Начало формирования сторожевой службы. Сторожевая и станичная служба. От великого княжества – к Московскому царству

Святогорская и Бахмутская сторожи. «Святые горы» – первое постоянное поселение на территории Донецкого края.

Формирование буферной зоны на юго-западных рубежах Московского царства. Приазовье и Подонцовье – территория межэтнического, межрелигиозного, межкультурного пограничья. После захвата турками Очакова казакам стало трудно попадать в Чѐрное море. Пришлось прокладывать обходные пути. Так появился т.н. Соляной путь, пролегавший через нашу территорию: Днепр – Самара – Волчья – волоком до Кальмиуса или Миуса – Азовское море – Керченский пролив – Чѐрное море В 1500 г. в устье Кальмиуса появился зимовник казаков Домаха (Адомаха). Другие зимовники появились по Бахмутке. Некоторые из казаков поступали на службу к Московскому царю и занимались охраной границ государства, за что получали определѐнные привилегии. Одна из таких служб проходила по реке Лугань. В пределы Левобережной Украины и России через донецкие степи из Крыма вели три дороги («сакмы»): - Муравская – по водоразделу Днепра и Северского Донца выходила к Ливнам, Туле и Москве. - От неѐ у верховьев Сухого Торца отходила Изюмская, которая шла к Изюмскому броду на Донце, а оттуда по правому берегу Оскола выходила на соединение с Муравской у тех же Ливен. - Кальмиусская отделялась от Муравской у верховьев реки Молочные Воды, уходила на восток к Кальмиусу, правым его берегом выходила в междуречье Бахмута и Лугани, переходила Донец между реками Красной и Айдаром и шла на соединение с Муравской у г. Ливны. С начала XVI в. по этим дорогам орды крымского хана вместе с отрядами ногаев вторгались в пределы Левобережной Украины и России. Чтобы предупредить внезапность татарских набегов, московские князья высылали в степь сторожевые отряды, которые вели наблюдение за переправами на Северском Донце и сообщали порубежным воеводам о месте и количестве вторгшихся в пределы Русского государства татарских отрядов. Поэтому с XVI в. Северский Донец становится неофициальной границей между Крымским ханством и Московским княжеством. После разорения Москвы в мае 1571 г. крымским ханом Девлет-Гиреем, правительство Ивана IV Грозного назначило новые сторожи и станицы. Если в задачу сторож, располагавшихся на левом берегу Донца, входил контроль за переправами через реку, то станицы, углубляясь в степь до верховьев рек Бахмута, Торца, Самары и Орели, наблюдали за передвижениями татар на правой стороне реки. Из семи Донецких сторож две (Святогорская – напротив пещерного монастыря) и Бахмутовская (у устья речки Жеребец) приходились на территорию современной Донецкой области. Первое упоминание о Святых горах относятся к первой половине XVI века. Святогорский монастырь в официальных документах называется в 1624 г. Именно здесь в 1571 г. была поставлена 5-я сторожа (Святогорская). 6-я сторожа (Бахмутовская) стояла над рекой Айдар (левый приток Северского Донца). В 1598 – 1600 гг. ею командовал боярин Богдан Бельский, занимавшийся, в том числе и строительством одной из первых крепостей на южных рубежах Московского царства. На основных направлениях вторжения татар по указанию царского правительства в конце XVI в. строились крепости. Самой южной из них была Цареборисовская. построенная в 1599 г. в устье р. Оскола. Устроителям крепости было поручено «пригласить к себе атаманов и лучших казаков с Донца и Оскола и объявить им, что государь пожаловал их и велел отдать им эти реки...» Следовательно, эта территория с середины XVI в. осваивалась казаками, которые вели напряжѐнную борьбу против агрессии крымских феодалов и Османской империи в Северном Причерноморье. Одним из наиболее ярких эпизодов этой борьбы явился захват донскими и запорожскими казаками в 1637 г. города Азова. Так как царское правительство не послало войска на поддержку казаков, они вынуждены были в 1642 г. оставить Азов. Ещѐ одна дорога, пролегавшая через наш край, пролегала через Красный Кут (село между Красным Лучом и Дебальцево) и являлась тайным путѐм, которы связывал Запорожье с Доном. Таким образом, в XV – XVI вв. Приазовье и Подонцовье стало, по сути, территорией межэтнического, межрелигиозного и межкультурного пограничья. Здесь сталкивались интересы государств – Российского, Литовского, Турецкого, Крымского ханства, осколков Золотой Орды. Смешивались различные народы, этносы, этнические группы, исповедовавшие различные религиозные верования: православие, католицизм, мусульманство. Данная территория уже в то время в силу исторических обстоятельств становится зоной смешения различных культур, традиций, обычаев, этническая и культурная пестрота становится нормой для этого региона.

Одновременно с укрепленными линиями устроялась сторожевая и станичная служба, бывшая третьим и очень важным оборонительным средством. Опишу ее, как она отправлялась около 1571 г., когда для ее упорядочения образована была особая комиссия под председательством боярина князя М. И. Воротынского, составившая устав той и другой службы. Из передовых городов второй и частью третьей оборонительной линии выдвигались в разных направлениях на известные наблюдательные пункты сторожи и станицы в два, в четыре и больше конных ратников, детей боярских и казаков, наблюдать за движениями в степи ногайских и крымских татар, «чтоб воинские люди на государевы украйны безвестно войною не приходили». Наблюдательные пункты удалялись от городов дня на четыре или дней на пять пути. Перед 1571 г. таких сторож было 73 и они образовали 12 цепей, сетью тянувшихся от реки Суры до реки Сейма и отсюда поворачивавших на реки Ворсклу и Северный Донец. Сторожевые пункты отстояли один от другого на день, чаще на полдня пути, чтобы возможно было постоянное сообщение между ними. Сторожи были ближние и дальние, называвшиеся по городам, из которых они выходили. Ближе к Оке, в заднем ряду, становились сторожи дедиловские, одна епифанская, мценские и новосильские, налево от них - мещерские, шацкие и ряжские, направо - орловские и карачевские, южнее, далее в степь, - сосенские (по реке Быстрой Сосне), от Ельца и Ливен - донские, рыльские, путивльские и, наконец, донецкие, самые дальние. Сторожа должны были стоять на своих местах неподвижно, «с коней не сседая», преимущественно оберегая речные броды, перелазы, где татары лазили через реки в своих набегах. В то же время станичники по два человека объезжали свои урочища, пространства, порученные их бережению, верст по шести, по десяти и по пятнадцати направо и налево от наблюдательного пункта. Высмотрев движение татар, станичники тотчас давали о том знать в ближние города, а сами, пропустив татар, разъезжали, рекогносцировали сакмы, которыми прошел неприятель, чтобы сметить его численность по глубине конских следов. Была выработана целая система передачи степных вестей сторожами и станичниками. Капитан Маржерет говорит, что сторожа становились обыкновенно у больших одиноких степных деревьев, один из них наблюдал с вершины дерева, другие кормили оседланных лошадей. Заметив пыль на степной сакме, сторож садился на готового коня и скакал к другому сторожевому дереву, сторож которого, едва завидев скачущего, скакал к третьему, и т.д. Таким образом весть о неприятеле довольно быстро достигала украйных городов и самой Москвы.

Описание презентации Формирование централизованного Московского государства и усиление его юго-западных по слайдам

Формирование централизованного Московского государства и усиление его юго-западных рубежей (XV – XVI вв.). План 1. От великого княжества – к Московскому царству. 2. Задачи укрепления юго-западных границ Московского царства. Создание сторожевой службы по Северскому Донцу. 3. Святогорская и Бахмутская сторожи. «Святые горы» – первое постоянное поселение на территории Донецкого края. Формирование буферной зоны на юго-западных рубежах Московского царства. 4. Приазовье и Подонцовье – территория межэтнического, межрелигиозного, межкультурного пограничья.

1. От великого княжества – к Московскому царству. Хронология — 1276 г. — Московское княжество — XIV в. Московское княжество возглавило объединительный процесс ко второй половине XV в. Москва стала столицей могущественного государства 1480 г. при Иване III (1462 -1505 гг.) было окончательно свергнуто иго Золотой Орды — «стояние на Угре» . — 1471 г. — 1521 г. присоединены Новгород, вятские земли, Псков, Смоленск, Рязанское княжество, Черниговско — Стародубское и Новгород – Северское княжества Границы России приблизились до низовьев Десны и среднего течения Северского Донца. С тех пор началось заселение той территории, которая впоследствии получила название Слободской Украины.

С 1480 года почти 50 лет подряд орды крымских татар вторгались в пределы украинских земель. Став в 1475 году вассалом Турции, Крымское ханство постоянно участвовало в русско-турецких войнах на стороне Турции.

Оборонительные укрепленные «черты» созданы вдоль пограничных рубежей и организована сторожевая и станичная служба. Укрепленные полосы — «черты» — тянулись на сотни километров и из года в год на протяжении многих десятилетий все более совершенствовались. Они состояли из цепи укрепленных городов, острогов и острожков, лесных засек (завалов), тынов (вбитых в землю бревен), рвов и валов (в безлесных промежутках).

Целью сторожевой и станичной службы было наблюдение за движением татар, «чтоб воинские люди. . . безвестно войною не при ходили». В 1571 г. по поручению Ивана IV воеводой Михаилом Ивановичем Воротынским был составлен боевой устав сторожевой и станичной службы. В уставе определены задачи и организация службы «на поле»; вели ее высылаемые из городов «сторожи», «станицы» и «головы» с приданными им конниками. Сторожи численностью 4 —6, а иногда 8 —10 чел. уходили в степи на 4 —5 дней и вели постоянное наблюдение на определенном участке. Сторожи были ближние и дальние. Станицы, насчитывавшие, по-видимому, столько же всадников, сколько и сторожи, совершали движение по установленному маршруту, пересекая «дикое поле» на большом пространстве в 300 —400 км.

Сторожевые огни, гонцы- «сеунчи» предупреждали окрестные станицы и порубежных воевод о приходе врага, его силах и направлении удара

Согласно переписи Воротынского, на левой стороне Донца располагались 7 сторож, в том числе Святогорская и Бахмутовская в пределах современной Донецкой области, а станицы должны были доходить до верховьев Торца и Бахмута. Чтобы предупредить внезапность набегов, московское правительство в начале ХУІ века направляет к Северскому Донцу сторожевую и станичную службу, которая должна была наблюдать за передвижениями татар и сообщать воеводам ближайших городов о переходе татарами водного рубежа.

С XVI в. местность «Святые Горы» на Северском Донце упоминается как дозорный пункт на границе Московии с Диким полем, через которое на московитов не раз нападали татары (в «Записках о московских делах» австрийского посла Сигизмунда Герберштейна 1526 г. упоминаются « воины, которых государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов … возле места Великий Перевоз, у Святых Гор » ; под 1555 г. Никоновская летопись сообщает: « Как воеводы пришли вверх Мжа и Коломака, и прибежал к ним сторож из Святых Гор, да станичник Лаврентий Колтовский товарища прислал с тем: царь Крымский Донец перелез со многими людьми и идет к Рязанским и Тульским украинам »).

О Святогорске официально упоминается (1571) в так называемых росписях донецких сторожей князей Воротынского и Тюфякина. В Никоновской летописи также содержится упоминание о росписи донецких крепостей. Среди прочих названа и Святогорская - пятая сторожа. Первое, известное ныне свидетельство об игумене Ефреме и 12 насельниках Святогорских датируется 1620 г. Согласно московским актам, Святогорская пустынь царским жалованием ежегодно получала помощь хлебом и деньгами. Идентичный текст содержится в жаловальной грамоте царя Михаила Федоровича (1624), адресованной «черному» попу Симеону.

Задание. Ответить на вопросы. 1. Какое событие конца 15 века ускорило образование единого Российского государства? 2. С какой целью Иван IV проводил реформы? 3. Почему в конце 15 века возникла необходимость укрепления южных рубежей Московского царства? 4. Каковы причины продвижения населения в Поддонцовье и формирования донецкого казачества?

СТОРОЖЕВАЯ И СТАНИЧНАЯ СЛУЖБА

система погран. охраны и разведки на юж. и юго-вост. рубежах России для предотвращения внезапных набегов крымских татар. За засечные черты высылались станицы и сторужи. Станица - конный отряд, высылавшийся далеко в степь, сторожа - небольшой конный пост, несший службу несколько впереди засечной линии. Стройную организацию С. и с. с. получила только с 70-х гг. 16 в. Реорганизация погран. службы была проведена воеводой кн. М. И. Воротынским, назначенным ее начальником. В 1571 с участием служилых людей, вызванных из юж. городов, был подготовлен устав С. и с. с. По уставу сторожи состояли из 4-10 чел., станицы - из 60-100 чел. Они высылались из погран. городов и несли службу с 1 апр. до выпадения снега, периодически меняясь. Станицам, помимо дозора, вменялось в обязанность боем задерживать небольшие отряды врага и вовремя сообщать о приближении крупных его сил. Для несения С. и с. с. привлекались казаки, дети боярские и др. служилые люди. В кон. 17 в. С. и с. с., с ликвидацией угрозы нападений крымских татар, потеряла свое значение, позднее - ликвидирована.

Лит.: Марголин С. В., Оборона Рус. гос-ва от тат. набегов в кон. XVI в., в кн.: Воен.-ист. сборник, М., 1948 (Тр. ГИМ, в. 20); Чернов А. В., Вооруж. силы Рус. гос-ва в XV-XVII вв., М., 1954.

В. С. Бакулин. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "СТОРОЖЕВАЯ И СТАНИЧНАЯ СЛУЖБА" в других словарях:

    Система пограничной охраны и разведки на южных и юго восточных рубежах России для предотвращения внезапных набегов крымских татар. За засечные черты высылались станицы и сторожи. Станица конный отряд, высылавшийся далеко в степь, сторожа… … Русская история

    Береговая служба в Московском государстве - БЕРЕГОВАЯ СЛУЖБА ВЪ МОСКОВСКОМЪ ГОСУДАРСТВѢ (сторожевая, станичная и полевая). Границы Московской Руси, прилегавшія къ степямъ Волжскимъ, Донскимъ и Днѣпровскимъ, открытыя нападеніямъ татаръ и другихъ кочевниковъ, требовали постоянной обороны и… … Военная энциклопедия

    Набеги крымских татар и ногайцев на русские земли Великого княжества Литовского (впоследствии, Речи Посполитой) и Московское государство регулярные набеги с целью захвата невольников, участившиеся после обособления Крымского ханства, в… … Википедия

    Пограничная история - 1) процесс формирования, функционирования, охраны и защиты пределов, передовых рубежей и государственных границ государств; 2) учебная дисциплина в образовательных учреждениях ПС РФ; 3) отрасль отечественной исторической науки, составная часть… … Пограничный словарь

    - (также Юрьев Захарьин) боярин; умер 23 го апреля 1586 г.; сын Романа Юрьевича Захарьина и жены его Иулиании Феодоровны и любимый шурин царя Иоанна Грозного. Он был женат дважды: в первом браке на дочери Ивана Дмитриевича Ховрина Варваре Ивановне… … Большая биографическая энциклопедия

    Служилые люди - группа нас., обязанная нести гос., военную и адм. службы. Делились на С.Л. по отечеству (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки, стольники, стряпчие, моск. и выборные дворяне, дети боярские) и С.Л. по прибору (стрельцы, пушкари,… … Уральская историческая энциклопедия

    В допетровское время небольшие посты (4 8 чел.), выставлявшиеся впереди сторожевой линии к стороне Крыма. Они делились на ближние и дальние (послания иногда на 50 60 в. от города), сменные и бессменные. Высылка С. начиналась с открытия весны (ок … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • На степной границе. Оборона «крымской украины» Русского государства в первой половине XVI столетия , Каргалов В. В. , В 1480 г. ордынское иго было свергнуто, но борьба русского народа с монголо-татарскими завоевателями не закончилась. В течение двух столетий Русское (Российское) государство вело почти… Категория: Научная литература Серия: Академия фундаментальных исследований: история Издатель: Едиториал УРСС ,
  • На степной границе , В. В. Каргалов , В 1480 г. ордынское иго было свергнуто, но борьба русского народа с монголо-татарскими завоевателями не закончилась. В течение двух столетий Русское (Российское) государство вело почти… Категория:

О казаках северских, оскольских, донецких, комарицких и прочих. В рамках настоящей небольшой статьи причислим к понятию «северские казаки» все возможные группы казачества территории Северской земли, фиксируемого в исторических источниках в акватории бассейна Днепра: оскольских, донецких, путивльских, рыльских, комарицких и прочих.

«Северское казачество» можно условно разделить на две определенные формации: вольное и служилое. Оба этих сообщества в различных локальных ипостасях мы постараемся вкратце представить в настоящей статье.

Так, помимо всего прочего в 1549 году ногайский князь Юсуф писал Ивану Грозному о нападениях на Дону на ногайцев, совершаемых севрюкамиВозникает сомнение, что северское казачество имело какую-то единую этническую природу (если таковая вообще имела место быть в XVI-XVII веках). Вольное казачество Северской земли, особенно донецкое и оскольское, представляло собой ватаги южнорусского милитаризированного населения, вероятно частично связанного с остаткой древней «северы» и являлось альтернативной ветвью казачества как такового.

Подчас оно не было связано какими-либо серьезными отношениями, например, с казачеством донским - имели место быть лишь отдельные переселения севрюков на Дон. По крайней мере вряд ли это приобретало какой-либо массовый характер, скорее всего севрюки более проявляли активность «на местах», на территории Северщины. Так, помимо всего прочего в 1549 году ногайский князь Юсуф писал Ивану Грозному о нападениях на Дону на ногайцев, совершаемых севрюками

[i] . Не исключено попадения в среду северского казачества и небольших групп татар. Вероятно, что северское казачество пополнялось донскими казаками и черкасами - но в каких масштабах - судить сложно. Не будем пристально касаться этой темы и оставим ее для введения в оборот новым исследователям.

«…со своими женами прикошевав жити у Путивля и слугами быти…»Одной из начальных страниц летописи северского казачество, по нашему мнению, следует считать эпизод привлечения на службу так называемых азовских казаков московским князем Василием III, поселенных под Путивлем «…со своими женами прикошевав жити у Путивля и слугами быти… » Произошло это, по всей видимости, между 1515-20 годом. По предположению известного исследователя донского казачества Е.П. Савельева, порой далекого от научной реальности, именно эти путивльские казаки и дали основу служилому контингенту сторожевой и станичной службы в данном уголке Северской земли, закрепив за собой наименование «севрюков». Здесь Е.П. Савельев допускает явную ошибку, придавая своим рассуждениям окрас некой исторической романтики. На наш взгляд отождествлять бывших азовских выходцев с севрюками никак нельзя и вот почему. Как известно, в инструкциях 1571 года, составленных князем Михаилом Ивановичем Воротынским вместе со сторожевыми казаками и станичниками, что отменно знали свои участки Дикого Поля, был установлен регламент об отстранении от службы путивльских севрюков, служивших не с поместий, а по найму и плохо исполняющих свои обязанности. А.Г. Слюсарский считал, что особенностью неподготовленности севрюков к сторожевой службе было то, что главным средством существования этой группы населения Северщины было именно промысловое хозяйствование, доминирующего над ратным делом. Последнее утверждение, безусловно, имеющее под собой реальные основания, идет немного в разрез с тем фактом, что севрюки без сомнения являлись сообществом пограничным, где знание основ ратного дела было обязательным условием своего существования и выживания в пору «беспрестанных» татарских «приходов». На деле было бы вернее заметить, что севрюки умело совмещали промыслово-хозяйственную деятельность со знанием ратного дела, с превалирующей ролью первого. Возвращаясь ко мнению Е.П. Савельева, подчеркнем, что историк донского казачества был безусловно прав в том, что азовцы составили некий костяк сторожевым казакам и станичникам Путивля.

Никоновская летопись сообщает, что Новгород-Северское княжество населяли так называемые северские или украинские казаки, называемые «севрюками», которые имелись во многих городах, как-то: Новгород-Северский, Чернигов, Стародуб, Рыльск, Путивль и пр. Расскажем об этом более-менее подробно.

Сведения о казаках в Рыльске начинают активно «мелькать» в исторических реляциях начиная с 1530-х годов. Первой персоналией из среды рыльского казачества был Иван Кохонин, отмеченный в грамоте великого князя Василия III в Карачев:«писал ко мне из Новагородка ис Северского намесник наш.., а к нему писал из Рыльска намесник наш Василей Сергеев то: пришол к нему с поля рылской казак Иван Кохонин с товарыщи, а привел с собою женку полонянку карачевского полону… » То есть уже тогда сторожевая и станичная службы в Рыльском (как и в соседнем Путивльском) уездах приобрела активную стадию своего существования. Так например, в 1522 году русский посол Третьяк Губин сообщает в своем донесении о двух путивльских казаках - Федьке и Уваре, которые ездили на сторожу к реке Ворсклы. В 1541 году, князь Иван Федорович Бельский, озабоченных очередной активностью татар в южнорусских степях, посылает из столицы в Путивль гонца. Наместнику этого города - Федору Плещееву поручалось выслать в степь станичный разъезд под руководством Гаврилы Толмача.

Задачей станичного отряда являлась разведка в степи, слежка за татарами и выявление их численности. Станица Толмача обнаружила татар на реке Северский Донец, после чего самому Гавриле пришлось поспешно скакать с вестью через Рыльск в Москву. Немного погодя весть о татарах привез в Москву и другой станичник - Алексей Кутуков. Опасения московских властей были не напрасными: в марте 1542 года крупный татарский отряд царевича Амина уже громил окрестности Путивля.

В.П. Загоровский считает, что станичная служба в Путивльском уезде (как и в Рыльском) приобрела регулярные черты в 1550-51 годах, за 20 лет до ее общероссийского учреждения. В это время обстановка на южных рубежах Московии была наиболее напряженной - Иван Грозный лично выходил с полками к «береговой черте» - под Рязань и Коломну.

В 1555 году станица Лаврентия Колтовского выследила татар на Обышкином перевозе через Северский Донец. Незамедлительно в Путивль и Москву был направлен вестовой Богдан Никифоров со станичным вожем Шемяткой (проводником, знатоком местности, состоявшем при станице). Отписка Л. Колтовского сообщала, что татар переправлялось через перелаз тысяч с двадцать.

Городовые казаки состояли на службе и в Стародубе - еще одном городом Северщины, тогда еще московском - этого периода мы поверхностно и коснемся. Пополнение штата стародубского казачества происходило из добровольцев - вольных охочих людей, по всей видимости не всегда «из местных». Так например, среди выходцев 1632 года из литовского Стародуба в Севск - казаков, севрюков, пашенных крестьян и пушкарей проходили по спискам казаки под географическими прозвищами Псковитин и Козлитин - Борька Псковитин и Павлик Псковитин

К сожалению мы имеем крайне ограниченные источники по персональному составу стародубских казаков московского Стародуба. Небольшим исключением являются расспросные речи стрельцов, казаков, дворян, детей боярских, пушкарей, затинщиков Стародуба Северского, составленные по случаю предполагаемых сношений служилых с литовскими людьми. В данных списках имеются следующие фамилии: Чемесов, Подлинев, Седельников, Серков (в последствии известная казачья беломестная фамилия в Карачеве), Бояркин, Роев, Шипов, Осавцов, Рожнов, Ломакин, Потеряишин, Находкин, Остроглядов(ец), Лашин

. Почти все приведенные выше фамилии встречаются в городах, в которые происходило переселение ратных людей Стародуба после того, как тот был оставлен за Польшей. Расскажем вкратце о наборе в службу охочих людей.

В указной грамоте 1589 года от царя Федора Ивановича голове Афанасию Федоровичу Зиновьеву поручалось собрать в Путивлеко службе детей боярских, стрельцов, пушкарей, затинщиков, черкас, вёрстанных и так называемых «охочих» казаков. Зиновьеву предписывалась раздача жалования служилым и новоприборным людям и выступление на реки Северский Донец и Оскол против белгородских татар и черкас. Ратные люди сводились к месту сбора из Чернигова, Рыльска и Стародуба. Путивльским головам - Ивану Кирееву и Юрию Беззубцеву надлежало прибрать 102 человека «ахочих козака», в Рыльске Ивану Никольникову и Яну Бобровскому - 50, в Стародубе Федору Щеголеву и Якушу Лысому - 125 человек. Размер жалования северским охочим казакам составлял «по два рубли», на службу новоприборные служилые люди обязаны были явиться «о дву конь или о дву мерин». Однако ни в Путивле, ни в Рыльске головам не удалось прибрать ни одного человека, стародубец Федор Щеголев же оказался более удачливым и привел только пять охочих казаков, да и те «по одной лошади». Как далее сообщает указная грамота - первоначально в Стародубе Щеголев собрал 25 человек вольных людей, однако деньги, определенные в качестве жалования казакам, «экспроприировал» некто Петр Совин. Правда, затем эти средства все-таки были высланы в Путивль на «прибор» охочих казаков - «…деньги велели есмя … прислати в Путивль и на те деньги велено прибрать охочих же казаков, сколко мочно, не по тому указу сколко велено прибрати, по денгам смотря. А жалованья велели есмя давать по три рубли человеку, и были б те казаки о дву конь или о дву меринех, а по неволе у дву три лошади». Схожая ситуация, но чуть более удачная, повторилась в 1632 году во время Смоленской войны - Ивану Еропкину было поручено прибрать в северских городах - Рыльске, Севске с Комарицкой волостью и Путивле охочих «всяких неписменых людей» с пищалями численностью 500 человек в казаки с назначенным государевым жалованьем 4 рубля в год, плюс зелье и свинец. Под неписьменными людьми подразумевались не тяглые, не служилые и не крепостные.

Для этой цели в означенные города были посланы дворяне и подъячие, дабы местные воеводы отпускали всех желающих. Полностью укомплектовать штат охочих казаков, разумеется, не удалось: «и северских, государь, городов, и ис Камарицкой волости охочих людей в казаки нихто не пишуца и в службу не прибираюца».

В Разрядных книгах 1618 года в гарнизоне города Рыльск по сметам числилось 100 человек стародубских казаков, наряду со 117 детьми боярскими, 26 пушкарями и затинщиками, 200 стрельцами. Это те служилые люди, что были переселены после Деулинского перемирия в другие Северские города. После строительства Севского острога в Комарицкой волости в 1620-м году часть из ратных людей Стародуба была сведена уже туда.

Казаки Трубчевска отличились в кампании против рати Лжедмитрия I и поляков по осени 1604 года под Новгород-Северским. Им, количеством 74 человека, было дано государево жалование: «по сукну по доброму по четыре аршины сукно да по два рубля денег человеку». Так жалование получили: соцкий Ефремка Кислый, пятидесятник Страшка Козинцов, Якимка Яковлев, Якушка Нетрехов, Офонка Бочаров, Игнатка Окатов, Офонка Юраков, Логинка Марков, Ивашка Головачов, Илейка Ляхов, Мишка Демидов, Ивашка Яковлев, Лукьянка Онтипин, Аниска Федоров, Овдюшка Игнатов, Федоска Григорьев, десятник Ивашка Самойлов, Овдокимко Иванов, Савка Микулин, Трошка Иванов, Кирейка Микулин, Васька Пахомов, Жаденка Иванов, Васька Ортемов, Жданка Иванов, Васька Ильин, Гришка Давыдов, Минка Иванов, Гаврилка Огафонов, Ивашка Янков, Мелешка Яковлев, Левка Федоров, Дениска Овдеев, Пахомка Федоров, Тимошка Федоров, десятник Ивашка Скоморохов, Остапка Иванов, Васька Иванов, Горасимка, Ондреев, Ивашка Федоров, Аниконка Яковлев, Митька Максимов, Ондрюшка Голобушин, десятник Данилка Федоров, Остапка Крохин, Микифорка Григорьев, Терешка Левонов, Сенка Омельянов, Васька Ильин, Савка Гаврилов, Олешка Шепковал, Ивашка Овдеев, Ондрюшка Шипуха, Ивашка Ондреев, Ивашка Иванов, Бориска Федоров, Ивашка Летягин, Васька Яковлев, Максимка Наумов, Онтошка Гридяев, десятник Якушка Еремеев, Гришка Смирякин, Ивашка Ершов, Васька Борисов, Ондрюшка Петров, Ондрюшка Гончар, Шестачка Усоцкий, Симашка Макаров, десятник Володька Иванов, Логинка Иванов, Степанка Гридин, Куземка Фролов, Степанка Онтонов, Олешка Хренов.

Ни о численности, ни о происхождении трубчевских казаков начала XVII века данных нет.

В том же походе участвовали 76 человек казаков города Новгород-Северского во главе с пятидесятником Гришей Костиным, как то: Тишка Путин, Осипка Шевернин, Якушка Милков, Олешка Минин, Васька Мальцов, Митя Софонов, Онтонка Зайцов, десятник Логин Родюкин, Богдашка Кортавой, Селуяшка Фатеев, Офонка Кузнец, Матюшка Мальцов, Гришка Путин, Корнилка Кузнецов, Ларка Игумнов, Ивашка Сокуров, Ивашка Шишик, Гришка Савин, Гуляйка Плохово, Замятенка Наумов, Федька Ондреев, Савка Правдин, десятник Июдка Сергеев, Пашка Гречишников, Сенка Коростелев, Данилка Корцов, Бабарик Фролов, Якушка Ососков, Ивашка Пенковец, Петрушка Плохово, Гаврилка Мартьянов, Мишка Телешов, Ондрюшка Пасновец, Васька Ерин, Минка Мещанинов, Тишка Ульянов, Ондрюшка Коноплин, Митька Шеплин, Данилка Борбота, Ивашка Рубцов, десятник Микифорка Лукин, Иванка Глумов, Ондрюшка Михайлов, Мишка Микифоров, Ивашка Шахов, Михалка Ерин, Мякотка Кожевников, Богдашка Топин, Гришка Филипов, Куча Наумов, пятидесятник Федор Сабельников, Филипка Гаврилов, Петруша Мальцов, Максимка Мальцов, Степанка Дутово, Федька Денисов, Ондрюшка Чемигов, Куземка Дудин, Фочка Никонов, Степанка Водостоев, десятник Якушка Островский, Онтошка Овдеев, Гришка Мосеев, Ивашка Прудников, Мосейка Захаров, Савка Глумов, Степанка Власов, Федька Правдин, Ларка Лухтанов, десятник Иванка Карпов, Сенка Бурдуков, Ивашка Лобанов, Давыдка Быков, Минка Похомов, Ондрюшка Захаров, десятник Васька Шуриньин, Ортемка Кушнерев, Федька Григорьев, Офонка Кирпичев, Родка Полтев, Богдашка Озаров, Жадка Филипов, Федька Просветкин, Ивашка Шуриньин, десятник Гриша Мерзлюкин, Ивашка Логинов, Ивашка Серпуховитин, Тишка Дутово, Богдашка Онаньин, Митька Ларин, Васька Романов, Савка Полтев, Измаилик Костин, Федька Маслеников, десятник Богдашка Горбунов, Якушка Колуженинов, Кирейка Мягково, Митка Остапов, Богдашка Юраков, Петрушка Висогор, Сенка Милков, Богдашка Водостоев. Бросаются в глаза географические прозвища некоторых казаков: Калуженинов, Мещанинов, Серпуховитин. Сведений о численности и происхождении новгород-северских казаков началаXVII века нет, но не подлежит сомнениям, что местный казачий контингент формировался из выходцев с южной и центральной России. Чуть позже нишу русских казаков Новгород-Северского (переведенных в северские города) заняли черкасы.

Оскольские казаки появляются на исторической арене с 1570-х годов. В те годы, после официального утверждения, только развертывалась сторожевая и станичная служба, на реке Оскол был построен т.н. Усть-Ублинский стоялый острожек. В нем попеременно служили ратные люди - дети боярские и казаки из Дедилова, Данкова, Крапивны, Новосиля и пр.

Вероятнее всего «оскольскими казаками» назывались какие-то местные группы населения Поосколья, навроде путивльских севрюков. Последние присутствуют в писцовых книгах по [Старому] Осколу вплоть до 1640-х годов. Интересно то, что севрюки не отмечены в переписных источниках того времени как помещики. Так, например, в писцовой книге 1643 года, при описании земель монастыря Николая Чудотворца (что на Холковом городище) отмечена некая промысловая постройка севрюка Агейки Голенищева: «по реке по Осколу до севрючьи избы до Агейкова баярака Голенищева три версты» . То есть, Агей Голенищев имел здесь неких отхожий промысел...

При строительстве в Диком Поле города Царев-Борисов, что происходило в 1599 году, местные воеводы всячески пытались привлечь к сторожевой и станичной службам казаков донецких, проживающих на берегах Северского Донца. Казакам было обещано сохранение за собой своих промысловых угодий при поступлении на государственную службу. Вероятнее всего, что донецкие казаки неким числом поступали на службу в новые украинные города: Белгород, Оскол и Курск; в наказе 1589 года путивльцу А. Зиновьеву есть упоминание о вольных казаках реки Семь (Сейм).

Жили на Северском Донце и черкасы: в 1588 году 700 человек украинских казаков с атаманом Матвеем Федоровым осели на его берегах и несли сторожевую службу. Говоря о донецких казаках нельзя не упомянуть одного в меру известного персонажа из среды белгородцев - севрюка Жадку Горбуна (в ряде источников именуемого Жаденом, Жданкой). Жданка интересен тем, что в период с 1620 по 1640-е годы успел побывать аж в нескольких социальных ипостасях: торговым человеком, гулящим человеком, севрюком и донецким казаком. В писцовой книге по Белгородскому уезду 1625/26 гг двор Горбуна записан в слободе торговых и мастеровых людей, плативших оброк в государеву казну. Позднее, во время черкасского приступа к Белгороду весной 1633 года Жадка Горбун «всплывает» в качестве донецкого казака, причем засвидетельствованного в роли казачьего начального человека (всегда указывался в самом начале списка).

В третий раз Жадка Горбун зафиксирован уже как севрюк - гулящий человек (т.е. не относящийся ни к одному сословному сообществу). Суть дела в следующем. 2 декабря 1639 года в съезжую избу города Чугуев местный черкасский сотник Гаврила Гавронский привел крестьянина Никольского монастыря Микитку Малютина. Сотник утверждал, что каким-то образом прознал о том, будто бы Малютин украл у него две кадки меда. Во время допроса, Микитка Малютин сообщил, что мед этот купил у севрюка Жадки Горбуна. После задержания Жадки, под пыткой было выяснено, что он самолично 29 ноября у сотника Гавронского «выдрал на пчельнике пчел педдесят ульев». Упомянут был также белгородский гулящий человек Ивашка Крашенинник, который купил у Жадки 15 пудов краденного меда в промысловых угодьях Горбуна на Северском Донце. По ходу расследования было установлено, что Крашенинник и Малютин - пособники Горбуна. Чугуевская администрация запросила выслать из Белгорода Крашенинника для сыскного дела, однако последний не объявился. Гавриле Гавронскому строгим наказом было запрещено чинить самоличную расправу. После пытки Жадка Горбун умер от цынги, Крашенинник был задержан в Белгороде. Итогом дела было решение «доправить» с Малютина, Крашенинника, вдовы и детей Жадки Горбуна по рублю за 50 ульев. Таким образом, как мы видим из произошедшего случая, донецкое казачество состояло отчасти из местных севрюков, имея одним из хозяйственных занятий бортный промысел.

«Камаричи, был пригород Севской, около котораго прежде жили казаки, но царь Алексей Михайлович во оных, частию из них же набранных и частию из других городов, солдат Шепелева девизии 8 полков поселил, из которых много при Петре Великом в салдаты и драгуны браны, и как их в подушной оклад положили, то из оных большею частию господа себе в награждение получили, и ныне государственных меньше половины осталось» - писал В.Н. Татищев.

В настоящем случае под «казаками» историк подразумевал неких вольных «нетягловых» людей, которыми была населена Комарицкая волость в XVII веке. Более того - в Комарицкой волости первой половины XVII века еще встречаются упоминания о местных севрюках. Как правило это ее северные районы, селения: Сныткино, Клинское, Тростная, Лубошево, Литовня, Лугань, Ивановская, Шемякино, Дубровка, Гримовна.

Некоторые комарицкие севрюки запечатлели в своих фамилиях прозвище бывшего северского удельного князя Василия Шемяки (Шемячича) - Шеняковы (они же Шемяковы, Шевяковы) -: «Комарицкие волости севрюку» Перше Шемякову были отданы во владение из государевой казны село Литовники и деревня Сытичи - «за службу из... государевы дворцовые Комарицкие волости». Как П. Шемяков умер - селом и деревней владели его сыновья, Савва и Василий, служившие в замосковном городе Переславле-Залесском. Кроме того, Шемяковых можно встретить и среди вольных охочих людей Комарицкой волости, отправившихся в 1646 году на Дон в помощь казачьему войску.

Были Шемяковы и на Белгородчине. Так, в раздаточной книге Хотмыжска 1640-42 гг можно встретить некоего Фому Григорьева Шенякова, который в «скаске» о своей и отцовой службе сообщает интересные подробности - «служил он в Белгороде в самопальниках, а отец его жил в Комарицкой волости. На государевой службе в Хотмыжске с 148 (1640) году. На службе он на мерине с рогатиной и длинной пищалью». Но вернемся к сути вопроса. В 1633 году из комарицких даточных крестьян для укрепления Севска при вероятной осаде было прибрано 600 так называемых даточных казаков, взятых с 5 и 10 дворов (в зависимости от ситуации). Даточные казаки должны были иметь на вооружении пищаль, рогатину и топор. Служба в Севском остроге для них была «по … крестьянской очереди» «понедельно», затем гарнизон пополняла новая партия даточных, набранных по такой же схеме, вдобавок ко всему «беспоручно». Кроме того казачий гарнизон Севска состоял из бывших новгород-северских сведенцев и прибранных в постоянную казачью службу дворцовых крестьян. Даточные казаки участвовали в т.н. «Северском походе» под Трубчевск, занятый литовцами и карательной экспедиции под черкасский город Борзна. Боеспособность даточных казаков была гораздо ниже чем у гарнизонных служилых людей. Известен случай, когда севскому воеводе Григорию Пушкину (по случаю вестей прихода под Путивль черкас) не удалось собрать с двух станов Комарицкой волости даточных казаков: «и Комарицкие, государь, волости Брасовского и Глодневского стану крестьяне не послушали, в Севеск даточных козаков не дали и сами крестьяне Брасавского и Глодневского и Радогожского стану в осаду в Севеск не поехоли» . По завершению Смоленской войны даточные казаки были возвращены в разряд дворцовых крестьян, некоторые из них, правда, получили и государево жалование: «2 рубля да сукно доброе» .

Такова краткая история казачества Северщины. Как видим, на лицо симбиоз нескольких этнических и социальных формаций - пришлого в южнорусские степи вольного «не тяглового» населения, по всей вероятности отчасти смешавшегося с остатками древней северы.

В.П. Загоровский История вхождения центрального черноземья в состав Российского государства в XVI веке. Воронеж, 1991 год, С. 110