Сталинские высотки мифы и легенды. Самая высотная зона

Давно отгремели звуки революционных взрывов, запечатлевших на страницах нашей истории рождение первого рабоче–крестьянского государства. Ударная волна советских преобразований раз и навсегда перевернула московскую жизнь. Обрушив стены православных храмов, Москва взметнула ввысь идеи новых вождей. В вихре грядущих перемен закружились литераторы и музыканты, художники и архитекторы. Последние ударно выплеснули на развороченные улицы столицы архитектурные шедевры нового формата. В нём не осталось места для затейливо прихотливых узоров и нежных лиц античных муз. На смену буржуазным формам спешили монументальные фигуры дебелых комсомолок и мускулистых красноармейцев, сжимавших в могучих руках серпы, молоты, автоматы и прочую символическую атрибутику пролетарских кругов. Расположились все эти элементы пролетарской символики на самых видных местах грандиозных сталинских высоток, возведенных по желанию И.В. Сталина в местах особой силы, дарованной взорванными православными храмами, кровавыми баррикадами первых, ещё при царе проходивших стачек, у дорог, ведущих на запад и восток, на сакральных столичных холмах, коим средневековый летописец отводил силу «Третьего Рима».

На увлекательной автобусной экскурсии по сталинским высоткам в Москве Вы узнаете множество интересных и захватывающих исторических фактов о строительстве этих величественных зданий, а именно:

  • кто спроектировал сталинские высотки, придав их внешнему виду столь грандиозное великолепие и непоколебимую мощь;
  • как сложились судьбы архитекторов, работавших над воплощением сталинских идей;
  • почему Л. Берия приказал украсить шпилем уже построенное здание МИДа;
  • кто участвовал в строительстве сталинских высоток, и чьи имена навсегда запечатлены на страницах российской истории;
  • где проживали знаменитые люди страны советов – Фаина Раневская, Майя Плисецкая, Галина Уланова и многие другие.
На автобусной экскурсии по московским сталинским высоткам Вы также получите ответы на следующие вопросы:
  • как КГБ осуществляло слежку за жителями дома, расположенного на Котельнической набережной;
  • что скрывают клумбы и фонтаны, расположенные рядом со сталинскими высотками;
  • где расположена система наблюдения за посольством США;
  • как устроены входы в Метро–2, и где они располагаются;
  • зачем в сталинских высотках устроены подземелья и морозильные камеры;
  • почему фонят счетчики Гейгера у МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • где замурована статуя И.В. Сталина, отлитая для пьедестала на башню МГУ.
Вместе с нашим профессиональным экскурсоводом попробуйте раскрыть все эти мистические тайны, развенчать мифы и узнать все секреты легендарных сталинских высоток!

Внимание! Автобусная экскурсия по сталинским высоткам ориентирована на публику старше 12 лет.

Источник фотографий: фотобанк «Лори»

Уважаемые экскурсанты!
Уведомляем Вас, что в период с 20 декабря 2018 г. по 13 января 2019 г. окончание автобусной экскурсии «Легенды и мифы сталинских высоток» будет осуществляться у станции метро Краснопресненская.

В Москве есть свои «пирамиды» - знаменитые высотные здания, видные издалека. Их, как и египетские сооружения, окружают мифы

7 сентября 1947 года Москва праздновала 800-летие. Торжество было грандиозное; его центром стал стадион «Динамо». В честь юбилея столицу наградили орденом Ленина, а канал Москва-Волга переименовали в канал имени Москвы. А еще к этому дню приурочили закладку восьми так называемых московских пирамид.

Догоним и перегоним

Вождь всех времен и народов хотел, чтобы столица государства, только что победившего фашизм, выглядела в глазах иностранцев не хуже любой другой столицы мирового масштаба. Было задумано выстроить восемь высотных зданий (по одному за каждое столетие, прожитое городом) – зданий монументальных, потрясающих воображение.

Деньги на строительство решили не занимать у более богатых стран, а взять у народа. Народ после войны жил, прямо скажем, не очень сытой жизнью – но облигации все-таки покупал: кто-то искренне хотел, чтобы столица была краше всех городов мира, кто-то боялся отказываться: времена стояли жутковатые.

Строительство высоток началось лишь в 1949 году: первые проекты Сталин не одобрил, и все пришлось переделывать. Согласно первоначальному замыслу, дома должны были напоминать американские небоскребы-карандаши, а Сталин хотел непременно пирамидальной формы; возможно, вождю не давали покоя лавры египетских фараонов, обессмертивших себя возведением пирамид.

В итоге «пирамид» было выстроено семь. Восьмая, так называемая «Вавилонская башня», должна была быть построена в Зарядье и стать в итоге краше самого Кремля – но Сталин умер, Берию арестовали, а проект заморозили.

Товарищ Сталин, вы большой художник

Первой была выстроена высотка на Смоленской площади – та, в которой сейчас располагается МИД России. Башенки со шпилем на ее самом верху изначально не было – однако Сталину показалось, что высотка слишком напоминает небоскребы Нью-Йорка, и он собственноручно пририсовал на чертеже дополнение к проекту, которое не посмели не принять.

Похожая история была и с высоткой на Кудринской площади (с 1925 по 1992 гг. – площадь Восстания): правда, чертежи Сталин не переделывал – просто сказал, что дом какой-то куцый. Вскоре здание обзавелось шпилем со звездой. Среди знаменитостей, получивших квартиры в этом доме, – актер Евгений Весник , шахматист Василий Смыслов , летчик Михаил Громов . А еще там снимали сцены фильма «Москва слезам не верит» – по замыслу режиссера именно здесь находится та шикарная квартира, в которой две девочки из рабочего общежития выдавали себя за профессорских дочек.

Под домом выстроено бомбоубежище, которое долгие годы поддерживалось в полной готовности. Однако сейчас оно закрыто.

Ходили легенды, что из подвала дома можно попасть по подземному ходу в Белый дом. По словам начальника сантехслужбы, в августе 1991 года к нему пришли вооруженные люди, которым он долго доказывал, что никакого подземного хода не существует.

Квартира для Раневской

Место для высотки на Котельнической набережной выбрал лично Лаврентий Берия . Архитектор был категорически против – грунт ненадежный для глубокого фундамента, но Берия умел настоять на своем. Поговаривали, что причиной его упрямства были ведущие от этого места подземные ходы: один в Кремль, другой в Новоспасский монастырь, третий к зданию комиссариата, на другую сторону Москвы-реки.

Если судить по жильцам, этот дом получился самым элитным. Здесь в разное время жили режиссер Иван Пырьев с женой Мариной Ладыниной , балерина Галина Уланова , актриса Клара Лучко , поэт Александр Твардовский и гениальная Фаина Раневская . Последняя попала сюда… при помощи КГБ. Точнее, так: когда к ней пришли вербовщики, Фаина Георгиевна заявила: я, во-первых, в коммуналке живу, а во-вторых, во сне разговариваю. Спустя месяц актрисе предоставили квартиру в высотке. Правда, вербовщики все равно остались ни с чем: Раневская подговорила соседей написать на нее в органы жалобу. Мол, в доме поселилась актриса, которая во сне твердит что-то про разведку…

Пизанская высотка и паникадило

Здание у Красных Ворот строили одновременно с вестибюлем одноименной станции метро; грунт при этом замораживали по новой тогда технологии. Расчеты показывали, что когда грунт, разморозившись, просядет, здание накренится, так что при строительстве его намеренно накреняли в другую сторону. Бдительные граждане даже написали на строителей донос – мол, вредители строят кривое здание, чтобы оно потом упало.

Здание гостиницы «Ленинградская», напоминавшее своей роскошью дворец, после смерти Сталина вызвало неудовольствие Хрущева ; с потолков спешно начали сбивать лепнину, а из номеров убирать картины.

Уникальную по красоте люстру холла генсек и вовсе обозвал паникадилом; в итоге архитектора Полякова лишили Сталинской премии.

При строительстве гостиницы «Украина», чтобы избежать затопления грунтовыми водами, впервые в мире применили уникальную технологию откачивания – иглофильтры: по периметру котлована в землю вбили тонкие трубы, к которым присоединили насосы, непрерывно откачивающие воду.

Зэки на стройке

К грунту в районе Ленинских гор тоже были серьезные претензии. Так что главное здание МГУ возводили на «умном» фундаменте, который приспосабливается к уровню грунта и умеет подниматься и опускаться вместе с ним.

Почву при строительстве замораживали.

СМИ, захлебываясь, писали, что на стройках работают комсомольцы; на самом же деле, высотки возводили заключенные и солдаты.

Ходят слухи, что погибших при строительстве зэков не хоронили, а просто сбрасывали в подземелья, а сверху наливали бетон.

Сколько этажей в ГЗ Университета, никто точно не знает; насчитывают обычно от 34 до 36 – но ведь есть и подземные этажи. Говорят, что в здании есть этажи секретные, которые снаружи не видны и запираются на ключ. Бытуют также легенды, что вниз здание уходит тоже этажей на 30 – и даже соединяется подземным переходом с ближней сталинской дачей. А еще говорят, что под высоткой проходят секретная линия метро, автомобильные тоннели и гигантские бомбоубежища.

Сталинские высотки

  1. Главное здание МГУ на Воробьевых горах
  2. Дом на Котельнической набережной
  3. Гостиница «Украина»
  4. Здание МИД
  5. Дом на Кудринской площади
  6. Административно-жилое здание возле Красных Ворот
  7. Гостиница «Ленинградская»

По предложению И. В. Сталина 13 января 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В данном Постановлении были описаны планы по строительству 8 высотных зданий.
Предполагалось, что количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы (праздновавшееся в 1947 году), однако после его смерти строительство восьмой высотки прекратили

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах.

Архитекоры Л.В. Руднев, С.Е. Чернышёв, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков, В.Н. Насоно. Главный корпус МГУ - строился на протяжении четырех лет, с 1949 по 1953 года. Главное здание МГУ - самое высокое из сталинских высоток, достигает 236 метров в высоту и имеет 36 этажей. Для того, чтобы соорудить каркас, потребовалось около 40 тысяч тонн стали, а на строительство стен ушло 175 миллионов кирпичей. Стоит отметить, что звезда на шпиле сталинской высотки весит около 12 тонн. Для такого большого здания потребовалось изготовить 68 лифтов, в том числе, и скоростных кабин. Первоначально планировалось построить здание рядом с нынешней смотровой площадкой на Воробьевых горах. Архитекторы вовремя поняли всю опасность данного места строительства и перенесли его на 800 метров в глубь. Рядом со строительством было организованно временное поселение, в которое входили бывшие заключенные, досрочно освобождавшиеся с завершением строительства. Поселение было названо «Солнцево» и позже стало одним из районов Москвы.

Перед залом заседаний Учёного совета (кабинетом ректора) на 9 этаже размещены четыре колонны из цельной яшмы, якобы уцелевшие при сносе Храма Христа Спасителя, что является романтическим мифом, так как в разрушенном Храме яшмовых колонн не было. Иногда упоминается слух, что при отделке интерьеров здания использовались материалы разрушенного Рейхстага, в частности редкий розовый мрамор. В действительности встречается либо белый, либо красный мрамор. Однако известен факт, что корпус Химического факультета оснащен трофейными немецкими вытяжными шкафами, что косвенно подтверждает использование в строительстве материалов германского происхождения. На протяжении 37 лет, до постройки в 1990 году Мессетурма во Франкфурте, Главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе. Ровно 50 лет - до завершения осенью 2003 года основных работ на строительстве «Триумф-Паласа», здание МГУ являлось самым высоким зданием в России. Внешне кажется, что шпиль, а также венчающая его звезда и колосья покрыты золотом, но это не так. Шпиль, звезда, и колосья не покрыты золотом - под действием ветра и осадков позолота быстро пришла бы в негодность. Шпиль, звезда, и колосья облицованы пластинами из жёлтого стекла, внутренняя сторона стеклянных пластин покрыта алюминием. В настоящее время часть стеклянных деталей разрушилась и осыпалась, если посмотреть в бинокль, видно, что в различных местах зияют дыры.
Стены главного здания МГУ неоднократно являлись экраном для лазерных шоу. В 1997 году на праздновании 850-летия Москвы французский шоумэн Жан Мишель Жар показал лазерное шоу с большим и необычным салютом.
Скульптор Вера Мухина обращалась к Л. П. Берии с предложением установить её скульптуру «Рабочий и колхозница» перед зданием МГУ, однако получила отказ. Считается, что если бы автором проекта остался Б. М. Иофан, уже сотрудничавший с Мухиной в процессе создания советского павильона для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, то предложение скульптора было бы принято.
Как и любая упругая конструкция, шпиль Главного здания совершает малые колебания под действием ветровой нагрузки. Частота основного тона колебаний составляет 0,76 Гц.
4 сентября 2011 года в рамках «Альфа-Шоу-4D» совершил восхождение на главное здание МГУ на глазах у огромного количества зрителей Ален Робер.

Здание Министерства иностранных дел.

Архитекторы: В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус.
МИД России находится на Смоленской-Сенной площади в сталинской высотке, строящейся на протяжении 1948-1953 годов. В сталинском здании на 27 этажах находится Министерство иностранных дел, Министерство внешних экономических связей и Министерство торговли РФ. Высота здания 172 метра, общая площадь внутренних помещений 65 000 кв. м. Высотка оборудована 28 лифтами, 18 из которых скоростные. В плане строительства отсутствовал шпиль здания, так как по расчетам специалистов здание могло не выдержать нагрузки. Было принято решение установить декоративный шпиль, сделанный из стальных листов.


Стоит отметить, что и процесс строительства высотки был не обычным. Здание начали строить сверху низ, первоначально построив каркас на всю длину. Башенным стилем высотка обязана Сталину, который отверг первоначальные эскизы зданий и настоял на башенном стиле, в последствии ставшим легендарным. На высоте 114 метров на мидовском здании соорудили герб СССР, который находится там и в наше время. Архитекторы отмечают насколько удачным выбрано место для постройки, а так же целостность и величественность композиции МИДа.


Первоначально проект здания МИДа предполагал завершение основной башни плоской крышей. Говорят, изменение в ходе строительства внес сам Сталин. В проект было решено добавить завершение в виде шпиля. Вот только кирпичная конструкция могла проломить крышу здания, поэтому пошли на хитрость. Завершение башни было сделано из легкой металлоконструкции и покрашено охрой, поэтому цвет шпиля и отличается от цвета основного здания.Однако после смерти Сталина архитектор Гельфрейх вынес предложение демонтировать надстроенную часть высотки, но Хрущев заявил, что шпиль должен остаться на месте и быть «памятником великой глупости товарища Сталина». Кстати, шпили в итоге стали характерной чертой всех семи московских высоток. Шпиль МИДа выполнен не из камня, а из жести, иначе бы конструкция здания не выдержала его веса. Также на шпиле отсутствует пятиконечная звезда.

Жилой дом на Кудринской площади.

Архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц.



Основную часть жильцов составляли космонавты, летчики, авиаконструкторы, поднявшие на крыльях славу Страны Советов. При проектировании инженерной части здания было допущено несколько серьезных просчетов. Один из них в том, что люки мусоропроводов размещаются непосредственно в кухнях квартир. Сегодня многие жильцы предпочитают их замуровать и чистка мусоропроводов при образовании пробок порой превращается в настоящую проблему для обслуживающих здание сотрудников. В прежние годы на первом этаже размещался ресторан, великолепный гастроном, сберкасса.Парадные мраморные лестницы, по обе стороны от лифтов ведущие в вестибюли, некогда были украшены ковровыми дорожками. Сегодня их нет, как нет на стенах и многих стильных бронзированных табличек с указанием этажей.Дом, спроектированный в стиле «свадебного пирога», сужается кверху ступенями. Поэтому планировка этажей (и соответственно количество и метраж квартир) тоже меняется в зависимости от зоны этажности.Дом состоит из центрального и двух боковых корпусов. В каждом корпусе - свой подъезд и свои скоростные лифты (всего лифтов в доме тринадцать. Три в центральном корпусе, по три в центральных подъездах боковых корпусов и по одному торцевых подъездах. Торцевые подъезды размещаются по сторонам крыльев и имеют по восемь этажей). Условно можно выделить четыре зоны этажности, каждая из которых простирается на несколько этажей 1: 2-8 этажи, 2: 9 - 14 этажи, 3: 15-17 этажи, и 4: 18 - 22 этажи.


Здание строилось с 1948 по 1954 года и содержит 24 этажа, 18 из которых жилые. Высота сталинки 156 метров вместе со шпилем, на данный момент в ней содержится около 450-ти квартир. Высотное здание было прозвано «Дом авиаторов», из-за предоставления квартир работникам авиационной промышленности. Квартиры так же получили известные актеры и многие известные личности. В наше время, помимо квартир, в сталинской высотке находится кинотеатр, магазины, боулинг клуб и закрытое бомбоубежище. За ходом строительства здания внимательно наблюдало КГБ, контролирующее постройку бомбоубежища и других подземных сооружений московской высотки, выходящих за пределы территории наземного здания.
Планировки этажей внутри одной зоны чаще всего совпадают, хотя и не всегда. Это исключение, главным образом, касается верхней, четвертой этажной зоны.Каждая крыша - ступень, образующая на боковых корпусах уступы, оформленные в виде балконов, поедает около полуметра высоты. Поэтому при том, что в центральном высотном корпусе высота потолков на всех этажах одинакова, в боковых корпусах холлы например 14 этажа имеют меньшую высоту потолков. Поэтому там громоздкие люстры заменены на обычные лампочки, привернутые к потолку. Три скоростных лифта довозят до 22 этажа. По боковым лестницам можно подняться и выше. Двадцать третий этаж закрыт - когда-то на него можно было зайти, о чем говорит наличие двустворных дверей со стеклами. Но дальше стоят обитые железом двери. К тому же двадцать третий этаж не имеет окон. Последний этаж - двадцать четвертый. Это технический этаж. Здесь последняя остановка центрального скоростного лифта - на нем отсюда только вниз. Еще один совсем маленький грузовой лифт, дубовая дверь которого запирается на ключик, уходит вверх, к самому основанию шпиля.На двадцать пятом этаже находится смотровой периметр. Если смотреть с земли, то двадцать пятый этаж - это последний этаж башни, окна на нем огромные, выполненные в виде арок. За этими окнами по периметру здания идет галерея, имеющая назначение смотровой площадки.

Административно-жилое здание возле «Красных ворот».

Архитекторы: А.Н. Душкин, Б.С. Мезенцев.
На площади Красных ворот находится одна из семи сталинских высоток, высотой 138 метров. Дом, совмещающий в себе жилые и административные помещения, строился на протяжении 1949–1953 годов. В сталинской высотке на площади Красных Ворот находятся 24 этажа, а крыша здания увенчана шатром ярусного типа. В корпусе располагались Министерство транспортного машиностроения. Помимо министерства в здании размещаются: Московская Межбанковская Валютная биржа, банк, корпорация Трансстрой, Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей. Примечательно, что здание было построено в самой высокой точке Садового кольца, на улице Садовая-Спасская и не смотря на скромные размеры в сравнении с другими сталинскими высотками, выглядит довольно большой и визуально может сравняться с 36-ти этажным зданием МГУ.


В вестибюле здания установлен обелиск строителям транспорта, участникам Великой Отечественной Войны.Так же в высотке на Красных Воротах размещаются различные магазины, и один из выходов метро. К сожалению, декор здания сохранился не полностью. Так, были утрачены скульптуры над главным входом. Особенности ландшафта требовали необычного инженерного решения, и конструкция здания возводилась под углом, чтобы после просадки почвы она выровнялась, и строение в 138 метров устойчиво расположилось на фундаменте. Несмотря на сложности в воссоздании плана строительства, потребовалось всего 7 лет, чтобы здание приняло первых посетителей. Центральный корпус в 24 этажа предназначался для Министерства транспортного машиностроения СССР. Боковые, жилые корпуса высотой от 11 до 15 этажей, отделены от центрального брандмауэрами, проход между корпусами возможен только через подвал. Под корпусом, выходящим на Каланчёвскую улицу расположен северный вестибюль станции метро «Красные ворота».В доме жили театральный режиссёр Л. В. Варпаховский, хирург С. С. Юдин, композитор Михаил Чулаки (в 1952-1989), актёр Борис Чирков, искусствовед А. А. Фёдоров-Давыдов, кинооператор Анатолий Головня.

Гостиница «Ленинградская».

Архитекторы: Поляков Л.М., Борецкий А.Б.
Из семи сталинских высоток в настоящее время в двух находятся гостиницы. Одна из них расположена на станции метро Комсомольская и называется Гостиница «Ленинградская». Строительство гостиницы длилось на протяжении 1949-1954 годов. Среди всех высоток гостиница отличается самой скромной высотой, которая составляет - 136 метров). Но не смотря, на довольно небольшие размеры, по сравнению с другими высотками, здание гостиницы имеет утонченный интерьер, проникнутый древнерусским духом и храмовой архитектурой. Массивные люстры (одна из них освещает 7 этажей) делают гостиницу богатой и красиво оформленной. С 2008 года гостиница имеет название Хилтон Москва Ленинградская, в ней находится 275 номеров, а так же присущее любой современной пятизвездочной гостиницы удобства в виде магазинов, салонов красоты, ресторанов и бассейнов.


Стоит отметить, что не смотря на капитальный ремонт во всем здании, сохранился первоначальный образ и интерьер гостиницы, а фасады приобрели дополнительную роскошь.В отделке фасада наряду с белой керамической плиткой использована красная глазурованная керамика. Рёбра и эмблема восьмигранного шпиля, розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом. В оформлении внутреннего убранства также использованы стилизованные элементы московского барокко, два барельефа с изображением Дмитрия Донского и Александра Невского в вестибюле отеля, декоративная решётка и люстры. После реконструкции, завершенной в 2008 году, открылась под брендом Hilton.

Гостиница «Украина».

Архитектор А.Г. Мордвинов.
Гостиница «Украина»(Рэдиссон Ройал) расположена на пересечении Кутузовского проспекта и Нового Арбата. Высота здания занимает второе место среди сталинских высоток и составляет 206 м., включая шпиль. Благодаря такой высоте, гостиница состоит из 34-х этажей. Строилась она в 1953-1957 годах и получила своё название в честь родины генсека Хрущева. По замыслу Сталина, она должна была называться Гостиничное здание в Дорогомилове. Стоит отметить, что на данный момент гостиница «Украина» является одной из крупнейших в Европе, насчитывает около пятисот номеров, множество ресторанов, баров и 50-ти метровый бассейн. В 2005 году гостиница «Украина» закрылась на реставрацию и была продана, на условиях сохранения первозданного вида фасада здания, 1-го и 2-го этажа, общественных помещений, а также 29-го, 30-го и 31-го этажей. Реконструкция и постоянные задержки с открытием гостиницы продлились до 2010 года. 28 апреля 2010 года легендарная сталинская высотка с обновленным названием гостиница «Radisson Royal Hotel» начала свою работу.


Свой облик гостиница «Украина» получила благодаря группе архитекторов: академика архитектуры, президента Академии архитектуры СССР А. Г. Мордвинова, инженера-конструктора П. А. Красильникова, соавтора по проекту жилых корпусов В. Г. Калиша и соавтора по проекту стилобата - доктора архитектуры В. К. Олтаржевского, который изучал технику возведения небоскрёбов в Нью-Йорке и специализировался на проектировании и строительстве гостиниц. Всего над различными деталями проекта работали более двух тысяч человек. Одним из руководителей строительства здания стал прогрессивный инженер В. А. Сапрыкин. В начале фильма Верные друзья показаны кадры строительства гостиницы «Украина». В гостинице «Украина» разворачиваются основные события фильма Святой. В кинофильмe «Ру́сский дом» (англ. The Russia House) (США, 1990г) - по одноименному роману Джона Лё Карре (The Russia House by John le Carré", 1989), главный герой, Барли Блэр (Шон Коннери), по долгу службы часто наведывающемуся в Москву останавливается в гостинице «Украина».Часть сюжета фильма «Северное сияние» (2001) разворачивается в гостинице «Украина».

Жилой дом на Котельнической набережной.

Архитекторы: Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский.
Одна из сталинских высоток, которая начала строиться в 1938-1940 годах и была завершена после Великой Отечественной войны в 1948-1952 годах. Здание насчитывает 32 этажа и имеет высоту 176 метров. Высотное здание является жилым, на данный момент в нем расположено более пятисот квартир, магазины, музей, почта и кинотеатр. По замыслу правительства, высотка должна была стать не только жилым комплексом, но и стратегическим объектом. Был разработан план по строительству тоннеля от московской высотки к Кремлю, но он так и не был реализован. Тем не менее, процесс строительства высотки на Котельнической набережной был отчасти засекречен. В этой связи, для строительства были привлечены заключенные, которые отстраивали здание под присмотром бригадиров и оставляли плохо заметные надписи на стеклах и стенах - «строили зеки». Над арками высотки на Котельнической набережной красуется цифра 1952. Год окончания постройки. Но это формально. Массово жильцы заселялись сюда в начале 1953-го. Очень долго утверждали фамилии новоселов статусного дома. Главным архитектором высотки значился сам Сталин. Курировал стройку Берия. Еще на этапе строительства составляли список. «В нашем доме будут жить наши люди», - сказал как отрезал «вождь народов». Но полностью заселить дом «нашими» было рискованно. Из-за вечных интриг высотку могла постичь участь печально знаменитого Дома на набережной, где в конце тридцатых годов репрессировали многих жильцов. К тому же «наши» уже жили в крыле, выходящем на набережную.


Ту часть дома, построенную в конце 30-х годов, присоединили к высотке. Для разнородности состава одно крыло отдали военным, другое - людям искусства. Квартиры сдавались «под ключ» - с белоснежной мебелью на кухне, бронзовыми светильниками, импортной сантехникой. Квартплата, пусть и максимально заниженная, все равно была немаленькой. Поэтому в дом заехали исключительно богатые и знаменитые.Состав дома был блистательным. Здесь жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский. Последний был известным шутником. Он придумал такую фривольную шутку-загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?» Гости терялись в догадках и строили недвусмысленные предположения о звездной «групповухе». «Пырьев с Ладыниной!» - довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственный премий. Острый на язык композитор любил подтрунивать и над другой своей звездной соседкой - актрисой Фаиной Раневской. «Привет, старуха!» - на весь двор кричал композитор, завидев актрису. Раневская злилась. Интеллигентное «Приветствую вас, моя великая соседка» из уст другого соседа, поэта Александра Твардовского, нравилось ей куда больше. Твардовский часто заходил к Раневской просто так, по-свойски. Начались их соседские посиделки с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцы были на даче. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке.


После чего поэт проговорил с актрисой несколько часов подряд. «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!» - приветливо попрощалась Раневская. Актриса, кстати, оказалась в этом доме случайно. Ее хотели завербовать к себе сотрудники КГБ, чтобы стучала на коллег. «Не могу! - тут же выкрутилась актриса. - Говорю во сне громко, а живу в коммуналке, боюсь, проболтаюсь соседям». Актрисе тотчас же дали квартиру в высотке. На втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. «Над хлебом и зрелищами», - как оценила сама Раневская. Чтобы выкрутиться из этой щекотливой ситуации с КГБ, Раневской пришлось использовать свои актерские способности - неделю она по ночам «разговаривала во сне». Громко и при открытых окнах. Соседи даже жаловались управдому: мол, спать невозможно. Пришлось людям из органов оставить актрису в покое. До самой смерти в высотке жил и ее непосредственный архитектор Дмитрий Чечулин (он также спроектировал и «Белый дом» - Дом правительства России на Краснопресненской набережной). Архитектор не сомневался, что ему дадут ордер в этом доме. Даже присмотрел несколько вариантов. Однако власть поступила с ним жестоко - Чечулин рассчитывал на просторную квартиру на последних этажах с панорамным видом на столицу. Но ему предложили квартиру на первом этаже. Архитектор счел это оскорблением.


Дом этот по праву считался безопасным для жильцов и неприступным для грабителей. В подъездах с первых дней сидели консьержки, в лифтах круглосуточно дежурили «вахтеры» из органов. Жильцы смело оставляли квартиры открытыми, ненадолго уходя в гости к своим не менее звездным соседям. Но однажды здесь произошло дерзкое ограбление. 30 декабря 1981 года в подъезд зашла группа мужчин с огромной пушистой елкой и праздничной коробкой.- Это из «Госцирка», - объяснили мужчины, - велено оставить у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой! Дежурная разрешила. Незваные гости не возвращались. Женщина бросилась к квартире звездной дрессировщицы. Елка стояла в распахнутой двери. Курьеры ушли через черный ход, прихватив уникальную коллекцию бриллиантов Бугримовой. Многие экспонаты из этой коллекции значились в международных каталогах. Следствие установило, что это ограбление было совершено по заказу Галины Брежневой, давно засматривавшейся на уникальные камушки дрессировщицы.


Высотка часто служила декорацией к советским фильмам. Например, сюда приходил знакомиться с родителями любимой Костик из «Покровских ворот». Некоторые считают, что здесь же снимали фильм «Москва слезам не верит». Версия правдива отчасти: сцену, когда главные героини переезжают в высотку, снимали на Баррикадной. Но в сюжете, когда Катя Тихомирова поливает цветы, наблюдательные краеведы углядели панораму Москвы, которая открывается из окон высотки на Котельнической.- Высотка должна была стать стратегическим объектом, - рассказывает Ирина СЕРГИЕВСКАЯ, автор экскурсии «Тайны и легенды московских пирамид». - Под землей от нее предполагалось построить тоннели к Кремлю, Новоспасскому монастырю и через Москву-реку.Чтобы их грамотно прорыть, пришлось сдвинуть русло реки Яузы. Лишние свидетели этой стройки режиму были не нужны. А посему строили этот объект заключенные. Сперва их поселили в бараке. По мере строительства заключенные переселялись в отстроенные квартиры - как нынешние гастарбайтеры. Между надзирателями и заключенными периодически возникали стычки. Выше пятого этажа бригадиры не поднимались - боялись быть сброшенными. Поэтому считается, что нижние этажи построены более качественно. На верхних же этажах часто встречаются «автографы» строителей: на стеклах коряво выцарапывалось «строили зеки». Такая надпись есть в квартире писателя Аксенова.- Заключенные не только строили, - продолжает экскурсовод, - они часто позировали для скульпторов, лепивших барельефы. Был случай: заключенный позировал для скульптуры, изображающей флагоносца. Стоять с вытянутыми руками и тяжелым знаменем пришлось долго. От усталости он упал в обморок. Был отдан приказ: «Диверсия! Расстрелять!» За заключенного вступились, объяснив, что он упал в голодный обморок. «Диверсанта» помиловали. Расстрел отменили, но наказание все же было жестоким: человека на три дня лишили пайка.


В доме по-прежнему живет много знаменитостей: поэты Вознесенский и Евтушенко, актеры Ширвиндт и Нагиев, писатель Аксенов, певица Зыкина. Одно время здесь квартировала Рената Литвинова. Но прежних жильцов теснят люди с амбициями и тугими кошельками. Квартиры в высотке активно продаются и сдаются: двушка в аренду обойдется в 7 тысяч рублей за день. Если желаете стать собственником - готовьте миллион долларов, а то и больше. Средняя цена квадратного метра в этом доме - 15 тысяч долларов.
В доме по-прежнему живет много знаменитостей: поэты Вознесенский и Евтушенко, актеры Ширвиндт и Нагиев, писатель Аксенов, певица Зыкина. Одно время здесь квартировала Рената Литвинова. Но прежних жильцов теснят люди с амбициями и тугими кошельками. Квартиры в высотке активно продаются и сдаются: двушка в аренду обойдется в 7 тысяч рублей за день. Если желаете стать собственником - готовьте миллион долларов, а то и больше. Средняя цена квадратного метра в этом доме - 15 тысяч долларов.До сих пор неизвестно точное число квартир в этом доме. Раньше часть квартир была отдана под гостиницу КГБ и Министерства обороны. Теперь же квартиры без конца объединяют - почти каждый месяц вместо двух-трех квартир появляется одна. И процесс этот, похоже, бесконечный.В 2004 году в доме открылся Музей балерины Галины Улановой. Экспозицию развернули в ее квартире.

Всем известно, что одной из самых главных достопримечательностей Москвы являются знаменитые сталинские высотки . Семь, на первый взгляд, совершенно одинаковых многоэтажных зданий остаются и на сегодняшний день весьма таинственными сооружениями в столице, ведь с ними связано бесконечное количество легенд и тайн.

Сталинские высотки заложили в один и тот же момент. Время по приказу Сталина было выведено по звездам. Так, 7 сентября 1947 года ровно в 13:00 был заложен фундамент знаменитых башен-пирамид в честь 800-летия столицы. Многие современные астрологи полагают, что эта точная дата была выбрана не случайно: якобы немец-астролог просчитал Сталину не только время строительства, но и точные места под застройку. За каждую башню отвечала своя планета, под покровительством которой зданию должен был сопутствовать успех в определенном ключе. Например, Венера связана со строением на Котельнической набережной, что, по мнению астрологов, обеспечивает ему «элитных» жильцов и престижный статус.

До сих пор не выяснена первостепенная причина, которая побудила «отца народов» застраивать разные концы столицы грандиозными высотными зданиями. Но известно, что изначально по проекту должны были появиться 8 строений, и Дворец Советов обещал стать величайшим из них. Высотой в 315 метров и стометровой статуей Ленина на возвышении, высотка должна была находиться на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Дворец строился с бешеной скоростью, но закончить строительство помешала сначала война, а затем финансовые затруднения. По поверью, при Николае I место, на котором стоит воссозданный Храм Христа Спасителя, было проклято и, следовательно, непригодно для застройки.

Сегодня многие исследователи придерживаются мнения, что Дворец Советов подразумевался Сталиным как усыпальница, именно поэтому вождь строго следил за процессом строительства и активно работал с архитекторами. Само здание должно было стать замыкающим и самым мощным звеном в цепи башен-высоток. С его помощью Сталин, если верить астрологам, должен был укрепить не только свою власть, но и могущество всей страны.

Историк и эзотерик М.И.Калюжный: «Разумеется, это не было личным изобретением Сталина. Пирамидальные сооружения строили довольно часто, но всегда они служили сакральными местами общения людей с миром богов и духов, были своеобразными магическими машинами исполнения желаний. Впрочем, сталинские пирамиды, если не считать их размеров, были для Москвы делом вполне привычным ».

МГУ

С главным зданием (ГЗ) всем известного МГУ на Воробьевых Горах связано наибольшее количество тайн и легенд. Даже точно неизвестно, сколько этажей имеет подвал здания. Некоторые полагают, что под фундаментом 36-этажного здания высотой в 236 метров скрывается целый город такого же размера. Ходят слухи, что под землей существовал (или еще существует?) тайный тоннель, который связывал здание университета и дачу Сталина. Также есть легенда, что под ГЗ проходила ветка секретного правительственного «Метро-2» от Кремля до Аэропорта «Внуково». Говорят, что показатели счетчика Гейгера здесь зашкаливают из-за того, что раньше здесь находился ядерный реактор, а само здание стоит на специальной подземной конструкции, без которой оно давно сползло бы в реку.

О главном здании МГУ существуют и мрачные поверья. Студенты, живущие здесь в общежитии, говорят, что слышат странные голоса, шорохи и посторонние шаги. По легенде считается, что они принадлежат погибшим при строительстве здания заключенным.

Различные паранормальные случаи в ГЗ неслучайны. Здание, по мнению астрологов, имеет самую сильную энергетику из всех башен-высоток.

Высотка на Котельнической набережной

Дом работников искусств на Котельнической набережной считается самой элитной сталинской высоткой как за то, что главным архитектором ее стал Сталин, а куратором стройки – Берия, так и благодаря своим известным жильцам.

Несмотря на таких благородных жителей, с этим зданием связаны не самые приятные легенды. Говорят, в стенах находится скелет: рабочие замуровали своего нелюбимого прораба, а стеклах в некоторых квартирах находятся послания от строителей, нацарапанные гвоздем.

Астрологи полагают, что высотка на Котельнической набережной (как и другие башни-пирамиды) имеет определенную энергетику. Из-за не построенного восьмого здания – Дворца Советов, эта энергетика не может проявиться в полной силе, и именно поэтому жильцы дома иногда слышат непонятные голоса, а в их квартирах часто происходят несчастные случаи.

МИД

Своя интересная мистическая история существует и у здания МИД. По проекту архитекторов, высотка должна была быть без шпиля. Сталин, увидев почти уже достроенный дом, был недоволен и приказал надстроить шпиль. Из камня соорудить его было невозможно: конструкция продавила бы само здание. Так, шпиль решили сделать из обычной жести.

Точно неизвестно, для чего вождь отдал такой приказ. Но на этот счет существует мистическая точка зрения: без шпиля здание уже не смогло бы считаться пирамидой и не обладало бы предполагаемой силой. Таким образом, план Сталина по усилению своей власти мог бы провалиться. Но, скептики не рассматривают эту версию. Возможно, Сталин просто не захотел придавать зданию сходство с американскими небоскребами.

Также существует мнение, что люди, которым предоставлялось жилье в высотках, были выбраны вождем не случайно, ведь изначально «Семь Сестер Сталина» не предназначались для проживания. Но башни все-таки заселили: учеными, знаменитыми актерами, военными и государственными деятелями, то есть людьми с очень сильной энергетикой. Кто знает, может, таким образом Сталин мог стать еще могущественнее.

Сложно однозначно ответить на вопрос, для чего строились эти мистические пирамидальные сооружения, но невозможно не признать, что они являлись символом светлого будущего. На сегодняшний день сталинские высотки представляются лицом российской столицы.

По предложению И. В. Сталина 13 января 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В данном Постановлении были описаны планы по строительству 8 высотных зданий. Предполагалось, что количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы (праздновавшееся в 1947 году), однако после его смерти строительство восьмой высотки прекратили

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах.Архитекоры Л.В. Руднев, С.Е. Чернышёв, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков, В.Н. Насоно.

Главный корпус МГУ - строился на протяжении четырех лет, с 1949 по 1953 года. Главное здание МГУ - самое высокое из сталинских высоток, достигает 236 метров в высоту и имеет 36 этажей. Для того, чтобы соорудить каркас, потребовалось около 40 тысяч тонн стали, а на строительство стен ушло 175 миллионов кирпичей. Стоит отметить, что звезда на шпиле сталинской высотки весит около 12 тонн. Для такого большого здания потребовалось изготовить 68 лифтов, в том числе, и скоростных кабин. Первоначально планировалось построить здание рядом с нынешней смотровой площадкой на Воробьевых горах. Архитекторы вовремя поняли всю опасность данного места строительства и перенесли его на 800 метров в глубь. Рядом со строительством было организованно временное поселение, в которое входили бывшие заключенные, досрочно освобождавшиеся с завершением строительства. Поселение было названо "Солнцево" и позже стало одним из районов Москвы.

Перед залом заседаний Учёного совета (кабинетом ректора) на 9 этаже размещены четыре колонны из цельной яшмы, якобы уцелевшие при сносе Храма Христа Спасителя, что является романтическим мифом, так как в разрушенном Храме яшмовых колонн не было. Иногда упоминается слух, что при отделке интерьеров здания использовались материалы разрушенного Рейхстага, в частности редкий розовый мрамор. В действительности встречается либо белый, либо красный мрамор. Однако известен факт, что корпус Химического факультета оснащен трофейными немецкими вытяжными шкафами, что косвенно подтверждает использование в строительстве материалов германского происхождения. На протяжении 37 лет, до постройки в 1990 году Мессетурма во Франкфурте, Главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе. Ровно 50 лет - до завершения осенью 2003 года основных работ на строительстве «Триумф-Паласа», здание МГУ являлось самым высоким зданием в России. Внешне кажется, что шпиль, а также венчающая его звезда и колосья покрыты золотом, но это не так. Шпиль, звезда, и колосья не покрыты золотом - под действием ветра и осадков позолота быстро пришла бы в негодность. Шпиль, звезда, и колосья облицованы пластинами из жёлтого стекла, внутренняя сторона стеклянных пластин покрыта алюминием. В настоящее время часть стеклянных деталей разрушилась и осыпалась, если посмотреть в бинокль, видно, что в различных местах зияют дыры.
Стены главного здания МГУ неоднократно являлись экраном для лазерных шоу. В 1997 году на праздновании 850-летия Москвы французский шоумэн Жан Мишель Жар показал лазерное шоу с большим и необычным салютом.
Скульптор Вера Мухина обращалась к Л. П. Берии с предложением установить её скульптуру «Рабочий и колхозница» перед зданием МГУ, однако получила отказ. Считается, что если бы автором проекта остался Б. М. Иофан, уже сотрудничавший с Мухиной в процессе создания советского павильона для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, то предложение скульптора было бы принято.
Как и любая упругая конструкция, шпиль Главного здания совершает малые колебания под действием ветровой нагрузки. Частота основного тона колебаний составляет 0,76 Гц.
4 сентября 2011 года в рамках «Альфа-Шоу-4D» совершил восхождение на главное здание МГУ на глазах у огромного количества зрителей Ален Робер.

Здание Министерства иностранных дел.Архитекторы: В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус.

МИД России находится на Смоленской-Сенной площади в сталинской высотке, строящейся на протяжении 1948-1953 годов. В сталинском здании на 27 этажах находится Министерство иностранных дел, Министерство внешних экономических связей и Министерство торговли РФ. Высота здания 172 метра, общая площадь внутренних помещений 65 000 кв. м. Высотка оборудована 28 лифтами, 18 из которых скоростные. В плане строительства отсутствовал шпиль здания, так как по расчетам специалистов здание могло не выдержать нагрузки. Было принято решение установить декоративный шпиль, сделанный из стальных листов.

Стоит отметить, что и процесс строительства высотки был не обычным. Здание начали строить сверху низ, первоначально построив каркас на всю длину. Башенным стилем высотка обязана Сталину, который отверг первоначальные эскизы зданий и настоял на башенном стиле, в последствии ставшим легендарным. На высоте 114 метров на мидовском здании соорудили герб СССР, который находится там и в наше время. Архитекторы отмечают насколько удачным выбрано место для постройки, а так же целостность и величественность композиции МИДа.

Первоначально проект здания МИДа предполагал завершение основной башни плоской крышей. Говорят, изменение в ходе строительства внес сам Сталин. В проект было решено добавить завершение в виде шпиля. Вот только кирпичная конструкция могла проломить крышу здания, поэтому пошли на хитрость. Завершение башни было сделано из легкой металлоконструкции и покрашено охрой, поэтому цвет шпиля и отличается от цвета основного здания.Однако после смерти Сталина архитектор Гельфрейх вынес предложение демонтировать надстроенную часть высотки, но Хрущев заявил, что шпиль должен остаться на месте и быть «памятником великой глупости товарища Сталина». Кстати, шпили в итоге стали характерной чертой всех семи московских высоток. Шпиль МИДа выполнен не из камня, а из жести, иначе бы конструкция здания не выдержала его веса. Также на шпиле отсутствует пятиконечная звезда.

Жилой дом на Кудринской площади. Архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц.

Основную часть жильцов составляли космонавты, летчики, авиаконструкторы, поднявшие на крыльях славу Страны Советов. При проектировании инженерной части здания было допущено несколько серьезных просчетов. Один из них в том, что люки мусоропроводов размещаются непосредственно в кухнях квартир. Сегодня многие жильцы предпочитают их замуровать и чистка мусоропроводов при образовании пробок порой превращается в настоящую проблему для обслуживающих здание сотрудников. В прежние годы на первом этаже размещался ресторан, великолепный гастроном, сберкасса.Парадные мраморные лестницы, по обе стороны от лифтов ведущие в вестибюли, некогда были украшены ковровыми дорожками. Сегодня их нет, как нет на стенах и многих стильных бронзированных табличек с указанием этажей.Дом, спроектированный в стиле "свадебного пирога", сужается кверху ступенями. Поэтому планировка этажей (и соответственно количество и метраж квартир) тоже меняется в зависимости от зоны этажности.Дом состоит из центрального и двух боковых корпусов. В каждом корпусе - свой подъезд и свои скоростные лифты (всего лифтов в доме тринадцать. Три в центральном корпусе, по три в центральных подъездах боковых корпусов и по одному торцевых подъездах. Торцевые подъезды размещаются по сторонам крыльев и имеют по восемь этажей). Условно можно выделить четыре зоны этажности, каждая из которых простирается на несколько этажей 1: 2-8 этажи, 2: 9 - 14 этажи, 3: 15-17 этажи, и 4: 18 - 22 этажи.

Здание строилось с 1948 по 1954 года и содержит 24 этажа, 18 из которых жилые. Высота сталинки 156 метров вместе со шпилем, на данный момент в ней содержится около 450-ти квартир. Высотное здание было прозвано "Дом авиаторов", из-за предоставления квартир работникам авиационной промышленности. Квартиры так же получили известные актеры и многие известные личности. В наше время, помимо квартир, в сталинской высотке находится кинотеатр, магазины, боулинг клуб и закрытое бомбоубежище. За ходом строительства здания внимательно наблюдало КГБ, контролирующее постройку бомбоубежища и других подземных сооружений московской высотки, выходящих за пределы территории наземного здания.
Планировки этажей внутри одной зоны чаще всего совпадают, хотя и не всегда. Это исключение, главным образом, касается верхней, четвертой этажной зоны.Каждая крыша - ступень, образующая на боковых корпусах уступы, оформленные в виде балконов, поедает около полуметра высоты. Поэтому при том, что в центральном высотном корпусе высота потолков на всех этажах одинакова, в боковых корпусах холлы например 14 этажа имеют меньшую высоту потолков. Поэтому там громоздкие люстры заменены на обычные лампочки, привернутые к потолку. Три скоростных лифта довозят до 22 этажа. По боковым лестницам можно подняться и выше. Двадцать третий этаж закрыт - когда-то на него можно было зайти, о чем говорит наличие двустворных дверей со стеклами. Но дальше стоят обитые железом двери. К тому же двадцать третий этаж не имеет окон. Последний этаж - двадцать четвертый. Это технический этаж. Здесь последняя остановка центрального скоростного лифта - на нем отсюда только вниз. Еще один совсем маленький грузовой лифт, дубовая дверь которого запирается на ключик, уходит вверх, к самому основанию шпиля.На двадцать пятом этаже находится смотровой периметр. Если смотреть с земли, то двадцать пятый этаж - это последний этаж башни, окна на нем огромные, выполненные в виде арок. За этими окнами по периметру здания идет галерея, имеющая назначение смотровой площадки.

Административно-жилое здание возле «Красных ворот». Архитекторы: А.Н. Душкин, Б.С. Мезенцев.

На площади Красных ворот находится одна из семи сталинских высоток, высотой 138 метров. Дом, совмещающий в себе жилые и административные помещения, строился на протяжении 1949–1953 годов. В сталинской высотке на площади Красных Ворот находятся 24 этажа, а крыша здания увенчана шатром ярусного типа. В корпусе располагались Министерство транспортного машиностроения. Помимо министерства в здании размещаются: Московская Межбанковская Валютная биржа, банк, корпорация Трансстрой, Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей. Примечательно, что здание было построено в самой высокой точке Садового кольца, на улице Садовая-Спасская и не смотря на скромные размеры в сравнении с другими сталинскими высотками, выглядит довольно большой и визуально может сравняться с 36-ти этажным зданием МГУ.

В вестибюле здания установлен обелиск строителям транспорта, участникам Великой Отечественной Войны.Так же в высотке на Красных Воротах размещаются различные магазины, и один из выходов метро. К сожалению, декор здания сохранился не полностью. Так, были утрачены скульптуры над главным входом. Особенности ландшафта требовали необычного инженерного решения, и конструкция здания возводилась под углом, чтобы после просадки почвы она выровнялась, и строение в 138 метров устойчиво расположилось на фундаменте. Несмотря на сложности в воссоздании плана строительства, потребовалось всего 7 лет, чтобы здание приняло первых посетителей. Центральный корпус в 24 этажа предназначался для Министерства транспортного машиностроения СССР. Боковые, жилые корпуса высотой от 11 до 15 этажей, отделены от центрального брандмауэрами, проход между корпусами возможен только через подвал. Под корпусом, выходящим на Каланчёвскую улицу расположен северный вестибюль станции метро «Красные ворота».В доме жили театральный режиссёр Л. В. Варпаховский, хирург С. С. Юдин, композитор Михаил Чулаки (в 1952-1989), актёр Борис Чирков, искусствовед А. А. Фёдоров-Давыдов, кинооператор Анатолий Головня.

Гостиница «Ленинградская» . Архитекторы: Поляков Л.М., Борецкий А.Б.

Из семи сталинских высоток в настоящее время в двух находятся гостиницы. Одна из них расположена на станции метро Комсомольская и называется Гостиница "Ленинградская". Строительство гостиницы длилось на протяжении 1949-1954 годов. Среди всех высоток гостиница отличается самой скромной высотой, которая составляет - 136 метров). Но не смотря, на довольно небольшие размеры, по сравнению с другими высотками, здание гостиницы имеет утонченный интерьер, проникнутый древнерусским духом и храмовой архитектурой. Массивные люстры (одна из них освещает 7 этажей) делают гостиницу богатой и красиво оформленной. С 2008 года гостиница имеет название Хилтон Москва Ленинградская, в ней находится 275 номеров, а так же присущее любой современной пятизвездочной гостиницы удобства в виде магазинов, салонов красоты, ресторанов и бассейнов.

Стоит отметить, что не смотря на капитальный ремонт во всем здании, сохранился первоначальный образ и интерьер гостиницы, а фасады приобрели дополнительную роскошь.В отделке фасада наряду с белой керамической плиткой использована красная глазурованная керамика. Рёбра и эмблема восьмигранного шпиля, розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом. В оформлении внутреннего убранства также использованы стилизованные элементы московского барокко, два барельефа с изображением Дмитрия Донского и Александра Невского в вестибюле отеля, декоративная решётка и люстры. После реконструкции, завершенной в 2008 году, открылась под брендом Hilton.

Гостиница «Украина». Архитектор А.Г. Мордвинов.

Гостиница "Украина"(Рэдиссон Ройал) расположена на пересечении Кутузовского проспекта и Нового Арбата. Высота здания занимает второе место среди сталинских высоток и составляет 206 м., включая шпиль. Благодаря такой высоте, гостиница состоит из 34-х этажей. Строилась она в 1953-1957 годах и получила своё название в честь родины генсека Хрущева. По замыслу Сталина, она должна была называться Гостиничное здание в Дорогомилове. Стоит отметить, что на данный момент гостиница "Украина" является одной из крупнейших в Европе, насчитывает около пятисот номеров, множество ресторанов, баров и 50-ти метровый бассейн. В 2005 году гостиница "Украина" закрылась на реставрацию и была продана, на условиях сохранения первозданного вида фасада здания, 1-го и 2-го этажа, общественных помещений, а также 29-го, 30-го и 31-го этажей. Реконструкция и постоянные задержки с открытием гостиницы продлились до 2010 года. 28 апреля 2010 года легендарная сталинская высотка с обновленным названием гостиница "Radisson Royal Hotel" начала свою работу.

Свой облик гостиница «Украина» получила благодаря группе архитекторов: академика архитектуры, президента Академии архитектуры СССР А. Г. Мордвинова, инженера-конструктора П. А. Красильникова, соавтора по проекту жилых корпусов В. Г. Калиша и соавтора по проекту стилобата - доктора архитектуры В. К. Олтаржевского, который изучал технику возведения небоскрёбов в Нью-Йорке и специализировался на проектировании и строительстве гостиниц. Всего над различными деталями проекта работали более двух тысяч человек. Одним из руководителей строительства здания стал прогрессивный инженер В. А. Сапрыкин. В начале фильма Верные друзья показаны кадры строительства гостиницы «Украина». В гостинице «Украина» разворачиваются основные события фильма Святой. В кинофильмe «Ру́сский дом» (англ. The Russia House) (США, 1990г) - по одноименному роману Джона Лё Карре (The Russia House by John le Carré", 1989), главный герой, Барли Блэр (Шон Коннери), по долгу службы часто наведывающемуся в Москву останавливается в гостинице «Украина».Часть сюжета фильма «Северное сияние» (2001) разворачивается в гостинице «Украина».

Жилой дом на Котельнической набережной. Архитекторы: Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский.

Одна из сталинских высоток, которая начала строиться в 1938-1940 годах и была завершена после Великой Отечественной войны в 1948-1952 годах. Здание насчитывает 32 этажа и имеет высоту 176 метров. Высотное здание является жилым, на данный момент в нем расположено более пятисот квартир, магазины, музей, почта и кинотеатр. По замыслу правительства, высотка должна была стать не только жилым комплексом, но и стратегическим объектом. Был разработан план по строительству тоннеля от московской высотки к Кремлю, но он так и не был реализован. Тем не менее, процесс строительства высотки на Котельнической набережной был отчасти засекречен. В этой связи, для строительства были привлечены заключенные, которые отстраивали здание под присмотром бригадиров и оставляли плохо заметные надписи на стеклах и стенах - "строили зеки". Над арками высотки на Котельнической набережной красуется цифра 1952. Год окончания постройки. Но это формально. Массово жильцы заселялись сюда в начале 1953-го. Очень долго утверждали фамилии новоселов статусного дома. Главным архитектором высотки значился сам Сталин. Курировал стройку Берия. Еще на этапе строительства составляли список. «В нашем доме будут жить наши люди», - сказал как отрезал «вождь народов». Но полностью заселить дом «нашими» было рискованно. Из-за вечных интриг высотку могла постичь участь печально знаменитого Дома на набережной, где в конце тридцатых годов репрессировали многих жильцов. К тому же «наши» уже жили в крыле, выходящем на набережную.

Ту часть дома, построенную в конце 30-х годов, присоединили к высотке. Для разнородности состава одно крыло отдали военным, другое - людям искусства. Квартиры сдавались «под ключ» - с белоснежной мебелью на кухне, бронзовыми светильниками, импортной сантехникой. Квартплата, пусть и максимально заниженная, все равно была немаленькой. Поэтому в дом заехали исключительно богатые и знаменитые.Состав дома был блистательным. Здесь жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский. Последний был известным шутником. Он придумал такую фривольную шутку-загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?» Гости терялись в догадках и строили недвусмысленные предположения о звездной «групповухе». «Пырьев с Ладыниной!» - довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственный премий. Острый на язык композитор любил подтрунивать и над другой своей звездной соседкой - актрисой Фаиной Раневской. «Привет, старуха!» - на весь двор кричал композитор, завидев актрису. Раневская злилась. Интеллигентное «Приветствую вас, моя великая соседка» из уст другого соседа, поэта Александра Твардовского, нравилось ей куда больше. Твардовский часто заходил к Раневской просто так, по-свойски. Начались их соседские посиделки с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцы были на даче. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке.

После чего поэт проговорил с актрисой несколько часов подряд. «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!» - приветливо попрощалась Раневская. Актриса, кстати, оказалась в этом доме случайно. Ее хотели завербовать к себе сотрудники КГБ, чтобы стучала на коллег. «Не могу! - тут же выкрутилась актриса. - Говорю во сне громко, а живу в коммуналке, боюсь, проболтаюсь соседям». Актрисе тотчас же дали квартиру в высотке. На втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. «Над хлебом и зрелищами», - как оценила сама Раневская. Чтобы выкрутиться из этой щекотливой ситуации с КГБ, Раневской пришлось использовать свои актерские способности - неделю она по ночам «разговаривала во сне». Громко и при открытых окнах. Соседи даже жаловались управдому: мол, спать невозможно. Пришлось людям из органов оставить актрису в покое. До самой смерти в высотке жил и ее непосредственный архитектор Дмитрий Чечулин (он также спроектировал и «Белый дом» - Дом правительства России на Краснопресненской набережной). Архитектор не сомневался, что ему дадут ордер в этом доме. Даже присмотрел несколько вариантов. Однако власть поступила с ним жестоко - Чечулин рассчитывал на просторную квартиру на последних этажах с панорамным видом на столицу. Но ему предложили квартиру на первом этаже. Архитектор счел это оскорблением.

Дом этот по праву считался безопасным для жильцов и неприступным для грабителей. В подъездах с первых дней сидели консьержки, в лифтах круглосуточно дежурили «вахтеры» из органов. Жильцы смело оставляли квартиры открытыми, ненадолго уходя в гости к своим не менее звездным соседям. Но однажды здесь произошло дерзкое ограбление. 30 декабря 1981 года в подъезд зашла группа мужчин с огромной пушистой елкой и праздничной коробкой.- Это из «Госцирка», - объяснили мужчины, - велено оставить у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой!Дежурная разрешила. Незваные гости не возвращались. Женщина бросилась к квартире звездной дрессировщицы. Елка стояла в распахнутой двери. Курьеры ушли через черный ход, прихватив уникальную коллекцию бриллиантов Бугримовой. Многие экспонаты из этой коллекции значились в международных каталогах. Следствие установило, что это ограбление было совершено по заказу Галины Брежневой, давно засматривавшейся на уникальные камушки дрессировщицы.

Высотка часто служила декорацией к советским фильмам. Например, сюда приходил знакомиться с родителями любимой Костик из «Покровских ворот». Некоторые считают, что здесь же снимали фильм «Москва слезам не верит». Версия правдива отчасти: сцену, когда главные героини переезжают в высотку, снимали на Баррикадной. Но в сюжете, когда Катя Тихомирова поливает цветы, наблюдательные краеведы углядели панораму Москвы, которая открывается из окон высотки на Котельнической.- Высотка должна была стать стратегическим объектом, - рассказывает Ирина СЕРГИЕВСКАЯ, автор экскурсии «Тайны и легенды московских пирамид». - Под землей от нее предполагалось построить тоннели к Кремлю, Новоспасскому монастырю и через Москву-реку.Чтобы их грамотно прорыть, пришлось сдвинуть русло реки Яузы. Лишние свидетели этой стройки режиму были не нужны. А посему строили этот объект заключенные. Сперва их поселили в бараке. По мере строительства заключенные переселялись в отстроенные квартиры - как нынешние гастарбайтеры. Между надзирателями и заключенными периодически возникали стычки. Выше пятого этажа бригадиры не поднимались - боялись быть сброшенными. Поэтому считается, что нижние этажи построены более качественно. На верхних же этажах часто встречаются «автографы» строителей: на стеклах коряво выцарапывалось «строили зеки». Такая надпись есть в квартире писателя Аксенова.- Заключенные не только строили, - продолжает экскурсовод, - они часто позировали для скульпторов, лепивших барельефы. Был случай: заключенный позировал для скульптуры, изображающей флагоносца. Стоять с вытянутыми руками и тяжелым знаменем пришлось долго. От усталости он упал в обморок. Был отдан приказ: «Диверсия! Расстрелять!» За заключенного вступились, объяснив, что он упал в голодный обморок. «Диверсанта» помиловали. Расстрел отменили, но наказание все же было жестоким: человека на три дня лишили пайка.

В доме по-прежнему живет много знаменитостей: поэты Вознесенский и Евтушенко, актеры Ширвиндт и Нагиев, писатель Аксенов, певица Зыкина. Одно время здесь квартировала Рената Литвинова. Но прежних жильцов теснят люди с амбициями и тугими кошельками. Квартиры в высотке активно продаются и сдаются: двушка в аренду обойдется в 7 тысяч рублей за день. Если желаете стать собственником - готовьте миллион долларов, а то и больше. Средняя цена квадратного метра в этом доме - 15 тысяч долларов.
В доме по-прежнему живет много знаменитостей: поэты Вознесенский и Евтушенко, актеры Ширвиндт и Нагиев, писатель Аксенов, певица Зыкина. Одно время здесь квартировала Рената Литвинова. Но прежних жильцов теснят люди с амбициями и тугими кошельками. Квартиры в высотке активно продаются и сдаются: двушка в аренду обойдется в 7 тысяч рублей за день. Если желаете стать собственником - готовьте миллион долларов, а то и больше. Средняя цена квадратного метра в этом доме - 15 тысяч долларов.До сих пор неизвестно точное число квартир в этом доме. Раньше часть квартир была отдана под гостиницу КГБ и Министерства обороны. Теперь же квартиры без конца объединяют - почти каждый месяц вместо двух-трех квартир появляется одна. И процесс этот, похоже, бесконечный.В 2004 году в доме открылся Музей балерины Галины Улановой. Экспозицию развернули в ее квартире.