Астафьев плаха. Характеристики главных героев произведения Плаха, Айтматов. Их образы и описание. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Чингиза Айтматова , опубликованный впервые в 1986 году в журнале «Новый мир ». Роман рассказывает о судьбах двух людей - Авдия Каллистратова и Бостона Уркунчиева, судьбы которых связаны с образом волчицы Акбары, связующей нитью книги.

Герои

Первой и второй частей:

Третьей части:

Всех трёх частей:

  • Акбара и Ташчайнар - волчья пара.

Сюжет и структура романа

Роман разделён на три части, первые две из которых описывают жизнь бывшего семинариста Авдия Каллистратова, рано потерявшего мать и воспитанного своим отцом - диаконом . Поступив в семинарию и столкнувшись с непониманием многими священниками вопроса о развитии идеи Бога и церкви, он задаётся вопросом, на который ответ так и не находит .

Давая оценку этому поступку, Ч. Айтматов пишет о том, что сами мысли и есть форма развития, единственный путь к существованию таких идей .

Первая и вторая части

После отчисления из семинарии Авдий устраивается работать в редакцию местной газеты и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню , чтобы описать развитую там наркоторговлю . Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» - Петрухой и Лёнькой. Долго разговаривая с ними, Авдий Каллистратов приходит к выводу, что не эти люди виноваты в том, что нарушают правила, а система:

И чем больше вникал он в эти печальные истории, тем больше убеждался, что все это напоминало некое подводное течение при обманчивом спокойствии поверхности житейского моря и что, помимо частных и личных причин, порождающих склонность к пороку, существуют общественные причины, допускающие возможность возникновения этого рода болезней молодёжи. Причины эти на первый взгляд было трудно уловить - они напоминали сообщающиеся кровеносные сосуды, которые разносят болезнь по всему организму. Сколько ни вдавайся в эти причины на личном уровне, толку от этого мало, если не вовсе никакого .

Прибыв на поле для сбора анаши, Авдий встречается с волчицей Акбарой, образ которой является связующей нитью всего романа. Несмотря на возможность убить человека, Акбара не делает этого. В степи происходит встреча Авдия Каллистратова с главарём сборщиков анаши по имени Гришан, - скользким, изворотливым типом с волчей хваткой уголовника. Устроив иллюзию пожара на железнодорожных путях, банда анашистов останавливает грузовой состав. Пробравшись в пустой вагон товарного поезда, следующего «порожняком», гонцы-анашисты едут до ближайшей узловой станции. В пути Авдий призывает всех покаяться и выбросить мешки с сушёной коноплёй, но обкурившиеся «травкой» наркоманы зверски избивают его и на полном ходу выбрасывают из вагона. Добравшись попуткой до станции Жалпак-Саз, Авдий встречает в отделении транспортной милиции бывших «товарищей», арестованных за провоз конопли - всю команду, за исключением Гришана. Анашисты не признают его, заявив дежурному милиционеру, что они не знают этого человека . Избитый Авдий попадает в пристанционную больницу и там встречается с женщиной, которую ему уже довелось видеть в степи, - Ингой Фёдоровной. Авдий понял, что безумно влюблён в неё. Выписавшись из больницы, он уезжает в свой город, но по приглашению Инги Фёдоровны вскоре снова возвращается в Моюнкумы. Приехав в Жалпак-Саз, Авдий узнает, что его возлюбленная уехала улаживать бракоразводный процесс с бывшем мужем. От тоски Авдий не находит себе места, и в зале ожидания вокзала его находит некто Обер-Кандалов - бывший офицер дисциплинарного батальона, уволенный из армии за аморальное поведение (гомосексуальное растление солдат). Набирая команду для охоты на сайгаков в моюнуумских степях, он, увидев одинокого молодого человека, сагитировал его принять участие в облаве. Чтобы скоротать время пребывания в чужой местности, Авдий нехотя соглашается.

Оказавшись в среде полудеклассированного элемента - людей с очень туманным прошлым и весьма сомнительным настоящим, Авдий снова произносит речи о покаянии - он не стерпел убийства множества животных «для плана» - пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле. Последними словами Авдия, обращёнными к Акбаре, будут: «Ты пришла…»

Часть третья

Третья часть описывает жизнь Бостона, живущего в трудный период перехода социалистической собственности в частную. Повествование начинается с того, как местный пьяница Базарбай крадёт детёнышей волчицы Акбары. Спасается от волчьей погоне он в усадьбе Бостона. Несмотря на все уговоры Бостона, который опасается мести волков, продаёт волчат за выпивку. В этом повествовании рассказывается о несправедливости, которая царила в то время в этих местах. Тяжёлые отношения складываются у Бостона с местным парторгом. Трагически оканчивается судьба Бостона - тоскующая по волчатам волчица Акбара уносит маленького сына Бостона - Кенджеша. Бостон, стреляя в волчицу, вместе с ней убивает собственного сына . Обезумев от горя, он идет к дому пьяницы Базарбая, расстреливает его и идет сдаваться властям.

34173cb38f07f89ddbebc2ac9128303f

Часть первая

Действие романа начинается в Моюнкумском заповеднике, где жила волчья пара – Акбара и Ташчайнар. Летом у них родились волчата, а когда выпал первый снег, волки, отправившись на охоту, обнаружили, что в заповеднике полно людей. Охотники приехали в заповедник, чтобы выполнить план по сдаче мяса, и стреляли сайгаков. Во время охоты погибли и волки, жившие в заповеднике – осталась только Акбара и Ташчайнар, их волчата тоже были мертвы. Охотники складывали туши сайгаков в вездеход. В том же вездеходе лежал связанный Авдий Каллистратов – внештатный сотрудник областной комсомольской газеты, который в свое время был исключен из духовной семинарии.

Авдий имел свои представления о том, какой должна быть настоящая «праведная» жизнь и всеми силами открыто боролся с теми, кто, по его мнению, жил неправильно.

Как-то раз он получил задание от газеты проследить, каким путем попадают в среднюю полосу России наркотики. Авдий, для того чтобы проследить путь наркотика присоединился к компании «гонцов за анашой», которая отправлялась в Среднюю Азию. Еще на вокзале он понял, что среди «гонцов» существуют свои правила – например, они не должны общаться друг с другом, чтобы в случаи поимки никого не могли выдать. Во время пути он также понял, что есть человек, который руководит всеми, разрабатывает план. Все «гонцы» звали его «Сам». Ради встречи с ним Авдий решает пойти до конца, он вместе с другими гонцами собирает коноплю, набивая ею рюкзак, и едет обратно. По дороге на конопляное поле происходит знаменательная встреча – Авдий знакомится с белокурой кареглазой девушкой, которая оставила в его сердце глубокий след.

Добравшись до железной дороги, Авдий видит у товарного поезда Гришана, и догадывается, что это и есть тот таинственный человек, ради встречи с которым он проделал тяжелый путь – «Сам».

Часть вторая

Гришан сразу понял, что Авдий – это не обычный «гонец», что у него есть в жизни принципы, прямо противоположные его собственным принципам. Он захотел, чтобы Авдий отдал свою добычу и ушел, но тот остался вместе со всеми. Все «гонцы» смогли запрыгнуть в вагон товарного поезда, и там Гришан разрешил им выкурить самокрутку с травой. Сделал он это нарочно, чтобы позлить Авдия. Сам Гришан, как и Авдий, не курил. Авдий понимал, что сделать в данный момент ничего не может, но все же нервы его не выдержали - когда один из «гонцов» стал к нему приставать с требованием присоединиться к курящим, он выхватил у того из пальцев бычок и выкинул его в открытую дверь вагона, а потом стал высыпать туда же и траву из своего рюкзака, призывая и всех остальных сделать то же самое. В результате Авдия жестоко избили и выкинули из вагона.

Авдий упал в кювет у железнодорожных путей, ему виделась сцена разговора Иисуса с Понтием Пилатом. Потом, когда он пришел в себя, он вдруг представил, что существует сразу в двух мирах – в этом и в том, где он пытается спасти Иисуса, Учителя.

Переночевал Авдий под мостом, а утром увидел, что его паспорт и деньги насквозь промокли. На попутке он смог добраться до станции. Но вид у него был настолько грязный, что на станции его арестовали и доставили в участок, где он увидел всех «гонцов», с которыми вместе ехал. Не было среди них только Гришана. Услышав, что его собираются отпускать, Авдий потребовал, чтобы его посадили к «гонцам» - он решил, что сможет убедить их вернуться к «правильной « жизни. Милиционер, сделав вывод, что перед ним сумасшедший, привел его на станцию и посоветовал уехать. Но на станции Авдию становится совсем плохо. Скорая помощь отвозит его в местную больницу, где Авдий вновь встречается с той девушкой, которая его так впечатлила. Инга узнала об Авдии от врача и пришла его навестить.

Вернувшись в город Приозерск, где он работал, Авдий неожиданно узнает, что собранный им материал уже никого не интересует. Он рассказывает о случившемся Инге, а та, с вою очередь, делится с ним своей проблемой – она развелась с мужем, ее сын живет у ее родителей, и она хочет забрать его к себе. Они договариваются, что осенью Авдий приедет к Инге, и она познакомит его с сыном. Но осенью Авдий, приехав к Инге, вместо девушки находит письмо, в котором она пишет о том, что для того, чтобы не отдавать сына мужу, она вынуждена скрываться. Возвращаясь на вокзал, Авдий и встречает человека, который руководит операцией по истреблению сайгаков в заповеднике. Он присоединяется к отряду, но не может смотреть на то, как убивают сайгаков и требует остановить это истребление животных. В результате его связали, а потом избили и распяли на саксауле. Весь отряд отъезжает в сторону, чтобы оставить его одного. Там, на саксауле и видят его Акбара и Ташчайнар, которые искали своих волчат. Когда на рассвете охотники возвращаются за Авдием, он был уже мертв.

А Акбара и Ташчайнар ушли из саванны, нашли себе другое место. Вновь у них родились волчата, но когда началось строительство дороги, камыши, где они устроили себе логово, подожгли, и все волчата погибли. Снова ушли волки, нашли другое место, и вновь у них появились волчата.

Часть третья

Базарбай Нойгутов возвращался к себе домой мимо котлована и услышал странные звуки, напоминающие детский плач. Пойдя на звуки, он увидел четверых волчат. Недолго думая, Базарбай положил волчат в сумку и скорее ускакал, понимая, что взрослые волки бросятся за ним в погоню. Акбара и Ташчайнар в поисках волчат шли по следу Базарбая, догнали его и пытались не дать ему доехать до людей. Но на дороге у него стоял дом колхозного передовика Бостона Уркунчиева, в котором Базарбай и смог спрятаться от волков. Жена Бостона приветливо встретила Базарбая, а тот показал ей волчат и даже дал маленькому сыну Бостона поиграть с ними, а потом уехал.

А волки так и остались около дома Бостона. Каждую ночь Бостон слышал волчий вой, он даже ездил к Базарбаю с просьбой продать ему волчат – хотел вернуть их родителям, но тот наотрез отказался, так как просто ненавидел Бостона. Волки стали бродить по округе и нападать на людей, а Базарбай продал волчат, получив за них немалые деньги.Наконец Акбара и Ташчайнар вернулись к дому Бостона, и тот понял, что ему придется убить их, так как другого выхода из сложившейся ситуации не видел. Но застрелить ему удалось только Ташчайнара. А Акбара осталась ждать – и дождалась.

Летом она сумела подкрасться к самому дому и схватить ребенка Бостона, который играл на улице. Бостон пытался стрелять в Акбару, но не попадал, так как боялся ранить ребенка, которого несла волчица. И все же он выстрелил и попал, но когда подбежал к тому месту, где лежала раненная волчица, то увидел, что она еще дышит, а вот его сын уже мертв. Тогда взял Бостон ружье, пошел к Базарбаю и убил его, а сам сдался властям.

Один из главных героев произведения; бывший студент-семинарист, работающий в газете; проповедник, моралист, идеолог добра. Полное имя героя – Авдий Каллистратов. Его судьба не из легких, так как он выбрал бороться в одиночку со злом. Авдий верит в торжество добра и пытается всячески донести это людям.

Один из ключевых персонажей романа; честный колхозник и лучший чабан в аиле; противник скандалиста и тунеядца Базарбая Нойгутова. Полное имя героя – Бостон Уркунчиев. Этот передовик производства вырос в лишениях, но всего добился сам, своим трудом. Бостон рано лишился матери и был самым младшим в семье.

Одна из главных героев произведения; волчица, «супруга» Ташчайнара. Ей постоянно не везло с потомством из-за людей. Первое её потомство было убито хунтой Обера, когда они делали облаву на сайгаков. Второе погибло, когда жгли камыши для строительства дороги. Третье потомство украл Базарбай, чтобы продать их и пропить потом вырученные деньги.

Один из главных персонажей, встречающийся в третьей части романа; антипод Бостона Уркунчиева, пьяница и тунеядец. Полное имя – Базарбай Нойгутов. Это один из худших персонажей в произведении Айтматова, который своими завистливыми действиями разрушил жизнь соседа по селу и преуспевающего колхозника Бостона Уркунчиева.

Один из персонажей, главарь банды наркоторговцев, прототип «антихриста» в романе. Это второстепенный герой, который появляется в первой и второй частях книги. Перевозчики конопли его таинственно называют Сам, чтобы не выдать личности Гришана. С виду это человек заурядной внешности, похожий «на загнанного в угол хищного зверька».

Инга Фёдоровна

Второстепенный персонаж, знакомая Авдия, с которой он случайно познакомился в Учкудуке, а потом оказалось, что она занимается похожей работой. Она приехала к нему в больницу, после чего Авдий безумно влюбился в неё. Инга уже три года не жила с прежним мужем, от которого у неё был сын. Авдий ей тоже понравился, и она была готова связать свою жизнь с ним.

Гулюмкан

Второстепенный персонаж, жена Бостона Уркунчиева. Ранее она была замужем за другом Бостона, Эрназаром, который погиб в горах. После того, как Бостон тоже потерял свою жену, они решили пожениться и родили сына - Кенджеша, который помогал пережить им горе. К сожалению, судьба была несправедлива к ней снова. Муж, пытаясь отбить сына у волчицы Акбары застрелил её вместе с сыном. А потом пошёл и застрелил виновника всей этой трагедии - Базарбая. Таким образом, Гулюмкан снова потеряла мужа, да ещё и сына.

Петруха

Второстепенный персонаж, гонец за анашой, который ехал вместе с Авдием. Ему было около 20 лет, он был из Мурманска. Работал на стройке, но на лето всегда ездил за анашой. Был главным инициатором сброса Авдия из поезда. Был арестован с поличным.

Лёнька

Второстепенный персонаж, гонец за анашой, который ехал вместе с Авдием. Сирота из Мурманска, ему было около 16 лет. Защищал Авдия, кода того выкидывали из поезда, за что сам получил в нос. Был арестован с поличным.

Обер, Кандалов

Второстепенный персонаж, главарь бригады или хунты сборщиков убитого зверя. Не остановил Кепу и Мишаша от убийства Авдия, а даже помогал им.

Мишаш

Второстепенный персонаж, один из бригады сборщиков убитого зверя, второй человек в хунте. Свирепый и жестокий человек. Был одним из главных инициаторов убийства Авдия.

Кепа

Второстепенный персонаж, водитель из бригады сборщиков убитого зверя. Был одним из главных инициаторов убийства Авдия.

Гамлет-Галкин

Второстепенный персонаж, один из бригады сборщиков убитого зверя, бывший­ артист областного­ драматического театра, алкоголик. Пытался остановить убийство Авдия.

Первая часть рассказа "Плаха" Айтматова, повествует о волчице Акбаре и ее трудной жизни. За ней и еще одним волком гнались охотники на вертолетах, Акбаре удалось уйти от погони, а волк и волчата погибли.

Авдий - был сыном священника, тоже находился в числе охотников. Авдий преследовал цель переубедить гонцов за анашей, чтобы они оставили это плохое дело. Таким образом, он внедряется в группу и отправляется с ними за анашей. В этой группе были люди самых разных возрастов, самому младшему - шестнадцать лет, и все ехали за легкими деньгами. Так прибыв на место, они начали собирать запретный плод. Собирать было легко, но долго. Набрав целые мешки, группа отправилась сбывать добытое. Это самое трудное на их пути - пройти таможню. Авдий встречается с самым главным из этой компании.

Подстроив иллюзию пожара, гонцы легко залезли на товарный поезд. Некоторые члены группу начали придраться к Авдию, что привело к драке. Затем Авдия просто выкинули с поезда.

Когда же Авдий пришел в себя, то паспорт и деньги пришли в негодность. На станции его арестовали из-за подозрительного внешнего вида. На станции Авдий знакомится с Ингой, у них завязывается дружба.

Приехав в город, его труд отклоняют, и практически игнорируют. После чего главный герой отправляется к Инге, но не застает ее там. Пожив несколько дней, он идет вместе с охотниками убивать животных. В пути Авдий начинает протестовать и возражать, говорить, что убивать животных - плохое дело. Так его вешают на стол и избивают, таким его застает волчица Акбара.

Базарбай по пути домой, находит маленьких волчат и забирает их себе, после продав. С этого и начинаются проблемы у всего села. Волчица Акбара, заметив пропажу, начинает таскать кур и убивать животных, пугая всех. Бостон встал против и угрожал Базарбаю, чтоб тот вернул животных. Но волк и волчица уже стали нападать на людей, так в один день, они утащили сына Бостана. Когда заметили - было поздно, Акбара уже убила малыша. Бостон видя это все, стал очень зол, взяв ружье, поехал к Базарбаю и выстрелил в него. После чего пошел сдаваться властям.

Данное произведение учит тому, что нужно хорошо относится к животным, уважать их. Иначе можно пострадать. Также рассказ учит тому, что нужно всегда идти по честному пути, как это делал Авдий. Даже погибая от злых рук, он не потерял веры в хорошее. Он был предан честности и правде, которую и ценил больше всех.

Читать краткое содержание Плаха Айтматова

В романе перекрещиваются несколько линий в сюжете – линия семьи волков Акбары и Ташчайнара, линия Авдия Каллистратова, линия чабана Бостона. В начале романа центром внимания читателя является описание семьи волков, которые живут в Моюнкумской саванне. Летом у волков рождается первое потомство. Но их мирная жизнь протекала недолго, вскоре в жизнь саванны вторглись люди. Основной пищей волков были сайгаки, но люди стали отлавливать их, чтобы выполнить свой план по поставки мяса.

С наступлением зимы семейство отправилось на охоту, но они попали в западню, выжить удалось только Ташчайнару и Акбаре. Судьба вновь подарила волкам потомство, но люди решили строить дорогу и для этого поджигали камыши, в результате этого все волчата погибли. У волков третий раз появляется потомство, но оно опять погибает. Бездушный и аморальный Базарбай крадет со злым умыслом детенышей Ташчайнара и Акбары, чтобы продать. Со своим уловом он зашел в гости к чабану Бостону, чтобы проведать его, и отправляется со своей добычей домой.

Волки, поймав след, начинают ходить вокруг дома Бостона. Чтобы отомстить за своих детей, Акбара крадет его ребенка. В итоге погибли: волки, сын Бостона, маленький ребенок, Базарбай (его убивает разъярённый Бостон, который считал его виновником всех этих смертей).Убив Базарбая, Бостон поехал сдаваться властям.

Следующая сюжетная линия произведения – линия Авдия Каллистратова, который был изгнан из духовной семинарии за свои идеи. Данный герой против зла, произвола, бесчеловечности и безнравственности. Он хотел всех наставить на путь истинный, помогать им понимать свои ошибки и принимать верное решение. Но судьба решила распорядиться по-своему. Когда Авдий отправляется в степи за анашой. У Авдия и руководителя бригады (для него собирался анаш) возник конфликт. В результате конфликта его жестоко избивают, выбрасывают из поезда и оставляют умирать на изогнутом саксауле. Перед смертью ему слышался свой голос, который читал молитву. На утро его тело нашли Акбара и Ташчайнар. Его гибель в произведение можно расценивать, как самопожертвование ради других людей, чтобы все человеческое зло отыскало истину.

Роман Чингиза Айматова учит любить природу. Ведь дальнейшая благополучие жизни человека будет напрямую зависеть, в каком состояние будет природа. Если будет погибать природа, то будет погибать и весь мир.

Картинка или рисунок Плаха

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Карамзин Остров Борнгольм

    В книге рассказывается о молодом путешественнике, который написал о своих странствиях. Имя героя неизвестно. Писатель много путешествовал и причалил к берегу Англии. На берег путешественник сошел совместно с капитаном

  • Краткое содержание Куприн Суламифь

    В начале автор повествует о времени правления Соломона, о его жизни. Сорока пяти летний царь Персии был необыкновенно мудр и красив, щедр и богат. У Соломона было много женщин, только жён в гареме семьсот человек. А ещё наложницы

  • Краткое содержание былина Садко

    Садко - гусляр из Нижнего Новгорода, однажды его прогоняют с пира бояре, которым он не угодил своими песнями. Опечаленный и разгневанный он приходит на берег Ильмень-озера и играет там, чем привлекает Морского Царя.

  • Гофман Эрнст Теодор Амадей

    Эрнст Теодор Амадей Хоффманн был немецким романтиком, автором фантастики и ужасов, юристом, композитором, музыкальным критиком, художником и карикатуристом. Он - субъект и герой знаменитой

  • Беляев

    Александр Романович Беляев является первым из советских писателей, кто посвятил себя полностью жанру фантастика. Писателя интересовали тайны человеческого организма: возможно ли функционирование мозга вне тела человека

Действующими лицами книги становятся собиратели анаши, молодой человек, изгнанный из духовной семинарии за ересь, бывшие зеки, "кулаки". Автор уделяет много внимания отношениям между людьми и природой. Это очень важно, потому что, чем больше мы узнаем о человеческих взаимоотношениях, о поступках людей, тем лучше мы понимаем друг друга, ведь каждый человек - это целый мир, который можно изучать вечно.

Прочитав эту книгу, понимаешь, как сложно порой могут переплетаться судьбы людей, как сильно их жизни зависят от обстоятельств и от действий других людей. В романе "Плаха" можно выделить три основные сюжетные линии, связанные общей проблематикой.

Первая линия - это судьба пары волков - Акбары и Ташчайнара. В этой книге с первых строк поражает то, что Айтматов начинает свое повествование с рассказа о волках, а не о людях. Но, продолжая читать, понимаешь, что автор сделал это намеренно. Судьбы людей не раз пересекаются с судьбой зверей. Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню - охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата. Пара волков ушла ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там щенки погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера. Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл из норы в горах человек. А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их.

Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова - молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии за ересь; после чего он стал корреспондентом газеты. Но Авдий чувствовал, что это не его призвание, и постоянно искал свое предназначение, смысл своего существования. Он решил поехать в Моюнкумские степи с группой "гонцов" (собирателей анаши), чтобы написать о них статью. Но газетный очерк был только официальным поводом; на самом деле он поехал, надеясь, что ему удастся уговорить этих молодых ребят, почти мальчишек, бросить их опасный промысел и покаяться. Ему это не удалось, как не смог он и напечатать свои "степные очерки". Разочарованный, Авдий возвращается в Жамгак-Саз, куда он ездил с "гонцами" и где он встретил и полюбил биолога Ингу Федоровну, которая так же, как и он, занималась проблемой борьбы с анашой. Но Авдий не застает её в городе и идет на вокзал, где его подбирает для "сафары" (охоты на сайгаков) "Обер-Кандалов - бывалый человек... в прошлом военный, причем из штрафбата".

Айтматов описал эту "сафару" так, что читателям становится ясна практическая невозможность мирного сосуществования человеческой цивилизации и дикой природы степей. Авдия, ставшего случайным свидетелем этой бойни и пытавшегося уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту и покаяться, связали и бросили в кузов машины, а потом распяли на дереве и оставили умирающего молодого человека одного. В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются с судьбой Акбары и Ташчайнара. Бедный чабан Базар-бай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых щенков. Этот его необдуманный поступок стал причиной многих бед в целом совхозе. Волки начали мстить людям: они задрали много овец и даже набрасывались на людей. Но больше всех пострадали Бостон и его жена Гулюшкан: они потеряли самое дорогое, что у них было, - сына Кенджеша.

Роман привлекает читателей не только содержанием, но и проблематикой. Автор затрагивает много важных проблем, которые находят свое отражение в разных частях книги. В их числе вопрос о том, что же делает человека человеком. Людям дан великий дар - способность мыслить, и она должна помогать людям полюбить мир, жизнь и все живое. Однако люди, которые лучше других должны понимать цену жизни, мучают и убивают не только диких зверей, но и друг друга, уничтожают жизнь, защита и охрана которой не обязанность, а призвание человека. "Гонцы" за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. А когда этот молодой человек во второй раз попытался пойти против суровой действительности и остановить бессмысленное жестокое убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди, распявшие Авдия, не пожалели его. Такие, как они, просто не знают, что такое жалость. Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. И у читателей возникает вопрос: в ком же тогда больше гуманности, человечности? Дикие животные способны жалеть нас, почему же тогда мы не можем понять и пожалеть их? Им ведь свойственны все те же чувства и переживания, что и людям. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда - у нее украли её волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость.

Люди в совхозе не могли простить волков, убивающих скот и нападающих на людей, желая отомстить им за всех своих детенышей. Но мы можем понять Бостона, застрелившего Базарбая, которого он считал виновным в смерти своего сына. В романе много внимания уделяется человеческим взаимоотношениям. Айтматов показывает, до какой низости, до каких преступлений могут довести человека зависть и желание жить лучше других. Когда Авдий спросил у "гонцов", Бог или деньги для них важнее, даже маленький Ленька ответил, что деньги, потому что они дают возможность жить лучше, чем живут многие люди, зарабатывающие на жизнь честным трудом. Но честно работать можно тоже по-разному. Бостону, который вкладывал все силы в работу, многие бедные чабаны завидовали, некоторые даже ненавидели его за то, что у него все было лучше, чем у них. За это Бостона из "передовика производства" превратили в "кулака". А парторг Кочсорбаев старался помешать "кулаку" добиться большего.

Все это происходило потому, что та же государственная идеология, которая не допускала возможности существования таких пороков, как наркомания, была против любого неравенства. Айтматов прекрасно понимал противоестественность ситуации, в которой для всеобщего равенства все должны жить и работать одинаково плохо, а не одинаково хорошо.

Для поддержания такого порядка в государстве отдельных людей, пытавшихся бороться за справедливость, отправляли на плаху. Но автор показывает читателям, что государство и общество, которые коверкают жизни и судьбы людей и не обращают внимания на свои внутренние проблемы, из которых наркомания, возможно, не самая серьезная, сами идут к "плахе". Такая критика системы в то время, когда был написан этот роман, была очень смелым шагом. В наше время проблемы, затрагиваемые в романе "Плаха", уже не так злободневны, но многие из них все ещё актуальны. Поэтому я считаю, что ещё не одно поколение людей, среди которых всегда есть и стремящиеся собственным трудом добиться успеха, и старающиеся направить других на путь истинный, и просто желающие лучше понять человеческие взаимоотношения и характеры других людей, будут с большим интересом и удовольствием читать роман Ч. Айтматова "Плаха".