Конспект урока на тему прописная буква щ. Щука — хищная рыба. V. Графический анализ и письмо строчной буквы щ

Проверка готовности к уроку.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!

Перед тем, как приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики:

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот - указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик - вот какой, называется большой.
Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!

Вопросы классу: Какие новые знания вы получили на прошлом уроке письма?

Что ещё можем рассказать о букве Щ, пользуясь алфавитом? Кто желает показать своё умение писать строчную букву щ?

Итак, при написании буквы мы (должны соблюдать: высоту, наклон, расстояние между элементами).

Отгадайте моизагадки:

Я умею громко лаять,
А еще хвостом вилять,
Я за кошками гоняюсь
И на них люблю рычать.
Домик мой из досточек,
А грызу я косточки.
(Щенок)

Две молоденьких сестрицы

Вышли солнцу поклониться,

И под солнцем золотым

Засмущались, покраснели,

Платья алые надели. (Щеки)

Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит
И усердно служит
(Щетка зубная)

Ребята, что объединяет эти слова?

А какие еще слова вы знаете с буквой «Щ»? Назовите их.

Не забывайте, что она может быть и в середине слова и дажев конце слова.

Отгадав загадки, как вы думаете, чему будем учиться сегодня? попробуйте сформулировать самостоятельно тему нашего урока?

Итак, сегодня мы продолжаем говорить о букве «Щ», только уже о заглавной.

Сейчас откройте прописи на с. 29 и рассмотрите, чему же нам сегодня необходимо научиться. Итак, сегодня мы должны с вами научиться:

План:

Письму элементов,

Написанию буквы,

Письму слогов,

Письму слов и предложений.

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на стульчик сесть опять

Приступаем к 1 пункту плана урока.

Рассмотрите букву щ, из каких элементов состоит буква щ?

На какие буквы похожа? Рассмотрите, как пишется буква щ?

Давайте попробуем в воздухе написать букву Щ

Проверьте наклон тетради, свою посадку и обведите в прописи элементы буквы, узор доведите до конца строки.

Теперь выполните задание в первой строке, под самой красивой буквой поставьте точку.

Посмотрите, справились с первым пунктом плана?

Прочитайте слоги. Какое соединение в слогах ща и ще? Какое соединение в слоге щу?

Как пишутся слоги ща и щу? - справились с этим пунктом плана?

Прочитайте: Щеткой чищу я щенка.

Что это я прочитала? Давайте напишем это предложение так же красиво и аккуратно.

Следующее задание. Незнайка попал в беду и просит нашей помощи, ребята, мы поможем Незнайке?

Итак, все внимание на слайд вам необходимо из этих букв составить слово.

Какое слово у нас получилось?

Выполним следующее задание, в прописях давайте вместо точек вставим полученное пропущенное слово и запишем его.

Прочитайте, что у нас получилось? Щенок от радости пищал.

Что это я прочитала?

Сколько слов в этом предложении?

Давайте вспомним правило написания предложения. Напишите это предложение.

В словах, где встречаются гласные буквы, поставьте под ними точки.

Работа в парах: проверка правильности и оценивание .Поменяйтесь тетрадями и словесно оцените друг у друга этот вид работы

Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом - такая злюка!
Конечно, это…

Что вы знаете о щуке?

Ребята, обратите внимание на картинку, где изображена щука, есть слова, эти слова рассыпались давайте постараемся составить красивое предложение.

Какое предложение у нас получилось?

В реке живет щука. Давайте запишем составленное нами предложение.

Давайте по цепочке прочтем, какие слова у нас получились?

Какое новое знание мы сегодня открыли? Для чего мы её изучали? Пригодится ли нам это знание?

Я научился …

Я запомнил …

Мне надо поработать …

УРОК ПИСЬМА В ПЕРВОМ КЛАССЕ (букварный период)

ТЕМА: Письмо заглавной буквы Щ .

ЦЕЛЬ: - учить детей писать заглавную букву Щ, закреплять умения устанавливать ее звуковой состав, сопоставлять элементы букв и соединять их;

Развивать речь учащихся;

Воспитывать заботливое отношение к животным.

ОБОРУДОВАНИЕ: азбука прописных букв, предметный рисунок с изображением щенка.

ТИП УРОКА: комплексный.

ХОД УРОКА

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

    Повторение изученных букв.

Назовите написанные буквы (И, ф, э, Ш, Ц, х, ц, Й, д, ж, и, ч)

- Какие из них обозначают гласные звуки?

- Какие из них обозначают один согласный звук?(й, ч, ш, ж, ц)

    Звуко-буквенный анализ слова.

Как называется детеныш собаки?(Щенок)

Сколько слогов в этом слове?

Какой слог ударный? Охарактеризуйте звуки слова(шш, и, нок)

Подпишите буквы под схемой. С какой буквы начинается слово?

    СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Сегодня мы будем учиться писать заглавную букву Щ , предложения с ней, выучим и запишем небольшое стихотворение о щенке, поговорим об этих милых животных.

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Графический анализ буквы Щ.

Из каких элементов состоит буква? Чем заглавная Щ отличается от строчной? (Размером и верхним закруглением первого элемента)

Как получить заглавную Щ из букв И, Ш, Ц?

Сравните печатную и рукописную Щ . На что похожа заглавная буква Щ ?

Щ – играющий щенок,

Кверху лапками он лег.

    Объяснения написания заглавной буквы Щ с показом на доске.

    Пальчиковая гимнастика

Щенки

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

    Письмо подготовительного упражнения. (6 росчерк, с.17, прописи).

    Письмо элементов заглавной буквы Щ (с.29).

Учитель предупреждает, что красота буквы зависит от одинакового количества всех элементов.

    Письмо заглавной буквы Щ .

Перед началом работы учащиеся под счет учителя несколько раз обводят образец в рамке, прописывают букву в воздухе, мелом на доске .

    Письмо предложения.

Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

Что такое пища? Как сказать иначе?

В каком слове встречается слог ща ? Как его нужно писать?

Какой знак стоит в середине предложения? Какое слово заменяет тире?(Это)

8. Физминутка.

9. Работа по развитию речи учащихся.

Кто нарисован на картинке в верхней части прописи?

Что делает девочка? Составьте предложения по схеме.

Как относится девочка к своему питомцу?

У кого из вас есть домащние животные? Как вы ухаживаете за ними? Расскажите.

Заранее подготовленные учащиеся декламируют отрывок из стихотворения С. Михалкова «Мой щенок»

(вторую часть- возвращение щенка)

10.Списывание с печатного текста.

Прочитайте скороговорку, напечатанную на доске.

О ком она? Подходит ли к ней рисунок на странице?

Спишите стихотворение, следите за правильным соединением букв в словах.

    ИТОГ УРОКА

Какую букву мы писали сегодня? Какой звук она обозначает?

Какие стихи о щенке вы запомнили?

УМК «Гармония»

1 « а» класс

Письмо

Буквы Щ, щ.

Пропись №4 «Хочу хорошо писать!»

Н.С.Кузьменко, Н.М. Бетенькова

Смоленск, « Ассоциация XXI век», 2009г.

7 урок из раздела «Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Х х,Ц ц, Ч ч, Щ щ» стр. 16-17.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»

1 « а» класс

Письмо

Буквы Щ, щ.

Пропись №4 «Хочу хорошо писать!»

Н.С.Кузьменко, Н.М. Бетенькова

Смоленск, « Ассоциация XXI век», 2009г.

7 урок из раздела «Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Х х,Ц ц, Ч ч, Щ щ» стр. 16-17.

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ Гимназии № 4 г. Махачкала

высшей квалификационной категории

Сулейманова Ирина Михайловна

Махачкала

2013

Тема: Буквы Щ, щ.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Актуализация ЗУНов по теме «Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Х х,Ц ц, Ч ч, Щ щ». Письмо букв Щ щ.
  2. Создать условия для обучения письма букв Щ щ, слов и предложений с ними;

3. Организовать деятельность обучающихся по формированию

универсальных учебных действий вида: регулятивных, познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных учебных действий.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Закрепить понимание детьми того, какую согласную непарного ряда надо писать в словах, выбирая буквы Щ и щ. Модель рассуждения применительно к письму «озвучивается» мягкого согласного щ.

2.Систематизировать каждое действие технологии списывания предложения, привлекая детей к схематическому изображению каждого действия.

3.Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

4.Создавать условия для развития творческого потенциала обучающихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, выполнение заданий повышенной трудности, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.

5.Развивать речь детей через правильное объяснение каждого действия при списывании; работу с загадками и стихотворениями о зиме.

6. Формировать эмоциональное отношение к изучению родного языка через игровой сюжет.

7.Совершенствовать каллиграфические умения.

8.Развивать прогностическую самооценку детей, итоговый взаимо- и самоконтроль.

9.Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия к чужим ошибкам, ответственности за порученное дело.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Серия картинок с изображением предметов и животных при написании которых употребляется буква щ, опорные слоговые таблицы ¸ наглядность для рефлексии.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ: Пропись №4

ПЛАН УРОКА С ХРОНОМЕТРАЖЕМ:

1. Организационно - мотивационный этап - 3 мин.

2. Актуализация знаний обучающихся - 10 мин.

3. Дифференцированная работа по изучению новой темы

20 мин.

4. Физминутка - 5 мин.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия - 7 мин.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

1.Приветствие

Прозвенел звонок, внимание!

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1)Вступление

Встреча с буквой Щ

Беседа с детьми

Показываю детям карточку с буквой ш и задаю вопросы: «Как называется эта буква?», «Домиком для какого звука она служит?», «Это звонкий или глухой звук?», «Какой звук составит с ним звонкую пару?», «Это твердый или мягкий звук?», «С какой буквой буква ш никогда не встает в пару?», и дает задание: «Попробуйте подобрать мягкую пару для звука [ш]. Это звук [щ"]. Для него есть специальная буква».

2) Работа в паре.

  1. Взяли ладошку своего соседа и своим пальчиком на внутренней стороне ладошки пропишем буковку Щ
  2. Что вы ощутили, когда ваш друг водил по ладошке пальчиком? (Щекотку)

3 ) Игра «Полубуковка» - наблюдение (стр. 16, пропись №4)

  1. А теперь нарисуйте букву щ в воздухе. Какие линии мы провели? Четкие, строгие или мягкие, плавные?
  2. Итог: буква щ обозначает мягкий звук Щ и линии пишутся тоже плавно, мягко.

4) Отгадайте загадки:

Не боится он лозинки,
Ест хозяйские ботинки:
Лает громко, как звонок –
Это маленький (
щенок)

А у нас во дворе
Он живёт в конуре.
У него баранкой хвост,
Любопытный чёрный нос.
Ушки острые флажком,
Сторожит хозяйский дом.
Лаем будит как звонок.
Познакомьтесь, наш…(Щенок )

Этот зверь, увидев кошку,
Громко лает у окошка.
Вечно крутится у ног
Рыжий в пятнышках (
Щенок )

Кто на картинке вас встречает на этом уроке? И почему именно щенок?

Открываем пропись.

Комментарий к рисунку:

У щенка четыре лапы,
Ушки и забавный хвост.
Он пушистый и лохматый.
И прохожих лижет в нос.

Для чего щенкам хвосты?
Вне всякого сомнения -
Нужны хвосты для красоты...
Еще для настроения.

5) Рассмотрим элементы, из которых состоит буква Щ

На какую букву похожа буква Щ?

Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

Эта буква Щ как будто...
Все сомненья бросьте.

Украшает эту букву

Поросячий хвостик.

Письменно.

стр. 16

  1. 1. Письмо элементов буквы щ (строчка 1)

2. Письмо букв Щ и щ по образцам.

3. Беседа по картинке. Как относятся дети к своему щенку? Как вы догадались об этом?

4. Письмо буквы щ (строчка2-3)

5. Какими способами может соединяться буква щ с другими буквами? Допишем буквы: верхнее соединение допишем букву у и букву а.

6. Письмо слогов-слияний

  1. Игра Сложи слова из слогов: на доске карточки

ща

ще

щи

щё

щу

па

пцы

вель

чка

гол

Провести стрелочку, соединив слова.

  1. -Записать слова под диктовку с комментированием на последних двух строчках стр.16:

Щенок, щавель, роща, щука, борщ, щётка, пещера, овощи, клещи .

Поставить ударение в словах.

  1. Физминутка:

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять

За письмо получим пять!

  1. Письменная работа стр. 17.
  1. Письмо заглавной буквы Щ (в каких случаях нам понадобится эта буква?)
  2. Письмо слогов Ща Ща Щу Ще (правила соединения букв).
  3. Работа с деформированным текстом:

Щ ука букву Щ схватила

И под воду ута щ ила.

Буква быть на дне не хочет,

Щ ука букву Щ щ екочет.

Щ ука- щ ука! Без меня

Не получатся слова -

Щ авель, щ ебень, щ и и щ ётка.

Не боюсь твоей щ екотки!

Вырвусь и уйду я в книжку,

Ждут меня уже детишки.

Лучше буквы не та щ и,

А друзей себе и щ и!

– Какую рыбу поймал Емеля в сказке? (щуку)

Какая буква убежала?

А еще какая рыба любит букву щ? (лещ)

4. Угадайте, какое предложение написано на доске, и каких букв не хватает. Почему щуку называют хищной рыбой?

…енок …ви..ел …щуку.

Это хи…ная рыба.

5. Работа над предложением. Пропись №4, стр. 17

Списать предложение с печатного текста. Отметить опасные места.

Щука ловит лещей, окуньков.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА. Рефлексия.

« Как хорошо работают на уроке ребята из 1 «а» класса» - подумала щука, и решила развеселить ребят.

Сочиняем веселые стихи:

Чистоговорки с буквой Щ.

Щи-щи-щи - спрячусь, ты ищи.

Щу-щу-щу - я тебя ищу.

Ща-ща-ща - в речке три леща.

Ащ-ащ-ащ - новый синий плащ.

Щё-щё-щё - пойдем гулять ещё!

Ще-ще-ще - дождь, гуляй в плаще.

Ещ-ещ-ещ - в речке рыба лещ.

Если вы работали на уроке с желанием, были уверены в себе, вам было интересно и в ваших прописях чистота и порядок, то нарисуйте человечку в углу странички веселую улыбку. Ну а если вам было скучно, то грустную.

Расскажите,что вам больше всего понравилось на нашем уроке.

Спасибо за урок, дорогие ребята! До встречи!


Тип урока: Урок – игра Цель: научиться писать буквы Щ, щ. Задачи: 1. Образовательные: - Формировать умение писать буквы Щ, щ в соответствии с образцом; - Формировать умение списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта; - Формировать умение составлять слова из слогов, объяснять смысл получившихся слов, записывать получившиеся слова без ошибок; - Учить писать слоги, сочетания и слова с буквами Щ, щ; - Учить правильно записывать слова с сочетаниями ща, щу; - Закреплять правильное написание в словах сочетаний ча, чу; - Закреплять написание изученных букв; - Закреплять умение правильно обозначать границы предложения. 2. Развивающие: - Развивать навыки самоконтроля и самооценки; - Развивать орфографическую зоркость; - Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать. 3. Воспитывающие: - Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку; - Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения. Тип урока: Открытие новых знаний В уроке использованы элементы современных педагогических технологий: - игровая (урок построен в форме игры – путешествия) - личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо) - проблемное обучение (частично – поисковый) - здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки) На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с литературным чтением и окружающим миром. Технические особенности урока: урок включает компьютерную презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Письмо заглавной буквы «Щ»

в 1 «А» классе.

Тип урока : Урок – игра

Цель : научиться писать буквы Щ, щ .

Задачи:

1. Образовательные:

Формировать умение писать буквы Щ, щ в соответствии с образцом;

Формировать умение списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта;

Формировать умение составлять слова из слогов, объяснять смысл получившихся слов, записывать получившиеся слова без ошибок;

Учить писать слоги, сочетания и слова с буквами Щ, щ;

Учить правильно записывать слова с сочетаниями ща, щу ;

Закреплять правильное написание в словах сочетаний ча, чу ;

Закреплять написание изученных букв;

Закреплять умение правильно обозначать границы предложения.

2. Развивающие:

Развивать навыки самоконтроля и самооценки;

Развивать орфографическую зоркость;

Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

3. Воспитывающие:

Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку;

Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Тип урока: Открытие новых знаний

В уроке использованы элементы современных педагогических технологий :

Игровая (урок построен в форме игры – путешествия)

Личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)

Проблемное обучение (частично – поисковый)

Здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)

На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с литературным чтением и окружающим миром.

Технические особенности урока: урок включает компьютерную презентацию.

Планируемые результаты

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Удерживать цель деятельности до получения её результата;

Планировать решение учебной задачи;

Выполнять последовательность необходимых операций;

Анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

Находить общие элементы в буквах;

Конструировать буквы из элементов;

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму;

Анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их

причины.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

Ориентироваться на странице тетради;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других;

Строить высказывания, оформлять свою мысль в устной или

письменной речи;

Договариваться о правилах работы в парах и следовать им;

Личностные УУД:

Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку их выполнения;

Проявлять интерес к изучению нового;

Проявлять интерес к поиску способа действия в заданных условиях.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент:
  • Прежде чем начать наш урок проверим вашу готовность к его началу. Я буду перечислять необходимые предметы, а вы проверьте все ли у вас лежит на парте и по необходимости достаньте то, что вы забыли положить. Ручка, карандаш, пропись, рабочая тетрадь

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

  • А урок сегодня не совсем обычный. Вы любите сказки? Это хорошо, потому что сегодня мы совершим небольшое путешествие в Страну сказок. Туда мы отправимся на ковре-самолёте.

(Слайд)

  • Но, чтобы он поднялся в воздух, вы должны ответить на мои вопросы.

2. Повторение:

  • Какие буквы мы уже умеем писать? (Все) правая сторона доски.
  • На какие группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные) (Ударные -безударные)(твердые-мягкие, глухие –звонкие).
  • Давайте проведем воздушный диктант (ребята угадывают буквы по описанию).

Часто в сказках героев ждут различные испытания. Ждут они и нас. А вот и первое испытание:

  • Каким шрифтом написаны буквы на левой стороне доски? (Печатным).
  • Подберите теперь к печатным буквам прописные.
  • Какая буква осталась без пары? (Щ).
  • Как вы думаете какую букву мы будем учиться писать?(букву Щ).

3. Сообщение темы и цели урока:

Знакомство с буквой Щ.

  • Звук щ гласный или согласный? Каким он бывает?(мягкий).
  • (Ребята рассматривают буквы, отвечают на вопросы учителя,)
  • А сейчас, мы вновь, оправимся в страну «Букволандию», где научимся писать новую букву, но прежде, подготовим наши пальчики к работе, к нам пришли в гости ежики (разминка с массажными шариками)

4. Работа по теме.

  • Открываем тетради в ячейку, вспоминаем правила посадки.
  • Записываем число.
  • Анализ буквы «Щ», выделение знакомых элементов. Хором произнести развернутый алгоритм написания данной буквы: В средней 1/3 допол нительной строки выписываем крючок с поворотом ручки, опускаемся по наклонной, выполняем «качалочку», подни маемся по крючку на 1-2 мм выше верхней линеечки рабочей строки, пишем «секрет», по «секрету» - наклонная линия вниз, «качалочка», поднимаемся по крючку на 1-2 мм выше верхней линеечки рабочей строки, пишем «секрет», по «секрету» - наклонная ли ния вниз, «качалочка»,крючок до 1/3 снизу, без поворота ручки опускаемся по наклонной до 1/3 в дополнительной строке, петелька (по принципу петельки буквы д ) , перехлёст на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины».
  • Работа в тетрадях в ячейку.
  • Оцените себя.

5. Зрительная гимнастика:

6. Работа по теме:

Работа в прописях

  • Далее дети самостоятельно упражняются в записи буквы Щ.
  • Повторяется правило о написании слов с большой буквы. Прочитываются слова Щукин, Щепкин, устанавливается их значение, слова записываются рядом с образцами.
  • Звуко-буквенный анализ слова: Щукин.

Работа в парах

Учитель дает задание:

  • Послушайте загадку и угадайте имя сказочного героя, который приготовил для вас следующее испытание:

Что это за мальчик странный,

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?.. (Слайд)

Скажите, а что помогает пройти все испытания (дружба). Сейчас вы поможете друг другу, будете работать в парах.(правила работы в парах).

  • Прочитывается скороговорка, проводится орфографический разбор слов, затем одни учащиеся записывают её по пунктиру, другие самостоятельно, подчёркивается буква Щ. Совместно ищут орфограммы.
  • Следующий сказочный персонаж пришёл к нам из чащи леса. Кто он?

Учитель загадывает загадку:

Он носит вместо шапки

Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь:

Это...(Гном) (Слайд)

  • Учащимся предлагается прочитать ещё одну скороговорку и после орфографической подготовки записать её на пустых строках:

Чащи чаще в нашей пуще.

В нашей пуще чащи гуще.

Учитель задаёт вопрос:

  • Кто знает значение слова пуща?
  • Лес густой и тёмный. Пуща. (Слайд)
  • Кто знает значение слова чаща?
  • Лес густой и тёмный. Чаща. (Слайд)
  • Какой вывод мы можем сделать?(разные по написанию слова обозначают одно – синонимы).
  • Вместе с педагогом дети проставляют ударение в словах, находят безударные гласные, отмечают их точками, учитель произносит проверочные слова.

7. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

  • Необходимо восстановить чистоговорку.

8. Продолжение работы по теме урока (вариативная часть).

  • Необходимо записать предложения, исправив ошибки.
  • Работа с лентой букв: учащиеся хором прочитывают буквы, подчёркивают четвёртую, пятую и седьмую по счёту, указывают в них сходные элементы.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель обращается к детям:

  • Заканчивается наше путешествие в Страну сказок. Мы встретили героев различных сказок, выдержали много испытаний.
  • Интересно ли было на уроке?
  • Какие задания показались вам наиболее трудными?
  • У кого из вас не было затруднений, и он справился легко со всеми заданиями?
  • Учитель обращается к детям: Подписи к слайдам:

    Письмо заглавной буквы «Щ». Презентацию приготовила: Учитель 1 «А» класса Юдицкая Т.В.

    Пу ща – большой и густой труднопроходимый лес.

    Ча ща – тёмный густой лес.


    строчной и заглавной

    Буквосочетания

    ча-ща,чу-щу.

    Цель : создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, проверить прочность усвоения навыка.

    Задачи: способствовать развитию у учащихся любознательности, логического мышления, учить применять свои знания в разных ситуациях, активизировать познавательную деятельность, воспитывать коммуникативность, умение оценивать учебную деятельность свою и одноклассников, прививать навыки здорового образа жизни.

    1.Личностные:

    Понимать учебную задачу и искать пути ее решения, применяя правила правописания;

    2.Познавательные

    а) общеучебные:

    б) информационные:

    в) логические:

    3. Коммуникативные -

    инициативное сотрудничество:

    работа в парах,

    в микрогруппе.

    Уметь распределить выполнение работы и взаимопроверки

    4.Регулятивные :

    самоконтроль.

    контроль товарищей.

    Ход урока:

    I . Организационный момент .

    Заливистый школьный звонок позвал 1 « а» на урок.

    Будьте внимательны и старательны.

    II . Гимнастика для глаз.

    (Презентация«Цветик- семицветик»)

    III .Проверка психологического настроя учащихся.

    Цветовой тест.

    Нарисуйте свое настроение(Рисуют смайлик тем цветом, который соответствует настроению в данный момент).

    IY .Актуализация знаний.

    1.Повторение знаний о буквах и звуках

    Нужно преобразовать буквы,написанные мелом,в другие буквы при помощи

    Цветного мелка,

    Мокрой тряпочки.

    ГЗИЛИпс (ПВЦМШрх)

    ЯЕТйбып (ЛЕПиоьг)

    2.Игра «Угадайка» ( на доске записаны элементы букв,надо угадать букву )

    3.Игра «Что лишнее?»

    рсАшИО

    ееиюя

    дмпщх

    -Какие еще буквы обозначают всегда мягкие согласные звуки?

    V .Сообщение темы урока

    На доске буквы Ч Щ Й

    -Что можете сказать про буквы?что их объединяет?

    -Какая буква лишняя и почему?

    -Сегодня будем упражняться в более красивом написании букв «ч» и «щ».А также познакомимся с новым правилом правописания трудных слов.

    VI .Пальчиковая гимнастика

    Этот пальчик самый толстый,самый сильный и большой.

    Этот пальчик для того,чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый сильный и стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный,он избалованный самый.

    Этот пальчик хоть и мал,он и ловок и удал.

    Вспомним правила письма

    Взяли ручку,сядем прямо,развернем углом тетрадь.

    Красиво и чисто в тетради пиши:

    Наклон соблюдай,никуда не спеши.

    VII .Работа в тетради на печатной основе с.22

    1.Письмо строчной и заглавной букв щ,Щ

    2.Работа со схемами(один ученик у доски)

    Игра «Подбери к слову схему)

    VIII .Работа с буквосочетаниями ча-ща,чу-щу.

    Игра «Сложи слова»

    ( 1,2 и 3 ряд- работа в группах по 4 уч-ся. На столе карточки с частями слов. Учащиеся в группах составляют слова.)

    ща-вель чу-чело

    зай-чата щупаль-ца

    ча-ща щу-ка

    тре-щали чудес-ный

    Проверка : выходят к доске с карточками и читают слова.

    Что вы заметили? (в этих словах сочетания ча-ща, чу-щу)

    Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

    Чему мы будем учиться на уроке?

    Какое стихотворение мы уже знаем про эти сочетания?

    Знаю точно: ЖИ да ШИ пишем только с буквой И !

    ЧА и ЩА , мои друзья, напишу их с буквой А !

    Знаю правило одно, очень верное оно:

    ЧУ и ЩУ , ЧУ и ЩУ пишем только с буквой У !

    -Быть я грамотным хочу!

    А если вы все знаете, надо ли нам работать над этой темой?

    Y .Закрепление.

    Сегодня к вам на урок пришла мудрая сова – наша старая знакомая. Но посмотрите, что это у нее вместо указки? (Листик чая)

    Мудрая сова предлагает вам вот такое предложение (на доске) :

    Яхочуугоститьвасчаем

    Дети, какое правило не соблюдается? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)

    Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?

    Составим схему этого предложения.

    Один из учеников выполняет на доске схему : |__ ____ _____ ____ _____.

    Запишите предложение, сверяя его со схемой.

    Какое слово соответствует теме нашего урока? (чай, ча пиши с буквой а)

    Нас пригласили на чаепитие.

    Ребята, а чай – полезный напиток?

    В чае присутствует очень много витаминов. Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: « Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее.»

    IX . Лингвистическая разминка .

    А кто из вас знает, откуда пришел обычай пить чай?...

    (Это слово – китайское. Китайцы были первыми производителями чая и тщательно оберегали секрет его приготовления.)

    Ребята, а кто из вас любит пить чай?

    Раз вы любите пить чай, значит вы здоровы, так как чай обладает лечебными свойствами, очищает кровь, снимает сонливость и вялость.

    Сейчас я посмотрю, какие вы активные.

    Найдите в классе и прочитайте пословицу про чай и объясните.

    (Пословицы спрятаны под стульчиками детей. Уч-ся наклоняются и ищут. Таким образом, происходит смена положения и разминка.) :

    Чай не пьешь, где силу берешь?

    Чай усталость всю снимет, настроение поднимет.

    Холодно – пей чай, жарко – пей чай, устал – пей чай.

    Чай пить – не дрова рубить. Чай пить – приятно жить.

    Выпьешь чайку- позабудешь тоску.

    Посмотрите на волшебный экран.

    Какие слова спрятались на чайнике?

    Составим и запишем, проговаривая. Носначала разомнем пальчики

    РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Крепкие, дружные,

    Все такие нужные.

    На другой руке опять:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Пальчики быстрые,

    А у всех ли … чистые?

    Помоем руки перед чаепитием.(Потираем ладошки)

    О чём будем помнить, записывая эти слова?

    Проверка – сравнить слова, которые составил Миша со словами, которые записали дети

    Чай мы заварили. Он очень горячий. Давайте остудим его.

    Дуем на горячий чай.

    (Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох

    X .Работа в парах.

    К чаю принято подавать сушки и баранки. У нас они тоже есть.

    Сушки лежали в тарелке без крышки,

    И ночью их все погрызли мышки.

    Из слов буквы откусили

    К себе в норку утащили.

    Вам их надо восстановить. Работаем в парах. Если не поняли, пропускаем

    Ч..шка, пищ… , ч…до, ч…лан, ж…вотное, м…шка, маш…на, ч...йник.

    (Уч-ся записывают слова в тетрадь)

    Что заметили? (1 слово лишнее)

    Почему вы так считаете?

    Проверка: на индивидуальных экранах

    Чаю попили. Теперь отдохнем.

    Реснички опускаются...

    Глазки закрываются...

    Мы спокойно отдыхаем.. .-

    Сном волшебным засыпаем...

    Дышится легко... ровно...

    глубоко...

    Наши руки отдыхают...

    Отдыхают... Засыпают...

    Шея не напряжена...

    И рассла-бле-на...

    (пауза)

    Мы спокойно отдыхаем...

    Сном волшебным засыпаем...

    (громче, быстрее, энергичнее)

    Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!

    Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем.

    Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать

    Вверх и вниз рывки руками,

    Будто машем мы флажками.

    Разминаем наши плечи.

    Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

    Руки в боки. Улыбнись.

    Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

    Приседанья начинай.

    Не спеши, не отставай. (Приседания.)

    А в конце - ходьба на месте,

    Это всем давно известно

    . (Ходьба на месте.)

    XI . Выполним задание мудрой совы на волшебном экране.

    (Распределить слова на деревья по сочетаниям жи-ши, ча-ща, чу-щу)

    Кто заметил слово – ловушку?

    XII . Тест Индивидуальное задание.

    (На выбор уровень сложности)

    1 уровень

    1. Подчеркни (или обведи) верное высказывание

    чю-щю пишется с буквой ю

    чу-щу пишется с буквой у

    2. Подчеркни (или обведи) лишнее слово

    3. Подчеркни (или обведи) слово с ошибкой

    4. Вставьте пропущенные буквы

    щ_вель, ч_десный, маш_на, луж_

    Еще раз вспомним правило,договаривая предложения:

    Сочетания чу-щу только ….(с буквой у пишу)

    Чаща.дача и печать –нужно ….(с буквой а писать)

    XIII . Подведение итогов.

    Продолжи:

    Я учился…

    Я узнал …

    Я смогу…

    XI . Рефлексия.

    Нарисуйте свое настроение сейчас.