История развития зоологии как науки. История развития зоологии позвоночных. История отечественной зоологии

20.12.2023 История 

Презентация "История зоологии" может использоваться при изучени нового материала. Цели урока: 1) дать представление о зоологии - науке о животных, об этапах ее развития, многообразии животного мира; 2) познакомить учащихся с систематикой животных, ее основными категориями, с учебником зоологии и учебной литературой.

Скачать:


Подписи к слайдам:


Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
«Лестница существ»
3
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
Описал 4 тыс. видов животных
2

Сова полярная
Род
Вид

Зоология в древние и средние века
Михаил Васильевич Ломоносов
Изучение ископаемых останков
Зоология в древние и средние века
Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
«История животных»
2
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
1735 г.
Классификация растений и животных
1
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Мышь малютка
Род
Вид
Введение.
История развития зоологии.
Муравлева Н.Н.
МБОУ СОШ № 2
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Двойное название животных: вид + род
2
Род
Лягушка
Вид
Лягушка остромордая
Остромордая
лягушка
Rana

arvalis
Шимпанзе карликовый
Род
Вид
Семейство
Отряд
Класс
Подти
п

Тип
Царство
Шимпанзе карликовый
Шимпанзе
Человекообразные обезьяны
Приматы
Млекопитающие
Позвоночные
Хордовые
Животные
Зоология в древние и средние века
Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
1
Термин «зоология»
Зоология в древние и средние века
Антони

ван
Левенгук
XVII
в.
Представления наших предков о животных
1
Внешний облик животных
2
Поведение животных, места их обитания
3
Пути сезонных миграций животных
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Латинский язык
1
Остромордая
лягушка
Rana

arvalis
Домашнее задание
§ 1,2
с. 7,9
термины
Зоология в древние и средние века
Изобретение книгопечатания
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Систематические категории
3
Род
Вид
Семейство
Отряд
Класс
Подти
п

Тип
Царство
Основная систематическая категория - ВИД
Представления наших предков о животных
Зоология в древние и средние века
Великие географические открытия
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
Систематические категории: класс, отряд, род, вид
3
Зоология в древние и средние века

Подписи к слайдам:

Герпетология
Современная зоология
4 000
9 000
20 000
32 000
6 000
2 600
128 000
28 000
8 000
1 500 000
2 000 000
видов
Орнитология
Современная зоология
Энтомология
Домашнее задание
§ 1,2
с. 7,9
термины
1

2

3

4

Арахнология
1
Состоят из клеток, дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются
2
Имеют органы и системы органов
3
Питаются готовыми органическими веществами
4
Оболочка клеток не содержит целлюлозу и нет пластид
Стр. 8
Ихтиология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы: Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (51 час)

Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова...

Рабочая программа по биологии к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой, 1час.

Рабочая программа составлена с учетом уменьшения часов биологии в 6 классе согласно базисному учебному плану....

Животные всегда имели большое значение для человека. Жизнь древних людей полностью зависела от их знании об окружающей природе, особенно О животных. Важно было знать, где и как охотиться на зверей и птиц, ловить рыбу, как спасаться от хищников, научиться содержать и разводить животных. Наука зоология имеет длинную и интересную историю. Первые книги о животных известны из Древнего Китая и Индии. Однако научная зоология берет начало в Древней Греции и связана с трудами великого ученого Аристотеля (IV в. до и. э.).

Он описал около 500 видов животных, разделив их на две группы: имеющие красную кровь и без крови. К первой группе Аристотель относил всех высших животных: зверей, птиц, гадов (земноводных и пресмыкающихся) И рыб; ко второй группе - низших животных: насекомых, раков, моллюсков. червей и др. Так впервые были разделены животные на позвоночных и беспозвоночных. Аристотель описал строение и развитие, распространение и значение известных тогда животных. Труды Аристотеля были для своего времени зоологической энциклопедией, а ее автора теперь вполне заслуженно называют отцом зоологии. Основной труд Аристотеля, который определил дальнейшее развитие зоологии, - «История животных». Этот труд был написан во второй половине IV в. до н. э. на древнегреческом языке, а впервые переведен на русский язык и издан в России ТОЛЬКО в 1996 г.

Средние века немного прибавили к познанию животного мира. Были забыты даже многие сведения о животных, известных в античное время. В Средние века зоологическая наука развивалась в связи с конкретными практическими задачами: содержанием и разведением животных, охотой на зверей и птиц,

Интерес к изучению животных резко возрос в эпоху Возрождения в связи с развитием торговли и мореплавания.

Из многочисленных экспедиций путешественники привозили сведения о неизвестных ранее животных, накапливались данные о распространении и многообразии животного мира.

Важное значение для изучения простейших имело изобретение микроскопа. Искусство шлифовать линзы было известно давно. Неоднократно пытались рассматривать мелкие объекты при помощи нескольких линз. Наибольшего успеха добился голландец Антони ван Левенгук (1632-1723). Его конструкция микроскопа была наиболее удачной. Он открыл и описал неизвестный тогда ученым Мир простейших животных. Приезжал к Левенгуку и Петр I с целью увидеть «тайны природы».

Число изученных организмов стало так велико, что необходимо было их классифицировать. Предлагались разные классификации растений н животных.

Наибольшее значение для дальнейшего развития зоологии имели труды шведского ученого Карла Линнея, положившие начало современной классификации животного мира и современным научным названиям растений и животных.


Большое значение для изучения животного мира России имели экспедиции, организованные Академией наук, созданной и 1725 г. по указанию Петра I.

Русский академик П.С. Паллас (1741-1811) совершил экспедиции в Поволжье, на Урал, юг Сибири, исследовал Прикаспийскую низменность, Северный Кавказ, Крым. Используя сведения собственных и других академических экспедиций, Паллас создал капитальный труд «Русско-Азиатская зоография», в котором были описаны все известные к тому времени позвоночные животные России.

Новый этап в развитии зоологии, как и других биологических наук, начинается со второй половины XIX в. после издания книги Чарлза Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Ч. Дарвин убедительно доказал, что животный мир изменяется в результате естественного развития; формирование новых видов происходит в борьбе за существование и за счет выживания наиболее приспособленных.

На основе созданного Дарвином эволюционного учения зоология стала быстро развиваться. Большие успехи были достигнуты в систематике. Об этом свидетельствует описание многих новых видов животных. Если Аристотель описал только около 500 животных, то К. Линнею стало известно 4208 видов, в начале XIX в. их было описано 48 тыс., в конце XIX столетня - 400 тыс., а сейчас известно более 1 млн видов.

Основательную поддержку эволюционное учение получило в России. Большое значение для развития зоологии имели экспедиции А.Ф. Миддендорфа на север и восток Сибири, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, их учеников и последователей в Центральную Азию, исследования по сравнительной эмбриологии А.О. Ковалевского и И.И. Мечникова, по палеонтологии - В.О. Ковалевского, по физиологии - ИМ. Сеченова и И.П. Павлова.

Изучение животных имеет длительную и интересную историю. Исследованиями многих ученых создана современная зоологическая паука, имеющая важное значение. Она продолжает успешно развиваться.

Зоологическая номенклатура - совокупность правил, регламентирующих образование и изменение научных названий таксонов. Основные принципы зоологической номенклатуры - стабильность и универсальность. Важнейшие общие правила - приоритета, омонимии, координации. Из частных правил важно определение количества слов в названии таксонов разных рангов: названия надвидовых таксонов состоят из 1-го слова, названия видов - из 2-х слов, названия подвидов - из 3-х слов. Свод правил зоологической номенклатуры содержится в Международном Кодексе зоологической номенклатуры.

Номенклатура в зоологии

(способ наименования животных) - см. статью Вид. Кроме указанных там названий рода, вида и разновидности употребляется иногда еще название подрода (subgenus), которое ставится в скобках после называется рода, напр. Neptunea (Sipho) islandica Chemn. указывает, что данный вид рода Neptunea принадлежит к тем, которые составляют в этом роде особую группу, подрод, называемый Sipho. Употребляются также обозначения подвида, систематической категории, промежуточной между видом и разновидностью, и формы, категории, стоящей между разновидностью и особью и отмечаемой буквой f. (т. е. forma).

История отечественной зоологии

Одна из основных задач зоологии – составление и описание естественной системы животного мира. Многие поколения ученых и натуралистов-любителей трудились над созданием современной систематики, без которой невозможно ни представление о биологическом разнообразии, ни понимание общих закономерностей функционирования живых организмов. И биохимик, и физиолог, и генетик, и эколог, связанные в своей работе с животными, могут интерпретировать результаты экспериментов или наблюдений, лишь четко представляя себе место объектов их исследований в общей системе органического мира. Клетки и субклеточные структуры, ткани и органы также принадлежат конкретным организмам, представителям того или иного вида. От того, насколько исследователь представляет себе положение этого вида в системе животного царства, знает о степени универсальности изучаемых признаков (а по ним определяется и степень родства), зависит и уровень обобщения результатов, и их прогностическая ценность.

Но и простой любитель природы при желании узнать побольше о том или ином животном, будь то аквариумная рыбка, певчая птичка или неизвестное насекомое, губящее урожай на садовом участке, неизбежно должен коснуться вопроса систематики: узнать, как называется это животное и по каким признакам оно отличается от других сходных, видов. И если он не хочет ограничиваться названиями типа «пестрогрудка» или «краснохвостка», то придется обратиться к определителям, справочникам, атласам, мнению специалистов. Тогда выяснится, что у данного вида животных есть научное имя, присвоенное ему первоописателем, и место в общей системе, отражающее степень родства и уровень эволюционного развития.

Несмотря на многовековую историю развития систематики животных, универсальные, международные правила зоологической номенклатуры, как это ни странно, были узаконены сравнительно недавно, в конце XIX – начале XX в. Совершенствование и уточнение Кодекса зоологической номенклатуры продолжается до настоящего времени.

Из шести основных видовых номенклатурных позиций (родовое латинское название, собственно видовое название, автор первоописания, год публикации первоописания, библиографическая ссылка, место находки типового экземпляра) четыре последних тесно связаны и с историей зоологии. При этом речь идет не только о борьбе за приоритет первооткрывателя или об оценке вклада отдельного исследователя в общую копилку зоологических знаний. Открытия новых видов животных продолжаются. Особенно много находок ждет ученых в мире беспозвоночных. Но и среди позвоночных ежегодно описывается около 100 новых видов рыб, обнаруживаются новые виды птиц и млекопитающих. Совершенствование биохимических, генетических, эколого-физиологических, этологических методов современной систематики приводит к открытию видов-двойников, трудно различимых на основе традиционных – морфологических – признаков. И во всех случаях обнаружения новых видов требуется провести их сравнение с близкородственными, уже известными животными, т.е. обратиться к истории зоологии.

Среднеазиатский тигр. Рисунок Н.А. Северцова

Как бы не стремилась наука к объективности и универсальности полученных знаний, она тесно связана с историей отдельных научных школ, культурой и теми общественными условиями, в которых работают ученые. Часто важную роль играют обстоятельства, при которых было сделано описание нового вида, и даже личность первоописателя. Не менее существенным может оказаться общественно-исторический контекст, окружавший работу того или иного ученого, преемственность зоологических знаний.

Становление отечественной зоологической школы шло в русле развития мировой науки, но при этом определились и некоторые своеобразные черты: специфические объекты долговременных исследований, традиционные формы, методы, темы и районы зоологических работ, связи науки с образованием и практической деятельностью.

Российская зоология всегда была тесно связана с вопросами охотничьего и рыбного хозяйства, проблемами рационального промысла, разработкой мер по охране природных ресурсов. На протяжении нескольких столетий отечественные зоологи неоднократно обращались к изучению бобра и соболя, кабарги и выхухоли, зубра и бурого медведя, мамонта и стеллеровой коровы. Из птиц традиционными объектами стали хищные и гусеобразные нашей фауны, из рыб – осетровые и лососевые.

Своеобразный длительный и славный путь был пройден российскими зоологами-педагогами: от «Начертания естественной истории» В.Ф. Зуева (1786) – первого отечественного учебника зоологии, до таких книг, как, например, трехтомник «Систематика млекопитающих» В.Е. Соколова (1975–1979), двухтомной «Зоологии позвоночных» Н.П. Наумова и Н.Н. Карташева (1979), «Общей орнитологии» В.Д. Ильичева, Н.Н. Карташева и И.А. Шилова (1982) и целого ряда более поздних изданий.

Наконец, наше государство (в границах существовавшего СССР) обладало видовым разнообразием млекопитающих, птиц и рыб, составляющим почти 10% от разнообразия мировой фауны в каждом из этих классов. Открытие (в том числе новых для науки видов) и изучение этого разнообразия стало делом жизни нескольких поколений зоологов отечественных научных школ. Работа эта продолжается и в настоящее время.

Значение изучения истории отдельных национальных научных школ подчеркивал российский зоолог конца XIХ в. А.П. Богданов, когда писал в 1885 г.: «Действительность же у разных культурных народов во многом, а в особенности в частностях миросозерцания и практических нужд, весьма различна, а потому и частные синтезы научных фактов необходимо будут тоже различны в разных странах и имеют свой особенный, присущий им, частный характер. Это подтверждается тем, что историю науки в каждой стране может написать только сын ее, а не пришлый гость, не переживший в душе своей нравственную и умственную борьбу при историческом развитии ее племенных идеалов жизни и культуры, которые для всесторонности человеческого развития не могут и не должны облекаться в одну общемундирную, казенно-европейскую форму».

Стеллерова корова, сивуч и морской котик – рисунок со старинной карты

Однако до сих пор, несмотря на неоднократные попытки, мы не имеем полного изложения отечественной зоологии. Множество уникального, неизвестного науке материала хранится в государственных архивах и частных собраниях. Нами были подготовлены два обзора литературы, касающейся истории отечественной зоологии в целом и ее отдельных отраслей (Шишкин, 1998, 1999). Из более поздних работ по указанной теме упомянем сводки «Московские орнитологи» (1999) и «Московские териологи» (2001), а также первый том из новой серии «Руководство по зоологии» – «Протисты, часть I» (2000) с вступительными статьями, посвященными истории зоологии, в том числе российской* .

Мы также предложили периодизацию истории отечественной зоологии, выделив в ее развитии шесть этапов. На первом из них, «предварительном », был накоплен и обобщен (в немногих письменных источниках, а преимущественно – в устной традиции) многовековой опыт русского народа в постижении природы и своего места в ней, использовании разнообразных природных ресурсов, в том числе представителей животного мира. Освоение Сибири, например, шло не только под знаком открытия новых земель, важное значение имел поиск новых запасов, как тогда говорили, «мягкой рухляди» (т.е. меха соболя и других пушных зверей) и «рыбьего зуба» (клыки моржей, бивень нарвала). Сохранившиеся тексты тех времен содержат десятки русских названий рыб, птиц и зверей.

Однако к концу XVII в. европейская наука достигла таких значительных успехов, в том числе и в области зоологии (достаточно упомянуть работы В.Гарвея, А.Левенгука, Д.Рея), что потребовались революционные преобразования государственного устройства, выполненные Петром I и его сподвижниками, чтобы в России возник особый научный центр, где могли бы работать не только приглашенные западные специалисты, но и постепенно формировалась бы отечественная школа естествоиспытателей. Петр I и сам интересовался зоологией, собирал коллекции. Созданная в 1724 г. Академия наук в С.-Петербурге знаменует начало следующего этапа в развитии российской зоологии – «академического ».

Академия сразу же включилась в процесс изучения природных ресурсов страны, ее животного и растительного мира. Те времена отмечены двумя грандиозными экспедициями: Великой Северной, или 2-й Камчатской, экспедицией (1733–1743), в которую был включен отдельный академический отряд, и великими академическими экспедициями (1768–1774) эпохи Екатерины II.

Основными результатами Великой Северной экспедиции стали не только беспрецедентные по широте охвата географические описания (с картированием) побережий империи от Беломорья до Аляски и Сахалина, но и ряд монографий, написанных участниками академического отряда: Г.Ф. Миллером, И.Г. Гмелиным, Г.В. Стеллером и С.П. Крашенинниковым. Степан Петрович Крашенинников, первый русский академик биолог, дал в своей знаменитой книге о Камчатке (1755) первое для нашей страны описание региональной фауны. Работы Крашенинникова выходят за рамки одной научной дисциплины. Взятый в экспедицию в качестве академического студента, он, занимаясь в пути изучением естественной истории и другими науками под руководством Гмелина и Миллера, удивительно быстро сформировался в самостоятельного исследователя. Сопоставляя значение Крашенинникова и Ломоносова в истории отечественной науки, академик Вернадский писал: «1737 год, когда Крашенинников отправился самостоятельным ученым на Камчатку, есть памятный год в истории русской культуры. Это было первое начало самостоятельной исследовательской научной работы русского общества. В этом году Вольф писал в Академию наук барону Корфу: «Виноградов и Ломоносов начинают уже говорить по-немецки и довольно хорошо понимают то, о чем говорится... Стали они также учиться рисованию, которое им пригодится как в механике, так и в естественной истории. Зимою они будут слушать экспериментальную физику...» Два первых русских натуралиста одновременно входили в новую жизнь: один – в безлюдье девственной природы Камчатки, другой – в реформированном университете Марбурга. Когда в 1743 г. Крашенинников вернулся в Петербург, он застал в нем Ломоносова в полном расцвете научной работы и научных планов. С появлением Крашенинникова и Ломоносова подготовительный период в истории научного творчества русского народа кончился».

К сожалению, большая часть новых животных, открытых участниками академического отряда (Гмелиным, Стеллером, Крашенинниковым), не сохранила приоритета описаний, выполненных их авторами, так как по правилам зоологической номенклатуры отсчет валидных (т.е. соответствующих этим правилам) названий начинается с 1758 г. – времени выхода десятого издания «Системы природы» К.Линнея.

Удачливее в этом отношении были участники Великих академических экспедиций 1768–1774 гг., проводившие свои исследования на территории от Причерноморья до Забайкалья: П.С. Паллас, И.И. Лепехин, С.Г. Гмелин, И.А. Гильденштедт, И.Г. Георги. Особенно велик вклад П.С. Палласа. В своем выдающемся итоговом труде «Зоогеография Россо-Азиатика» он дает описание 151 вида млекопитающих, 425 видов птиц, 11 видов амфибий, 41 вид рептилий, 241 вид рыб. Значительное число из них было описано Палласом впервые. К сожалению, этот труд, за исключением небольших фрагментов, до сих пор не переведен на русский язык.

Представления об изменяемости видов, эволюции живых существ были в этот период господства теологии редкостью (работы А.Каверзнева, К.Вольфа и др.). Гениальный Паллас, поддерживавший в начале своей научной деятельности идею эволюции, позднее высказывался в пользу доминирующей доктрины о неизменности видов.

Если рассмотренный выше этап вполне заслуживает названия «академического», то следующий (от начала XIX в. до его средины) можно назвать «университетским ». Хотя и в академии со времен основания до начала XIX в. существовали свой университет и гимназия, дело подготовки научных кадров продвигалось медленно. Число же университетов в России в это время начало стремительно возрастать. В дополнение к старейшему, Московскому университету (1755), открываются университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани (1805), Харькове (1805), Петербурге (1819), Киеве (1834). При университетах начинают организовываться музеи и кафедры натуральной истории, научные общества, например, старейшее из ныне существующих – Московское общество испытателей природы – МОИП (1805). Основателем его стал Г.И. Фишер, получивший позднее право называться Фишером фон Вальдгеймом, избранный почетным членом академии. Фишер известен также как основатель Зоологического музея Московского университета, автор многотомной «Российской энтомографии» и «Зоогнозии», включавшей обзор мировой териофауны. В «Ориктографии Московской губернии» Фишер выступает как первый отечественный палеонтолог, предпринимая попытку описания всех природных компонентов ограниченной территории. Позднее сходная концепция получила развитие в трехтомной сводке Э.А. Эверсмана «Естественная история Оренбургского края». Эверсман был соавтором Фишера по «Энтомографии», членом-корреспондентом Академии и профессором Казанского университета.

Вдохновленный идеями Ж.Кювье и личным знакомством с этим французским естествоиспытателем, Г.И. Фишер был активным пропагандистом сравнительно-анатомического метода в зоологических исследованиях. У Фишера можно обнаружить материалистические взгляды на эволюцию органического мира. Его ученик и младший коллега К.Ф. Рулье пошел дальше не только в обосновании изменяемости видов в историческом развитии (в т.ч. на основе палеонтологических свидетельств), но и в доказательстве необходимости дополнения сравнительно-анатомических исследований наблюдениями, как бы мы сейчас сказали, экологического и этологического характера. С Рулье связывают образование первой национальной зоологической школы, но это событие относится уже к следующему этапу.

Академия наук и в первой половине XIX в. продолжала вести экспедиционные исследования. Члены академии участвовали как в кругосветных экспедициях (начиная с первой российской, 1803–1806 гг.), так и в многочисленных научных путешествиях в российских пределах. Особенно богатые естественно-научные (в том числе и зоологические) сборы, кроме кругосветных плаваний, дали многолетние экспедиции Г.И. Лангсдорфа в Бразилию, И.Г. Вознесенского в Северную Америку и на Камчатку, А.Ф. Миддендорфа в Сибирь и на Дальний Восток, К.М. Бэра на Каспий, Г.И. Радде в Забайкалье и Амурский край.

В 1832 г. на базе старой Кунсткамеры создается зоологический музей академии, директором которого становится Ф.Ф. Брандт. За почти полувековой период научной работы в России академику Брандту удалось создать музей европейского уровня, опубликовать не одну сотню статей, среди которых выделялся целый ряд блестящих сравнительно-анатомических работ по нынеживущим и вымершим животным. Брандту принадлежат и важные первоописания рыб, птиц и млекопитающих российской и мировой фаун. Он первым начал издавать сводки по истории отечественной зоологии.

Наиболее известным из сложившегося в это время в академии «зоологического триумвирата» (Брандт, Бэр, Миддендорф) был, конечно, К.М. Бэр. И не только своими достижениями в области эмбриологии и антропологии, но и тщательными работами по изучению рыбных запасов России, опубликованными в многотомнике «Исследования о состоянии рыболовства в России».

Академик А.Ф. Миддендорф, младший соратник Брандта и Бэра, не только опубликовал многотомный отчет о своем сибирском путешествии, где особо выделяется часть «Сибирская фауна» с обилием экологических и зоогеографических наблюдений и построений, часто весьма современных. Занимаясь проблемой вида, его изменчивостью, в том числе и географической, Миддендорф ввел в музейную практику сбор серийных коллекций, утвердил современный тип подробной научной этикетки, что значительно увеличило объем, достоверность и разнообразие первичной информации.

Упомянутому «триумвирату» принадлежала и инициатива исследований об обстоятельствах вымирания животных по вине человека – работ, предвосхитивших мощное природоохранное направление отечественной зоологии.

К оценке эволюционных теорий, которые начали появляться к середине XIX в., Бэр, Брандт и Миддендорф относились сдержанно, больше полагаясь на авторитет Ж.Кювье, чем на энтузиазм Ж.Сент-Илера.

В 50–60-х гг. XIX в. в мире и России происходит целый ряд событий, которые не могли не отразиться на развитии науки, в том числе и зоологии. Накопленные предыдущими поколениями ученых данные привели к созданию теории эволюции, с материалистических позиций объясняющей развитие и многообразие форм жизни на Земле. Эволюционные воззрения стали появляться в сравнительно-анатомических, эмбриологических, палеонтологических, зоогеографических и других исследованиях. Начиналась специализация традиционной зоологии, зарождались генетика, экология, цитология и ряд других наук, расцвет которых наступит в XX в.

В России отмена крепостного права и некоторые другие социальные преобразования привели к демократизации многих форм общественной жизни, в том числе науки и образования. Этот период развития зоологии можно назвать «этапом научных обществ ». В дополнение к немногим уже существовавшим естественно-научным обществам (МОИП, Русское географическое общество и др.) возникают новые (например, 1859 г. – Русское энтомологическое общество, в 1863 г. – Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, при котором А.Н. Северцов начинает в 1916 г. издание Зоологического журнала).

На I съезде русских естествоиспытателей и врачей, организованном в 1867 г. во многом по инициативе К.Ф. Кесслера, зоолога и ихтиолога, принимается решение об учреждении при российских университетах научных обществ естествоиспытателей, аналогичных МОИПу, заметим – с государственным субсидированием! Такие общества возникли в Петербурге, Казани, Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринбурге, Астрахани. К небольшой группе профессиональных ученых (главным образом из академии) присоединяется отряд университетских преподавателей, а также натуралисты-любители из различных слоев общества: от высшего дворянства до купцов и разночинцев.

В дополнение к продолжающейся экспедиционной деятельности (в этот период свои путешествия совершили Н.А. Северцов, А.П. Федченко, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай, И.С. Поляков и другие) начинают возникать первые биостанции: Севастопольская (1871), Соловецкая (1881), на Глубоком озере (1891) и т.д. Интенсивно изучается морская, а также пресноводная фауна, постепенно формируются основы гидробиологии. Исследователи наземных позвоночных публикуют специальные работы, посвященные группам видов, например, копытных, грызунов, отдельных семейств птиц. Предпринимаются попытки создания обобщающих сводок по рыбам, пресмыкающимся, птицам и млекопитающим, а также по некоторым отрядам насекомых. Появляются первые карты ареалов. Обсуждаются вопросы исторической смены и происхождения локальных фаун.

Российские естествоиспытатели с энтузиазмом восприняли теорию Дарвина (достаточно упомянуть Н.А. Северцова, С.А. Усова, братьев Ковалевских, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева, М.А. Мензбира) и не без успеха применили ее в эмбриологических, палеонтологических и сравнительно-анатомических исследованиях.

Экология в этот период оформилась как самостоятельная наука, пройдя в России путь от пионерной работы Н.А. Северцова до исследований М.Н. Богданова, А.А. Силантьева (зоологов), В.В. Докучаева, Г.Ф. Морозова и др.

Очковая гага. Из первоописания Ф.Ф. Брандта

В начале XX в. публикуют свои эволюционные исследования А.Н. Северцов и Н.К. Кольцов.

В период «научных обществ» происходит консолидация естествоиспытателей не только в России, но и во всем мире. В 1889 г. состоялся первый международный съезд зоологов. На Первом международном орнитологическом конгрессе (1884) председательствовал российский зоолог Г.И. Радде.

Для рассматриваемого этапа развития российской зоологии характерно также усиление прикладных и педагогических аспектов науки. Создаются учебники университетского типа как по зоологии, так и по сравнительной анатомии. Печатаются атласы, определители. Прикладная тематика охватывает проблемы охраны природы, акклиматизации животных и растений, разработку научных основ рационального рыболовства (включая рыборазведение) и охотничьего промысла, пчеловодства, шелководства и т.д. Ученые определяют наиболее эффективные способы борьбы с вредителями сельского хозяйства, занимаются научными вопросами селекции. Начинаются исследования в области эпидемиологии, зарождается медицинская зоология.

Русские зоологи стали осознавать себя единым коллективом исследователей, они заботятся о преемственности научной работы. А.П. Богданов начинает публикацию материалов по истории российской зоологии (вышло 4 тома), а Ф.П. Кеппен – «Библиотеку российской зоологии» (подробнее об этих и подобных изданиях см. наш обзор 1998 г.).

«Советский период » развития зоологии заслуживает отдельного сообщения, а может быть, и нескольких, учитывая возросшее в несколько раз число отечественных исследователей, специализированных зоологических и экологическийх учреждений (в том числе в системе Академии наук), оформившуюся значительную дифференциацию зоологических дисциплин, появление новых комплексных научных направлений. Наверное, должно пройти некоторое время, для того чтобы можно было получить достаточно объективную картину этого периода, взвесить все плюсы и минусы жесткого государственного регулирования науки (в нашем случае зоологии).

Мы решили предложить деление этого периода развития отечественной зоологии на два этапа. Первый, который можно назвать «институтским », начинается с 1917 г. и длится примерно до 1960-х гг. XX в. Второй, условно названный «координационным », – этап создания научных советов, специализированных научных обществ по отдельным зоологическим дисциплинам, координации международного сотрудничества. Он обозначился со второй половины XX в. и продолжается в какой-то степени до настоящего времени, несмотря на резкое изменение общественно-политических условий в нашей стране. Ограниченность объема газетной статьи не позволяет нам сколько-нибудь подробно рассмотреть особенности этих двух этапов. Заинтересованного читателя мы отсылаем к уже упоминавшейся нашей статье (Шишкин, 1999).

Краснозобая казарка. Рисунок из описания П.С. Палласа

Подводя итог краткому описанию развития отечественной зоологии, мы хотели бы подчеркнуть высокий патриотизм большинства российских зоологов (часто несмотря на заграничное происхождение – на первых этапах многие из ученых были выходцами из немецких земель), их преданность науке, желание донести собранные знания до широких масс населения. Жизнь и труды таких людей часто оказывались достойны не только сухого исторического обзора, но и пера романиста. Их заслуги, достижения, нравственные идеалы могут стать примером, достойным подражания, и иметь большое воспитательное значение.

Литература

Мазурмович Б.Н. Выдающиеся отечественные зоологи. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1960.
Московские орнитологи. – М.: Изд-во МГУ, 1999.
Московские териологи. – М.: Изд-во КМК, 2001.
Плавильщиков Н.Н. Очерки по истории зоологии.– М.: Учпедгиз, 1941.
Протисты: Руководство по зоологии. Ч. 1. – СПб.: Наука, 2000.
Шишкин В.С. К историографии отечественной зоологии // Зоол. журн., 1998, т. 77, вып. 1.
Шишкин В.С. Зарождение, развитие и преемственность академической зоологии в России // Зоол. журн., 1999, т. 78, вып. 12.

Тема: История развития зоологии. Современная зоология.

Цели:

1) образовательная: показать многообразие животного мира; выделить этапы развития зоологии; начать формирование представления о виде как систематической категории ;

2 ) развивающая: учить наблюдать, видеть необычное в окружающем обычном; прививать интерес к исследовательской деятельности;

3 ) воспитательная: воспитание любви к своей малой родине, научной работе на примере интересных фактов из жизни ученых и участии в археологической экспедиции.

Оборудование: учебник 7 класса «Биология. Животные» В.В. Латюшина, В.А. Шапкина,

Ход урока

1.Ориентировочно-мотивационный этап.

Актуализация знаний учащихся и постановка цели урока.

Планирование действий.

С сегодняшнего урока мы начинаем путешествие по новому миру живой природы – миру животных

(1 слайд.).

Давайте вспомним:

1) Как называется наука, изучающая живую природу?

2) Какие дисциплины составляют биологию? (2-6 слайды)

3) Раздел биологии, изучающий животных, называется зоология (греч. “зоо” - животное, “логос” - наука)

(7 слайд)

4) Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первом уроке зоологии?

5) Корректирует ответы учащихся и направляет их к формулированию темы (слайд 8).

6) Что нового мы узнаем на сегодняшнем уроке?

7) Формулирование целей урока

(слайд 8) и составление плана работы (слайд 8)

1) Наука, изучающая живую природу, называется биологией.

2) Учащиеся называют разделы биологии

3) Запись определения “зоологии” в тетрадь.

4) Учащиеся дают свои варианты ответов.

5) Запись темы урока в тетрадь

6) Учащиеся дают свои варианты ответов.

7) Учащиеся записывают план в тетрадь

2. Операционный этап

Зоология – древнейшая наука. Пожалуй, она старше всех других наук. Животных, их образ жизни, повадки, строение тела человек начал изучать еще до того, как отделил себя от мира зверей и осознал человеком. Где бы ни селились люди, они должны были хорошо изучить окружающий их животный мир: насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. От этого зависела жизнь каждого. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились (слайд 9-12). Наскальные рисунки обнаружены также и на территории России - в Каповой пещере в Башкортостане

(слайд 13),

а также на территории Челябинской области – в знаменитой Игнатьевской пещере (слайд 14)

Рисунки сделаны красной охрой и принадлежат они неизвестному художнику Ледникового периода. Чтобы понять, что на камне рукой древнего человека нанесен рисунок, стены пещеры пришлось отмывать от толстого слоя копоти, скопившейся здесь за сотни лет от факелов и костров, керосиновых ламп и свечей, которыми пользовались все, кто посещал пещеру. После кропотливой работы по очистке стен перед археологами предстали изображения мамонта, щерстистого носорога, лошади и быка. Летом 2006 года археологические раскопки проводились в Ашинском районе – в пещере Козья (слайд 15).

Пока наскальные рисунки не обнаружены, зато обнаружено много фрагментов костей животных, обитавших в пещерах или принесенных древним человеком

(слайд 16–18).

Таким образом, знания людей о животных постепенно накапливались и, чтобы не запутаться в этом многообразии, человек предпринял попытки деления всех животных на группы, то есть классификации .

Как вы считаете, какой этап развития зоологии начинается с этого момента? (возвращение к плану урока).

Первую попытку систематизации животных сделал Аристотель.

Шло время. Началась эпоха Великих географических открытий, которая позволила расширить знания о видовом составе животного мира, а также привнесла в зоологию много легенд и вымыслов о мифических существах. С изобретением книгопечатания начали издаваться научные труды, а, следовательно, круг лиц, изучающих зоологию, расширился. Одним из таких людей оказался голландец Антонии Ван Левенгук.

Заслуга Левенгука состоит в том, что им был изготовлен микроскоп , позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать их изучение.

Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринималась неоднократно. Наиболее значимая из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 году. Его системой мы пользовались в 6 классе. Давайте вспомним. (В ходе беседы проводится уточнение по вопросам: что такое вид?

По какому признаку распределяются растения по родам и семействам?

Что вы знаете о бинарной номенклатуре?)

(слайд 21)

Вклад Карла Линнея в зоологию и ботанику неоценим

(слайд 22).

Тысячи экспедиций снаряжались во все концы света, чтобы на месте узнавать о новых животных, об их жизни. К началу прошлого столетия исследователи изучили почти всех известных к тому времени животных, собрали великое множество фактов. Вот как сказал о загадках живой природы известный астроном Шепли : (слайд 23).

Казалось бы, что все нас окружающее давно известно и не представляет ничего интересного. Но это не так, стоит только внимательнее вглядеться в знакомое, чтобы узнать это знакомое с новой стороны. “Жить – чтобы узнавать” - таким должен быть девиз юного любителя зоологии

Ответы учащихся

Историческую справку об Аристотеле дают учащиеся (слайд 19)

Сообщение учащегося об Антонии Ван Левенгуке (слайд 20)

Ответы учащихся

( Вид - основная систематическая категория в биологии.

Бинарная номенклатура - обозначение видов животных, растений и микроорганизмов двумя латинскими словами: первое - название рода, второе – вид.

За каждым видом организмов закреплено одно латинское название (из двух слов), которое применяется во всех странах, независимо от местных названий. например, видовое название льва - Panthera leo (Panthera - означает название рода , leo - видовой эпитет), тигра - Panthera tigris. Из латинских обозначений этих животных видно, что львы и тигры относятся к одному роду, но к разным видам.

3. Заключительная часть

Работа по теме ( слайд 25,26)

Отвечают на вопросы

4. Рефлексия.

1.Что нового для себя узнали? 2.Чему научились?

3. Нарисуйте свое настроение в виде смайлика.

Ответы учащихся

5.Домашнее задание

Изучить §1,2

Ответить на вопросы стр. 7,9