Лучшие притчи о смысле жизни, жизненных проблемах и жизненных целях. Какой волк побеждает? Притча Основная мысль притчи что побеждает

05.02.2024 Медицина 

Что важнее? (притча)

Наверное задавали себе и другим такой вопрос и думаю, что ответы были разными. Ведь каждый из нас считает по - своему, что будет важнее для него, а что - нет. Не знаю так или нет, но считаю, что важное в нашей жизни мы определяем по - этапно, то есть в годы нашего детства и юности за нас важно закончить учебу в школе и получить образование, после для кого - то важным будет найти хорошую и перспективную работу, а для других создать семью и воспитывать детей, у третьих - увидеть весь мир и так далее - далее. Но, всегда ли так и правильно ли мы делаем свой выбор на то, что важнее в нашей жизни? Поэтому и хочу вам предложить одну притчу, может она нам даст более верный ответ, что же все - таки важнее и как не допустить ошибку, отправляясь в путешествие, которое называется жизнь...

Как часто в нашей жизни происходят изменения. Вот и сейчас, в настоящее время можно заниматься бизнесом в сети Интернет и это не только престижно, но и прибыльно. Но развитие бизнеса зависит и от того, насколько ваш сайт доступен большинству людей в сети. Если, хотите, чтобы о вас узнали не только в собственной стране, а и за рубежом, то информация должна подаваться на нескольких языках. И тут встает вопрос, а как это сделать? Помогу вам советом, обращайтесь в компании или бюра, которые занимаются переводом страниц сайтов. Например, бюро переводов "movapro" . Обратившись сюда вы всегда получите качественный перевод и в краткие сроки. Для подробной информации нужно зайти на сайт: movapro.kiev.ua. Здесь Вы узнаете об услугах, сроках и ценах. Обращайтесь и вам всегда помогут. Успех в вашем бизнесе важно для вас в жизни. А, мы с сейчас узнаем, что же важнее для нас в нашей жизни.

Как-то раз перед началом лекции профессор вошел в аудиторию и разложил не столе несколько предметов. Занятие началось, профессор взял в руки пустую стеклянную банку, заполнил ее доверху большими камнями, показал студентам и спросил, полна ли банка.

Студенты согласились, что банка полна. После этого профессор всыпал в эту же банку мелкую гальку, которая заполнила пустоты между камнями после того, как профессор несколько раз ее встряхнул, и снова обратился к аудитории с вопросом:

- Полна ли банка?

Студенты с улыбкой согласились, что банка и на сей раз полна.

После этого профессор всыпал в банку песок, который заполнил оставшиеся пробелы между камнями и галькой, и спросил:

- А сейчас полна ли банка?

В некотором недоумении студенты согласились, что банка и на сей раз полна.

После этого профессор влил в банку воду, после чего в банке вообще не осталось пустого места.

- А теперь, - обратился к слушателям профессор, - я хочу, чтобы вы представили, что банка - это жизнь человека, а камни - это самые важные для него вещи - семья, дети, друзья, здоровье.... словом, все то, что необходимо для полноты жизни даже в том случае, если у него ничего больше не будет. Галька - это другие вещи, ставшие для человека важными - работа, дом, имущество, автомобиль... А песок - это уже мелочи жизни. И вот, если сначала наполнить банку песком, в ней не останется места для гальки и песка. Иными словами, если человек будет заполнять свою жизнь мелочами жизни, в ней не останется времени для действительно самых важных вещей. Помните об этом, уделяйте время своим близким, не забывайте своих друзей. Определите для себя приоритеты, определите для себя все то, что действительно важно для полноты жизни. Ведь все остальное - это просто песок.

В этото момент в аудитории поднялась одна рука и студент, поднявший руку спросил:

- А что же означает вода?

- Я ждал этого вопроса, - улыбнулся профессор, - и рад, что вы его задали. А вода означает, что как бы жизнь человека ни была заполнена, в ней всегда остается немного места и для отдыха.

А, сейчас, когда прочитали притчу, какие мысли появились, что важнее в нашей жизни? Возможно, кто - то из Вас согласится со словами профессора, а кто - то и нет и скажет свое мнение. Интересно узнать, что думаете по этому вопросу. Может быть согласитесь со мной, что мы не всегда правильно определяем, что важнее в нашей жизни, особенно в молодые годы, уже после с годами приходим к выводу о важности. Но думаю, что может лучше будет то, что с опозданием, но мы определяемся что же все - таки важнее, чем дожить до старости и не понять, где была сама жизнь, а где только ее мелочь. И такое встречается в нашей жизни, не всегда и не все могут сделать правильное разграничение. Это видим и окружающих нас близких и знакомых людей, из фильмов. А в настоящее время и на телевидении есть достаточное количество телепроектов, связанных с реальной жизнью и реальными героями, которые определяют свои приоритеты важного.


Притча - это небольшой рассказ, имеющий некий глубокий философский смысл. Она заставляет задуматься о чём-то важном, жизненном. Наиболее распространены в народе притчи о смысле поскольку это та тема, которая волнует всех людей испокон веков. Старые, принесённые из прошлого века рассказы ценятся как более мудрые, в них чувствуется опыт предыдущих поколений. Однако не стоит недооценивать современные притчи о смысле жизни, они не менее востребованы. Всё потому, что без разницы, когда описываемая ситуация происходила, главное - смысл.

Рассказам не обязательно быть длинными, некоторые притчи о смысле жизни короткие, как спичка, и прочесть их можно успеть ещё до того, как она догорит. Однако это не мешает им нести некий посыл, который одним поможет определиться с тем, для чего мы живём, а другим просто даст пищу для размышлений. Ниже в качестве примеров предоставлены некоторые известные и интересные притчи о смысле жизни.

Пример: «Осёл и колодец»

Упал осёл в колодец и стал призывно кричать, привлекая внимание хозяина. Тот действительно прибежал, но доставать питомца не спешил. В его голову пришла «гениальная» идея: «Колодец высох, его давно пора было закопать и создать новый. Осёл тоже старый, нового пора заводить. Засыплю-ка я колодец прямо сейчас! Сразу 2 полезных дела сделаю».

Сказано - сделано, пригласил мужчина соседей, и начали они дружно закидывать колодец и находящегося внутри ослика землёй, не обращая внимания на крики бедного животного, догадавшегося что к чему.

Вскоре осёл замолчал. Любопытно стало людям, почему он притих, заглянули они в колодец и увидели такую картину: каждый ком земли, что опускался сверху на спину, ослик сбрасывал с себя, а потом приминал копытами. В итоге, когда мужчины продолжили, животное окончательно добралось до верха и выбралось.

Жизнь посылает людям много неприятностей, сравнимых с комьями земли. Можно ныть и кричать о том, как плоха и а можно попытаться стряхнуть землю и примять её, чтобы подняться. Главное - не сидеть сложа руки и что-то делать.

Чему учат притчи


Каждая притча учит чему-то своему. Например, приведённая выше даёт понять, что никогда нельзя сдаваться, даже в тех случаях, когда ситуация кажется безнадёжной, а также что для достижения положительного результата нужно всего-то хорошенько думать и постараться найти выход. Чаще всего именно такой смысл и вкладывают в эти небольшие философские рассказы те, кто способен на это. Некоторые притчи пришли к людям прямиком от мудрецов, некоторые просто придуманы обычными людьми, но в любом случае глубинный подтекст есть в любой притче, а потому читать их иногда бывает крайне полезно.

Кроме этого, конечно, притчи помогают разобраться с добром и злом, любовью и симпатией, верой в Бога, религией в целом, со смыслом жизни и с другими интересующими проблемами.

Пример: «Жизнь и кофе»

Однажды выпускники престижного колледжа зашли в гости к своему мудрому профессору, некогда многому их обучившему. Постепенно разговор зашёл о жизненных трудностях, и тогда преподаватель предложил ребятам кофе. После согласия мужчина ушёл, а вскоре вернулся с кофейником и уставленным разнообразными чашками подносом. Одни были красивыми и дорогими, сделанными из хрусталя или фарфора, другие - простые и неказистые, пластмассовые, дешёвые.

Посмотрите, что вы выбрали, - начал профессор, когда каждый из его учеников взял по чашке. - Вы все взяли лишь самые красивые и привлекательные чашки, оставив дешёвые на подносе. Это и есть источник ваших бед - вы стремитесь получить всё лучшее для себя. Но главное не то что снаружи, а что внутри. От красоты чашки не зависит вкус кофе, а именно он является вашей главной целью. Задумайтесь: кофе - это наша жизнь, а деньги, общество, работа - это всего лишь чашки. Мы стремимся к самой красивой чашке, забывая наполнять её содержимым. Но ведь она служит всего лишь средством, помогающим поддержать жизнь. Главное - кофе и его вкус.

Чем притчи полезны

Из примера выше сразу понятно, что притчи могут нести поистине масштабную мысль. Действительно, наши жизни сравнимы с кофе. Люди пытаются заработать огромные деньги, стремятся жить в роскошных домах, красиво и дорого одеваться, ищут себе спутников жизни не по любви, а по другим качествам вроде богатства и громкого имени и т.д. При всём этом человек не понимает, что счастье совсем не в красивой чашке (а также в фантике, если сравнивать с конфетами), а в содержимом. Наверняка многие слышали, что богатые люди чаще всего несчастливы. У них есть всё, поэтому они просто не знают, чего им ещё надо. Зато бедные, живущие в скромных хижинах люди могут быть настолько довольными своими жизнями, что просто поражаешься.

Кстати, в притчах и тому подобных философских рассказах очень любят сравнения. Даже в обоих приведённых выше примерах жизни сравниваются с чем-то/кем-то. Это происходит для лучшего восприятия человеком смысла.

В каком возрасте лучше начать изучать притчи


Конкретного ответа на этот вопрос нет, однако чем старше человек, тем он мудрее, а потому и настоящий смысл, который авторы хотели донести до читателя, понять ему проще. некоторые притчи настолько легки для восприятия (чаще всего благодаря пресловутому сравнению, о котором говорилось ранее), что их способен осознать абсолютно любой человек, даже самый далёкий от философии.

Чаще всего притчи начинают интересовать вместе с приходящим в голову вопросом о смысле жизни. У кого-то это может быть в 15 лет, у кого-то в 30, но факт остаётся фактом: именно притчи помогают найти ответы на интересующие жизненные вопросы. Причём совершенно любые, поскольку касаются они почти всех направлений.

Восток - дело тонкое

Чаще всего людей интересуют не обычные, а о смысле жизни. Происходит это потому, что именно на Востоке большее количество мудрецов и мастеров, в отличие от других народов, а значит, именно оттуда стекаются полноценные рассказы, созданные истинными мастерами своего дела. Не всегда, конечно, это правда, поскольку назвать притчу «восточной» может любой автор, будь он из Лондона или России, но всё же зачастую люди верят, что читают именно восточную притчу, отчего автоматически доверяют ей сильнее, чем другим вариантам подобных рассказов.

Пример: «Бабочки и ответы»

Подлетели однажды к горящей свече три прекрасные бабочки, полюбовались некоторое время на огонь и стали рассуждать о его природе и смысле. Первая решилась подлететь чуть ближе, и вскоре она вернулась.

Огонь светит, - оповестила она.

Другая бабочка решила не отставать от первой, поэтому тоже решила подлететь к свече. Только приблизилась к огню она ближе первой подруги, чтобы лучше понять, что к чему, а потому немного подпалила крыло.

Огонь жжётся! - воскликнула она, вернувшись к ждущим её «девушкам».

Третья бабочка тоже отправилась к свече, правда, оказавшись смелее всех, она залетела прямиком в огонь. Она уже не вернулась, но свою мечту - познать, в чём сила и природа огня - она исполнила. К сожалению, оставшимся бабочкам она уже не могла поведать истину.

Притчи и смысл жизни

Все ищут истинную ценность человеческого существования на Земле. Однако, как видно из приведенного выше примера: знания - это мощная сила. Чаще всего бывает, что те, кто ничего не знают, говорят, а те, кто точно знают правду, молчат. Мёртвые, например, знают смысл жизни, но они не могут поведать его земным людям, как бы они сами этого ни хотели.

Все притчи так или иначе затрагивают смысл существования, но точного ответа они вряд ли дадут любопытным. Лишь намёки, подсказки, которые каждый воспримет по-своему и разовьёт в полноценную идею, мысль. Не у каждого это получится, правда, некоторые посчитают, что все притчи - это полный бред, но, возможно, когда-нибудь они всё-таки задумаются над этим вопросом.


Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…

Времена не выбирают, это уж точно! Но каждый из нас может выбрать, какого волка в себе он хочет и будет кормить. Каждый из нас может выбрать, с каким волком он хочет и будет отождествляться. Хорошо бы дополнить старую поговорку: не столько человек человеку волк, сколько каждый самому себе волк, причем и первый, и второй.

Какой волк победит?..

Святое искусство быть самим собой не дает готового ответа на этот вопрос. Наверное, потому что предполагает здравый смысл и великое терпение. И еще для того, чтобы не устраивать очередной показухи, за которой мало что стоит.

Быть может, все-таки рано задаваться вопросом, какой волк победит? Все мы под Богом ходим, что будет в конечном итоге, покажет время, люди, которые нас будут помнить или не помнить, и следы, которые мы оставим. Ключевым должен быть другой вопрос: «Какой волк победит сегодня, завтра, послезавтра, через неделю, месяц, год?»

Философы древнего мира очень болели за нашего второго волка, за наше истинное Я, за изысканный аромат нашей Души. И советовали давать ему особую пищу, не только укрепляющую душу, но и постепенно исцеляющую амнезию… Совет очень прост: попробуйте, пожалуйста, назвать десять вещей, без которых ваша душа не может жить, вспоминайте их и возвращайтесь к ним каждый день… Попробуйте понаблюдать, как пусто и плохо бывает, когда что-то одно из этого отсутствует в течение дня, недели, месяца, года. Вы сразу увидите, как разбушуется ваш первый волк (тот самый потребитель и эгоист), сколько глупостей он успеет натворить за это время и сколько всего прекрасного не даст вам совершить, потому что вы позволили ему это, пошли у него на поводу.

Вы также сразу почувствуете, как сильно ваше сердце (и люди вокруг вас) тоскуют по второму волку, по аромату вашего истинного Я.

Светлая ностальгия, тот самый Внутренний Голос из Прекрасного далека — это великий помощник для всех, кто хочет оставаться самим собой.

А если среди того, без чего вы не можете жить, будет тяга к познанию или мастерству, а у вас не найдется ни времени, ни средств, чтобы учиться, тогда каждое мгновение судьбы, каждый человек, каждый образ природы станут для вас учителями. И глядишь, потом якобы случайно попадутся книжки, музеи, концерты, лекции, мастера и мудрые люди — потому что подобное притягивает подобное… А если среди того, без чего вы не можете жить, будет потребность в настоящей любви и истинной дружбе, а вы очень и очень одиноки, идите навстречу людям, помогайте тем, кто еще более одинок, чем вы, кто страдает больше, чем вы. И глядишь, потом якобы случайно кто-то скажет, что очарован вами, а другой обмолвится, что от вас веет особым ароматом доброты, а третий не перестанет любоваться вашей особой красотой и благородством, а четвертый поблагодарит судьбу за то, что есть такой человечек на свете, — потому что подобное притягивает подобное… А если среди того, без чего вы не можете жить, будет потребность в настоящей, заветной мечте, деле жизни и великих приключениях, погодите, пожалуйста, не бегите впереди паровоза, проявите священное терпение! Научитесь ценить красоту и уникальность каждого мгновения, каждого человека, каждой ситуации, к которым прикасаетесь, словно они те самые, заветные! Найдите в них особый смысл, оторвитесь от стереотипов, рутины, жестокой действительности. Полюбите заново всех и вся: людей, зверей, птиц, небо и звезды, свои испытания и свои слезы, свои радости и несбыточные грезы… И глядишь, Бог услышит и покажет дорогу, которую должны проложить вы сами, ради него и ради блага тех, кто в вас нуждается, — потому что подобное притягивает подобное.

Только не сдавайтесь! Бог с ним, с первым волком, не тратьте на него ни время, ни силы. Он сам сбежит, когда поймет, что, если останется в вашей душе, просто умрет с голода. Ищите, верьте, любите, мечтайте и прокладывайте дороги… и все у вас получится!

P.S. Не забывайте, пожалуйста, каждый день кормить второго волка! Слава Богу, ваша живая и прекрасная Душа — это вам не тамагочи!

Выполнив экзегетическую часть работы, следует определить принципы толкования притчи, которые, по мнению автора, должны исходить из следующих аспектов:

Определить цель Евангелия от Луки

Определить цель притчи и согласовать ее с целью Евангелия

Важность отношений между Рассказчиком и слушателями

Историко-религиозный контекст

Согласовать значение притчи с другими книгами Нового Завета

Значение притчи касательно Ветхого Завета

Учитывая все вышеперечисленные аспекты, необходимо определить, придерживаясь какого метода или принципа следует интерпретировать притчу. Например, некоторые богословы считают, что любая притча имеет «одну теологическую идею» Dodd C.H. The parables of the kingdom. - New York: Charles Scribner`s Sons, 1961. - C.7.

Лезов С. (Юлихер) Попытка понимания: Избранные работы. М. -Спб.: «Университетская книга», 1998. - С.425.

Верклер Г.А. Герменевтика Принципы и процесс толкования Библии Мичиган: «Гранд Рапидс», 1995. - С.121.. Следует согласиться с таким мнением за исключением маленького замечания. Позже мы коснемся дополнительных тем, которые могут наблюдаются в притче. Подобные темы никак нельзя обходить стороной, особенно в нашем случае, где в притче затронуто достаточно много тем.

В общем, следует отличать главную идею притчи от ее значения и дополнительных тем. В связи с этим, представим в логической последовательности от общего к частному цели притчи:

Главная цель - спасти всех грешников

Частная цель - спасти сребролюбивых фарисеев

Конкретная цель - указать фарисеям на их опасное состояние перед Богом

Использование дополнительных тем притчи богословами для утверждения определенных концептов в систематическом богословии имеет место в богословских работах. Эриксон М. Христианское богословие Спб.: «Библия для всех», 1999. - С.446, 660, 861, 994 Райри Ч. Основы богословия М.: «Духовное возрождение», 1997. - С.624. Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию Спб.: «Библия для всех», 1994. - С.367 Buswell J.O. A Systematic Theology of the Christian Religion, Michigan: “Grand Rapids”, 1977. - C.306. Berkhof L. Systematic Theology Michigan: “Grand Rapids”, 1993. - C.679, 689,735. Pannenberg W. Systematic Theology V-2 Michigan: “Grand Rapids”, 1994. - C. 183. Но целью данной работы не было исследовать темы, которые касаются главной идеи притчи, поэтому мы их позже только перечислим.

Главная идея притчи

На основании экзегетического исследования и определенных принципов толкования следует определить центральную теологическую идею притчи и о богаче и Лазаре.

Эта притча отличается от других притч тем, что Христос рассказал ее без дополнительного толкования. Например, Христос прямо не говорит что с чем сравнивается, Он не говорит: «А теперь вам необходимо понять, что жизнь богача это жизнь сребролюбивых фарисеев..» Как уже отмечалось ранее, по предположению Рассказчика слушатель должен был сопоставить себя с одним из героев, причем притча рассчитана на сообразительного слушателя и построена определенным образом. Чтобы определить главную идею притчи следует придерживаться следующей определенной логической последовательности:

1. Цель написания Евангелия от Луки. В первой части работы мы определили, что цель написания Евангелия от Луки в следующем: представить Христа, Который пострадал, умер и воскрес ради спасения грешных людей. Кульминационный стих всего Евангелия от Луки, по нашему мнению, это «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (19:10).

2. Цель написания притчи «О богаче и Лазаре». На основании экзегетического исследования мы выявили, что целью Христа в данной притче было призвать фарисеев к покаянию и принятию Мессии для спасения их душ. Откуда мы можем это видеть? Притча, состоящая из трех частей имеет неопределенный конец, который состоит из диалога Авраама с богачом. Речь шла о пяти братьях.

Вопрос о пяти братьях повис в воздухе или другими словами остался открыт. Наверное, поэтому Иеремиас назвал эту притчу «О шести братьях». Jeremias J. The Parables of Jesus. - Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, USA 1954. - C. 186. Но, по мнению автора, притчу следовало бы назвать «О богаче и пяти братьях» по той лишь причине, что притча имеет главную цель и вступительную. Вступительная цель - указать фарисеям на их негативный образ жизни, как результат неверия (иллюстрация жизни богача), а главная цель - призвать их к покаянию и вере. По этой причине и, следовательно, по причине наименования данной работы будем называть исследуемую притчу, как притчу «О богаче и пяти братьях».

Таким образом, видим, что цель притчи легко согласуется с целью Евангелия, а именно: объединяющий элемент - это спасение, разница лишь в том, что во всем Евангелии прослеживается спасение всех людей, а в притче - спасти конкретных людей (сребролюбивых фарисеев).

3. Важность отношений между Рассказчиком и слушателями. Здесь следует напомнить, что контекст притчи определяет ее предназначение. Именно в контексте притчи мы видим фарисеев, которые были сребролюбивы (Лук. 16:14). Такого рода притчи рассчитаны на сообразительных слушателей, поэтому дополнительные разъяснения были бы излишними. Таким образом, можно увидеть, что есть определенная категория людей, которая прямо отождествляется с главным героем притчи и тех персонажей, которые с ним солидарны.

Итак, сребролюбивые фарисеи, денег ради которые были готовы нарушить мицву милосердия и любви, тем самым свидетельствовали о своей вере.

Отношение между Рассказчиком и слушателями можно проследить в третьей части притчи. Как было указано выше, темой последнего разговора Авраама с богачом была о том, как донести Евангелие до пяти братьев. Вывод был сделан устами Авраама о том, что всякие попытки как либо донести истину Божию до их сердца не оправдаются, не будут успешны. В беседе было оговорено два метода, по которым можно было бы обрести спасение. Это Слово Божье и чудо Божие, но ни то ни другое не изменит их сердца, по словам Авраама, если не уверуют. Воскрешение из мертвых - это единственное чудо, которое, по мнению богача, возможно, подействовало бы на сердца его братьев. Но и здесь он ошибся.

Таким образом, сюжет притчи не имеет развязки или другими словами завершенного конца. Эпизод с нищим Лазарем является завязкой Понятие завязки и развязки в притче использовано из лекций профессора Ван Дер Вата, пребывание в аду богача обостряет сюжет и беседа богача с Авраамом является кульминацией, которая ни к чему не приводит. Чем закончилась жизнь пяти братьев? Это вопрос, который должен был задать себе каждый слушатель. Следовательно, ключевой сценой всего аггадического повествования является разговор богача с Авраамом, другими словами вопросы и ответы, которые открывали реальную картину жизни пяти братьев.

Главные слушатели это сребролюбивые фарисеи, которые по идее должны были сами развязать эту притчу. Но все дело в том, что они не принимали Того, Кто рассказал им ее, фарисеи смеялись над Христом (Лук.16:14). Это видно из ответов Авраама. Смысл рассуждения сводится к словам Авраама, который свидетельствует о неверии пяти братьев и о наличии Слова Божьего у этих братьев, которое никак не влияло на их жизнь (31 стих).

4. Связь между ВЗ и НЗ в свете притчи. В контексте притчи Христос говорит о законе: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.» (Лук.16:16-17).

В контексте притчи сказано, что фарисеи смеялись над Христом (Лук.16:14). Причина такого смеха - они не верили в Священное Писание, которое говорит о Христе. Теперь становится понятно, почему Христос прежде сказал о том, что ни одна йота не пропадет из закона. Но закон до Иоанна, а Иоанн как мы знаем проповедовал покаяние и прощение грехов (Мф.3:8). Из 30 стиха притчи видим, что богач, озабоченный житием своих братьев, говорит: «…но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Из этого следует, что фарисеи прекрасно знали Иоанна и тему его проповедей. Они знали, что необходимо покаяться в своих грехах.

Из семантического исследования слов мы увидели, что богач одевался в царскую одежду, но не был царем, следовательно, это говорит о его гордости и роскошь неумеренную. «Одежда есть знак потерянной человеческой невинности, лишение первобытного блаженства и приобретение бедности человеческой; ибо в состоянии невинности праотцы наши ходили наги». Силвестра Приточник Евангельский Въ Синодальной Тиопграфии Москва, 1997, -С. 523. Кавказский Архиепископ Кавалер Силвестр продолжает: теперь же человек имеет нужду в одежде в доказательство нашего падения и греховной наготы и потому славиться своею одеждою есть не что иное, как гордиться своею бедностью, своим падением, своим отступлением от Бога (там же). Силвестра подводит итог исследованию жизни богача и говорит, что внешняя излишность есть знак внутренней легкомысленности. Силвестра Приточник Евангельский. - С. 524.

Те фарисеи, которые любили деньги больше чем закон Бога, они становились богатыми и автоматически нарушали заповеди Божьи о любви к ближнему. И причина такого поведения, как мы выяснили раньше - сребролюбие, при возникновении которого автоматически появляется неверие Св. Писанию и, следовательно, Христу.

Христос через притчу как раз хотел показать не спасительную веру фарисеев и призвать их к покаянию и истинной вере.

В результате, слова Авраама: «У них есть Моисей и пророки, пусть их слушают» являются не только пожеланием к пяти братьям, но и призывом к фарисеям обратиться к Слову Божьему. Другими словами Христос ставит фарисеев перед фактом (их отношение к деньгам) и перед выбором - либо поверить Писанию и Ему, либо продолжать жить так, как они живут, зная, чем такая жизнь закончится. Таким образом через текст притчи Христос пытается донести до слушателя следующее - невозможно иметь одинаковое отношение и к деньгам и к Богу (Лук.16:13).

Следует отметить, что речь идет именно о тех фарисеях, которые пренебрегали Св. Писанием (смотри истор. контекст), следовательно, смеялись над Христом и были равнодушны к нищим по причине сребролюбия.

4. Согласование значения притчи с другими книгами НЗ. Тему сребролюбия затрагивают и другие авторы НЗ. Например, история с богатым юношей, которая записана в Евангелии от Матфея 19:16-26 тоже представляет нам яркий пример того, о чем заботятся богатые люди. Юношу объяла печаль от слов Христа, потому что имел большое имение (19:22). Иначе говоря, кто любит богатство, тот не может служить Богу и любить ближнего и ничто на земле так не господствует над умом и сердцем человека, как богатство.

Апостол Павел в послании к Тимофею пишет, что «корень всех зол - сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры…» (Тим.6:10). Как видно из слов Апостола Павла, те, кто привязываются к деньгам, вместе с этим теряют истинную спасающую веру в Бога. Пример Анании и Сапфиры из Деяний Апостолов является ярким примером, когда люди всем сердцем прилепились к деньгам, что повлекло за собой смелость солгать Духу Святому и, следовательно, их смерть (Деян.5 глава).

Итак, притча о богаче и Лазаре, а точнее «О богаче и пяти братьях» имеет одну главную теологическую цель, направленную к первым слушателям, где Бог действует следующим образом:

1. Он приоткрывает внутренний мир человека (через диалог), чтобы показать реальное положение вещей

2. Он дает возможность измениться (нищие у ворот богатых есть всегда)

3. Бог действует как Судья

Второй пункт действия Бога показывает для чего нужна была эта притча в тот настоящий момент. Все сказанное Христом в свое время имело место и смысл - изменить сердца людей через покаяние и принятие Его истин. Через эту притчу открывается возможность спастись сребролюбивым фарисеям, для спасения которых дано три варианта свидетельства, как мы видим из притчи:

3 Священное Писание, 2. Нищие, 3. Чудеса

Три достаточно весомые свидетельства даны были фарисеям, которые больше возлюбили деньги. Коснемся немного третьего свидетельства, которое просил богач в беседе с Авраамом - это чудо. Если посмотреть жизнь Иисуса Христа в целом через четыре Евангелия, то можно увидеть, что в притче есть намек на воскресение Христа. Это мы можем видеть опять же из диалога богача с Авраамом. Речь идет о том, чтобы Авраам послал Лазаря на землю для свидетельства пяти братьям. Авраам отказал, утверждая, что в чудо братья не поверят, потому что не верят в Писание. Позже Христос воскрешает Лазаря, брата Марфы и Марии. Кашовская Н. Новый Библейский Словарь Библейские персонажи Спб.: «Мирт», 1999. - С.192. После этого чуда фарисеи опять искали убить Христа (Иоанн11:47-57). Мало того, когда воскрес Сам Христос, фарисеи заплатили воинам за дезинформацию (Мф.28:11-13). Таким образом, фарисеи так и не поверили в чудо воскресения Христа, намек которого уже был приведен в притче о богаче и пяти братьях.

4. Элементы значения притчи, касающиеся ВЗ.

Слова Авраама, обращенные к богачу, это не конечный приговор, его слова дают свободу выбора. 29 стих: Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть их слушают. Это своего рода пожелание Авраама - слушать Слово Божье. Далее, 31 стих - это условное предложение: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мертвых воскрес, не поверят». Другими словами, Священное Писание в центре внимания в ответных рассуждениях Авраама. Учитывая, что диалог богача с Авраамом в притче происходит за линией смерти, автор показывает, что Моисей и пророки это вневременные понятия, несмотря на то, что книги Моисея и пророков были написаны во времена ВЗ.

Упоминание Моисея и пророков Авраамом повторяется в 29 и 31 стихах. Священное Писание (Моисей и пророки), так же устная форма Еврейской традиции тоже были в наличии у фарисеев, где сказано, что «сладострастие, вожделения, страсть к любым телесным наслаждениям… - лишают человека жизни в мире этом и будущем» (Трактат Авот, смотри истор. контекст).Отсюда можно заключить, что жизнь, которую проводили эти пять братьев на земле направляла их прямо в ад. Причины такого направления это сердца братьев, которые не способны были поверить в чудо и тем более принять Слово Божье. Как говорит Даррель, текст учит нас, что знамения сами по себе не имеют ценности и влияния, если сердце человека не правильно настроено, испорчено. Darrell L.B. Baker B. Exegetical commentary of the NT Luke V-2 Grand Rapids, Michigan, 1996, - C. 1378.

В Ветхом Завете материальные блага были обещаны Богом только праведникам, и поколение праведников должно было быть благословенным в этом смысле слова, как замечает Хаберсон. Habershon A.R. The study of the Parables Michigan: Grand Rapids, 1975. - C. 292. Естественно, что фарисеи себя считали праведниками не мало не сомневаясь, иначе они не смеялись бы над Христом (Лук.16:14). Они были богаты, так же как и Авраам. На фоне такого понимания благословения Богом евреев, Христос рассказывает притчу. Можно представить себе противоречие, которое возникло среди фарисеев. Почему возникало такое противоречие? Потому что те же фарисеи прекрасно понимали, что такое обещанные материальные блага Богом, но не особо рассматривали то, что эти материальные блага были обещаны праведникам. А слово праведникам включает в себя хотя бы проявление милостыни бедным людям (Втор.24:14-15), не говоря уже о предупреждениях Устной Традиции евреев (смотри истор. контекст).

Но почему Христос выбрал Авраама, отвечающего на вопросы богача? Личность Авраама в данной притче играет очень важную роль.

Известно, что Авраам жил в Ветхозаветные времена. Возникает вопрос: Как спасались люди, которые жили во времена Ветхого Завета, в том числе и Авраам? Кстати, Авраам жил в то время, когда закон, речь о котором идет в тексте и контексте притчи, еще не был дан Богом.

Авраам как известно признан двумя авторами Нового Завета, как отец веры. Например, «Верою Авраам повиновался идти в страну, которую имел получить в наследие..» (Евр.11:8). «И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божьим»» (Иак.2:23). Другими словами, Авраам представлен авторами НЗ, как глубоко верующим человеком, несмотря на то, что он был весьма богат. Кроме того, Авраам не просто веровал в Бога, но в обетование Божье. Обетование Божье Аврааму гласит, что Бог благословит его потомство, в котором благословятся все племена земные (Быт.12:3). И, действительно, как толкует Апостол Павел: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано «и потомкам», как-бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос» (Гал.3:16). Итак, Авраам верил в обетование Божье, другими словами, в обещанного Богом Мессию. Следовательно, как в Ветхом Завете люди спасались верою во Христа, так и в Новом Завете спасение приобретается верою в Мессию.

Через столь краткий анализ жизни Авраама видно, что благословенные Богом люди и, следовательно, рассчитывающие на спасение, это не те, кто имеет много богатства, но те, кто искренне всем сердцем веруют во Христа как Мессию. Но, фарисеи как раз думали по другому (смотри повествоват. анализ).

Таким образом, из текста притчи мы видим, как Христос переворачивает понимание фарисеев благословенного Богом человека и проклятого Богом человека. Борьба идет между материальным и духовным пониманием благословения. Если фарисеи привыкли все измерять деньгами, то им трудно переключиться на то, на что акцентирует Христос во взаимоотношении с Богом и с ближним.

Итак, текст притчи учит нас, что люди, привязанные к богатству никак не могут служить Богу. И здесь важно понимать, что само богатство не является злом и быть богатым это вовсе не грех, и Христос не осуждает фарисеев за то, что они богаты. Здесь необходимо провести грань между богатством как таковым и богатством как средство обольщения. Именно богатство является тем предметом, к которому сердце человеческое быстрее всего привязывается и в этом состоит опасность.

Но призыв остался призывом в этой притче, развязку которой должен был сделать сам слушатель.

Не спорю, каждый человек в праве иметь свое мнение.
Но если бы все люди тоже пытались найти себя, а не занимались, чем придется и к чему они вообще не предрасположены, и задавали бы себе чуть побольше вопросов, быть может, в нашей стране все было бы немножко иначе, чем сейчас. Я имею ввиду, не было бы практически полного безразличия к тому, что происходит. Ведь нашу страну разваливают! У нас нет собственной промышленности, мы ничего не производим, живем только за счет нефти…что делают с образованием, я вообще молчу…И при том всем вроде как все равно. Полная апатия какая-то. Нет, я, конечно, понимаю, что каждому своя рубашка к телу ближе…но не до такой же степени! Впрочем…я часто думаю, что же можно сделать? Сама ведь по сути говорю большей частью. Безусловно, есть люди, которым тоже все это не нравится, но тем не менее, тех, кто живет по принципу «Dont worry, be happy», думаю, все-таки больше…Я не знаю, как заставить других людей задуматься, заставить их делать что-то. А Вы…что Вы думаете об этом?

Знаете, я еще хотела спросить. Я знаю, мой вопрос может показаться наивным, но, как сказал Ремарк:»Наивность, это дар а не недостаток»)). В общем, вы не думали о том, чтобы заняться литературным трудом? Я имею в виду, не думали ли Вы о карьере писателя? Или, может быть, Вы уже где-нибудь печатаетесь? Блог, это, конечно, замечательно…Но как сказать, не совсем то. Вы представитель молодого МЫСЛЯЩЕГО поколения и по-моему, очень даже неплохо пишете (конечно, я Вам не судья, и вообще не имею никакого морального права давать Вам оценку, т. к. у меня нет гуманитарного образования. Хм…пока нет…)Просто я очень люблю литературу, и то, что я прочла у Вас в блоге: Ваши рассуждения, размышления, притчу о крыльях, — мне понравилось. Если уж совсем по-честному, единственное, что немножко не нравится, это некоторые пунктуационные ошибки и слово «ровняться» в Вашей «Первой записи». Оно ведь пишется через а, от слова равный…А так, я по-прежнему в восторге). Надеюсь, Вы не обидетесь на то, что я сейчас сказала.)

Так вот. Мне просто очень обидно, что в наше время так мало людей, которые бы …как сказать…занимались бы нравственным воспитанием общества, что ли. Нет сейчас писателей, современных писателей, которые бы пользовались популярностью и всеобщим уважением и в своих произведениях освещали бы важные вопросы, заставляли бы людей анализиравать свои поступки и т. д. Ведь кто такие все эти дашковы и маринины? Так, серенькая литературка для чтения в электричке…Из всех людей, занимающихся творческой деятельностью, я считаю, только Задорнов ставит своей целью хоть как-то повлиять на людей, на их патриотические чувства)) А из современных писателей..говорили, что Акунин неплохо пишет…Врочем, много чего говорят, а сама я, к сожалению, не читала. А Вы читали? Поделитесь своими впечатлениями, если читали?
И поэтому я думаю, таким людям как вы, которым не все равно, которые не согласны плыть по течению, нужно нести свои мыси в массы! (Как бы пафосно и глупо это не звучало))) И безусловно, не все с Вашим мнением согласятся, и конечно, найдутся те, кто будет против, но тем не менее, люди задумаются. Я думаю, неприменно задумаются! Ведь что такое «Метро 2012 «, «Гарри Поттер», романы Вебера и Коэльо? Мне кажется не более, чем увлекательное чтиво…хотя, мое знакомство с вышеперечисленными вещами ограничивалось лишь пролистыванием книжек, стоящих на магазинных полках…но все же, в один ряд в произведениями Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского им никогда не стать. Быть может, это однобоко с моей стороны читать только классическую литературу, но я считаю, что жизнь коротка, и лучше успеть прочесть что-то более стоящее.

Почти нет в современной литературе настоящих, глубоких вещей, а если есть то они не популярны. По крайней мере, мне не попадались)) А очень хочется, чтобы были. В общем, надеюсь, что основную мысль я донесла. Мне будет очень интересно узнать Ваше мнение.

И…надеюсь, Вас еще не утомило мое письмо, и Вы прочтете его до конца…)) Наверное, это сранно, когда незнакомая девушка просто так вот берет и начинает писать…Может это потому, что я уже на протяжении лет этак трех-четырех время от времени «впадаю в деперссняк» ввиду того, что не не знаю, а чувствую, что пока не тем занимаюсь по жизни. Или, быть может, пока не нашла то свое в той сфере, с которой связана моя жизнь сейчас. А Вы, Вы очень позитивно смотрите на мир. Не зацикливаетесь на простых вопросах, а решаете их. Потому мне интересно Ваше мнение. Короче, я надеюсь, что Вы хотя бы смеяться надо мной не будете, читая мое «сочинение»))

Можно я Вам последний вопрос задам?) Вы говорите, что поняли, чего хотите и, тем не менее, находитесь в поисках себя. Не совсем понимаю…Разве найти себя, это не значит понять, чего ты хочешь? Что вы имели в виду?

P.S. Обещаю это будет последний вопрос. Вот Вы прочли мое письмо. Сколько бы лет Вы мне дали?)) Просто моя мамочка цитирует мне пушкинское «блажен кто смолоду был молод» и говорит, что в моем возрасте нужно думать совсем о другом. Неужели я такая старая?;)) Надеюсь, я Вас не сильно утомила…