Как воевал ледокол "красин". Ледокол красин Арктический ледокол красин

23.11.2023 Природа

В 1928 году название этого ледокола облетело весь мир. «Красин» шел во льдах Северного Ледовитого океана спасать экспедицию знаменитого итальянского генерала Умберто Нобиле, чей дирижабль разбился у берегов Шпицбергена. «Красин» стал единственным судном, которому удалось разыскать пропавшую экспедицию, а ведь в ее спасении участвовали 21 судно и 8 самолетов из разных стран.

Судно для русского флота по усовершенствованному проекту макаровского «Ермака», под строительным номером 904, было заложено в начале 1916 года на стапелях английской фирмы W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в Ньюкасле, спущено на воду 3 августа того же года, достраивалось в Мидлсборо. В сентябре 1916 года была сформирована команда, а 1 октября того же года ледокол был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем «Святогор». В марте 1917 года состоялись приёмные испытания. 3 марта 1917 года судно вышло в море, но, пройдя всего 15 миль, вернулось в порт. Капитан «Святогора», К. К. Неупокоев, рапортовал, что судно не слушалось руля, отклоняясь от курса на 40 градусов в обе стороны. 31 марта 1917 года, после некоторых переделок, на «Святогоре» был поднят Андреевский флаг. Судно было окончательно достроено 15 сентября 1917 года. Вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

По данным Рудольфа Самойловича , ледокол при среднем расходе угля около 100 тонн в день и полной загрузке углем имел автономность по топливу около одного месяца. Конструкция британских паровых котлов была рассчитана на использование высококачественного кардиффского угля, что впоследствии затрудняло бункеровку в высоких широтах. Советский кузнецкий уголь не позволял развить полную мощность. Уголь месторождений Шпицбергена, широко распространённый в Норвегии, для ледокола вообще не подходил, так как давал длинное пламя, неприемлемое для котлов такого типа.

На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Ледокол сразу же был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск. Военная служба «Святогора» продолжалась недолго и закончилась в 1918 году - ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске. В соответствии с советской историографией, целью было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск, но, как оказалось, достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно

Интервенция была предпринята Англией - союзницей России по Антанте во всё ещё продолжающейся войне с Германией. Целью интервенции была защита вооружения и боеприпасов, поставленных союзниками России и хранящихся в Мурманске и Архангельске от передачи их немцам. В конце февраля 1920 года интервенты ушли, уведя с собой ледокол.

Ещё в ноябре 1919 года ледокольный пароход «Соловей Будимирович» был направлен к Канину Носу с целью закупки у ненцев мяса для голодавших жителей Архангельска, но был затёрт во льдах и вынесен в Карское море. Дрейф продолжался почти четыре месяца. На помощь был отправлен ледорез «Фёдор Литке», но он оказался не в состоянии пробиться сквозь льды. Большевики через Норвегию запросили в Англии «Святогор» в аренду. С помощью «Святогора» «Фёдор Литке» вывел аварийное судно на чистую воду. «Святогор» ушёл в Англию.

В декабре 1921 года советское адмиралтейство предложило выкупить ледокол у Англии. За ледокол необходимо было доплатить часть от общей цены в размере 75 000 фунтов (от общей контрактной стоимости 375 000 фунтов). К 1922 году, при активном участии известного кораблестроителя А. Н. Крылова и советского торгпреда в Великобритании Л. Б. Красина, ледокол был выкуплен.

В 1927 году ледокол переименовали в «Красин» в память советского дипломата, много сделавшего для возвращения судна в Россию.

Вскоре ледокол прославился на весь мир. В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей.

На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лёд. За этот героический поход ледокол был награждён орденом «Трудового Красного Знамени».

Война застала ледокол на Дальнем Востоке. «Красин» был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя PQ-15.

После перехода последовала будничная, но опасная работа в охваченной войной Арктике. За одним из караванов транспортов, ведомых «Красиным», охотился немецкий «карманный линкор» «Адмирал Шеер», и лишь чудо спасло ледокол и его караван от встречи с ним. После войны ледокол продолжает трудиться в Арктике.

В 1950-х «Красин» прошёл капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Изменяется его облик, теперь он становится похожим на своих внуков - дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки.

В роли ледокола «Красин» работал до 1972 года, затем ветеран ледокольного флота был передан в Морскую арктическую геологоразведочную экспедицию (МАГЭ), которая входила в состав ПГО «Севморгеология» Министерства геологии СССР. Были ликвидированы две носовые паровые машины и на их место установлены два трехфазных турбогенератора. «Красин» из класса ледоколов был переведен в класс научно-исследовательских судов и стал использоваться для разведки нефти и газа в арктических морях.

В 1989 году Морская арктическая геологоразведочная экспедиция передала НИС «Леонид Красин» на баланс Международного фонда истории науки, судно было отправлено в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола - набережная лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.

В 1976 году имя «Красин» было присвоено новому дизель-электрическому ледоколу, построенному в Финляндии верфью Вяртсиля по заказу Советского Союза. До 1990 года этот ледокол работал в Мурманске, затем был переведён в порт Владивосток .

В городе Петербурге, у набережной рядом с Горным институтом, принимает экскурсии уникальный корабль-музей. Ледокол, которому в нынешнем году исполнилось 100 лет.

Фото. Ледокол "Красин" на музейной службе

В начале Первой Мировой войны командующий Балтийским флотом вице-адмирал Н. О. Эссен поставил перед Морским Техническим комитетом Адмиралтейства вопрос о необходимости строительства новых ледоколов - для обеспечения военных действий флота в зимний период и для обеспечения зимнего плавания союзных транспортов в Архангельск, превратившегося с началом первой мировой войны в важнейший внешнеторговый порт России. Морской министр, адмирал И. К. Григорович, идею поддержал. В результате к концу 1915 российское правительство приняло решение заказать новый ледокол в Англии - собственные верфи уже были давно и прочно заняты огромным количеством военных заказов. В январе 1916 года был заключен контракт с английской фирмой «Армстронг, Витворт и Кo». Нарекли ледокол именем «Святогор» - в честь легендарного былинного богатыря, который был столь силен, что его отказывалась носить земля. Проект был разработан русскими инженерами на базе знаменитого макаровского «Ермака» и несколько превосходил его по тактико-техническим данным.

Англичане строят быстро: уже 12 января на стапеле был заложен киль будущего корабля, а к маю на верфь поставлена треть необходимого для сборки корпуса металла. 1 августа ледокол был готов к спуску на воду, а 3 августа спуск состоялся. Доукомплектовав ледокол, заводская команда передала его российскому экипажу уже к 1 октября 1916 года.

Официальные испытания «Святогора» задержались из-за опасности потопления ледокола германскими подводными лодками, так и шнырявшими вокруг Ливерпульской мерной мили. Только 3 марта ледокол вышел в море, но, пройдя всего 15 миль, повернул в порт. В рапорте капитан К. К. Неупокоев объяснил свои действия тем, что «ледокол совершенно не слушался руля, уклоняясь от курса на 40 градусов в обе стороны».

Однако заводская комиссия заявила, что проблемы с управлением - от того, что экипаж еще не освоился на корабле и не изучил механизмы. Наблюдающие за постройкой и испытаниями корабля русские инженеры, в свою очередь, пытались доказать, что по своим маневренным качествам ледокол ничем не уступает старшему брату «Ермаку», стаж безаварийной работы которого насчитывал 17 лет. Все время, пока шли споры, «Святогор» пребывал на стоянке в Ньюкасле. Только 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг, и он был зачислен в состав боевой эскадры - Флотилии Северного Ледовитого океана. Здесь он занимался проводкой транспорта в ледовых условиях и... охраной конвоев от подводных лодок. Но недолго: вскоре в стране поменялась власть, политические бури захлестнули русский север, а вскоре после Октябрьской революции Антанта начала интервенцию против молодой Советской республики.

К Архангельску шла английская эскадра, и для того, чтобы затруднить ей подход к городу, городскими властями было принято решение утопить в устье Двины несколько кораблей. В том числе непостижимым образом попал в число кандидатов на затопление и «Святогор». Впрочем, ледокол открыл кингстоны на отмели - и над водой остались и трубы с мачтами, и большая часть надводного борта. После того, как англичане все-таки вошли в Архангельск, они без труда при помощи единственного буксира-водоотливника откачали ледокол и стали использовать по назначению.

Удивительно, но факт: захваченный англичанами ледокол советскому правительству пришлось вскоре … арендовать. Дело в том, что в Карском море попал в ледовую ловушку ледокольный пароход «Соловей Будимирович». С пассажирами на борту. Более 85 человек, в том числе -женщины и дети, оказались на грани голодной смерти на терпящем бедствие корабле. «Святогор» прибыл к месту аварии под командованием знаменитого норвежца Отто Свердрупа – бывшего капитана легендарного «Фрама».

В июне 1920 года «Святогор» вывел из льдов пароход, просидевший зажатым меж торосов в течении четырех месяцев. После этого ледокол получил плату за свою работу и… отправился обратно к англичанам.
Тогда же, в начале двадцатых, между правительствами двух стран начались переговоры о возвращении ледокола «Святогор». Вел их с советской стороны знаменитый дипломат Леонид Красин. И добился успеха: ледокол вернулся. После смерти Л.Б. Красина в 1926 году имя его и присвоили бывшему «Святогору».

В 1924 году знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен создал Международное общество «Аэроарктика» и поставил перед авиастроителями цель - организовать воздушное сообщение над ледовыми просторами при помощи «цепеллинов» - дирижаблей. Идея показалась интересной итальянскому генералу и авиаконструктору Умберто Нобиле, который и разработал проект «цепеллина» специально для северных условий. В 1926 году дирижабль «Норге» («Норвегия») был построен и пущен в первый полет - через всю Центральную Арктику к Северному полюсу. Руководили экспедицией сам итальянский авиатор и знаменитый полярный исследователь Руаль Амундсен.

Первым делом две мировые знаменитости поссорились. Насмерть... Так, что в дальнейшем Нобиле решил проводить полеты над полюсом без «упрямого норвежца, лезущего со своими советами не к месту». В 1928 году генерал построил новый дирижабль, назвал его «Италия», набрал полтора десятка добровольцев в экспедицию - и вылетел на Северный полюс.

Экспедиция должна была совершить посадку на 90-й параллели. По плану группа исследователей в течении нескольких дней проводила бы там уникальные исследования, чего не смог сделать экипаж «Норге»... Ну, и конечно, итальянский военный аристократ пытался утереть нос норвежскому выскочке - сыну простого человека, мелкого судостроителя, державшего в Борге небольшой эллинг для рыбачьих паровых баркасов...

Дирижабль стартовал со Шпицбергена 11 мая, причем, провожал экспедицию... Папа Римский Пий XI. Подаренное Папой распятие при пролете над самой северной точкой земли было сброшено в снег - в знак «Господнего владычества над северными водами».

Были у Нобиле планы высадить исследовательскую группу на лед, но погода не позволила: дирижабль лег на обратный курс и... пропал. Связь с экспедицией оборвалась 25 мая.

Через 9 дней обыкновенный советский школьник, занимавшийся в кружке радиолюбителей, случайно выловил в эфире слабый радиосигнал. Оказалось, в 100 километрах от Шпицбергена над замерзшим морем дирижабль обледенел и обрушился на льдину. Причем, жесткая посадка пришлась кормой и «брюхом», а там - пилотская кабина. В результате она разломилась. Механик по фамилии Помелло погиб сразу, сам Нобиле, и члены экспедиции Мальмгрен и Чечони получили травмы. После отрыва части гондолы то, что осталось от дирижабля еще и утащила пурга, так что шесть экспедиционеров пропали без вести. А выжившие очутились на голом льду среди обломков своего воздушного корабля и раскиданных при аварии личных вещей.

К счастью, бочки и короба с пайком экспедиции - весом более 170 килограммов - и три тюка брезента и резервных лоскутов для ремонта баллонов дирижабля тоже выпали на лед. Из этих лоскутов выжившие соорудили палатку для жилья, перенесли в нее пострадавших и укрыли свой НЗ. А для того, чтобы палатку было хорошо видно во льдах, еще и покрасили «цепеллинову шкуру» в красный цвет, благо пара банок с краской тоже как нельзя кстати вывалилась из разодранного льдом «брюха» гондолы.

Среди выпавших вещей нашлись и детали для сборки коротковолновой аварийной радиостанции. Именно ее сигналы 9 дней спустя и уловил советский пионер-радиолюбитель.

Экспедиция твердо была намерена выжить. Найдя в обломках несколько пар лыж и починив их, участники «внеплановой высадки» отрядили трех человек во главе со шведским ученым Мальмгреном пойти пешком за помощью на Шпицберген. Впоследствии эта группа была спасена, но руководитель этого маленького отряда - Мальмгрен погиб. По словам его товарищей, итальянских офицеров Цаппи и Мариано, через две недели после начала их похода во льдах Мальмгрен стал сдавать. Он сильно побился при падении во льды, ослаб в пути и, в конце концов, потребовал, чтобы его оставили умирать во льдах. Причем, отдал итальянцам свои теплые вещи.

3 июня 1928 года молодой механик и страстный радиолюбитель Николай Шмидт случайно среди шумов поймал в эфире слабые сигналы из Центральной Арктики. И подтвердил сообщение школьника о пропавшей экспедиции, уточнив координаты места аварии. Началась спасательная операция...

В общей сложности, в ней участвовало не менее полутора тысяч человек - ничего подобного еще не происходило в Арктике. 18 кораблей и 21 самолет из шести стран. Удивительно, но факт: Руаль Амундсен узнав о катастрофе, незамедлительно отправился на спасение полярников. И сам пропал без вести со своим самолетом «Латам-47». Как позже выяснилось, погиб при крушении. Константин Симонов посвятил этому событию стихи:

Памяти Амундсена

Весь дом пенькой проконопачен прочно,

Как корабельное сухое дно,

И в кабинете - круглое нарочно -

На океан прорублено окно.

Тут все кругом привычное, морское,

Такое, чтобы, вставши на причал,

Свой переход к свирепому покою

Хозяин дома реже замечал.

Он стар. Под старость странствия опасны,

Король ему назначил пенсион,

И с королем на этот раз согласны

Его шофер, кухарка, почтальон.

Следят, чтоб ночью угли не потухли,

И сплетничают разным докторам,

И по утрам подогревают туфли,

И пива не дают по вечерам.

Все подвиги его давно известны,

К бессмертной славе он приговорен,

И ни одной душе не интересно,

Что этой славой недоволен он.

Она не стоит одного ночлега

Под спальным шерстью пахнущим мешком,

Одной щепотки тающего снега,

Одной затяжки крепким табаком.

Ночь напролет камин ревет в столовой,

И, кочергой помешивая в нем,

Хозяин, как орел белоголовый,

Нахохлившись, сидит перед огнем.

По радио всю ночь бюро погоды

Предупреждает, что кругом шторма,-

Пускай в портах швартуют пароходы

И запирают накрепко дома.

В разрядах молний слышимость все глуше,

И вдруг из тыщеверстной темноты

Предсмертный крик: «Спасите наши души!»

И градусы примерной широты.

В шкафу висят забытые одежды -

Комбинезоны, спальные мешки...

Он никогда бы не подумал прежде,

Что могут так заржаветь все крючки...

Как трудно их застегивать с отвычки!

Дождь бьет по стеклам мокрою листвой.

В резиновый карман - табак и спички,

Револьвер - в задний, компас - в боковой.

Уже с огнем забегали по дому,

Но, заревев и прыгнув из ворот,

Машина по пути к аэродрому

Давно ушла за первый поворот.

В лесу дубы под молнией, как свечи,

Над головой сгибаются, треща,

И дождь, ломаясь на лету о плечи,

Стекает в черный капюшон плаща.

Под осень, накануне ледостава,

Рыбачий бот, уйдя на промысла,

Найдет кусок его бессмертной славы -

Обломок обгоревшего крыла...

Шведский летчик Лундборг нашел экспедицию, приземлился на клочок ровного льда и вывез генерала Нобиле. Через три дня обещал вернуться и еще кого-нибудь вывезти, но скапотировал при посадке на лед у красной палатки и, чудом выжив, тоже остался ждать в итальянском лагере спасения.

Две недели спустя до экспедиции добрался «Красин». Итальянцев сняли со льда. Причем, приключения в Арктике на этом не закончились: на обратном пути «Красин» вывел из ледовой пробки ледокол «Малыгин», и уже южнее Шпицбергена радисты приняли сигнал о помощи немецкого парохода «Монте-Сервантес». Этот пароход, поймав в эфире сообщение о чудесном спасении экспедиции... пошел ее встречать - со 1800 пассажирами на борту, но, как и следовало ожидать, влип в ледовый шторм и получил повреждения. Если бы не «Красин», «Монте-Сервантеса» ждала медленная смерть от нарастающих затоплений среди ледяного моря. Ледокол помог немцам с заделкой пробоин и отбуксировал пароход в ремонт.

В процессе спасения итальянской экспедиции «Красин» достиг рекордных на то время для ледокола координат 81o 47" северной широты, промерил глубины подо льдом и составил график изменения метеорологической обстановки, доказав, что возможен и прямой прорыв ледоколов непосредственно на Северный полюс. И вписал себя номером один на такой поход, если Институт исследования Севера его одобрит…

С 1929 года ледокол «Красин» стал лидером Карских морских экспедиций, водил караваны и одновременно вел гидрологические исследования северных вод, вошел в качестве участника в программу II Международного полярного года. Ему удается совершить первый в истории мореплавания зимний поход в восточную часть Печерского моря к занесенному туда дрейфом льдов ледокольному пароходу «Ленин», на борту которого находились 120 членов команды. Ледокол под командованием капитана П.А. Пономарева смог освободить его от ледового плена.

В 1933 году «Красин» совершает еще одно зимнее плавание в Арктике. Он оказывает продовольственную помощь промысловым становищам на Новой Земле, где целые семьи остались без продовольствия и медикаментов из-за тяжелой ледовой обстановки. На собаках и аэросанях по льду перевозили грузы, оказывали жителям становища медицинскую помощь, забрали тяжелобольных. Ледокол достиг мыса Желания, посетил Русскую Гавань, губу Крестовую. Никогда еще в это время года сюда не проникало ни одно судно... А в летнюю навигацию этого года ледокол возглавил первую Ленскую экспедицию, в результате которой Якутия получила выход в океан. Капитан «Красина» Я.П. Легздин провел ледокол из Архангельска на восток, в бухту Тикси. Следующие караваном транспортные суда доставили тысячи тонн грузов в Тикси и Нордвик.

А навигации 1933 и 1934 года оказались связаны для «Красина» со знаменитой «Челюскинской эпопеей». Пароход «Семен Челюскин», по большому счету, не был предназначен для арктических походов. Во льдах Карского моря его придавило льдами в первый раз, да так, что шпангоуты трещали. К счастью, «Красин» его нашел и вывел из опасной ледовой западни. После этого «Красин» отправился было на плановый ремонт в Ленинград, но тут по всему мировому океану разнеслась весть, что злосчастный «Челюскин» все-таки влез в тяжелые льды, был ими раздавлен и погиб. Экипажу, высадившемуся на лед, была нужна срочная помощь.

Путь «Красина» обратно на Север был неблизок: через Северную Атлантику, Панамский канал, Тихий океан. По дороге «Красин» поставил рекорд для такого маршрута среди ледоколов, преодолев необходимое расстояние всего за 7 недель. Командовал кораблем капитан П.А. Пономарев, впоследствии капитан первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Но помощь «Красина» не понадобилась: пленников Арктики вывезли из ледового лагеря отважные советские летчики. Однако ледокол не остался без работы. Он стал флагманом ледокольного флота в восточном секторе Арктики, поменял порт приписки на Владивосток. Вскоре «Красин» послали к острову Врангеля, куда в течение пяти лет не могло пробиться ни одно судно. Красинцы доставили туда смену зимовщиков, стройматериалы и продукты. Участники этой экспедиции, возглавляемой Н.И.Евгеновым, выполнили и большой объем океанографических работ в Восточно-сибирском и Чукотском морях, провели геологическое обследование острова Геральд.

Однажды во время очередного похода во льды в 1936 году, на острове Врангеля, «Красину» поручили операцию доставки 12 белых медведей для столичных зоопарков. Все мишки были довезены живыми и переданы на железную дорогу для дальнейшего путешествия.

В 1937 году при попытке совершить рекордный полет над Северным полюсом пропал без вести знаменитый летчик Сигизмунд Леваневский. Самолет «Н-209» со всем экипажем из 6 человек как в воду канул где-то над Центральной Арктикой... «Красин», занимавшийся проводкой судовых караванов, был снят с этой работы и отправлен на поиски. Пока искали - впрочем, безрезультатно, - пропавших летчиков, во льдах затерло два каравана - во главе с ледоколом «Ленин» и ледорезом «Литке». Вытащить их не смог даже «Красин», и в результате двадцать семь пароходов вынуждены были зазимовать в тяжелых льдах Арктики. «Красин» остался с ними - в Хатангском заливе, в бухте Кожевникова. Ведь придет время, когда помощь ледокола караванам очень понадобится!

Чтобы греться во время зимнего дрейфа, вырабатывать электричество для бортовых систем и вообще поддерживать корабли в ходоспособном состоянии для будущего прорыва через льды, надо много угля. К счастью поблизости на берегу как раз работали шахтеры. Моряки договорились о поставке топлива, и проложили ледовую дорогу, по которой к пароходам добирались от шахты трактора, груженые антрацитом. Дорога длиной 80 километров оказалась бесценна для застрявших во льду кораблей - в ходе тяжелейшей зимовки никто не «вымерз», что ранее нередко случалось в этих водах. Дело в том, что малейший перерыв в самоотоплении за счет собственных котлов приводит в этих широтах к тому, что в системе паропроводов образуются ледовые пробки - и попросту разрывают трубы - не сразу, так при попытке прогреть систему. А это - по сути, смерть, так как ремонт в условиях северного дрейфа весьма затруднен.

К апрелю 1938 года ледовая обстановка допустила, наконец, выход караванов изо льда. «Красин» обколол 5 наиболее прочно застрявших пароходов, а с выводом остальных вполне справились «Ленин» и «Литке».

Осенью 1938 года - новая спасательная экспедиция. Шхуна «Ост» Гидрографического Управления Главсевморпути вмерзла в лед в Восточно-Сибирском море... Шхуну нашли, но она во льдах сломала руль, и самлостоятельно двигаться в кильватере ледокола по пробитому фарватеру не смогла. Попытки буксировки из-за погоды успехом не увенчались, в результате 8 полярников из команды «Оста» остались на зимовку с кораблем, а «Красин» забрал остальных, оставив зимовщикам продовольствие и теплые вещи.

Самый страшный враг полярника после холода - голод. Чтобы не страдать от недостатка мясной пищи, экипаж ледокола завел... подсобное хозяйство на борту. Силами корабельных плотников построен был на палубе самый настоящий «скотный двор», где находился курятник (птицу кормили жмыхом) и небольшая клеть с поросятами. В курятине, яйцах и сале недостатка не было. А в одну из навигаций ледокол даже завел корову и быка - и занялся откармливанием телят... Вот же не было предела удивлению четверых потерявшихся во льдах и спасенных «Красиным» промысловиков, когда их, оголодавших в пути, начали на борту угощать горячим молоком и свежим, явно не из консервной банки, куриным супом...

Однако зимние навигации не проходят даром, и в октябре 1938 года «Красин» на три месяца встал во Владивостоке в ремонт – заделывать дефект обшивки от столкновения с ледовым торосом и перебирать механизмы. По выходе из ремонта пришлось выйти на содействие гидрографам Охотского моря, а потом получить специальное задание – провести Северным морским путем подводную лодку "Щ-423" из базы в Полярном на Тихий океан. Этой проводкой была доказана возможность переселения субмарин из Мурманска на Камчатку через Север, в чем, честно говоря, до последнего сомневался нарком ВМФ...

Во время ремонта «Красин» подвергся тщательному изучению комиссии, состоявшей из опытных инженеров-кораблестроителей. Цель – проверка эксплуатационных характеристик для возможного использования ледокола в качестве прототипа для большой серии. В результате «Красин» стал родоначальником многочисленной линии тяжелых ледоколов типа «Сталин»-«Сибирь».

А потом началась Вторая Мировая война... Сухопутные границы России в Европе были полностью блокированы фронтом. Поэтому все союзнические связи с Великобританией и США осуществлялись через Север - морем. Результатом заключенной 14 августа 1941 г. Атлантической хартии, в которой президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр Англии У. Черчилль выражали готовность оказать помощь нашей стране в борьбе с немецким фашизмом, стала операция под кодовым названием «Дервиш» - проводка первого транспортного конвоя с вооружением, промышленными и продовольственными запасами для армии и тыла Советского Союза. Конвои шли северными водами Атлантики, Норвежским и Баренцевым морями в порты Мурманск и Архангельск.

В мирное время даже ледокол со своей средней скоростью в 10 узлов пройдет дорогу от Ливерпуля до Мурмана за 12 суток. Но... в 1941 году этот путь лежал мимо оккупированной врагом Норвегии - с базами немецких бомбардировщиков и подлодок, с засевшими в фиордах надводными рейдерами - вплоть до тяжелых крейсеров и линкора «Тирпиц». И словно специально для них, для самолетов и надводных рейдеров, природой был придуман полярный день: тусклое северное солнце не проваливается за горизонт, обеспечивая хорошие поисковые и стрелковые условия 24 часа в сутки и три месяца кряду... А с ноября по май - другая напасть, полярная ночь со штормами и морозами, когда на бортах транспортов намерзают тонны льда, ухудшая мореходность, а в черной воде шмыгают «волчьими стаями» не нуждающиеся в хорошем визуальном контроле цели субмарины Деница...

«Красин» был мобилизован для работы на северных конвоях, для чего сменил часть бортового оборудования с научного на боевое. Вновь, как в 1916 году, «Красин» получил вооружение. Только тогда выдали малокалиберную артиллерию и боевые прожектора. А на этот раз - три крейсерских 130 мм орудия, 4 пушки Лендера 76.2 мм и 4 пулемета ДШК 12.7 мм в зенитном варианте. Кроме того, ледокол получил посты управления стрельбой, пост санитарно-медицинского блока, средства дегазации района и комплект оборудования для ликвидации последствий газовой атаки, а на всех люках и дверях в каюты в целях светомаскировки устанавливались дверные выключатели.

Кстати, Гитлер почему-то буквально ненавидел ледоколы, и даже обещал наградить железным крестом - высшей наградой Германии - того, кто потопит или выведет из строя хотя бы один советский ледокол. В числе охочих до этой награды оказался «карманный линкор» «Адмирал Шеер», командир которого дал клятву непременно уничтожить «Красина», но - не довелось. Однажды охотник и его несостоявшаяся жертва, как раз проводившая конвой из 5 пароходов, разминулись во льдах на дистанции всего в 60 морских миль...

Вернувшись в середине октября в порт бухты Провидения, капитан ледокола Марков получил неожиданное приказание - готовится к переходу в США. Американцы по договоренности с Советским правительством попросили «Красина» обеспечить проводку десантных транспортов к берегам Гренландии - чтобы захватить организованную там немцами военную базу. Маршрут ледокола должен был пролегать через Тихий океан в порт Сиэтл на западном побережье США и далее через Панамский канал до Галифакса. Плавание проходила нормально, и только у пролива Фука «Красин» попал в жестокий шторм и даже немного побился - волной снесло фальшборт средней части мостика, разбило бот, выбило штормовой щит у рулевой рубки.

После короткого ремонта «Красин» в новогоднюю ночь прошел Панамским каналом и уже 12 января 1942 года прибыл в Балтимор. Здесь на ледокол было установлено новое оборудование: прачечная и гладильная, а также был закончен монтаж противоминной обмотки на корпусе. Кроме этого в Балтиморе ему выдали еще одну трехдюймовую пушку на корме, прямо над буксирной лебедкой, а на мостике и вокруг дымовых труб выше шлюпбалок установили шесть крупнокалиберных и четыре малокалиберных пулемета. Кроме того, кое-какое вооружение поехало в качестве груза - три новые пушки, 16 пулеметов, 2 тысячи снарядов и 220 тысяч патронов.

В Норфолке «Красин» сдал британский воинский экзамен и получил сертификат вспомогательного крейсера. Но операцию в Гренландии отменили, и отправили ледокол в шотландский порт Глазго, где он вновь получил дополнительное вооружение: две 12 фунтовые пушки, трехдюймовое универсальное орудие, пять пулеметов типа «Браунинг» и два малокалиберных пулемета.

10 апреля 1942 года вооруженный буквально «до зубов» ледокол с конвоем отправился в Исландию. Путь был чрезвычайно опасен, конвой попал в сильный шторм, и один из конвойных дрифтеров предложил капитану Маркову вернуться. «Красин» остался... Несмотря на то, что за несколько минут до диалога с дрифтером в 5 метрах от его форштевня продрейфовала потерявшая ход немецкая торпеда. Значит, еще и лодки...

«Красин» в составе PQ-15, в котором участвовали 26 транспортных судов и 20 судов охранения, вышел из Рейкьявика в Мурманск. Со времени начала конвойных операций в СССР PQ-15 был самым крупным караваном. В охране было задействовано 16 тральщиков, отряд из 4 эсминцев, два крейсера, вспомогательный крейсер ПВО «Уильстер Куин» и подводная лодка «Стёджен». В группе дальнего прикрытия шла эскадра в составе линкоров «Джордж Вашингтон» и «Кинг Джордж V», крейсеров «Тускалуза» и «Уичита», а так же эсминцы «Мадисон», «Планкит», «Уэйнрайт» и «Уилсон». Наряду с британскими и американскими кораблями, к обеспечению дальнего прикрытия были привлечены польская подводная лодка «Ястржеб», норвежская «Уредо» и французская «Минерва». А в ордер грузовых пароходов впервые введен гидроавианосец «Эмпайр Морн». Гидроавианосец обычно отличается от палубных тем, что его самолеты стартуют с катапульты и могут садиться на воду. Впрочем, конкретно этому выдали обыкновенные, не плавающие «спитфайры» на колесах, и раз выпустив их в полет, он уже не мог ни принять их обратно, ни посадить на волну. Выполнив задание и израсходовав горючее, летчики выбрасывались с парашютом и попросту топили свой самолет, после чего их приходилось искать в воде по оранжевым спасжилетам.

«Красин» шел первым в четвертой колонне. На четвертые сутки после выхода в море, 30 апреля, конвой был обнаружен немецким авиаразведчиком и атакован авиацией: в три волны, попеременно бомбардировщиками и торпедоносцами. Ледокол «Красин» открыл огонь по самолетам и спас от бомб не только себя, но и соседа - канадский ледокол «Монткальм».

Удивительно, но факт: штатная, а не вспомогательная группа прикрытия конвоя под огнем потеряла строй, и линкор «Кинг Джордж V» задавил в строю свой же эсминец. С воды было поднято 226 английских моряков, а линкор пришлось снимать с операции и срочно заменять на однотипный «Дюк оф Йорк».

Новая трагедия настигла конвой на следующий день. Норвежский эсминец «Сент Элбанс» и британский тральщик «Сигал» пошли на сигнал какого-то транспорта, сообщившего, что за ним, якобы, следит подводная лодка. Нашли лодку, оглушили глубинными бомбами и принудили к аварийному всплытию. И тут оказалось, что это - прикомандированный к этому же конвою поляк «Ястржеб», который отклонился от своего места в ордере... Хуже всего, что через некоторое время сказались последствия гидродинамического удара, полученного в ходе этой атаки: «Ястржеб» вскоре затонул...

В ночь со 2 на 3 мая шесть германских «хейнкелей» напали на конвой совершенно внезапно - несмиотря на усиленные посты ПВО - и закидали транспортный ордер торпедами. Погиб транспорт «Кэп Корсо», остался без хода и был добит эсминцами конвоя после снятия экипажа лидер транспортной колонны «Ботавон», а отбившийся от строя пароход «Ютланд» через сутки буквально разорвали германские подлодки.

3 мая налеты продолжились. Причем, «Красин» сбил три торпедоносца. А 4 мая, после атаки немецких самолетов на вооруженный траулер «Кэп Палиссер», еще два. Правда, «Палиссер» все-таки затонул от полученных повреждений.

5 мая 1942 года конвой достиг острова Кильдин и вошел в Кольский залив. Так завершился выдающийся поход ледокола «Красин» через два океана по маршруту: бухта Провидения - Сиэтл - Панамский канал - Балтимор - Норфолк - Нью-Йорк - Бостон - Портленд -Галифакс - Глазго - Рейкьявик -Мурманск. Поход длиною в 15 309 миль...

После конвоя PQ-15 ледокол «Красин» - снова в ремонте. С очередным усилением вооружения: получил еще шесть дальнобойных трехдюймовых (76.2 мм) орудий, семь 20 мм зенитных автомата типа «Эрликон», шесть крупнокалиберных пулеметов типа «Браунинг» и четыре малокалиберных пулемета типа «Браунинг» 7.3 мм. Погреба переоборудовались с расчетом иметь 3 тысячи снарядов для пушек, 9 тысяч патронов для автоматов типа «Эрликон», 39 тысяч патронов для крупнокалиберных пулеметов типа «Браунинг» и 40 тысяч патронов для малокалиберных пулеметов...

В навигацию 1942 года ледокол «Красин» провел по трассе Северного морского пути десять судов с грузом леса, руды и асбеста для Дальнего Востока и Чукотки. Приняв караван под проводку рядом с о. Диксон, ледокол буквально спас этот караван от огня немецкого карманного линкора «Адмирал Шеер», уведя суда во льды высоких широт... О том, что оставили без обещанного Гитлером ордена своего «персонального» врага, пообещавшего своему фюреру «мокрый вымпел русского ледокола», красинцы узнали только месяц спустя - из трофейной газеты.

За мужество и отвагу, проявленные при выполнении ответственных заданий в военные годы, свыше 300 моряков «Красина» получили правительственные награды. Фактически, это весь состав экипажа.

С 1 апреля 1972 года ветеран ледокольного флота служил при Министерстве Геологии РСФСР. После демонтажа безнадежно вышедшей из строя одной из машин и перевода части котлов на режим «энергоблока» - вырабатывать электроэнергию для геологов, - он потерял способность работать в тяжелой ледовой обстановке из-за падения мощности. Но был оставлен в строю как гидрограф-исследователь. А в 1989 году состоялась передача НИС «Леонид Красин» Морской арктической геологоразведочной экспедиции ПГО «Севморгеология» Министерства Геологии СССР на баланс Международного фонда истории науки.

Фрагмент из книги С. Самченко "Высокие широты"

Около набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге нашел свою вечную стоянку овеянный легендами старейший российский арктический ледокол «Красин».

"Красин" - одна из наиболее интересных "технических" достопримечательностей Санкт-Петербурга. Посетив его, можно прикоснуться к настоящей истории и почувствовать живую романтику полярных исследований.

Ледокол "Красин" - уникальное судно. В 2017 году исполнится 100 лет с того момента, как на ледоколе был поднят Андреевский флаг. Но все его системы находятся в рабочем состоянии и при необходимости он снова может включиться в борьбу со льдами, пусть и не с такими мощными, как раньше. Ледокол подчиняется правилам морского регистра и находится в составе российского флота.

История "Красина"

Начиналась история судна в далеком 1916 году, когда на английские верфи поступил заказ от русского правительства на строительство нового ледокола. Рождение «Святогора», именно такое название изначально было дано судну, тесно связано с вице-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. Он хорошо понимал, как важны для России северные морские пути. По его инициативе в конце 19 века был спущен со стапелей «Ермак», мощное ледокольное судно, не имевшее на тот момент аналогов.

Появившийся позже «Святогор» стал улучшенным, гораздо более мощным аналогом «Ермака» (кстати, "Красин" - самый мощный ледокол мира на протяжении первой половины 20-го века).

В августе 1916 года судно было спущено на воду. После необходимых доработок, 31 марта 1917 года над ним взвился Андреевский флаг и ледокол вошел во флотилию Северного Ледовитого океана с припиской к порту Архангельск. Здесь он и был затоплен в 1918 году с целью перекрыть фарватер кораблям английских интервентов, приближающихся к Архангельску. Однако затопление было неудачным.

Англичане подняли ледокол, провели необходимый ремонт и до 1921 года, пока судно при участии Л.Б. Красина не было возвращено на родину, «Святогор» ходил под британским флагом.

В 1927 году ледокол поменял имя и стал «Красиным». Двадцатые и тридцатые годы прошлого века были знаковыми для судна. В это время ледокол стал флагманом экспедиции, спасшей экипаж дирижабля Умберто Нобиле, принял участие в 9-й Карской экспедиции, первым достиг мыса Желания, впервые провел военные корабли по северному морскому пути.

«Красин» стал лидером Ленской транспортной экспедиции, результатом которой стал выход Якутии в океан. За свои достижения ледокол получает Орден Трудового Красного Знамени.

В годы войны на "Красин" было установлено вооружение. Он занимался обеспечением проводки военных конвоев в ледовых условиях. По приказу правительства «Красин» в 1941 году отправился в США для помощи в организации высадки десанта в Гренландии. Через полтора года в составе военного конвоя PQ-15 судно вернулось на родину, где до конца войны продолжало водить конвои по арктическим водам. В конце пятидесятых ледокол был модернизирован.

В 1972 году, после очередной реконструкции «Красин», утративший часть своей льдопроходимости, становится научно-исследовательским судном. В этом качестве ледокол работал на Шпицбергене, в Гренландском и Баренцевом морях. В свое последнее плавание «Красин» уходил в 1989 году.

В 1992 году судну было выдано охранное свидетельство, и он стал памятником государственного значения. Первая музейная выставка на борту открылась в 1995 году, а с 2004 ледокол стал филиалом Музея Мирового Океана. Здесь собраны подлинные фотографии и документы, связанные с историей «Красина» и всего ледокольного флота России. Научный и технический архив музея хранят чертежи, карты и интереснейшие уникальные киноматериалы. Основными коллекциями считаются собрание навигационных предметов разных времен, полярный фарфор, предметы судовой обстановки и быта, научные приборы. Постоянные выставки музея посвящены истории «Красина», экспедиции по поискам "Италии" и современным приборам навигации.

Фотографии ледокола

Ледокол "Красин".

Ледокол "Красин" является членом всемирной ассоциации исторических кораблей, состоящей из 175 кораблей и судов различного назначения. В ассоциацию входят такие корабли-легенды, как крейсер Аврора, американский линкор Миссури, британский чайный клипер Катти Сарк и греческий броненосец Авероф.

Орден «Трудового Красного Знамени».

25 мая 1928 года во время обратного полёта с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия».

Оставшиеся в живых члены экипажа во главе с генералом Нобиле оказались на льдине в Северном Ледовитом океане. "Красин", единственный из множества судов, спешивших на помощь экспедиции, смог добраться до ледового лагеря и спасти людей. Через несколько дней "Красину" пришлось спасать немецкий круизный лайнер "Монте Сервантес", наскочивший на айсберг. Забавно, что лайнер спешил в Арктику, чтобы посмотреть на знаменитый ледокол.

За этот поход "Красин" и был награждён орденом "Трудового Красного Знамени".

Судовая рында. Надо сказать, что согласно морским традициям, рынду не принято менять ни при каких условиях. Однако, с первым именем ледоколу не повезло. После выкупа из Англии, ледокол был переименован и рында была отлита заново.

Якорные лебёдки.

На палубе...

В интерьерах "Красина" господствует "советская классика".

Кают-компания.

Сертификат о прохождении "Красиным" Панамского канала.

Ещё один VEF.

Гирокомпас ледокола.

Хотите посетить "Красин" - записывайте координаты...

Под килем всего 90 сантиметров.

Машинный телеграф.

На самом деле в настоящий момент у "Красина" осталась только 1 паровая машина...

До модернизации в 1950-х годах у ледокола было 3 паровых машины и 10 угольных котлов. Во время перестройки на ледокол поставили 4 мазутных котла. В начале 70-х 2 паровые машины были демонтированы.

На противоположной стороне Невы находятся Адмиралтейские верфи. С борта "Красина" можно рассмотреть дизель-электрическую подводную лодку "Новороссийск" (проект 636.3 "Варшавянка"). На момент съёмки лодка достраивалась. 22 августа 2014 года на "Новороссийске" поднят Военно-морской флаг. Лодка войдет в состав Черноморского флота.

Капитанский мостик "Красина".

«Красин» — легендарное судно, пережившее войну, долгую дорогу эмиграции, и даже гибель. На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Сегодня ледокол — легенда русского флота пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта и является филиалом Калининградского музея Мирового океана.

Все, что нужно знать об одном из самых мощных ледоколов в мире.

В начале прошлого столетия Россия признавалась лидером в освоении Северного Ледовитого океана. Предпосылкой для появления ледокольного флота послужили обширные торговые пути, а также огромные неосвоенные территории, омываемые северными морями. В течение почти половины XX века первенцами ледокольного флота были судна «Ермак» и «Святогор». В мире по мощности им не было равных.

«Святогор», который впоследствии был переименован в «Красин», за семь десятков лет успел затонуть, восстать с морского дна, пережить страшную войну и спасти людей, потерпевших авиакатастрофу. Лишь в конце 1980-х ледокол причалил к набережной Ленинграда, где, на правах ветерана, начал ждать на своем борту детские экскурсии и толпы туристов.

Родом из Англии

В начале XX века для работ в Арктике стране не хватало единственного на тот момент ледокола «Ермак», хотя он и не имел себе равных по мощи и силе. Балтийский флот поднимал вопрос о закладке судна еще в 1911 году, но дело застопорилось на пять лет.

Россия вернулась к проблеме лишь в январе 1916 года. Контракт на строительство ледокола с тремя винтами, мощностью 10 тысяч лошадиных сил и водоизмещением более 10 тысяч тонн был заключен с фирмой «Сэр Армстронг, Витворт и Ко» из Англии. Специалисты из Ньюкасла ранее работали над проектом «Ермака».

Приход «Ермака» в Кронштадт.

Англичане справились с постройкой судна довольно быстро. Треть массы корпуса зарубежная фирма собрала к маю 1916 года, а 3 августа корабль уже спустили на воду и достраивали его в Мидлсбро. Во время тестовых испытаний было выявлено, что судно не слушается руля, но эти неполадки были устранены. 15 сентября 1917 года «Святогор» полностью достроили и включили во флотилию Северного Ледовитого океана. Ледокол привезли в порт Архангельска, где он должен был служить очень долго.

Утонул на службе

События, разыгравшиеся в России в 1918 году, непосредственно коснулись «Святогора». Летом начался период англо-французской интервенции. Иностранные корабли подошли к Архангельску, где служил ледокол. Было решено преградить путь кораблям интервентов, чтобы они не смогли войти в город. Для этого было решено принести судно в жертву. «Святогор» должен был «погибнуть» в устье Северной Двины. Впрочем, затопить судно нормально не сумели. «Святогор» посадили на мель так, что над водной поверхностью виднелись и 16 метровые трубы, и большая часть корпуса.

Жертвы были напрасными – английские войска вошли в Архангельск. Спустя несколько дней они смогли поднять ледокол со дна Северной Двины, а затем, не оформляя вовсе никаких бумаг, забрали его к себе. «Святогор» с 1920 года ходил под английским флагом.

Возвращение в Россию

В ноябре 1919 года Россия не смогла справиться с бедой в северных морях без мощнейшего на тот момент ледокола, который работал в Англии. Осенью ледокольный пароход «Соловей Будимирович» шел к Канину Носу, чтобы купить для голодающих жителей Архангельска мяса у ненцев. В итоге судно было затерто во льдах и вынесено в Карское море. 85 человек четыре месяца не могли получить помощи. Большевистскому руководству пришлось обращаться к англичанам, которые год назад увели «Святогор», чтобы прорваться через льды к терпевшим бедствие людям. Ледокол, взятый в аренду, свою миссию выполнил и вернулся в Англию еще на два года.

Новое имя

Все время, пока ледокол служил у иностранцев, большевистское руководство вело переговоры по возвращению судна назад. Сдвинуть дело с мертвой точки удалось дипломату Леониду Красину. Торговый представитель Великобритании в 1921 году работал над подписанием советско-британского торгового договора, который ознаменовал поворот в развитии дипломатических отношений со странами Запада. Одновременно с этим дипломат договорился о возвращении Англией уведенного в 1918 году ледокола «Святогор», естественно, не бесплатно – российская сторона заплатила приличную сумму.

Леонид Красин ушел из жизни в 1926 году, а год спустя возвращенное им судно назвали его фамилией. Под этим именем ледоколу было суждено совершить еще несколько подвигов.

Спасение экипажа дирижабля «Италия»

В начале XX века дирижаблестроение заняло особое место в истории воздухоплавания. Дирижабли, как и ледоколы, начали сооружать непосредственно для того, чтобы покорять арктические просторы.

Дирижабль «Норге», созданный итальянским инженером Умберто Нобиле, в 1926 году через всю Центральную Арктику перелетел к Северному полюсу. Руководителем той экспедиции был Руал Амундсен. Почти сразу после этого между ним и Нобиле произошел разлад. Вражда двух выдающихся людей побудила Нобиле повторить полет, организовав свою собственную экспедицию без участия Амундсена. Для этих целей был построен новый дирижабль – «Италия», прототипом для которого послужил «Норге». Экспедиция состояла из 16 человек. По замыслу Нобиле, группа исследователей должна была высадиться на 90-й параллели и провести там опыты. Тем самым итальянец хотел победить в споре с Амундсеном.

11 мая 1928 года дирижабль «Италия» вылетел со Шпицбергена, пролетел над полюсом и приземлился на Аляске. А вот на обратном пути случилась катастрофа. Связь с «Италией» потеряли 25 мая.

Позднее выяснилось, что на дирижабле произошла утечка газа в 100 км от и он начал терять высоту. Воздушное судно с силой ударилось о ледяную поверхность. От удара погиб моторист. Шесть человек пропали без вести. Еще 10 участников экспедиции, включая Нобиле, оказались в ледяном плену. Через девять дней с помощью радиостанции потерпевшие крушение люди случайно смогли передать сигнал о помощи, который поймал радиолюбитель.

Мир узнал о трагедии и на помощь в числе 18 кораблей и 21 самолета направился «Красин». 12 июля, пробив льды, судно смогло спасти большую часть экспедиции, чуть было не сгинувшую во льдах после крушения «Италии». Стоит отметить, что в ходе спасательной экспедиции разбился самолет «Латам-47», на котором летел тот самый Руал Амундсен, с кем враждовал Нобиле. В дальнейшем итальянец признается, что Амундсен смог победить его.

«Красин» же после участия в спасательной экспедиции стал известен во всем мире.

Участник Второй мировой

Вторая мировая война застала советский ледокол на Дальнем Востоке. Для несения службы ему нужно было перейти через два океана – Тихий и Атлантический – а также Панамский канал. «Красин» успел к началу навигации в западной секции Арктики.

С начала военных действий ледоколы стали военными судами, которые вынуждены были обеспечивать проводку конвоев в ледовых условиях. Немецко-фашистское командование сулило высокие награды тем, кто выведет из строя ледоколы противника, но советские войска конвойные операции дезорганизовать так и не дали. Сам же «Красин» провел неоднократную проводку конвоев с важнейшими грузами по северному морскому пути.

Почетная стоянка

В роли же ледокола судно работало до 1970-х, а до этого успело пройти ремонт в ГДР, немного сменив облик. Далее пришлось уступить место более современным кораблям. До передачи в Ленинград «Красин» работал уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа.

В конце 1980-х годов ледокол «Красин», знатно потрудившийся в Арктике, перешел под опеку Всесоюзного общества «Знание» и отправился в Ленинград для продолжения службы в роли корабля-музея на набережной Лейтенанта Шмидта.

Тезка из Финляндии

Еще один ледокол «Красин» был построен в Финляндии в 1976 году. Он был призван заменить состарившегося предшественника, а сам по себе представлял подобие атомного ледокола «Ленин». Судно было уже куда мощнее первого «Красина» (36 000 л.с.). Взяв себе гордое имя, ледокол 1976 года успел поучаствовать в спасательной операции в Охотском море в 2011 году, когда там застряли около 600 рыбаков.

Сегодня «Красин» — единственное судно, находящееся на плаву, которое принимало участие в реальных морских сражениях Великой Отечественной войны. Больше в России таких судов нет, да и в мире их остались единицы.

Сколько ледоколов-музеев существует в России и чем знаменит «Красин»?

У «Красина» богатейшая история. В 2016 году мы начнём отмечать столетие ледокола — в 1916 году он был спущен на воду. Но подъём флага был 31 марта 1917 года, и поэтому основные торжества запланированы на 2017 год. Сейчас мы активно к ним готовимся.

Ледокол «Красин» не единственный подобный музей. В России есть ещё ледокол-музей «Ангара», который находится в Иркутске. И, кстати, он был построен на том же заводе, что и ледокол «Красин», — в Великобритании, в Ньюкасле. «Ангара» была создана даже немного ранее. Это старший брат «Красина», хотя по размерам он существенно меньше.

Есть и ещё одно судно-музей — это ледокол «Ленин», который находится в Мурманске. Тоже абсолютно уникальное явление в мировой истории. Первый атомный ледокол, который был построен здесь, в Ленинграде, и спущен на противоположном берегу, на Адмиралтейских верфях. Сейчас этот ледокол находится в ведении «Атомфлота» и, собственно говоря, является ведомственным музеем. Каждый год его посещает большое количество туристов. То есть история освоения Арктики ледокольным флотом у нас более или менее отражена.

Получается, «Красин» — самый известный из перечисленных музеев?

Пожалуй, да. «Красин» — самый известный и самый легендарный из них, потому что с ним связаны важнейшие события всемирной истории.

Что больше всего интересно тем, кто приходит на борт?

Интересно прежде всего посетить само судно, потому что у нас можно походить по палубе, зайти в помещения, посмотреть, как устроена рулевая рубка, каюта капитана, каюта начальника экспедиции, кают-компания, увидеть, как жили матросы.

Есть отдельная экскурсия в машинное отделение. Ведь «Красин» (многие даже этого и не знают) — это пароход. Он сохранился как паровое судно. У нас паровые котлы, паровая машина. Причём, по всей видимости, у нас на «Красине» стоит одна из самых больших паровых машин в мире, сохранившихся на судах, которые находятся на плаву. Она мощностью три с лишним тысячи лошадиных сил, и ничего подобного в мире скорее всего не сохранилось, поэтому это уникальное инженерное сооружение.

Кроме того, «Красин» является участником совершенно легендарных событий в Арктике, которые связаны с восстановлением нашего государства, с ключевыми моментами истории арктических исследований.

Символичны даже годы жизни «Красина»: ледокол был построен в 1917 году, а последний свой рейс попытался сделать в 1991 году. То есть фактически годы его эксплуатации — это отражение всей советской эпохи освоения Арктики.

«Святогор» — это первое имя «Красина» — пришёл в Архангельск в 1917 году и успел принять участие и в гражданской войне, и в революционных событиях. Но, правда, странным образом: фактически он был затоплен большевиками в устье Северной Двины, для того чтобы в Архангельск не смогли пройти войска Антанты.

Но затоплен он был странным образом: не до конца, только по палубу. Соответственно, когда пришли англичане, они откачали воду, подняли его и прекрасно им пользовались. В течение нескольких лет (до 1921 года) ледокол ходил под английским флагом. Он даже сохранил своё имя и назывался HMS Sviatogor — Корабль её Величества «Святогор».

Дело в том, что приказ о строительстве ледокола подписывал Николай II, но из-за начала революционных событий царское правительство не успело за него расплатиться: оно заплатило 70%, и 30% осталось. За эту неуплату его и забрали в Великобританию.

Кстати, у нас в прошлом году на борту была принцесса Анна — дочь королевы Елизаветы. Мы делали для неё экскурсию, чем, конечно, очень горды.

Как ледокол вернулся на родину?

Наш торгпред, дипломат Леонид Борисович Красин (1870-1926 гг.) проводил переговоры с Великобританией о заключении торгового соглашения, о прорыве, так скажем, экономической блокады молодого советского государства.

Такое соглашение было заключено, оставшаяся сумма (30%) — заплачена, и ледокол вернулся в советскую Россию. На самом деле Великобритания с удовольствием избавилась от этого ледокола, поскольку льдов у них нет, а содержать такое судно — это очень дорогое удовольствие.

В 1927 году, уже после смерти Леонида Борисовича, корабль был переименован из «Святогора» в «Красин».

Это первый этап. А звёздный этап в жизни ледокола «Красин» — это, конечно же, 1928 год. Он связан с экспедицией генерала Умберто Нобиле (1885-1978 гг.) на Северный полюс на дирижабле «Италия».

Умберто Нобиле был известным дирижаблестроителем. В 1926 году он построил дирижабль «Норвегия» и на нём отправился в экспедицию вместе с Руалем Амундсеном (1872-1928 гг., норвежский полярный путешественник) . Это был перелёт через Северный полюс на Аляску. Экспедиция была успешной. Но, как это часто бывает, два великих человека, два больших корабля, после неё разошлись, фактически поссорились.

И тогда Умберто Нобиле решил организовать свою собственную экспедицию на Северный полюс. Экспедиция должна была стать более масштабной — планировалась целая серия вылетов, в том числе и на Северный полюс, а также проведение научных исследований.

В 1928 году эта экспедиция стартовала. Правда, удался только один вылет — в район Земли Франца-Иосифа, Северной Земли. Во время второго вылета дирижабль долетел до Северного полюса, но не смог там приземлиться из-за сильного ветра. Он развернулся, полетел обратно, попал в сильный встречный ветер и потерял высоту. По всей видимости, было обледенение, осколки льда слетали с винтов и пробили оболочку. В результате, быстро теряя высоту, дирижабль зацепился гондолой за лёд, за один из торосов, разломился, и часть экипажа выпала на лёд. Часть осталась внутри дирижабля, а потом пропала — дирижабль унёс людей, и потом их так и не смогли найти.

Выпавшим из дирижабля повезло гораздо больше, правда, многие из них имели серьёзные повреждения, переломали руки и ноги. Но вместе с ними выпала и часть провианта, палатка, радиостанция, оружие — в общем, можно было организовать целый лагерь на льдине, что и было сделано. Лагерь был разбит, как оказалось, недалеко от Шпицбергена. Была налажена работа радиостанции, хотя сигнал SOS от потерпевших бедствие очень долгое время не могли принять.

Но в конце концов он был пойман у нас, в советской России, радиолюбителем Николаем Шмидтом (житель деревни Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии) , и началась спасательная операция, в которой принимали участие почти все европейские страны, будто бы соревнуясь друг с другом. Многие их действия были нескоординированы, тем не менее до настоящего времени эта операция считается самой масштабной международной спасательной экспедицией в Арктике, в которой были задействованы десятки кораблей и самолётов.

Советская Россия также принимала в спасении потерпевших бедствие активное участие. Мы организовали поисковые экспедиции на нескольких судах, в том числе и на «Красине». В результате получилось, что многие страны пытались спасти членов экспедиции Умберто Нобиле, а реально смог выполнить эту задачу только наш ледокол.

Это событие было важно в плане признания молодого советского государства на международной арене. Что такое 1928 год? Авторитет государства тогда был крайне низок, только-только началось признание новой страны ведущими мировыми державами.

Интерес к нашей стране резко повысился. Многие красинцы, даже кочегары, ездили по миру с рассказами об экспедиции. По сути, это была первая большая пиар-акция советской России.

В этой экспедиции был и серьёзный гуманитарный аспект. На обратном пути, когда «Красин» возвращался со Шпицбергена, он получил сигнал SOS от немецкого лайнера «Монте-Сервантес», который столкнулся с айсбергом, получил пробоину и стал быстро набирать воду и тонуть.

К «Монте-Сервантесу» быстро подошёл «Красин». Поскольку на «Красине» были водолазы, они провели осмотр, выявили пробоину и залатали лайнер. Тем не менее течь продолжалась, и выяснилось, что с другой стороны тоже есть пробоина. Заделали и её, использовав уже свой металл, разобрав палубу в машинном отделении, после чего отбуксировали судно в Гамбург. Таким образом, помимо спасения полярной экспедиции Умберто Нобиле «Красин» спас ещё 1,5 тысячи человек на большом пассажирском лайнере «Монте-Сервантес».

Это было серьёзное достижение, которое вызвало большой резонанс в мире. Газеты просто пестрели упоминаниями о ледоколе «Красин», о его руководстве, советской России. Несомненно, события эти являются звёздным часом в истории ледокола «Красин». На основе этой истории был снят художественный советско-итальянский фильм «Красная палатка» (1969 год) , в главных ролях которого снимались Никита Михалков, Юрий Визбор, Донатас Банионис, Клаудия Кардинале и Шон Коннери.

Интересно, что на последнем этапе съёмок два режиссёра — Михаил Калатозов и Франко Кристальди — разошлись во мнениях, поссорились и сделали два отличающихся друг от друга фильма. Советский вариант более психологичный, он на полчаса длиннее, чем итальянский. В советском варианте саундтрек написал Александр Зацепин, в итальянском — Эннио Морриконе.

Чем занимался легендарный ледокол после своего звёздного часа?

После этих событий ледокол «Красин» совершил ещё две кругосветные экспедиции. Не каждое судно может похвастаться хотя бы одной кругосветкой, а «Красин» сделал это дважды — в 1934 и 1941 годах.

1934 год — всем известная спасательная экспедиция челюскинцев, которые дрейфовали на льдине. Было несколько вариантов спасательной операции, один из которых — с участием «Красина». Кстати, судя по воспоминаниям, дневникам самих челюскинцев, они не ждали спасения с воздуха, поскольку тогда авиация только начинала развиваться, — все надеялись на ледокол «Красин». Но авиация отработала хорошо, и всех челюскинцев эвакуировали самолёты.

Тем не менее «Красин» отправился в этот поход — из Ленинграда вокруг света, через Атлантику, Панамский канал, Тихий океан, на Аляску и далее Чукотку. Правда, к тому времени, когда он дошёл (хотя он дошёл достаточно быстро — менее чем за два месяца), челюскинцев успели вывезти. Но на последних этапах этой спасательной экспедиции он всё-таки был недалеко и помогал в перевозке грузов, мимоходом вытащил изо льдов пароход «Сталинград», то есть ледокол внёс свою лепту и в эту операцию. После чего он ушёл на трассу Северного морского пути и фактически замкнул свой кругосветный маршрут.

Вторая кругосветная экспедиция была ещё более интересной. 1941 год, началась Великая Отечественная война. После начала военных действий американское правительство обратилось к советскому правительству с просьбой предоставить ледокол в аренду. Ледокол нужен был для высадки десанта в Гренландии, где появились немецкие гидрометеорологические станции, которые могли делать наводки для авиации и кораблей, а это было уже серьёзным вторжением в американские интересы.

Советское правительство ответило положительно, и «Красин» отправился в Америку. В США команду «Красина» встретили на самом высоком уровне — президент Франклин Рузвельт пообщался с красинцами и лично подписал чек на 500 тысяч долларов на ремонт ледокола и его вооружение. «Красин» был поставлен в док, отремонтирован и серьёзно вооружён.

Тем не менее «Красин» не остался в Америке. Он получил другие боевые задачи — отправился через Атлантику в Великобританию. Этот переход был очень труден: сильные шторма, встреча с немецкой подводной лодкой. В Великобритании ледокол довооружили, поставили на него зенитные пушки — эрликоны. После чего он отправился в Исландию, а оттуда в советскую Россию в составе полярного конвоя PQ-15.

Полярные конвои — история снабжения советской России вооружением, продовольствием. Эти поставки были очень важны. Как это происходило? Выстраивалось в несколько рядов порядка 20-30 транспортных судов, вокруг которых шли суда охраны, и этот караван двигался из Исландии в советскую Россию. Конвои старались идти как можно дальше от побережья Норвегии, прижимаясь к кромке полярных льдов, в связи с тем что в Норвегии находились немецкие базы военных самолётов. Несмотря на предосторожность, конвои подвергались атакам немецких самолётов и подводных лодок.

PQ-15 был одним из самых трудных конвоев. Он был обнаружен немецкими самолётами-разведчиками и активно атаковался, причём тогда немцы впервые применили при атаке на конвой самолёты-торпедоносцы. Несколько судов конвоя PQ-15 было ими затоплено. Началась охота и на ледокол «Красин», но, поскольку он был хорошо вооружён и хорошо отстреливался, его миновала эта судьба. Он остался на плаву, более того, даже серьёзных ранений на борту никто не получил, хотя рубка была вся прострелена. За ледоколом «Красин» числится два сбитых немецких самолёта. Так или иначе конвой дошёл до Мурманска, а «Красин» двинулся в Северодвинск и позже вышел на трассу Севморпути.

И сегодня «Красин» — единственное судно, находящееся на плаву, которое принимало участие в реальных морских сражениях Великой Отечественной войны. Больше в России таких судов нет, да и в мире их остались единицы. Поэтому, конечно же, «Красин» — это легендарный корабль, который заслуживает внимания и всяческих почестей.

Помимо участия в этом полярном конвое «Красин» связан с ещё одним важным эпизодом в истории Великой Отечественной войны в Арктике. В 1942 году немецкое командование развернуло крупную кампанию Wunderland (нем. — Земля чудес) , направленную на разрушение коммуникаций в советской Арктике. Толчком к разработке этой кампании послужила информация о том, что с Дальнего Востока планируется перебросить несколько военных кораблей в Мурманск, на западный театр военных действий. Тут сработала, видимо, японская разведка, которая передала эти данные.

Согласно плану кампании немецкое командование отправляет в Карское море линкор «Адмирал Шеер» и пять подводных лодок. В тот момент, когда «Адмирал Шеер» оказался в Карском море, ледокол «Красин» как раз проводил караван транспортных судов с Диксона в восточный сектор Арктики. К счастью, встреча этого каравана с «Шеером» не состоялась. Причиной этому послужило то, что немецкий линкор наткнулся на небольшой ледокольный пароход «Александр Сибиряков». «Адмирал Шеер» приказал «Сибирякову» не выдавать своё местоположение и хранить молчание в эфире. Но «Сибиряков» сразу подал сигнал о том, что видит неприятеля, и местоположение линкора было рассекречено. «Шеер» тут же ответил оружейными выстрелами и достаточно быстро потопил «Сибирякова».

Тем не менее стало понятно, что в Карском море находится большой неприятельский корабль. Ледокол «Красин» увёл караван судов в тяжёлые льды и таким образом спас его. «Шеер» с подводными лодками ушёл из Карского моря, не осуществив задуманного. А «Красин» дождался каравана военных судов, провёл его через пролив Вилькитского, после чего караван благополучно достиг цели назначения.

Что было с «Красиным» после окончания войны?

После войны ледокол «Красин» был разоружён, прошёл модернизацию в Германии, в городе Висмаре, и приобрёл тот вид, ту надстройку, которую мы сейчас можем видеть. Интерьеры и то, что находится внутри ледокола, — это всё было сделано в 1950-е годы в Германии. От «Красина» 1920-х годов, который был построен в Великобритании, сохранился только корпус. Но корпус совершенно уникальный — клёпанный, из английской стали, а корпус, как известно, — самое главное на любом судне.

Пройдя модернизацию, «Красин» снова работает на трассе Севморпути, проводит транспортные суда с хозяйственными грузами. В 1970-е годы, когда стало понятно, что ледокол устарел — это же пароход, хоть и не на угле, а на мазуте, и мощность не та, и корпус изношен, — стали думать, что с ним делать.

Тут, видимо, сыграли свою роль боевые заслуги «Красина», потому что его решили не уничтожать, как это было сделано с первым русским ледоколом «Ермак» (кстати, «Ермак» и «Красин» были сделаны по одному и тому же проекту, разработанному адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, 1848-1904 гг. ). Появилась идея переделать «Красина» из ледокола в научно-исследовательское судно, что и сделали.

У «Красина» было три машины и три винта. Две бортовые машины убрали, вместо них поставили парогенераторы. С котлов пар подавался на парогенераторы, которые вырабатывали электричество. Так «Красин» превратился в плавучую электростанцию. Судно причаливало к буровым установкам на Шпицбергене и Земле Франца-Иосифа для подачи электричества и пара. И тут мы можем скромно заметить, что нефть и газ, обнаруженные на островах Арктики, — это во многом заслуга «Красина». В качестве научно-исследовательского судна ледокол проработал 1970-1980-е годы.

Каким образом «Красин» стал музеем?

В 1989 году «Красин» был передан Международному фонду истории науки как раз для того, чтобы сделать из этого судна музей. Но всё оказалось не так просто. Ледокол пришёл в Ленинград, но в связи с тем, что в 1991 году у нас фактически не стало государства, организация, которая взялась за сохранение «Красина» в качестве музея, продала этот ледокол другой организации, та организация в свою очередь перепродала его третьей организации… Судьба ледокола могла быть очень незавидной.

Но об этом узнала общественность, и поднялась народная волна протеста. В защиту ледокола полетело огромное количество писем, был организован комитет спасения «Красина». Благодаря общественности об этой истории узнали власти, и в результате было подписано постановление правительства о признании «Красина» объектом культурного наследия федерального значения. На основе этого постановления в течение последующих двух лет в судах рассматривалось дело о признании сделки о продаже «Красина» недействительной. Сделка была аннулирована, и «Красин» остался в Санкт-Петербурге в качестве музейного судна.

В 1990-е годы денег на его содержание у города категорически не хватало. В итоге в 2004 году было принято решение о передаче «Красина» из Санкт-Петербурга Музею Мирового океана, в ведение Министерства культуры.

Что-то изменилось после передачи музея Министерству культуры?

Сейчас в музее ведутся большие реставрационные работы, работы по обслуживанию ледокола. Действительно, за все постсоветское время только в составе Музея Мирового океана «Красин» получил достойное содержание. Очень много конференций у нас проводится, очень много бывает туристов на его борту, так что приходите, не пожалеете.

Когда появились музейные экспозиции на борту «Красина»?

Музейные экспозиции на его борту появились ещё в 1990-е годы — ледокол был открыт для посещения. Но как полноценный музей он стал функционировать с 2004 года, тогда же началось образование и пополнение его фондов.

Каким образом корабли становятся музеями и сколько всего таких музеев открыто в России?

Всего у нас в России где-то порядка 30 судов-музеев, находящихся на плаву. Они относятся к разным ведомствам, разного подчинения: Министерство культуры, «Атомфлот», военные — крейсеры «Аврора», «Кутузов», и так далее.

Ведущую роль здесь играет Музей Мирового океана, у которого есть целый исторический флот. Большая часть судов находится в Калининграде — это научно-исследовательское судно «Витязь», «Космонавт Виктор Пацаев», рыболовный траулер СТР-129, подводная лодка Б-413, на бортах которых развёрнуты прекрасные экспозиции. Музей активно развивается, скоро в нём появится новое судно — последний сохранившийся плавучий маяк «Ирбенский».

Ассоциация «Морское наследие России» активно продвигает идею создания перспективной программы музеефикации исторических кораблей. Ведь как все эти исторические суда стали музеями? Пока их судьба не повисала на волоске, пока общественность не начинала бить тревогу, судьбой этих кораблей никто не занимался. Но за время простоя они успевали прогнивать, в результате очень большие деньги тратились на их восстановление. Чтобы избежать этого, ассоциация предлагает уже сейчас задуматься о тех судах, которые находятся на ходу, но уже вошли в преклонный возраст. Можно даже заранее определить их будущих собственников, создать некие пенсионные фонды.

Что это за суда?

У нас немного таких кораблей, представляющих собой выдающиеся сооружения, памятники науки и техники, или принимавших участие в знаковых исторических событиях. Один из самых ярких примеров — это спасательное судно «Коммуна» Черноморского флота. Оно построено в 1914 году на Путиловском заводе, представляет собой совершенно уникальное инженерное циклопическое сооружение — это двухкорпусный катамаран длиной более 100 м, соединённый арочной системой. Он очень похож на Эйфелеву башню на плаву. «Коммуна» — старейшее судно военно-морского флота России, до сих пор обслуживающее подводные лодки. Очевидно, что вскоре его придётся выводить из действующих судов, и уже сейчас стоит принять меры, чтобы сохранить его в качестве музея, потому что это совершенно уникальный экспонат.

Есть и другие примеры — взять хотя бы наши парусные суда. Самые известные и старые среди них — это «Седов», «Крузенштерн». К счастью, они ещё на плаву, «Седов» недавно даже в кругосветку ходил, но всё же об их дальнейшей судьбе нужно думать уже сейчас, уже сейчас нужно понимать, что в будущем они станут кораблями-музеями.

Когда ассоциация «Морское наследие России» планирует выступить с программой сохранения судов?

Думаю, что в течение 2015 года эта программа будет окончательно сформирована и начнёт активно обсуждаться.

Сколько ледоколов могут в будущем стать музеями?

Сейчас активно поднимается вопрос о сохранении ледокола «Арктика», но это вопрос сложный. Всё-таки сохранение такого большого судна — очень дорогостоящее предприятие, хотя за «Арктикой» числятся серьёзные заслуги — например, первое достижение Северного полюса в надводном плавании.

Вопрос стоит так, что стоимость его утилизации примерно равна стоимости его сохранения на первом этапе в качестве музейно-выставочного центра. Но здесь нужно прислушаться и к мнению «Росатомфлота», в ведении которого должна остаться «Арктика», поскольку из-за остаточной радиации только «Росатомфлот» сможет обслуживать этот ледокол.

Что такое для вас работа на «Красине»?

На «Красине» чрезвычайно интересно работать — здесь проводится огромное количество мероприятий, конференций, выставок, связанных не только с историей Арктики, но и в целом с историей морской России. Кроме того, «Красин» фактически стал центром сохранения морского наследия России: на его борту базируется штаб-квартира ассоциации «Морское наследие России», поэтому я рад, что нахожусь здесь, на его борту.