Собор нотр дам в париже готика. Нотр-Дам де Пари – Собор Парижской Богоматери. Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери

1. Одно из самых великих творений человека - Нотр-Дам де Пари - стоит на берегу Сены. Вот уж точно музыка, застывшая в камне. Другими словами это произведение искусства назвать не поворачивается язык.



2. Уже в четвертом веке нашей эры на том месте, где сейчас стоит собор, была прекрасная церковь Св. Стефана. К сожалению, ее разрушили норманны, которые вторглись на территорию Франции. В шестом веке рядом построили церковь, посвященную Божьей Матери.

3. К двенадцатому веку обе церкви пришли в такой упадок, что парижский епископ решил воздвигнуть храм. Так началась история великого храма.

4. Строительство храма длилось почти два века: с 1163, когда король Людовик VII и Папа Александр III заложили первый камень в основание, до 1330 года.

5. По замыслу, помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа (а их в то время было около десяти тысяч). Сейчас население Парижа многократно возросло, но Нотр-Дам де Пари по-прежнему готов принять в своих стенах более девяти тысяч человек.

6. Расположен самый главный храм Франции на острове Сите посреди Сены. Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили.

7. Интересно, что в соборе нет ни одной стены. Все пространство занимают столбы, соединенные арками. В проемах арок - витражи.

8. В средний неф собора (он самый больший из пяти) можно с легкостью поставить двенадцатиэтажный дом. Два центральных нефа пересекают друг друга, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос.

9. Три остроконечных арки служат входами. Около них стоят статуи святых, пророков и ангелов. Также статуи стоят в нишах карниза. Это статуи библейских царей.

10. Большое внимание следует уделить и колокольне, которая, в свое время, служила дозорной башней Парижа. Отсюда можно было вести прекрасное наблюдение за подступами к Парижу и вовремя оповестить жителей города об опасности.

11. В девятнадцатом веке главное достояние Парижа было приведено в такой упадок, что в 1841 правительству пришлось принять специальное решение, через четыре года после принятия которого началась реставрация.

12. Сегодня Нотр-Дам де Пари - главный памятник Парижа. Он находится ровно в центре города и представляет большую историческую ценность. Обязательно посетите его, вы не пожалеете.

13. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

14. Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе.

15. В 2009 г. фанаты Майкла Джексона, собравшиеся на паперти собора, думали, что колокольный звон раздаётся в честь смерти их кумира. В действительности же, колокольный звон сопровождал крестный ход к собору Сен-Северен.

16. В средние века Нотр-Дам де Пари был Библией для неумеющих читать – вся история христианства от грехопадения до Страшного суда наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. А жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма. Эзотерики считают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери "наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма". В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.

17. Другие легенды рассказывают о дявольском участии в строительстве храма. Кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола. Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть! Замки поддались только после окропления святой водой. Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».

18. Собор Парижской Богоматери построен на месте языческого храма, где римляне поклонялись Юпитеру в I веке. Позже, в 528 году, здесь установили романскую церковь Сен-Этьен. И, наконец, в 1163 году епископ Парижа основал новый собор, посвященный Деве Марии (Notre Dame).
Легендарному сооружению было суждено стать свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Здесь крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, Филипп IV созвал Генеральные штаты - первый парламент в 1302 году, короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а в 1804 году Наполеон одел корону Императора.
В разгар французской революции, в которой Париж был эпицентром, возмущенный народ ворвался в собор, ставший символом королевской власти, и в пылу обезглавили 28 статуй иудейских царей. Много сокровищ было разрушено или разграблено, лишь большие колокола избежали переплавки. Здание уцелело по счастливой случайности - после уничтожения аббатства Клюни у революционеров закончилась взрывчатка. Так собор Парижской Богоматери объявили Храмом Разума, а помещения использовали как продовольственный склад.

19. Лишь в середине XIX века, после выхода первого романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где в предисловии он написал: «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре», началось восстановление знаменитого храма. Все разбитые статуи заменили, добавили высокий шпиль, а крышу заселили демонами и химерами. Кроме того, дома вблизи собора снесли, чтобы улучшить вид на обновленное здание.

20. Что же касается его 850-летия, то праздновать круглую дату вся Франция планирует на протяжении года. Программа мероприятий обширна – это богослужения, концерты, выставки, фестивали, научные конференции. Кроме того, почтой Франции запланирован выпуск памятных марок, посвященных юбилею. А сам собор собирается обновить свои колокола, которые будут отлиты по старинным технологиям, реставрировать орган и обновить внутреннее освещение храма. Также к круглой дате подготовлен специальный туристический маршрут, пройдя по которому, можно узнать о малоизвестных фактах в истории Нотр-Дам де Пари. Ведь столько еще тайн и преданий связано с этим местом.

21. К юбилейным мероприятиям в честь 850-летия собора (которые продлятся почти год - с 12 декабря 2012 до 24 ноября 2013), для собора отлиты девять новых колоколов (общие затраты на создание новых колоколов оцениваются в 2 млн евро), также реконструирован орган. К юбилею приурочен ряд религиозных и культурных инициатив, подготовкой которых занимается совместно парижская архиепархия и власти французской столицы, в январе почта Франции выпустит две памятные почтовые марки. Будет создан специальный "маршрут паломника", следуя которому можно ознакомиться с малоизвестными фактами о прилегающей к собору территории и тайнами двора.

Собор Парижской Богоматери или Нотр Дам де Пари

Дарья Нессель | Апр 16, 2019

Собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари) - самое знаменитое священное сооружение Европы, грандиозный, величественный и немного мрачный собор, находящийся во французской столице, которая безусловно, прекрасна. Она поражает своим культурным достоянием, маня туристов со всех уголков земного шара.

Немного истории

Раньше на этом месте находилась небольшая церквушка, а неподалёку соборный комплекс Божьей Матери. В XII веке они частично разрушились, епископ Морис де Сюлли решил построить новое сооружение.

В 1163 году Папа Александр III благословил строительство. Кроме сторонников, было и большое количество противников стройки, так епископ Бернар, протестовал и считал, что казна не перенесёт столь дорогое событие, к тому же в это время в стране царил голод.

Строительство Нотр Дам де Пари затянулось и длилось почти два века. Над фасадом трудились более десятка архитекторов, каменщиков, кузнецов. Всё завершилось в 1345. Из-за долгого возведения, можно увидеть отражение нескольких архитектурных и художественных стилей.

Собор Парижской Богоматери не только стал священным символом города, но и участвовал во многих исторических событиях страны и мира. Так, в нём венчалась Маргарита Валуа с Генрихом Наваррским. Смешным был тот факт, что новоиспечённого супруга даже не пустили в зал, так как он являлся представителем иной веры. Генрих стоял в небольшом дворике вблизи главных дверей, а его будущая супруга запоминала все главные моменты венчания, передавая их жениху. По истечении десяти лет они повторили ритуал, когда Генрих всё-таки принял католичество, став королём.

В 1804, в стенах собора проходила коронация Наполеона.

Но не всегда священному сооружению уделялось столь почётное место. В период правления Людовика XIV большинство гробниц и витражных окон были зверски разрушены, уничтожены реликвии и ценные экспонаты. После потребовалась много времени и денег на реконструкцию и реставрацию здания и внутренних залов.

Печальное событие произошло в наше время с собором. Вечером 15 апреля 2019 года в соборе Парижской Богоматери случился пожар. Башня рухнула, а все здание сильно пострадало. На данный момент идут восстановительные работы, будем надеяться, что столь великая постройка вновь порадует глаз туриста и местных жителей.

Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери

Зайдя внутрь собора Парижской Богоматери, вы окунётесь в полумрак, не спасают даже невероятно красивые витражи из цветного стекла. На входе, по традиции, находится небольшая сувенирная лавочка, где можно купить сувениры, открытки и иные атрибуты.

В главном зале расположены скамейки и стулья для службы. Здесь часто можно увидеть верующих, тихо читающих молитву. В знак уважения в залах нужно вести себя тихо, чтобы не прерывать покой прихожан.

Любуясь потолками с массивными сводами и узорчатыми арками, следует пройти в капеллы - небольшие комнатки, с алтарём и скамеечкой. В двух первых нишах висят картины с изображениями Святого Стефана и Андрея.

Пройдя немного вперёд можно увидеть проход к главному алтарю, по бокам нельзя не заметить округлые витражи.

С правой стороны есть сокровищница, где хранится подлинная реликвия - терновый венок Христа, часть креста и гвоздь, где он был распят.

Над алтарём возвышается фигура Дам де Пари - божией матери. У её подножья всегда корзины и охапки белых цветов.



Внутреннее убранство собора Нотр Дам де Пари

Кроме всего этого, можно посмотреть на странную люстру нереальных размеров, множество гробниц, где покоятся священнослужители и удивительной красоты орган, а в отдельной комнате есть целая кукольная коллекция, с главными героинями священных историй.

Легенды Нотр Дам де Пари

На протяжении многих веков собор был настоящей книгой, на его фасаде изображалась вся история христианского мира.

Многие эзотерики считают собор «справочником оккультизма». Есть легенда, что в стенах Нотр Дам де Пари зашифрован код, заложенный первыми архитекторами. Разгадавший код, узнает где спрятана одна из самых таинственных мировых реликвий - философский камень, способный творить чудеса, воскрешать из мёртвых, давать вечную жизнь.

Другая история гласит об участии владыки подземного мира, приложившего руку к строительству. Так, кузнецу приказали выковать невероятной сложности ворота. Несколько дней мастер пытался выполнить работу, но всё было безрезультатно, кузнец призвал на помощь дьявольские силы. Наутро у центрального входа нашли бездыханное тело бедняги и невероятной красоты ворота. Они сразу были установлены, но обнаружилась иная проблема, их было невозможно открыть. Строители обратились к служителям, те, в свою очередь, окропили замки святой водой, только после этого их удалось открыть. До сих пор кузнецы не могут воссоздать технологию, по которой были выкованы ворота, вторых таких больше не существует.

Горгульи и химеры собора Парижской Богоматери

Осматривая собор Парижской Богоматери, нельзя не заметить устрашающие фигуры, и это непросто декоративное украшение, они наполнены тайными и местническим содержанием.

Химеры с древних веков считались безмолвными стражниками святых мест. С наступлением ночи, когда на город опускаются сумерки они оживают, обходят свои вечные владения, храня покой сооружения. По замыслу древних архитекторов они показывают всю сущность человека, множество характеров и черт: печаль, злость, улыбку, радость или каменные слезы.

Фигуры словно живые существа, есть легенда, что если долго наблюдать за ними в полумраке, можно заметить, что камень постепенно оживает. Не забудьте сфотографироваться с химерой, и как бы вы ни старались, всё равно будете казаться каменным изваянием.

В соборе есть даже целая Галерея скульптур, находящаяся в северной башни. Чтобы посмотреть на них, нужно всего лишь пройти 387 ступенек, здесь вы увидите неповторимую коллекцию, и насладитесь потрясающим видом на .

Венец коллекции Нотр-Дама - химера Стрикс. Ночной демон, несмотря на мужское имя, это полуженщина-полуптица, испускающая во мраке душераздирающий крик. По легендам она питается кровью новорождённых, похищает маленьких детей своими лапами с огромными, острыми когтями.

В отличие от химер, горгульи на фасаде здания появились позже, только в Средние века. Эти два мифических существа выполняют совершенно разные функции.

В переводе горгулья - это водосточная труба, так что это даже не чудовище, а просто украшение труб. Потоки не стекают в хаотичном порядке, а с помощью системы водостока равномерно стекают в нужных местах, прямо в канализационные люки.

  • В 1944 году в столицу вошли союзнические войска, город ещё не был полностью освобождён от немцев, но горожане, не дождавшись полной победы, ударили в колокол, означающей хорошую весть.
  • Крыша храма весить двести тонн, всё из-за большого количества свинцовых плит, тогда ещё не знали о его вредных свойствах.
  • Виктор Гюго создал свой одноимённый шедевр (роман) не только из-за любви к искусству, он хотел привлечь внимание, в то время ходили слухи о снесении здания.

Высота собора – 35 м, длина – 130 м, ширина – 48 м, высота колоколен – 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне – 13 тонн, его языка – 500 кг.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали – на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Собственность

Подобно другим значимым объектам религиозного наследия Франции, собор находится в государственной собственности, а католическая церковь имеет право вечного безвозмездного пользования с 1905 года, когда закон о разделении церкви и государства сделал это, по сути, исключение из своей же статьи 2, которая запрещает субсидирование религии (статья 19 закона утверждает, что «расходы на поддержание памятников не являются субсидиями»). Этот же закон установил право публики на свободное посещение зданий, перечисленных в списке.

Богослужения и церковный статус

Нотр-Дам-де-Пари служит кафедральным собором архиепархии Парижа, здесь находится кафедра парижского архиепископа (с 2005 года пост занимает Андре Вен-Труа). В торжественных случаях парижский архиепископ возглавляет литургические службы в соборе. Священник, ответственный за богослужебную деятельность в соборе, назначается архиепархией и носит титул ректора собора (фр. «recteur-archiprêtre»). С 2016 года этот пост занимает Патрик Шове. Собор Парижской Богоматери – один из пяти храмов Парижа, носящий почётный титул малой базилики.

Богослужения в соборе совершаются регулярно, в будние дни и в субботу ежедневно проходят четыре мессы и служба вечерни (Vesperae), в воскресенье – пять месс, утреня (Laudes) и вечерня. Часть из них проходит на главном алтаре собора, часть в капеллах. Вечерняя воскресная месса проходит на главном алтаре и, как правило, возглавляется архиепископом.

Особенности Собора Парижской Богоматери

Собор поражает своими данными, которые завораживают и ввергают в оцепенение любого туриста.

Вы можете представить себе такие цифры :

  • высота здания – 35 м;
  • длина Собора – 130 м;
  • ширина храма составляет 48 м;
  • высота колоколен – 69 м;
  • вес колокола Эммануэль – 13 тонн;
  • вес его языка – 500 кг.

Удивляет и необычная архитектура Собора, отличительной чертой которой является некоторая двойственность:

  • здесь присутствуют элементы романского стиля из Нормандии: мощь и сила;
  • и здесь же использованы новаторские достижения готического стиля, которые дарят зданию лёгкость и некоторую воздушность.

На верхней части Собора можно увидеть страшные изображения гаргулий и химер, которые своими мордами навевают мистический ужас.

А что внутри?

Собор парижской Богоматери внутри интересен не меньше, чем снаружи. Только здесь вы сможете увидеть такие реликвии, как:

  • Терновый венец Иисуса Христа;
  • самый большой орган, имеющий 111 регистров и около 8000 труб;
  • картины и скульптуры разных художников, хранящиеся в часовне и преподносимые в дар Собору ежегодно;
  • паникадило Собора, выполненное из посеребренной бронзы по проекту Виолле-ле-Дюка.

По Собору можно ходить часами, разглядывая мастерски выполненные скульптуры мрачного средневековья и вспоминая одноимённый роман великого Виктора Гюго.

Быть в Париже и не увидеть Собор Парижской Богоматери – это всё равно, что вовсе не быть в Париже. Этот памятник венчает лучшие достопримечательности Парижа и оставляет в сердце каждого туриста неизгладимые впечатления.

История строительства

Все достопримечательности Парижа имеют свою неповторимую и уникальную историю, но ни одна из них не овеяна такими тайнами и легендами, как Нотр-Дам-де-Пари. Монументальное здание украшает собой восточную часть острова Сите. В древности на этом месте стоял галло-римский храм Юпитера, который снесли и поставили вместо него первый христианский храм Парижа – базилику Святого Стефана. И только с 1163 по 1345 года здесь начали возводить Собор Парижской Богоматери. Во времена Великой Французской революции Собор был провозглашён Храмом Разума.

Строительство данного собора началось еще в 1160 году под покровительством архиепископа Парижа Мориса де Сюлли, а завершилось приблизительно в 1345 году. Семинарии Нотр-Дама фактически стали сосредоточением духовной власти, в период ХIII-ХIV столетия. Из их стен вышло шесть епископов, однако впоследствии собор частично утратил свое превосходство, уступив олимп первенства таким епархиям, как соборы в Реймсе и Сен-Дени.

Проходили столетия, и собор постепенно приходил в упадок. Особенно большой ущерб был нанесен ему во времена Французской революции, когда наиболее яростные приверженцы революционной идеи принялись разрушать статуи иудейских царей на западном фасаде собора, приняв их по невежеству и необразованности за французских монархов.

Значимость собора немного возросла после того, как в 1804 году Наполеон Бонапарт короновался здесь как император, однако к этому времени стены собора настолько обветшали, что для создания величественной обстановки коронации их пришлось даже задрапировать.

Долгожданная реставрация собора Парижской Богоматери началась лишь в 20-х годах XIX столетия во многом благодаря ходатайству Виктора Гюго, который привлек внимание широких кругов общественности к этой проблеме в своем романе «Собор Парижской Богоматери», в котором он детально описал плачевное состояние собора.

Виктор Гюго, как и другие писатели романтического жанра, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для «измученных душ».

Реставрация собора была поручена архитектору Виолле-ле-Дюку, который провел весьма объёмные и тщательные восстановительные работы, по мнению некоторых специалистов, даже через чур тщательные.

Была восстановлена большая часть утраченных статуй фасада (их оригиналы ныне хранятся в Национальном музее Средневековья), добавлен шпиль, а также установлены мрачные горгульи (рыльца водосточных труб в виде фантастических фигур).

Их вы сможете увидеть с близкого расстояния, если отважитесь подняться на башни собора (время посещения ежедневно, апрель-сентябрь, понедельник-четверг с 9.00 до 19.30, пятница-воскресенье 9.00-21.00; октябрь-март, 10.00-17.00; стоимость 7 евро). К началу нового тысячелетия фасад собора качественно отмыли, удалив с него глубоко въевшуюся грязь, после чего стала отчетливо видна изумительная по своей красоте резьба на порталах собора.

Экстерьер и интерьер

Внешнее убранство собора

Находясь рядом, хочется рассмотреть его во всех деталях, не уставая удивляться мастерству зодчих, сумевших добиться потрясающего результата в гармонии образов и законченности форм.

Основной вход имеет трое стрельчатых ворот, иллюстрированных экспозициями из Евангелия. Центральный рассказывает историю Страшного суда с главным судьей – Иисусом Христом. По бокам арки выстроились по семь изваяний, внизу – восставшие из своих усыпальниц мертвецы, разбуженные горнами ангелов.

Среди разбуженных мертвых можно рассмотреть женщин, воинов, одного папу и короля. Такая разношерстная компания дает понять, что все мы, независимо от статуса, предстанем перед высшим правосудием, и одинаково ответим за свои земные деяния.

Правый вход украшен статуей Пресвятой Девы с младенцем, а левый отдан Богородице и включает изображения символов зодиака, а также сцену, когда на голову Девы Марии надевают корону. Сразу над тремя порталами находятся 28 венценосных статуй – тех самых королей, которые были свергнуты со своих пьедесталов во время революции, и которых позже восстановил Виолле-де-Дюк.

Выше расцвела большая западная роза ветров. Она единственная, сохранившая частичную аутентичность. В ней два круга с лепестками-витражами (в малом 12 лепестков, большом – 24), заключенные в квадрат, что символизирует единство божественной бесконечности и материального мира людей.

Впервые соборная роза была украшена витражами в 1230 г., а рассказывают они о вечной борьбе между пороками и добродетелью. Еще в нее включены символы зодиака и сцены работы крестьян, а в центре расположена фигура Богоматери с младенцем. Помимо центральной розы, диаметром 9,5 м, другие две по 13 м украшают фасады с юга и севера, считаясь самыми большими в Европе.

Присмотревшись к башням у главного входа, вы заметите, что северная, которая стоит ближе к Сене, выглядит массивнее своей южной соседки. Это потому, что только на ней до XV столетия звонили колокола. Если главный набат подает голос в редких случаях, то остальные оповещают время в 8 и 19 часов.

Каждый колокол имеет индивидуальность, отличаясь собственным именем, тональностью и весом. «Анжелик Франсуаза» – дама тяжеловесная, в 1765 кг и голоском до-диез. Менее фактурная, но тоже внушающая уважение – «Антуанетта Шарлотта» в 1158 кг, звучащая в ре-диез. За ней идет «Гиацинт Жанна», вес которой всего 813 кг, а поет она нотой фа. И, наконец, самый миниатюрный колокол – «Дэнис David», не превышающий вес 670 кг и подпевающий в перезвоне, как фа-диез.

Внутри святая святых

О роскошном внутреннем убранстве храма можно говорить часами, но куда приятнее окунуться в это великолепие лично. Предвкушая осмотр достопримечательности, взгляните на Собор Парижской Богоматери фото, и ощутите его торжественность атмосферы.

Нельзя не упомянуть о впечатлении, когда зал купается в дневных лучах солнца, преломленных сквозь многочисленные витражи, отчего освещение выглядит футуристическим, волшебным, неземным и таинственным, играющим разноцветными бликами.

Всего в соборе 110 окон, и все застеклены витражами с темой на библейские темы. Правда далеко не многие уцелели, поскольку беспощадное время и люди большинство из них уничтожили в разное время, и на их место были установлены копии еще в середине XIX столетия.

Однако некоторым стеклянным панно удалось дожить до наших дней. Они уникальны тем, что из-за несовершенства технологии изготовления стекла того времени выглядят более массивными, неравномерными, и в них присутствуют случайные вкрапления и шарики воздуха. Но даже эти изъяны прежние мастера сумели превратить в достоинства, заставив картины в этих местах искриться, играть переливами света и краски.

Внутри храма розы ветров смотрятся еще удивительней, и даже таинственно, благодаря проникающему сквозь их витражи свету. Нижнюю часть центрального цветка перекрывает внушительный по размерам орган, а вот боковые видны во всем великолепии.

Орган всегда присутствовал в Нотр-Даме, но впервые в 1402 г. он стал действительно большим. Вначале сделали просто – старый инструмент поместили в более новую готическую оболочку. Чтобы поддерживать звучание и вид на должном уровне, его на протяжении истории множество раз настраивали и перестраивали. Не обошла его вниманием и современная цивилизация – в 1992 г. медный кабель сменили на оптический, а принцип управления сделали компьютеризированным.

В храме вы проведете не один час, уделяя внимание картинам, скульптурам, барельефам, орнаментам, витражам, люстрам, колоннам. Ни одну деталь невозможно проигнорировать, ведь каждая, это неотъемлемая часть уникального ансамбля, часть библейской и светской истории.

Витражи Нотр-Дам-де-Пари

Внутри время словно течет по-другому. Будто проходишь сквозь временную петлю, и окунаешься в совершенно иную реальность. Присядьте на скамью, позвольте себе удивиться уникальному, роскошному интерьеру, а затем закройте глаза и впитайте торжественные звуки органа, насладитесь ароматом свечей.

Но особенно ярко вы ощутите грань веков, когда покинете стены собора, и не сможете устоять перед искушением, вновь вернуться в умиротворяющую атмосферу.

Также вам стоит спуститься в сокровищницу, которая хранит уникальные вещи, а расположена под площадью перед собором. Особую гордость представляет священный артефакт – терновый венец Спасителя, который в 1239 г. передал храму монарх Людовик IX, выкупив у византийского императора.

Легенды Собора Парижской Богоматери

С Собором Парижской Богоматери связано огромное количество легенд и мифов, многие из которых до сих пор не дают спать ученым и специалистам по изучению паранормальных явлений. Одна из таких легенд связана с воротами Нотр-Дам де Пари. В многочисленных древних документах, которые сохранились до наших дней, сказано, что Собор Парижской Богоматери, как и Кёльнский собор, был построен при помощи самого…, нет, не Бога, как подумали некоторые, а дьявола.

Талантливый кузнец по фамилии Бискорне (кстати, вполне реальная личность, а не выдуманная) получил заказ на ворота, которые украшали бы вход в величественный храм Парижа. Кузнец провел долгое время в размышлениях о том, как они должны выглядеть и каким образом их выковать. Увы, даже обладая великим талантом, он не мог ничего придумать и обратился за помощью к сатане. Смотритель собора как-то утром пришел к храму и увидел кузнеца, который лежал на земле без сознания. Прямо возле его тела лежали красивейшие ворота с причудливыми узорами. Естественно, это были те ворота, которые полностью соответствовали значимости и величию собора. Их сразу же установили и врезали замки, и тут произошло непредвиденное происшествие: открыть их было невозможно!

Что только не делали мастера, замки не поддавались. Открыть ворота Собора Парижской Богоматери удалось лишь после того, как их замки были обрызганы святой водой. Интересен тот факт, что даже современным ученым не удалось раскрыть секрет изготовления этих чудо-ворот и появление на них узоров. Ни литьем, ни ковкой их сделать было невозможно…. Бискорне так и не рассказал, каким образом появилось это чудо: некоторые утверждают, что он не желал признаваться в сговоре с дьяволом, а специалисты говорят, что кузнец просто не пожелал раскрывать уникальный секрет.

Еще одна тайна связана с многочисленными скульптурами и внутренним интерьером Собора Парижской Богоматери. Довольно трудно объяснить наличие ужасающих горгулий и химер на его крыше, даже, если и учитывать те факты, что собор построен в неоготическом и романском стилях, и поставлены статуи туда были уже во время реконструкции после французской революции. Во внутренних фресках можно прочитать и, главное, понять (!) всю Библию.

Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что даже ярый атеист, увидев все эти произведения искусства, наверняка начнет сомневаться в своих взглядах на существование высших сил. Кстати, многие люди, исследующие оккультизм, верят, что во фресках и скульптурах Нотр-Дам де Пари зашифровано древнее учение, стоит лишь понять его код и тогда можно приобрести власть над миром. Есть легенда и о том, что архитекторам, составлявшим план Собора Парижской Богоматери, помогали алхимики, которые зашифровали в нем формулу философского камня. Тот, кому удастся прочесть ее среди многочисленной лепнины и скульптур, сумеет превращать любое вещество в драгоценные металлы.

  1. Уже в четвертом веке нашей эры на том месте, где сейчас стоит собор, была прекрасная церковь Св. Стефана. К сожалению, ее разрушили норманны, которые вторглись на территорию Франции. В шестом веке рядом построили церковь, посвященную Божьей Матери.
  2. К двенадцатому веку обе церкви пришли в такой упадок, что парижский епископ решил воздвигнуть храм. Так началась история великого храма.
  3. Строительство храма длилось почти два века: с 1163, когда король Людовик VII и Папа Александр III заложили первый камень в основание, до 1330 года.
  4. По замыслу, помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа (а их в то время было около десяти тысяч). Сейчас население Парижа многократно возросло, но Нотр-Дам де Пари по-прежнему готов принять в своих стенах более девяти тысяч человек.
  5. Расположен самый главный храм Франции на острове Сите посреди Сены. Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили.
  6. Интересно, что в соборе нет ни одной стены. Все пространство занимают столбы, соединенные арками. В проемах арок – витражи.
  7. В средний неф собора (он самый больший из пяти) можно с легкостью поставить двенадцатиэтажный дом. Два центральных нефа пересекают друг друга, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос.
  8. Три остроконечных арки служат входами. Около них стоят статуи святых, пророков и ангелов. Также статуи стоят в нишах карниза. Это статуи библейских царей.
  9. Большое внимание следует уделить и колокольне, которая, в свое время, служила дозорной башней Парижа. Отсюда можно было вести прекрасное наблюдение за подступами к Парижу и вовремя оповестить жителей города об опасности.
  10. В девятнадцатом веке главное достояние Парижа было приведено в такой упадок, что в 1841 правительству пришлось принять специальное решение, через четыре года после принятия которого началась реставрация.
  11. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий – Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243–1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
  12. Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе.
  13. В 2009 г. фанаты Майкла Джексона, собравшиеся на паперти собора, думали, что колокольный звон раздаётся в честь смерти их кумира. В действительности же, колокольный звон сопровождал крестный ход к собору Сен-Северен.
  14. В средние века Нотр-Дам де Пари был Библией для неумеющих читать – вся история христианства от грехопадения до Страшного суда наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. А жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма. Эзотерики считают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери «наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма». В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.
  15. В разгар французской революции, в которой Париж был эпицентром, возмущенный народ ворвался в собор, ставший символом королевской власти, и в пылу обезглавили 28 статуй иудейских царей. Много сокровищ было разрушено или разграблено, лишь большие колокола избежали переплавки. Здание уцелело по счастливой случайности – после уничтожения аббатства Клюни у революционеров закончилась взрывчатка. Так собор Парижской Богоматери объявили Храмом Разума, а помещения использовали как продовольственный склад.
  16. Лишь в середине XIX века, после выхода первого романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где в предисловии он написал: «Одна из главных целей моих – вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре», началось восстановление знаменитого храма. Все разбитые статуи заменили, добавили высокий шпиль, а крышу заселили демонами и химерами. Кроме того, дома вблизи собора снесли, чтобы улучшить вид на обновленное здание.
  17. Что же касается его 850-летия, то праздновать круглую дату вся Франция планирует на протяжении года. Программа мероприятий обширна – это богослужения, концерты, выставки, фестивали, научные конференции. Кроме того, почтой Франции запланирован выпуск памятных марок, посвященных юбилею. А сам собор собирается обновить свои колокола, которые будут отлиты по старинным технологиям, реставрировать орган и обновить внутреннее освещение храма. Также к круглой дате подготовлен специальный туристический маршрут, пройдя по которому, можно узнать о малоизвестных фактах в истории Нотр-Дам де Пари. Ведь столько еще тайн и преданий связано с этим местом.
  18. К юбилейным мероприятиям в честь 850-летия собора (которые продлятся почти год – с 12 декабря 2012 до 24 ноября 2013), для собора отлиты девять новых колоколов (общие затраты на создание новых колоколов оцениваются в 2 млн евро), также реконструирован орган. К юбилею приурочен ряд религиозных и культурных инициатив, подготовкой которых занимается совместно парижская архиепархия и власти французской столицы, в январе почта Франции выпустит две памятные почтовые марки. Будет создан специальный «маршрут паломника», следуя которому можно ознакомиться с малоизвестными фактами о прилегающей к собору территории и тайнами двора.

Собор Парижской Богоматери - это визитная карточка города. Как у любого древнего строения, у него есть тайны и легенды. В свое время его обожали алхимики!

Построенный между XII и XIV веками Нотр-Дам-де-Пари (франц. Cathédrale Notre Dame de Paris ) - это столетия французской истории, застывшие в камне. Тысячи туристов каждый день входят в двери собора, чтобы сфотографировать его витражные окна и взмывающие вверх тонкие пилястры, но у этого строения все остаются свои секреты. Мы собрали 10 фактов о соборе Парижской Богоматери, которые мало кто знает.

Друзья, ночь с 15 на 16 апреля была страшной не только для Франции, но и для всего мира. Собор Нотр-Дам горел более 14 часов. Из-за того, что пожар начался на крыше, сделать ничего было нельзя. Правда, как выяснилось утром, последствия не столь фатальны. Пострадала только крыша Нотр-Дама, и обрушился шпиль.

Экскурсии в Собор Парижской Богоматери

Самая бронируемая длится 2,5 часа. Гид рассказывает об исторических событиях, легендах и алхимиках, связанных с собором, башнях и шпиле собора. Раскрывает секреты статуй и символов на фасаде. Помогает заранее приобрести билеты в сокровищницу и на смотровую площадку.

Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов

1. Собор стоит на месте древнего города

Иль-де-ля-Ситэ, на котором стоит Нотр-Дам, когда-то был древним городом Лютеция. Собор построен прямо над остатками храма: в XVIII веке в ходе раскопок под хорами были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного Юпитеру и другим божествам.

2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»

Крыша собора представляет собой деревянный каркас, один из старейших сохранившихся в , деревья для него были вырублены еще в XII веке. По другой технологии в те времена строить попросту не умели. Современные французы иронично прозвали каркас «лесом».

3. Башни собора - не близнецы

Башни Нотр-Дам-де-Пари не симметричны

На первый взгляд, две башни Нотр-Дама кажутся идентичными. Однако северная башня на самом деле немного больше южной. Собор строился в течение долгих лет, потому он больше напоминает коллаж архитектурных трендов, нежели единое целое. А уж идеальную симметрию и вовсе никто не обещал.

4. Двадцать восемь его царей потеряли голову

В 1793 году, в разгар Французской революции (не путайте с Великой французской забастовкой 2018 года), 28 статуй библейских царей в соборе были сброшены и обезглавлены толпой. Ценнейшие статуи, расколотые на мелкие кусочки, в конечном итоге оказались в мусоре. Только в 1977 году головы 21-ого иудейского царя были случайно найдены в подвале одного из банковских зданий. Теперь они выставлены в соседнем с собором Парижской богоматери музеем Клюни.

5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки

Во время все той же Французской революции в соборе пострадали не только статуи. Нотр-Дам, как и другие церкви во Франции, был преобразован в заведение «культа Разума». Все 20 его колоколов - за исключением колокола-гиганта под именем «Эммануэль» - были сняты и переплавлены для производства пушек. Впоследствии собор оснастили новыми колоколами, но они уже не были такими «певучими», как прежние. Только в 2013 году новый ансамбль колоколов стал издавать звон, почти как в XVII веке. Но мастерам пришлось потрудиться.

6. Виктор Гюго фактически спас собор

Культовый французский писатель представил здание, как олицетворение Франции в произведении «Собор Парижской Богоматери», сделав его чуть ли не центральной фигурой произведения. Гюго красочно и ярко описал ветхое состояние строения в XIX веке. Книга стала популярной, и это подстегнуло власти Парижа к началу масштабной реставрации собора.

7. Его монстры современные, а не средневековые

Горгулия на смотровой площадке (Нотр-Дам, Париж)

Фантастических существ (горгулий и химер) не было на соборе до XIX века. Эти архитектурные детали, восхищающие посетителей смотровой площадки Нотр-Да-де-Пари, были добавлены между 1843 и 1864 годами, во время реставрации. Дагерротип собора до капитального ремонта - это здание куда более сдержанного вида, чем то, которое мы знаем сегодня. Никакой мифологии и существ, рассевшихся на башнях, не было и в помине. А еще архитектор-реставратор Виолле-ле-Дюк, восстанавливавший собор, расставил вокруг нового шпиля статуи 12 апостолов.

Святому Фоме архитектор «подарил» свое собственное лицо. А французские психоаналитики скромно промолчали в ответ.

8. Шпиль Нотр-Дама - это святой громоотвод

Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха - и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города). Идея заключалась в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора.

9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери

На площади перед собором есть специальный маркер в виде восьмиконечной бронзовой звезды, встроенной в булыжники мостовой. На экскурсиях по Нотр-Даму эту точку демонстрируют всем гостям города: от нее измеряются расстояния от Парижа до других . Ориентир был размещен в этом месте в 1924 году.

10. На крыше собора живут пчелы

На здании ризницы, прилегающей к собору, находится пчелиный улей, установленный там в 2013 году. Это пчелы породы Бакфаст, выведенной британским монахом Адамом в начале XX века. Мед они делают из цветущих растений из близлежащих парижских парков. Говорят, что все продукты пчеловодства раздаются малоимущим.

Как подняться на смотровую площадку

Чтобы подняться на смотровую площадку собора Парижской богоматери, нужно преодолеть 387 ступенек. Лифта в здании нет и, к сожалению, не предвидится.

Естественно, на официальном сайте www.notredamedeparis.fr предупреждают, что физическая форма должна быть отличной. И если посещение самого Нотр-Дама бесплатно, то за подъем на башни придется заплатить € 10.

Вход находится не внутри, а снаружи собора, с левой стороны фасада, по улице Notre-Dame. Часы работы: с 10-00 до 17-30 зимой и с 10-00 до 18-30 летом. Подняться туда стоит, если и не ради вида, то хотя для того, чтобы увидеть знаменитых монстров - горгулий и химер. Хоть они и новодел, как вы теперь знаете.

Крупнейшем музее мира
- расписание и цены
- смотровая площадка

Собор Парижской Богоматери на карте

Кафедральный собор Нотр-Дам-де-Пари расположен на острове Сите. По адресу: 6 Parvis Notre-Dame — Pl. Jean-Paul II, 75004 Париж, Франция.

Кроме любования самим сооружением, его архитектурными решениями, обращаем ваше внимание на некоторые значимые элементы памятника.

В восточной части храма расположена апсида, которая видна с набережной Турнель. Символ восхода солнца Воскресения с серо-зеленым сводом и подпорными арками предназначена для принятия божественной энергии.

6 марта 2009 года открывается Часовня рыцарей Гроба Господня, находящаяся в самом сердце храма. Здесь хранится терновый венец Христа, заключенный в хрустальное кольцо с золотой оправой. На заднем плане возвышается статуя Богоматери семи скорбей, держащая в руках венец и гвозди, принесшие ее сыну столько страданий. Для обозрения он выставляется во все пятницы Великого Поста.

Рядом находится Часовня пресвятых даров. Она посвящена матери Спасителя. Это место для молитв священного таинства и медитаций.

На центральном нефе находится алтарь, за ним увидите скульптурную композицию Николя Кусту "Пьета". Дева Мария держит тело своего мертвого сына. С обеих сторон от нее поставлены скульптуры королей: справа - Людовика XIII, предлагающего Марии свой скипетр и корону, слева - молящегося Людовика XIV.

Необычный средневековый алтарь можно увидеть в середине центрального нефа. На алтарной преграде изображены в камне библейские сцены.

Северная и южная части алтарной преграды - изложение библейской истории Христа. Даже тот, кто не брал ни разу священное писание в руки, сможет собрать в одно целое историю Иисуса по изображениям на преграде.

Сокровищница, или трезор, находится в пристройке собора. Кроме тернового венца, Палатинского креста-реликвария, она хранит украшения, вещи из золота и серебра, церковные предметы обихода, одеяния священников, манускрипты древности и т.д.

В соборе находится 27 статуй Девы Марии. Самая известная - Дева Мария с младенцем на руках, поставленная в юго-восточного части трансепта. Статую называют Парижской Богоматерью.

Обратите свои взоры и на южное окно- розу с диаметром 13 метров, расположенное на фасаде трансепта с севера. Витражное окно-роза считается настоящим шедевром высокой готики 13 века. Нетронутое историческими событиями, северное окно-роза поражает своей мозаикой средневековых мастеров.

Не забудьте посмотреть один из самых больших музыкальных инструментов в мире - орган.

А еще, согласно одной из легенд собора, храм помогали создавать древние алхимики. В геометрических переплетениях здания спрятана тайна философского камня. Во фресках зашифровано древнее учение, разгадав которое можно получить безмерную власть над мирозданием.

Чтобы избежать длинных очередей, приезжайте в собор в будни рано утром.

Для посещения башен являйтесь на 30 минут раньше. Очередь будет большая, а в час проходит только около 120 человек. Если приедете группой, то можно разделиться: одни стоят в очереди, другие пока осматривают собор.

В плохую погоду и в праздники вход в башни может быть закрыт.

Учтите, что подняться вверх придется на 422 ступеньки (предупреждаем беременных и жалующихся на здоровье).

Если желаете посетить службу, то приезжать нужно в субботу в 5:45 или в 18:15. В воскресенье проходит несколько служб. В 11:30 начинается международная месса с органным концертом.

Самые недорогие сувениры Парижа находятся в лавочках возле Нотр-Дама.

Бюджетные туристические кафе расположились справа от собора в Латинском квартале.

Каждый месяц в первых числах, во все пятницы Великого Поста выносятся сокровища храма для всеобщего любования. Чтобы увидеть эту красоту, загляните в собор около трех часов дня.

Туристы могут порадоваться возможности запечатлеть на камеру убранство собора: фотографировать на территории храма и внутри разрешается.

Посещение архитектурного шедевра, подлинного произведения искусства должно обязательно войти в ваш список во время планирования поездки в Париж.