Ранние этапы развития древнейшего человека. Жизнь и занятия первобытных людей Промыслы и занятия первобытных людей

Каменный век, прошел три основных этапа в своем развитии:

1) Древнекаменный, или палеолит, который делится на три периода - раннего (ашель), среднего (мустье) и позднего (ориньяк, солютре, мадлен) палеолита 2) среднекаменный век, или мезолит; 3) новокаменный век (неолит и энеолит).

Ранний палеолит. Этот период характеризуется становлением человека и человеческого общества, а также появлением первых орудий труда. Древнейшие люди жили первобытными стадами. Человек использовал естественные источники питания, ограничиваясь собирательством и охотой. В Средней Азии были распространены главным образом чопперы- грубые рубящие орудия, т.е. массивные куски камня- гальки, стесанные с одной, реже с обеих сторон. При помощи их древний человек мог выкапывать корни, добывать животных, резать, колоть и т.д. Физический тип человека раннего палеолита представлен архантропом /человек древний/, разновидностями которого являются питекантроп и синантроп.

Средний палеолит /мустье/. Похолодание, начавшееся в результате распространения резкого оледенения, заставило древних людей совершенствовать охотничье хозяйство, приспосабливая его для охоты на крупных животных. В эпоху мустье древние люди стали использовать для жилья гроты и пещеры, примитивную одежду из шкур. Одним из важнейших достижений было изобретение различных способов добывания огня. Человек научился делать копье и рогатину. Древние люди начинают объединяться в более крупные коллективы, в которых появляются зачатки родового устройства и разделения труда по полу. На смену питекантропу и синантропу приходит неандерталец, который является переходной ступенью к человеку современного вида и отличался высоким ростом, прямым хождением, имел более развитый головной мозг.

Верхний палеолит поздний палеолит. Наряду с техникой скола возникает техника отжимной ретуши при обработке камня, появляется сверление, преимущественно кости, иногда - камня. Широко применяются острые тонкие ножи, скребки, проколки, резцы. Важным изобретением, способствовавшим развитию охоты, стало создание дротика, копьеметалки - предшественницы лука и стрел. Особенностями верхнего палеолита стало возникновение рыболовства, сооружение долговременных зимних жилищ. В эпоху позднего палеолита первобытное стадо сменилось материнской родовой общиной, представляющей собой экзогамную запрет браков внутри общины группу людей. Этап в истории человечества, когда родовые общины объединились вокруг женщины- матери, назывался матриархатом.

Мезолит. Важнейшими изобретениями эпохи стали составные орудия труда - топор в результате присоединения к рубилу ручки, лук и стрелы, что привело к возрастанию роли одиночных охотников. Возникла новая техника - шлифование, сначала кости, а в конце периода - камня. В эпоху мезолита человек начинает приручать животных: собак, ягнят, оленей, коз, кошек, свиней. Возникают новые отрасли хозяйства: мотыжное земледелие, скотоводство. К мезолитическому периоду относится широкое распространение красочных наскальных изображений, выполненных красной охрой Ширабадский район Сурхандарьинской области/.

Неолит. Эпоха неолита стала переходным периодом от присваивающего хозяйства охота, собирательство к производящему - земледелию и скотоводству. Человек научился делать лодку, что способствовало развитию судоходства. В эпоху неолита расцвета в своем развитии достигает матриархат. Матриархальная родовая община сосредотачивает в своих руках все производственные функции, возникает парная семья.

Теория и методология исторической науки

Основные понятия:

· - теория истории – это область общих представлений об истории в целом, либо о тех или иных процессах и явлениях, связанных с историей. Это высший уровень исторического познания. Главное здесь – рассмотрение общих проблем.

· - методология истории – это раздел исторической науки о методах познания. Она является более прикладной дисциплиной. Метод – это средство исторического исследования. По сути методология как часть исторической науки выделяется с первой половины XIX века в Германии.

Историческая наука не имеет единой методологии. Отсюда вытекают все сложности и особенности исторической науки как таковой. Такой подход проявляется в развитии различных школ, направлений, теорий. Причина этого заключается в самом предмете истории и ее развития. Отправной точкой исследования является, прежде всего, теоретическая позиция самого историка,или выбор историка, который зависит от многих факторов. Наиболее значимые из них:

· - современный исследователю уровень знаний

· - собственные творческие разработки.

История как знание, определенная саморефлексия появляется в Древней Греции. История как наука (историография) появляется с эпохи Возрождения. Методология истории появляется с первой половины XIX века. Таким образом, происходит дополнение и усложнение исторического знания как такового.

Быт и занятия первобытного человека.

Восстановить облик наших предков: они очень напоминали обезьяну; у них было грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб; над бровями находился валик, под которым глаза скрывались как бы под навесом; походка у них была еще не вполне прямая, прыгающая; руки длинные и свисали ниже колен, – словом в облике древнейших людей преобладали звероподобные черты. Древнейшие люди не могли разговаривать, – они общались друг с другом с помощью разнообразных звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем людей нашего времени. Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.Жили древнейшие люди не в одиночку, а группами, которые ученые называют человеческими стадами. Все люди в стаде от мала до велика целыми днями занимались собирательством – они искали съедобное. В пищу тогда годились коренья, плоды и ягоды, яйца птиц. Вообразим себе африканские степи 2 млн. лет назад. Львица напала на антилопу, задрала ее и пытается утащить. Заметив это, десятки “первобытных охотников” со всех сторон подкрадываются к зверю и начинают оглушительно кричать, размахивать дубинами и кидать в львицу камни. Хищница в ответ на это рычит, выпускает когти, скалит клыки. Но если она утомлена преследованием антилопы и успела насытиться, то боя с людьми не примет – бросив тушу, скроется в степи. В те времена древнейших людей подстерегало много разных опасностей. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе как в грозу, молнией зажгло кустарники, деревья, траву… все кругом заполыхало. Древнейшие люди, как и все живое, боялись огня: от пожара подальше улетали птицы, убегали звери и люди. Как человек овладел огнем, точно никто не знает. Есть предположение что однажды, превозмогая страх, смельчаки все-таки приблизились к огню. Это могло быть дерево или кустарник зажженное молнией, а могла быть и горящая лава из вулкана. Возможно, тогда и было сделано великое открытие.

Вся жизнь первобытных людей приходится на период каменного века, который начался около 2,5 млн. лет назад, а закончился за 3 тыс. лет до н.э. С каменным веком связано начало обработки природных материалов, т.е. зарождение собственно материальной культуры, в процессе развития которой происходила и "обработка" самого человека. Эволюция материальной культуры каменного века изучена достаточно хорошо.

Уже в древнем каменном веке, или палеолите (греч. palaios - древний и lithos - камень), который закончился лишь за 12 тыс. лет до н.э., люди научились использовать для производства орудий труда камень, кость и дерево, но преобладали изделия из камня. Сначала это были грубые каменные ручные рубила, затем появились каменные ножи, топоры, молотки, скребки, остроконечники. К концу палеолита произошло дальнейшее усовершенствование каменных (кремниевых) орудий, их научились насаживать на деревянную рукоятку. Предметами охоты стали такие крупные животные, как мамонт, пещерный медведь, бык, северный олень. Люди научились строить более или менее постоянные поселения, примитивные жилища, укрываться в естественных пещерах.

Огромную роль сыграло произошедшее примерно 60 тыс. лет назад овладение огнем, который добывался трением двух кусков древесины. Это впервые дало людям господство над определенной силой природы и тем самым окончательно вырвало их из мира животных. Только благодаря обладанию огнем человеку удалось заселить обширные территории в умеренном поясе и выжить в условиях сурового ледникового периода.

Палеолит сменился сравнительно короткой эпохой мезолита, или среднего каменного века (12-8 тыс. лет до н.э.). В мезолите происходило дальнейшее совершенствование каменных орудий. Были также изобретены и получили широкое распространение лук и стрелы, что намного увеличило эффективность охоты на лесных зверей. Для рыболовства начали использовать гарпуны и сети.

Еще большие изменения в материальной культуре произошли с настулением неолита, или нового каменного века, за 8 тыс. лет до н.э. В эту эпоху появились шлифовальные, сверлильные и другие сложные каменные орудия, гончарные изделия, простейшие ткани. В качестве первого земледельческого орудия стали применять простую копательную палку, а затем и мотыгу, которая в усовершенствованном виде дошла до наших дней. Был создан деревянный серп с кремниевой насадкой. В тропических лесах началось подвижное подсечно-огневое земледелие, также сохранившееся до наших дней.

Наиболее древним видом хозяйственной деятельности первобытных людей было собирательство. Ведя стадный, полукочевой образ жизни, они питались растениями, плодами, кореньями. Чтобы прокормиться, человек-собиратель должен был иметь кормовую территорию размером более 500 га, т.е. проходить в сутки 25-30 км.

Но постепенно, оттесняя собирательство, на первый план стала все более выдвигаться охота сначала на мелких, а потом и на крупных животных. Активная охота во многом изменила жизнедеятельность древних людей. Она же сделала их из вегетарианцев всеядными. Наряду с охотой стало развиваться и рыболовство.

И только в самом конце первобытной эпохи, в эпоху неолита, начался переход от присваивающих форм хозяйства к произволящим. Он нашел свое выражение в зарождении примитивного земледелия и скотоводства. Этот процесс получил название неолитической революции.

План – конспект занятия.

Первобытные люди.

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.

Образовательные:

1.Познакомить с внешним обликом первобытного человека.

2.Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь, умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.

3.Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.

4.Развивать связную речь, словотворчество.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

2.Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4.Способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Предварительная деятельность:

1.Беседы « Кто такой первобытный человек «

2.Рассматривание иллюстраций.

Материалы: Презентация «Древний человек».

Предметно – развивающая среда:

Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.

Ход занятия.

Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.

Слайд №1.(человек первобытный)

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.

У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.

Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Посмотрите, во что был одет древний человек? (в шкуру)

Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

А кто догадается, зачем ему шкура? (защита от холода)

Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

Где он мог жить? (в пещере)

Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо)

Где водится рыба? (в реке, озере)

Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку)

А как раздобыть мясо? (идти на охоту)

В те далёкие времена на земле жили мамонты.

Слайд № 2.(мамонт)

На какого зверя похож мамонт? (на слона)

Слайд № 3.(слон)

Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни)

Слайд № 4 (слон и мамонт)

Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?

Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.

Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.

А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

Слайд № 5.(саблезубый тигр)

У них огромные и острые, как сабли клыки.

Ещё люди охотились на пещерного медведя.

Слайд № 6.(пещерный медведь)

Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)

Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.

Слайд № 7.(оружие)

Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.

Слайд № 8.(племя)

А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.

Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.

Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)

Можно позвать мимикой. (подмигивание)

Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.

Физ. минутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.

Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.

На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)

Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.

Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)

А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?

Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии.(красные карточки) Бог солнца-свет и тепло.(жёлтые)

А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.

Заключение.

Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек!

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект занятия.

Первобытные люди.

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить с внешним обликом первобытного человека.

2.Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь, умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.

3.Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.

4.Развивать связную речь, словотворчество.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

2.Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4.Способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Предварительная деятельность:

1.Беседы « Кто такой первобытный человек «

2.Рассматривание иллюстраций.

Материалы: Презентация «Древний человек».

Предметно – развивающая среда:

Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.

Ход занятия.

Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.

Слайд №1.(человек первобытный)

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.

У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.

Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Посмотрите, во что был одет древний человек? (в шкуру)

Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

А кто догадается, зачем ему шкура? (защита от холода)

Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

Где он мог жить? (в пещере)

Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо)

Где водится рыба? (в реке, озере)

Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку)

А как раздобыть мясо? (идти на охоту)

В те далёкие времена на земле жили мамонты.

Слайд № 2.(мамонт)

На какого зверя похож мамонт? (на слона)

Слайд № 3.(слон)

Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни)

Слайд № 4 (слон и мамонт)

Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?

Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.

Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.

А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

Слайд № 5.(саблезубый тигр)

У них огромные и острые, как сабли клыки.

Ещё люди охотились на пещерного медведя.

Слайд № 6.(пещерный медведь)

Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)

Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.

Слайд № 7.(оружие)

Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.

Слайд № 8.(племя)

А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.

Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.

Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)

Можно позвать мимикой. (подмигивание)

Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.

Физ. минутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.

Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.

На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)

Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.

Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)

А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?

Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии.(красные карточки) Бог солнца-свет и тепло.(жёлтые)

А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.

Заключение.

Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек!

Период существования первобытного общества по времени был самым продолжительным в истории человечества. По новейшим данным, он берет начало не менее полутора миллиона лет назад. В Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже IV-III тыс. к н. е., в Европе и Америке - в i тыс. к н. е. Периодизация истории первобытного общества представляет сложную и пока еще не решена научную проблему.

В современной науке существует несколько периодизаций первобытного общества: общая (историческая), археологическая, антропологическая и др. Из специальных периодизаций первобытной истории важнейшим является археологическая, в основу которой положены различия в материале и технике изготовления орудий труда. Согласно этому историю первобытного общества делят на три периода - каменный, бронзовый и ранний железный.

Каменный век (примерно 2 млн. - 6 тыс. лет назад) делится на древний каменный век, или палеолит, и новый каменный век, или неолит. Между палеолитом и неолітом выделяют переходную эпоху - мезолит.

Палеолит делится на ранний (нижний, древний) палеолит (1,5-1 млн. лет назад) и поздний (верхний) палеолит (40-12 тыс. лет назад). Мезолит датируется приблизительно XII-VI тыс. до н, э. Неолитические памятники Европы и Азии датируются преимущественно VIII-V тыс. к н. е. Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом.

Археологическая периодизация дает возможность составить общую периодизацию культуры первобытного общества: 1) становление первобытного общества; 2) расцвет первобытного общества; 3) разложение первобытного общества.

Во времена становления первобытного общества возникли начальные формы его организации, начала зарождаться как материальная, так и духовная культура. Начальная форма организации общества называется первобытным человеческим стадом или праобщиною, начало которой, вероятно, совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества, с изготовлением и применением орудий труда. Конец периода существования праобщини совпадает с переходом от раннего к среднему или позднему палеолиту.

Основой жизни древних людей были собирательство и охота, соотношение которых в различные исторические эпохи и в разных географических условиях не было одинаковым. Однако несомненно, что охота как более прогрессивная отрасль хозяйства в большой степени определяло развитие первобытных человеческих коллективов, ведь эта форма трудовой деятельности заставляла членов праобщини все теснее сплачиваться в трудовом процессе.

Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, за стадных норм поведения.

С эпохой праобщини связано возникновение первых орудий труда. Древнейшими целесообразно оформленными каменными орудиями были гальки, оббитые несколькими грубыми сколами на одном конце, а также отщепы, исколотые из таких гальок. Использовали и так называемые ручные рубила из кремня, разнообразные остроконечники, скребла.

Ручное рубило и другие орудия применялись для выкапывания корней, разделки туш убитых зверей и тому подобное. Охота была преимущественно загінним.

Применялись и орудия труда из дерева, но до наших времен они не сохранились.

Огромную роль в жизни первобытного человека играл огонь, использование которого свидетельствовало об овладении людьми чрезвычайно мощной силой природы. Огонь давал тепло, использовался для приготовления пищи, обжигания рабочих частей деревянных орудий, при загінному охоте и тому подобное.

Долгое время считалось, что единственным жильем человека в эпоху праобщини были пещеры. Однако найдено несколько поселений с построенным жильем. Так, в Украине на стоянке Молодова найдены остатки жилья, выложенного из костей мамонта.

Появление человека современного типа была тесно связана с подъемом продуктивной деятельности во время перехода от раннего к позднему палеолиту. Это проявилось прежде всего в возникновении новой техники обработки камня, что давало возможность создавать специальные орудия - скребки, резцы, острия с затупленным краем, ножи, острые и легкие наконечники копий. Много каменных орудий позднего палеолита были уже с деревянными и костяными ручками. Вместе с камнем широко применялись кость и рог, из которых изготовляли шилья, иглы, наконечники мотыг, копий и тому подобное.

Значительные сдвиги в развитии производства изменили и организацию общества. Рост технической вооруженности человека в его борьбе за выживание создало условия для существования достаточно устойчивых хозяйственных коллективов. В отличие от праобщини род был уже вполне сформировавшимся человеческим коллективом. Зачатки первобытного коллективизма, тесное сотрудничество и сплоченность членов рода достигли в нем наивысшего развития. Отношения родства при этом осознавались как экономические.

Признание родовых связей получило общественное значение, стало основным признаком нового производственного коллектива - родовой общины, которая пришла на смену человеческому стаду (праобщині).

Подъем производства, лучшие условия существования людей способствовали росту численности населения, что сопровождалось уменьшением дичи вблизи поселений. Охотники позднего палеолита начали постепенно переселяться из ранее освоенных мест в пустынные до того северные области Европы и Азии. Продвигаясь из Азии через Берингов пролив, люди впервые заселили Америку.

Находки черепов позднепалеолитических людей говорят о том, что основные расовые особенности, которые существуют ныне, сформировались уже в эпоху позднего палеолита. Эти особенности более или менее точно совпадали с границами материков.

Европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, монголоидная - в Азии, представители негроидной расы населяли Африку и Австралию.

Важным рубежом развития человечества был переход от потребления готовых продуктов природы к их производству, то есть от привласнюючого хозяйства к воспроизводящему ведению. За существование ранньородовоїрозвинутіше охотничье-збиральницьке общины выделяют два этапа воспроизводящей деятельности: архаичное и хозяйство. Границей между ними является применение нового, эффективного орудия охоты - луки со стрелами.

Высшим и последним этапом багатотисячолітнього каменного века был неолит. В это время шире используются рублячі сервис, качество которых повышалась из-за шлифовки поверхности. Характерным орудием был топор, что облегчала расчистку лесных участков для земледелия, а позднее - обработку древесины для построек, изготовления лодок из дерева и тому подобное.

Важнейшим признаком эпохи неолита была керамика и глиняная посуда. Именно поэтому его иногда называют керамическим веком. Значительное развитие получило плетение, на основе которого развилось ткачество. Однако самыми важными были изменения в хозяйстве, связанные с совершенствованием земледелия и скотоводства.

Самыми быстрыми темпами неолитическая культура развивалась на Ближнем Востоке. Именно там возникло земледелие и начали разводить домашних животных. Именно с Ближнего Востока в Европу попали важнейшие культурные растения и некоторые виды домашних животных. Около V тыс. к н. е. на Ближнем Востоке появились орудия из меди. В IV тыс. к н. е. начали отливать медные изделия. Тогда же и в начале III тыс. к н. е. жители Двуречья уже строили из кирпича-сырца не только дома, но и крупные общественные сооружения и храмы, началось сооружение оросительных систем, изобретен гончарный круг и колесный транспорт.

В V-IV тыс. к н. е. неолитические земледельческие племена населяли также Египет. Обработка кремня ретушью достигла здесь великолепно’! мастерства. Вырабатывалась великолепная керамика с белой росписью на красном фоне, а позже - с красной росписью на белом фоне. Производились разнообразные изделия из меди - плоские топоры, кинжалы, ножи, иглы и другие вещи.

В V тыс. к н. е. на юго-востоке Европы возникла большая культурно-историческая область расселения земледельческо-скотоводческих племен, которая простиралась до Украины. В Средней Европе существовала земледельческая культура с характерной керамикой, украшенной линейно-ленточным орнаментом. Основой хозяйства племен линейно-ленточной керамики было выращивание ячменя, пшеницы, бобов, гороха и льна на маленьких участках, обрабатываемых мотыгой. Скота держали немного. Участки вокруг поселка использовали до тех пор, пока те не переставали рожать, а тогда люди переселялись на новое место.

Очень близкой по типу хозяйства до культуры ленточной керамики была археологическая культура - трипольская (названа по первому месту ее обнаружения вблизи с. Триполье, в 50 км от Киева). Трипольское поселение состояло из десятков домов, расположенных по кругу, с площадью посередине. Дома имели несколько жилых помещений, а также кладовых. В каждой комнате были печь, большие емкости для хранения зерна. В глубине комнаты находился жертвенник со статуэтками женских божеств. Основным занятием трипольцев было мотичне земледелие с подсобными скотоводством, охотой и рыболовством.

Эпоха металлов делится на бронзовый и железный века. Бронзовый век - период истории человечества, когда широко распространились изготовленные из бронзы орудия труда и оружие, что применялись наряду с каменными или вместо них.

Бронза является сплавом меди и олова, иногда сурьмы, свинца или цинка в различных пропорциях. Бронзовые изделия не только тверже и острее за медные, но и легче изготавливаются, поскольку бронза плавится при более низкой температуре. Однако как медные, так и бронзовые орудия не вытеснили каменные.

Самые ранние металлические орудия своими формами подобные каменных. Впоследствии началось производство орудий, в которых наиболее целесообразно использовались свойства нового материала (топоры, молоты, мотыги, серпы, ножи и тому подобное).

Точные хронологические рамки бронзового века определить сложно. Раньше, в середине III тыс. к н. е., бронза стала известна в Южном Иране, Месопотамии и Юго-Восточной Азии. В Египте и Индии древнейшие бронзовые орудия датируются началом i тыс. к н. е. Для большинства стран Европы бронзовый век охватывает в основном II тыс. к н. е.

Ранний железный век сравнительно с предыдущими археологическими эпохами хронологически очень короткий. Несмотря на то что железо является самым распространенным в мире металлом, человек освоил его довольно поздно из-за того, что оно почти не встречается в природе в чистом виде. Кроме того, его трудно обрабатывать.

По неолита и энеолита развитие земледелия тормозилось ограниченными техническими возможностями каменных орудий труда. Вырубка леса каменным топором требовало невероятных усилий и времени. Применение медного топора втрое уменьшало трудовые затраты. Бронзовые топоры еще больше облегчили труд и дали возможность расчищать для земледелия большие площади. Потребность лучшего возделывания истощенных старых участков конечном итоге обусловила переход от ручных орудий обработки земли к пахотным.

В эпоху бронзы и раннего железа в степных районах распространилось полукочевое и кочевое скотоводство.

Состоялся первый в истории человечества общественное разделение труда - выделение из земледельцев-скотоводов преимущественно скотоводческих, сначала пастушьих, а позже и кочевых племен.

Применение бронзы и железа дало мощный толчок развитию ремесленничества. Из металла производили разнообразные орудия труда, предметы домашнего обихода, украшения, оружие. В бронзовом веке появились меч и боевая колесница, усовершенствовалось защитное снаряжение. Из металла, прежде всего железа, изготавливались новые орудия для обработки дерева, кости. Изобретение в эпоху бронзы ткацкого станка способствовало развитию ткачества, гончарного круга - дальнейшему развитию гончарного производства. Не только металлургия, но и другие виды ремесленной деятельности требовали все больших умений и опыта. Из среды общинников стали выделяться особо искусные умельцы.

Начался второй в истории человечества крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от земледелия.

Активизировался обмен, который начали регулярно вести как внутри общины, так и за ее пределами. Совершенствовались средства сообщения. Появились колесные тележки, корабли с веслами и парусами, строились пути. С середины II тыс. к н. е. как запряжну животное начали использовать лошадь.

Расписание первобытнообщинного строя у земледельцев-скотоводов был закономерным результатом неолитической революции, которая произошла в экономике. Различные признаки такого расклада существовали уже в пізньородовій общине земледельцев-скотоводов. Однако для того, чтобы эти тенденции проявились в полную силу, нужно было время. Должны были сложиться новые, более совершенные трудовые навыки, вырасти количество населения, прогрессировать важнейшая составляющая производительных

сил - средства труда. По этому очень большое значение сыграли открытие и освоение полезных свойств металлов. Это стало толчком к культурным и социальным сдвигам в истории человечества.



(Visited 1 001 times, 1 visits today)