Социально-культурная деятельность. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности Сферы России ХУШ века

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Введение в технологический комплекс

Примером первых в практике социально-культурной деятель­ности технологий могут служить наполненные глубоким социаль­ным смыслом и содержанием национальные традиционные обрядово-ритуальные формы.

Структура и функции социально-культурных технологий. Три основные группы 1. традиционные технологии, 2. элитарные техноло­гии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой 3.массовые технологии, рассчитанные на массо­вые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

Основным функции - социализирующая, которая наиболее полно прояв­ляется в педагогических технологиях воспитания образования, просвещения; творческая функцию, реализуемая главным образом с по­мощью технологий духовного производства, инновации, ин­дивидуального и группового творческого труда; коммуникативная в первую очередь для информационных и информационно-поисковых техноло­гий, технологий общения; рекреативную функцию.

Методы и методика общей социально-культурной технологии. Общая технология охватывает основные закономерности раз­работки и использования средств, форм и методов в целом, наи­более типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности. К ним относятся экономиче­ские, правовые, организационные, педагогические, психологиче­ские и социально-психологические методы.

В основе социально-культурных технологий лежит программно-целевой принцип. Формирование и реализация этих технологий определяется социальным заказом.

Принципиальное теоретическое и практическое значение име­ют средства, формы и методы. Методы - путь познания и преобразования мира и человека, в нем живущего. Методы - совокупность приемов (технологических частей) и способов (своеобразия воздействия) организации воспи­тывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений.



В социально-культурных институтах используются: - просвети­тельные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); - воспитательные методы (убежде­ние, пример, поощрение и его антипод - порицание), - методы ор­ганизации творческой деятельности (выдвижение творческой за­дачи, тренаж, организация творческого содружества и распределе­ния творческих обязанностей, налаживание творческого соревно­вания); - методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация иг­рового соревнования). -- метод убеждения - организация равноправного духовного контакта;- созда­ние воспитывающих ситуаций и опора на импровизацию.

1. Педагогические основы технологий. Условия - Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессов. 2. Педагогические игровые технологии - Методы игры и игрового тренинга. «Игровое» правило распространяется на самые распространенные житейские ситуации - рыночные отношения, учебу, спортивные состязания, отношения в семье и т.д. - - Методы театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей.

3. Сущность и классификация социально-культурных технологий. Технологии социального прогно­зирования, программирования, проектирования, творческого моделиро­вания. Социально-демографический, «субкультурный» признак. Инди­видуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в со­циально-культурной среде. Специализированные или групповые техно­логии: семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профес­сиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности.

4. Культуротворческие и культуроохранные технологии. Практическое ос­воение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков. Способности - личностные умения и навыки, которые форми­руются на базе врожденных задатков. Одарённость - высокий уровень развития интеллекта, качественно своеобразное сочетание способностей. Талант - сочетание способностей, дающее возможность самостоя­тельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность. Культуротворческие технологии сопровождают человека и в пе­риод его профессиональной адаптации, включения в систему общест­венного разделения труда. Технологии творческого развития детей, подростков и взрослых, создания и обогащения культурных ценностей непосредственным обра­зом связаны и взаимодействуют с технологиями изучения, сохране­ния, восстановления этих ценностей, освоения и использования куль­турного наследия в современном обществе

Технологии художественно-творческой деятельности. Художественно-развивающие технологии. Культуроохранные технологии. Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитиче­ская и научно-исследовательская работа в области культуры и ис­кусства. Возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к ав­торскому. Самодеятельное творчество всех видов. Принцип художественного плю­рализма. Сохранение культурно-исторической среды с помощью современ­ных охранно-реставрационных мероприятий.

5. Рекреативные технологии Анимационные социокультурные технологии . Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физ­культурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятель­ности. Цель анимационных технологий - («оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, обладает ярко вы­раженной гуманитарной направленностью) - предотвратить отчуж­дение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя концертно-зредищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализован­ные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и от­ветов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игро­вых конкурсов и т. д. Среди досуговых форм наибольшим информационно-разви­вающим содержанием обладают экскурсии - большое разнообразие тематики и содержа­ния экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-гра­достроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий. В обиход входят специально оборудованные комнаты психо­логической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и теат­рально-оздоровительных программ, разговорной психотерапии библиотерапии, психогимнастики

6. Образовательные технологии Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной техноло­гии на любом из уровней общепедагогическом (общедидактиче­ском), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (техно­логически микроструктурном). Источниками и состав­ными частями образовательных технологий, как технологий соци­ально-культурных, служат синтез достижений различных наук и практического отечественного и зарубежного опыта, сочетание традиционных элементов народной педагогики и культуры, педа­гогических и социально-культурных инноваций, опыта авторских школ, единство философских, социальных, психологических, культурологических факторов образовательного процесса. Источниками и составными частями социально-культурных, образовательных технологий служат преобразования в соци­ально-экономической и духовной жизни общества.

Типология образовательных технологий - по характеру со­держания и структуры - Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии. Технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально ориентированные. Тех­нологии дополнительного образования. Гуманитарные и технокра­тические образовательные технологии. – Типология по используемым способам, методам, средст­вам. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креатив­ные (творческие) технологии. ---- Технологии программированного и проблемного обучения. ---- Технологии развивающего и саморазви­вающего обучения Диалогические, коммуникативные, игровые технологии Проблемно-поисковые и информационные (компью­терные) технологии

Типология по функционально-организационному при­знаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии Тех­нологии коллективного и дифференцированного обучения. Класс­но-урочные, академические и клубные технологии. Технологии продвинутого уровня (лицейского, гимназического, специального образования) Технологии компенсирующего, коррекционного обучения. Технологии сотрудничества и авторитарные технологии. Аль­тернативные технологии. Образовательные технологии работы с трудными и одаренными детьми.

7. Классификация и типология социально-защитных, реабилита­ционных технологий. О здоровительные (медико-биологические, валеологиче-
ские, курортологические, лечебно-профилактические), культуро-
ориентированные и культуротворческие: (арттерапия, библиотерапия, экологические, гарденотерагшя, иппотерапия, клубно-спортивные и спортивно-оздоровительные, лекотералия, фитотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и др.), художественно-прикладные, ремесленные и другие Например, в детской инвалидной среде хорошо себя зарекомендовала так называемая юморотерапия - например, проведение выступлений артистов эстрады, цирковых клоунов, фокусников, шоу-групп в детских клиниках и реабилитационных центрах.

8. Управленческие технологии (социокультурный мнеджмент) - совокупность управленческих отношений и способов управленческой деятельности в социально-культурной сфере, как особый вид взаимодействий и взаимосвязей между коллективами и отдельными людьми - субъектами эгой деятельности. Предметом технологий этого менеджмента служат театр, ки­нопроизводство, цирк, хореография, музыкально-хоровое и оркестровое исполнительство, изобразительное искусство, средства массовой инфор­мации, индустрия развлечений, эстрада, игорный и шоу-бизнес, артбиз-нес, спортивно-оздоровительный бизнес и туризм, книгоиздание и книго­торговля, сервисные услуги ресторанного и гостиничного бизнеса и мно­гие другие отрасли. Изначальными для процесса управления являются технологии ана­лиза , или маркетинговые технологии.

Организационно-распорядительные методы. 1) директивные методы (распо­ряжения, приказы, постановления, указания, консультации, инструкции, советы и другие), которые могут носить обязательный, согласительный или рекомендательный характер. 2) экономические методы (метод ком­мерческого, хозяйственного расчета, ценовая политика, финансовое пла­нирование, бюджетная деятельность, экономический анатиз и тд). 3) социально-психологические методы (методы повышения социальной активности, обмен опытом, критика и самокритика, внушение, личный пример руководителя, соблюдение деловой, управленческой и профес­сиональной этики и тд).

Методы мотивации и стимуляции в социально-культурной деятельности - методы материальной, экономической мотивации (заработная плата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, допла­та и др); - методы нематериальной, социальной, психологической, мо­рально-этической мотивации (делегирование полномочий, прав и ответственности, предоставление более содержательной, социально значимой работы с перспективой должностного и профессионального роста, обще­ственное признание, благодарности, улучшение условий труда, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и тл.).

9. Исследовательские технологии - различаются по следующим параметрам: - по срокам и продолжительности проведения: плановые (в
соответствии с исследовательскими планами и программами) и внеплановые (оперативные); - по месту проведения; лабораторные (в заранее подготовленных специальных условиях) и полевые (в естественной об­становке); - по степени научной глубины и сложности: пионерские (диагностические, разведывательные), описательные (фотографические); аналитические (глубокие научные исследования, отличающиеся комплексностью и масштабностью приме­няемых методов и способов); - в зависимости от статики или динамики объекта исследова­ния: точечные (разовые) и повторные; - в зависимости от базового, преобладающего метода сбора социологической информации: опроса, наблюдения, экспе­римента ит.д.

Виды исследовательских технологий. Технология контент-анализа предусматривает исследование совокупности информационных материалов СМИ (главным обра­зом, текстовых) по отдельным темам и направлениям социально-культурной деятельности. --- Технологии опроса К технологиям опроса примыкают технологии рейтингов и тестов, в частности технологии социометрии. Дискуссии. Система рейтингов. --- Технология наблюдения.---Экспериментальные технологии - формирующие (преобразующие) технологии. - диагностирующие (констатирующие) технологии. - - поисковые (разведывательные) технологии.

10. Проектные технологи. Начинаются с поиска и оформления проектной идеи. В основе генерации проектной идеи лежит предложенный психологами так называемый «принцип антиканонов» - чтобы проектировщик научился выходить за пределы стереотипов, формирование у проектировщиков способности к инициированию нестандартньгх решений, к пробе творческих сил на опережающих моделях, умению личности в любой ситуации отстоять свою авторскую позицию.

- тех­нологии современного дизайна; - технологии обще­ственных связей («пиар-технологий»); экологонаправленных технологии.

11. Альтернативные инновационные технологии . Примерная схема кодировки механизма осуществления инноваци­онной технологии включает в себя следующую последовательность дей­ствий - появление инновационной идеи, ее формализация, предполагающая обозначение ее названия, краткой сути и указание возможной области ее распространения и реализации в социально-культурной среде. Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на коллективную выработку творческих идей. Метод «за­писной книжки». К числу существенных проблем относится социальная защита инновационных технологий против механизма отрицания и охрана авторского права.

12. Технологии коммуникации и общественных связей - сконцентрированы на формировании, приеме, переработке, хранении и распространении различных по масштабам и содержанию объемов информации. Технологии общественных связей.

13. Информационно-просветительные и рекламные технологии - диалог. обсуждение, обмен и производство новой информации. Массмедийные технологии . Рекламно-информационное обеспечение. Р екламные кампа­нии. Технологии избирательных кампаний - изготовление аудио- и видеороли­ков для радио и ТВ, сайта для Интернет-сети, пресс-релизов, ста­тей и листовок для печати, пресс-конференций, интервью, бри­фингов.

14. Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества. - Через на­циональное к интернациональному. Сеть не только образовательных, но и культурно-досуговых центров (клубов, библиотек, парков, музеев и др) формируется с учетом национального состава населения региона, специфического типа расселения национальных групп в границах территории. Обеспече­ние возможности для реального полилога культур и равноправ­ного культурного диалога. Культурный обмен. Двусторонние и многосторонние международные дого­воры и соглашения. Реализация Доктрины культуры мира - возможности самоидентификации, самовыражения, - создание условий для вступления в равноправный диалог с инокультурным окружением. - обеспечение включенности личности в современ­ные мировые (евразийские) общецивилизационные процессы. Основа - изучение национальных культурно-исторических традиций, целенаправленное интеллектуальное, нравственное и эмоцио­нальное развитие личности в контексте национальной куль­туры и диалога культур,

Формирование понимания многообразия и взаимовлияния культур, необходимости перехода к диалогу и партнерству; перенесение акцентов с рассмотрения исторических конфлик­тов на изучение примеров ненасильственных социально-поли­тических перемен и взаимообогащения различных культур;

Усвоение ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных
культуре мира (толерантности, уважения прав человека), культивирование ненасильственных методов предотвращения и разрешения конфликтов.

Общественно-политическое направление является одним из самых основных и приоритетных в деятельности учреждений социально-культурной сферы и мы можем наблюдать совершенствование его в учреждениях культуры и досуга. Среди основных задач в последнее время отмечается: формирование политической и экономической культуры населения; активное привлечение населения регионов к общественной и государственной жизни страны; развитие позитивных социально-политических инициатив граждан и создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-политической деятельности.

Основными задачами историко-культурного движения на современном этапе являются: привлечение населения для участия в охране и освоении историко-культурной, экологической среды своего региона; сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой; выявление, изучение и охрана уникальных историко-культурных территорий, музейных, архивных, художественных и коллекционных фондов; создание альтернативных форм общения и взаимодействия культурно-досуговых и религиозно-культовых учреждений в утверждении и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей.

В последнее время историко-культурное движение получило новый импульс развития, что связано, прежде всего, с возрастающей тревогой за судьбы национальных культур, ростом национального самосознания как представителей коренных национальностей, так и различных этнических групп населения, проживающих за пределами своих национально-государственных образований.

Основными особенностями нравственного направления являются: приоритетная роль нравственных начал народной педагогики; акцент на интерес, инициативную деятельность различных групп населения региона; развитие культурной активности. Основной акцент в сфере нравственности необходимо делать на поиске методов ненасильственного развития личности, возвращения человека к нравственным ценностям, идеалам добра, справедливости, милосердия. Важной целью культурно-досуговых учреждений должно стать распространение идей мирного устройства жизни, способов преодоления конфликтных ситуаций. Для этого необходимо расширять движения милосердия и создавать клубы социальной и психологической помощи.

Физкультурно-оздоровительное направление в социально-культурной деятельности не находит еще должного развития, но наиболее общая проблема в рамках данного приоритета – возрастание информационных и эмоциональных нагрузок и вызванное этим ухудшение физического и психического самочувствия, повышенная тревожность, отчужденность. Работа культурно-досуговых центров должна строиться в тесном взаимодействии с учреждениями физкультуры и спорта, общеобразовательными школами, парками, стадионами и т.д. Основными формами организации досуга должны являться Дни здоровья, программы выходного дня, спортивные соревнования и многое другое.

Формами культурно-досуговых программ могут быть – клубы психологического тренинга и аутотренинга, йоги, китайских гимнастик, клубы знакомств и другие, которые направлены на развитие навыков психической саморегуляции, гармонизации психики, выработку навыков успешного взаимодействия человека с другими людьми. Высокая эффективность у культурно-досуговых учреждений, которые строят свою работу с ориентацией на семью. Здесь наиболее популярными следует назвать такие мероприятия, как «Папа, мама, я - спортивная семья», «Всей семьей на стадион», «Стадион под окнами», «Страна Спопртландия».

Художественное и эстетическое направления являются одними из самых главных в настоящее время, и культурно-досуговые программы в этих направлениях должны решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности, создавать условия для регулярного приобщения в первую очередь детей и молодежи к художественным ценностям. Основными целями в данных направлениях являются: развитие традиций народной культуры, создание условий для культуротворчества населения, возрождение и пропаганда фольклора, народного творчества, художественных промыслов и ремесел, поддержка мастеров и семейных династий в прикладном искусстве; создание условий для контактов с художественными ценностями и активного восприятия художественных произведений; возрождение местных народных традиций.

Основной акцент необходимо делать на развитие самодеятельного художественного творчества населения и использование резервов неорганизованной самодеятельности для пропаганды традиционных видов и жанров художественного творчества, особенно прикладного характера.

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Социально-культурная деятельность – деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.

Творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т.е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшим механизмом творчества является интуиция - знание, условия получения которого не осознаются. Творчество заключено в той деятельности, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности.

Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков. В этом разделе мы останавливаемся на третьем значении этого понятия.

Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.

Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной науке на смену понятию «культурно-просветительная работа», общепринятому в советское время для обозначения одного из массовых инструментов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс. Не случайно появлению этого термина предшествовала политико-просветительная деятельность (политпросвет), с которой связана культурная революция 20-30-х годов.

Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.

Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века.

Первая попытка обозначения смысла и сути функциональной потребности общества в постижении и освоении культуры с помощью интегрирующего термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.Р. Дюмазедье. Это был примечательный и по-своему уникальный шаг к приобщению социума (общества) к культуре с помощью интегрального термина «социально-культурная деятельность».

В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование.

Со сменой идеологических вех постсоветского российского общества в области культурно-просветительной работы начался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминологии. Так, в научной литературе на смену термину «культурно-просветительная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыслообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика свободного времени» и «педагогика досуга», «культурно-досуговая деятельность», «культурология досуга» и др.

Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный обиход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культурная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирование», «социально-культурный маркетинг», «социально-культурная реабилитация» и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины «культурно-просветительная деятельность», «культурно-воспитательная деятельность», «педагогика свободного времени», «педагогика досуга», «организация досуга», «прикладная культурология».

Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга, но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного досуга на такие трудоемкие социальные сферы, как профессиональная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество.

Только интеграция просвещения, образования и художественной культуры, культурологии и педагогики (в частности, социальной педагогики) способна вернуть человеку его изначальную роль творца, носителя и хранителя духовных богатств.

Интеграция культурологических и социально-педагогических начал, художественной культуры и просвещения оказывает исключительно мощное по своей эффективности воздействие на весь процесс сохранения, распространения и освоения культурных ценностей.

Особую значимость для современного российского общества приобретает деятельность будущих менеджеров, педагогов, режиссеров, технологов культурологического профиля как высококвалифицированных специалистов особого типа и особого класса, способных активно работать в различных отраслях социально-культурной сферы, обучать людей многообразным умениям и навыкам в сфере культуры, искусства, спорта, народных промыслов и ремесел, игр, рекламы, устанавливать контакты между различными группами населения, организовывать их социальное взаимодействие, инициировать решение жизненно важных досуговых проблем на локальном уровне.

Говоря об интегративной и преемственной, по существу, природе социально-культурной деятельности, можно утверждать, что эта деятельность является одновременно и наукой, и искусством. В качестве предмета научного исследования она органически включает в себя систему теоретических знаний и практических навыков большого круга родственных по направленности наук, предполагает также мастерство и умение специалистов по эффективному применению их на практике.

Взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».

Отношение понятий, составляющих категорию «социально-культурная деятельность», носит характер взаимодополняемости. Это позволяет отнести ее к разряду таких терминологических конструкций, как, например, «либерально-демократическое общество», где первая часть характеризует специфику ценностей, а вторая обозначает форму государственного устройства. В нашем случае «социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» - на качество и сферу его активности соотношение социального и культурного: социальное – форма взаимодействия, культурное – результат взаимодействия. Главный продукт социально-культурной деятельности – люди, социальные общности и группы, социумы, освоившие культуру.

«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Социальная роль в данном контексте рассматривается как совокупность нормативно одобренных, ожидаемых окружающими людьми поведения и действий человека в определенных обстоятельствах.

Культурные ценности – это источник и результат социально-культурной деятельности, это и постоянный объект для их изучения, сохранения, производства, освоения, использования и, как следствие, разработки и реализации множества адекватных образовательных, информационных, рекреативных, творчески развивающих, реабилитационных и других программ.

Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для содержания и организации социально-культурных процессов.

Систематизация социально-культурных ценностей производится по самым различным типологическим признакам.

Наиболее распространены классификации:

1) по происхождению ценностей: искусственные (созданные руками человека) и естественные (созданные природой);
2)по их сущностной характеристике: материальные (овеществленные) и духовные (неовеществленные);
3) по их создателям и пользователям: социальные ценности (создатель и пользователь – социум) и индивидуальные ценности (создатель и пользователь – индивид, личность).

Существует ряд других версий типологизации духовных ценностей. Например, Б.С. Ерасов предлагает такую классификацию: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, качество жизни, природная среда и др.); социальные (социальный статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, патриотизм, социальное равенство, равенство полов и т.д.); политические (свобода слова, гражданские свободы, законность, порядок, гражданский мир и т.п.); моральные (добро, благо, любовь, дружба, справедливость, долг, честность, бескорыстие, уважение к старшим); религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, церковь, священное писание и т.д.); эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, мода, культурная самобытность и пр.); научные (истина, достоверность, объективность и т.д.); военные (мужество, бесстрашие и пр.) и др.

А.В. Соколов среди многообразия духовных ценностей выделяет ценности: общечеловеческие (универсальные); национальные (отечественные); групповые (сословные, профессиональные, территориальные, молодежные, женские и т.д.); индивидуальные (личностные)».

К понятию ценностей органично примыкают понятия культурного продукта, благ и услуг. Поскольку в создание каждой культурной ценности вкладывается труд конкретного человека или сообщества людей, постольку термин «ценность» может иметь и более узкую трактовку – как конечный продукт (или результат) социально-культурной деятельности, благодаря которому удовлетворяются культурные потребности людей.

Среди множества продуктов социально-культурной деятельности выделяются продукты материальные и нематериальные.

К материальным продуктам, рассчитанным на длительный срок использования, относятся:

1) многочисленные «производственные» (например, музыкальные инструменты, театральные костюмы, техническое оборудование и т.д.) и информационные (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и т.д.) средства культуры, с помощью которых осуществляется производство или воспроизводство культурных ценностей;
2) предметы культуры, являющиеся продуктом духовного производства, но имеющие материальное воплощение (например, книги, картины, кинофильмы, скульптуры и другие произведения искусства).

Нематериальные продукты – это социально-культурные услуги, которые рассчитаны на формирование и удовлетворение духовных интересов, запросов и потребностей и, как правило, существуют в течение сравнительно небольшого отрезка времени, затрачиваемого на их производство и потребление (показ спектакля, проведение концерта, кинопоказ, выдача книг в библиотеке и книготорговля, прокат костюмов, репетиторство и т.д.).

В тех случаях, когда все продукты социально-культурной деятельности, как материальные, так и нематериальные, естественным путем приобретают определенную потребительскую стоимость (очень часто в виде товара, т.е. предмета купли-продажи), они становятся, на языке экономистов, культурными благами.

Другими словами, культурные блага – это условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей. Культурные блага являются результатом труда огромного числа людей, профессионально и непрофессионально занятых в процессе социальной (коллективной) и индивидуальной социально-культурной деятельности.

Жанровое и экономическое разнообразие продуктов социально-культурной деятельности зависит от разнообразия видов и форм этой деятельности в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта. Понятие «творческая деятельность» подразумевает процесс создания культурных ценностей и их интерпретацию. Творческий работник, субъект культурной деятельности – физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.

К важнейшим сферам культурной деятельности относятся: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

По сути, социально-культурная деятельность – воспитательная деятельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность.

Социально-культурная деятельность несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой. Эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере.

Социально-культурную деятельность в определенном смысле можно отождествить с целенаправленно организованной активностью, связанной с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей. Такую активность, мотивированную определенными интересами, потребностями, а также задачами, правилами и требованиями, человек проявляет и в сфере труда (в рамках своего рабочего времени), и в сфере досуга, свободного времени. Именно поэтому правомерно выделить два параллельно функционирующих вида индивидуальной и групповой (коллективной) социально-культурной деятельности – профессиональную (основную, производственную) и непрофессиональную (любительскую).

Как профессиональную, так и особенно непрофессиональную социально- культурную деятельность отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива. Эта деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей.

Социально-культурная деятельность, по существу, может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей.

Природа и назначение социально-культурной деятельности исследуются и в целом ряде других аспектов, в частности:

Экономическом, где преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие категории, как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность;
- гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, который включает целый блок изначальных понятий социальной работы, досуга, социально-культурной сферы, социального назначения, принципов и функций, частных и отраслевых методик, отечественного и зарубежного опыта;
- организационно-управленческом, где основу смыслообразующих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.

Все практически реализуемые в сфере социально-культурной деятельности процессы основаны на взаимозависимости и взаимодействии названных направлений.

Исследование теоретических основ социально-культурной деятельности как одной из педагогических наук показывают, что они опираются на общетеоретические закономерности функционирования педагогических процессов. Педагогика является сложной наукой, интегрирующей в себе данные как естественных, так и общественных наук о человеке, о законах его развития, воспитательных процессах, характере общественных отношений. Предметом исследования теории, методики и организации социально-культурной деятельности становятся объективные законы общественного развития органически связанные с процессами воспитания, развития и формирования личности и организации педагогического процесса. Социально-культурная деятельность располагает огромным воспитательным потенциалом, который формируется и организуется специалистами учреждений культуры и их активом.

Поскольку общественная жизнь и воспитание как ее органическая часть, соединяются воедино в условиях социально-культурной деятельности и становится своеобразным механизмом, который выявляет, систематизирует, развивает и передает ценности в обществе. Поэтому система социально-культурной деятельности, ее содержание, формы и методы, выразительные средства вносит в жизнь способ разрешения этого основного педагогического противоречия, которая состоит в том, чтобы, сохраняя все ценное, непреходящее в воспитательном процессе, рассматривать его как движущуюся и меняющуюся в своем существе систему. Поэтому все содержание, формы и методы, выразительные средства социально-культурной деятельности следует рассматривать в движении, развитии.

Один из ведущих теоретиков социально-культурной деятельности отмечал, что социально-культурная деятельность – это организуемый социальными институтами процесс приобщения человека к культурным ценностям общества и активного включения самого человека в этот процесс.

Важнейшей целью воспитательного воздействия социально – культурной деятельности является организация и осуществление постепенного, осознанного перехода личностью от воспитания к самовоспитанию. Задача специалистов социально-культурной деятельности состоит в том, чтобы сформировать личность в качестве социально активного субъекта, способного к анализу, оценке событий, выбору нравственного поступка, ответственности, творческой самодеятельности. Социально – культурная деятельность создает условия для развития личности, прежде всего на основе рефлексивного сознания. Это значит стремление к самовоспитанию, самообразованию, самообучению, самосовершенствованию, самоконтролю, самообладанию, самоубеждению, самонаказанию и самопоощрению. Социально-культурная деятельность закладывает в личность основу духовного развития, саморегулирования, неуклонного следования убеждениям и претворения в жизнь идеалов. Обеспечение возможности внутреннего самоуправления снимает необходимость систематических внешних социально-культурных воздействий.

В. Е. Триодин считает, что под специально организованной социально – культурной деятельностью следует понимать регулируемое социально-культурными институтами взаимодействие людей по производству, распространению, сохранению культурных ценностей, значимых для государства или субъектов гражданского общества, в ходе которого направлено в соответствии с заданной моделью, изменяются отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир.

Социально-культурная деятельность непосредственно связана с экономическим базисом, рыночными отношениями общественного взаимодействия и отношений ко всем видам собственности. Здесь действуют наиболее общие и важные тенденции, определяющие характер требования к современной личности, ее воспитанию, самовоспитанию в производственных отношениях. Здесь идет осуществление естественной смены поколений, подготовки и развития производительных сил. Закон воспитания на этом уровне можно определить как проявление устойчивых тенденций – требований, оказывающих существенное, определяющее влияние на характер и протекание жизненных процессов.

Наиболее эффективно социально-культурная деятельность воздействует на развитие общественного сознания, политических, научных, этических, правовых, эстетических, религиозных убеждениях личности. Основные закономерности принципы и правила позволяют теории, методике и организации социально-культурной деятельности разрабатывать объективно-субъективное влияние, обосновывать принципы, правила и рекомендации функционирования коммуникации.

Аннотация. Понятие социально-культурной деятельности. Педагогика как наука о сущности развития и формирования личности. Психология как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека.

Психолого-педагогическая основа социально-культурная деятельность как целостная система взаимосвязанных компонентов, способствующих целесообразной организации свободного времени всех возрастных групп.

Психолого-педагогические факторы и механизмы воздействия на участников социально-культурной деятельности. Психолого-педагогические методы.

Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ).

Педагогические компоненты социально-культурной деятельности. Социально-психологические факторы, влияющие на решение педагогических задач.

Социально-культурная деятельность, по определению Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова – это самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени. Эта деятельность осуществляется на основе взаимодействия людей. Эффективная организация данного человеческого взаимодействия, самой творческой деятельности невозможна без использования достижений таких наук как педагогика и психология. В Большой современной энциклопедии «Педагогика и психология» (составитель Е. С. Рапацевич) (2005 г.) педагогика определяется как наука о сущности развития и формирования личности, разрабатывающая на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специального организованного процесса. Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека.

Психолого-педагогические основы СКД разрабатывает целый ряд отечественных ученых. Наибольший вклад в этом направлении внесли Ю. А. Стрельцов, Д. М. Генкин, Г. И. Фролова, Е. И. Смирнова, М. А. Ариарский, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко, В. Я. Суртаев, А. Д. Жарков, Г. И. Бакланова, В. С. Русанова и др.

Современная теория СКД опирается на гуманистические, человекоцентристские психолого-педагогические идеи. В настоящее время учеными и практиками СКД особое внимание уделяется психолого-педагогическим факторам и механизмам воздействия на участников СКД, например, использованию индивидуальных или коллективных технологий самодеятельного творчества взрослых и детей. С помощью психолого-педагогических методов решаются дидактические и воспитательные задачи, осуществляется сбор и анализ необходимой для организаторов СКД информации. Так, например, при организации досуга детей и молодежи, семейного отдыха, активно используются средства народной этнопедагогики, особенно для возрождения национальных культурных традиций. Например, при организации массовых праздников, используются такие психолого-педагогические методы как эмоциональное заражение, внушение, показ, пример, игра, которые способствуют эффективности социально-культурного воздействия на аудиторию.



Социально-педагогические параметры, методы и приемы социометрии, референтометрии позволяют оптимально взаимодействовать, например, участникам клубного объединения, развивать их творческие способности. Для реализации образовательных, рекреативных, реабилитационных и других социокультурных технологий необходимо учитывать психологические особенности аудитории, содержание ее установок и ценностных ориентаций. Для успешного творческого развития участников СКД необходимо использовать психолого-педагогические методы, определяющие уровень креативности. Так, например, положительно зарекомендовали себя в развитии творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования технологий на основе теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).

Профессионализм специалиста СКД определяется тем, насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается взаимодействие между ним и участниками СКД. Опираясь на знания психологии и педагогики, специалист может эффективно исследовать культурные запросы аудитории, мотивацию участия в СКД, уровень культуры общения и многое другое.

Важнейшими педагогическими компонентами СКД являются: учет закономерностей обучения и воспитания участников данного процесса; эффективное применение психолого-педагогических методов и технологий; установление педагогически оправданных связей и взаимоотношений среди участников СКД.



Возникновение новых социально значимых досуговых интересов, увлечений, потребностей является мощным педагогическим потенциалом СКД. Специалист создает реальные условия для реализации данного потенциала в рамках конкретного социокультурного учреждения. Решение педагогических задач, возникающих в процессе СКД, зависит от учета следующих социально-педагогических факторов, которые выделяют Т. Г. Киселева и Ю. Г. Красильников. Это:

Межсубъектное сотрудничество партнеров СКД, с учетом влияния окружающей культурной среды;

Выбор эффективных психолого-педагогических методов и технологий при осуществлении СКД, начиная от планирования, контроля и заканчивая анализом результатов;

Осуществление этического отношения ко всем участникам СКД, развитие их духовно-нравственного потенциала;

Формирование эстетической среды, в которой реализуется СКД;

Воздействие на эмоционально-волевой настрой участников СКД; повышение уровня сознательной активности аудитории;

Повышение образовательного и общекультурного уровня участников СКД;

Создание условий для максимальной реализации творческого потенциала участников СКД.

Выше названные положения говорят о необходимости глубокой и разносторонней психолого-педагогической подготовки профессиональных организаторов СКД, на это и ориентировано современное социально-культурное профессиональное образование. Таким образом, психолого-педагогическую основу СКД можно охарактеризовать как целостную систему взаимосвязанных компонентов, способствующих целесообразной организации свободного времени всех возрастных групп. Данная педагогическая система сотрудничества и сотворчества является частью общекультурного процесса, способствует приобщению человека к ценностям национальной и общечеловеческой культуры, развитию творческих способностей личности, ее духовному росту.

Поскольку СКД относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как другие области педагогической общественной практики, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, дефицит современных профессиональных знаний, умений и навыков. Культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в

творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени. Эта деятельность осуществляется на основе взаимодействия людей. Эффективная организация данного человеческого взаимодействия, самой творческой деятельности невозможна без использования достижений таких наук как педагогика и психология.

Психолого-педагогические основы СКД разрабатывает целый ряд ученых. Наибольший вклад в этом направлении внесли Ю. А. Стрельцов, Д. М. Генкин, Г. И. Фролова, Е. И. Смирнова, М. А. Ариарский, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко, В. Я. Суртаев,. В настоящее время учеными и практиками СКД особое внимание уделяется психолого-педагогическим факторам и механизмам воздействия на участников СКД, например, использованию индивидуальных или коллективных технологий самодеятельного творчества взрослых и детей. С помощью психолого-педагогических методов решаются дидактические и воспитательные задачи, осуществляется сбор и анализ необходимой для организаторов СКД информации. Например, при организации массовых праздников, используются такие психолого-педагогические методы как эмоциональное заражение, внушение, показ, пример, игра, которые способствуют эффективности социально-культурного воздействия на аудиторию.

Для реализации образовательных, рекреативных, реабилитационных и других социокультурных технологий необходимо учитывать психологические особенности аудитории, содержание ее установок и ценностных ориентаций. Профессионализм специалиста СКД определяется тем, насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается взаимодействие между ним и участниками СКД. Опираясь на знания психологии и педагогики, специалист может эффективно исследовать культурные запросы аудитории, мотивацию участия в СКД, уровень культуры общения и многое другое.

Возникновение новых социально значимых досуговых интересов, увлечений, потребностей является мощным педагогическим потенциалом СКД. Специалист создает реальные условия для реализации данного потенциала в рамках конкретного социокультурного учреждения. Решение педагогических задач, возникающих в процессе СКД, зависит от учета следующих социально-педагогических факторов, которые выделяют Т. Г. Киселева и Ю. Г. Красильников. Это:



межсубъектное сотрудничество партнеров СКД, с учетом влияния окружающей культурной среды;

выбор эффективных психолого-педагогических методов и технологий при осуществлении СКД, начиная от планирования, контроля и заканчивая анализом результатов;

осуществление этического отношения ко всем участникам СКД, развитие их духовно-нравственного потенциала;

формирование эстетической среды, в которой реализуется СКД;

воздействие на эмоционально-волевой настрой участников СКД; повышение уровня сознательной активности аудитории;

повышение образовательного и общекультурного уровня участников СКД;

создание условий для максимальной реализации творческого потенциала участников СКД.

Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как другие области педагогической общественной практики, помимо дефици­та новейших современных технологических наработок в произ­водстве качественных культурных продуктов и услуг, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, часто элементарного здраво­го смысла, дефицит современных профессиональных знаний, уме­ний и навыков. Культура, образование, искусство, досуг нужда­ются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проек­тов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непро­фессиональной (любительской) социально-культурной деятельно­сти.

Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологиче­ские и педагогические факторы и феномены, определяющие эф­фективность любого вида и уровня социально-культурной дея­тельности.

Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэто­му она объективно нуждается в научно обоснованной интерпрета-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъпиков. Социально-культурная деятельность

ции и прежде всего - в надежном, аргументированном, подкреп­ленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении.

В основе современных концепций социально-культурной дея­тельности лежит подлинно гуманный, человекоцентристский взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматрива­ется совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, со­циологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации соци­ально-культурной деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями последователь­ного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определя­ют эффективность и результативность индивидуальных и коллек- тивных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той ", наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.



Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с; разработкой и описанием конкретных методов и технологий, направленных на преобразование сферы культуры и совершенствование различных видов как профессиональной, так и любительской социально-культурной деятельности.

Существует широкая система психологических методов -приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и сведений, используемых для дальнейшей разработки социально- ; культурной теории и практики.

В разных социально-территориальных общностях широкое распространение получил метод наследования культурных ценностей; в семьях и в учебно-творческих коллективах он прочно утвердил себя как; идейно-нравственная, эстетическая и другие установки, общепринятая норма, правило. Хорошо известна практика творческой «реанимации»