбожие) .Правительство Екатерины II стремилось к тому, чтобы «сделать духовную власть пособницею и послушным орудием в достижении политических целей» .Считая себя, по её же словам в письме к Вольтеру, «главою греческой церкви», Екатерина II требовала и от светских, и духовных властей беспрекословного повиновения. В архиереях она видела обычных чиновников, которых могла приблизить к себе или же лишить своего благорасположения .Вместе с тем, императрица понимала и необходимость повысить образованность и нравственный уровень православного духовенства, уделяя внимание проблеме реформы духовно-учебных заведений. В 1762 г. была учреждена Комиссия для разработки плана преобразования духовных школ. Согласно проекту реформы (1766 г.), предполагалось разделить духовно-учебные заведения на высшие, средние и низшие, ввести новые предметы, современные методы обучения. Проект не был реализован. Для подготовки преподавателей Екатерина II предполагала открыть богословский факультет при Московском университете, однако эта идея не была осуществлена .В конце 70-х гг. XVIII в. правительство осуществило «разбор духовенства». В 1778 г. были утверждены духовные штаты. В связи с этим сверхштатных церковников и их детей старше 15 лет, не учившихся в духовных семинариях, приказано было определить «в светские команды для распределения их по разным сословиям сообразно их желаниям». Обучение в духовных заведениях было затруднено и правительственными распоряжениями о назначении семинариям денежных окладов, явно недостаточных для их полноценной учебно-воспитательной деятельности .По отношению к расколу правительство Екатерины II продолжало политику императрицы Елизаветы Петровны и императора Петра III, стремясь включить раскольников в формирующееся гражданское общество. В начале 60-х гг. XVIII в. сложились центры старообрядчества: Поморье, Стародубье (Черниговская губерния), Керженец (Нижегородская губерния), Иргиз. Возникли их общины в Москве - Рогожское кладбище, где объединились поповцы, Преображенское кладбище - центр беспоповцев, Покровская часовня - объединение феодосьевцев и поморцев. Немало раскольников бежало за рубеж. Особой притягательностью для них явилась область Ветки в Польше. Еще в царствование императрицы Анны Иоанновны в ходе русско-польской войны силами нескольких армейских полков было возвращено из Ветки в Россию и разослано по различным губерниям около 40 тыс. чел., а их селения были сожжены. Но к началу 40-х°гг. XVIII в. Ветка вновь стала многолюдной из-за не прекращавшегося притока беглых староверов. В 1762 г. и в последующие годы правительство Екатерины II раскольникам (называть себя староверами или скитниками им было запрещено еще в 1745 г. указом императрицы Елизаветы Петровны) предлагалось вернуться в Россию и поселиться по желанию в любых местах российского государства, но желающих откликнуться на эти призывы почти не нашлось. В 1764 г. на Ветку были посланы войска, которые разорили ее, более 20 тыс. безпоповцев - раскольников были насильно высланы на поселение в Сибирь. Разорению подверглись и другие центры раскола, например Стародубье, часть раскольников спаслась от правительственных репрессий, уйдя на р. Ингул. В отношении раскольников - поповцев правительство придерживалось более умеренного курса. Поповцы испытывали большие трудности с назначением епископов. В царствование Екатерины II они семь раз делали попытки обрести («достать») епископа, обращались даже в Синод, но ничего так и не добились. В 1787 г. раскольникам была предоставлена полная свобода, был отменен двойной подушный оклад и особые их списки. Официально отменено было и само название «раскольник». Приверженцев староверья разрешалось избирать на общественные должности. Появились и признаки примирения старообрядцев с официальным православием в форме «единоверия». Движение единоверцев получило распространение в 80-90-е гг. XVIII в. в Стародубье, Иргизе, Ингуле. В 1800 г. Синод одобрил правила единоверия, составленные митрополитами Гавриилом и Платоном. Сторонникам старых обрядов разрешалось открывать церкви, соборы, часовни .Вопрос об отношении к католикам приобрёл особую актуальность в связи с разделами Польши в 70­90-ые гг. XVIII в. В результате первого раздела в 1772 г. к Российской империи отошла территория Восточной Белоруссии. В октябре 1772 г. она была разделена на Псковскую и Могилевскую губернии. Управляющему «присоединенных от Речи Посполитой» земель президенту Военной коллегии графуЗ.Г. Чернышеву еще именным указом от 13 августа 1772 г. было приказано издать от своего имени извещение о «ничем не ограниченной свободе в публичном отправлении веры». 22 ноября 1773 г. была учреждена Белорусская католическая епархия во главе с бывшим викарием Виленской епархии епископом Малльским Станиславом Сестренцевич-Богушом, который отныне стал именоваться Епископом Белорусским Католических в России Церквей. Белорусская католическая епархия 6 февраля 1774 г. получила особую «Жалованную грамоту», гарантировавшую всем католическим орденам неприкосновенность и целостность их движимых и недвижимых имуществ . При этом нужно отметить, что распоряжение папы Климента XIV от 21 июля 1773 г. об упразднении Ордена иезуитов (Общества Иисуса, созданного в 1534 г. для борьбы с Реформацией) было проигнорировано российским правительством. Хотя императрица не допустила орден в столицы, она расширила его права и привилегии в Белоруссии (освобождение от уплаты подушной подати и прочих государственных налогов). Орден иезуитов был привлекателен для правительственных кругов своей преподавательской деятельностью, которая была развернута четырьмя его коллегиями - в Полоцке, Орше, Витебске и Динабурге (Двинске) и двумя резиденциями - в Мстиславле и Могилёве. Обучение в них было бесплатным, а Полоцкая коллегия принимала в свои аудитории и православных, в том числе и русских дворян . В Полоцком «коллегиуме» учился в возрасте восьми лет будущий знаменитый художник-медальер Федор Петрович Толстой (1783-1873). Он вспоминал: «У Полоцкого иезуитского монастыря в окрестностях <...> города было <...> двадцать тысяч душ крестьян.., в Полоцке <...> - ходил учиться к иезуитам, к пастору учиться немецкому языку, ездил верхом, танцевал на балах». По его воспоминаниям, в коллегии обучалось более 700 учеников. Он проходил курс агрономии и архитектуры, изучал основы рисования, черчения и живописи и «ходил в классы школы <.> учиться у <.> учителей-иезуитов наукам». Толстой особенно был привязан к патеру Груберу, «как отцу родному». Для будущего мастера-медальера особое значение имело то, что патер Груббер «рисовать <...> меня учил сам и находил у меня к этому искусству большую способность» . В иезуитской Витебской коллегии учился и сын могилевского вице-губернатора, известный мемуарист - Л.Н. Энгельгардт, оценивший, однако, уровень занятий, проводившихся под руководством преподавателей-иезуитов, не очень высоко .В отечественной историографии указывалось на то, насколько важен вопрос о роли иезуитской пропаганды в политике Екатерины II относительно Греко-католической (униатской) церкви . Российское правительство надеялось на постепенное возвращение униатов к православию. В этой связи оно считало, что иезуиты, недовольные актом папы о запрете их ордена, развернут антипапскую пропаганду. Эти надежды оказались призрачными. Правительство предприняло собственные меры. После второго раздела Речи Посполитой (1793 г.) императрица Екатерина II открыто заявила о необходимости упразднения унии и предприняла шаги по укреплению авторитета православия в западных областях империи .В пребывании иезуитов в Белоруссии, как полагает немецкий исследователь С. Шолер, правительство Екатерины II было заинтересовано еще и потому, что императрица «хотела иметь в своем распоряжении людей, которых можно было бы под видом миссионеров послать на Аляску или в Калифорнию, чтобы использовать в ходе колонизации этого региона, близкого к американским владениям Испании» . Как справедливо заметил итальянский исследователь С. Павоне, причины, заставившие Екатерину II покровительствовать Ордену иезуитов, несмотря на папский запрет, «в большей степени касались интересов правительницы на европейской арене». Она видела в них оплот консерватизма «перед лицом процесса разрушения старых государств» - идея использовать орден в антиреволюционных целях была еще с большей энергией воспринята Павлом I, который позволил учредить иезуитскую коллегию даже в имперской столице - Петербурге с подчинением ей белорусских иезуитских школ .Указом от 17 июня 1773 г. Екатерина II провозгласила принцип веротерпимости, дела «иноверцев» передавались из ведения епархиальных архиереев в юрисдикцию светской администрации . Особое значение это имело для мусульманского населения. Было разрешено запрещенное прежде строительство мечетей, при которых создавались медресе. Татарским мурзам и «чиновным людям» с 1783 г. был разрешён приём на военную службу и присвоение офицерских званий, что давало возможность получить дворянство. Однако для получения звания выше премьер-майора требовалось разрешение императрицы. При Екатерине II готовился указ о том, что все мусульмане, показавшие себя преданными империи и имевшие благородное происхождение, приравнивались в привилегиях к дворянству Этот указ был подписан уже Павлом I. Правительство Екатерины II не препятствовало преподаванию в казанской гимназии и медресе татарского, арабского, турецкого и других восточных языков и изучение Корана. С поощрительной политикой по отношению к мусульманской культуре татар связана активная просветительская деятельность С.Х. Хальфина (1732-1785 гг.) и его сына И.С.Хальфина, составивших в 1778 г. первую печатанную татарскую азбуку, русско-татарский словарь (более 20 тыс. слов) и др. пособия. В 1787 г. в Петербурге был напечатан арабский текст Корана с примечаниями .Более сложной была имперская религиозная политика в Башкирии. Активное участие башкиров в восстании под предводительством Е.И.°Пугачева вызвало усиление контроля за башкирскими общинами. В 1782 г. из рук старшин был изъят суд по мелким уголовным и гражданским делам, переданный нижним расправам, существовавшим параллельно с такими же расправами для русских крестьян. В 1788 г. в Башкирии было учреждено духовное магометанское собрание во главе с муфтием, подведомственное Уфимскому наместничеству, а позднее канцелярии Оренбургского губернатора. Светская администрация стала решать вопросы о назначении и на духовные мусульманские должности, а также споры и дела, подлежащие, согласно шариату, разбору в советах мулл и старшин. Она же следила за исполнением башкирами военной повинности (пограничная служба и участие в войнах) .Освоение Сибири и расширение пашенных земель, освоенных русскими крестьянами, способствовали распространению православия среди местного населения. С распадом под ударами маньчжуро-китайских войск Джунгарского государства в середине XVIII в. в состав России перешли бывшие джунгарские вассалы - зайсанги южноалтайских родовых групп (дючин). После этого усилилось влияние быта русских крестьян, и среди местного населения (например, забайкальских бурят) возросла тяга к оседлости и земледелию. Появились целые деревни новокрещенных бурят, перешедших на оседлую жизнь. На бурят и эвенков-коневодов правительством Екатерины II была возложена обязанность нести пограничную службу, защищать, в том числе и свои земли от набегов монгольских ханов и тайшей. Вместе с тем, это способствовало распространению среди бурят, особенно забайкальских, буддизма в виде особой его разновидности - ламаизма. Западные же буряты в XVIII в. сохраняли свою старую религию (шаманизм), постепенно уступавшую к концу екатерининского правления православию . Буддизм в форме ламаизма с XVII в. был распространен также среди калмыков, обитавших в междуречьи Яйка (Урала), Волги, Дона в Прикаспии, на Тереке и Куме. С откочёвской в 1771 г. большей их части в Китай, в Астраханской губернии осталось около 13 тыс. семей. В конце XVIII в. некоторая часть из них (главным образом жившие в Придонье) была приписана к казачьему сословию области войска Донского и постепенно перешла в православие .Принцип веротерпимости распространялся и на иудеев. Главная масса еврейского населения, исповедовавшего иудаизм, жила в тех областях, которые отошли к России в результате разделов Польши в конце XVIII в., где они жили уже несколько веков. В результате этих событий в конце XVIII в. на территории Российской империи оказалось около 676 тысяч евреев. Большая часть из них проживала в сельской местности и городах-местечках, занимаясь ремёслами, мелкой торговлей, торгово-посредническими операциями. По указу Екатерины II 1791 г. правительство ограничило территорию проживания еврейского населения чертой оседлости. Затем в 1801-1828 гг. в Российскую империю вошло еще несколько тысяч грузинских евреев и почти 7 тысяч горских евреев Восточного Кавказа (татов) . В соответствии с екатерининским законодательством еврейскому населению предоставлялось полное право исповедовать свою веру (иудаизм), открывать молельные дома - синагоги и учебные заведения.Правительство не запрещало иудеям верить во всемогущего бога Яхве, богодухновенность Ветхого завета (в состав которого входит Тора, или Пятикнижие Моисея), догмат о приходе мессии и иные религиозные положения иудаизма. Проповедники-раввины пользовались большим авторитетом среди верующих евреев. Основная масса еврейского населения России была организована в религиозные общины- кагалы, находившиеся под жестким руководством раввинов .В 1783 - 1795 гг. в ходе кризиса Речи Посполитой и её раздела в состав Российской империи вошли караимы, предки которых проживали на территории Хазарского каганата, а к XIII в. поселившиеся в Крыму в Солхате (г. Старый Крым). В конце XIV в. большая часть их по указам великого литовского князя Витовта была переселена на земли Литовского княжества (в район Трок, Луцка, Галича). Являясь этнически тюрками, они с X в. исповедовали иудаизм, выделившись в нём в качестве особой секты, отвергающей Талмуд. Они отрицали раввинистический иудаизм, признавали священной книгой только Танах - священное писание (письменную Тору), состоящее из трёх частей канона (Торы - закона, Невиима - учение пророков,Кетувима - Писания). Это учение караимов отличалось от раввинистического иудаизма, базирующегося на традиции толкования Торы (Пятикнижия Моисеева) через Талмуд (устной Торы - книга правовых и религиозно-этических положений иудаизма) . Религиозным гонениям в России караимы не подвергались ни в XVIII, ни в XIX вв., наоборот, в 1863 г. они были полностью уравнены в правах с православными .Таким образом, религиозная политика абсолютистского режима императрицы Екатерины II характеризовалась постепенным отходом от резкого противопоставления «первенствующей» религии - официального православия другим вероисповеданиям многоэтнической России, установлением религиозной толерантности при сохранении определенных политических ограничений для неправославных этнических групп.Источники и литератураМилютин В. О недвижимых имуществах духовенства в России. - М., 1859; Ростиславов Д. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. - СПб., 1876.Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. - М., 1980.Чекунова А.Е. Вотчинное хозяйство и крестьяне в конце XVII - первой четверти XVIII в. (по материалам Донского монастыря). / Автореф. канд. дисс. - М., 1979. - С. 16-17.Булыгин И.А. Монастырские крестьяне в России в первой четверти XVIII века. - М., 1977.Российский государственный архив древних актов (далее - РГАДА). - Ф. Сената (№ 248). - Оп. 40. - Кн. 3066. - Л. 482-482 об.РГАДА. - Ф. Сената... Оп. 42. - Кн. 3575. - Л. 148-171.Там же. - Ф. Сената. Кн. 3404. - Л. 557 об.-558.Шаховской Я.П. Записки князя Якова Петровича Шаховского, полицмейстера при Бироне, обер-прокурора Святейшего Синода, генерал-прокурора и конференц-министра при Елисавете, сенатора при Екатерине II: 1705­1777. - Спб., 1872. - С. 193.РГАДА. - Госархив Российской империи. Разряд 18. - Оп. 1. - Д. 197. - Л. 1-327.Там же. - Госархив. Разряд 10 (Кабинет Екатерины II). - Оп. 1. - Д. 9. - Л. 1-11.Там же. - Ф. Комиссии церковных имениях (№ 305). - Оп. 1. - Д. 75. - Л. 1-5 об.; Ф. Сената. Оп. 1. - Кн. 3400. - Л. 2-3 об.Завьялов А.А. Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II. - СПб., 1900. - С. 215-248.РГАДА. - Ф. Коллегии экономии (№ 280). - Оп. 4. - Д. 1775. - Л. 119-126.Там же. - Госархив. Разряд 10. - Оп. 3. - Д. 432. - Л. 5 об.Там же. - Ф. Сената. Оп. 1. - Кн. 3400. - Л. 356-357.Там же. - Госархив. Разряд 10. - Оп. 3. - Д. 432. - Л. 23-29.Там же. - Госархив. Разряд 18. - Оп. 1. - Д. 197. - Л. 210.Верховский П.В. Населенные недвижимые имения Св. Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Великого: Коллегия Экономии и Канцелярия синодального экономического правления (15 июля 1726 г. - 12 мая 1763 г.): Исследования в области истории русского права. - СПб., 1909. - С. 323-345.РГАДА. - Ф. Сношения государей русских с правительственными местами и должностными лицами по внутренним делам (№ 168). - Оп. 1. - Д. 231. - Л. 1.Комиссаренко А.И. Русские абсолютизм и духовенство в XVIII в. (Очерки истории секуляризационной реформы 1764 г.). - М., 1990. - С. 119-120.Там же. - С. 121-126; Русское православие: вехи истории. - М., 1989. - С. 284-286.Комиссаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. - С. 125-134.Знаменский И. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. - М., 1880. С. 45.Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. - Т. 2. - М., 1992. - С. 452-453; Русак В. История Российской церкви со времени основания до наших дней [Отпечатано в США], 1993. - С. 275.Русак В. История Российской церкви. - С. 275-276.Знаменский И. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. - С. 59-60.Там же. - С. 61.Проект Богословского факультета при Екатерине II в 1773 г. // Вестник Европы. 1873. - № 11; Миловидов А.И. Педагогические воззрения императрицы Екатерины II и влияние их на реформу духовной школы. - Вильна, 1905.Знаменский И. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. - С. 76-98; Дулов А.В. Русское православие: очерк истории. - Улан-Удэ, 2000. - С. 181-183.Гурьянова Н.С., Крамми РО. Историческая схема в сочинениях писателей Выговской литературной школы // Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.). - Сб. научных трудов. М., 1994. - С. 120-138; Русское православие: вехи истории. - С. 306-308.Павлова М.А. Отношение к иезуитам Екатерины II и её ближайшего окружения // Россия и иезуиты. 1772-1820. - М., 2006. - С. 63.Павлова М.А. Отношение к иезуитам. - С. 70-71; Ершова И.Ю. К вопросу о причинах сохранения Ордена иезуитов в России в правление Екатерины II // Россия и иезуиты. - С. 91-101.Толстой Ф.П. Записки графа Федора Петровича Толстого. Составители А.Е. Чекунова, Е.Г. Горохова. М., 2001. - С. 61-63, 69; патер Грубер (1740-1805) - влиятельный представитель иезуитского ордена. После запрета папой Климентом XIV Ордена иезуитов в 1773 г. переехал в Белоруссию. При императоре Павле I был приглашен в Петербург. В 1802 г. избран генералом Ордена (Толстой Ф.П. Записки. С. 226).Энгельгардт Л.Н. Записки. М., 1997. - С. 17-20.Морошкин М.Я. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени. - СПб., 1867. - С. 114-115.Лушпай В.Б. Антипапские выступления иезуитов. // Россия и иезуиты. С. 137-139.Schop Soler A.M. Die Spanisch - russischen Beziehungen im 18 Jahrhundert/ Wiesbaden, 1970. S. 101; Альперович М.С. Общество Иисуса в империи Екатерины II // Россия и иезуиты. С. 110.Павоне С. Выживание иезуитов в России в публицистике того времени: некоторые мнения // Россия и иезуиты... С. 131-134.Полное собрание законов Российской империи. - Изд. 1. - Т. 19. - № 13996.Газиз Г. История татар. - М., 1994.Руденко С.И. Башкиры. Историко-демографические очерки. - М.-Л., 1955.Вяткина К.В. Очерки истории и быта бурят. - Л., 1969.Батмаев М.М. Калмыки в ХУИ-ХУШ вв. События, люди, быт. - Кн. 1-2. - Элиста, 1992-1993.Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 2. - М., 1996. - С. 115-116.Дубнов С.М. Всеобщая история евреев. - Кн. 1-3. - СПб., 1904-1906; Берлин И.З. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. - Пг., 1919. - С. 12-20.Религиозная энциклопедия. Минск, 2007. - С. 510, 796-804, 806-818; Караимская народная энциклопедия. - Т. 1. - М., 1995.Отечественная история. Энциклопедия. - Т. 2. - М., 1996. - С. 496.Arkadij Komisarenko, Antonina Chekunova RELIGIOUS POLITICS OF KATHERINE II The article is devoted to the characteristic of the religious politics of Ketherine II. Work of the secularization committee in 1764, the change of the way of candidate selection for the supreme church posts, the attempt of the reform of seminaries, the attitude towards different confessional groups in different regions of the Empire are analyzed.Key words: religious politics, secularization, clergy, Orthodoxy.Надійшла до редакції 5.03.2008 р.


28 июня 1762 г. в результате государственного переворота власть перешла к Екатерине 11, которая объявила указ Петра III 21 марта 1762 г. «святотатственным посягательством» на церковные имения, «неполезным учреждением, которое учинено без всякого порядка и рассмотрения». Императрица заверяла духовных деятелей в отсутствии у нее «намерения и желания присвоить себе церковные земли». 12 августа 1762 г. она подписала указ о возвращении всех вотчин духовенству. Но это был тактический ход. Стремясь успокоить духовенство, Екатерина II действовала осмотрительно и осторожно, подготавливая широкомасштабную программу секуляризации церковных имений.

27 ноября 1762 г. указом императрицы была образована Комиссия о духовных имениях, по своей значимости приравненная к коллегии, под председательством действительного тайного советника Г.Н.Теплова в составе обер-прокурора Св. Синода А.С.Козловского, трех высших иерархов Церкви и трех наиболее влиятельных вельмож из духовных и светских лиц 224 . 29 ноября 1762 г. последовала специальная инструкция, которая определяла ее компетенцию и порядок деятельности; инструкция обязывала Комиссию составить описи монастырской синодальной, церковной и архиерейской земельной собственности, и зафиксировать крестьянские повинности. Комиссия составила об этом основной законопроект, разъясняющий положения и другие нормативные акты, которые легли в основу реформы церковного землевладения.

1762 год был отмечен небывалым размахом волнений монастырских крестьян. Поводом к волнениям явилась отмена Екатериной II указа Петра III об отобрании монастырских земель и крестьян в казну. На подавление волнений были направлены воинские команды. В августе 1762 - июле 1763 гг. были изданы указы о принятии мер к прекращению волнений монастырских крестьян. В числе этих мер было некоторое сокращение повинностей крестьян.

Непосредственное проведение секуляризации церковных имений было возложено на Коллегию экономии, воссозданную 12 мая 1763 г. 225 , действующую согласно специальной инструкции от 6 июня 1763 г. На места были посланы 77 обер-офицеров, которые составили подробные описания монастырских владений.

26 февраля 1764 г. вышел указ о секуляризации церковных владений - в большинстве в великорусских епархиях 226 . Все имения Синода, архиерейских кафедр и монастырей поступали в казну и передавались в управление Коллегии экономии. Численность монастырей сократилась втрое, разделенных отныне на штатные (взятые на содержание государством) и заштатные, которым предстояло существовать «собственным иждивением». Указом 10 апреля 1786 г. была проведена секуляризация монастырских имений в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской, а указом от 26 апреля 1788 г. - в Екатеринославской, Курской и Воронежской епархиях- 27 . (О секуляризации монастырских имений см. в гл. 3. «Монастыри и монашество».)

Секуляризация церковных земель лишила церковную оппозицию ее материальной базы. Последней вспышкой церковной фронды явилось выступление в защиту старых (досинодальных) порядков (особенно против секуляризации церковных имушеств) митрополита Ростовского и Ярославского Арсения Мацеевича.

Митрополит Арсений был яркой и одаренной личностью в русской церковной иерархии. Он не мирился с вторжением светских властей в церковные дела. Мацеевич неоднократно посылал в Синод «доношения» против политики правительства по отношению к Православной Церкви. Последнее его «доношение» от 10 марта 1763 г. было направлено против вторжения представителей светской власти в хозяйственные дела его епархии. А еще в феврале 1763 г. в ростовском соборе Мацеевич совершил обряд «отлучения» против «восстающих на церкви Божии», на их «советников», а также и на тех, кто покушался на церковные имения (имелась ввиду предстоящая их секуляризация).

За свои выступления Мацеевич был вызван на суд в Синод. Он был лишен сана и сослан в Николо-Корельский монастырь. Но он продолжал свои протесты и нашел сочувствующих среди северного монашества. В 1767 г. по доносу его судили вторично. Приговор, вынесенный Мацеевичу в соответствии с указом Екатерины II, гласил: «1) Лишить монашеского звания; обряд рас-стрижения совершить в самой губернской (Архангельской. -В.Ф.) канцелярии; 2) одеть в мужицкую одежду и переименовать в Андрея Враля; 3) сослать на вечное и безысходное содержание в Ревель под неусыпный надзор; 4) бумаги, чернил и даже береста (!) ему не давать; 5) не допускать к нему ни под каким видом никого. И, одним словом, так его содержать, чтобы и караульные не только о состоянии его, но ниже и о сем его гнусном имени не знали». Караульных солдат предписано было взять из местного гарнизона, в большинстве не знающих русского языка 228 . Арсений Мацеевич умер в каземате 28 февраля 1772 г. Расправа над ним произвела устрашающее впечатление на русских иерархов.

В Сибири велось следствие против митрополита Тобольского и Сибирского Павла (Канюшкевича), в котором видели «врага» секуляризации церковных имений. Дело было основано на подозрениях, которые не оправдались. Он также подвергся суровым репрессиям и в итоге был лишен кафедры и отправлен «на покой» в Киево-Печерскую лавру.

В связи с секуляризацией с приходов были сняты некоторые прежние платежи в пользу архиерейских домов. Как сообщает

А. В.Карташев, Екатерина «вела разведку и о других архиереях, недружелюбно встретивших секуляризацию» 229 .

Таковы были суровые меры просвещенной монархини к иерархам, противящимся ее воле. Кредо Екатерины II, высказанное ею еще в 1761 г.: «Уважать веру, но никак не давать ей влиять на государственные дела» 230 . По вступлении на престол в речи к Синоду она прямо и без обиняков заявила, что архиереи не только служители алтаря и духовные наставники, но в первую очередь «государственные особы», ее «вернейшие подданные», для которых «власть монарха выше законов евангельских».

Были приняты меры к улучшению положения приходского духовенства. Указами 1764-1765 гг. отменялись все «окладные сборы», которые приходское духовенство обязано было платить архиерею, отменялись или закреплялись жесткими тарифами обременительные подати за поставление, за переводы с должности. Отныне епископат переходил на казенное содержание от доходов секуляризованных церковных имений, «архиерейское тягло» осталось в прошлом. Архиереям запрещалось лишать священнослужителей сана без разрешения Синода, применять телесные наказания (указы 1765-1766). Изменился и характер архиерейского суда: вместо кары устрашающей и публичной, насилий, унижавших достоинство духовного лица, в практику вошли наказания исправительные, «келейные» по соображениям поддержки авторитета духовных лиц. Но «традиционный дух властительства по-прежнему царил в архиерейских домах» 231 . Наряду с этим в 1784 г. последовал новый «разбор» духовенства: снова было предписано (как и в былые «разборы») «безместных» священно- и церковнослужителей приписывать к податным сословиям, а «годных» (к воинской службе) сдавать в рекруты.

Изданный в 1773 г. указ провозглашал Синоду принцип веротерпимости. «Как Всевышний Бог терпит на земле все веры, - говорилось в указе, - то и Ее Величество из тех же правил, сходствуя Его святой воле, в сем поступать изволит, желая только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царили» 212 . Мусульмане получили свободу строить мечети и свои духовные школы, а муллам было даже назначено и содержание из казны, равно как и буддийским ламам. (Указы 1788 и 1794 гг. 211)

Павел I в начале своего царствования ввел ряд льгот для духовенства. По восшествии на престол 6 декабря 1796 г. Павел I, по ходатайству Св. Синода, своим первым указом освободил духовных лиц от телесного наказания за уголовные преступления в гражданских судах до момента лишения сана, так как наказание, «чинимое в виду тех самых прихожан, кои получали от них спасительные тайны, располагает их к презрению священного сана» 214 . В тот же день Павел I издал указ о приведении к присяге на верность императору и крепостных крестьян, чего ранее не бывало. Многие крестьяне восприняли его как закон, освобождающий их от крепостной зависимости. В конце 1796 - начале 1797 гг. прокатились массовые крестьянские волнения, которыми были охвачены 32 губернии. К бунтующим крестьянам присоединился и ряд приходских священников. 29 января 1797 г. Павел I издал Манифест, в котором говорилось: «Духовные, наипаче же священники приходские, имеют обязанность предостерегать прихожан своих противу ложных и вредных разглашений и утверждать в благонравии и повиновении господам своим, памятуя, что небрежение их о словесном стаде, им вверенном, как в мире сем взыщется начальством их, таки в будущем веке должны будут дать ответ пред страшным судом Божиим» 235 .

1 мая 1797 г. издано «Обращение» к архиереям, дабы они «за поведением священно- и церковнослужителей имели строгое наблюдение, стараясь всемерно предупреждать и отвращать народные возмущения». Указывалось, чтобы тех пастырей, которые приведут в послушание толпу, «отмечать пристойными почестями или переводить их на выгоднейшие места». Если же, наоборот, «будет примечено хотя бы только подозрение к наклонению крестьян к возмущению, то такового немедленно брать в консисторию и приход поручить другому, для увещевания же крестьян посылать надежнейшего священника» 236 . Были подтверждены указы Екатерины II, запрещавшие священникам писать челобитные для крестьян. Характерно, что указ 1798 г. об отмене права выбора прихожанами приходских священников мотивирован и таким обстоятельством: «По происшедшим в некоторых губерниях ослушаниям крестьян противу своих помещиков мшиие из священников и церковнослужителей вместо того, чтобы подолгу их, правилами церковными и регламентом духовным предписанному, наставлять прихожан своих благонравию и повиновению властям, над ним поставленным, сами к противному тому подавали повод». В 1800 г. вновь были ведены телесные наказания для приходского духовенства, отмененные указом 6 декабря 1796 г.’’ 7

Однако прочие льготы и облегчения для сельского духовенства были сохранены и установлены новые. Увеличены земельные участки сельским приходам, на 112% увеличено жалованье от казны приходским священникам, были приняты меры к призрению и обеспечению вдов и сирот священников. В 1797 г. все духовное сословие было освобождено от сборов на содержание полиции. Царские милости распространились и на епархиальное духовенство. Расходы казны на содержание епархии возросли с 463 тыс. до 982 тыс. руб. В 1797 г. были удвоены размеры земельных участков архиерейских домов, а также дополнительно выделены мельницы, рыбные ловли и пр. угодья.

В 1800 г. Павел I ввел награждение гражданскими орденами духовных лиц за особые заслуги. Первым был награжден митрополит Московский Платон (Левшин). Рассказывают, что он умолял Павла не удостаивать его этой чести и дать возможность «умереть архиеерем, а не кавалером», но в конечном счете, чтобы «не прогневить» монарха, принял эту награду. Но будучи неуравновешенного и вспыльчивого нрава, Павел часто подвергал и высоких духовных особ опале. Так, среди них пострадал выдающийся церковный деятель митрополит Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) только за то, что к нему благоволила Екатерина II. Павел оставил за ним только Новгородскую кафедру, с которой он в 1799 г. вынужден был уйти «на покой».

В коронационном манифесте 5 апреля 1797 г. Павел I объявил себя главой Русской Православной Церкви 218 . Это потом было закреплено в «Своде законов Российской империи» (1832 г.). Его статья 42-я (Т. I, ч. 1-я) гласила: «Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов и блюститель правоверия и всякого в Церкви святого благочестия».

При Павле I провозглашена веротерпимость к «раскольникам». Разрешена свободная деятельность старообрядческой церкви. Старообрядцам возвратили отобранные у них книги. Но предусматривались наказания для уклонявшихся в раскол.

Проявлялась терпимость к униатам Белоруссии и Правобережной Украины: Киевская, Минская, Житомирская и Брацлавская епархии были предупреждены о том, что нельзя силой обращать униатов в православную веру. Священников, нарушивших этот запрет, лишали приходов. В 1798 г. был учрежден Департамент римско-католического исповедания. В ведении его находились как католики, так и униаты, за которыми признавалась свобода вероисповедания.

Павел I проводил благожелательную политику по отношению к католичеству. Он охотно отозвался на просьбу ликвидированного Наполеоном в 1798 г. при захвате о. Мальты Ордена Иоаннитов принять их под свое покровительство. Став магистром Мальтийского ордена, Павел наградил орденом святого Иоанна Иерусалимского некоторых епископов, а придворных священников возвел в звание кавалеров ордена.

Павел дал приют иезуитам, позволив им избрать своего викария в России. В 1799 г. Павел благосклонно принял генерала иезуитского ордена пастора Гавриила Грубера, который добился от него разрешения для иезуитов открывать «богоугодные заведения» в Петербурге. В 1800 г. иезуитам был передан в Петербурге католический храм св. Екатерины, при котором была основана иезуитская коллегия. Возможно, не без внушений Грубера Павел проникся идеей воссоединения католической и православной церквей. План Грубера (о воссоединении церквей) Павел направил в Синод. Первоприсутствовавший в Синоде митрополит С.-Петербургский Амвросий (Подобедов), решительно выступил против предложения иезуита. Амвросия поддержал весь Синод. Поскольку еще в 1773 г. орден иезуитов был запрещен папой Климентом XIV, Павел добился от папы Пия VII издания 7 марта 1801 г. буллы о восстановлении иезуитского ордена в пределах России. Она вступила в силу уже при Александре I.

В истории церкви при Екатерине II произошло два знаменательных события – секуляризация владений духовенства и провозглашение веротерпимости, то есть прекращение политики насильственной христианизации и преследования инаковерующих.

При вступлении на престол Екатерина дала обещание не покушаться на владения церкви. Это был тактический шаг Императрицы, рассчитанный на умиротворение духовенства, если не явно, то скрытно враждебно воспринявшего манифест Петра III. Как только Екатерина почувствовала неспособность духовенства серьезно сопротивляться секуляризационным планам, она создала комиссию из светских и духовных лиц, которой было поручено решить вопрос о судьбах церковного землевладения. Она даже заготовила эмоционально насыщенную обличительную речь перед членами Синода, заканчивавшуюся словами: «Не умедлите же возвратить моей короне то, что вы похитили у нее незаметно, постепенно». Надобность в патетической речи отпала, синодалы проявили покорность и послушание. Единственным иерархом, осмелившимся открыто поднять голос против секуляризации, был ростовский митрополит Арсений Мацеевич.

Сорвать секуляризационные планы Императрицы Арсений не мог, и это она прекрасно понимала. И если Екатерина уготовила бунтарю суровую кару, то эта акция имела, скорее всего, личную подоплеку – нескрываемую враждебность. Невоздержанный на язык Арсений (которым он и поплатился) позволил себе однажды резко и нелестно отозваться об Императрице и этот отзыв оказался ей известен.

Реализация Манифеста 26 февраля 1764 г. «О секуляризации церковных владений» имела важные последствия. Манифест окончательно решил вековой спор о судьбах церковных вотчин в пользу светской власти. Установленный полутора-рублевый оброк с бывших монастырских крестьян (получивших название «экономических»), обеспечивал поступление в казну в 1764–1768 гг. 1 млн. 366 тыс.рублей ежегодного оброка, из которых только треть отпускалась на содержание монастырей и церквей, 250 тыс. расходовались на госпитали и богадельни, а остальные деньги (свыше 644 тыс. руб.) пополнили бюджет государства. В 1780-х годах оброчная сумма достигала 3 млн. рублей, а вместе с другими хозяйственными доходами – 4 млн., из которых на содержание духовенства тратилось только полмиллиона, а 7/8-х дохода поступало государству.



Отныне каждый монастырь имел утвержденные правительством штаты монашествующих и «начальных» лиц, на содержание которых отпускалась строго установленная сумма. Духовенство, таким образом, оказалось в полной зависимости от государства, как в экономическом, так и в административном отношении, то есть было возведено в ранг чиновников в рясах.

Другим следствием секуляризации явилось улучшение положения бывших монастырских крестьян. Работа на монастырской барщине была заменена денежным оброком, что в меньшей мере ограничивало хозяйственную деятельность крестьян. Экономические крестьяне помимо ранее обрабатываемых ими площадей получили в пользование часть монастырских земель. Наконец они освободились от вотчинной юрисдикции – суда монастырских властей, истязаний и пр.

В соответствии с идеями Просвещения Екатерина придерживалась по отношению к инаковерующим политики веротерпимости. Так, если при набожной Елизавете Петровне со старообрядцев продолжали взимать в двойном размере подушную подать, предпринимались попытки вернуть их в лоно истинного православия, отлучали от церкви, на что они отвечали акциями самосожжения («гарями»), а также бегством либо в глухие места, либо за пределы страны, то Петр III разрешил старообрядцам свободное богослужение, а веротерпимость Екатерины II простиралась дальше – в 1763 г. она упразднила Раскольническую контору, учрежденную в 1725 г. для сбора двойной подушной подати, и налога «с бород». Вместе с тем, от двойной подушной подати освобождались с 1764 г. старообрядцы, не чуравшиеся «таинств церковных от православных священников». Терпимое отношение правительства к старообрядцам способствовало экономическому процветанию старообрядческих центров в Стародубе (ныне Брянская обл.), Керженце (ныне Нижегородская обл.) и др., где появились богатые купцы. Московские купцы-старообрядцы в начале 70-х годов XVIII в. создали Рогожскую и Преображенскую общины – организации, владевшие крупными капиталами и постепенно подчинившие своему влиянию старообрядческие общины на окраинах России.



Веротерпимость Императрицы проявлялась и в прекращении ущемления прав мусульман. Так, тем из них, кто принял православие, более не предоставлялось преимуществ при наследовании собственности. Татарам Екатерина разрешила сооружать мечети и открывать медресе, готовившие кадры мусульманского духовенства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С середины XVII в. сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию своего существования – в эпоху позднего феодализма. Классовое деление общества оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма. Форма правления при абсолютизме остается, в принципе, прежняя – монархическая, но содержание ее и внешние атрибуты меняются. Власть монарха становится неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество, как во внешней, так и во внутренней сферах.

Для становления абсолютизма важную рольсыграли реформы Петра I. В первую очередь необходимо выделить сословные реформы только потому, что они имели глобальный масштаб и определили статус сословий.

На новый уровень стало дворянство. Между ним и боярством были трения, но в результате реформ оба класса получили вотчины и поместья. Петр стремился сделать всех государственными служащими и для этого изменил порядок наследования. Он издал Указ «О единонаследии», то есть теперь наследовать землю мог только один сын (вместе с тем ограничивалось право продажи недвижимости и т.п.), а не получившим наследство ничего не оставалось кроме как идти на государственную службу (правда, в дальнейшем уже в 30-ые годы от единонаследия отказались).

В 1722 году была выпущена «Табель о рангах», которая определяла порядок службы и фактически иерархию общества в целом. Значимость этого документа не только в этом – Табель позволяла людям из низших сословий выслужить дворянство. Например, на военной службе дослужившись даже до низшего чина офицера человек автоматически получал личное дворянство, но без земли, а дослужившись до 6-го чина – потомственное, но также без наделения землей. Таким образом, в этот период разница между дворянством и боярством исчезает полностью.

Духовенство становится частью государственного аппарата, подчиненным и подконтрольным его интересам. Петр I создает Великий Синод.

Городское сословие тоже изменилось, но оно не было единым, а разделялось на гильдии. Были созданы ратуши и другие органы местного самоуправления.

Изменилась и социальная характеристика крестьянства. Большая часть крестьян стала зависимыми от дворян, а свободные теперь назывались государственными крестьянами, существовали и дворцовые крестьяне. С этого времени исчезает деление на крестьян и холопов, чему способствовала Реформа Петра I «О подушной подати», которая также не разграничивала их.

Произошли изменения в структуре и деятельности государственных органов управления. Россия стала Империей с 1721 года, а Петр I – Императором. Был провозглашен закон, в котором говорилось о неограниченности и не подконтрольности императорской власти. Порядок наследования престола так же был закреплен законом, который гласил, что Император мог оставить власть кому угодно по своему усмотрению и без ограничений.

При Петре I перестала собираться Боярская дума, но необходимость в совещательном органе не отпала, поэтому первоначально она была заменена Консилией министров, а в последствии в 1711 году – Сенатом. Сенат был создан Петром на время его ухода в поход как орган заменивший его на время отсутствия, но и после остался действующим. Сенат был органом обладающий совещательными, исполнительными и судебными полномочиями, а постепенно даже получил некоторые возможности принимать решения носящие характер закона и обязательные к исполнению, но царь их мог очень легко отменить.

В 1717–1719 гг. в отраслевом управлении на смену приказной системе управления приходит коллегиальная. Коллегии обладали не только административной, но и судебной властью. Во главе коллегии находился ее президент, но он был лишь председательствующий и не более. В отличие от приказов коллегии имели регламент на структуру. Первоначально коллегий было около 10 и из низ было три важнейших – военная, военно-морская и иностранных дел. Представители этих трех коллегий оставались в Сенате даже когда представители всех остальных были выведены из его состава.

При Петре I в 1708 году организуются губернии, что изменило порядок в делении России на территориально-административные единицы. Губернии были разделены на провинции (в которых верховодили воеводы), а те в свою очередь на уезды.

Рождаются суды и первые из них – надворные, которые существовали в каждом уезде. Кроме того, в некоторых городах был и судья, а где их не было, судебные полномочия выполняли магистраты. Петр создал и систему военных и военно-морских судов. Организуются прокуратуры, которые создавались сверху. Сначала в 1722 г. был создан чин генерал-прокурора, потом фискалы (созданные в 1711 г. как служащие органа тайного надзора) были переподчинены ему. Прокуратура поначалу была органом общего надзора, кроме того, генерал-прокурор надзирал за Сенатом. Появляются адвокатуры.

Вместе с тем, Петр I принял попытку уничтожить состязательность в процессе. Эту попытку он предпринял в 1697 г. издав указ о передаче всех дел розыскам (то есть никаких очных ставок со свидетелями и т.п. не было), но реально это не удалось. В 1715 г. появилась часть будущего военного устава называющаяся «Краткое изображение процесса», по которому все дела вел розыск. В 1723 г. был принят еще один указ «О форме суда» в котором был установлен порядок ведения дел по частным заявлениям.

Развитие права в это период характеризуется развитием государственного и административного права как отрасли. Были введены регламенты. Вместе с тем, в гражданском праве никаких значительных сдвигов не произошло. В уголовном праве произошла кодификация в области военного уголовного права. Изданы «Воинские артикли».

Период «просвещенного абсолютизма» и 34-летнее царствование Екатерины II, в частности, оставили яркий след в истории России. Бросается в глаза неординарность личности Императрицы, ее выдающиеся качества государственного деятеля и величие ею содеянного. Если Петр Великий утвердился на берегах Балтики, Екатерина Великая – на берегах Черного моря, раздвинув границы на юг и включив в состав Империи Крымский полуостров. Одного этого достаточно, чтобы потомки с благодарностью вспоминали имя Екатерины II. При Екатерине высокого уровня достигло распространение просвещения, стали издаваться первые журналы, появились писатели, чьи произведения звучат актуально и в наши дни, крупных успехов достигла историческая наука. Екатерину отличала невероятная работоспособность: «Я страстно люблю быть занятой и нахожу, что человек только тогда счастлив, когда он занят». В другой раз она писала: «Я по природе люблю трудиться и чем более работаю, тем становлюсь веселее». Достаточно взглянуть на распорядок дня Императрицы, чтобы убедиться, сколь много времени она посвящала делам управления государством. Екатерина энергично и постоянно законодательствовала, ее перу принадлежат такие важнейшие акты царствования, как «Наказ» Уложенной комиссии, Учреждения о губерниях, Жалованные грамоты дворянству и городам, и многие другие. Но Екатерина сочиняла не только указы, манифесты и инструкции. Она оставила колоссальное эпистолярное наследие. По ее признанию ей было совершенно недоступно стихосложение, она не понимала музыки, но охотно сочиняла пьесы, водевили.

Идеи умеренных просветителей разделяла не только Императрица. Некоторые русские вельможи устанавливали личные отношения с французскими просветителями и находились, подобно Екатерине, в переписке с ними.

Французская революция положила конец заигрываниям с идеями Просвещения как самой Екатерины, так и ее окружения. Штурм Бастилии, тревожные сведения о сожжении дворянских замков и феодальных грамот напоминали русским дворянам события Крестьянской войны в России. Рушились порядки, на которых, как писал фаворит Екатерины Платон Зубов, «основано было спокойствие, уверенность и благоденствие». Приближалась новая эпоха – эпоха разложения крепостничества и нового роста капиталистических отношений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Основные предпосылки становления абсолютной монархии в России. Основные черты и особенности российского абсолютизма.

2. Развитие государственной системы в первой половине XVIII в.

3. Государственные реформы первой четверти XVIII в.

4. Сословные реформы Петра I. Правовой статус дворянства.Табель о рангах.

5. Дайте краткую характеристику социально-политического строя России 2-й половины XVIII в.

6. Что по Вашему значит выражение: «Просвещенный» абсолютизм как особый политический режим.

7. «Наказ» Екатерины II. Уложенная комиссия 1767 г.

8. В чем выражались основные принципы Губернская реформы 1775 г.

9. Значение церковной политики Екатерины II на дальнейшее развитие российского общества.

Литература

  1. Артикул Воинский // Хрестоматия по истории государства и права / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997.
  2. Бакаев Ю.Н. История государственно-церковных отношений в России. Хабаровск, 1994.
  3. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формирование абсолютизма. М., 1987.
  4. Ефимов С.В. Петровские преобразования и русское общество в первой половине XVIII века // История России: народ и власть. СПБ., 1997.

5. История отечественного государства и права: Учебник. Ч. 1 / Под ред. О.И. Чистякова. Изд.3-е, переработ. и доп. М. МГУ. 2007.

6. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российскогодворянства //

7. Хрестоматия по истории государства и права / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997.

8. Моисеев В.В. История государственного управления России. М., 2010.


ТАЛИОНА ЗАКОН (от лат. tаlio, род. п. tаliоnis - возмездие, равное по силе преступлению) – принцип наказания, сложившийся в родовом обществе. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесён им ("око за око, зуб за зуб").

В целом в России при Екатерине II (1762-1796) проводилась политика религиозной терпимости. Представители всех традиционных религий не испытывали давления и притеснения. Так, в 1773 году издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий; светская власть оставляет за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры.

Вступив на престол, Екатерина отменила указ Петра III о секуляризации земель у церкви. Но уже в феврале 1764 г. вновь издала указ о лишении Церкви земельной собственности. Монастырские крестьяне числом около 2 млн. чел. обоего пола были изъяты из ведения духовенства и переданы в управление Коллегии экономии. В ведении государства вошли вотчины церквей, монастырей и архиереев. На Украине секуляризация монастырских владений была проведена в 1786 году.

Тем самым духовенство попадало в зависимость от светской власти, так как не могло осуществлять самостоятельную экономическую деятельность. Екатерина добилась от правительства Речи Посполитой уравнения в правах религиозных меньшинств -- православных и протестантов.

При Екатерине II прекратились преследования старообрядцев. Продолжая политику свергнутого ею супруга Петра III, императрица поддержала его инициативу возвращения из-за границы старообрядцев, экономически активного населения. Им было специально отведено место на Иргизе (современные Саратовская и Самарская области). Им было разрешено иметь священников.

Свободное переселение немцев в Россию привело к существенному увеличению числа протестантов (в основном лютеран) в России. Им также дозволялось строить кирхи, школы, свободно совершать богослужения. В конце XVIII века только в одном Петербурге насчитывалось более 20 тыс. лютеран.

За иудейской религией сохранялось право на публичное отправление веры. Религиозные дела и споры были оставлены в ведении еврейских судов. Евреи, в зависимости от имеющегося у них капитала, причислялись к соответствующему сословию и могли избираться в органы местного самоуправления, становиться судьями и прочими госслужащими.

По указу Екатерины II в 1787 году в типографии Академии наук в Петербурге впервые в России был напечатан полный арабский текст исламской священной книги Корана для бесплатной раздачи "киргизам". Издание существенно отличалось от европейских прежде всего тем, что носило мусульманский характер: текст к печати был подготовлен муллой Усманом Ибрахимом. В Петербурге с 1789 по 1798 год вышло 5 изданий Корана. В 1788 году был выпущен манифест, в котором императрица повелевала "учредить в Уфе духовное собрание Магометанского закона, которое имеет в ведомстве своем всех духовных чинов того закона, … исключая Таврической области". Таким образом, Екатерина начала встраивать мусульманское сообщество в систему государственного устройства империи. Мусульмане получали право строить и восстанавливать мечети.

Буддизм также получил государственную поддержку в регионах, где он традиционно исповедовался. В 1764 году Екатерина учредила пост Хамбо-ламы -- главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. В 1766 году бурятские ламы признали Екатерину воплощением бодхисаттвы Белой Тары за благожелательность к буддизму и гуманное правление.

Теория о двух самостоятельных ветвях власти - церковной и светской - с самого начала беспокоила императрицу, и тому были основания. Так, архиепископ Ростовский Арсений (Мацеевич) вступил в борьбу с политикой правительства в отношении Церкви. Он игнорировал постановления Духовного регламента, настаивал на удалении светских чинов из Синода, высказывался за восстановление патриаршества и против ограничения роли монастырей в управлении их имуществом. Арсений разделял взгляд патриарха Никона на значение епископской власти. В 1767 г. он был приговорен к вечному заключению.

Таким образом, отдельные протесты духовенства против секуляризации строго наказывались. Вместе с тем они способствовали окончательному определению церковно-политической позиции Екатерины II. Она прекрасно понимала, какие трудности могут ожидать государство, если земли останутся в руках Церкви, и еще более настойчиво, хотя и осторожно, стала проводить линию на секуляризацию.

27 ноября 1762 г. Екатерина II учреждает Комиссию о церковных имениях, призванную составить проект по секуляризации церковной собственности. Непосредственное проведение мероприятий было поручено Коллегии экономии, воссозданной 12 мая 1763 г. Коллегия работала под непосредственным управлением самой императрицы.

Разработка проекта длилась до 1764 г. 26 февраля 1764 г. Екатерина II подписала Манифест о секуляризации монастырских земель . Манифест объявил об изъятии земель и крепостных крестьян из монастырской собственности и передаче их в государственную казну. Отныне бывшим имуществом Синода, архиерейских кафедр и монастырей, во владении которых находилось свыше 900 тысяч крестьян и 8,5 млн десятин земли, стала управлять Коллегия экономии. Бывшие монастырские крестьяне были объявлены "экономическими" и обложены оброком, из которого Коллегия экономии выделяла определенную сумму на содержание монастырей и архиерейских домов. Сумма определялась так называемым "штатом" монастыря.

Примерно треть монастырей были разделены на "штаты" - первый, второй и третий, согласно которым монастырю перечислялись конкретные денежные суммы; некоторые обители были объявлены "заштатными" и не финансировались. Остальные - примерно две трети существовавших тогда монастырей - были упразднены.

Очень чувствительная для монастырей и епархиальных управлений, секуляризация практически не затронула приходского духовенства. Единственная мера, принятая правительством в отношении приходского духовенства, заключалась в борьбе с переизбытком духовенства в одних местах и недостатком в других. В 60-х гг. XVIII в. специальная перепись духовенства выявила не помещенных в штат по разным губерниям 12,6 тыс. церковнослужителей. Такое положение правительство сочло ненормальным. В 1769 г. был предпринят "разбор", по которому часть необучающихся детей духовенства, как и "безместные" причетники, должны были отдаваться на военную службу. При "разборе" 1784 г. было решено насильно разослать 1540 излишних священников и дьяконов из центральных епархий в отдаленные области. Детям духовенства, оставшимся после "разбора", которым было невозможно предоставить места в церковном причте, было предложено добровольно избрать себе "род жизни", т.е. поступить на службу, приписаться к купечеству, мещанам или цеховым; допускался также их переход в число государственных крестьян. В 1785 г. сверхштатному духовенству разрешалось переселяться в качестве колонистов в Таврическую губернию.



Екатерининское время характеризуется появлением новых кадров служителей Церкви, для которых было уже вполне естественным рассматривать свою деятельность как службу государству в том новом ее понимании, которое укреплялось в России со времени реформ Петра I. Отдельные рецидивы прошлых настроений, какими были, например, протесты Арсения Мацеевича, свидетельствовали о том, что в высшем духовенстве все еще сохранялись взгляды, несозвучные новым порядкам; однако правительство имело возможность опереться на широкие круги преданных ему церковных сановников.

Типичным представителем нового типа духовенства был митрополит Московский Платон (Левшин) (1775-1811). Управление свое Московской епархией он сосредоточил на улучшении положения низшего слоя приходского духовенства. Платон проводил мысль о необходимости повысить роль духовенства в государственной и общественной жизни. В связи с этим он считал недопустимым, чтобы священники испытывали материальную нужду, ибо в противном случае они не будут внушать к себе уважения со стороны народа. Гуманные черты управления Платона выразились в осуществлении общего церковного законодательства того времени. Синодский указ 1767 г. воспрещал телесные наказания священников, "чтобы через оное не теряли они должного им по характеру пастырскому почтения от общества и паствы". Известны его слова: "Я застал духовенство в лаптях, а обул его в сапоги, из прихожих ввел в залы к господам".

Много внимания митрополит Московский уделял развитию духовного образования. Он активно содействовал расширению сети специальных церковных школ и реформированию преподавания в них. Для повышения уровня образования и улучшения материального положения учителей и учеников во всех школах планировались постоянные штаты. При благочиниях предполагалось создать начальные школы для обучения чтению и письму на средства церковных приходов. Впервые была сформулирована идея церковно-приходских школ, осуществленная гораздо позже, в XIX веке.