Диктант как средство формирования орфографических навыков учащихся. Методика проведения диктантов разных видов Запись под диктовку отдельного предложения

Учитель читает текст 3 раза:

1)весь текст - для общего восприятия;

2)каждое предложение с паузами - для записи;

·Послушайте первое предложение.

·Повторите его.

·Диктуйте себе по слогам.

3) весь текст - для проверки.

Выбор вида диктанта обусловлен этапом работы над формированием орфографического навыка и целью урока. 3. Ф. Ульченко предложена следующая система использования различных видов диктантов:

Этап работы над орфограммой Рекомендуемый вид диктанта
Опознавание орфограммы на уровне знакомства с нею Выборочный диктант
Устное объяснение орфо­граммы до записи текста Предупредительный диктант
Объяснение орфограммы в процессе письма Комментированный диктант
Объяснение орфограммы после записи текста Объяснительный диктант
Включение орфограммы в новые связи Выборочно-объясни­тельный диктант
Возвращение на более высоком уровне к этапу осознания орфограммы Диктант «Проверяю себя»
Объединение усвоенных частных действий в одну сложную деятельность в условиях полной самостоя­тельности учащихся Контрольный диктант

2.2.1. Слуховой диктант - орфографическое упражне­ние, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложе­ний, текста.

2.2.2. Предупредительный диктант - вид слухового диктанта. Цель - предупреждение ошибок путём объ­яснения орфограмм до записи текста, слова. Приме­няется на первичных этапах изучения темы. По мере освоения способа проверки и усвоения материала за­меняется объяснительным диктантом. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ - учащиеся объ­ясняют, как напишут слово и почему.

2.2.3. «Безошибочный» диктант - разновидность пре­дупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача - полностью разобраться в орфографической стороне текста и написать диктант без ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель.

2.2.4 Предупредительно-контрольный диктант -разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течение 8-10 минут повторяются те пра­вила правописания, которые отражены в его тексте. В качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально отобранные учителем.

2.2.5 Подготовленный диктант - разновидность пре­дупредительного диктанта с элементами объяснитель­ного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется.

2.2.6 Объяснительный диктант - вид слухового дик­танта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, по­сле записи - контролируют правильность выполнения работы.

2.2.7. Объяснительный диктант с предварительной подготовкой. До записи текста учитель выделяет время на повторение изученных правил правописания и спо­собов проверки необходимых орфограмм. После орфо­графической подготовки и своеобразной «настройки» учащихся на определённый вид орфограмм проводится диктант. После записи учащиеся доказывают правиль­ность написания слов с изученными орфограммами, исправляют допущенные ошибки.

2.2.8. Диктант «Проверяю себя» (введён А. И. Кобызе-вым) - вид слухового диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля. Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, осмыслению орфограмм на до­статочно высоком уровне, вырабатывает навыки само­проверки. Во время записи текста ученику разрешается спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограм­ма, пользоваться словарём, справочниками и пр. Вы­звавшую сомнение орфограмму ученик подчёркивает (это важно использовать учителю для анализа). Если делается исправление подчёркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго, так как ученик не увидел орфографически опасных мест.

2.2.9. Письмо с пропуском букв (диктант с пропущен­ными орфограммами) - разновидность диктанта «Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ста­вится прочерк- по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит следующим образом: Вл_су слышна звонк_я трель с_л_вья. После записи осущест­вляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой приём предупре­ждает появление ошибок и большого количества исправ­лений, является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости. Учащиеся должны уяснить: если не знаешь, как проверить, лучше пропу­стить букву, но писать наугад нельзя!

2.2.10. Комментированный диктант (комментированное письмо, грамматико-орфографическое коммен­тирование) - вид орфографического упражнения – вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста.

Один учащийся в процессе и в темпе письма вслух комментирует все орфограммы, указывает их типы, называет правило проверки, кратко называет шаги алгоритма орфографического действия, подбирает проверочные слова, делает вывод. При этом форма объяснения написания должна быть краткой, иначе теряется связь между словами. Например: «Пишу зелёный с безударной гласной е. Проверочное слово - зелень» или «Зелёный. Проверяю безударную гласную - ставлю под ударение - зелень. Пишу зелёный с буквой е». Обязательное условие - к комментированию поочерёдно привлекаются все учащиеся класса, не только сильные. При систематическом применении вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированный диктант обеспечивает овладение учащимися алгоритмом действия, направлен на отработку приёмов применения правила в процессе письма.

2.2.11. Комбинированный диктант - вид слухового диктанта, обладающий признаками предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов. Используется преимущественно на уроках обобщения, а также в работе с отстающими. Вначале проводится предварительное объяснение орфограмм (2-3 предложения), в последующих предложениях орфограммы объясняются одновременно с письмом или после записи предложения, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта.

2.2.12. Выборочный диктант - вид слухового или зрительного диктанта. Предполагает запись не всего текста, а лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы (пунктограммы, грамматические формы) на изучаемое правило. Может сопровождаться дополнительным заданием. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, внимание, умение обнаруживать изучаемые языковые явления, приучает школьников к анализу текста до его записи.

2.2.13. Выборочно-распределительный диктант - разновидность выборочного диктанта. Предполагает выбор из текста и запись слов с определёнными орфограммами и одновременной их группировкой по каким-либо признакам, например слова с проверяемыми безударными гласными выписываются в левый столбик, с непроверяемыми - в правый.

2.2.14. Морфемный диктант - разновидность выборочного диктанта. Учитель диктует слова, словосочетания или предложения, ученики записывают только указанные учителем значимые части того или иного слова с нужной орфограммой. Данный вид диктанта способствует запоминанию графического облика морфем, развивает орфографическую зоркость, совмещает грамматический и орфографический анализы слов.

2.2.15. Творческий диктант - по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определённые слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе изучения имени прилагательного учитель предлагает дополнить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными; при изучении множественного числа имени существительного - заменить форму единственного числа на множественное и др. Вырабатывается навык применения орфографического правила в условиях, когда необходимо думать о содержании предложения и его грамматическом оформлении.

2.2.16. Свободный диктант - в процессе записи текста учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить структуру предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4 предложения); каждая часть записывается после повторного её прочтения. Учащиеся записывают каждую часть текста по памяти, как запомнили. Тренируется память. Дополнительная цель - развитие речи учащихся. В методике рассматривается как вид работы, подготавливающий учащихся к написанию изложений.

2.2.17. Зрительный диктант - вид орфографического упражнения, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка.

Зрительные диктанты по методике профессора И. Т. Федоренко - система специально подобранных наборов предложений, обеспечивающая развитие оперативной памяти. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Каждое последующее предложение постепенно, по одной-две букве, наращивается по длине. Первое предложение набора № 1 состоит из двух слов и содержит всего 8 букв, последнее предложение набора № 18 состоит из 10 слов и содержит 46 букв. Если предложения не соответствуют содержанию урока, их можно заменить равноценными с тем же количеством букв.

Время работы со всеми наборами занимает 2-3 месяца. Для записи шести предложений на уроке уходит от 5 до 8 минут. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно (тренировку оперативной памяти можно осуществлять на уроках как русского, так и белорусского языка, подбирая предложения на русском и белорусском языках соответственно). Письмо через день эффективного результата не даёт!

Методика проведения

1.На доске учитель заранее записывает 6 предложений одного набора и закрывает листом бумаги (можно заготовить каждое предложение на отдельной полоске бумаги, напечатав его крупным шрифтом, или для демонстрации предложений использовать мультимедийные средства обучения).

2.Открывается первое предложение (лист бумаги сдвигают вниз). Учащиеся в течение определённого времени (от 4 до 8 секунд в зависимости от набора предложений) читают предложение «про себя» и стараются
его запомнить.

3.По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях по памяти.

Если ученик не успел запомнить предложение, ему разрешается посмотреть у соседа. Если многие ученики класса не успевают запомнить предложение и обращаются к соседям по парте, работу с данным набором предложений повторяют на следующий день. И так до тех пор, пока практически все ученики смогут записать предложения по памяти самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору.

4. Открывается второе предложение. Учащиеся читают, стараются запомнить. Предложение стирается, ученики записывают его по памяти.

5-8. Чтение, запоминание и запись по памяти следующих предложений набора (работа организуется аналогичным образом).

2.2.18. Письмо по памяти или самодиктант - самостоятельная запись выученного наизусть текста, который воспринимается учащимися зрительно или на слух. По окончании работы текст открывается для осуществления самопроверки.

2.2.19. Разученный диктант (подготовленный диктант) - разновидность письма по памяти, можно практиковать в IV классе. Предварительная подготовка к написанию текста осуществляется учениками самостоятельно, возможно - дома. Текст заучивается наизусть. На следующий день в классе ученики пишут заученный текст по памяти или под диктовку учителя.

2.2.20. Картинный диктант (беззвучный диктант) - учитель молча демонстрирует предметную картинку, учащиеся записывают название изображённого предмета.

2.2. 21. Предметный диктант (беззвучный диктант) - учитель молча демонстрирует предмет, учащиеся записывают название предмета.

2.2. 22. Диктант-игра «Кто больше запомнит?» (введён Л. П. Федоренко) - разновидность слухового или зрительного диктанта с установкой на точное воспроизведение по памяти услышанных или зрительно воспринятых слов, направлен на тренировку памяти.

Методика проведения

1.Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует её на доске или экране в течение 9-15 секунд (примерно по 3-5 секунд на одно слово) и больше не повторяет.

2.Учащиеся записывают то, что запомнили.

3.Учитель читает или демонстрирует новую цепочку из 3 слов и делает паузу, достаточную для того, чтобы учащиеся успели записать по памяти слова.

4.Самопроверка или взаимопроверка. Учащиеся подсчитывают друг у друга или каждый у себя количество слов. За каждое правильно записанное слово начисляется по одному очку. За пропущенное или заменённое слово и за каждую орфографическую ошибку - по штрафному очку.

5.Учитель на доске или экране демонстрирует правильно записанные слова. Учащиеся проверяют точность своих подсчётов. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков.

6. Тетрадь кандидата в победители проверяет учитель.

Количество слов для диктанта:

IIкласс - 4-6-8 слов (цепочки из 2 слов); 6-9 слов (цепочки из 3 слов);

IIIкласс - 8-10 слов (цепочки из 2 слов); 9-12 слов (цепочки из 3 слов);

4 класс- 10-12-14слов (цепочки из 2 слов); 12-15 слов (цепочки из 3 слов).

Самыми лёгкими для запоминания являются цепочки слов, принадлежащих к одной части речи и одной тематической группе, например: капуста, картофель, помидоры. Трудными, но наиболее эффективными для тренировки памяти (развивать память можно только нагружая её) оказываются цепочки слов, относящиеся к разным частям речи и тематическим группам, например: кровать, решать, горячий.

Диктант «Будь точным» (введён Л. П. Федоренко) - разновидность диктанта «Кто больше запомнит?», но для записи предлагаются не отдельные слова, а предложения. Название диктанта указывает, что применительно к предложению важно точное его воспроизведение, а не количество записанных слов. Учитель читает каждое предложение только один раз. Учащиеся записывают так, как запомнили. Первое предложение не повторяется! Дальше учитель читает один раз второе предложение и т.д.

2.2.23. Контрольный, или проверочный, диктант - вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать без ошибок. Цель - выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умением применять их на практике.

Текст контрольного диктанта должен включать основные орфограммы и пунктограммы, изученные на момент проверки. По возможности орфограммы должны быть равномерно распределены в разных частях текста. Объясняется это тем, что наибольшее количество ошибок, исправлений, пропусков букв, слогов и даже целых слов допускается учащимися в начале и в конце текста: в начале текста при прочих равных условиях учащиеся ещё не успели сосредоточиться, втянуться в работу, в конце диктанта - на фоне общей утомляемости ослабевает внимание. Количество слов с неизученными орфограммами не должно превышать трёх. Если текст содержит более трёх таких слов, он для диктанта не используется.

Контрольный диктант может сопровождаться дополнительными грамматическими заданиями, содержание которых должно соответствовать учебной программе. Количество заданий не должно превышать трех.Для каждого варианта подбираются однотипные грамматические задания.


Похожая информация.


Как особый вид контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся используют разные виды диктантов. Диктант - это одно из наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических аналитико-синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, то есть воспринятого на слух текста или отдельных его элементов, а также зрительно воспринятого и, в отличие от списывания, фиксируемого по памяти. Различают зрительные, слуховые, свободные, «Проверяю себя», мини - и макси - диктанты... По используемому материалу - текстовые, состоящие из отдельных предложений, и лексические (словарные) диктанты.

Зрительный диктант

Вид орфографических упражнений; развивает орфографическую зоркость, зрительную память и внимание, используется для лучшего закрепления знаний на повторительно-обобщающем уроке. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается, а школьники пишут по памяти, затем проводится проверка. В таком варианте он проводится в младших классах, в старших - проводится как самодиктант: учащийся прочитывает текст по книге, анализирует его, затем закрывает книгу и пишет* по памяти, используя свои знания и умения по грамматике и орфографии. Потом - самопроверка по книге.

Творческий диктант

Проводится с целью повторения и обобщения написания тех или иных орфограмм.

Замените выделенные слова синонимами с приставками на з-1с-.

Грачи давно ходили (расхаживали) по двору и начали вить гнезда в березовой роще. Скворцы тоже переселялись (располагались) поближе к человеческому жилью. Отец сообщал (рассказывал), что видел стаю лебедей. Они летели на большой высоте, и отец едва мог их увидеть (разглядеть). Река Тверца вышла из берегов (разлилась) и затопила луга.

Мини- и макси - диктанты

Кончается учебный год, и наступает пора проверить, какие орфографические и пунктуационные умения и навыки приобрели школьники пятых - седьмых классов.

Словарный диктант (5 кл.)

Присягать, воплощать, директор, до свидания, стрижка, ходьба, поверхностный, частный, чувство, счастливый, объяснение, осенью, в страхе, без помощи, кирпич, ложь, опасность, почта, занавеска, подставить, распорядиться, развесить, отложить, предлагается, отрасли, нарастает, прищелкивает, четный, птицы, реставрация, В. Белов «Скворцы», о юбилее, об армии, бородачом, выигрышем, сказочным озером, тощ, могуч, не просишь, неволишь, бреешь, беречься, дерется, клеваться, заклеят, задержите.

С помощью мини- и макси - диктантов можно проверять не только пунктуационную, но и орфографическую грамотность.

И еще один диктант - это неадаптированный связный текст, в котором есть незапланированное сочетание орфограмм и знаков препинания.

Правописание о -- е после шипящих и ц.

Щеголь с щеголихой выступают лихо.

У нее -- платье желтое из шелка.

У него - лихая челка.

У нее в руках кошелка, где крыжовник, шоколад.

У него -- тяжелый жернов, он тащить его не рад.

Пчелка желтая летает, за решеткой псы сидят.

Шепот, шорох провожают эту пару щеголят.

Диктант «Проверяю себя»

Вид обобщающего диктанта, отличающийся высоким уровнем самоконтроля учащихся; разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарем, справочником и прочим. Вопросы и другие способы самопроверки поощряются (если вопросы задаются не ради показной активности), исправления тоже. Диктант «Проверяю себя» способствует выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту. Вызывает у учащихся интерес.

Словарный диктант с обобщением

Обобщение нацеливает детей на осознание общих закономерностей, лежащих в основе ряда написаний, общих признаков, характерных для какой-то группы орфограмм.

  • 1. В процессе написания словарного диктанта составляется таблица, на основании которой и дается последующее обобщение. Например, детям предлагается записывать слова в три столбика:
    • а) гласные, проверяемые ударением;
    • б) написание гласных проверяется правилом;
    • в) непроверяемые гласные.

Наращение, морковь, весна, бинокль, подросли, прилагательное, приложение, молодой, портфель, картофель, пилить, больной, росток.

После проверки и объяснения написанных в каждом столбике слов учащиеся формулируют общее правило правописания безударных гласных в корне слова.

  • 2. После написания словарного диктанта: пол-окна, по-русски, кое-как, что-нибудь, некоторый, еле-еле, по-видимому, спортивно-авиационный, орлиный -- учащимся предлагается назвать слова, которые мешают объединить все слова словарного диктанта в одну группу по общему признаку. Затем дети должны назвать этот общий признак и сформировать общее (сводное) правило о правописании дефиса, иллюстрируя его примерами из словарного диктанта.
  • 3. После написания диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким-то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, их местоположению.

Предупредительный диктант с использованием алгоритмов

Вначале на уроках с помощью алгоритмов ведется работа по изучению и закреплению материала. Усваивая логическую структуру новых правил, учащиеся под руководством учителя составляют алгоритм, занимаются «комментированным» письмом с подробными устными объяснениями по алгоритму, коллективно выполняют упражнения по учебнику, ориентируясь на «предписания». И лишь после этого переходят к написанию предупредительного диктанта с использованием алгоритмов. Работа организуется следующим образом. Учитель в замедленном темпе читает словосочетания, предложения или связный текст. Учащиеся в необходимых случаях контролируют свое письмо по алгоритму, записывая в скобках номер операции алгоритма.

Возьмем для примера алгоритм, связанный с изучением в шестом классе правил правописания безударных личных окончаний глаголов.

Алгоритм:

Глаголы I и II спряжения

  • 1. Найти глагол с безударным личным окончанием
  • 2. Настоящее (будущее) ли это время?
  • 3. Поставь глагол в неопределенной форме.
  • (Что делать? Что сделать?)

  • 4. Оканчивается ли он на - ить?
  • 5. Входит ли в исключения?

I спряжение (-е, -ут, -ют) II спряжение (-и, -am, -ят)

Таблица с алгоритмами вывешивается на доске, или учащиеся открывают свои альбомы наглядных пособий, где заранее записывается нужный алгоритм.

Диктуются, например, такие предложения:

  • 1. Ты много трудишься над сочинением.
  • 2. Девочка смотрит вдаль.
  • 3. Мальчики колют дрова.

Запись ведется выборочно. Например: трудишься (4), смотреть (5а), колют (56).

Наблюдения показывают, что в подобных предупредительных диктантах орфографических ошибок на только что изученные правила обычно не бывает.

Предупредительный диктант с использованием таблиц

Применение таблиц на уроках русского языка, как известно, помогает сделать более конкретным изучаемый языковой материал и одновременно с этим перейти на более высокие ступени абстракции.

Сказанное в первую очередь относится к таблицам обобщающего характера, позволяющим в яркой и вместе с тем лаконичной форме донести до учащихся суть изучаемых правил. Подобные таблицы лучше всего принять в тот момент, когда на уроках закрепления и обобщения знаний начинается этап сокращения («свертывания») операций алгоритма.

Вот какую, например, таблицу при написании предупредительного диктанта можно использовать на уроке в связи с упомянутым выше алгоритмом.

Безударные личные окончания глаголов проверяй с помощью правила

II спряжение I спряжение

Am, -ят -ym, -ют

  • а) Все глаголы на -итъ: вается. ___________________________________________________________________________________________Все остальные глаголы
  • (кроме стелить, брить)
  • б) 7 глаголов на -еть:

смотреть, видеть,

ненавидеть, обидеть,

терпеть, вертеть, зависеть

в) 4 глагола на --ать:

слышать, дышать,

держать, гнать

В левой половине таблицы указываются дифференцирующие признаки II спряжения, в правой - признаки I спряжения.

Поиск нужного окончания в процессе написания предупредительного диктанта начинается с левой половины таблицы, то есть с попытки обнаружить у анализируемого глагола признаки II спряжения. В случае отрицательного ответа «поиск» переводится на правую половину таблицы.

Так в процессе работы с наглядным пособием постепенно вырабатываются обобщенные ассоциации, на основе которых формируется прочный навык правописания безударных личных окончаний глагола.

Предупредительные диктанты с использованием справочных таблиц удобнее всего проводить в тех случаях, когда у школьников имеются индивидуальные альбомы наглядных пособий, изготовляемые в ходе изучения программного материала. В соответствии с дидактическими задачами предупредительному диктанту с использованием наглядных пособий может быть придан характер фронтальных занятий всего класса или сугубо индивидуальной работы учащихся.

Диктант как средство развития

орфографической зоркости

учащихся 3 классов.

Калинкина У.А.

г. Москва

2013

полезности этого правила для решения задачи – проблемная ситуация.

Нужно постараться вывести правило в ходе общего рассуждения, а не вводить правило в готовом виде.

Сама формулировка правила должна появляться как результат проведённого обобщения. Если можно, то перед обобщением давать схему, модель. Чтение по учебнику правила может выполнять требование проверки, контроля.

Завершаться работа должна ответом на вопрос: как надо действовать, чтобы правильно написать.

Четвёртое умение – умение контролировать. Необходимо осуществить самоконтроль, проверку написанного.

Для формирования комплекса этих орфографических умений используются различные упражнения. Одним из них являются диктанты. Например, объяснительный и предупредительный. В объяснительном диктанте –объяснение после записи. В момент письма можно ставить «дырки», либо отмечать сомнения «?» над написанной буквой. Писать диктант, отмечая все орфограммы. Предупредительный диктант – объяснение до записи.

Самым эффективным из диктантов является диктант «Проверяю себя», он может выполнять как контролирующую, так и обучающую функции.

Организация работы по обучению диктанту

«Проверяю себя».

После повторения понятия «орфограмма» и разведения понятий «орфограмма» и «правило», началась целенаправленная работа по обучению диктанту «Проверяю себя».

При обучении были использованы следующие упражнения:

  1. Запишите предложения, пропуская все орфограммы (Один ученик записывает на доске, остальные в тетради).

Ч. дес. н, . каз. ч. н ру.. к. й ле. з. мой.

Затем следующий ученик вставляет пропущенные буквы (если пропущенная орфограмма не изучена, то букву помогает вставить учитель).

  1. Сосчитайте, сколько орфограмм вам встретиться в предложении

Н. ступил перв. й зимн. й ден. . (4 орфограммы).

3) Упражнения, развивающие «орфографическую зоркость» и готовящие ребят к диктанту есть и в учебнике.

__________________________________________________

При выполнении упражнений необходимо знать правила проверки безударного гласного в корне и уметь применять данное правило на практике.

Методика проведения диктанта строится на основе упражнений подобного характера.

  1. Диктую предложение.

Наступил первый зимний день.

  1. Запишите предложение, пропуская все орфограммы.

Н. ступил перв. й зимн. й ден. .

3) Сколько орфограмм пропустили? (4).

4) Как записали слово наступил?

Наступил, записали слитно, т.к. на – это приставка, приставка является частью слова. После н буква а , т.к. приставка на .

Хорошо!

5) Проверьте запись слова первый, после буквы в буква ы , это окончание прилагательного. О написании окончаний разных частей речи мы поговорим в дальнейшем. В слове зимний после буквы н вставьте и – это тоже окончание прилагательного.

6) Как записали слово день?

На конце слова ь – показатель мягкости согласного.

Правильно!

Затем идет запись второго предложения. Перед тем, как диктовать, еще раз напоминаю детям о том, что необходимо пропускать все орфограммы.

Мы п. шли на л. сны. . зер. .

После записи предложения опять разбираем каждое слово с точки зрения орфограмм и изученных правил. На месте пропусков вставляем нужную букву зеленой ручкой.

Эта работа проходит над каждым предложением диктанта. Она помогает детям «видеть» орфограммы в тексте, учит разграничению – «знаю» - «не знаю».

Диктант «Проверяю себя» помогает детям развивать творческое воображение и вместе с тем формирует у них орфографические умения.

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость - это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой - в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного: объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание. Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения. Кроме того, упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта "Проверяю себя”. Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

Упражнения:

  • ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе,
  • постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома - что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец),
  • использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р,
  • на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля,
  • приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?),
  • при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать),
  • подбор слов к звуковым моделям,
  • использовать задания ловушки (сколько звуков в слове "два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове "вата” мягкие?)
  • Игровые приёмы: "Найди одинаковый звук”, "Определи место звука в слове”, "Найди предметы с заданным звуком”, "Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху.
  • ""Найди опасное место""
  • Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ""опасное место"".
  • ""Светофор""
  • Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ""опасное место"".
  • " Зажги маячок”

Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются "опасные места”
Знаете, какой самый распространенный вид упражнения по русскому языку? Конечно, "Вставьте пропущенную букву ”. На мой взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, "зоркость” кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и "подсказано”. При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть орфографическая зоркость.

Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в "чистом” тексте.
Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:

  • развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
  • самостоятельно проверить результат работы;
  • видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;
  • если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность "подглядеть” их. На короткое время приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно движущихся детей. Для детей, болезненно реагирующих на указывание им их ошибки.

Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Для работы по формированию орфографической зоркости на втором этапе тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу разных орфограмм. В этом случае к одной карточке-тексту прилагается две - три проверочных карточки.

Орфографическое чтение
Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Автором разработана система тренировки орфографической зоркости. Если ежедневно на каждом уроке (математике, русском языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

Комментированное письмо с указанием орфограмм
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

Письмо с проговариванием
Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

Зрительный диктант
Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого - предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ""сфотографировать"" отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

Диктант "Проверяю себя”
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ""Проверяю себя"". Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм. Первое и главное достоинство диктанта ""Проверяю себя"" состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

Специально организованное списывание
Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех. В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании.

Памятка

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
  4. Прочитай предложение так, как оно написано.
  5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
  6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
  7. Проверь написанное:
    • читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
    • подчеркни орфограммы в написанном;
    • сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Какографические упражнения
В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

Работа над ошибками
Начиная с 1 (2) класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого ставлю на полях палочку (у более слабых учеников - номер орфограммы), а в конце работы - вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ""Памяткой"" (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки). После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка. Каждый раз, работая с ""Памяткой"", ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.

Диктант с постукиванием
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант
Провожу на уроках выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов. Особое место в ряду диктантов занимают самодиктанты, взаимодиктанты и графические диктанты.

Самодиктант - это вид диктанта, при котором:

  1. Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;
  2. Проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 - 5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем - самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.

Взаимодиктант проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:

  1. В парах с взаимопроверкой при использовании образца;
  2. Одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.

Обострению орфографической зоркости способствует прием ""Секрет письма зеленой пастой"", с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ""зажигается"" в тетрадях учеников.

Возможные и психологические причины неразвитости орфографической зоркости: у обучающихся низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти. Снижение данных причин - кропотливый ежедневный труд учителя, ученика, родителей, психолога, и при этом не всегда приводящий к желаемому успеху. Работа над развитием орфографической зоркости позволяет мне добиваться высокого качества обучения.

МОУ Удельнинская гимназия
Воеводина Г.А., учитель начальных классов, высшая категория

ВИДЫ ДИКТАНТОВ

Лекция по методике преподавания русского языка.

Н.М. Ротанова

В Словаре русского языка значение слова «диктант» определяется так: диктант – письменная работа для упражнения в правописании, состоящая в записывании диктуемого текста. Следовательно, главное в диктанте – это запись слова со слуха, запись, которая рассчитана на выработку умения найти орфограмму (пунктограмму) и правильно записать её. Сущность такого упражнения очень верно определила Л.П. Федоренко: «Диктант является упражнением, которое строится на сравнении произношения с написанием».

Современная методика предлагает новые виды диктантов, и определение самого понятия тоже несколько изменилось (усложнилось):

диктант – практический метод обучения, метод формирования учебно- языковых, правописных и речевых умений; это упражнение, состоящее в воспроизведении услышанного (в записывании диктуемого) текста или его элементов, а также зрительно воспринятого и, в отличие от списывания, фиксируемого по памяти (т.е. во время записи графический облик воспринятого воспроизводится мысленно).

Все виды диктантов можно разделить на группы по определенным основаниям:

1. По структуре текстов , используемых для диктовки, диктанты бывают словарные, из отдельных предложений или словосочетаний, текстовые (связные тексты).



3. По основной цели диктанты могут быть контрольными или обучающими: если до записи, в процессе записывания или после записи под диктовку производится анализ языкового материала, то диктант является обучающим, соответственно: предупредительным, комментированным, объяснительным. При самостоятельной работе учащихся, без помощи учителя (каких-либо справочных материалов) диктант является контрольным.

4. По восприятию текста диктант может быть слуховым, зрительным, зрительно-слуховым, самодиктантом (письмо по памяти).

5. По характеру деятельности ученика – диктант без изменения текста и диктант с изменением текста (т.е. диктуемое не совпадает в результате выполнения задания с записью в тетради ученика).

6. По методике проведения все используемые на уроках русского языка диктанты различны, хотя названные характеристики применимы к каждому виду. Например, сигнальный диктант – это диктант словарный, по содержанию чаще всего орфографический, обучающий (объяснительный), зрительный, с изменением текста.

Терминология (названия) диктантов, отличающихся по методике проведения, не вполне корректна, однако именно так их называют в школьной практике преподавания, поэтому мы используем те же названия для разных видов диктантов.

Методика проведения диктантов разных видов

Контрольный диктант . Контрольным диктантом традиционно называют слуховой пунктуационно-орфографический диктант без изменения текста, занимающий весь урок. Проведение такого диктанта имеет смысл только в том случае, если ему предшествовало выполнение целой серии тренировочных упражнений на те же правила и если учащиеся могут считаться уже достаточно подготовленными. Контрольный диктант не имеет целью уличить детей в неграмотности, проверяем усвоение того, чему учили·.

Текст для диктанта подбирает сам учитель. Содержание текста должно быть понятным детям, по характеру орфограмм и пунктограмм диктант должен соответствовать программе и разделам, пройденным к моменту его проведения. Текст диктанта должен включать не только орфограммы на последние изученные правила, но и слова, затруднившие учащихся в предыдущих письменных работах (т.е. слова, которые дети неверно написали в предыдущих диктантах или письменных домашних работах).

Замечено, что к концу диктанта дети допускают большее количество ошибок, описок, помарок. Это объясняется утомлением учащихся, ослаблением внимания к концу напряженной работы. Замечено также, что в начале диктанта при прочих равных условиях может быть несколько больше ошибок, чем в середине его, это нужно отнести за счет того, что учащиеся еще не успели сосредоточиться, втянуться в работу. Поэтому наибольшее количество орфограмм (тем более трудных) должно быть в средней части текста. Готовые тексты диктантов (в специальных сборниках, методических пособиях для учителя), как правило, не учитывают этой проблемы и тем более не могут учесть подготовку конкретного класса. В такой ситуации учителю целесообразнее составить текст диктанта самому, включив в него необходимые для конкретного класса трудные слова и распределив орфограммы и пунктограммы с учетом психологии восприятия и воспроизведения текста·.

В начале урока учитель медленно и выразительно прочитывает весь текст диктанта. Ученики обязаны внимательно слушать, чтобы понять содержание (без этого невозможно правильное пунктуационное оформление речи). Затем текст диктанта читается по отдельным предложениям: учитель прочитывает предложение – дети слушают (не пишут!), после этого учитель повторяет предложение по частям – дети записывают. Диктовать предложение нужно не отдельными словами, а фразами, законченными смысловыми отрезками. Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась, разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо также следить, чтобы все учащиеся успевали записывать. Недопустимо подсказывание написания в произношении, учитель должен владеть литературным произношением. Не нужно также прерывать диктовку замечаниями-напоминаниями типа: «Мы только вчера об этом говорили» или «Подобное предложение было у вас в домашнем упражнении»… Не отвлекайте учащихся во время самостоятельной работы.

Если в тексте диктанта вы не смогли обойтись без слов, еще неизвестных детям, их нужно заранее выписать на доску, перед диктантом объяснить лексическое значение, а во время диктовки обратить внимание ребят на эти слова еще раз.

После окончания диктовки надо дать ученикам 5-7 минут для самостоятельного исправления ошибок. Проверка может проводиться двумя способами: сразу после окончания диктовки ребята начинают самостоятельную проверку или учитель еще раз целиком читает текст, подолгу останавливаясь на точках, давая школьникам возможность проверить каждое предложение (как показывает практика, пауза по продолжительности может быть равна троекратному прочтению предложения в нормальном темпе).

О диктанте учащиеся нужно предупредить заранее, полезно также назвать правила, знание которых преимущественно будет проверяться.

Контрольные диктанты не рекомендуется проводить в понедельник, субботу, после праздника, сразу после каникул, на первом и последнем уроках, в непривычной обстановке, кроме того, не следует пересаживать ученика на другое место перед написанием диктанта (даже в целях предупреждения списывания).

Контрольный диктант может быть осложнен дополнительным грамматическим заданием (например, языковым разбором – полным или частичным).

Диктант «Проверяю себя» . Преимущество этого диктанта перед другими заключается в том, что он тренирует не только в применении правил, но, что самое важное, в обнаружении орфограмм и пунктограмм, т.е. развивает орфографическую и пунктуационную зоркость.

Особенностью данного диктанта является то, что по написании его учащиеся имеют право задать учителю любой вопрос, касающийся правописания, получить ответ, исправить ошибку, и оценка за это не будет.

Учащиеся задают только те вопросы, которые их более всего интересуют, поэтому степень внимательности учеников обычно бывает высокая, тем более что не исправленные учеником, но объясненные в классе ошибки считаются каждая за две.

Методика проведения диктанта «Проверяю себя» состоит в том, что учитель диктует, а ученики в процессе записывания текста подчеркивают все сомнительные для них места, чтобы потом спросить, правильно ли они написали. Такие подчеркивания нужны, чтобы не забыть спросить после написания всего диктанта. Наличие исправлений не влияет на оценку, но каждая пропущенная ошибка, как уже говорилось, считается за две.

Перед тем как применить диктант «Проверяю себя», необходимо объяснить учащимся сущность работы и порядок её проведения, подготовить их к тому, чтобы они не стеснялись спрашивать, но и не стремились спросить обо всех абсолютно сомнительных случаях·. На один и тот же вопрос учитель дважды не отвечает, поэтому ученики должны быть предельно внимательны при проверке. Учитель сложность вопроса не комментирует, отвечает на любой заданный вопрос коротко, четко, в серьезной и доброжелательной форме. Проверка организуется по каждому предложению по порядку, начиная с первого, чтобы у детей была возможность быстро найти в своей тетради орфограмму или пунктограмму, которую комментирует учитель.

Самопроверочный диктант (диктант с самопроверкой). Диктант этого вида имеет меньший объем, нежели обычный текстовый диктант. На написание под диктовку отводится до 20 минут урока, остальное время используется для самопроверки и языкового разбора.

Для организации такой работы текст диктанта нужно заранее размножить, если его нет в учебной книге, экземпляр текста для самопроверки выдается после написания под диктовку каждому ученику. Ребята сверяют текст в тетради с контрольным экземпляром, делают исправления, оценка снижается только за пропущенные ошибки, причем каждая считается за две, как при написании диктанта «Проверяю себя». Чтобы повысить осознанность выполняемой работы, дается дополнительное задание в виде орфографического и пунктуационного разбора трудных случаев написания.

Данный вид диктанта эффективен при изучении так называемых словарных слов. Проверку словарного диктанта по контрольной карточке необходимо сопровождать орфографическим чтением: ученик, сверяя слово, тихо произносит его так, как оно пишется (т.е. проговаривая каждую букву).

Подготовленный диктант . Текст, по которому будет проведена диктовка, указывается заранее. В течение 2-3 дней ребята должны изучить его, найти объяснение всем трудным случаям написания (могут обращаться за помощью к одноклассникам, учителю, учебникам). После написания под диктовку учащимся целесообразно раздать индивидуальные задания для орфографического и пунктуационного разбора, т.е. для письменного объяснения некоторых трудных случаев написания. Этот вид диктанта, как и предыдущие два, дают возможность школьникам «учиться победно» (В.Ф.Шаталов), но и оценивается так же строго.

Диктант с обоснованием . Проводится как орфографический. Сущность данного вида диктанта заключается в следующем:

Ученик должен письменно и предельно сжато обосновать написание диктуемого слова, что требует максимального напряжения внимания и памяти пишущего (если дается текстовый диктант, то перед началом работы учитель называет орфограмму, требующую объяснения (например, перед диктовкой дается задание письменно обосновать выбор безударной гласной в окончаниях всех частей речи);

Обоснование должно предшествовать написанию, что приучает детей сначала подумать, а потом написать; правда, как показывает практика, учащимся легче пропустить букву при написании слова, дать письменное обоснование выбора буквы, а затем вписать её в слово. Шутливое называние такой записи - письмо «с дырками»;

Обоснование может заключаться в написании проверочного слова, в ссылке на падеж, спряжение и т.д., графическом обозначении орфограммы. Запись слова с обоснование может выглядеть так: Мы часто (писать – 1 спр.) пише м друзьям письма. Зима (расстелить – искл.) расстеле т на поле пуховое белое одеяло;

или сначала записывают слово с пропуском орфограммы, затем производят графическое объяснение и только после этого вставляют букву.

Разъяснив ребятам, в чем заключается сущность работы, учитель медленно диктует текст, делая паузы там, где необходимо при письме дать объяснение.

Самодиктант (письмо по памяти). Для усвоения ряда орфограмм, запоминание которых основывается по преимуществу на зрительных восприятиях, наряду с другими видами работ используется и письмо по памяти. Самодиктант может проводиться с целью усвоения и закрепления навыка правописания слов с безударными гласными, слитного и раздельного написания наречий, традиционных написаний и написаний, представляющих собой исключения из правила.

Текст диктанта заучивается наизусть после орфографического и пунктуационного анализа в классе; текстом для такого вида работы может также служить любой (подходящий с точки зрения правописания) известный детям текст, например стихотворение или прозаический отрывок, которые ученики заучивали для урока литературы.

Этот диктант, как и подготовленный, оценивается строже других, так как у ребят была возможность не просто заучить графический облик текста, но осознанно запомнить, как правильно расставить знаки препинания и написать слова.

После написания такого диктанта учитель может дать дополнительное (может быть и индивидуальное) задание, например:

Выпишите слова с безударной гласной в корне, сначала – с проверяемой ударением, затем с непроверяемой, потом с чередующимися гласными в корне слова;

Расставьте ударения в словах и подчеркните в тексте диктанта все безударные гласные;

Графически объясните обособление определений;

Графически на полях объясните отсутствие запятой перед союзом И в сложном предложении и т.п.

Немой диктант («в молчанку»). Этот диктант проводится обычно в 5-6 классах, помимо обучающей, решает воспитательную задачу – дисциплинирует шумный класс. В процессе работы молчат все: учитель молча, жестами, другими движениями что-то изображает, дети молча фиксируют в тетради «расшифровку». Конечно, перед выполнением ребятам называют тему, формулируют задачу – орфографическую, грамматическую и т.д. Например: «Понаблюдайте за моими движениями и запишите в тетрадь слова с чередующимися гласными в корне, называющие мои действия» или «…запишите действительные причастия, графически объяснив безударные гласные в суффиксах».

Немой диктант может проводиться и с показом орфографических карточек, на которых написаны слова с пропуском букв. Учитель молча показывает карточки, дети записывают слова, вставляя пропущенные буквы; затем учитель в том же порядке показывает карточки с этими словами, но без пропусков букв – дети сверяют написанное в тетради (как в диктанте с самопроверкой). Можно для немого диктанта использовать и картинки, на которых изображены предметы, действия и т.п. Можно даже подготовить с несколькими учениками накануне урока сценку-пантомиму, которую они разыграют перед остальными учащимися в качестве текста диктанта. Наблюдая за действиями ребят, одноклассники по заданию учителя должны будут записать либо предложения определенной структуры, либо слова заданной части речи, либо слова с заданной орфограммой и т.д. Одна из основных задач – полная тишина в классе!

«Найди орфограмму» . Диктант формирует орфографическую зоркость. Под диктовку учителя ребята записывают текст, пропуская заданную орфограмму, например, гласные перед суффиксами в глаголах и причастиях прошедшего времени (т.е. пишем «с дырками»): кле…щий карандаш, перемеш…нные краски, зависишь от родителей, обид…л друга, сеющий пшеницу, ненавид…вший обман, завис…л от него, ненавидящий войну, тают снега, раста…вший снег, напишешь письмо, рассе…нный человек и т.п. Затем проверяем, во-первых, правильно ли учащиеся нашли орфограмму, т.е. правильно ли сделали пропуски. Для этого открываем сделанную заранее на закрытой доске· запись «с дырками», она должна совпасть с тем, что у детей в тетради, кроме того, дети проверяют написание безударных гласных в суффиксах причастий настоящего времени и в окончаниях глаголов. После чего дети меняются тетрадями и вписывают карандашом нужные буквы «в дырки», возвращают тетрадь соседу. Учитель на доске вписывает и объясняет нужные буквы – ученики имеют возможность «оценить проверку соседа» и аккуратно (стерев карандаш) исправить допущенные ошибки. Можно, конечно, иначе закончить проверку: вызвать к закрытой доске ученика, оставшегося без пары (не с кем поменяться тетрадями), и попросить его на доске вставить пропущенные буквы, а затем проверить правильность его работы и объяснить выбор нужной буквы.

«Зри в корень» . Как показывает анализ сочинений выпускников школы, одной из самых частотных остается ошибка, отражающая незнание орфограммы №1 – это безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Ошибки на это правило не являются однотипными, так как всякий раз ученик должен продемонстрировать умение подбирать конкретное проверочное слово. А умение это опирается на понимание смысла слова, на знание лексического значения корня, которое ученик должен соотносить с определенным графическим обликом (например: скрипеть – скрепить, прожевал – проживал, старожила – сторожила, развивался – развевался и т.п.).

Учитывая знание школьников о морфологическом принципе русской орфографии, который утверждает единообразное написание морфем, и о чередовании звуков в корнях слов, диктант «Зри в корень» решает задачу привлечь внимание ребят к графическому виду корня и сформировать умение соотносить значение корня и его написание.

Опорными в данном случае являются умения ставить в слове ударение и производить разбор слова по составу (в частности, находить корень).

Методика проведения диктанта:

Учитель диктует слова с безударными гласными в корне слова, ученики записывают только корень услышанного слова;

Открываем заранее заготовленный на закрытой доске текст диктанта·, корни в словах выделены, учащиеся сверяют зафиксированные в тетради корни услышанных ими слов и выделенные корни;

Объясняя ошибки, воспроизводим слово полностью.

В качестве подготовительного упражнения можно предложить следующее: на доске записываем корни слов, учащимся даем задание записать в тетрадь с каждым корнем слово, но корень в примере должен быть безударным. Во время устной проверки подбираем проверочное слово.

«Четвёртое лишнее» . По содержанию может быть любым. Развивает логическое мышление детей: в процессе выполнения учащиеся активно сопоставляют языковые факты. Сложным является не только выполнение диктанта, но и его составление. Обычно это тематическая подборка, 4-5 строк из четырех слов, одно из которых должно отличаться от всех только одним признаком (составителю диктанта необходимо всесторонне проанализировать слова, которые он включает в диктант). Тема диктанта детям должна быть известна. Например:

«Грамматические признаки глагола»

  1. Забить, срубить, топить , попить (вид).
  2. Выздороветь, багроветь, зависеть, возненавидеть (переходность).
  3. Сдать , сбить, списать, сделать (спряжение, сдать – разноспрягаемый).
  4. Печь, плачь, беречь, течь (наклонение).

«Культура речи. Форма множественного числа существительных»

  1. Апельсины, мандарины, помидоры, макароны (нулевое окончание в Р.п.).
  2. Монголы , грузины, осетины, болгары (окончание -ов в Р.п.).

3. Грабли, туфли , грязнули, мямли (нулевое окончание в Р.п.).

Можно записать под диктовку весь текст диктанта, затем дать время ребятам подумать, после чего попросить назвать лишнее слово в каждой строке, объясняя выбор. А можно то же самое делать построчно.

«Подскажи словечко» . Орфографический диктант с изменением текста. Включает элемент занимательности: дети должны подобрать слово в рифму прочитанному учителем, но с заданной орфограммой. Например, тема «Слитное и раздельное написание наречий»:

Два цветка, два гладиолуса

Великаны сосны в ясный день

Заломили шапки … (набекрень).

Когда учитель в первый раз предлагает пятиклассникам такой диктант, он может предварить работу стишком из детской книжки:

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждёт он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко. (Е. Серова)

Чаще всего этот диктант используют для изучения слов с непроверяемой орфограммой (словарных слов). Учитель сам может сочинить для нужных ему слов двустишия или четверостишия. Например:

Рвутся в небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют!

Это праздничный … (салют).

По реке плывет бревно –

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит … (крокодил).

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет … (черепаха).

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он … (жираф).

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (сорока).

Погляди на молодцов: Золотой и молодой

Веселы и бойки, За неделю стал седой,

Волокут со всех концов А денёчка через два

Матерьял для стройки Облысела голова.

Без работы, хоть убей, Спрячу-ка в карманчик

Жить не может … (муравей). Бывший … (одуванчик).

Злая, как волчица, Муха ахнула сперва: «Ах, какие кружева!»

Жжётся, как горчица! А попала в кружева – и пропала голова!

Что это за диво?! Бедняжка, словно в тине,

Это же … (крапива). Увязла в … (паутине).

«Пойми меня» . Лексический диктант с изменением текста. Целью является запоминание (разучивание) лексического значения слов, которые учитель использует в работе по обогащению словарного запаса школьников. Текстом диктанта являются лексические значения слов, т.е. учитель читает определения понятий, а ученики записывают в тетрадь слово, соответствующее этому определению. Во время проверки может быть проведена попутно орфографическая работа: ученик, называющий записанные им слова, может просто прочитать слово орфографически, т.е. выговаривая его так, как оно пишется. (Можно попросить детей записывать слова и подчеркивать орфограммы). Например:

Учитель читает Ученики записывают

1. Мировосприятие, проникнутое жизнера- оптимизм

достностью, верой в лучшее.

2. Особые права, льготы, данные законом. привилегия

3. Случай, поступок, имевший место в прошлом,

и служащий примером или оправданием для прецедент

последующих случаев этого же рода.

4. Первенство по времени в открытии,

изобретении чего-нибудь; преимущественное приоритет

право на что-нибудь…

Диктант «Пойми меня» можно провести устно в форме игры-соревнования. Командам выдаются карточки, на каждой по одному слову; карточки кладем «рубашкой» вверх (слово спрятано). По очереди команды включаются в игру: первый игрок первой команды открывает карточку и, не называя слова, толкует его лексическое значение (как может, не называя однокоренных слов); второй игрок должен угадать слово, за неправильный ответ команда получает штрафные очки. Затем первый игрок второй команды… первый игрок третьей команды… и снова вступает в игру первая команда, но её второй игрок открывает карточку со словом для толкования…

«По следам выполненных упражнений» . Текст диктанта могут составить и сами ученики: в него включаются слова из ранее выполненных письменных работ, в этих словах были допущены ошибки. Возможно, над ними уже проводилась работа, но для формирования орфографического навыка необходимы систематические упражнения. Один ученик может писать под диктовку на закрытой доске, остальные в тетрадях. По очереди (по цепочке) ребята называют слова, в которых когда-то ошиблись, подчеркивают орфограммы. Проверка проводится «с доской»: все вместе проверяют работу ученика на закрытой доске, объясняют правильное написание слов.

Если преподаватель заинтересован в успехах своих ребят, он ведет учет ошибок каждого ученика, проверяя диктанты, сочинения, изложения и письменные домашние работы. Это и будет материалом для данного диктанта.

Сигнальный диктант . Проводится устно (без записи), позволяет экономить время урока, проконтролировать процесс усвоения материала. Первоначально введен в работу как словарный орфографический диктант с изменением текста, сейчас используется более широко. Для ответа учащиеся используют сигнальные карточки, на которых изображены буквы И, Е, А, О, т.е. «конкурирующие» при написании слов с безударными гласными.

У всех ребят карточки одного размера (четверть тетрадного листа), буквы нарисованы одинаково и тоже одного размера, кроме того, на всех карточках одинаково использован цвет: буквы А, И, например, синего цвета, а буквы О, Е – красного (если сигнальный диктант используется в обучении несколько лет, то цвет букв важно не менять). Для слитно/раздельных написаний можно использовать «светофор»: красная карточка означает слитное написание, желтая – дефисное (полуслитное), зелёная – раздельное.

Объявляется тема, например: «Безударные гласные в корне слова» или «Безударные личные окончания глагола» и т.д. Учитель диктует слово – дети поднимают нужную букву (карточку). Преподаватель сразу видит, насколько хорошо в целом дети усвоили материал (благодаря цвету) и кто из ребят ошибся. Этого ученика просят объяснить, почему он дал такой ответ.

Графический диктант . Это диктант с изменением текста, причем изменение текста достигает как бы предела: учащиеся записывают текст в виде условных знаков (т.е. не пишут даже слов). Первоначально этот диктант использовался только при изучении синтаксиса и пунктуации. Вместо предложений ученики записывали схемы этих предложений (следовательно, умение составлять схему является опорным в данном случае).

От обычного составление схем эта работа отличается тем, что схемы составляются не после записи предложения, а вообще без визуального восприятия его. Предложение может быть записано (или представлено уже в готовой записи) только после составления схемы на этапе проверки. Преимущество графического диктанта перед обычным составлением схем в том, что развивает у школьников грамматическую зоркость, учит воспринимать на слух не только конкретное содержание текста, но и его грамматическую структуру.

Этот диктант требует сложной мыслительной работы и определенного уровня усвоения материала, поэтому графический диктант можно считать упражнением, подводящим итог работе над темой.

Разновидностью графического диктанта являются буквенный и цифровой диктанты. Например, при изучении частей речи преподаватель диктует слова или словосочетания, а дети письменно буквой (двумя буквами) указывают ответ: г – глагол, с – существительное, п – прилагательное, ч – числительное, м – местоимение, н – наречие, пр – причастие, д – деепричастие… Цифровой диктант используется там, где ответ представляет собой указание на количество. Например: диктуем слова с одной или двумя буквами Н, дети без записи слов, мысленно найдя ответ, указывают в тетради только цифру. Обычно для такого диктанта берем 10-14 слов. Ответы можно дать в виде дроби, где числитель – номер слова по порядку, а знаменатель – количество Н. «Шифр» ответа учитель заранее записывает на закрытой доске. С помощью цифрового диктанта можно проверить и умение вести «синтаксический счет»: учитель читает предложение, дети на слух определяют количество простых предложений в составе сложного и указывают это количество под номером самого предложения, т.е. так же в виде дроби.

Выборочный диктант . Этот вид диктанта не только совершенствует определенные практические навыки ученика в области русского языка, Но и активно влияет на развитие его познавательных способностей – внимания, памяти, мышления.

Трудность этого вида диктанта в том, что диктуемый учителем текст воспринимается только на слух, одновременно над ним производится аналитико-синтетическая работа по выбору необходимого материала в соответствии с заданием, а результаты должны быть точно зафиксированы в тетради. Поэтому до проведения этого диктанта нужно научить детей производить выборочное списывание. Это упражнение легче, т.к. текст воспринимается визуально, и ученик может сколько угодно раз вернуться к написанному при анализе.

Выборочно-распределительный диктант . Из воспринятого на слух текста ученики должны выбрать 2 или 3 указанных языковых факта и на основании определенных признаков распределить их в 2 или 3 столбика. Например, дается задание найти в диктуемом тексте слова с безударными гласными в корне слова и записать их, распределяя в столбики: 1) проверяемые ударением, 2) непроверяемые, 3) чередующиеся.

Этот вид диктанта сложнее, чем выборочный, т.к. в работе над воспринимаемым на слух текстом добавляется еще одна мыслительная операция. Ученику нужно не только опознать (выбрать) языковое явление по определенным признакам (т.е. сопоставить с остальными языковыми фактами), но и, сравнивая уже выбранное, распределить в группы в соответствии с каким-то признаком.

Свободный диктант . Одна из основных целей этого диктанта – развитие речи учащихся. Свободный диктант – это такая запись воспринимаемого на слух текста, при которой учащимся предоставляется право свободного выбора слов и речевых конструкций для изложения данного содержание. Но это не изложение, так как право заменить слово или конструкцию предложения (не исказив при этом смысла диктуемого текста) должно быть мотивировано стремлением ученика не допустить ошибку. Кроме того, дети не пересказывают текст, а записывают его под диктовку учителя, но диктует он не предложениями (как, например, при проведении контрольного диктанта), а законченными по смыслу фразами в несколько предложений – два или три. Перед учащимися ставится задача, как можно ближе к тексту изложить диктуемое, при этом можно заменять синонимами слова, в написании которых ученик сомневается, и выбирать синтаксические конструкции, пунктуационное оформление которых не затрудняет ученика.

Работа начинается с прочтения текста целиком, определения темы и основной мысли текста, могут быть проведены и стилистические упражнения по тексту до его записи под диктовку.

В жизни довольно часто встречаются ситуации, когда необходимо коротко, но не искажая содержания, зафиксировать услышанное (например, запись протокола).

Диктант с продолжением . Одна из основных целей этого диктанта – развитие речи учащихся. Поглощенные возникающими перед ними орфографическими и пунктуационными задачами, ученики не воспринимают (или почти не воспринимают) содержание диктуемого, тем не менее это бывает крайне важно, причем не только для пунктуационного оформления текста, но и для решения орфографических проблем (например, слитного и раздельного написания НЕ, выбора НЕ/НИ).

Диктант с продолжением – один из видов работы, решающих эту проблему. Вначале ученики записывают под диктовку текст, затем создают свой, тематически связанный с продиктованным (объем последнего зависит от характера задания и времени, которое остается на эту работу).

Текст диктанта с продолжением по количеству слов, насыщенности орфограммами и пунктограммами и т.п.) должен отвечать требованиям, предъявляемым к текстовому диктанту вообще (см. информацию о контрольном диктанте). Кроме того, текст этого диктанта должен быть таким, чтобы можно было его продолжить.

Все тексты для таких диктантов можно разделить на две группы:

1. Тексты, которые обрываются так, что ясно, в каком направлении они могут быть продолжены. Такие тексты представляют собой:

а) начало повествования, доведенного до такого момента, который подсказывает в общих чертах дальнейшее развитие действия; или обрывается перед кульминацией – дети придумывают её и развязку события;

б) начало рассуждения, в котором сформулирован только тезис, или тезис и одно – два доказательства, или тезис плюс доказательства, а выводы делает ученик;

в) начало описания, в котором содержится его замысел, передается общее впечатление от описываемого предмета и раскрываются некоторые из его признаков.

2. Тексты, представляющие собой законченные или относительно законченные по смыслу отрывки, отталкиваясь от которых можно организовать самостоятельные высказывания учащихся. Эти тексты либо оканчиваются вопросом, либо позволяют поставить вопросы, на которые детям предстоит ответить. Вопрос может требовать повествования (рассказа о каком-либо событии), описания каких-либо объектов и, наконец, более или менее развернутых рассуждений для выражения своего мнения.

Диктант с продолжением можно провести и с использованием картины (репродукции картины). В тексте, записываемом под диктовку, содержатся сведения о художнике, характеризуется его творчество и дается ключ к описанию одной из его картин (репродукция которой вывешивается в классе). В продолжениях диктанта учащиеся описывают изображенное на картине и высказывают свое отношение к ней.

Перед проведением данного вида диктанта учащимся четко объясняется задача по продуцированию собственной речи. После того как прочитан текст диктанта, учитель задает вопросы детям по содержанию текста и приступает к диктовке, как это делается обычно. Ко второй части работы ученики приступают после проверки диктанта. Задание к сочинению по диктанту можно (желательно) записать на доске, чтобы свести к минимуму вопросы учащихся о предстоящей работе. Самое сложное в самостоятельной работе учащихся – писать в авторском ключе, но такая необходимость возникает, если текст диктанта представляет собой яркий, самобытный образец авторского слога.

За работу выставляется две отметки: одна – за диктант (в ней учитываются орфографические и пунктуационные ошибки), другая – за продолжение, она выставляется в соответствии с нормами оценки сочинений и изложений, т.е. за продолжение выставляем тоже две отметки – за содержание и грамотность.

Творческие диктанты . Одна из основных целей такого диктанта – развитие речи учащихся. К творческим диктантам относят упражнения, при выполнении которых учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст заданные языковые средства или заменяют какие-либо языковые средства (задание оговаривается заранее) синонимами, лексическими, грамматическими.

При использовании этого вида диктанта ставятся две задачи:

1) научить школьников пользоваться определенными языковыми средствами (например, вставляя в текст подходящие по смыслу обобщающие слова, учащиеся запоминают их, для ребят становится более понятным конкретизирующий смысл однородных членов, употребленных при обобщающих словах; вместе с тем дети тренируются в расстановке знаков препинания);

2) научить школьников точно и более ярко описывать действительность, при необходимости используя образные средства языка; подбирая синонимы, ребята учатся избегать ненужных повторов, тавтологий, смысловой избыточности; начинают лучше чувствовать оттенки в значении близких по смыслу языковых средств.

Диктовка проводится медленнее, чем обычно. До введения в практику обучения данного вида диктанта целесообразно провести предварительную работу со зрительным восприятием текстов, особенно важно обратить внимание учащихся на грамматические синонимы (дети, например, должны чувствовать разницу в оттенках смысла, передаваемого такими конструкциями, как личное двусоставное предложение и односоставное безличное: Как пахнут земляника и грибы! – Как пахнет земляникой и грибами! В первом случае называется конкретный запах, а во втором характеризуется напоённость воздуха лесными запахами).

После выполнения работы вставки и замены обсуждаются в классе: два – три ученика зачитывают свои работы, объясняя выбор языковых средств, другие дети предлагают свои варианты замены или вставки.

Творческий диктант можно проводить с использование картины или художественной фотографии (репродукции вывешиваются заранее на доске или создается презентация к упражнению). Например: