Проект
на тему
« Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Евразии»
Участники проекта:
учащиеся 7 класса
Руководитель проекта:
Медведева Ольга Евгеньевна
учитель географии
Тема проекта:
"Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Евразии»
Участники проекта – обучающиеся 7 класса
Цели проекта: познакомить обучающихся с рельефом Евразии, с его тектоническим строением и полезными ископаемыми;
Задачи проекта:
Создать мотивационную среду для самостоятельной игровой деятельности обучающихся через постановку проблемы в виде эвристической беседы.
Развитие познавательных потребностей и способностей, обучающихся через самостоятельную работу в группах и решение проблемной ситуации.
Развитие коммуникативной культуры
Развитие творческих способностей, умения анализировать и систематизировать материал
Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.
Развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.
Воспитание гуманистического отношения к другим; бережное отношение к природе
Оборудование:
- интерактивная доска
Атласы 7 класса по географии; листы ватмана- 3шт.; клей 1., фломастеры, маркеры, конверты с заданиями; дополнительный материал, схемы выполнения заданий,
выставка книг
Парты расставлены на 4 группы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, представление. Организация рабочего места (на столах должны лежать: учебники, атласы, ручки, карандаши, фломастеры. Клей, конверт с заданием, папка с иллюстрациями и дополнительной информацией, ватман, анкеты,
(у 4 группы – жюри – таблицы с оценочными материалом).
Учащиеся распределяются на 4 группы.
Создание игровой проблемной ситуации.
Здравствуйте, ребята! Мы все любим путешествовать! Я предлагаю вам создать научно-исследовательские экспедиции и отправиться в путешествие по материку Евразия, чтобы изучить рельеф и полезные ископаемые. Какими качествами характера должен обладать путешественник? (Внимательный – правильно, это пригодится для изучения материала; аккуратный – для аккуратного оформления информации; спокойный – для умения сосредоточиться, умный и т. д.).
У нас 3 научно-исследовательские экспедиции.
Каждая команда выбирает начальника экспедиции.
У каждой экспедиции на столе – пакет с секретным заданием и ценными указаниями по его решению, а также на столах все необходимое для того чтобы оформить в виде проекта итог вашего путешествия. Вы отправляетесь на неизвестную территорию для её исследования и сбора информации.
После возвращения, вам надо отчитаться о выполнении задания перед «Научно-исследовательским центром». (жюри – 5 человек- 4 команда).
Они оценят вас по следующим критериям:
Правильность изложения материала;
Полнота ответа;
Логичность ответа;
Наглядность проекта;
Уважение к другой команде;
Время.
Зададут каждой команде дополнительные вопросы
Работать начинаем одновременно, в течение 10-12 минут вы должны добыть информацию и оформить её на ватмане. Затем каждая команда защищает свой проект в течение 2-х минут.
Ребята! Российский корабль, совершая плавание по Индийскому океану, обнаружил в его водах бутылки с какими-то бумагами. Давайте откроем и посмотрим, что там написано. Наверное, это записи других путешественников, но они изрядно пострадали и часть информации стёрлась. Ваша задача, изучая территорию, восстановить эти записи.
И так, в добрый путь, на неизвестную территорию!
Учитель подходит к командам, консультирует.
1 команда.
Задание в конверте : «Найти материал о тектоническом развитии Евразии, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём».
Ценные указания:
3. Оформить проект (используя рисунки, иллюстрации, значки), раскрасить разными цветами платформы, складчатости разных возрастов
В основании лежит_________________________________________________
На севере материка расположилась __________________________________
Под ней, на юго-западе, крайнем юге находится________________________
На востоке материка имеются _______________________________________
5. Подготовить рассказ по схеме о тектоническом строении Евразии
2 команда.
На столе - ватман с контуром Евразии
Задание: «Найти материал о рельефе Евразии, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём.»
Ценные указания:
(интересные сведения, приготовленные учителем).
3. Оформить проект (используя рисунки, иллюстрации, значки). раскрасить разными цветами разные формы рельефа и подписать их
4. Восстановить текст из бутылки:
В Евразии преобладают _____________________________________________
По высотам Евразия делится на ______________ и _______________ менее 1000метров, _______________ и _______________ более 1000метров
В Восточной Евразии находится_______________, где расположены ______________
На востоке Евразии находятся вулканы _____________. ______________
К северу расположились ________________________________________
На северо-западе _______________________________________________
На востоке южной части Евразии _________________________________
На самом юге _______________
5.Подготовить рассказ по схеме о рельефе Евразии
3 команда .
На столе - ватман с контуром Евразии.
Задание: «Отобрать материал – определить наличие полезных ископаемых на территории Евразии. Оформить проект на ватмане и рассказать об этом».
Ценные указания:
(интересные сведения, приготовленные учителем).
3. Оформить проект (используя рисунки, иллюстрации, значки). Приклеить условные знаки полезных ископаемых в нужных местах
4. Восстановить текст из бутылки:
По происхождении полезные ископаемые делятся на _______________,______________,_______________.
В складчатостях образуются полезные ископ. ____________________ происхождения.
На платформах - _______________ происхождения
На Евразии преобладают ________________ горные породы
Г. Кавказа ________________________________________________________
Уральские горы_____________________________________________________
Среднесибирское плоскогорье ________________________________________
Юг богат __________________________________________________________
5. Приклеить условные знаки полезных ископаемых
6. Приготовить рассказ о расположении полезных ископаемых
4 команда – «Научно-исследовательский цент» или жюри.
Задание:
3. Придумать дополнительные вопросы для команд (по 2 для каждой).
4. После выступления каждой команды – заполнять таблицу «Карта результативности»
5. После выступления всех команд подвести итоги и кратко прокомментировать оценку.
За две минуты до окончания срока – предупредить команды о том, что время заканчивается.
Внимание! Время закончилось.
Вызывается 1 команда исследователей для отчета в «Научно-исследовательский центр»»
Прочитайте ваше задание для остальных команд. Слушаем, какую информацию вы собрали.
Ответ команды по проекту.
Вызывается 2 команда «исследователей» Слушаем ваше задание.
Ответ команды по тому же плану
В «Научно-исследовательский цент» вызывается следующая 3 команда «исследователей»
Прочитайте задание. Ответы команды.
Сейчас возьмите анкеты на столах (они лежали лицевой стороной вниз) и ответьте на вопросы в течение 2 минут, а «Научно-исследовательский цент» подведет итоги.
Время закончилось. Сдайте анкеты. Жюри проверяет. Слово – жюри.
Жюри объявляет итоги.
Подводят итоги и начальники экспедиции
Учитель подводит итоги.
На каком материке мы побывали? (Евразия)
О чем вы рассказывали? (О рельефе о полезных ископаемых)
Значит, тема нашего урока называется …(«Геологическое строение,рельеф и полезные ископаемые Евразии»)
Обратите ваше внимание на стенд с книгами.
В качестве домашнего задания - отметить на контурных картах основные формы рельефа Евразии и полезные ископаемые.
Тема. Как люди открывали Землю. Материк Евразия.
Цель: сформировать знания о материке Евразия.
Задачи:
познакомить учащихся с географическим положением материка, растительным и животным миром, историей их открытия;
познакомить с русскими путешественниками, открывавшими и исследовавшими новые земли, с крупными государствами и народами материков;
развивать пространственное воображение, познавательный интерес, умение работать с картой полушарий и глобусом, определять географическое положение материка;
развивать навык пользоваться познавательной литературой;
воспитывать чувство гордости за соотечественников, внесших вклад в открытие новых земель.
Ход урока.
1. Актуализация знаний. (1 слайд)
Совершая путешествие в прошлое России, мы познакомились с историей нашего Отечества. Ну а сейчас пришла очередь познакомиться с другими народами и природой нашей планеты.
Многие тысячелетия люди, жившие в разных краях, Земли ничего не знали друг о друге. Их разделяли громадные пространств, высокие горы, широкие реки, непроходимые болота, дремучие леса и многое другое.
Как же люди узнали о существовании друг друга? Для чего люди путешествуют?
Какие новые знания получают люди, путешествуя?
На каких видах транспорта можно путешествовать?
Что надо знать и уметь каждому путешественнику?
Какую информацию можно получить по карте? (О формах суши, о высоте гор, о глубине водоемов)
Назовите самый большой океан? Второй по величине? Самый теплый океан? Самый маленький океан? (2 слайд)
Чем сходны и чем различаются материк и остров? Остров и полуостров?
Я предлагаю вам закончить предложения (слова записывают в тетради)
Уменьшенная модель Земли ……. (глобус), Самую северную точку Земли называют … (Северный полюс), а самую южную - …. (Южный полюс). На одинаковом расстоянии от полюсов проходит … (экватор) – линия, условно делящая земной шар пополам. Условные линии на карте и на глобусе, по которым можно узнать направление север – юг … (меридианы). Линии параллельные экватору называют -… (параллели).
Назовите все материки. (3 слайд)
Сообщение цели урока.
Вы, наверное, уже догадались, что мы начинаем путешествие по материкам и океанам.
О каком материке пойдет речь сегодня на уроке, нам подскажет загадка:
Все океаны умывают
Сей огромный материк.
Его странно называют,
К раздвоенью он привык.
Состоит из двух частей,
Из Европы, Азии.
Интересных ждем вестей
И разнообразных.
Из холодной тундры,
Где деревья-карлики.
И от шумной детворы
Из тропической жары. (Евразия) (4 слайд)
Изучение нового материала.
Для закрепления полученных знаний идет заполнение таблицы по Евразии, которая выдана каждому учащемуся.
Материк | Горы | Реки | Озера | Пустыни | Главные особенности | Кто открывал |
Самый большой | Лавптев, Челюскин, С. Деженев В. Беринг |
|||||
Килиманджаро | Самый жаркий | |||||
Северная Америка | Кордильеры | Миссисипи | Великие Американские озера | |||
Южная Америка | Амазонка | Самый влажный | ||||
Австралия | Самый сухой | |||||
Антарктида | Под ледником | Под ледником | Самый холодный |
Первое воображаемое путешествие мы совершим по самому большому материку – Евразия, на котором находится наша страна. Условно Евразию делят на Европу и Азию. Граница Европы и Азии проходит по Уральским горам, р. Урал, Каспийскому морю, ч-з Кавказские горы, Черное море, Средиземное море, (5 слайд) Красное море, а Индийский океан – Азию отделяет от Африки. (6 слайд)
- Откройте РТ на с. 40 - 41. з. 1. С помощью карты, (7 слайд) цифрами укажите, где расположены государства Европы.
Откройте У на с 127 познакомьтесь с текстом «Кто из россиян исследовал Азию»
Комментированное чтение и показ слайдов
8 9 слайд – море Лаптевых Лаптевы ДамитрийЯковлевич (1701 0 1767), вице-адмирал, и Харитон Прокофьевич (1700- 1763), капитан 1-го ранга, исследователи Арктики, Открыли ряд островов.
10 – 11 слайд – Челюскин, мыс Челюскина
12 – 14 слайд – Деженев, мыс Деженева, памятник
15 – 16 слайд – Витус Беринг, Берингов пролив
17 слайд – памятник Хабарову
18 слайд – Шелехов
19 – 20 слайд – Никитин, карта.
Особенности формы поверхности Евразии можно выявить, рассматривая глобус, или карту полушарий, или физическую карту материка. Большая область на карте Евразии окрашена в темный коричневый цвет.(21 слайд) Здесь находится крупнейшая в мире горная система и высочайшая вершина в мире гора Эверест (или Джомолунгма) высотой 8848 км. Здесь в высоких горах, множество сияющих белизной ледников, таяние которых питает стекающие с гор реки. Более низкие горы и плоскогорья, отмечены на карте бледным коричневым цветом, занимают значительную часть Евразии. В северной части материка, на территории России, находятся обширные Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнина.
Евразия богата реками и озерами.(22 слайд) Здесь находится самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно образовалось в узкой и длинной расщелине гор глубиной до 1620м, в которую с окрестных гор стекает вода более 336 рек, а вытекает только одна река Ангара.(23слайд) А в другой части Евразии, в широкой и глубокой низменности, образовалось самое большое озеро в мире – Каспийское. На физической карте видно, что уровень воды в нем ниже уровня мирового океана.
В разных направлениях пересекают карту материка синие прожилки текущих среди гор и равнин многочисленных рек. Среди них целых шесть рек входят в десятку крупнейших рек мира: реки Обь, Амур и Лена в России, реки Янцзы и Хуанхэ в Китае, река Меконг во Вьетнаме.
24 слайд – фото Волги.
4. Итог.
- Итак, мы побывали с вами на материке Евразия.Благодаря громадным размерам Евразии и разнообразию ее рельефа, в разных уголках материка сложились столь разные условия жизни, что это привело к замечательному разнообразию растительного и животного мира, разнообразию населяющих ее народов.
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Слайд 3
Описание слайда:
Слайд 4
Описание слайда:
Слайд 5
Описание слайда:
Слайд 6
Описание слайда:
Слайд 7
Описание слайда:
Слайд 8
Описание слайда:
Слайд 9
Описание слайда:
Слайд 10
Описание слайда: Описание слайда:
Растительный и животный мир Животный мир Евразии очень разнообразен. Распределение современной дикой фауны по территории зависит от особенностей природных условий и от результатов деятельности человека. Наиболее распространенное крупное млекопитающее тундр - северный олень. В тундре водятся также песец, лемминг и заяц-беляк. Из птиц наиболее распространены белая и тундровая куропатки. На летний период в тундру прилетают чайки, гагары, гаги, гуси, утки, лебеди. Животный мир лесной зоны лучше всего сохранился в тайге. Здесь живут волки, бурые медведи, лоси, рыси, лисы, белки, росомахи, куницы. Из птиц - тетерев, глухарь, рябчик, клест. Степные животные - степной хорек, суслики, различные мыши. Из крупных животных сохранился сайгак. Разнообразны птицы- жаворонки, ласточки, соколы. В полупустынях и пустынях преобладают пресмыкающиеся, грызуны, копытные. В Центральной Азии обитают двугорбые верблюды, дикие ослы - куланы. В горных лесах Южного Китая сохранились бамбуковый медведь панда, черный гималайский медведь, леопард. На Индостане и на острове Шри-Ланка до сих пор живут дикие слоны. Для Индии и Индокитая характерно обилие обезьян, большое количество различных пресмыкающихся, особенно ядовитых змей. Многие животные, обитающие в Евразии, занесены в Красную книгу: зубр, уссурийский тигр, кулан и др.
Слайд 12
Описание слайда:
Слайд 13
Описание слайда:
Слайд 14
Описание слайда:
Евразия. Евразии. Материк Евразия. Путешествие по Евразии. Климат Евразии. Народы евразии. Рельеф Евразии. Внутренние воды Евразии. Географическое положение Евразии. Природа Евразии. Почвы Евразии. Умеренный пояс: лесная зона. Физико-географическое положение Евразии. Проект «россия? евразия». Евразия. Географическое положение. История исследования.
Умеренный пояс: засушливые зоны. Древние жители северной евразии. Тема урока: Внутренние воды Евразии. Презентация к уроку «Внутренние воды Евразии». Семь чудес Евразии: моря Евразии. Географическоеположение материка евразии. Евразия: ГП и история исследования материка. Евразия: географическое положение и история исследования материка.
Роль гидроэнергетики в формировании ресурсной базы и энергетической инфраструктуры Евразии. Решение задач комплексной автоматизации финансового учета в крупнейшей буровой компании России «Буровая Компания Евразия». Климат и внутренние воды Евразии. Человек на евразийском пространстве 7 класс. Устойчивое развитие территорий: ресурс социального партнёрства.
Национальная компания «КазМунайГаз»: Казахстан – основной двигатель роста добычи нефти в Евразии: ключевые проекты, перспективы и новые возможности.