Кот ученый лукоморье. У лукоморья дуб зеленый. Что значит слово «Лукоморье»

Сказ-шутка о том, кто в Лукоморье живёт,
от кого свой род ведёт...
(По мотивам русских сказок)

Кот Василий

Жил да был Василий Кот,
Чёрной масти, не урод,
В многочисленной родне
Мог запутаться вполне
Королевский звездочёт,
Если б взялся за учёт...
Васька жил не при дворе-

Не какой-то шейх персидский,
Иль какой-то сноб английский,
Или- боже упаси-
Из Сиама близнецы,
Или города отцы
Тем котярою владели,
Нет, с кошачьей колыбели

Васька жил у древней бабки,
Спал за печкою у кадки,
С аппетитом жрал сметану,
Молоко пил до отвалу...
Раз, пресытившись сметанкой,
Выпил он настой из банки-
Нет, Васёк не заболел-
Мышку в банке углядел...

Может статься, и лягушку,
Факт, что кот исподтишка
Хлебанул из склянки лишку -
Всю литровку усидел,
Мышь со дна на закусь съел,

А потом лежал пластом -
Только шевелил хвостом...
Дня так два орал истошно-
Видно было очень тошно,
Всё ж таки не околел,
Лишь немного окосел
Да местами облысел...
Дальше номер отмочил-
Васька-кот заговорил!

И такому вот явленью
Есть простое объясненье-
Бабка та жила в глуши,
Если заплутал прохожий,
Иногда варила щи-
Из прохожего, похоже-
Очень тёмная была...
Ветхая её изба
На болотине стояла,
Курьи ноги поджимала-
Ревматизмом застарелым
Из-за сырости страдала...

Бабка от такой напасти
Травок, склянок несть числа
В доме про запас держала-
Травки летом собирала,
Наговоры сочиняла:
От простуды, от прострела,
С хреном, с мёдом что-то ела,
Избу пичкала, кота,
Да зайдёт кто- иногда...

Жабьи шкурки, волчья сыть,
Что он мог в себя залить-
В общем, травка-девясил,
Васька-кот заголосил...
Никого б не удивил-
На дворе стоял марток,
По приметам-"семь порток,
От любви душа поёт,
А на крыше кот орёт..."

Васька начал русским матом-
"Человечьим" языком,
Вот что сдеялось с котом...
Да каналья рифмовал,
Что с рожденья и доселе
Никаких хлопот не знал-
Жил в довольстве и уюте,
Для зарядки мышь гонял,
А теперь вот бес попутал
И в сомнения вогнал...

Что, мол, раньше он потомкам
Только гены оставлял,
Про котят не вспоминал
И мамаш не баловал-
Как перчатки их менял...
И зачем коту перчатки?
Сам себя же вопрошал...
А теперь- другое дело,
Раз в сознаньи просветлело:

"У меня же знаний- прорва
И историй целый пруд,-
Плакал слёзно старый плут,-
Да и кто меня проверит,
Даже если и привру...
Что же я- с таким талантом
Так у бабки и помру?"

Бабке было лет под триста,
Да лет сто при ней жил кот-
Как-то зелье отварила,
В чан любимца опустила-

Говорила, что от блох,
Ну, у той везде подвох-
Васька чуть было не сдох...
Как на солнышке просох-

"Ты ещё спасибо скажешь,
Как лет двести отмотаешь...
Мой кому предашь рецептик-
Долго, Вась, не проживёшь-
Сам в настойку попадёшь..."-

Бабка-то тогда шутила,
Как кота в отваре мыла-
Ей же было невдомёк,
Что однажды её кот
Снадобье не то сожрёт...

Вот теперь ясна кручина:
Бабка замкнуто жила,
Разговоры только с печкой
И с котярою вела...
Понаслушались с избытком,
А в ответ- так ни словечка,
Ни Васёк, ни та же печка...

Вася был котяра видный-
С белой грудью, хвост трубой,
А теперь и хвост опущен
И Василий сам не свой...
Понимает- проболтнёшься,
Отвечаешь головой...

Про неё молва стояла-
В печку всех подряд совала...
Кот хоть лично не видал-
За последнее столетье
Мало кто к ней забредал,
Но своей кошачьей шеей
Рисковать-таки не стал,
Чтоб не пропадать таланту-
Он от бабушки сбежал...

Чтоб не кончить на заборе,
Кот подался в Лукоморье...
И, свою спасая шубу,
Порешил прибиться к дубу-
Чем поджав со страху хвост,
Отощать да на погост-
Приискать уж лучше пост...

Дуб огромнейший стоял-
Всякий в Лукоморье знал,
Цепь на дубе том висела-
На ветру слегка звенела,
И была из чиста злата-
"Знайте, как страна богата!"
Кот - вот ведь ума палата!
Враз смекнул:"Чем показать,
Лучше сто раз рассказать..."

Долго он тянуть не стал,
Вмиг портфолио собрал,
Биографию подчистил,
Про сиротство приписал
И портретик чей-то тиснул-
Уши есть-уже пойдёт,
Да и кто ж там разберёт-
Кот и в Лукоморье кот...

Так с тех пор там и живёт-
Самый знаменитый кот,
По цепи вкруг дуба ходит,
Как направо- песнь заводит,
Влево- сказку говорит,
Прямо- так в тени храпит,
Блох на сытом брюхе ловит,
Между делом ненароком
С женским полом шашни водит...

Коли забредёт поэт
Прогуляться на природе-
Тьму сюжетов и совет
Здесь получит для пародий...

Жалко, я там не была-
Всё заботы да дела,
Тут и старость подошла,
Книжку Пушкина нашла-
Внучкам что-то почитала,

А остаток кошка Мурка
Мне на ушко намурчала-
И её пра-пра-прабабка
В Лукоморье проживала,
Ловеласа навещала...

Долголетия рецепт,
К сожаленью, не узнала-
Видно, здорово Наина
Ваську в детстве застращала...

Рецензии

Ольга, замечательно! И рисунок совсем не каракули!
Есть конечно огрехи в стиле стихосложения, но ежели по народному, то вполне нормально - прибауточно:) а по содержанию очень интересно!
Я тоже пробовала сказки в стихах писать, до сих пор бывает задумки приходят, но куража нет... а когда есть - чего откуда берётся? может когда в других сказках про то рассказано или показано было, а по мне - так всё из моей головы!))Ни у кого ничего не заимствовала, а как мысль летела, так и записывала:)
Приятно с Вами познакомиться:)Общий интерес. Буду вдохновляться на сказки, заглядывать. Не бойтесь, я про плагиат так просто написала, когда сходство вдруг находила с чем-то когда-то знакомым. Вот идею у Вас подхватила - народные сказки в стихотворной форме оживлять. Может быть и разовьётся идея-то. Спасибо!:)

С пожеланием успехов,
Наталия

Лукоморье - одно из первых географических названий, которые мы узнаем в жизни. На современных картах его не найти, зато оно есть на картах XVI века. Упоминание Лукоморья есть и в «Слове о полку Игореве», и в русском фольклоре.

Что значит слово «Лукоморье»

Слово «лукоморье» звучит для нас загадочно и даже сказочно, но этимология его достаточно прозаична. Оно происходит от старославянского «лѫкъ» и «море». Слово «лука» означает изгиб. Однокоренные с ним слова - «лук», «излучина», «лука» (у седла). То есть «лукоморье» переводится как изогнутый берег моря, бухта.

Лукоморье у Пушкина

О Лукоморье мы узнаем из пролога к первому большому произведению Александра Пушкина, поэме «Руслан и Людмила». У Пушкина Лукоморье описывается как некое условно-сказочное место «где Русью пахнет», где стоит памятный каждому дуб со златой цепью и ходящим по ней ученым котом.

Важно, что пролог был написан уже ко второму изданию поэмы, которое было опубликовано через 8 лет после первого издания - в 1828 году. Это многое может прояснить в происхождении пушкинского Лукоморья.

К этому времени Пушкин уже побывал в южной ссылке, где вместе с Раевскими побывал и в Приазовье, и в Крыму. Генерал Раевский из Горочеводска восторженно писал дочери Елене: «Тут Днепр только что перешел свои пороги, посреди его - каменные острова с лесом, весьма возвышенные, берега также местами лесные; словом, виды необыкновенно живописные, я мало видал в моем путешествии, кои бы мог сравнить с оными».

На человека военного эти пейзажи произвели неизгладимое впечатление. На поэта Пушкина они просто не могли не повлиять.

А что же Лукоморье?

Однако пейзажи пейзажами, но что с Лукоморьем? Откуда у Пушкина мог выкристаллизоваться этот образ, который войдет не только в историю русской литературы, но и в подсознание каждого русского человека?

Источник первый: Арина Родионовна.
Как известно, сюжеты нескольких пушкинских сказок были навеяны поэту его няней. Историк литературы пушкиновед Павел Анненков писал, что многие эпизоды из сказок Арины Родионовны по-своему излагаются Пушкиным и переносятся из произведения в произведение. Вот отрывок из «Сказки о царе Салтане», как он рассказан Анненковым: «Так, у ней был кот: «У моря-лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет».

Как мы видим, кот ходит у няни Пушкина вверх-вниз, то есть мы имеем дело с типичным для финно-угорской традиции описанием мирового древа. Кот здесь является одновременно и хранителем границы между мирами, и медиатором между ними.

Источник второй: «Слово о полку Игореве».
Ещё в лицейские годы Пушкина А. И. Мусиным-Пушкиным было издано «Слово о полку Игореве». О Лукоморье в «Слове» сказано:

«А поганого Кобяка изъ луку моря
от желъзных великыхъ плъковъ половецкыхъ
яко вихръ, выторже:
и падеся Кобякъ въ градѣ Киевѣ,
в гридницѣ Святъславли».

В летописи сообщалось, что русские постоянно сталкивались с кочевниками в южной степи: «юкоже преже в луцѣ морА быю хусА с ними крѣпко».

Обитателями Лукоморья по летописям были половцы, с которыми киевские князья постоянно враждовали. Лукоморьем же называлась территория Северного Приазовья.

Это мнение, как полагает С. А. Плетнева, подтверждается тем, что «можно проследить лукоморских половцев и по каменным статуям (идолам), обнаруженным в районе нижнего Днепра. Они относятся к развитому периоду половецкой скульптуры, ко второй половине XII-началу XIII веков».

Таким образом можно сказать, что Лукоморьем (которое воспел Пушкин) называлась излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем. В топонимике Приазовья и сегодня можно встретить отзвуки этой исторической памяти: две степных реки Большой и Малый Утлюк. «Утлюк» - «Отлук» - «Лука» переводится с тюркского как «выгон, луг».

Что за дуб?

Небезынтересно понять также, что за дуб описывал Пушкин:

«И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый».

Путешествуя по Приднепровско-Азовской степи во время южной ссылки, Пушкин мог от старожил услышать легенду о знаменитом Запорожском дубе, который рос на острове Хортица.

О нем писал еще византийский император Константин Багрянородный: «Пройдя это место, руссы достигают острова святого Григория (остров Хортица) и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай».

Уже в 70-х годах XIX века запорожский историк-краевед Я. П. Новицкий также упомянул об этом дубе: «Лет пять тому назад на острове Хортице засох священный дуб.Он был ветвист и колоссальной толщины, стоял в стапятидесяти саженях от Остров-Хортицкой колонии».

Где ещё искать Лукоморье?

Лукоморье встречается не только в летописях, «Слове о полку Игореве» и поэме Пушкина, но ещё и в русском фольклоре. Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отметил, что так в восточнославянской мифологии называлось заповедное место на границе миров, где растет мировое древо, упирающееся в преисподнюю и доходящее до неба. Карамзин также писал, что слово Лукоморье употреблялось в значении северного царства, где люди на полгода впадают в спячку, а полгода бодрствуют.
Так или иначе, в фольклорном восприятии Лукоморье - это некая условная земля на границе ойкумены, чаще всего располагающаяся на севере.

Лукоморье на картах

Лукоморье можно было бы считать историческим и полусказочным анахронизмом, если бы не западноевропейские карты XVI-XVII веков, на которых месторасположение Лукоморья точно определено.И на картах Меркатора (1546 год), и на картах Гондиуса (1606 год), а также на картах Масса, Кантелли и Витсена Лукоморьем названа территория на правом (восточном) берегу Обской губы.

Европейские картографы сами в этих местах не бывали. Скорее всего, при составлении карт они опирались на описание этой местности путешественников, в частности Сигизмунда Герберштейна. Он дал его в «Записках о Московии»: «в горах по ту сторону Оби», «Из Лукоморских гор вытекает река Коссин. Вместе с этой рекой берет начало другая река Кассима, и протекши через Лукоморию, впадает в большую реку Тахнин».

Николас Витсен, опубликовавший в XVIII веке свою «Carte Novelle de la Tartarie», располагал графическим материалом. На его карте длина Обской губы соответствует действительности, и поэтому «Lucomoria» - обозначение самого залива Карского моря. В русской исторической картографии топонима «Лукоморье» не было, но очевидно, что западноевропейские картографы признавали Лукоморье как древнее название Обской губы.

29 января по старому стилю, 10 февраля по новому 180 годовщина гибели одной из самых великих фигур в мировой и российской культурах - Александра Сергеевича Пушкина. Многочисленные исследователи его биографии установили, что это было заказное убийство. Но вот заказчик и мотивы этого величайшего преступления до сих пор под вопросом. Сформулируем новую и неожиданную гипотезу, которая расставляет по местам многие известные факты. Начнём с неожиданного и незнаемого.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Что же здесь неожиданного и незнаемого? Этот вопрос снисходительно задаст любой, кто имел приличную оценку в советской школе. Знания нынешних школьников, слушая ответы студентов престижных в моё время ВУЗ-ов, на самые простые вопросы, гарантировать не могу. Так вот, в том, что это начальные строки поэмы «Руслан и Людмила», действительно нет ничего неожиданного. А вот то, что Лукоморье - реальный географический объект и обозначен на зарубежных картах и глобусах средневековья?

Ну, а чтобы не напрягать головы читающих сопряжением иностранных слов на старинных атласах и глобусах, дадим и привязку «Лукоморья» к современной географии.

Кстати, золотой цепи, как говорится в стихотворении, на древних картах нет. Зато некая «Золотая Баба» присутствует. И это не название «незнаемого» артефакта, известный легендарный идол, предмет поклонения населения не только Северо-Западной Сибири, в точном соответствии с указанным объектом на картах, но и Северо-Восточной Европы. Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавской «Саге об Олаве Святом» (XIII в.). Интересно, что в Сибири Золотую Бабу иначе называют «Сиби́рский фарао́н». Вообщем, сюжет достойный приключенческого фильма, которых, на этот интригующий материал, лично видел два подобных сценария: один - с аналогичным «идолу» названием, а другой - одна из серий похождений «Пираньи».

Но это тема, требующая отдельного освещения и анализа, поскольку дошедшая до нас информация обширна и крайне противоречива. Вернёмся к нашему расследованию.

Приуроченный к очередной годовщине гибели великого поэта, несколько лет назад, на телевизионных экранах прошел сериал, посвященный его семейной жизни. В нем семейная пара соревнуется по навешиванию ветвистых рогов друг другу. Впрочем, такая версия истоков дуэли давно уже фигурирует в качестве официальной.

Никто и не сможет отвергнуть, что это, действительно, было ПОВОДОМ для убийства, замаскированного под дуэль. Об этом говорят версии того, почему ответный ТОЧНЫЙ выстрел поэта даже не ранил Дантеса (надетая под верхнюю одежду кираса, не полный заряд пистолетов), поскольку официальная версия с отклонившей пулю пуговицей - смехотворна. Не объяснены и факты участия в подготовке этого убийства: зарубежного дипломата; отсутствие суровых санкций, которые применялись к участнику дуэли со смертельным исходом со стороны власти; быстрый карьерный рост и причины быстрого обогащения Дантеса.

Не объясняют столь радикального отношения российской власти к поэту, чтобы пойти на убийство, и анализ многочисленных «пушкинистов». Да, по молодости лет, поэт, как и большинство юношей, был заражён идеей либерализма. Но, по-возмужании, он не только с уважением стал относиться к власти, но и власть отвечала ему взаимностью, что и проявлялось даже в его придворном статусе, а значит и материальном положении.

В качестве подтверждения вышесказанному. У Пушкина есть уничтожающе острая характеристика американского, до сих пор считающегося образцом либерализма, государственного устройства в его позднем произведении «Джон Тернер»: «С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нетерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую - подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort)…». Разве не актуальны его слова к нынешней действительности?

Так что же было НАСТОЯЩИМ ПОВОДОМ УБИЙСТВА? Ещё раз, несмотря на то, что его деятельность исследована, казалось-бы, вдоль и поперёк, попытаемся найти корни произошедшего в его творческом наследии.

Естественно, что они не могли быть изложены открытым текстом, иначе многочисленные исследователи наследия поэта давно бы нам всё разжевали и в рот положили. Обычно «эзопов» язык традиционен в символике басен. Но Пушкин, попробовав свой талант во всех литературных жанрах (эпиграмма, стихотворение, пьеса, поэма, рассказ, повесть, роман), как ни странно, НЕ НАПИСАЛ НИ ОДНОЙ БАСНИ. Поэтому, наиболее подходит для сокрытия многочисленное сказочное наследие поэта. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».

Попробуем выделить суть этих произведений. Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке», сюжет которой очень прост и известен нам с самого детства. Пойманная Золотая рыбка обещала и выполнила желания семейной четы: корыто, изба, столбовое дворянство, царский трон. И только последнее желание, поставить саму Золотую рыбку в услужение, приводит к тому, что страдающие чрезмерными амбициями остаются у «разбитого корыта». На первый взгляд ничего особенного. Если не знать широко известных символов того времени.

Произведение «У Лукоморья дуб зеленый» было задумано Пушкиным как вступление к поэме «Руслан и Людмила», работу над которой он начал в 1817 году, будучи еще молодым лицеистом. Первый выход литературного детища был представлен без строф об ученом коте. Идея о нем пришла Александру Сергеевичу немного позже. Только в 1828 году, когда поэма вышла новым тиражом, читатель познакомился с необычным стихотворным вступлением. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, более приближенным к астрофическому. В то время, именно такой стиль написания был присущ стихотворным формам.
Мысли о сказочных персонажах, о волшебном дубе пришли автору не случайно. Его няня Арина Родионовна знала огромное количество сказок, которыми делилась со своим воспитанником. Что-то подобное он услышал именно от нее.
35 волшебных строк по сей день привлекают литературных критиков и исследователей пушкинского наследия. Они пытаются разгадать загадку о том, действительно ли существовала земля под названием Лукоморье. Некоторые пришли к выводу, что такие территории действительно существовали на картах Западной Европы в 16 столетии. Это была местность в Сибири, по одну из сторон реки Обь. Пушкина всегда влекла история. В его творчестве часто упоминаются давние названия городов, деревень. Он напоминает современникам о том, что наши корни уходят в далекое прошлое, и о них забывать нельзя.

Предлагаем Вам текст стиха:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.