Конспект занятия по обучению грамоте «Звук. Буквы А, а. Конспект занятия на тему звук и буква а Занятия с дошколятами буква а

Наташа Наумик
«Звук и буква А». Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте с воспитанниками старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с диагнозом ФФН, посещающими логопункт на базе МБДОУ ДС №1.

Время проведения занятия : вторая половина дня, в соответствии с графиком работы логопункта.

Педагогические технологии, применяемые на занятии :

Здоровьесберегающие технологии для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма воспитанников (физ. минутка, чередование различных видов деятельности) ;

Коррекционно-развивающего обучения ;

Проблемного обучения ;

Поисковые;

Индивидуализированного воспитания.

Интеграция областей : познание, коммуникация, социализация.

Тема : «Звук и буква А » .

Цель : систематизировать знания воспитанников о гласном звуке и букве А .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой .

Коррекционно-развивающие :

Формирование фонематического слуха и восприятия, звукослогового анализа и синтеза слогов.

Закрепление понятия «гласный звук » .

Автоматизация звука [А] в слогах , словах, предложениях.

Развитие мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания на основе формирования способности к распределению.

Развитие кинестетических ощущений, общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные :

Формировать положительные установки на участие в занятии , усидчивость, умение слушать учителя-логопеда и детей .

Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Оборудование :

Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием, карандаши, тетради, сюжетная картинка «Девочка качает куклу» , карточки - символы звуков [А] , [У] (большой красный круг и маленький красный круг, карточка с буквой «А» , музыкальный центр, аудиозапись для физминутки.

Ход занятия

I. Организационный момент : обращение к личному опыту детей .

Логопед предлагает детям :

Вспомнить, с каким звуком и буквой они познакомились на прошлом занятии ;

Дать характеристику этому звуку ;

Вспомнить слова, которые начинаются на этот звук .

II. Основная часть занятия : знакомство с новым материалом.

1. Работа логопеда и детей у доски с предметными картинками.

Логопед выставляет картинки на доску, просит детей сказать , что изображено на картинках, какой звук чаще всего встречается в названии этих предметов.

Словарный материал : антенна, автобус, аист, арбуз, акробат, апельсин.

2. Артикуляция и характеристика звука [А] .

Логопед показывает сюжетную картинку «Девочка качает куклу» , читает стихотворение :

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем :

«А-А-А-А-А-А» .

Дети произносят звук [А] сначала хором , а затем индивидуально с разной силой голоса.

Работа детей с индивидуальными зеркалами : смотрят в зеркало, произносят звук [А] и делают вывод о том, что при произнесении звука [А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды.

Логопед даёт обобщающее понятие : «Гласные звуки - поют , танцуют, не встречают преград. Согласные - на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка» (дети повторяют хором и по одному) .

Дети вместе с логопедом делают вывод о том, что звук [А] – гласный звук , так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть. Символ звука [А] – большой красный круг.

3. Игровое упражнение «Светофор (выделение звука из ряда гласных звуков ) ».

Услышав гласный звук А , дети поднимают символ звука [А] .

4. Дидактическая игра «Будь внимателен» .

Логопед предлагает детям, отобрать картинки, в названии которых есть звук [А] .

Словарный материал : аист, апельсин, кукла, пила, арбуз, автобус.

5. Дидактическая игра «Весёлый поезд» .

В отобранных картинках, ребёнок определяет позицию (место) звука [А] в слове и помещает картинку в соответствующий вагончик (первый, последний, средний) .

6. Физкультминутка

Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции, затем выполняют движения по тексту :

Хомка-хомка – хомячок - полосатенький бочок.

Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать!

7. Дидактическая игра «Живые звуки » .

Перед началом игры, детям раздаются карточки с символами звуков [А] , [У].

Логопед произносит слог АУ. Дети отвечают на вопросы :

Сколько звуков вы услышали ?

Какой первый звук вы услышали ? Какой второй звук ?

К доске выходят дети с карточками - символами звуков [А] , [У], становятся так, чтобы получился слог АУ. Затем логопед просит детей поменяться местами и произнести новый слог.

8. Знакомство с буквой А .

Логопед демонстрирует иллюстрацию с изображением буквы А . Дети рассматривают её.

Логопед читает стихотворение про букву А :

Вот два столба наискосок,

Определяют на что похожа буква А ,

Считают количество элементов её составляющих,

Прописывают букву А в воздухе ,

Выкладывают букву А из счётных палочек,

Обводят трафарет буквы А , раскрашивают или заштриховывают красным карандашом,

Печатают в тетради строчку с буквой А .

III. Итог занятия . Оценка деятельности детей .

Логопед подводит итог занятия :

Дети вспоминают, с каким звуком и какой буквой они познакомились , дают характеристику звука [А] .

Дети вспоминают, задания вызвавшие трудности, особый интерес и т. п.

Логопед благодарит детей и прощается с ними .

Программное содержание: закрепить чёткое произношение звука «а» в словах, продолжить работу по развитию фонематического слуха, определять место звука в слове, познакомить с буквой А, дать понятие «слог» и деление слов на слоги, закрепить понятия высокий - низкий, большой - маленький, развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание к слову.

Оборудование: зеркала, (дом, домик, большой и маленький арбуз, аист, мак, кукла Алеша, гномик Ай). Символ звука «а», буква А, пластилин, фломастеры, карточки-схемы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Психогимнастика. Развитие мимических мышц и дружеских отношений. Педагог показывает пиктограммы. Дети подражают изображениям. Выражая радость, печаль, злобу, веселье, удивление, страх, ласку. Педагог предлагает детям взять за руку друга, улыбнуться ему и сказать добрые слова.

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы продолжим и познакомимся с буквой А.

3. Знакомство с понятием «слог». Деление слов на слоги.

Уточнить понятия большой- маленький, высокий- низкий.

На доске два домика.

Дети, внимательно посмотрите и скажите, какие это домики?

В большом доме живёт мальчик Алёша, а в маленьком - гномик Ай.

Объясните почему?

Алёша большой, высокий, а гномик маленький, низенький.

На доску выставляются две картинки большой и маленький арбузы.

Какой арбуз отдадите Алёше, а какой Аю?

Почему вы так решили?

Назовите слова со звуком «а»? - Алёша, арбуз, Ай.

Послушайте, какие эти слова по длине, одинаковые или разные?

Все эти слова разные, одни короткие, а другие длинные.

Давайте найдём самое короткое слово.

Посмотрите, когда мы произносим имя гномика, ротик открывается только один раз. Если положим ладошку под бородку, то бородка только один раз дотронется до ладошки. Это слово состоит из одного слога. Мы обозначим слог одним прямоугольником.

Давайте посчитаем слоги в слове «арбуз».

На доске выставляются две прямоугольные полоски под картинкой «арбуз».

Сколько же раз откроется ротик в слове «Алёша»? Сколько раз бородка дотронется до ладошки? Хлопните в ладошки столько раз.

4. Упражнения в делении слов на слоги.

5. Физминутка. Ходьба по условным точкам. Развитие координации движений.

6. Знакомство с буквой А.

Что я держу в руке? - Книгу.

Что это за чёрные значки?

Это буквы. Каждый звук нашей речи обозначается буквой. Звук мы слышим, а букву видим и можем её прочитать. Когда мы узнаем все буквы, мы сможем прочитать эту книгу. А сегодня мы познакомимся с буквой А. Буква А есть большая. С неё начинаются имена, названия городов, рек, государств, континентов. Например: Аня, Африка. У большой буквы А есть маленькая сестричка, маленькая буква а. Она пишется в названиях различных предметов, в начале, в середине и в конце слова. Например: аист, пар, трава.

Буквы выставляются на доске. Рисуются в воздухе. Лепятся из пластилина.

Работа по карточке-схеме.

Дети называют слова, определяют место звука «а» в словах на карточке.

Закрашивают нужную клеточку. Печатают букву А.

8. Закрепление произношения звука «а» в словах. Игра с мячом. Педагог называет слова, дети ловят мяч и повторяют слово.

9. Итог занятия. Кто больше назовёт слов со звуком «а»

Программное содержание:

— познакомить со звуком и буквой А;

— развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Развивать фонематические процессы: различение звукоподражаний и бытовых шумов, выделение изолированного звука А среди других, выделение звука в начале слова. Развивать конструктивный праксис, зрительное восприятие;

— воспитывать познавательный интерес через игровые моменты.

ОБОРУДОВАНИИЕ: ноутбук, компьютерная игра «Учимся говорить правильно» из серии «Скоро в школу»; символы гласных звуков, фотоальбом; картинка-сюрприз; индивидуальные зеркала; сюжетные картины для звука А; предметные картинки, названия которых начинаются на звук А и другие звуки; буква А; «Волшебные» квадраты по числу детей.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворение о букве А.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

— Ребята, кто из вас любит играть в компьютерные игры. Сегодня я принесла Вам интересную игру, в нее могут играть только очень внимательные ребята. Кто из вас внимательный?

(Дети вместе в логопедом садятся перед компьютером. Игра на дифференциацию звукоподражаний, бытовых шумов и звуков природы. Дети участвуют в игре по очереди).

II. Сообщение темы занятия.

— Ребята, сейчас вы внимательно слушали и угадывали звуки, которые можно услышать на улице, звуки, которые издают предметы и животные. А вот сейчас к нам в гости придет звук, который не могут издавать предметы и животные, его может произносить только человек. Встречайте, ребята, к нас пришел звук А. Он очень любит петь и при этом очень широко открывает рот.

(Выставляется символ звука А).

— Ребята, звук А очень хочет с Вами познакомиться и подружиться. Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес с собой сюрприз — картинку, но не хочет ее просто так отдавать, а хочет с Вами поиграть. Звук А приготовил для Вас интересные задания и за каждое выполненное задание он будет давать Вам по одной части картинки. А когда вы выполните все задания, сможете собрать картинку.

III. Знакомство с символом звука А.

— Друзья обычно показывают друг другу альбомы с фотографиями. Вот и звук А принес нам свой альбом, давайте его посмотрим: здесь фотографии звука А и его друзей. Давайте найдем фотографии звука А.

(Совместное рассматривание альбома с детьми)

— Молодцы, Вы нашли все фотографии звука А. За это вы получаете одну часть сюрприза – картинки.

IV. Сопряженная гимнастика.

— А сейчас звук А хочет научить нас петь так же как он, для этого нужно потренировать ниши губы, а помогут нам наши пальчики. Мы выполним упражнение «Птенчики в гнезде».

А) «Гнездо»;

Б) «Птенчики».

V. Характеристика звука А перед зеркалом.

(У каждого ребенка индивидуальное зеркало).

— Сейчас мы научимся также широко открывать рот так же, как звук А: рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубками, песенка тянется, преград не встречает, гласная.

— Молодцы, ребята, здорово у Вас получается петь, как звук А. За это вы получаете еще одну часть картинки.

VI. Звукоподражания.

— Звук А очень важный, нам без него никуда: — Что просит сказать врач, когда смотрит горлышко? (Аааа), — Как мама укачивает малыша? (Аааа)

VII. Развитие фонематического слуха.

А) выделение звука из ряда других: «Похлопаем звуку А»:

— А сейчас звук А хочет для нас спеть, а мы, когда услышим его песенку, будем ему хлопать, а если Вы услышите другие звуки, то хлопать не надо.

— Молодцы, за то, что Вы были такими внимательными слушателями звук А дарит Вам еще одну часть картинки.

Б) выделение звука из начала слова: «Подарим звуку А открытки»:

— А теперь мы сделаем подарок для звука А. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.

— Звуку А очень понравились Ваши открытки, за это он дарит Вам еще одну часть картинки.

VIII. Знакомство с буквой А.

А) анализ внешнего вида буквы:

— А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.

(На доску выставляется буква А. Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):

«А» шалашик, посмотри,

И скамеечка внутри.

Б) конструирование буквы А из «Волшебного квадрата»:

— А давайте построим для звука А домики – Буквы А. Строить мы будем из треугольников и полосок такую же букву А, как на открытке.

— У Вас получились замечательные буквы А. Вот Вам еще одна часть картинки.

В) узнавание буквы А на сюжетной картине:

— Звуку А очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой, и вот его последнее задание: нужно проводить нашего нового друга до дома – найти все его домики – буквы А на этой картинке.

(Дети встают со своих мест, подходят к сюжетной картине и каждый находит по одной букве).

— Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями и у Вас все части картинки – сюрприза, давайте ее соберем. Давайте поблагодарим нашего гостя и проводим его.

IX. Итог занятия.

(Итог занятия проводится на основе собранной картинки, на которой изображена буква а и аист)

— Какой звук к нам сегодня приходил в гости?

— Как называется домик звука А?

— Какой веселый стишок мы сегодня узнали про букву А?

— А почему на этой картинке наш новый друг нарисовал аиста?



Слайд 2

Слайд 3

С чем мы познакомимся сегодня?

Вот девочка. Ее имя на букву Как могут звать девочку? Ее любимый звук ….

Слайд 4

Давай попробуем попеть Эту букву читают так же, как зовут, - просто а. Давай её читать! Сначала шёпотом, вполголоса.Теперь погромче. Теперь так громко, чтобы тебя услышали во всём мире.

Слайд 5

Сама буква А тоже очень любит петь, и у неё получается!Вот буква, выступив вперёд, Всё громче песенку поёт.Простые в песенке слова:А"а"а"а! А"а! А"а! А ты можешь слова песенки прочитать?Да? Тогда ты прочёл первые слова в своей жизни!Наша буква умеет слушать! Спой ей какую нибудь детскую песенку.О чём твоя песенка?Какое слово в ней самое последнее?

Слайд 6

Давайте пойдем по дорожке и пропоем этот звук Что можно сделать со звуком? Мы его слышим и поем Какой это звук? Он гласный Что это за дорожка? А в этом слове есть наш звук? Где он находится?

Слайд 7

Поучимся писать букву

  • Слайд 8

    По нашей чудо дорожке мы пришли к картинкам

  • Слайд 9

    Слайд 10

    Где наш звук?

    Подарок Шарик Елка Тюльпан Роза заяц

    Слайд 11

    Кто запомнит картинки?

  • Слайд 12

    Кто запомнил картинки? Что изменилось?

  • Слайд 13

    Кто запомнил место картинки?

  • Слайд 14

    Слайд 15

    Одна антилопа гуляла по острову и увидела домик. «А! - сказала она. - Здесь кто-то живёт!»Возле домика она заметила ягодку и опять сказала: «А-а! Здесь что-то растёт!» Вечером антилопа попыталась нарисовать домик и ягодку на песке, чтобы рассказать о нихсвоим детям - маленьким антилопам.Они посмотрели на рисунки и тоже сказали: «Ааа! Вот что есть на острове!» А потом назвалиэти значки буквой А. Значок домик - большой буквой А, а значок ягодку - маленькой а. И всё!

    Слайд 16

    Вот это да! Из чего теперь наша буква? Как ты ее узнал? Ты что- нибудь слышал про птицу фантазию?Она может помочь тебе вообразить всё, что угодно! Например, что пряничная буква - совсем настоящая. Вкусно пахнет буква А! Может быть,теперь всякий раз, как тебе встретится эта буква, на странице запахнет пряником?

    Наталия Чернышова
    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [а]. Буквы А, а»

    ЗАНЯТИЕ №16 .

    Тема : Звук [а] . Буквы А , а.

    Цель : познакомить детей со звуком [а] и буквой А .

    Задачи :

    Образовательные : формировать умение выделять звук [а] из речи ; познакомить детей с буквами А , а; формировать навык чтения.

    Развивающие : развивать фонематический слух, внимание, логическое и ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев. прививать интерес к чтению.

    Воспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

    Предварительная работа : повторить с детьми стихи о гласных и согласных звуках , провести дидактические игры : «Составь предложение» , «Подели слово на слоги» , «Отгадай, какой это звук » .

    Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы. Учебник Н. Жуковой «Букварь » ; демонстрационные карточки с печатными буквами А , а; элементы букв А а ; схемы звуков , слов, предложений; счётные палочки; пластилин, раздаточные листы.

    Ход занятия:

    1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

    1. Беседа.

    Из чего состоят слова?

    Посмотрите на доску. Какие картинки вы видите (Арбуз, акула, автобус, аист, ананас, аптека, тигр.)

    Произнесите эти слова, чем они похожи?

    Какое слово лишнее? Почему?

    2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ .

    1. Создание проблемной ситуации.

    Прочтите по модели слово, которое я задумала (модель слова дом)

    Получилось много вариантов. А вот если бы слово было написано буквами , вы бы сразу его отгадали! Но мы не умеем читать.

    2. Создание эмоционального фона занятия .

    Не надо к маме приставать,

    Не надо к бабушке идти :

    «Прочти, пожалуйста, прочти!»

    Не надо умолять сестрицу :

    «Ну прочитай ещё страницу!»

    Не надо звать, не надо ждать,

    Кто из вас знает буквы ?

    3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

    Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня у вас праздник «День первой буквы » .

    На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а] , узнаете, какими . Научитесь выделять в речи звук [а] , познакомитесь с первой учебной книгой – Букварём .

    4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    1. Знакомство с Букварём .

    Отгадайте загадку :

    У каждой девчонки и у мальчишки

    Есть эта книжка заветная книжка,

    Читают и ныне, читали и встарь

    Чудесную книжку с названьем (букварь ) .

    Вы держите в руках книгу. Это ваша первая учебная книга.

    Как она называется? По Букварю учились читать ваши дедушки и бабушки, мамы и папы. С помощью этой замечательной книги научитесь читать и вы.

    Рассмотрите обложку. Что вы видите?

    Вы знаете правила общения с книгой?

    Как вы думаете, какими руками можно брать книгу?

    Можно ли рисовать в книге?

    Как нужно переворачивать страницы?

    Чтобы быстро найти нужную страницу и не измять уголки, нужно пользоваться закладкой.

    Книга будет вам благодарна, если у неё будут аккуратные, бережливые хозяева.

    Изучение нового материала.

    Фонетическая зарядка.

    Какой звук издаёт человек , когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а] ) .

    Какой звук издаёт мама , когда укачивает ребёнка? (Звук [а] ) .

    Сейчас мы познакомимся с гласным звуком [а] , узнаем, какими буквами обозначается этот звук . Откройте Букварь .

    Знакомство с буквами А а .

    - Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа ) .

    Эти буквы печатные . (показ букв в Букваре .)

    Буква А – заглавная , большая; буква а – строчная , маленькая.

    Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы , а какие - с маленькой, строчной буквы . Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.

    Астра, азбука, айва

    Начинаются на А,

    И кончаются на А

    Астра, азбука, айва.

    На что похожа печатная буква А ? (На ракету, на столбы,) .

    А - начало алфавита,

    Тем она и знаменита.

    А узнать её легко :

    Ноги ставит широко.

    Вот два столба наискосок,

    А между ними - поясок.

    Ты эту букву знаешь ? А?

    Перед тобою буква А .

    Высока и стройна буква А .

    Очень похожа на арку она.

    -Буква А , буква А –

    Алфавиту голова.

    Знает Саша, знает Света,

    А похожа на ракету.

    5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

    1. Беседа по картинке в учебнике (с. 4-5) .

    А теперь буква А зовет нас в гости . Где живет наша буква ? Букваре )

    Посмотрите на первую страницу Букваря . Обратите внимание, как широко открывает рот девочка при произношении звука [ а] .(каждый ребёнок произносит звук [ а] смотрит в зеркальце, отмечает, что он поётся – он гласный)

    Произнесите несколько раз звук [а] . Скажите, как располагаются органы речи при произнесении звука [а] . (Рот широко открывается, губы округлые. Верхние и нижние зубы не касаются друг друга. Язычок слегка касается нижних зубов)

    Протяните звук [а] . Пропойте звук [а] . Какой можно сделать вывод? (Звук [а] хорошо тянется и поется)

    Встречает ли воздух преграду при произнесении звука [а] или он проходит через горлышко свободно? (При произнесении звука [а] воздух проходит через горлышко свободно)

    Дайте характеристику звука [а] и обоснуйте свой ответ. (Звук [а] гласный . Он тянется и поется. При его произнесении воздух проходит через горлышко свободно.

    Как в схеме мы будем обозначать звук [а] ? .

    Приведите примеры слов, начинающихся со звука [а] .

    Обучение чтению .

    На доске : А – а – а

    (чтение двумя - тремя учащимися, хоровое чтение, чтение слабыми учащимися).

    Чтение Букваря .

    Найдите в Букваре красную линию . Поставьте указательные пальчики на эту линию.

    Первым читает воспитатель, затем дети.

    Посмотрите на вторую страницу Букваря .

    Что вы видите на картинке? (арка, аист, автобус, арбуз) .

    На какой звук (букву ) начинаются слова : арка, аист, автобус, арбуз?

    Ещё раз читаем букву а .

    Работа над загадкой :

    Это старый наш знакомый.

    Он живёт на крыше дома.

    Длинноногий, длинноносый,

    Он летает на охоту за лягушками в болото (Аист)

    Как вы догадались, что это аист?

    Что вам помогло не спутать аиста с цаплей?

    Что вы знаете об аистах?

    Где живёт аист?

    Люди очень дорожат дружбой с аистом. Считается, если аист поселился на крыше, значит, в доме будет счастье.

    Физминутка.

    Аист, аист, длинноногий,

    Покажи домой дорогу.

    Топай правою ногой.

    Топай левою ногой.

    Снова правою ногой,

    Снова левою ногой.

    После правою ногой,

    После – левою ногой,

    Вот тогда придёшь домой.

    Звуковой анализ слова аист . Составление и запись предложения со словом аист, деление слова аист на слоги.

    Аист - слово или предложение? (Слово) .

    Андрей запишет на доске слово «ааист» схемой. Все остальные работают за столом.

    На доске схема :

    (- Сколько слогов в слове «аист» ? (Два) .

    Какой первый слог? (А) .

    Второй слог? (ист) .

    Настя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя.

    На доске : схема

    Какой слог ударный? (Первый) .

    Поставьте ударение на первый слог.

    Какой звук слышите в начале слова? ([а]) .

    Дайте характеристику этому звуку . (Гласный, ударный) .

    Как обозначим? (квадратик с чёрным кружочком посередине) .

    Этот звук одиночный . Покажем на схеме.

    На доске : схема

    Какой следующий звук слышите ? ([и]) .

    Какой это звук гласный или согласный? (гласный, потому что не встречается преграда) .

    Покажем на схеме этот звук .

    На доске : схема

    Какой следующий звук слышите ? ([с]) .

    Какой это звук гласный или согласный? .

    - Звук [с] твёрдый или мягкий? (Твёрдый) .

    Как обозначим твёрдый звук ?

    Этот звук сливается с другим звуком . Покажем на схеме этот звук .

    На доске : схема

    Какой следующий звук слышится ? ([т]) .

    Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда) .

    - Звук [т] твёрдый или мягкий? (Твёрдый) .

    Как обозначим твёрдый звук ?

    Этот звук одиночный . Покажем на схеме этот звук .

    Сколько звуков в слове «аист» ? (4) .

    Сколько согласных звуков ? (2) .

    Сколько гласных звуков ? (2) .

    Какой звук слышится в начале и в конце слова «аист» ? (Звук [а] , [т]) .

    Что вы увидели на второй модели (Звук [а] заменён буквой а )

    Игра на внимание «Найди букву Аа » . - Сколько букв А а ? (3) .

    Игра «Поймай звук »

    Ловим хлопками звук [а] в начале слова . Автобус, репа, август, армия, аист, кукла, адрес.)

    Ловим хлопками звук [а] в середине слова. Каша, мак, слон, макароны, тапки.

    Ловим хлопками звук [а] в конце слова . Кошка, мышка, заяц, бумага, птица.

    6. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

    РАБОТА В ТЕТРАДИ. Печатание букв по точкам . Штриховка буквы .

    Раскрасить рисунки – это задание на дом.

    Упражнение в нахождении звука [а] .

    - Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

    звук [а] в начале слова . (Дети приводят пример : арбуз) .

    Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (Дети приводят пример : флаг) .

    Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова . (Дети приводят пример : черепаха) .

    Самостоятельная работа (по желанию) .

    Из счётных палочек соберите печатную заглавную, большую букву А .

    С помощью пластилина сделайте печатную строчную, маленькую букву а .

    Проверка выполнения. (Показ лучших работ, награда наклейками «Молодец!» ).

    7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

    Какой звук изучили ? (Звук [а] ) .

    Какими буквами обозначается звук [а] ? (Буквами Аа ) .

    Что нового узнали на уроке?

    Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?

    Что вызывало затруднение? Почему?

    Какие новые слова узнали?

    Что общего у этих слов? (Звук [a] , буквы А а ) .

    Найдите в алфавите букву Аа . (Ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа ).

    С сегодняшнего дня изученные буквы будем помещать на «ленту букв » . (Учитель вставляет букву «а» под аплодисменты детей).

    На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв , потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ , которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и писать.

    Спасибо за урок! Молодцы!