Какой город находится на месте константинополя. Где находился Константинополь? Как сейчас называется Константинополь? Осады и упадок

28.12.2023 История 

Был столицей христианской империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции . На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.

История

Константин Великий (306-337)

В 324 году , после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство - перестроен ипподром , построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов , строятся крепостные стены , со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

Разделённая империя (395-527)

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии , который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме .

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира . Его даже стали называть просто Город .

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ( - иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul - ыста́мбул) появляются в арабских , а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν ), «ис тин пόлин» - «в город» или «к городу» - является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок

В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов и русов.

Во времена правления императора Льва Исавра в -741 годах начинается период иконоборчества , который продлится до середины IX века , уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.

Расцвет при Македонянах и Комнинах

Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии ( -). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами - болгарами (Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами , расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа - своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия .

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в г. произошло разделение христианской церкви , а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия , в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года , когда началось нашествие турок-сельджуков , империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов ( -) Константинополь переживает последний расцвет - правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек . Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате .

Падение

Константинополь стал столицей нового сильного государства - Османской империи .

Отрывок, характеризующий Константинополь

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.
О! как задрожала эта терция, и как тронулось что то лучшее, что было в душе Ростова. И это что то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!… Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё таки быть счастливым…

Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему.
– Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына. Николай хотел сказать, что «да», но не мог: он чуть было не зарыдал. Граф раскуривал трубку и не заметил состояния сына.
«Эх, неизбежно!» – подумал Николай в первый и последний раз. И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу.
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.

Νέα Ῥώμη , лат. Nova Roma ) (входит в состав титула патриарха), Константинополь, Царьград (у славян; перевод греческого названия «Царственный град» - Βασιλεύουσα Πόλις - Василевуса Полис, город Василевса ) и Стамбул. Название «Константинополь» сохраняется в современном греческом языке, «Царьград» - в южнославянских. В IX-XII веках использовалось и пышное название «Византида» (греч. Βυζαντίς ) . Город был официально переименован в Стамбул в 1930 году в ходе реформ Ататюрка .

История

Константин Великий (306-337)

Разделённая империя (395-527)

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии , который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме .

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира . Его даже стали называть просто Город [ ] . В период расцвета площадь города составляла 30 тыс. гектаров, а население - сотни тысяч человек, что в примерно десять раз превышало типичный размер крупнейших городов Европы .

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ( - иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul - ыста́мбул) появляются в арабских , а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν ), «ис тин пόлин» - «в город» или «к городу» - является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в г. произошло разделение христианской церкви , а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия , в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года , когда началось нашествие турок-сельджуков , империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов ( -) Константинополь переживает последний расцвет - правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек. Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате .

Падение

Константинополь стал столицей нового сильного государства - Османской империи .

Царьград

Карты

Архитектура

Городское пространство Константинополя («Царицы городов») задумывался как отражение Небесного Иерусалима на Земле. Это священное пространство изучает иеротопия - наука на стыке истории , богословия , искусствоведения и других дисциплин. Очертания градостроительной программы Нового Рима до сих пор можно увидеть в городе, например, мраморные колонны (и их обломки) с декором, напоминающим «павлиний глаз» на бывшем форуме Феодосия (ныне - площадь Баязид); на обочине Месы (лат. Via Triumphalis , ныне Диванйолу); во дворе Археологического музея Стамбула (с форума Тавра); в подземной цистерне VI в. «Йери Эребатан сарай» в качестве опор свода. Сероватый мрамор добывали и обрабатывали в каменоломнях острова Мармара в Пропонтиде . Колонны из болоснежного мрамора цистерны происходят из остатков храма «Геры Акры» и не похожи ни на один классический ордер : их конструкция имитирует перо птицы Геры и сильно сужаются кверху.

Три главных форума города: Константина , Августион и Феодосия (реплика форума Трояна в Риме) в древности были отмечены символами Геры - небесной царицы античности. В первом форуме располагалась огромная бронзовая статуя Геры, возможно работы прославленного скульптора Лисиппа (до 1204 года), на форуме Феодосии были построены «звёздные врата» - триумфальная арка из трёх пролётов и 16 столбов, украшенная «глазами Аргуса » .

В константинопольском монастыре Хора (Кахирие-Джами) сохранились мозаичные работы Богородичного цикла, выполненные в 1316-1321 годах .

Вот древние памятники Города Константинополя, многие из которых в настоящее время лежат в руинах, как это можно видеть на данной Картине: отметим те постройки, которые еще сохранились, в особенности же Центральный Храм Святой Софии, Дворец Императора Константина и, кроме того, еще один круглый Дворец; таким образом, этот Император [Константин] возвел также еще один [дворец] близ Храма Святой Софии, который имел большие размеры, но ныне он разрушен. Некоторые достопримечательные места Столичного Града Константинополя. A Вот в извилинах Колонна, камни которой искусно между собой соединены, а высоту она имеет 24 сажени B Есть там также Колонна, которую именуют “Историческая Колонна”: а называется она так потому, что внутри колонны создавались исторические хроники C Вот местность, где расположена резиденция Патриарха Константинопольского, откуда можно проследовать в близлежащий район Балат; и все это можно увидеть [на этом плане] D Церковь Святого Евангелиста Луки E Церковь Св. Петра ПЕРА . В Константинополе, как уже упоминалось, есть (район) Пера, или (как говорят Турки) “Галата”, есть там также Широкий Залив, который впадает в Море, есть там Турецкое, а также и Иудейское кладбища, а за пределами города находятся повсеместно другие кладбища, и все это можно видеть по изображенным (надгробным) камням (на плане) F Вот регион в правом углу, где Море соединяется с Заливом , где Турки выделили Грекам (местность) Вайссенбург, а также там в настоящее время имеется литейное производство (пушек).

Монеты

Живопись и мозаика

Примечания

  1. Georgacas, Demetrius John (1947). “The Names of Constantinople” . Transactions and Proceedings of the American Philological Association . The Johns Hopkins University Press. 78 : 347-67. DOI :10.2307/283503 .
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  3. Древнейшие государства Восточной Европы. - М. : Наука, 2003. - С. 136.
  4. , с. 53.
  5. , с. 477.
  6. Софроний Врачански. Житие и страдания на грешния Софроний. София 1987. Стр. 55 (Пояснительная сноска к автобиографии Софрония Врачанского)
  7. Найден Геров. 1895-1904. Речник на блъгарский язик. (запись на царь в Словаре болгарского языка Найдена Герова)
  8. Симеонова, Маргарита. Речник на езика на Васил Левски. София, ИК «БАН», 2004 (запись на царь в Словарь языка Маргариты Симеоновой Васила Левского )
  9. Seznam tujih imen v slovenskem jeziku. Geodetska uprava Republike Slovenije. Ljubljana 2001. p. 18.
  10. , с. 30.
  11. , с. 32.

/ Ред.: Бусеева-Давыдова И. Л., Галашевич А. А.. - М. : Издательство «Феория», 2013. - 519 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-91796-022-7 , УДК: 85.143(2)я20+86.372-5я20.

  • Фоменко И. К. Константинополь. Символизм топографии / Научный редактор: Щербакова Е. И. . - М. : Издательство Вадима Прудникова, 2016. - 232 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-9908678-0-2 , УДК 904, ББК 63.4(3):63.3(0)4.
  • Питер Франкопан . Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. - М. : Альпина Нон-фикшн, 2018. - ISBN 978-5-91671-774-7 .
  • На других языках
    • Ball, Warwick (2016). Rome in the East: Transformation of an Empire , 2nd edition. London & New York: Routledge, .
    • Bury, J. B. History of the Later Roman Empire: From the Death of Theodosius I to the Death of Justinian. - Dover Publications , 1958.
    • Crowley, Roger. Constantinople: Their Last Great Siege, 1453. - Faber and Faber, 2005. - ISBN 978-0-571-22185-1 .
    • Freely, John. Istanbul: The Imperial City. - Penguin, 1998. - ISBN 978-0-14-024461-8 .
    • Freely, John. The Byzantine Monuments of Istanbul. - Cambridge University Press , 2004. - ISBN 978-0-521-77257-0 .
    • Gibbon, Edward. The Decline and Fall of the Roman Empire. - Phoenix Press, 2005. - ISBN 978-0-7538-1881-7 .
    • Hanna-Riitta, Toivanen. The Influence of Constantinople on Middle Byzantine Architecture (843–1204). A typological and morphological approach at the provincial level. - Suomen kirkkohistoriallisen seuran toimituksia 202 (Publications of the Finnish Society of Church History No. 202), 2007. - ISBN 978-952-5031-41-6 .
    • Harris, Jonathan. Constantinople: Capital of Byzantium. - Bloomsbury, 2nd edition, 2017. - ISBN 978-1-4742-5465-6 .
    • Harris, Jonathan. Byzantium and the Crusades. - Bloomsbury, 2nd edition, 2014. - ISBN 978-1-78093-767-0 .
    • Herrin, Judith. Byzantium: The Surprising Life of a Medieval Empire. - Princeton University Press , 2008. - ISBN 978-0-691-13151-1 .
    • Hirth, Friedrich . Jerome S. Arkenberg: (неопр.) . Fordham.edu . Fordham University (2000). Дата обращения 10 сентября 2016.
    • Janin, Raymond. Constantinople Byzantine: . - 2. - Paris: Institut Français d"Etudes Byzantines, 1964.
    • Korolija Fontana-Giusti, Gordana "The Urban Language of Early Constantinople: The Changing Roles of the Arts and Architecture in the Formation of the New Capital and the New Consciousness" in Intercultural Transmission in the Medieval Mediterranean , (2012), Stephanie L. Hathaway and David W. Kim (eds), London: Continuum, pp 164-202. .
    • Mamboury, Ernest. The Tourists" Istanbul. - Istanbul: Çituri Biraderler Basımevi, 1953.
    • Mansel, Philip. Constantinople: City of the World"s Desire, 1453–1924. - St. Martin"s Griffin, 1998. - ISBN 978-0-312-18708-8 .
    • Meyendorff, John. Rome, Constantinople, Moscow: Historical and Theological Studies . - Crestwood, NY: St. Vladimir"s Seminary Press, 1996. - ISBN 9780881411348 .
    • Müller-Wiener, Wolfgang. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul bis zum Beginn d. 17 Jh: . - Tübingen: Wasmuth, 1977. - ISBN 978-3-8030-1022-3 .
    • Phillips, Jonathan. The Fourth Crusade and the Sack of Constantinople. - Pimlico, 2005. -

    Хотел стать создателем новой эры её истории, основателем «нового Рима». Старый Рим не соответствовал притязаниям расширившейся власти повелителей империи. Это был город республиканских преданий и учреждений; в нем был сенат, при всем своем вынужденном раболепстве сохранявший воспоминание о прежнем своем могуществе; население Рима было дерзко и любило судить о действиях правительства, всегда было готово порицать их, оно не благоговело перед двором. Уже со времени Диоклетиана государи предпочитали Риму другие резиденции. Константин лишь изредка, по необходимости соблюсти приличие, приезжал во дворец на Палатинском холме, и не оставался там долго. (Его нелюбовь к Риму могла быть одним из поводов к составлению легенды, будто он подарил Рим епископу Сильвестру; но эта легенда вымысел, и притом позднего происхождения).

    История Византийской Империи (документальный фильм)

    Он не хотел жить в Риме, и не удивительно, что у него возникло желание основать новую столицу, чтоб она увековечила славу его имени и чтоб её население, обязанное всем основателю города, платило ему за благодеяния преданностью, держалось в политике и религии тех мнений, какие предписывает ему государь. Константин сначала полагал основать столицу на том месте, где стояла Троя , мифическая отчизна римского народа (согласно сказаниям об Энее); но скоро оказалось, что романтические идеи не имеют силы увлекать его до забвения о реальных выгодах. Не было местности, которая представляла бы по своему положению такие удобства для основания столицы, как прежняя греческая колония Византий, стоящая на проливе, которым Черное море соединяется с Пропонтидой (Мраморным морем). Туда был путь товарам со всех сторон света, там была превосходная гавань, которая по своей форме называлась «рогом», а по богатству своей торговли «золотым». Окрестностями города были холмы, покрытые виноградниками, фруктовыми садами и меж них долины, очень плодородные; эта местность образовала полуостров, который легко было защитить стеной от нападения врагов; у Византия была решена судьба многих войн, его стены выдержали много осад, он был центральным пунктом, из которого легко могли ходить войска и на Дунай и на Евфрат для защиты империи от опаснейших врагов. Легенда говорит также, что мысль основать на месте Византия новую столицу была дана Константину внушением от Бога.

    Пространство, занимавшееся античным городом Византий и Константинополем – при Константине и через 100 лет после него, при императоре Феодосии II

    Новый город, названный в честь своего основателя Константинополем, строился очень быстро. Торжественное освящение фундамента его западной стены было совершено 4 ноября 326 года, и меньше чем через четыре года (11 мая 330) уже была освящена новая резиденция. Константин хотел, чтобы Новый Рим не уступал ни в чем Старому, потому заботливо укрепил его и украсил великолепными зданиями. Две больших площади были со всех сторон застроены колоннадами и украшены статуями; одна из них была названа площадью Августы в честь августы Елены , матери императора, а другая – по имени самого императора. В центре площади Константина стояла высокая порфировая колонна, а на ней бронзовая статуя бога солнца с венком, окруженным лучами; чуть позже эта статуя была переделана так, что сделалась изображением самого Константина. Легенда соединила с нею фантастические поверья. Говорили, что под мраморным базисом колонны зарыт тайно перевезенный в новую столицу палладиум города Рима, а внутри колоссальной статуи положена часть Животворящего Креста. Статуя была разбита молнией и опрокинута бурей 5 апреля 1101 года; но большая часть колонны уцелела до сих пор.

    Константинопольский ипподром (цирк), потом долго служивший туркам для обучения войска, был громадным и великолепным зданием, имевшим около 400 шагов в длину и 100 в ширину, и украшенным внутри статуями, обелисками и сплетенной из трех бронзовых змей колонной с золотым треножником, стоявшим прежде в Дельфийском храме : это был дар греков Аполлону Дельфийскому после победы при Платее . Пришедшее в упадок искусство времен Константина не могло создавать хороших произведений, потому для украшения новой столицы были взяты отовсюду прежние знаменитые художественные работы. При всех выражениях преданности Константина христианству, освящение новой столицы было по его приказанию совершено одним из главных жрецов римского языческого культа (понтификов) и неоплатоником Сопатром с языческими обрядами. Константин построил в городе храмы богине Счастия (Tyche) и Диоскурам; он постановил, чтобы ежегодно в день основания совершалась в ипподроме торжественная процессия; тут несли его статую, у которой на ладони протянутой правой руки стояло изображение гения-покровителя новой столицы; его преемники должны были преклонять колена перед этой статуей. Надо полагать, что статуи богов и героев, перевезенные в Константинополь, были оставлены при Константине непеределанными; но впоследствии, когда усилилась антипатия ко всему языческому, они были переделаны: языческие атрибуты изображений были заменены христианскими символами. Константин хотел занимать нейтральное положение между язычеством и христианством, потому построил в своей столице и христианскую церковь в честь святых апостолов. Она была сложена из разноцветного мрамора, окружена колоннадами и разными пристройками; все это вместе образовало великолепное целое.

    Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

    Неподалеку от ипподрома стоял дворец, громадное здание, почти не уступавшее римскому палатинскому дворцу огромностью и богатством украшений, окруженное колоннадами, дворами, садами. Бани, театры, водопроводы, хлебные магазины, прекрасный дом для заседаний сената на площади Августы, великолепные дома сенаторов и других знатных людей, поселившихся в резиденции государя, образовали несколько групп роскошных зданий, между которыми построили себе дома промышленники, торговцы, хозяева кораблей, привлеченные в новую столицу торговыми выгодами её положения и пособиями, какие давал переселяющимся в нее император. Он всячески заботился о том, чтоб она стала многолюдным городом. Он давал подарки и почетные должности сенаторам и другим вельможам, чтоб они переселялись из Рима в Константинополь. Многие обольщались этим, другие и без наград сами желали жить близ императорского двора.

    Скоро Новый Рим стал почти так же многолюден, как Старый. Он имел те же привилегии. Члены городского управления получили сан сенаторов, граждане Константинополя получили все права граждан города Рима; хлеб, вино и масло были раздаваемы народу здесь еще щедрее, нежели в Риме; общественные игры и другие развлечения для народа были не менее великолепны, чем те, какие бывали прежде в Риме. Климат был превосходен, окрестности прекрасны, положение города очень выгодно для торговли. Потому Константинополь, разделенный подобно Риму на 14 частей, скоро стал по своей величине вторым городом вселенной. Но он вырос не сам собой, он был тепличное растение. Блеск здесь был заимствованный, произведения искусства были взяты из других городов, население было разноплеменною смесью, не имело ни национального единства, ни патриотизма, ни славного прошлого. Рим, покинутый императором все-таки производил, впечатление более величественное, чем Константинополь. Его триумфальные арки, храмы, театры, цирки, термы, площади, украшенные статуями, живописно расположенные по долинам и холмам, оживленные садами и журчаньем фонтанов, вода которых текла в город по 19 водопроводам на высоких арках, придавали прежней столице такое величие, какого искусственно созданный Константинополь далеко не имел. Но Рим не годился быть столицею христианского государства: он оставался языческим городом, и долго после Константина язычество еще преобладало в нем над христианством. Латеранская базилика – единственная римская христианская церковь, о которой мы достоверно знаем, что она была построена Константином, не могла сравниться по великолепию с языческими храмами в Риме.

    Орел, терзающий змею.
    Мозаика Большого дворца в Константинополе. VI век.

    Константинополь - столица Византийской империи, основанная римским императором Константином Великим 8 ноября 324 г. на месте древнего греческого города Византий , на европейском берегу Мраморного моря (Пропонтиды), у залива Золотой Рог. Император лично наметил копьем на земле границы будущего города. Вновь построенный город был освящен 11 мая 330 г., и с тех пор до конца византийской истории эта дата праздновалась как День Города. Первоначально названный Новым Римом (Nova Roma), город был вскоре переименован в честь своего основателя, но константинопольцы называли его чаще всего просто Город (Polis). Для большего сходства с Римом на территории города было найдено 7 холмов, и она была разделена на 14 частей (regiones). Внутри городских стен располагались 12 регионов, 13-м считались Сики - предместье на северной стороне бухты Золотой Рог, а 14-м регионом были Влахерны на южной стороне Золотого Рога, отделенные от стен Константина значительным пустым пространством. Константинополь стал символом и средоточием государственной власти Восточной Римской империи, крупнейшим экономическим, научным и культурным центром страны. В русских летописях именовался Царьградом. Захват Константинополя турками 29 мая 1453 г. ознаменовал конец византийской истории.

    Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 516.

    Храм Св. Софии в Константинополе.

    Части и постройки города:

    Аврелианы - квартал Константинополя, примыкавший к стене Феодосия в юго-западной части города, в самом обширном районе Константинополя - Эксакионии. *

    Амастриан - площадь в Константинополе.

    Анаплос - пригород Константинополя на европейском берегу Босфора.

    Анарата - пригород Константинополя на азиатском берегу. Там же находилась одноименная тюрьма и приводились в исполнение публичные казни, которые могли вызвать нежелательные волнения среди населения столицы. *

    Аркадианы - квартал в Константинополе, к востоку от храма Святой Софии. В этом квартале находились бани Аркадия. *

    Армаментарий (Armamentarium) - «арсенал»; предместье Константинополя на восточном берегу Золотого Рога. *

    Бани Александра - одни из девяти крупнейших бань Константинополя. Находились восточнее Софиевской гавани, недалеко от Пропонтиды (Мраморного моря). Разграблены и сожжены константинопольской чернью в 532 г. во время восстания «Ника». *

    Бани Анастасии - одни из девяти крупнейших константинопольских общественных бань.

    Бани Аркадия - константинопольские бани, построенные в царствование императора Аркадия.

    Бани Ахилла - известные бани в Константинополе.

    Бани Диагисфей - одни из девяти крупнейших общественных бань Константинополя, от которых к настоящему времени сохранились лишь незначительные остатки фундамента. Находились северо-восточнее начала акведука Валента, в XI регионе, у храма Святой Анастасии. *

    Бани Евдокии - одни из девяти крупнейших общественных бань Константинополя.

    Бани Зевксиппа - знаменитые константинопольские бани, построенные римским императором Септимием Севером.

    Бани Икономион (Ойкономейон) - крупнейшие бани Большого императорского дворца в Константинополе.

    Бани Константина - константинопольские бани, построенные в царствование императора Константина I Великого.

    Бани Тавра (Софиевы бани) - константинопольские бани, построенные в царствование императора Феодосия I Великого.

    Большие Камары - главный рыбный рынок Константинополя.

    Большой императорский дворец (Священный дворец) - огромный комплекс зданий, занимавший около 100 тыс. кв. м в юго-восточной части Константинополя.

    Вифарий (Эсартисис) - гавань в Сиках, предместье Константинополя на северном берегу залива Золотой Рог. *

    Влахерны - район в северной части Константинополя, где находился одноименный императорский дворец.

    Вораид - одно из предместий Константинополя. Место получило свое название по имени Вораида, племянника императора Юстиниана I Великого (527-565), имевшего там недвижимость и земельную собственность. *

    Галакрины - пригород Константинополя на азиатском берегу Босфора, вблизи Иерона. *

    Галата - поселение, основанное в начале XIII в. генуэзскими колонистами в предместье Константинополя.

    Даматрий (Даматри) - предместье Константинополя на азиатском берегу Босфора (в Вифинии), где находился монастырь Спира, а также императорский дворец, построенный во второй половине VI в. Лесистая гора в этой местности была излюбленным местом охоты византийских императоров. *

    Дамиан - предместье Константинополя на европейском берегу Босфора, на территории которого находилось одно из императорских имений. *

    Дафна - «лавр», дворец, входивший в комплекс сооружений Большого дворца в Константинополе.

    Две Колонны - мраморное сооружение в виде двух колонн на разделительном барьере константинопольского ипподрома.

    Дворец Елены - один из государственных дворцов Константинополя, называвшийся по имени августы Елены, матери императора Константина Великого. Находился к западу от форума Аркадия. *

    Дворец Пиги - императорский дворец в предместье Константинополя, на южном берегу Мраморного моря, построенный императором Василием I (866-886). Это место назвалось Пиги (Источники), поскольку здесь находилось несколько родников; такое же наименование получил и дворец. *

    Дворец Плакиллианы - один из государственных дворцов Константинополя, находившийся в XI регионе столицы. Дворец получил свое название по имени построившей его августы Элии Флациллы (Плакиллы), первой жены императора Феодосия I (379-395). *

    Дворец Святого Маманта (Мама) - императорский дворец на берегу залива Золотой Рог, в 2 км к северу от Константинополя.

    Диппий - один из центральных районов Константинополя, недалеко от Милия, около храма Иоанна Богослова, севернее ипподрома и западнее храма Святой Софии. Название происходит от двух бронзовых вздыбленных коней, изготовленных еще в эллинистический период и установленных в этом районе столицы императором Фокой (602-610). *

    Золотые ворота - триумфальная арка в Константинополе, возведенная между 324 и 330 гг., и главные ворота Константинополя в юго-западной части городской стены.

    Магнавра (Magnaura) - «велико-златая» - палата приемов, одно из зданий комплекса Большого императорского дворца в Константинополе и загородный дворец.

    Меса - центральная улица Константинополя.

    Святой Софии , кафедральный храм константинопольских патриархов.

    Студийский монастырь Иоанна Продрома (Иоанна Предтечи) - знаменитая монашеская обитель Константинополя.