Конфликт между китаем и тибетом. Тибетский вопрос Китая: есть ли решение? Краткая историко-географическая справка

18.04.2024 История 

АНАЛИЗ КОНФЛИКТА
Краткое описание: В Китайской Народной Республике особое место в межэтнических отношениях занимает тибетская проблема. При этом она осмысляется в нескольких парадигмах, в зависимости от чего ее трактовка может меняться кардинальным образом. В китайской парадигме тибетский вопрос считается измышлением сепаратистски настроенной тибетской диаспоры и враждебных Китаю сил, в тибетской – проблемой исторического и политического статуса Тибета. В основе главных парадигм тибетского вопроса лежит конфликт по поводу статуса Тибета по отношению к Китаю, выражающийся в разных формах, однако наиболее ожесточенно – в борьбе за право представительства, или, иначе говоря, идеологической борьбе за право представлять тибетский народ и его историю.
История конфликта: Прежде чем перейти к контексту самого конфликта, необходимо изложить его историю.
Китайская Народная Республика сегодня – многонациональное государство. Для наиболее многочисленных национальностей Китая созданы пять автономных районов: Тибетский, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский и Внутренняя Монголия. Но не все тибетцы, а лишь немногим более половины их живут в Тибетском автономном районе, остальные же – в более мелких национальных образованиях, входящих в ближайшие провинции КНР. Так произошло потому, что около половины исторического Тибета не входит в состав ТАР.
На протяжении многовековой истории статус Тибета менялся. С VII по IX век н.э. это было крупное независимое государство, управлявшееся местными правителями, затем наступил период раздробленности. В XIII–XIV веках Тибет вместе с Китаем вошел в состав Монгольской империи.
В дальнейшем Тибет находился в различной степени зависимости от китайских династий. Чаще всего он платил Китаю дань, то есть входил в уникальную систему китайского миропорядка как данническое образование. Дань эта имела не материальное, но символическое, ритуальное значение
В период династии Цин (1644–1911) зависимость Тибета от Китая усилилась, значительное влияние получили два цинских чиновника, постоянно находившихся в Лхасе. После китайской революции 1911 года в условиях смуты и раздробленности Тибет практически был самостоятельным, хотя находившееся у власти в Китае правительство партии Гоминьдан всегда считало его частью Китая.
К тому времени в Тибете сложилась уникальная система управления. Духовным и светским лидером в одном лице стал далай-лама, глава наиболее многочисленной буддистской школы «гелугпа. Вторым по значению лидером в тибетской иерархии стал панчен-лама, живший в городе Шигадзе, – перерождение самого Будды Амитабы. Два главных ламы Китая находятся в сложных религиозно-политических отношениях между собой – они подтверждают истинность перерождения друг друга, то есть играют ключевую роль в сложной системе передачи власти.
Придя к власти в 1949 году, лидеры КПК решили восстановить власть над Тибетом. В 1951 году представители тибетского правительства подписали в Пекине соглашение «О мерах по мирному освобождению Тибета». Согласно 17 пунктам этого документа, Тибету предоставлялась автономия во внутренних делах и сохранялась прежняя система управления во главе с далай-ламой, а центральное правительство получало право держать в Тибете войска, охранять внешнюю границу и вести внешнюю политику.
В 1959 году в день китайского Нового года Далай-лама XIV был приглашен на празднование в китайскую воинскую часть. Заподозрив неладное, жители Лхасы окружили его дворец, чтобы воспрепятствовать «похищению» своего лидера. Началось антикитайское восстание, которое было жестоко подавлено армией Пекина. Сам далай-лама и многие его сторонники бежали горными тропами в Индию, где образовали тибетское правительство в изгнании. В отличие от Далай-ламы XIV, Панчен-лама X не отправился в изгнание, но пытался сотрудничать с Пекином. Вскоре он умер от сердечного приступа. Нового панчен-ламу, согласно традиции, как и любого другого «живого Будду», нужно было найти среди тибетских детей.
В 1995 году далай-лама объявил в Индии о том, что кандидат найден. Это был шестилетний мальчик по имени Гедхуна Чокьи Ньима. Китайское правительство отреагировало немедленно и «выбрало» своего панчен-ламу, мальчика Гьяйлцэну Норбу, а Гедхун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно. Тибетская оппозиция называет его «самым молодым в мире политическим заключенным».
Во время «культурной революции» культура Тибета была практически полностью уничтожена. Китайский план по развитию Тибета при одновременном насаждении там китайских ценностей и дискредитации «живых Будд», которых сами тибетцы считают истинными духовными лидерами, с самого начала таил в себе противоречия. Новая образованная элита оказалась еще более радикальной, чем возглавляемые далай-ламой умеренные эмигранты, которые не выступают за независимость, а лишь требуют реальной автономии, подобной той, что была гарантирована соглашением 1951 года.
Последние события, связанные с поднятием восстания против китайских властей, имели место в 2008 году и были приурочены к началу летних Олимпийских Игр в Китае. Тибетское правительство в изгнании настаивает, что это была мирная демонстрация, однако Пекин говорит о том, что демонстрация практически сразу переросла в погром, в ходе которого целенаправленно убивали этнических китайцев и уничтожали их имущество. Бунт был подавлен в очень жесткой форме. Регион немедленно был закрыт для любых иностранных граждан на несколько месяцев.

Контекст конфликта:
После тибетского восстания в 1959 г. в Тибете была уничтожена политическая, экономическая и социальная система тибетского общества и построена новая – социалистическая. Много лет прошло с тех пор, как Тибет встал на путь социалистического строительства в рамках унитарного китайского государства, но по-прежнему актуальным остается вопрос: оказалось ли возможным «великое созидание» на обломках «великого разрушения»?
Китайская Народная Республика является унитарным многонациональным государством, в котором, согласно конституции КНР, «сложились и продолжают укрепляться социалистические национальные отношения равенства, единства и взаимопомощи». В районах компактного проживания национальных меньшинств создана система районной национальной автономии. В этническом Тибете, территория которого составляет практически четверть территории КНР, созданы Тибетский автономный район и 10 автономных округов в составе четырех китайских провинций. Во главу угла национальной политики в отношении национальных меньшинств Китая центральное правительство поставило двуединую задачу – развитие экономики и обеспечение стабильности в регионе. В настоящее время Тибет является национальным регионом Китая с одним из самых высоких показателей ВВП. В то же время Тибет продолжает оставаться одним из наиболее нестабильных регионов КНР с очень высоким уровнем бедности, огромной степенью неравенства в доходах городского и сельского населения и самыми слабыми показателями в области образования.
«Культурная революция» (1966 – 1976) была воспринята тибетцами как уничтожение тибетского образа жизни и этнической идентичности тибетцев и своими последствиями имела болезненный, трудноразрешимый конфликт на этнической и религиозной почве. В период реформ, начавшихся в 1980 г. и продолжающихся по настоящее время, значительно повысился жизненный уровень тибетцев, произошла модернизация экономической и социальной жизни народа, были восстановлены культура и религия. Вместе с тем дилемма «стабильность-развитие», лежащая в основе стратегического курса Пекина, по-прежнему не разрешена в Тибете. Несмотря на модернизацию Тибета, ее экономика целиком зависит от центральных дотаций. Либеральная политика в сфере религии и культуры привела к спонтанному возрождению всех форм функционирования религии, и вместе с тем к таким нежелательным для Пекина последствиям, как антикитайские протесты, катализатором которых выступили буддийские монахи.
Широкомасштабные волнения в Тибете весной 2008 г. стали свидетельством очередного кризиса в китайско-тибетском конфликте. Не оправдались надежды на то, что тибетский вопрос будет разрешен после окончания Олимпийских игр. Давление на КНР со стороны мировой общественности не остается без внимания в Пекине. Такое давление может подрывать позиции сторонников этнически направленной политики и идти на пользу приверженцам жесткой линии.
Перечисленные факты могут свидетельствовать о незавершенности процесса национального строительства в КНР. Далай-лама предложил «срединный путь», по которому Тибет остается в составе Китая и использует демократическую систему, обеспечивающую полнозначную автономию Тибета. План Далай-ламы не устраивает Китай, который считает, что предложенная им система является завуалированной формой независимости.
Стороны Конфликта:
- первичные стороны: В роли первичных сторон конфликта выступают Китай и район Центральной Азии Тибет, который входит в его состав.
Для Китая - фундаментальный национальный интерес в удержании Тибета, заключается в том, что Тибет выполняет функцию своеобразного якоря Китая в Гималаях. Если эта территория будет открыта, и если Синьцзян станет независимым, широкий буфер между Китаем и остальной Евразией будет пробит. Китай не может предвидеть эволюцию сил – Индии, ислама или Российской мощи, в изменяющихся условиях нашего мира. И, как гарантию, они хотят удержать обе эти провинции, и в частности Тибет.
Тибет в свою очередь считает, что тибетский этнос подвергается целенаправленному уничтожению с начала аннексии Китаем в 1950 году. Далай-Лама считает Тибет скорее автономией, чем независимой территорией, и готов в любое время обсудить создавшуюся ситуацию с правительством Китая.
- вторичные, третичные стороны: Китай принял во внимание тот факт, что Далай-лама находится в Индии со времени китайского вторжения в Тибет. И Китай рассматривает его как индийскую марионетку. Они видят, что последние беспорядки в Тибете были спровоцированы индийским правительством, которое используют Далай-ламу для дестабилизации китайского Тибета и открытия двери для индийской экспансии. Однако Индийское правительство очень не хотело бы раздражать Пекин каким-либо неосмотрительным словом или действием, оглядываясь на собственную уязвимость Индии в контексте обстановки в штате Джамму и Кашмир и нерешаемой кашмирской проблемы.
Следует к этому добавить, что Китай видит и влияние Америки на Тибетскую проблему. Китай видит, что США в основном сосредоточились на исламском мире – и поощрили Индию и Далай-ламу «проверить» Китай, цель - частью затруднить проведение Олимпийских Игр, и частью усилить давление на центральное правительство. Центральное правительство для обеспечения безопасности Олимпийских Игр сосредоточило свои силы на безопасности при приближении Игр. Пекин также заметил схожесть того, что произошло в Тибете с «цветными» революциями, поддерживаемыми Соединенными Штатами в бывшем Советском Союзе.
Любая угроза либо проблема может прийти с запада и поэтому Китай считает Тибет фундаментальной составляющей национальной безопасности, и они рассматривают про-тибетскую агитацию на Западе, как попытку нанести удар в сердце китайской национальной безопасности.
Китай является и стратегическим партнером РФ, чем и обусловливается специфическое отношение правительства Российской Федерации к тибетскому вопросу, выражающееся, в частности, в многократных отказах МИД России предоставить въездную визу Далай-ламе. Подобная позиция правительства вызывает недовольство со стороны российских буддистов (бурят, калмыков, тувинцев и др.), которые считают Далай-ламу иерархом своей буддийской традиции (Гэлукпа), тем более что буддизм официально признается в качестве одной из традиционных религий Российской Федерации. Наличие отмеченных факторов делает тибетскую проблему весьма актуальной для внешней политики России, благодаря существующим контактам российских буддистов с Далай-ламой и другими представителями тибетской диаспоры в Индии.
Генеральная ассамблея ООН, в свою очередь, неоднократно принимала резолюции осуждающие нарушение прав человека Тибетского народа, но все резолюции остаются лишь на бумаге.
Ситуация в Тибете остается не вполне ясной, но понятно, что вряд ли КНР снизойдет к требованиям тибетцев или прессингу международного сообщества.

Краткая историко-географическая справка

Тибет – горная страна в Центральной Азии. Возникла как независимое государство со столицей Лхаса в начале VII в. К VIII в. Тибетская империя простиралась от Ланьчжоу в центре Китая до Кашгара в Средней Азии и севера Индии. Некоторое время эта монархия была серьезным конкурентом китайской династии Тан. В этот период на Тибете сформировалась специфическая религиозная культура, основанная на сочетании особой формы буддизма – тхеравада, тантрического буддизма и древнего шаманизма. Вместе они дали ламаизм (тибето-монгольский буддизм), на базе которого на рубеже XIV – XV вв. была основана буддийская секта – гэлутба (желтошапочники). Глава секты с XVI в. стал носить титул Далай-ламы (в переводе – "высшее море мудрости"). В 1 642 г. гэлутба утвердилась в качестве господствующей в Тибете, а Далай-лама стал духовным и светским главой страны. С конца XVIII в. Тибет входил в состав Китая (с 1965 г. – автономный район Китая), но к концу XIX в. стал практически независимым. В 1 904 г. Тибет был захвачен Англией, передавшей в 1 906 г. управление страной представителям Китая, тем самым формально признав над ней суверенитет Пекина. Это возмутило тибетцев, и после падения в 1912г. Цинской династии они изгнали из страны китайских чиновников и сохраняли независимость до 1950 г.

В октябре 1950 года председатель Китайской Народной Республики Мао приказал своей армии начать поход на Тибет. Части НОАК вошли туда через труднодоступный район Чамбо и приступили к его "умиротворению". Верховный духовный лидер Тибета Далай-лама, соблюдая буддийские традиции, ответил на китайское вторжение пассивным неповиновением. Так же поступили и населявшие пустыню племена хамда и амдо. Но не прошло и нескольких лет, как "гнет китайской оккупации", как позже утверждали западные СМИ, спровоцировал племена на восстание. Причем к 1957 году вошедшая в Тибет группировка НОАК, имевшая ранее значительное численное превосходство, уже столкнулась, правда, с плохо вооруженной, но 80-тысячной конной армией . В действительности же причиной "народного выступления" стало недовольство местных феодалов потерей влияния на простое население. Симпатии тибетцев к китайской тактике "добрыми делами обретать друзей" и появление в "заповеднике Средневековья", как охарактеризовал район советский журналист Овчинников, побывавший там в 1955 и 1990 годах, врачей, ветеринаров, агрономов наносили ощутимый удар по феодально-теократическому режиму религиозных фанатиков .

Развернувшаяся повстанческая борьба с коммунистическим Китаем не могла остаться без внимания США. Тем более что Тибет занимал уникальное стратегическое положение: он являлся как бы перекрестком между Советским Союзом, Индией и Китаем. Кроме того, в этих труднодоступных и пустынных районах зарождались почти все азиатские реки.

В 1957 году администрацией американского президента Эйзенхауэра было принято решение оказать помощь Тибетскому движению сопротивления. Выполнение задачи по подготовке партизан и обеспечению повстанческих отрядов оружием и другими предметами снабжения было возложено на ЦРУ. Ему предстояло решить очень сложную проблему. Дело в том, что правительство Индии, опасаясь вызвать недовольство своего северного соседа – Советского Союза, не разрешило США использовать свою территорию как базу антикоммунистических повстанцев. Единственно возможной альтернативой являлась скрытная доставка помощи воздушным путем на большую дальность. Причем с учетом высокогорных особенностей Тибета, не без основания называемого "крышей мира", где низины располагаются на высотах порядка 4267 м. Однако ЦРУ к этому времени не располагало ни летчиками необходимой классности, ни требуемой авиационной техникой. Все это удалось найти чуть позже на Окинаве. Костяк специальной авиационной группы составили молодые офицеры, служившие во 2-м отряде 1045-й группы наблюдения, оценки и подготовки специальных операций. Возглавил "тибетскую группу" майор Адерхольт ("Хейни"), имевший непревзойденную репутацию мастера партизанских операций во время войны в Корее. Самым же пригодным для выполнения поставленных задач самолетом оказался четырехмоторный самолет С-118, широко использовавшийся принадлежавшей ЦРУ авиакомпанией "Сиввил Эйр Транспорт" (CAT) . Остальное было делом техники.

Для полетов в Тибет на максимальную дальность самолет С-118 загружался на Окинаве оружием стран коммунистического блока и предметами снабжения (всего 4,082 т), которые уже были подготовлены к выброске с парашютом над опорными пунктами повстанцев в юго-восточных районах страны. Самолет обычно взлетал с Окинавы, делал промежуточную посадку на авиабазе ВВС США Кларк на Филиппинах, где дозаправлялся и брал на борт специалистов по дальней связи, а затем пролетал над Индокитаем и садился на заброшенном английском аэродроме в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш). Там экипаж ВВС менялся на экипаж авиакомпании CAT, который пилотировал самолет на последнем отрезке маршрута: на север (в Тибет) и обратно.

К началу 1959 года ЦРУ удалось получить от ВВС США несколько дальних тактических транспортных самолетов С-130 "Геркулес", выпускавшихся фирмой "Локхид". По своим техническим характеристикам С-130 значительно превосходил использовавшийся С-118. Появившиеся возможности внесли некоторые коррективы в проведение дальнейших операций.

Аэродром в Восточном Пакистане был заменен на более удобную авиабазу Такли королевских ВВС Таиланда, расположенную на севере страны. На нем под контролем людей из подразделения Адерхольта прибывавшие С-130 проходили "стерилизацию" (удаление опознавательных знаков государа венной принадлежности) и замену военных экипажей на экипажи авиакомпании "Эйр Америка", которые и летали затем к конечной точке маршрута в Тибете.

Военные экипажи, перегонявшие С-130 в Такли, немедленно возвращались на базу другим самолетом. В Такли оставался персонал 2-го отряда, ЦРУ и авиакомпании "Эйр Америка". Чтобы обезопасить себя на случай возможного появления китайских истребителей-перехватчиков, экипажи выполняли все полеты только в темное время суток, в периоды "окон полнолуния".

В типовом случае за один самолето-вылет в район цели доставлялись несколько подготовленных к сбрасыванию на парашютах поддонов с укупорками оружия и предметов снабжения, а также небольшая группа тибетцев, прошедших специальную подготовку в лагерях ЦРУ. Первым лагерем, где с 1957 года начали проходить обучение повстанцы, был специальный военный лагерь ЦРУ США на острове Сайпан в Марианском архипелаге, находившийся под юрисдикцией Соединенных Штатов. Здесь воины хамда и амдо обучались чтению карт, работе на радиостанции, владению оружием, проходили парашютную подготовку. Примерно с 1959 года тибетские партизаны стали проходить военную подготовку в армейском учебном центре Кэмп-Хейл, находившемся рядом с шахтерским поселком Ледвиль в штате Колорадо. Этот центр был создан еще в годы Второй мировой войны и предназначался для подготовки горнострелковых частей. В Кэмп-Хейли тибетцы проходили интенсивную военную подготовку: изучали оружие, подрывное дело, радиосвязь, тактику партизанских действий . По некоторым данным, в 1959 – 1962 годах через Кэмп-Хейл было пропущено 170 курсантов .

По окончании боевой подготовки тибетцев незамедлительно отправляли обратно в Азию и сбрасывали с парашютом с "небесных лодок", как называли повстанцы самолеты С-130, где-нибудь на высокогорном плато Тибета.

В 1959 году в стране вспыхнуло очередное антикитайское восстание. Вооруженные столкновения начались в столице Тибета Лхасе. Поводом к ним послужила якобы попытка китайских властей захватить главу ламаистской церкви и светской власти Далай-ламу Тенцзин Чжацзо и заменить его подконтрольным Пекину Панчен-ламой . На защиту Далай-ламы выступили жители Лхасы и племена, проживавшие в окрестностях столицы. В ответ на это китайцы ввели в автономный район дополнительные армейские части . В результате было убито около 30 тысяч тибетцев. Далай-лама и его несколько тысяч единомышленников вынуждены были бежать из страны. Мятеж круто изменил жизнь тех, кто бежал, и тех, кто остался. Жесткие методы Пекина в Тибете привели в конечном счете к ликвидации в районе феодальных отношений, освобождению от крепостной зависимости земледельцев и скотоводов. Тех. кто бежал за границу, пригрели западные спецслужбы. "Выдающийся правозащитник современности" Далай-лама и его сторонники превратились в орудие психологической борьбы с коммунистическим Китаем.

В 1960 году администрация Эйзенхауэра приняла решение прекратить специальные операции по снабжению с воздуха тибетских повстанцев. Однако борьба тибетских партизан на этом не только не закончилась, но и продолжала периодически усиливаться. Значительную роль в этом сыграла помощь, оказываемая Советским Союзом. По иронии эры "холодной войны", именно СССР стал своего рода преемником США в поддержке тибетских повстанцев. Это стало следствием советско-китайского кризиса, обострившего отношения между двумя государствами на многие годы.


Тэги: Тибет, Китай, проблема, сепаратизм
Последнее обновление 01.05.2009.

Одно из двух самых заметных проявлений сепаратизма в Китае (вместе с проблемой уйгурского сепаратизма) в Синьцзяне), тибетский сепаратизм проявляется в острой форме чаще и по возрасту старше. Корни проблемы Тибета и конфликта Китая с этим регионом уходят в седую древность, поскольку на Тибет с давних пор претендуют различные китайские администраторы, а местная теократия отстаивает свои права. Решение проблемы Тибета представляется делом сложным, учитывая, какой размах иногда приобретает тибетский сепаратизм. О беспорядках 2008 года см. ниже .

Китай основывает свои права на Тибет периодическим контролем за его территорией со стороны китайских лидеров разного времени, например, контролем императоров династии Цинь и Минь, а тибетцы отрицают, что этот контроль дает основания претендовать на право управлять Тибетом, и полагают, что к 1949 году последний имел все признаки независимого государства, причем довольно давно, а наблюдатели считают, что китайская позиция, абстрагируясь от собственно вопроса, выглядит куда более эшелонированной. C 1917-1918 годов по случаю смуты в Китае Тибет был де факто независим, далай-ламы контролировали примерно территорию нынешнего автономного округа.

В 1949 году, в ходе восстановления контроля центрального правительства над территорией страны, НОАК вступила в тибетские предгорья, и, как и администраторы КПК в тот период, вела себя образцово, за все щедро платила, ни у кого ничего не отбирала и никого никак не донимала, все старые лидеры остались в силе и получили подарки, денежные гранты и новые привилегии, приход армии сопровождался культурно-массовыми мероприятиями для местных жителей. В начале 1950 китайские войска стали появляться на берегу Янцзы, к востоку от ключевой крепости Чамдо, сторожившей пределы владений тибетских владык на тот момент. 7 января генерал Лю Бочен анонсировал скорое освобождение Тибета, в сентябре-октябре китайцы двинулись вперед; в наступлении было задействовано 7 дивизий, а именно 5 из 2-й армии и 2 из 1-й армии, т.е. в общей сложности 35 тыс. человек. Тибетская армия в составе 8500 солдат при 50 пушках, 250 минометах и 100 пулеметах оказала незначительное сопротивление. 18 октября пала Чамдо, и входившие в состав гарнизоны кхамы вместо боев с китайцами принялись грабить округу. Тибетское правительство после падения Чамдо переехало на юг, к границе, а потом вернулось, ради заключения 17-пунктового соглашения: все привилегии остаются, все традиции уважаются, военная и административная власть переходит к руководству КНР, для чего учреждается штаб в Лхасе, но прежняя экономическая и политическая системы остаются в силе; тибетская армия интегрируется в китайскую. Тибету был присвоен статус национальной автономии под общим руководством КПК . В сентябре 1954 года Далай-лама и Панчен-лама ездили в Пекин на первое заседание китайского Национального народного конгресса.

В середине 50-х в населенных тибетцами зонах вне собственно Тибета, в так называемом "этнографическом Тибете" (за рубежом Тибетского автономного района живет около половины всех этнических тибетцев КНР) начались экономические преобразования в духе программы КПК. Собственно территория ТАР была исключена из программы перераспределения земли, и в 1957 году Мао Цзэдун посулил тибетцам начать аграрную реформу только через шесть лет, а если к тому времени условия не созреют, то еще отложить ее, но в восточном Кхаме при попытках провести реформу дошло до восстания. В самом Тибете сперва сопротивление выражалось в праздновании Нового года, дня рождения Далай-ламы и т.п. Китайское правительство в середине 50-х завело обыкновение проводить мобилизацию тибетцев на строительство шоссейных дорог, где очень велика была смертность. Начались волнения, не уняло их даже заявление, что никого не будут заставлять работать, будут демократические преобразования и выведут армию. Ситуация, однако, продолжала ухудшаться. В 1957 последовала первая вспышка антикитайских волнений. В 1958 году состоялось большое восстание в районе Амдо.

10 марта 1959 прошла огромная, невиданная прежде демонстрация за независимость Тибета, и последующие мероприятия повлекли около 100 тыс. беженцев. Сами тибетцы утверждают, что Далай-Ламу в тот день позвал "на театральное шоу" в лагерь китайской армии командир гарнизона, оговаривалось, что без стражи и оружия, да еще и непременно тайно, а тибетцы отказались его пустить. К тому времени в столице обитало почти вдвое больше народу, чем обычно, по причине жестоких военных действий в сельской местности, и настроение у граждан было самое антикитайское. После длительных колебаний в свете начавшегося постреливания по соседнему болоту китайской артиллерии 17 марта Далай-лама решил покинуть Тибет. В ходе кризиса он несколько раз запрашивал оракула, и тот давал ответ, что надо остаться, а после минометного обстрела сменил мнение. Далай-лама с небольшой группой родственников и в сопровождении примерно 80 кхамов бежал в Индию, в чем очень помогла начавшаяся песчаная буря. 30 марта Далай-Лама пересек границу Индии. Мне довелось встречать утверждение, что вроде бы Мао Цзэдун велел не мешать ламе покинуть Тибет, надеясь так расколоть ряды традиционных лидеров Тибета.

Только в ходе умиротворения бунтующей Лхасы в ходе 5-дневных боев и обстрела из артиллерии дворца ламы было убито около 12 тыс. человек, а в общей сложности 65 тыс. На нынешних сайтах сторонников независимости Тибета сообщается, что погибло 87 тыс. чел., каковая цифра происходит из армейского архива, захваченного в 1966 году во время нападения на военный конвой. ООН в 1959 году проголосовала 45 к 9 (26 воздержалось) за осуждение действий Китая; 20 декабря 1961 56 “за”, 11 “против” при 29 воздержавшихся ГА ООН приняла еще одну резолюцию, с требованиями уважать права и свободы тибетцев, в том числе и право на самоопределение (резолюция 1723) .

В свете всего этого в рост пошло повстанческое движение, известное как "Чуши Гангдруг". Движение началось в качестве собрания пассионарных личностей под видом религиозных приношений в Лхасе. Запущенный движением лозунг “все поедатели тсампа должны объединиться” (тсампа это местное традиционное блюдо ) мало помалу обретал сторонников. К какой тактике прибегнуть, решалось после совершения обрядов и путем жеребьевки. С согласия Далай-Ламы, где на собрании в Чактса дри-Гутанг приняли решение о создании "добровольческих сил обороны Чуши Гангдруг" (сам термин значит "земля четырех рек и шести хребтов") 16 июня 1958. Это событие стало едва ли не первым в истории, поставившим по одну сторону баррикад все три крупных субэтноса тибетцев - кхамов, амдо и кхампа. В целом в повстанческих силах соблюдался следующий баланс: 70% кхам, 25% амдо, 5% из центрального Тибета. Силы движения были поделены на группы по 50-100 человек и направлены в разные углы Тибета с задачей нападать на НОАК. Основным препятствием на пути превращения "ЧГ" в реальную угрозу КНР было отсутствие достойного количества оружия, которое участники закупали на свои личные сбережения и пытались изымать со складов тибетской правительственной армии. Некоторый объем средств выручили сами тибетцы из диаспоры, организовавшие отель в Покхаре, ковровые фабрики, корзинное производство, мастерские народных промыслов, автобусное сообщение Покхара-Катманду и сервис такси по столице Непала. Кое-что обеспечили индийцы, особенно после Китайско-индийской войны 1962 года. Принял участие в судьбе повстанцев Гоминьдан, обосновавшийся на Тайване. Помощь тибетским повстанцам также взялось оказывать ЦРУ, ставшее основным поставщиком и спонсором движения. В августе 1958 последовал первый груз от американцев, они осуществляли доставку грузов на б-17, которые пилотировали эмигранты из Польши и Чехословакии; б-17 легко было купить на международном рынке, и это, как и задействование пилотов-эмигрантов, позволяло отрицать вмешательство США. За это же свойство было решено сделать основным стрелковым оружием инсургентов винтовки "энфилд". Интересная подробность: был при помощи фирмы "Келлогс" разработан, запущен в серийное производство и доставлен повстанцам походный рацион с их любимой "тсампа", к которой добавили витамины и присадки. Повстанческие силы обучались сперва в лагере на Тихом океане; на восточном побережье привыкшие к высоте тибетцы чувствовали себя плохо и в марте 1958 основную массу обучаемых перевели в подготовленный для них лагерь Хейл в Скалистых горах, на бывшую базу 10-й горной дивизии во Вторую мировую войну. Обучение велось только на английском, и лишь 1 из преподавателей сумел в конце концов освоить тибетский. Студентов обучали азбуке Морзе, добиваясь от них 12-20 слов в минуту, чтению и рисованию карт, тактике разведки и организации разведки, пользованию портативным мимеографом, был одно время и курс истории коммунизма с описанием применяемой техники, но от него отказались, поскольку в аудитории началось вольнодумство. Всего прошло обучение около 3000 чел. , которых по завершении обучения сбрасывали с самолетов на территорию Тибета.

Первое нападение совершилось в августе 1958 в местности под названием Ньямо, и в первые месяцы дела пошли так, что к югу от Брахмапутры вскоре не осталось китайских гарнизонов, кроме укрепившегося в Цеханге. Инсургенты, однако, не имели никакой связи друг с другом, очень слабую базу снабжения, и минусом являлось обыкновение новых кадров, уходя "в поле", тащить с собой всю семью. В 1959 году военные вытеснили “ЧГ” из Кхам, так что повстанцы действовали только в регионе к югу от Лхасы. Прибывшие после обучения в США эмиссары пытались наладить повстанческое движение по инструкциям ЦРУ, создавая малые мобильные группы без конкретной привязки к базе, которые действовали бы вдоль всего хайвэя, однако тибетцы обычно не в состоянии были отречься от семей, стад и всего остального, отчего все повстанческие лагеря быстро становились видны властям и подвергались расправе, как это было сперва в Пембаре, а потом и в остальных локациях.

В таких неблагоприятных условиях основной базой операций стала местность под названием Мустанг\Мустан, участок непальской территории, вклинивающийся на территорию Китая, и плюсом и минусом которого являлась труднодоступность: туда можно было из Тибета добраться только пешком через опасные тропы, а с непальской стороны за 13 дней на муле, что, соответственно, создавало удобства в плане инфильтрации, но и большие проблемы в плане логистики. Мустанг был тогда де факто независимым королевством. На территории Мустанга с индийского и американского ведома и помощи был основан лагерь для подготовки и координирования повстанцев. Теоретически предполагалось постепенно, в обстановке полной секретности, по несколько сот человек зараз, внедрять повстанцев в Тибет через Мустанг, чтобы те основывали на китайской территории базы, и делать так постепенно и с соблюдением полной тайны, но желающих оказалось намного больше, чем рассчитывали организаторы программы: лагерь рассчитывали на 300 человек, а явилось всемеро больше, и постоянно оставалось примерно порядка 6000 человек.

Отсюда тибетцы стали совершать набеги через границу; рабочим сезоном у них было время с августа по апрель, когда Брахмапутру можно форсировать вброд. Группы были организованы, в ущерб традиции, не по территориальному или родовому принципу, привычному тибетцам, а на рандомной основе. Действуя группами по 40-50 человек, в основном повстанцы совершали набеги на гарнизоны по долине, а иногда добирались до хайвэя, в 1966 году разорив большой конвой, погибла вся штабная группа местной военной группировки и был захвачен большой массив документации. Совершались и пропагандистские акции, а однажды был приглашен британский оператор, чтобы заснять одно из нападений, но фильм появился так нескоро, что никакого влияния на дела тибетские не оказал. Однако вскоре в долине разместили дивизию НОАК, а движение перевели на северный хайвэй. В целом повстанческое движение к тому времени находилось не в лучшей форме, отчасти и по причине преклонного возраста основной массы кадров – им всем было уже за 40, и повстанцы несли немалые потери за счет погибших от перенапряжения, истощения и т.д. Конфликт в маломасштабной форме продлился до конца 60-х, когда американцы окончательно прекратили поддержку. Непал потом несколько лет пробовал удалить инсургентов из Мустанга, но преуспел только к 1974 году. Кое-кто из обитателей лагеря сумел с боями уйти через китайскую территорию в Индию, несмотря на мощный заслон. Некоторое количество кадров было принято в ряды индийской армии, и стало основой для нынешних СФФ.

С начала 70-х знамя борьбы за независимый Тибет окончательно перешло к Далай-Ламе, который с согласия индийских властей перебрался северо-западную Индию, в городок Дхарамсала. По прибытии в Индию Далай-Лама объявил о создании демократического правительства с представительством от каждой провинции, и с участием женщин. Каждые 5 лет проводятся выборы в парламент, квартирующий в Дхарамсале, 46 членов выбираются 130 тысячами тибетцев по всему миру.

В самом Тибете главным был сделан Панчен-лама, который старался политическими методами добиться изменений в положении тибетцев, которое становилось очень незавидным в свете разворачивающейся "культурной революции". В 1962 панчен-лама представил китайцам доклад длиной 70 тыс. слов, в котором описывал плачевное положение Тибета, упоминал 10 тыс. убитых в каждой провинции Тибета в ходе завоевания, и после доклада 14 из 15 последующих лет провел в тюрьме. В ходе "культурной революции" было разрушено 98% монастырей (т.е. 6000 объектов в одном Тибете), и много чего было учинено, вошедшего в опубликованный в 1976 году список перегибов партии. В 1979 году как реверсия предыдущих дел был открыт для верующих храм Йокханг в Лхасе, а с 1980 обозначилась уже стратегически разумная политика в отношении Тибета, в мае этого года приехал в автономный район во главе рабочего комитета ЦК Хю Яобан, тогда генсек КПК, который по возвращении предложил экономические реформы с местным уклоном, замещение административных должностей местными кадрами, реальную культурную автономию. Всего пунктов было шесть и сопровождались они покаянием в ошибках, допущенных в период правления Мао Цзэдуна. Ввели теперь и такие штуки, как обязательный дубляж всех надписей по-тибетски, администраторов наставляли употреблять только тибетский при общении с местным населением, и сам баланс местных и неместных в администрации сместился в пользу первых, самых заядлых консерваторов перевели в другие регионы, сделаны улучшения в образовательной сфере, разрешены поездки к родственникам за рубеж. Сайт сторонников независимого Тибета говорит, что после смещения Яобана китайские партийцы в Тибете на радостях устроили попойку с фейерверками, восклицая, что не стало главного защитника тибетских сепаратистов, и предполагают, что на итоговую судьбу Яобана оказали влияние беспорядки 1987 года в Тибете.

Политическая активность тибетцев возросла к концу 80-х, и крупные беспорядки совпали с беспрецедентным случаем – приглашением Далай-ламе выступить перед комитетом по права человека конгресса США, из чего китайские власти сделали совершенно определенные выводы. 27 сентября 1987 года монахи из монастыря Дрепунг (чуть западнее Лхасы), организовали мероприятие в поддержку инициатив Далай-ламы и идей независимости Тибета, сперва ходили по круговому маршруту вокруг центрального святилища Лхасы и тибетского рынка, т.е. буквально в двух кварталах от Поталы и здания народного правительства ТАР, а после нескольких сделанных беспрепятственно кругов отправились в центр города, где и были разогнаны. 1 октября от 30 до 40 монахов вышли на демонстрацию с теми же пожеланиями плюс требованием освободить арестованных, участников акции арестовали и стали бить, собрались сочувствующие, и мероприятие быстро вылилось в массовые беспорядки, пострадали лавки и машины, в процессе разгона от 6 до 20 покойников. После этого довольно долго удавалось удерживать недовольство в рамках маленьких и быстро рассасывавшихся демонстраций, в основном задумывавшихся как способ обретения паблисити. Обычно протесты сводились к вопросу независимости Тибета, но сообщается также о большой демонстрации 19 мая 1989 года, с выражением солидарности с "про-демократическим движением", активисты которого тогда квартировали на Тяньаньмынь. Всего в 1987-89 годах зафиксирован 21 случай массовых беспорядков. В самый разгар кризиса умер призывавший к умеренности панчен-лама, самый авторитетный сторонник стратегии мира с КНР, и китайским властям не оставалось другого выхода, как в марте 1989 объявить военное положение, которое действовало по 1 мая 1990.

С 1984 года начались системные попытки экономического развития района, причем, в разрез с предлагавшейся Яобаном стратегией, решено было сделать ставку на мероприятия, требовавшие привлечение большого количества кадров и специалистов из других регионов; было одобрено 42 крупных проекта, хотя и звучали оценки, что их реализация повлечет миграцию в регион не-тибетцев, и потому обострит межэтнические противоречия. С начала 90-х регион пытались усиленно развивать экономически, и утверждается, что именно хан и выиграли от экономического развития (4-5% стабильного прироста во всех отраслях в 1990-х), поскольку в противовес консервативным тибетцам были шахтерами, администраторами и т.д. По непроверенным данным, цвели коррупция и местничество, администратор в Амдо как-то раз будто бы продал 200 должностей, в т.ч. пост главы антикоррупционного агентства.

В 1991-94 постоянно случались мелкие инциденты на экономической, по сути своей, почве, тибетцы всегда использовали их для возможности протестовать против оккупации Тибета. В июне 1993 прибыла миссия Евросоюза, состоялись волнения, магазины ханов в даунтауне закиданы камнями, волнения длились четыре дня. Начиная с 1994, когда состоялся “третий форум по работе с Тибетом” и объявлена амбициозная программа экономического развития, началось закручивание гаек, даны указания изобличать и отстранять от дел лиц, замеченных в сочувствии национализму, даны конкретные указания, и начался следующий раунд противостояния, когда китайцы указом от 20.3. потребовали не выставлять публично фотографий Далай-ламы иначе как в храмах, ограничить количество монахов, запретить языковые школы. К тому времени было в Тибете 1643 монастыря, т.е. больше, чем населенных пунктов, но пеняли, что "теперь для поступления в монастырь нужно не столько знать каноны и священные тексты, сколько речи Цзян Цзэминя и позицию КПК по разным вопросам". Закручивание гаек особого эффекта не оказывало: в сентябре 1995 и предшествующих месяцах в связи с приближающимися празднованиями 30-летия создания Тибетского автономного района, состоялись молчаливая манифестация (с кляпами во рту), голодовка, два бомбовых нападения. В Лхасе время от времени устраиваются взрывы, вроде, например, произведенного в 1996 году у стелы, поставленной в честь строителей шоссейной дороги из "основной" КНР в Лхасу. ХРВ рапортовала, что в 1998-2002 новая кампания взрывов, числом штук восемь-десять, в результате самого серьезного, в октябре 2001, погиб гаишник. Во втрой половине 90-х большой скандал вызвал вопрос с назначением нового Панчен-ламы; специальная поисковая комиссия Далай-ламы определила такового по знакам в священных озерах и прочим традиционным методам, а руководство КНР настояло на надобности прибегнуть к обычным для сложных случаев жеребьевочным процедурам при помощи "золотой урны", и, в конце концов, объявило "своего" кандидата в панчен-ламы настоящим, и пренебрегло традиционным обрядом подтверждения полномочий панчен-ламы Далай-ламой, что вызвало бурю гнева и даже массовые протесты, так что потом была проведена "кампания политического довоспитания колеблющихся и неустойчивых". Относительно судьбы признанного Далай-ламой мальчика имеются расхождения - по версии КНР, для его же безопасности и приватности правительство обеспечило его и его семью новыми документами и переселило на новое место жительства, а по версии сторонников независимости Тибета и разного рода правозащитников, он стал самым юный политзаключенным планеты.

Несколько раз возникал вопрос о переговорах относительно статуса Тибета между Далай-ламой и руководителями КНР. Интересно, что до 1978 года Далай-лама начинал свои ежегодные речи на 10 марта с вопросов независимости и свободы Тибета, а после вопрос независимости опускал, а вел речь только о "счастье тибетского народа". В 1979, по сообщениям сепаратистов, КНР впервые за 20 лет выразила интерес к дискуссиям, Дэн Сяопин приглашал старшего брата Далай-ламы обсудить вопрос урегулирования тибетской проблемы, пообещав, что все, кроме независимости, подлежит дискуссии, и Дэн Сяопин приглашал далай-ламу вернуться. С 1982 начались визиты тибетских кадров в КНР для предварительных дискуссий, но заготовленный для Тайваня вариант к Тибету китайцы применить отказались как не имеющий никаких оснований, а тибетцы полагали, что, напротив, автономия Тибета должна быть классом выше тайваньской, поскольку они ханьцам не родня. Сепаратисты утверждают, что несколько раз выдвигали предложения о смягчении режима пересечения границы для тибетцев, посылке учителей, расширении культурных контактов тибетских общин, но безрезультатно. В 1987 году Далай-лама выдвинул "5-пунктовый план урегулирования", но там сплошь и только общие слова и благие пожелания, и очень мало конкретики. В 1988 Китай согласился на возвращение Далай-ламы, если тот откажется от идеи о независимости, в июне Далай-лама выдвинул Страсбургское предложение, в речи перед европарламентом в Страсбурге: полный контроль Китая над внешней политикой и обороной и полная независимость Тибета во всех внутренних делах. . Далай-ламу приглашали на похороны и последующие ритуалы по случаю смерти панчен-ламы, подразумевая, что это будет сопровождаться дискуссиями по вопросу об автономии, но по здравом размышлении тибетцы потребовали Далай-ламе права посетить как минимум один регион Тибета и обеспечения личной встречи с Сяопином, и дело не пошло, а потом начался политический кризис в Тибете и в целом в КНР, и сторонники переговоров, вместе с прочими реформистами-сторонниками Чжао Цзыяна, были удалены из высших кругов КНР и КПК. В 1994 и 1998 годах снова проводились предварительные переговоры, ни к чему не приведшие. Еще один раунд дискуссий состоялся в 2001-2003 годах, дошло до двух визитов команды соратников Далай-ламы в Пекин и автономный регион, но снова результатов никаких не было.