Гиперактивный ребенок доктор комаровский. Гиперактивные дети. Пищевые отравления: неотложная помощь

Доктор Комаровский: Гиперактивный ребенок норма или болезнь? Дети всегда активнее взрослых. Так они устроены – активность и подвижность помогает им познавать мир и развиваться. Но есть дети не просто активные, а гиперактивные. Они ведут себя так, как будто у них «шило в попе», совершают необдуманные поступки. Многие родители часто задаются вопросом, является ли активность их ребенка чертой характера, или такая гиперактивность - уже болезнь. Советы известного доктора Евгения Комаровского помогут вам понять, где грань между нормой и патологией. Гиперактивность: где норма, а где болезнь? Пока одни дети спокойно катаются на качелях или делают пасочки в песочнице, другие гоняют по двору и ищут, кого бы задеть. У вас именно такой малыш? Но это не повод считать, что у него СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), и что он болен. Гиперактивность у ребенка может быть, как вариантом нормы, так и болезнью, подчеркивает доктор Комаровский. Ребенку с гиперактивностью как чертой характера очень тяжело воспринимать сложные задания. Например, просьба убрать свою комнату для него непонятна. Потому что убрать комнату – означает, застелить постель, сложить игрушки и т.п. Такому ребенку придется давать задания поэтапно. А если он чем-то увлечен, то придется приложить усилие, чтобы переключить его на другое занятие. Так чем же отличается гиперактивность как болезнь от гиперактивности как черты характера ребенка? Если это черты характера ребенка, то гиперактивность не мешает ребенку нормально развиваться и быть полноправным членом коллектива, объясняет доктор Комаровский. Такой ребенок нормально общается со сверстниками. Но если гиперактивность является болезнью, то без помощи специалистов - психологов или врачей ребенок не может быть нормальным членом общества. У него возникают конфликты при общении со сверстниками. Характерный симптом такого состояния – импульсивность. Родителям ребенка с СДВГ не нужно ждать, пока «само пройдет». Чем быстрее вы обратитесь за помощью к детским психологам или психиатрам, тем быстрее решиться проблема вашего ребенка. Как родители могут помочь гиперактивному ребенку? Специалисты выделили 10 педагогических правил, соблюдая которые, родители могут помочь своему гиперактивному ребенку (если это черта характера, а не болезнь). Установите контакт. Если ребенок не реагирует на ваше словесное обращение, прикоснитесь к нему. Уберите то, что может помешать контакту, например, выключите телевизор или отложите игрушку. Закон постоянства правил. Правила поведения, которые вы устанавливаете для гиперактивного ребенка, должны быть понятны, конкретны и выполнимы. И соблюдать их нужно не только сегодня, а всегда. Например, просьба «повесь штаны в шкаф» не сработает, если вы не объясните ребенку, какие штаны и в какой шкаф нужно вешать, и что это нужно делать всегда. Порядок и безопасность. Родители гиперактивного ребенка должны сделать все, чтобы уменьшить риск травмы для него. Режим во всем. Даже в выходной придется соблюдать привычный режим дня. Так ребенку легче адаптироваться. Правила кулика. Родители часто ругают своих детей и перестают замечать, что у него получается хорошо. Ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью нужно хвалить. Не победа, а участие. Хвалите ребенка за то, что он делает что-нибудь хорошее. Даже если результат далек от идеала. Ветер в паруса. Находите в гиперактивном ребенке особенности, которыми отличается лучше всего, и поддерживайте его в этом. Например, в способности быстро собирать пазлы или хорошо мыть посуду. Такие дети всегда получают особое удовольствие, когда выполняют то, что у них хорошо получается. Создайте им условия для этой работы. Энергию в нужное русло. Создайте ребенку с гиперактивностью условия, чтобы он мог потратить избыток энергии перед сном. Искусство собираться в поход. Если вы куда-то собираетесь с гиперактивным ребенком, потратьте время, чтобы объяснить ему, как себя вести. Родители тоже люди! Если у родителей есть возможность, чтобы отдохнуть от ребенка, используйте ее. Ведь гиперактивному ребенку нужны адекватные и спокойные мама и папа. Детей, нуждающихся в лечении СДВГ, в разных странах мира 1-7%, мальчиков в 2-4 раза больше, чем девочек. У нас недостаточно детских психиатров, поэтому эта проблема не поднимается на должном уровне. А это опасно, потому что такие импульсивные дети вырастают, идут в армию и им дают в руки оружие.

Тема передачи – гиперактивный ребенок. Американский психолог дает такую характеристику: гиперактивному ребенку сложно сидеть на месте, он суматошный, постоянно двигается, крутится на месте, иногда чрезмерно разговорчивый, его манера поведения возмущает окружающих. У таких детей часто плохая координация, он неловок, теряет и ломает вещи и ему трудно сосредоточится, он легко отвлекается, часто задает много вопросов, но редко дожидается ответа. Такое поведение врачи называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).





Ребенку с дефицитом внимания крайне сложно воспринимать сложные задания и главное родителям такого ребенка понять, что ему нужно давать однозначные и выполнимые команды. Когда обычный ребенок с классическим синдромом гиперактивности чем-то занять, оторвать его от этого занятия сложно, поэтому давать ему какие-то указание в этот момент не стоит. Если родители хотят чтобы ребенок выполнил какое-то задания для начала нужно установить с ним контакт.
Доктор Комаровский говорит что, прежде всего, нужно понимать, чем друг от друга отличается гиперактивность болезненная и проявление характера. Если это просто характер, то гиперактивность не мешает ребенку нормально развиваться и быть полноправным членом общества. А если гиперактивност является болезнью, то без помощи специалистов психологов и врачей он не может нормально развиваться, у него постоянно возникают конфликты со сверстниками. Родители должны понимать, что пытаться самим ответить на этот вопрос достаточно сложно, но чем скорее этим вопросом займутся специалисты, тем для Вас будет лучше.

Гиперактивность у ребенка, – смотреть онлайн видео доктора, советы Комаровского о гиперактивности детей

Цитата о гиперактивности у ребенка от доктора Комаровского: "Есть дети не просто активные, а очень активные – ни минуты не могут посидеть на месте. Гиперактивность – это проявление болезни или просто характер, и как вести себя с гиперактивным ребенком?"
Смотрим видео онлайн и советы, школу доктора Комаровского о гиперактивности у ребенка и ее лечении:


Из Википедии – свободной энциклопедии.
Гиперактивность – состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями.
Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – свинцовое отравление, плохое или неправильное питание. Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома составляет 3-10%. Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Средний возраст обращения к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности и сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи и сердечными приступами. Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания.


И ещё на сайте – доктора о заболеваниях:

Клиника-видео: врачи о питании, физкультуре, красоте, детях, здоровье, болезнях, лечении

Наши новостные медицинские информеры:
| | | | | | |

=======================================================================

Этот ребёнок целыми дни проводит на детских площадках, расталкивая других детей, он вечно задевает предметы в доме и постоянно громко разговаривает, а также не стесняясь встревает в любые беседы, даже абсолютно неизвестных людей. Порой складывается впечатление, что такой ребёнок мог бы заменить вечный двигатель. Ещё его называют гиперактивным. В сегодняшней статье мы рассмотрим, как воспитывать и корректировать поведение таких ребят.

Как воспитывать гиперактивного ребёнка?

Вообще, в большинстве случаев гиперактивность корректируют благодаря различным психологическим и педагогическим приёмам, где главными «докторами» являются именно родители. Успех лечения зависит непосредственно от правильного воспитания ребёнка и создания в микроклимате семьи благоприятной для него обстановки.

Безусловно, абсолютно все гиперактивные дети индивидуальны, но всё же существует несколько общих рекомендаций, которых должны придерживаться родители при воспитании таких детей.

Гиперактивных детей необходимо успокоить, для этого нужно сменить обстановку на более тихую. Ребёнка можно погладить по голове или приобнять, а также дать принять успокаивающую ванну перед отправкой в постель. После ванны обязательно прочитайте сказку либо же сделайте массаж, который будет дополняться спокойной музыкой. Подобное следует повторять ежедневно.

Уложив ребёнка в постель, почитайте ему сказку на ночь

Всегда чётко и понятно формулируйте запреты и ставьте задачи перед гиперактивным ребёнком. Лучше говорить о том, как малыш должен поступать, а не как должен не делать. Таким образом, постарайтесь избегать отрицательных форм и всегда предлагайте альтернативные решения. Мышление у ребёнка развито ещё достаточно слабо, поэтому говорить с ним необходимо краткими предложениями и не использовать сложные слова.

Всегда давайте ребёнку одно конкретное задание. В противном случае он вряд ли поймёт вас и ничего не выполнит. Можете попробовать выстраивать задания в логической последовательности. Также не забывайте предупреждать малыша о всех своих планах, касающихся его: когда вы закончите прогулку, покормите его и уложите спать.

Подробно распишите распорядок дня для чада и вместе следуйте ему каждый день. Более того, старайтесь выполнять все пункты в одно и то же время. Давайте ребёнку поменьше сладкого, острого и солёного, а также предоставьте ему полноценный восьмичасовой сон.

Почаще хвалите гиперактивных детей, поскольку любые упрёки они начинают игнорировать. В первое время можно хвалить ребёнка даже за самые мелкие успехи. Более серьёзные достижения поощряйте игрушками и любимыми лакомствами малыша. Кстати, будет отлично, если для этого вы заведёте дневник, где все хорошие поступки будут отмечаться баллами. Как только набирается определённое количество – ребёнок может рассчитывать на награду.

Создайте для ребёнка максимально комфортные условия. Предоставьте ему свой уголок, где будете с ним заниматься и играть. Не забудьте рассказать чаду об основных правилах общения и поведения, поскольку именно его чрезмерная активность привлекает внимание окружающих. Все поручения объясняйте доходчиво и в случае необходимости повторяйте несколько раз.

Будет идеально, если избыточная энергия ребёнка направится в спортивные секции. Подумайте вместе с малышом, какое хобби ему подойдёт и чем он больше всего хочет заниматься.

Вместе с ребёнком определите его увлечения и обсудите, в какую секцию он хотел бы пойти

В том случае, если вы хотите прибегнуть к успокаивающим препаратам для снижения раздражительности или нормализации сна, обязательно проконсультируйтесь с доктором. После небольшого обследования врач сам расскажет вам о том, какие лекарства стоит употреблять и как лучше взаимодействовать с гиперактивным ребёнком.

Как успокоить «вечный моторчик»?

Постарайтесь снять спазмы в мышцах. В этом вам помогут рефлексотерапия и миофасциальные массажи. Иногда бывает так, что даже один курс даёт потрясающий результат. Попробуйте записать ребёнка на танцы или гимнастику – те виды спорта, где постоянно выполняются упражнения на растяжку.

Как уже было сказано ранее, организуйте режим дня и вместе с ребёнком ежедневно следуйте ему. Это позволит мозгу малыша выработать условный рефлекс, и к концу дня он всегда будет хотеть спать, а не бегать по квартире.

Следуйте ритму «активность – спокойствие – активность – спокойствие». Также у ребёнка должна быть возможность выплёскивать скопившуюся энергию и уставать, поэтому старайтесь больше времени проводить с ним на улице либо же оборудуйте дома спортивный уголок, который позволит малышу там кувыркаться и прыгать. После физической нагрузки переходите к «умственным занятиям».

Подобный спортивный уголок позволит чаду выплеснуть скопившуюся энергию

Постоянно заинтересовывайте ребёнка новыми видами деятельности. Благодаря этому активизируется кора головного мозга, что, безусловно, пойдёт только на пользу гиперактивному малышу.

Как известно, песок и вода являются лучшими успокоительными . Не забывайте добавлять в воду ванной эфирные масла сосны, мяты и лаванды, а также морскую соль.

Мышцы и нервную систему ребёнка подпитывайтете бобовыми, орехами, мясом, яйцами, рыбой, морской капустой, овощами и фруктами.

Достаточно часто врачи рекомендуют родителям прибегнуть к народным методам, которые позволят успокоить гиперактивного ребёнка. Среди них выделяют настой успокаивающих травяных сборов (две столовые ложки сухих листьев необходимо заварить литром кипятка, давая пить малышу по полстакана дважды в день), укрепляющую смесь (алоэ и клюкву перекрутите на мясорубке и заправьте мёдом, трижды в день в течение полугода давайте ребёнку по чайной ложке), успокаивающую фитованну (как известно, такие травы как ромашка, валериана, пустырник имеют расслабляющий эффект - заварите травы, а затем вылейте настой в ванну, также добавьте туда несколько капель эфирного масла пихты или неросли).

Иногда у гиперактивных детей ни с того ни с сего может случаться приступ перевозбуждения. В таком случае психологи рекомендуют сразу же сменить обстановку: дать попить воды малышу и увести его в другую комнату. Однако наиболее эффектным средством в борьбе с гиперактивностью они считают специальные игры. Приведём пример нескольких из них:

  1. Купите какую-нибудь новую вещь (например, игрушку или лакомство) и положите её на видное место, которое ребёнку не будет трудно отыскать. Постарайтесь сделать так, чтобы для нахождения предмета ему не потребовались руки, он должен найти вещь взглядом.
  2. Также можно попробовать поиграть с малышом в игры с верёвочками. Например, свяжите концы верёвочки и вместе с ребёнком снимайте друг у друга с рук эти переплетения. Подобные игры отлично развивают координацию и внимание, которых так не хватает гиперактивным детям.
  3. Можно также развлечь ребёнка играми типа «лабиринт» и «отличия». Только учтите – лабиринт для вашего «ураганчика» поначалу должен быть достаточно коротким, а картинки в отличиях – очевидными.

Психологи считают, что развивающие игры являются одним из наиболее эффектных способов лечения гиперактивности ребёнка

Таким образом, самое главное в воспитании гиперактивных детей – показать, что вы действительно любите малыша, а значит, поможете ему адаптироваться к окружающей среде и справиться с преградами, возникающими у него на пути. Надеемся, наши советы помогут вам в воспитании ребёнка и вы увидите положительный результат уже в ближайшее время!

Гиперактивный ребёнок – Школа доктора Комаровского (видео)

Синдром дефицита внимания являет собой патологическое состояние, которое проявляется отвлекаемостью, снижением концентрации внимания, двигательной расторможенностью, импульсивностью поведения и различными проблемами во взаимоотношениях с людьми. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее частой причиной трудностей обучения и нарушения поведения как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Причина «плохого» поведения детей в этом случае возникает из-за органического повреждения головного мозга, которое произошло еще до рождения малыша или в раннем детстве, а не является результатом плохого воспитания или распущенности, как считают многие. Примерно 5% школьников имеют такую проблему, причем чаще мальчики.

Причины СДВ и гиперактивности

Важная роль в развитии синдрома дефицита внимания отводится наследственной предрасположенности. Как правило, у близких родственников малыша в детском возрасте были такие же проблемы.

Факторы, которые имеют влияние на головной мозг в раннем детском возрасте - недоедание, которые сопровождаются сердечной недостаточностью, . Как правило, у многих детей последствия повреждения мозга проходят к школьному возрасту, только у некоторых детей остаются.

Неблагоприятную роль играют частые конфликтные ситуации в семье, проживание в неполной семье, развод или повторный брак родителей, смерть одного из родителей или долгое тяжелое заболевание, неблагоприятные бытовые условия, долгая разлука с родителями, или у родственников и другие.

Симптомы СДВГ

Данное патологическое состояние проявляется легкой отвлекаемостью, несобранностью, невозможностью довести до конца начатое дело, частое переключение с одного занятия на другое, постоянной забывчивостью и потерей тех вещей, которые нужны вдома и в школе. Дефицит внимания очень видно тогда, когда отсутствует контроль взрослого и ребенок должен действовать самостоятельно.

Гиперактивность детей раннего возраста проявляется непоседливостью, чрезмерной подвижностью, такие дети постоянно находятся в хаотичном движении: они крутятся, бегают, громко кричат, пытаются куда-то залезть. В детей старшего возраста гиперактивность проявляется двигательным беспокойством (ребенок постоянно что-то вертит и теребит в руках, не может уседеть на стуле, трясет ногой и т.п.), а также суетливостью и неусидчивостью.

Часто гиперактивность сочетается с нарушением координации движений и неловкостью. Детям трудны такие операции, которые требуют участия мелкой моторики (письмо, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.). Они могут легко падать и быть неуклюжими.

Дети, которые страдают синдромом дефицита внимания, достаточно импульсивны, они часто совершают те или иные действия, не задумываясь о последствиях. Например, такой ребенок может перебить взрослых во время разговора, выкрикивать ответ, не дослушав до конца вопрос учителя, вставать без разрешения или ходить по классу во время урока. У таких детей бывают различные расстройства речи. Это, как правило, затруднение восприятия и слухоречевой памяти, а также расстройства артикуляции. Таким детям в школе трудно рассказать или пересказать текст, написать сочинение. Сложности также проявляются в счете, письме, запоминании. Но это не свидетельствует о снижении интеллекта у ребенка.

У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью часто возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Такие ребята достаточно общительны и легко идут на контакт с другими детьми. Но для игор и других совместных занятий они неподходящие партнеры, так как желания их непостоянны, они быстро отвлекаются, берут без разрешения чужие вещи, шумят и мешают окружающим. Другие дети быстро отворачиваются от малыша с синдромом дефицита внимания, они не хотят с ним общаться, играть и дружить. С таким ребенком, как правило, дружат только младшие дети, или те, которые имеют такие же проблемы с поведением.

Обычно непослушный, неаккуратный, навязчивый и беспокойный ребенок не способен помочь по дому и выполнить какое-либо поручение, а это раздражает родителей. Часто они, не понимая природы и специфики поведения ребенка, сравнивают его с другими детьми, постоянно его наказывают и ругают. Часто возникают конфликты как в общении со сверстниками, так и в семье. Такой ребенок часто становится изгоем. Из-за этого у него формируется неуверенность в себе, тревожность и низкая самооценка. Если родители вовремя не обратят внимание на проблемы дочери или сына, не проявят понимания, терпения и настойчивости, у таких детей часто вырабатывается деструктивное поведение.

Оно у младших детей характеризуется мстительностью, озлобленностью, обидчивостью и недоброжелательностью к окружающим. В своих ошибках они обвиняют других людей. Подростки прогуливают школу, врут, случаются драки и хулиганство, воровство, физическая жестокость по отношению к другим людям и животным и т.п.

Симптомы данной патологии могут встречаться в совершенно разных сочетаниях и имеют разную степень выраженности: у одних детей преобладает импульсивность и гмперактивность, у других - дефицит внимания. Но, даже обнаружив описанные выше проявления, не нужно сразу же считать, что у Вашего ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Любое такое нарушение может быть индивидуальной особенностью темперамента. Важно учитывать и то, что симптомы, имеющие схожесть с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью могут встречаться и при другой патологии (например, эпилепсии или заболеваниях щитовидной железы), в том числе, и при психических заболеваниях (шизофрении, аутизме, умственной отсталости). Поэтому провести правильную оценку состояния ребенка можно при совместном наблюдении невролога, психолога, психиатра и педагога.

Лечение и реабилитация СДВ у детей

При синдроме дефицита внимания с гиперактивносстю лечение комплексное. Оно включает не только медикаментозную терапию, а также коррекционную работу с психологом, логопедом и педагогом. Дома родители тоже должны активно работать. Ребенок с синдромом дефицита внимания требует намного больше времени и внимания, чем обычный малыш. Очень важно дома создать спокойную и доброжелательную обстановку, чтобы малыш чувствовал себя любимым и нужным, стараться добиться его уверенности в своих силах и повышения самооценки. Не забывайте о том, что состояние ребенка не связано с испорченностью характера или капризами и в своем поведении он не виноват.

Цель воспитательной работы - привить малышу навыки самоорганизации, аккуратность, способность спланировать дело и довести его до конца, а также добиться послушания. Необходимо постоянно находиться рядом с ребенком, стараться его контролировать, но не выполнять за него работу и не опекать излишне. Ни в коем случае нельзя давать такому ребенку несколько заданий, так как иногда ему может быть не под силу их выполнение, а это может его огорчить. Задание должно быть одно с конкретным указанием о том, что необходимо сделать. Когда ребенок с ним справится, обязательно нужно проконтролировать результат и похвалить его.

Нельзя допускать расхождения в заданиях (например, одно дала мама, а бабушка совсем другое, иногда противоположное). Важно четко соблюдать распорядок дня. Время пробуждения, приемов пищи, выполнения домашних заданий и отхода ко сну должны выполняться безукоризненно. Об особенностях и тонкостях коррекционной работы со страдающим синдромом дефицита внимания ребенком Вам расскажет психолог.