Подготовка к школе ч.16. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ь Мягкий знак задания для дошкольников

Цели урока:

  • Формировать стремление к познанию нового, совершенствовать все виды речевой деятельности детей (умение слушать, высказывать свое мнение, читать связные тексты с выделением главной мысли в них).
  • Развивать фонематический слух, память, внимание (познавательные процессы).
  • Формировать навыки чтения слов с Ь - показателем мягкости согласных звуков; добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука.

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
|Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

На какие две группы делятся все буквы? (гласные и согласные).

Что вы знаете о согласных звуках?

Почему одни из них произносятся твердо, а другие мягко?

Когда буквы Я, Е обозначают два звука?

Как вы думаете, почему об одних людях говорят, что у них мягкий характер, а про других, что у них твердый характер?

Какой характер у вас?

Про что еще можно сказать "мягкий" или "твердый", придумайте предложение.

III. Постановка темы и цели урока.

Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес -
Прохудился и исчез (дождевая туча)

- (На доске нарисована туча, капли в виде Ь) . Вот она, дождевая тучка, нахмурилась, расплакалась дождем.

Оторвалась капелька от тучки и полетела вниз. Закапал дождь на землю, умыл молодую весеннюю травку, пробудившиеся от зимнего сна деревья. Одна капелька прилетела к нам в класс и села ко мне на ладошку. Какая она маленькая, нежная. Я ее не выпущу и оставлю в классе, пусть она послушает, как мы умеем читать, рассказывать (модель капли прикрепляю на доску).

Ребята, капелька у меня одна, а вас много. Что же нам делать? Как быть? Возьмите листочки и нарисуйте капельку дождя, которую наша гостья подарила каждому (у каждого на парте листок, цветные карандаши, дети рисуют каплю) .

На какую букву похожи капельки воды? (на Ь знак) . Сегодня на уроке мы будем говорить о Ь знаке - показателе мягкости согласных звуков.

IV. Работа с новым материалом.

1. Звуковой анализ слов.

Назовите изображенные предметы (гусь, лоси, голуби, снегири, конь, медведи). Посмотрите, запомните порядок (игра "День-ночь"). Что изменилось? (провести 2-3 раза). На какие две группы разделим предметы? (птицы; звери). В каждой группе назовите лишний предмет (гусь, конь). Почему? (ед.число). Выберите, к какой схеме относится слово гусь. Слово соотносится со схемой.

Сколько в слове слогов? Как узнали? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

Из чего слово состоит? (из слияния твердого согласного с гласным и мягкого согласного за слиянием).

Составьте слово из букв разрезной азбуки (печатают в печатниках).

Как составить это слово, чтобы было ясно, что последний звук надо произносить мягко? (поставить знак, букву, которая указывает на мягкость согласного звука).

Вот для этого и служит буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

2. Знакомство с новой буквой.

Буква Р перевернулась -
Мягким знаком обернулась.
(В.Степанов)

Нарисуем мягкий знак
Нежно, капелькой, вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко зазвучит.
(А.Шибаев).

Найдите, где спряталась буква (на доске рисунки) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

3. Чтение с доски.

4. Чтение текстов с мягким знаком (с.138 "Русской азбуки").

Где паслись гуси? Что сделал Петя? Что ему сказали? Что значит "за себя постоять"?

Озаглавьте рассказ ("Не дразни гусей!").

Повторное чтение и разбор прочитанного (Задания: прочитать слова с мягким знаком; определить, мягкость каких звуков обозначена с его помощью; прочитать слова, в которых мягкость согласного обозначена по- иному).

Дети составляют рассказ о том, как надо заботиться о птицах.

5. Игра "Слово или не слово?".

Дети читают написанное на доске и объясняют слово или не слово они прочитали.

СОЛЬ РУЛ СЕМЬ ГУС НЫТЬ ТЕН
СТУЛЬ ПЫЛЬ ДЫМ ЛИСТ ШИТЬ ЛЕН

С объяснением "не слова" превращаются в слова.

6. Чтение на с.136

Как вы понимаете слово "ударили"?

Какое еще может быть значение этого слова? (ударили морозы)

7. Развитие внимания, интереса к родному языку.

Мягкий знак, мягкий знак -
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо ШЕСТЬ получим ШЕСТ,
Вместо ЕСТЬ получим ЕСТ.
Станут ПЕНКАМИ ПЕНЬКИ,
УГОЛКАМИ - УГОЛЬКИ,
БАНЬКА в БАНКУ превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

8. Выводы по уроку.

Я волшебник. Захочу -
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник - отгадай,
Выше руку поднимай!

V. Итоги урока (рефлексия).

Что нового узнали о согласных звуках? (согласная звучит мягко, если на письме после нее стоит мягкий знак).

Какую роль в слове играет мягкий знак?

Анна Иноземцева
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквами «Ь» и «Ъ» знак»

Цель : познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак . Объяснить значение букв в словах . Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Упражнять в звуковом анализе слов.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на доску и скажите, с какими буквами мы сегодня с вами познакомимся ?

Да ребята, сегодня мы с вами познакомимся с буквами , которые не обозначают звуков, и поупражняемся в нахождении этих букв в словах и тексте .

А теперь послушайте меня [а][т][т][л][л][ы] что я сейчас произнесла? (звуки)

Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим) .

А что тогда можно увидеть и написать? (буквы ) .

Сейчас я буду показывать буквы , а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв ) .

А теперь мы с вами проведём упражнение «Буква - звук » . Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву , а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква , затем меняемся.

Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита . Это буквы необычные . Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква ? (Буква – это значок , который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы , с которыми мы сегодня с вами познакомимся , тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.

Физминутка (встаём в круг)

Бедный мишка заболел

Мишка много мёду съел (идут по кругу)

Мишка плачет и кричит :

«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)

Мишка стонет, слёзы льёт

У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)

Непослушный, жадный мишка

Съел лесной малины лишко. (дети грозыт пальчиком)

(На доске Ь) Дети посмотрите на доску, какая это буква ? Это мягкий знак , он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова, которые на доске : ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак , то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим, какие слова получатся : ель, конь, банька.

Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова : семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.

Дождик льётся, вьюга вьётся.

Как им это удаётся?

Это знак старается ,

Мягким называется.

Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть - сеть) . Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске.

Вот уходит (день)

Наступает (тень)

Свет уходит… (прочь)

Наступает… (ночь)

Все зверята (спать)

Будет день (опять)

Будет всё… (звенеть)

Золотая… (сеть) .

(На доске Ъ) Дети какая это буква ? Это буква твёрдый знак , стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.

Прочитайте слова : съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, спать, спеть, играть, отъезд, объезд, подъём.

Мягкий знак и твёрдый знак

Разговаривали так :

Сколько я пирожных съел?

Мягкий знак ответил :

Ну вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита . Теперь когда будите встречать эти буквы в тексте , вы будите знать для чего они там стоят.

С какими буквами мы сегодня познакомились ?

Что указывает мягкий знак ?

Что мы узнали о твёрдом знаке ?

НОД по образовательной области « Познание»

Обучение грамоте.

Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Тема : Знакомство с буквой "Ь" и буквой "Ъ".

Интеграция: Коммуникация, Познание: математическое развитие, социализация.

Цель :

  1. Познакомить с буквой "Ь" как показатель мягкости и буквой "Ъ " как показатель твердости согласных букв.
  2. Обогащать словарный запас, закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом.
  3. Закрепить умение называть числа натурального ряда.
  4. Проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух.
  5. Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
  6. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.
  7. Развивать мышление, память, внимание;

Предварительная работа: Прочтение стихотворений о мягком и твердом знаках.

Раздаточный материал: большая азбука, касса букв, цветные карандаши, листочки с заданием, разноцветные магнитные буквы

ХОД ЗАНЯТИЯ.

В- Ребята, к нам пришло письмо от нашего Незнайки. Он узнал, что вы идете скоро в школу и прислал к вам один вопрос в своем письме. Давайте прочтем его.

"Привет мои друзья из группы "Любознайка" вот прочел недавно одну басню, и отправляю ее вам, прочтите.

Не чересчур ли ты добряк? -

Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак. -

Звуки ты смягчить стремишься.

Нет, в Алфавит ты не годишься!

Кто б говорил, но ты б уж помолчал, -

Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. -

Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора как букву Ять,

Тебя из Азбуки изъять...

Вот и вопрос у меня к вам – Может правда не нужны нам эти 2 буквы?"

В. Да не легкую задачу нам поставил Незнайка. Но мы сможем разобраться и найдем ответ. Кто ищет, тот всегда найдет.

Ребята, давайте вспомним на какие 2 основные группы делятся все буквы русского алфавита? (ответы детей)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Как мы их произносим? Чем они отличаются от согласных звуков? Сколько их? (ответы детей)

А согласных сколько? Почему они называются согласными? Каким цветом мы их обозначаем? (ответы детей)

А какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (ответы детей)

Послушайте стихотворение:

Мягкий знак, мягкий знак -

Без него нельзя никак!

Без него не написать

"Тридцать", "двадцать", "десять", "пять".

Станут "пенками" "пеньки",

"Уголками" - "угольки",

"Банька" в "банку" превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

В: О чем шла речь в стихотворении? (ответы детей)

Когда в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости?

Хотите знать, когда пишется мягкий знак? Тогда послушайте следующее стихотворение:

Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я

В корне я стою друзья.

Воробьи, семья, жильё -

Перед буквой Я, Ю, И, Е, Ё.

Соловьи, бельё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

А в этом стихотворении о какой букве шла речь? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

(Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными И, Я, Ю, Е, Ё).

Физкульт минутка.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придешь домой.

В: Молодцы, садитесь и послушайте ещё одно стихотворение.

Было - "сели", стало - "съели".

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? Этот знак!

Знак такой нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

В: Что за буква? Нужен ли нам разделительный твёрдый знак?

Буквы выстроились в ряд

Тридцать три их, но стоят

Знаки между "Щ", "Ы", "Э" -

Мягкий, твёрдый знаки те.

Мягкий знак он очень мягок,

Но приводит всё в порядок:

Он смягчает буквы нежно,

Разделяет их прилежно.

Если знак мы потеряем,

Слово сразу изменяем -

Поменяется вдруг смысл

И тогда, дружок, держись!

Надо написать нам «елЬ»,

А получим слово «ел».

Или пишем слово «лЬёт»,

А без знака вышел «лёт».

«ТенЬ» без знака будет «тен»,

«ДенЬ», конечно, станет «ден»…

Очень нужен мягкий знак!

Помни, друг мой, это так!

Что ж такое твёрдый знак?

Что он делает и как?

Твёрдый знак всем утверждает:

«Без меня «Е», «Я» страдают –

Ведь получится «обезд»,

Если знак мой кто-то сЪест,

И получатся «обятья»

Вместо крепкого «обЪятья».

Вот какой он, твёрдый знак!

Без него нельзя никак!

В: А сейчас, ребята, я раздам вам карточки с заданием. Ваша задача вписать пропущенную букву.

Давайте посмотрим - соль, день,роль, конь, лень, ноль, дождь
Во всех этих словах нужен мягкий знак?

Ребята, к нам в гости пришла буква «А», послушайте ее слова:

Друзья! Ваш разговор - никчемные слова,

Услышав этот спор решила я!

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте!

В: А как считаете вы? ЧТО мы ответим Незнайке на его вопрос? (ответы детей)


Цель занятия: изучаем мягкий знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ь, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ь по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Лось Львица и лев Гусь Медведь

Повтори: Л. Напиши: Л.
Повтори: Р. Напиши: Р.

Повтори: РЬ. Как же написать «РЬ»? Если мы напишем только букву Р - получится «р», а нам надо - «рь».
Чтобы написать «рь», нужно после буквы Р написать вот такую букву Ь. Эта буква называется мягкий знак.
Напиши эту букву после буквы Р. Буква мягкий знак показывает, что читать надо не «р», а «рь».

Прочитай, что у тебя написано:

  • Если мягкий знак написать после буквы Л - получится «ль» (Напишите «ль»). Напиши: ль.
  • Если мягкий знак написать после буквы М - получится «мь» (Напишите «мь»). Напиши: мь.

Напиши: зь; нь.

На какую букву похож мягкий знак?

Задание: печатная буква Ь для дошкольников

Рассмотри мягкий знак. Нашили букву Ь в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть.
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь).

Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша … (львица).

Сказка про букву Ь

Отец и мать

Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.
- Спеть?! Спеть?! - спрашивает он.
- Спеть! Спеть! - отвечает она.
- Свить?! Свить?! - Это он уже про гнездо.
- Свить! Свить!
Через некоторое время у них появились птенцы.
- Пять! Пять! - радостно поет отец.
- Точь-в-точь! Точь-в- точь!! - Это он о том, что птенцы на него похожи.
А дети уже пищат:
- Пить! Пить! Есть! Есть!
Принес отец червячка. Спрашивает у матери:
- Дать? Дать?
А дети хором:
- Дать!!. Дать!!. Дать!!.- и ну рвать червяка на части.
- Жуть,- говорит отец.
Выросли птенцы и полетели из гнезда.
- Вернуть? - спрашивает отец.
- Пусть, пусть…- тихо ответила мать.

Загадки для детей на букву Ь

Кто приходит.
Кто уходит -
Все ее за ручку водят.
(Дверь)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко.
(Лось)

Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
(Гусь)

Веселые стихи про букву Ь для детей

Буква Р перевернулась
- Мягким знаком обернулась.
(В. Степанов)

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой вот так:
Букву капелька смягчит
- Слово мягко прозвучит.
(А. Шибаев)

Белка хвостик изогнула,
У пенечка отдохнула.
Распушила хвост, да так -
Стал похож на мягкий знак!
(Е. Тарлапан)

Мягкий знак живет беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
(Л. Шибаев)

Все короче наша тень,
Это значит - скоро день.
Тень растет, уходит прочь,
Это значит - скоро ночь.
(В. Лунин)

Вьюга хлещет так и сяк,
Бьет в лицо крупой сыпучей,
Очень жесткой и колючей,
Несмотря на мягкий знак.
(Я. Аким)

Вьется недалечко
Реченька-река.
Маленькая речка,
Меньше ручейка:
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки
Окунуть чуть-чуть!

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Задания для ребенка 6-7 лет, направленные на экспресс подготовку к школе: изучение мягкого знака, виды линий и углов, развитие мышления и устный счет, развитие речи и внимания.


Обучение чтению. Знакомство с "Ь"

Цель : формирование навыка чтения, знакомство с новой буквой.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ь. Карточки со словами – ПЫЛ и ПЫЛЬ, МОЛ и МОЛЬ.

В русском языке есть знак, который обозначает мягкость согласного – мягкий знак. Мягкий знак не является звуком.

Педагог показывает карточку с мягким знаком.

- Мягкий знак – это особый знак. Мягкий знак - это просто сигнал ротику и язычку - сказать ЗВУК иначе.
- Ь почти всегда смягчает, как подушка.

Педагог показывает карточки со словами:

  • пыль - пыл,
  • мол - моль.
  • Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".

    - Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Ь).
    - Напишите Ь пальчиком в воздухе.
    - Дорисуйте узоры на букве Ь.
    - Обведите и допишите самостоятельно Ь.
    - На что похож Ь?

    Обучение чтению. Мягкий знак

    Цель : формирование знания образа буквы.

    Материал : рабочий лист. Пластилин.

    Давайте слепим мягкий знак из пластилина.

    А теперь послушайте стихотворение про мягкий знак:

    Прочитайте стихотворение самостоятельно. Выучите его дома наизусть.

    Обучение чтению. Слова с "Ь"

    Цель : формирование навыка чтения.

    Материал : рабочий лист.

    Прочитайте слова. Подчеркните Ь в словах.

    Диктант. Предложения

    Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

    Материал : рабочий лист.

    Напишите под диктовку предложение:

    В ПАРКЕ РОС ТОПОЛЬ.

    Поставьте в словах ударение.

    Что стоит в конце предложения? Обведите точку в кружочек.

    Математика. Работа со шнурками. Повторение всех видов линий и углов

    Цель : Закрепление понятий "замкнутая", "незамкнутая", "прямая", "кривая" линии. Повторение всех видов углов (прямой, острый, тупой). Повторение дней недели. Закрепление графических образов цифр.

    Материалы : каждому ребенку – бусинки, шнурок с узелком на одном конце. Три шнурка. Мяч.

    Педагог бросает мяч детям, задавая вопросы и давая задания:

    - Посчитай от 1 до 5-ти.
    - Посчитай от 4 до 8.
    - Посчитай от 7 до 3.
    - Назови соседей цифры 5.
    - Назови соседей цифры 8.
    - Какие бывают линии? (Прямые, кривые, замкнутые, незамкнутые).
    - Что такое отрезок? (Это кусочек линии, часть линии).
    - Какие бывают углы? (Острые, прямые, тупые).
    - Сколько дней в одной неделе? (Семь). Верно! Сейчас мы будем нанизывать бусинки на ниточку, словно дни на недельку, и проговаривать каждый день недели по порядку.

    Педагог раздает детям шнурки (с узлом на одном конце) и бусинки и предлагает, надевая бусинки на шнурок, повторять за ним дни недели по порядку:

    - Понедельник (дети хором повторяют "Понедельник", надевая на шнурок первую бусинку).
    - Вторник (надевают вторую бусину, хором повторяя второй день недели).
    - Среда... И т.д.
    - Молодцы! Самоделкин прислал каждому из вас по три шнурка и написал задания. Я буду читать, а вы – выполнять:

    1. Преврати первый шнурок в прямую линию (кладут на столах шнурок в виде прямой линии), второй шнурок превратите в кривую незамкнутую линию (кладут), а третий шнурок – в кривую замкнутую линию. (Кладут.) Взрослый проверяет, кто не справился – рисует ответы на доске, напоминая, что такое замкнутая и незамкнутая линии.

    2. Второе задание: преврати первый шнурок в острый угол, второй – в прямой угол, а третий – в тупой угол. (Дети выполняют. Затем взрослый рисует на доске – дети себя проверяют).

    3. Сложи первый шнурок в овал, второй – в треугольник, третий – в круг.

    4. Последнее задание: сложи первый шнурок в цифру "1", второй – в цифру "6", а третий – в цифру "3". На какую букву похожа цифра "3"?

    Развитие мышления. Игра "Что лишнее?"

    Цели : развитие логического мышления, систематизация представлений об окружающем мире, развитие умения группировать предметы по общему признаку.

    Материалы : Мяч.

    Дети встают в круг. Педагог бросает мяч каждому ребенку по очереди, называя 4 слова. Задача ребенка – назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

    Группы слов:

  • Облако, солнце, звезда, цветок. (Цветок, так как он не на небе).
  • Автобус, троллейбус, холодильник, автомобиль. (Холодильник – не транспорт).
  • Роза, тюльпан, берёза, фиалка.
  • Огурец, йогурт, морковь, помидор.
  • Кошка, собака, тигр, корова.
  • Туфли, носки, сапоги, ботинки.
  • Лыжи, санки, ролики, коньки.
  • Март, апрель, май, сентябрь.
  • Кузнечик, соловей, муха, паук.
  • Веревка, лента, змея, шнурок.
  • Круг, шар, треугольник, квадрат
  • Кукла, сковородка, кастрюля, половник и т.п.
  • Математика. Устный счет

    Цель : Счет в пределах 10-ти.

    Материалы : каждому ребенку -карточки с цифрами.

    Послушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, и поднимите карточку с числом, большим на два. (Педагог хлопает в ладоши 5 раз, дети должны поднять карточку с цифрой "7").

    Послушайте, сколько раз я топну ногой, и поднимите карточку с числом, меньшим на две единицы. (Педагог топает 7 раз, дети поднимают карточку с цифрой "5"). Можно попросить кого-то из ребят прокомментировать свой ответ, в случае необходимости помогая ему. Ребенок говорит: "Вы хлопнули в ладоши 7 раз, а число, которое меньше семи на две единицы, это пять").

    Молодцы! А теперь послушайте, сколько раз я стукну ручкой по столу, и поднимите число, большее на 1 единицу. (Стучит ручкой по столу 9 раз, дети поднимают число "10").

    Чтобы вам потруднее задать... Послушайте, сколько раз я позвоню в колокольчик, и покажите число, меньшее на три единицы. (Звонит в колокольчик 9 раз, дети показывают карточку с цифрой "6").

    Задания могут быть и более простыми: прослушать хлопки и показать цифру, равную их количеству или большую/меньшую на 1 единицу.

    Математика. Знакомство с понятием "Цилиндр"

    Цель : Счет в пределах 10. Знакомство с понятием "Цилиндр".

    Материалы каждому ребенку: Карточки с цифрами. На каждый стол: Резиновая репка или тяжёлый предмет, набор не заточенных карандашей. Для педагога: предметы цилиндрической формы: колбаса, карандаши, баночки, клей-карандаш и т.д.

    Педагог выставляет на столе предметы цилиндрической формы: стакан, колбасу, шляпу-цилиндр, банку цилиндрической формы, клеящий карандаш и т.д.

    - Ребята, что общего у всех этих предметов? (У всех этих предметов похожая форма).

    Если дети затрудняются ответить, можно задать наводящие вопросы:

    - Может, предметы сделаны из одинакового материала? Может, они одного цвета? Размера? Формы? Когда дети ответят на вопрос, взрослый резюмирует:
    - Такая форма называется цилиндр, а предметы такой формы - цилиндрическими. Слово "цилиндр" на древнегреческом языке означало валик, который можно катить по земле.

    Педагог раздает детям цилиндры и предлагает покатать их по столу или по полу. Дети убеждаются, что цилиндры катаются.

    - В старину, когда не было машин и подъёмных кранов, люди с помощью цилиндров передвигали тяжёлые предметы. Вот и дед с бабой, когда вытащили репку, поняли, что до дома они ее сами не донесут.
    - Нужны цилиндры! – сказал дед.
    - Где ж мы их найдём? – удивилась бабка.
    - Срубим несколько деревьев, возьмём их стволы – и получатся у нас цилиндры!

    Так они и сделали. Срубили несколько деревьев, очистили их от веток, и получились цилиндры. Представим себе, что карандаши – это очищенные стволы деревьев. (Дети получают набор не заточенных круглых карандашей ("стволы деревьев") и резиновые репки (или другие "тяжелые" предметы). Подумайте, как с помощью цилиндров можно переместить Репку или любой другой тяжелый груз с одного конца стола на другой?

    Дети высказывают свои предложения, взрослый помогает придти к мысли о том, что Репка ставится сверху карандашей, карандаши катятся, передвигая тяжелый предмет. Дети пробуют это сделать на практике.

    Математика. Примеры

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Вставьте пропущенные знаки, чтобы примеры стали верными.

    Развитие внимания Чашки

    Цель : развитие свойств внимания.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    Найдите все чашки на рисунке.

    Сколько чашек вы нашли?

    Развитие речи. Сочинение вариантов концовки сказки

    Цель : развитие мышления, речи, фантазии.

    Материалы : нет.

    Педагог просит кого-то из детей рассказать сказку "Курочка Ряба".

    - Ребята, жалко ли вам, что мышка разбила золотое яичко и огорчила бабу и деда? (Да).
    - А может быть, могло быть по-другому? Яичко могло ведь и не разбиться, как вы думаете? (Могло). Давайте придумаем у этой сказки другой конец - где яичко не разбилось. Как такое могло случиться?
    (Варианты ответов.) Педагог побуждает детей фантазировать наводящими вопросами. Если дети молчат, взрослый сам начинает фантазировать вслух, подключая ребят к обсуждению:

    Варианты продолжения сказки:

    1. "... мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, но не разбилось, потому что у него была прочная скорлупа и оно упало на солому. Дед и баба поняли, что это яичко не бьется, пошли к курочке и сказали: возьми, курочка, своё яичко обратно – ничего мы с ним сделать не можем". Курочка взяла свое золотое яичко и вывела из него цыпленка – не простого, а золотого! Цыпленок рос не по дням, а по часам, и вскоре стал золотым петушком, который мог исполнять желания..."

    2. – А как еще могла закончиться эта сказка? "... Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось... Тогда курочка снесла им другое золотое яичко. Взяли его старики, разбили, бабка замесила тесто и испекла Колобка. А золотые скорлупки они продали и купили бабке шубу, а деду шапку на зиму". И т.д.

    Затем – подведение итогов:

    - Ребята, какая концовка вам понравилась больше всего – та, которая была или одна из тех, что мы придумали? Почему?

    Развитие мышления. Что лишнее?

    Цель : развитие умственных действий анализа-синтеза, обобщения

    1. Волк, лиса, медведь, кролик.

    2. Рысь, кабан, заяц, лось.

    3. Пантера, барс, тигр, медведь.

    4. Лев, буйвол, жираф, осел.

    5. Волк, ежик, орел, лиса.

    Подготовка руки к письму. Копирование по клеточкам. Собака

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Скопируйте собаку по клеточкам.

    Рисование красками. Медведь

    Цель : развитие графических функций. Развитие творческого мышления, воображения, развитие основ моделирования, закрепление представлений о геометрических фигурах (круге, овале, полукруге). Развитие умения работать с красками в технике "примакивание".

    Материалы : лист бумаги, коричневая гуашевая краска, кисточка, стакан с водой, салфетка, карандаш, готовый образец.

    - Давайте нарисуем медведя, используя в рисовании только круги, овалы и полукруги.
    - Что надо нарисовать у медведя? (Голову, туловище, лапы). Верно, а сколько лап у медведя? (Четыре лапы).
    - Спасибо. Итак, я рисовать на доске, а вы рисуйте на листочке.
    - Сначала надо нарисовать большой вертикальный овал. Получилось туловище мишки.
    - Потом надо подрисовать сверху круг. Круг - его голова.
    - Потом нарисуем 4 овала, которые будут лапами медведя.
    - Теперь займёмся головой. Сверху круга нарисуем два полукруга – получились... (Уши!)
    - Внутри круга нарисуем горизонтальный овал – мордочку мишки. Над овалом – три кружка: нос и глаза мишки. А в самом овале нарисуем полукруг – получился рот косолапого.

    Затем дорисуем когти на лапах и возьмем коричневую краску.

    - Чтобы изобразить шерсть медведя, надо класть краску тычками.
    - Рисунок мишки готов!

    Педагог задает домашнее задание детям.