Лидия литвяк и алексей соломатин. Белая лилия. Жизнь и смерть Лидии Литвяк. Всё, что в воздухе, - враг

31.01.2024 Природа

Лидия Литвяк - самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой войны, чей рекорд по одержанным в воздухе победам занесён в Книгу Рекордов Гиннеса. На персональном счету Героя Советского Союза Лидии Литвяк значатся 12 сбитых вражеских самолётов, и ещё четверых стервятников она воткнула в советскую землю в составе группы, то есть с помощью своих товарищей-пилотов. В данном случае речь идёт о подтверждённых победах. В реальности она сбила на пару самолётов больше. Итого: 18 поверженных захватчиков и ещё один аэростат - корректировщик артиллерийского огня. При этом воевала Лидия Литвяк всего один год. За это время она совершила 168 боевых вылетов и провела 89 воздушных боёв. В свои неполные 22 года при освобождении Донбасса она пропала без вести…

О Лидии Литвяк написано множество статей и снято несколько документальных фильмов. В них очень подробно описан весь боевой путь героической лётчицы: где и при каких обстоятельствах она карала врагов, над какими городами и сёлами сбивала «мессеры» и «юнкерсы», за какие подвиги получала награды. Я не стану дублировать эти факты, а расскажу вам несколько историй из короткой, но очень яркой жизни белокурой красавицы Лиды Литвяк. Простые «человеческие» истории, которые мне показались наиболее интересными.

Начну с удивительного совпадения - Лида, которую все домашние и близкие друзья называли Лилей, родилась 18 августа 1921 года - во Всесоюзный день авиации. Она всегда невероятно гордилась этим фактом. Девушка была безумно влюблена в небо и в самолёты. В 14 лет она записалась в Центральный аэроклуб имени Чкалова, и уже в 15-ть совершила свой первый самостоятельный полет. После того, как Литвяк окончила Херсонское лётное училище, она стала лётчиком-инструктором и до начала войны сумела поставить на крыло 45 курсантов. Вы только вдумайтесь в это: миниатюрная девятнадцатилетняя красотка подготовила для страны 45 военных пилотов!

Когда началась война, советское командование приняло решение сформировать из женщин-добровольцев три женских авиаполка под руководством легендарной лётчицы Марины Расковой .

И Лидия Литвяк приложила все усилия, чтобы попасть в новую часть. Кстати, чтобы быть зачисленной в 586-й истребительный авиаполк, Литвяк приписала к своему налёту 100 недостающих часов. То есть, она совершила серьёзный подлог во имя великой цели - ради изгнания захватчиков с территории Родины.

Лидия успешно освоила истребитель «Як-1» и в первом же своём бою в небе над Саратовом в составе группы сбила свой первый вражеский самолёт-бомбардировщик - «Юнкерс Ju-88». А вот во время второго боевого вылета над Сталинградом молодая лётчица совершила невероятное - она сбила сразу два самолёта: бомбардировщик «Юнкерс Ju-88» и истребитель «Мессершмитт Bf.109». Причём, сделала это, выручая из беды свою подругу Раю Беляеву, у которой закончились боеприпасы. Две победы - в одном бою! Да ещё и во время своего второго (всего лишь второго!) по счёту вылета! Вы знаете, не каждый советский мужчина-пилот мог осенью 1942 года похвастать подобным достижением. То есть, отсутствие боевого опыта у Литвяк целиком перекрывалось удивительным лётным мастерством. И везением, наверное, тоже.

Некоторые источники сообщают, что немецкий лётчик сбитого Me-109, который приземлила Лидия, оказался бароном, одержавшим до этого 30 воздушных побед. Пленённый барон во время допроса пожелал познакомиться со своим победителем. К нему на встречу пришла белокурая, хрупкая, нежная с вида, голубоглазая девушка. Это попросту взбесило барона. Он посчитал, что русские захотели над ним поиздеваться! Бывший немецкий небожитель пришел в ярость и воскликнул: «Вы смеетесь надо мной!? Я - лётчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер Рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот лётчик дрался мастерски!».

А вот когда Лидия жестами показала известные только им двоим детали боя, барон изменился в лице, снял с руки золотые часы и протянул их ей, девушке, которая свергнула его с небес.

Даже на войне женщина хочет оставаться женщиной. Об этом в мемуарах сослуживцев Литвяк есть одно забавное воспоминание. Однажды Лидия вышла на общее построение с шикарным и необычным меховым воротником на лётной куртке. Это было не по Уставу. А потом все вдруг поняли, откуда взялся мех - Лидия срезала его со своих унтов и украсила им воротник. Командир Марина Раскова заметила эту женскую «штучку» и приказала Литвяк перешить всё обратно. И та всю ночь, вместо сна, находясь под арестом, возвращала унтам и куртке уставной вид.


По воспоминаниям однополчан Лида любила изящно одеваться. Она носила необычные вещи: белый подшлемник, вывернутую мехом наружу безрукавку, хромовые сапоги и длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка. Летом в кабине её истребителя всегда находился букетик полевых цветов. После нескольких побед в небе над Сталинградом Лидия заслужила право на персональный бортовой знак - на фюзеляже её «Яка» появилась нарисованная белая лилия. А в эфире стали звучать новые радиопозывные: либо просто «Лилия» , либо «Белая Лилия - 44» . 44 - это по бортовому номеру её самолета. Да и саму девушку часто стали называть не Лидой, а Лилей.

Очень интересный случай произошёл с ней в середине февраля 1943-го.

В одном из боёв её самолёт «Як-1» был подбит, и лётчица совершила вынужденную посадку на вражеской территории. К ней бросились немецкие солдаты-пехотинцы и попытались взять Лидию в плен. Она стала отстреливаться из пистолета. И когда у Лиды остался только один патрон, на выручку прилетел наш штурмовик. Он пронёсся над головами гитлеровцев, и, поливая их огнём, заставил зарыться в землю. А затем приземлился рядом с Белой Лилией и взял её к себе на борт. Ну, вот прямо готовая слёзо-выжимательная сцена для героического художественного фильма! Только если её снять, то зрители скажут: - Не верим! Не бывает такого!...

Однако, бывает. Ещё как бывает!

В начале 1943 года Лидия Литвяк была переведена в 296-й истребительный авиационный полк и назначена ведомой к командиру эскадрильи Алексею Соломатину. Для справки, вдруг кто не знает: ведущий летчик должен идти в атаку, а ведомый - его прикрывать. Между ведущим Соломатиным и ведомой Литвяк возникла любовь, и спустя несколько месяцев совместных полётов, в апреле 43-го, в перерыве между боями пара поженилась. Но фронтовое семейное счастье оказалось не долгим…

21 мая муж Лиды Герой Советского Союза Алексей Соломатин погиб в авиакатастрофе.

А ещё через месяц от множественных ранений скончалась лучшая подруга Лиды - Катя Буданова .

Этот роковой 1943-й год стал последним и для самой Лидии Литвяк. В конце июля шли страшные бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, который закрывал дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе.

1-го августа 1943 года Белая Лилия совершила свой последний полёт. В тот день гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, (особо акцентирую: четыре боевых вылета!) в ходе которых лично сбила два самолёта противника и ещё один в группе. Из последнего четвёртого вылета она не вернулась…

То ли сказалась физическая усталость и эмоциональное напряжение, то ли отказало оружие. В бешеной круговерти смертельной карусели жаркого воздушного боя самолёт с Белой Лилией на борту был подбит, но упал не сразу, а вошёл в зону облаков и исчез...

Через две недели Лиде Литвяк должно было исполниться 22 года.

Долгое время отважная пилотесса считалась пропавшей без вести. Конечно же, её искали. И сразу после освобождения Донбасса, и после войны. Искали долго и упорно. Так, например, в 1967 году в городе Красный Луч Луганской области школьная учительница Валентина Ивановна Ващенко основала поисковый отряд под названием РВС, что расшифровывается как Разведчики Военной Славы. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята-разведчики узнали от местных жителей, что летом 1943 года на окраине хутора упал советский истребитель. Его пилотом, раненным в голову, была девушка. Похоронили её в селе Дмитровка Шахтерского района в братской могиле. Дальнейшее расследование установило, что это могла быть только Лидия Литвяк. Белую Лилию опознали по двум белым косичкам.

Только спустя 45 лет после гибели лётчицы, в 1988 году, в личном деле Лидии Литвяк появилась запись: «Погибла при выполнении боевого задания».

А в 1990 году ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

P.S.

Подборка колоризированных фотографий о войне. Посмотрите - какие прекрасные лица!

Участие женщин в Великой Отечественной – тема общеизвестная. Девушки Советского Союза не только выступали в привычном амплуа санитарок и связисток, но и вовсю сражались в первой линии. Впечатляющие «персональные кладбища» советских снайперш стали легендой, множество санинструкторов пало жертвой огня противника, вынося людей с поля боя, а оборот «Ночные ведьмы» - женщины, летавшие на ночных бомбардировщиках - известен далеко за пределами бывшего СССР. Однако летчицы пилотировали не только ударные самолеты.

Среди советских асов-истребителей обращает на себя внимание человек очень необычных для военного летчика качеств. Среди мощных харизматичных истребителей вроде Покрышкина, Гулаева или Султана неожиданно обнаруживается хрупкая романтичная блондинка, бравшая в кабину самолета букетики и нарисовавшая лилию на борту самолета. Она одержала дюжину индивидуальных побед и с полным правом вошла в элиту воздушных сил. В том возрасте, когда девушки об ычно поступают в университет, она гонялась за «Мессершмиттами» и сбивала их. Ее жертвами становились в том числе заслуженные отлично подготовленные летчики, а после гибели ее образ привлекал множество людей искусства, начиная от писателей и заканчивая такими экзотическими персонажами, как один из самых необычных асов мировой истории. Лидия Литвяк.

От винта!

Ее родители приехали в Москву из деревни вскоре после Гражданской войны. Лидия родилась в 1921 году – по некой подначке судьбы - 18 августа, в день, который скоро станет Днем воздушного флота СССР. Авиацией юная Лидия болела с детства, 30-е годы были временем массового увлечения авиацией. В 14 лет она уже поступила в один из аэроклубов, которые росли тогда как грибы после дождя. Родителям она поначалу ничего не сказала, и мать была в ужасе, узнав, что дочь твердо намерена летать. С 15 лет Лидия совершала самостоятельные полеты на «кукурузнике» - У-2. Следующим шагом в небо стала Херсонская авиашкола летчиков-инструкторов. Девушка-подросток уже не только летает самостоятельно, ее опыт и навыки позволяют тренировать других. СССР нуждался в большом количестве подготовленных пилотов, а с кадрами было откровенно туго, так что любой специалист, хотя бы и 18 лет от роду, ценился на вес золота. Литвяк подготовила четыре десятка курсантов до 41-го года. До войны с ней происходит одна из самых страшных жизненных трагедий – в 1937 году ее отец пал жертвой репрессий. На судьбе юной летчицы, правда, эта история не отразилась.

Когда началась война, Лидия попросилась на фронт тут же. Поначалу командование не планировало массового использования женщин в боевой авиации. Однако здесь путь Лидии пересекся с энтузиастом женской авиации – Мариной Расковой. Раскова имела основательную летную подготовку, колоссальный опыт пилотирования, и в 30-е годы она несколько раз ставила рекорды в воздухе, и ее авторитет в советских ВВС был крайне высок, а связи доходили до самого верха – летчица имела контакты лично со Сталиным.

Благодаря своему влиянию Раскова успешно пробила идею сформировать несколько женских авиационных частей. Это были три полка – 588 ночной бомбардировочный – знаменитые «Ведьмы», 587 бомбардировочный (тоже прославившийся в будущем полк, ставший 125 гвардейским) и 586 – истребители.

Литвяк горела желанием попасть именно в истребители. Чтобы этого добиться, она ухитрилась приписать себе лишних 100 часов налета. Может, и не самый ответственный шаг, зато ВВС КА получили настоящего истребителя – энергичного, агрессивного, напористого. Строптивый характер она проявила еще во время тренировок на учебной базе под Энгельсом. Требовалось привезти для потерпевшего аварию самолета запасной винт. На дворе стояла пурга, никакие полеты не разрешались, и Литвяк полетела с запасным винтом в кабине без разрешения. Начальник школы полковник Багаев объявил выговор, а Раскова только заметила, что гордится такой летчицей.

И все-таки она оставалась девушкой – шпанистой, напористой, но именно девушкой. Там же, на учебной базе, с ней случилась комичная история: в один прекрасный день Раскова обнаружила, что Литвяк срезала кусок с меховых унтов, чтобы… сделать из него модный воротник к комбинезону. Следующую ночь Лида посвятила перешиванию меха обратно на унты.

Между тем, занятия в Энгельсе были вовсе не развлечением скучающих. Тренировки шли по 12 часов в сутки. Девушкам предстояло драться с самыми титулованными асами мира, и в небе где-нибудь над Ржевом никаких поблажек ждать не приходилось. Вскоре летчицы отправились уже на боевые задания.

«Можете меня поздравить – вылетела самостоятельно на Яке с оценкой «отлично». Исполнилась моя давняя мечта. Можете считать меня «натуральным» истребителем. Очень довольна…» - писала Лидия матери.

Поначалу 586 иап защищал тыл армии – Саратов, и Лидия вместе со всеми занималась рутинными задачами – патрулирование, сопровождение транспортников. Не самое вдохновляющее занятие для энтузиасток. Лидия рвалась в пекло. Вскоре ей обеспечили желаемое.

Пекло

В сентябре 1942 части вермахта ворвались в Сталинград, и там начались уличные бои. Одновременно севернее города шло отчаянное сражение – русские пытались прорваться к Сталинграду, немецкие части удерживали узкий коридор, пробитый к Волге. В воздухе также ничего хорошего не происходило. Немцы прокладывали путь по улицам градом артиллерийского огня и воздушными ударами. Авиация стала самым маневренным средством борьбы у Паулюса: самолеты то наносили удары по Сталинграду и переправам через Волгу, то неслись к станции Котлубань севернее. Самолеты бомбили эшелоны. Самолеты бомбили переходившие Волгу суда. В этом чудовищном по накалу сражении и родилась легенда Белой лилии Сталинграда.

Вместе с несколькими подругами она добилась перевода на фронт в обычный, мужской 437 авиаполк (несколько позднее, 8 января 1943, ее перевели в 296 полк, он же впоследствии 73 гвардейский). И здесь она получила возможность проявить все свои бойцовские качества.

Во втором же воздушном бою Литвяк сбивает сразу двоих! Сначала жертвой летчицы на «Яке» становится бомбардировщик Ju-88, а затем Литвяк кидается на помощь напарнице Раисе Беляевой, у которой кончились боеприпасы, и сбивает Bf-109 - «Мессершмитт», истребитель.

И вновь легкое хулиганство. После удачных боев Лидия не отказывает себе в удовольствии повеселиться в воздухе – если хватает топлива, то перед посадкой она показывает фигуры высшего пилотажа над аэродромом на радость наземному персоналу. Командир полка сначала ворчал и пытался наказывать истребительницу, но потом махнул рукой. В конце концов, она делала главное – сбивала нацистов и выполняла боевые задачи. Как раз во время боев над Сталинградом на ее «Яке» появилась белая лилия. Ее и саму называли Лилией.

Вскоре в полку оставалось только две летчицы – Литвяк и ее подруга Екатерина Буданова, тоже успешный истребитель. Две другие оказались в госпитале. Война продолжалась без них.

23 февраля 1943 года Лидия получает заслуженную «Красную звезду» на грудь. Литвяк обнаруживает и лихость, и цепкость, и тактическое мышление. Битва за Сталинград окончилась, и Лидия вышла из нее закаленным в огне асом – впрочем, любви к шарфикам из парашютного шелка и перешитым для большего изящества подшлемникам ас так и не потерял.

После Сталинградского сражения передышки летчики не получили. Там ее впервые подбивают. Литвяк села на нейтральной полосе и чуть не попала в плен. На помощь очень кстати пришел штурмовик: «Ил» сначала огнем отогнал немцев, пытающихся добраться до «Яка», а затем сел рядом: девушка втискивается в кабину, и «летающий танк» на полном ходу возвращается на аэродром.

22 апреля Лидия участвует в перехвате бомбардировщиков в окрестностях Ростова. Она сбивает «Юнкерс» и сталкивается с вынырнувшими из облаков истребителями прикрытия. В течение четверти часа идет бой, и летчица получает первое ранение. Самолет тяжело поврежден. Литвяк дотянула до аэродрома, посадила изувеченный истребитель, доложила о выполнении задания и тут же потеряла сознание от боли и кровопотери. Из госпиталя она вскоре сбежала.

5 мая еще не полностью восстановившись после ранения, она уже отправляется в боевые вылеты, и вскоре истребительница истребителей рисует новые звездочки на фюзеляже – минус два «Мессершмитта». Вскоре она добавила к списку побед необычную цель – аэростат-корректировщик. Немцы спускали аэростат, видя атаку, и Лидия уничтожила его обходным маневром, неожиданно свалившись со стороны солнца.

После одного из боев произошел любопытный эпизод – Лидия встретилась с побежденным. Радистка Анна Скоробогатова рассказывала:

я слышала, как она закричала: - Иду в атаку!

Я зафиксировала. И вот когда она приземлилась, оказалось и фашист приземлился, жив-здоров остался. Его доставили в штаб. Он еще никак не мог поверить, что его сбили, и попросил через переводчика познакомить его с летчиком, который его сбил. Ребята, я сама была очевидцем. Меня пригласили для того, что бы и я рассказала, что слышала. И руководитель полетов тут был. Переводчик был. И пригласили Лилю, она зашла в брюках-галифе, как положено доложила:

- Старший лейтенант Литвяк прибыла!

Немец на нее посмотрел и говорит:

Она руками показывала… Это все было при мне:

- Он вот так, потом пике, потом маневр такой, потом зашел…

Показала, как она маневрировала, как зашла к нему в хвост… Он внимательно смотрел, и сказал:

- Теперь нет сомнений!

Она ему ответила:

- Вас погубила Ваша большая самоуверенность.

Той же весной у Лидии появился возлюбленный – тоже истребитель, Алексей Соломатин. Он сам летчик-ас, хорош собой, и похож по темпераменту на Лидию. На войне романы возникают быстро. Май 1943-го, время единственного большого перерыва в боевых действиях, когда линия фронта стояла на месте. Уже давно закончились бои вокруг – и над Луганском – а до летних сражений еще оставалось полтора месяца – вечность по меркам войны, где батальон мог выгореть за день. В конце концов, ни Лидия, ни Алексей не были автоматами для убийства. Им обоим чуть за двадцать, они любят друг друга, и война поворотила на запад, и все у них впереди.

Алексей Соломатин погиб 21 мая 1943 года. Смертельно раненный, он не смог посадить самолет и разбился на глазах любимой и аэродромной обслуги.

Ас Борис Еремин:

Соломатин стал по сути дела мужем Литвяк, они жили открыто, все знали. Хорошая была пара. Но погиб он. Она, помню, все бросалась на могилу, когда его хоронили. На могиле любимого Лидия выкрикнула «Я отомщу!»

А 19 июля погибает ее лучшая подруга – Катя Буданова. В течение двух месяцев убивают двух самых близких Лидии людей. Что за ад носила в голове эта девушка в последние дни июля 1943 года, сказать невозможно. Ей был 21 год, и все лучшее уже осталось позади. Но она продолжала делать то, что получалось у нее лучше всего – убивать врагов. Обещание отомстить от человека с ее навыками воздушного боя было не просто сотрясением воздуха. В день гибели Будановой она сбивает «Мессершмитт». И еще один – через день. Ранение – и отказ ехать в госпиталь. У нее не осталось жениха, не осталось подруги, но остался «Як» и двухсантиметровая автоматическая пушка на нем.

1 августа 1943 года Лидия Литвяк пропала без вести во время воздушного боя над Донбассом во время попытки РККА прорвать немецкий фронт на речке Миус. Ее последние минуты остаются тайной – бой шел среди густых облаков. Летчик Иван Борисенко рассказывал об этом эпизоде:

«Мы вылетели в составе восьми Як-1. Над территорией противника увидели группу бомбардировщиков, которые следовали к линии фронта. Атаковали их с хода. Но во время боя «мессершмитты» бросились к паре наших истребителей. Бой шел за облаками. Один из Яков, задымив, пошел к земле. Приземлившись на аэродроме, мы узнали, что с задания не вернулась Литвяк. Все особенно тяжело переживали эту утрату. Человеком и летчиком она была прекрасным! После освобождения этого района мы пытались найти место ее гибели, но так и не нашли».

Возможно, именно она перед смертью уничтожила истребитель другого погибшего в этот день летчика - Ханса-Йорга Меркле, немецкого аса, который сам до этого сбил 30 самолетов. Высказывалось даже предположение, что в облаках их самолеты столкнулись. Если его действительно сбила Лидия, это сильный прощальный удар дверью, но однозначных подтверждений этому обстоятельству не имеется.

Ей был 21 год.

Самолет и останки Лидии долго не могли отыскать. Из-за этого ей во время войны так и не присвоили вполне заслуженное звание Героя: возник нелепый слух о том, что ее видели разъезжающей в немецком тылу в машине с германскими офицерами! Для любого, кто имел хотя бы минимальное представление о Литвяк, это была, конечно, невероятная ахинея. Однако все же необходимо было найти останки. Это удалось сделать только в самом конце 1980-х годов, стараниями В.И. Ващенко, учительницы из Красного Луча и ее учеников. Возле деревеньки Кожевня в балке обнаружили остатки самолета. По истлевшим остаткам бюстгальтера стало ясно, что им управляла женщина. В итоге специальная комиссия сделала заключение: найденные останки принадлежат именно Лидии. «Золотую звезду» она все же получила – посмертно в 1990 году.

Земля небом

Наградные документы содержат указания на 11 самолетов, лично и в группе уничтоженных Лидией Литвяк, и аэростат. Неподтвержденные данные указывают и на больший счет – в общей сложности, возможно, Лидия имеет отношение к гибели 16 самолетов люфтваффе. В действительности, оверклейм – проблемы с подтверждением побед – наверняка имеет место и в этом случае, но это неизбежный момент в работе боевой авиации.

Литвяк стала одним из самых ярких авиаторов Второй мировой. Для жизнелюбивой обаятельной девушки это, конечно, чудовищный финал. Но судьба Лидии – это отражение трагедии всего ее поколения, принесшего себя в жертву. Она погибла в том возрасте, в котором обычно только начинают жить, но успела чрезвычайно многое и своей биографией опровергла опрометчивое представление о слабости своего пола. Ей не довелось увидеть конец войны, использовать свои таланты в мирное время, но она осталась блестящей летчицей и одним из самых светлых лиц в эпопее Великой Отечественной.

Святослав Князев

1 августа 1943 года совершила свой последний боевой вылет легендарная советская лётчица Лидия Литвяк. Её называют самой результативной женщиной-пилотом времён Великой Отечественной войны. Всего за год участия в воздушных боях она осуществила 186 вылетов, одержав 12 личных побед и четыре - в составе группы. Литвяк, известная как Белая Лилия Сталинграда, долгое время считалась пропавшей без вести. Точное место её гибели было установлено лишь спустя несколько десятилетий, а звание Героя Советского Союза посмертно лётчице присвоили только в 1990 году. О боевом пути Белой Лилии Сталинграда - в материале RT.

  • Советская лётчица Лидия Литвяк у своего истребителя
  • РИА Новости

Рождённая летать

Связать свою жизнь с небом Лидии Литвяк было суждено буквально с рождения. Она появилась на свет в Москве 18 августа 1921 года — во Всесоюзный день авиации. О самолётах девочка мечтала с детства. В 14 лет она записалась в аэроклуб и уже через год впервые самостоятельно подняла в небо крылатую машину. Образование продолжила в Херсонской авиационной школе Осоавиахима СССР, после окончания которой была направлена на работу в Калининский аэроклуб. Там она успела лично подготовить 45 курсантов. Но Лидия стала стремиться на фронт. Чтобы попасть в ряды военных лётчиков, девушка даже пошла на хитрость, приписав себе часы налёта.

  • Самолёты У-2 Калининского аэроклуба. Лето 1935 года © Wikimedia Commons

В 1942 году Лидия Литвяк была зачислена в состав 586-го истребительного авиационного полка противовоздушной обороны. Службу, как и некоторые другие лётчики, не имеющие диплома о выпуске из военного училища, изначально проходила в звании сержанта. Освоив истребитель Як-1, Лидия занималась патрулированием воздушного пространства в районе Саратова и сопровождением транспортных самолётов. Но в начале августа она попала на фронт и открыла свой личный боевой счёт под Сталинградом, сбив бомбардировщик Ju 88. 13 сентября в ходе своего второго боевого вылета Литвяк лично сбила ещё один бомбардировщик, а работая в паре — истребитель Ме-109. В сентябре Лидия была переведена в 437-й истребительный авиационный полк.

  • Як-1 © Wikimedia Commons

«Як-1 был далеко не самой удачной машиной. И то, что Лидия Литвяк сразу же начала на нём весьма результативно воевать, свидетельствовало о редком сочетании умения и везения», — заявил в беседе с RT историк и писатель Дмитрий Хазанов.

Белая Лилия Сталинграда

На фюзеляже своего самолёта Лидия попросила нарисовать белую лилию. Вскоре за ней закрепились прозвище Белая Лилия Сталинграда и позывной Лилия-44. Одержав ещё ряд воздушных побед, Лидия Литвяк была на некоторое время переведена в оперативное подчинение 9-го гвардейского истребительного полка.

«Это было везение и признание заслуг. В 9-м полку служили лучшие лётчики-истребители, некоторые из них дважды стали Героями Советского Союза. Там можно было многому научиться», — рассказал Хазанов.

По информации биографов Лидии, лётчик одного из сбитых ею истребителей успел эвакуироваться с парашютом и попал в плен к советским войскам. Им оказался немецкий барон, одержавший до этого, по его словам, около 30 воздушных побед. Он не мог поверить, что его сбила девушка, и был шокирован, когда Белая Лилия жестами показала ему некоторые детали боя, известные только пилотам.

В конце 1942 года Лидию Литвяк перевели служить в 296-й истребительный авиационный полк. 11 февраля 1943 года она снова сбила в ходе одного вылета два самолёта: лично — Ju 88, а в составе группы — истребитель FW 190. Однажды в ходе боёв самолёт Литвяк был подбит и приземлился на занятой врагом территории. Но сослуживцы помогли ей вернуться к своим. 23 февраля 1943 года сержант Лидия Литвяк была награждена орденом Красной Звезды.

22 марта в районе Ростова-на-Дону Белая Лилия сбила немецкий бомбардировщик, а затем, прикрывая товарищей, вступила в бой сразу с шестью истребителями противника.

«Её машина держалась в воздухе буквально на честном слове и на одном крыле. Сама Литвяк получила ранение в ногу, но всё же сумела привести самолёт на аэродром», — отметил в беседе с RT учёный секретарь Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов.

В 1943 году Белой Лилии было присвоено звание младшего лейтенанта.

Победы и потери

Сразу несколько побед Лидия Литвяк одержала в мае 1943-го. Помимо истребителей противника, она смогла уничтожить аэростат — корректировщик действий артиллерии, к которому другие самолёты не могли приблизиться из-за плотного огня средств противовоздушной обороны. Белая Лилия подлетела к нему с тыла против солнца и сбила.

Однако в том же месяце у Лидии произошла личная трагедия. Незадолго до этого она вышла замуж за своего ровесника — командира эскадрильи 296-го полка Алексея Соломатина, у которого была ведомой. 1 мая он был награждён звездой Героя Советского Союза, а 21-го — погиб в авиакатастрофе прямо на глазах у супруги и сослуживцев.

  • Алексей Соломатин © Wikimedia Commons

«Потеряв любимого человека, Лидия не опустила руки, а стала сражаться ещё более яростно», — отметил Хазанов.

В июле 1943 года она одержала ряд новых побед и, даже получив ранение, не захотела обращаться в госпиталь. Однако 19 июля её ждала новая утрата. В бою над Донбассом Литвяк была подбита вместе со своей близкой подругой Екатериной Будановой. Лидия успела выпрыгнуть с парашютом, а Екатерина смогла посадить самолёт, но уже на земле скончалась от полученных ран. По числу воздушных побед Буданова уступала только самой Белой Лилии.

  • Лётчицы 586-го истребительного авиационного полка Лидия Литвяк, Екатерина Буданова, Мария Кузнецова
  • РИА Новости

По воспоминаниям однополчан, после этого инцидента Лидия всё чаще стала говорить, что у неё возникло ощущение приближающейся гибели.

1 августа 1943 года в ходе боёв в районе реки Миус Литвяк совершила четыре боевых вылета и сбила два вражеских самолёта лично, а один — в составе группы. Во время последнего вылета её самолёт был подбит и упал, однако детально рассмотреть, что же с ним произошло, сослуживцы не смогли из-за сильной облачности.

«Большое исключение»

Лидия Литвяк была представлена к званию Героя Советского Союза, но получила его не сразу. Одно время в прессе циркулировала информация, что это произошло якобы потому, что Лидию обвиняли в сдаче в плен врагу. Однако подобные доводы сомнительны, отмечают историки, поскольку в сентябре 1943 года младший лейтенант Лидия Литвяк была награждена орденом Великой Отечественной войны I степени с припиской «посмертно» и повышена в звании до лейтенанта, хотя официально и считалась пропавшей без вести.

Также по теме


«Умру, а подлецом не буду»: за какие подвиги подпольщик Иван Кабушкин был удостоен звания Героя Советского Союза

4 июля 1943 года в минской тюрьме гитлеровцы расстреляли легендарного советского подпольщика Ивана Кабушкина по прозвищу Жан. Он лично...

Чтобы окончательно установить судьбу Белой Лилии Сталинграда, потребовались десятилетия. Как выяснилось позднее, её останки были обнаружены только в 1969 году у хутора Кожевня, но личность тогда определить не смогли. Лидию похоронили в братской могиле как «неизвестную лётчицу». И только в 1970-е годы юные поисковики из города Красный Луч опознали в погибшей Лидию Литвяк.

После завершения всех необходимых процедур в 1988 году имя лётчицы увековечили на месте захоронения, а в приказ Главного управления кадров Народного комиссариата обороны от 1943 года Министерство обороны СССР внесло изменения, свидетельствующие о том, что Лидия Литвяк не пропала без вести, а погибла при выполнении боевого задания. 5 мая 1990 года ей были посмертно присвоены звание Героя Советского Союза и звание старшего лейтенанта.

«По традиции, сложившейся ещё в годы Первой мировой, асом считается лётчик, сбивший более пяти самолётов противника. На счету Лидии Литвяк было 12 личных побед и ещё четыре — в группе. За десять месяцев она совершила 186 боевых вылетов и провела 69 боёв. Её мастерство ценили настолько, что включили в особую группу «свободных охотников» — лётчиков-экспертов, которым командование доверяло самостоятельный поиск и уничтожение самолётов противника. В одном из приказов о её награждении автор документа, не стесняясь в выражениях, написал: «Для неё нет невыполнимых задач», — рассказал Сергей Белов.

  • Гитлеровский самолёт, сбитый в бою над Сталинградом
  • РИА Новости

По словам Дмитрия Хазанова, подразделения истребителей, сформированные из женщин-лётчиц, в годы Второй мировой войны были только в Красной армии. Девушки при этом выдерживали такие перегрузки, какие порой не могли вынести даже мужчины.

«Лидия Литвяк была отважной лётчицей, прекрасно стреляющей в воздухе, что дано очень немногим», — подчеркнул эксперт.

По словам семикратной абсолютной чемпионки мира по самолётному спорту, лётчика-инструктора I класса Светланы Капаниной, управлять самолётом женщине до сих пор на порядок тяжелее, чем мужчине, не говоря уж о периоде Великой Отечественной войны.

«Вести самолёт девушке очень тяжело физически. Поэтому в небе — это не правило, а большое исключение», — подытожила специалист.

Девушки, воевавшие в Великую Отечественную, - тема общеизвестная. Советский Союз оказался единственной страной, где женщины выступали не только в обычной роли связисток и санитарок, но и регулярно сражались на передовой. Снайперши РККА стали всемирно известным феноменом, санинструкторы тысячами погибали на поле боя, но вынесли на себе колоссальное количество раненых, известны девушки, воевавшие даже в танковых войсках. Своего рода "брэндом" советской авиации стали "ночные ведьмы" - женские бомбардировочные подразделения. Однако девушки служили не только в ударной авиации.

Мечта о небе

Среди советских лётчиков-истребителей выделяется один совершенно необычный персонаж. Увидев Лидию Литвяк без униформы, вряд ли можно было бы представить, что это - воздушный ас. Хрупкая блондинка студенческого возраста, бравшая букетики в кабину самолёта, странно смотрится среди суровых лиц ветеранов воздушных боёв. Однако она не просто побывала за штурвалом Яка. В то время как подавляющее большинство лётчиков-истребителей не успевало сбить за свою карьеру ни одного самолёта или сбить 1–2, Литвяк добилась дюжины индивидуальных побед и нескольких групповых. Юная девушка отличалась агрессивным эффектным стилем воздушного боя и с полным правом вошла в элиту боевой авиации антигитлеровской коалиции.

Родители Лидии перебрались из деревни в Москву по окончании Гражданской войны. Будущая лётчица родилась в 1921 году. По иронии судьбы 18 августа - день её рождения - вскоре стал отмечаться как день советской авиации. Звёзды сошлись удачно: юная Литвяк с детства болела небом. Благо 20-е и 30-е годы стали не только временем тяжёлых испытаний для страны, но и короткой эпохой надежд и безоглядной веры в прогресс. Авиацией увлекались многие, и когда четырнадцатилетняя Лидия поступила в аэроклуб, то ужаснула мать, но никого не удивила.

Девушка осваивала воздух стремительно: в 15 она уже пилотировала кукурузник У-2 самостоятельно, а затем окончила школу лётчиков-инструкторов в Херсоне. Ещё старшеклассница, но уже полноценная авиатрисса: Литвяк не только летает сама, но и учит других. Советский Союз отчаянно нуждался в кадрах, стране остро недоставало любых специалистов, так что опытный пилот ценился всегда, хотя бы и несовершеннолетняя девушка. На карьере Литвяк не сказалась даже типичная трагедия эпохи: в 1937 году её отец попал под каток репрессий и погиб в тюрьме, однако на судьбе самой Лидии эта история не отразилась.

До лета 1941 года Литвяк подготовила четыре десятка лётчиков. Затем началась война, и она сразу же попросилась на фронт в боевые части. Поначалу энтузиазм двадцатилетней девушки вызвал кислую реакцию у командования. Использование женщин в боевой авиации ещё не планировалось. Однако в это время личное дело Лидии попалось на глаза живой легенде отечественной авиации - Марине Расковой.

Раскова сама была неординарным персонажем. Одна из трёх первых женщин - Героев Советского Союза, воздушный штурман, лётчица с опытом полётов в экстремальных условиях, ставившая рекорды в небе. Опыт, энергия и квалификация принесли Расковой изрядный авторитет в воздушных силах, а её связи тянулись очень высоко, вплоть до личных контактов со Сталиным. С началом войны она предложила создать несколько женских авиационных частей. Энергия и связи Расковой позволили ей продавить эту идею, и осенью 1941 года началось формирование трёх женских авиаполков - 587-го бомбардировочного (будущий 125-й гвардейский), 588-го ночного бомбардировочного (знаменитые "ночные ведьмы") и, наконец, 586-го истребительного.

Лидия Литвяк стремилась попасть именно в истребительную авиацию. Её желание вступить именно в этот полк было настолько острым, что она тайком приписала себе сто часов налёта. Быть может, это не самое ответственное поведение, однако эта хитрость оправдалась: советская авиация получила превосходного истребителя - энергичного и инициативного. Иной раз даже чрезмерно инициативного. Лидия отличалась своенравным и даже немного шпанистым характером. Впервые склонность к риску даже в обход приказаний в ней отметили ещё во время обучения на авиабазе неподалёку от Энгельса. С одним из самолётов произошла авария, ему требовалось привезти запасной винт. Из-за метели полёты были запрещены.

Однако Лидия просто запрыгнула в кабину и полетела на место аварии без приказа и дозволения. Руководитель авиашколы объявил ей выговор, зато Раскова заявила, что гордится такой ученицей. Кажется, Раскова видела в Лидии черты собственного характера. Иногда, впрочем, проблемы Лиды с дисциплиной проявлялись комичным образом. Так, однажды она срезала кусок меха с унтов, чтобы сделать из него модный воротничок к комбинезону. Тут Раскова уже не проявила снисхождения: Литвяк пришлось перешивать мех обратно. Правда, любви к мелкому украшению жизни она не потеряет даже на фронте, уже будучи опытным пилотом. Шарфики из парашютного шёлка, перешитые для большего удобства и изящества подшлемники - Лидия даже под огнём останется девушкой, а не только истребителем.

А вот к уровню пилотажа претензий не было. Литвяк, как и остальные девушки, выдерживала бешеный темп обучения с двенадцатичасовыми тренировками каждые сутки. Свирепость подготовки объяснялась просто: лётчицам предстояло воевать против противника умного, жестокого и не прощающего ошибок. Пилотирование Яка Лидия сдала на отлично и отправилась на войну.

Всё, что в воздухе, - враг

В сентябре 1942 года на земле шла самая грандиозная и жестокая битва в истории человечества - Сталинградская. Ставки были как никогда высоки, а выражение "любой ценой" никто не воспринимал как простую риторику. Люфтваффе начали эту битву грандиозной воздушной бомбардировкой Сталинграда, погубившей сразу десятки тысяч жителей. Бомбардировщики жестоко трепали идущие в Сталинград подкрепления и переправлявшиеся через реку суда с беженцами и ранеными. Именно в этом сражении Лидия Литвяк стала не просто девушкой на истребителе, а бойцом с грозной репутацией. Она с несколькими подругами воевала в мужском 437-м авиаполку наравне со всеми.

И воевала блестяще. В первом же своём воздушном бою Лида уничтожила бомбардировщик, а затем срубила истребитель, нацелившийся на её напарницу Раису Беляеву. Самолёт возвращается на базу с победой…

…И лётчица опять хулиганит. После успешных вылетов Лида, если у неё оставалось топливо, не отказывала себе в удовольствии покрутить фигуры высшего пилотажа над родным аэродромом. Эти шуточки стали одной из её визитных карточек. Командир полка смотрел на эти развлечения сквозь пальцы. Боевые задачи она выполняла успешно, а количество звёздочек на фюзеляже медленно, но неуклонно росло. Полк нёс тяжёлые потери, но Литвяк оставалась в строю, неизменно показывая цепкость, напор и хорошее тактическое мышление. Из-под Сталинграда она ушла закалённым в огне пилотом-истребителем.

Вскоре после Сталинградской битвы Литвяк впервые подбили. Она чуть не погибла, пойдя на вынужденную посадку на нейтральной полосе. Лидию спасли штурмовики, вместе с которыми она ходила на задание. Илы прижали огнём немцев, пытавшихся добраться до неё на земле, а затем один из "летающих танков" приземлился рядом. Литвяк влезла в кабину, и ильюшин благополучно ушёл от погони.

Весной 43-го почти на всём фронте наступило затишье, но лётчиков оно не касалось. Вылеты на прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, перехват немецких ударных самолётов. В апреле Литвяк получила серьёзное ранение в крайне сложном бою. Её Як вышел на перехват бомбардировщиков над Ростовом. Яки атаковали немцев, Литвяк свалила один из юнкерсов, но во время свалки пуля попала ей в ногу. На повреждённый самолёт начали заходить уже немецкие истребители. Лидия отреагировала в своей манере - она пошла в отчаянную контратаку и не отвернула. Ей удалось уничтожить один из атаковавших её мессершмиттов ценой второго ранения и измочаленного собственного самолёта. После боя Як едва дотянул до аэродрома, Литвяк отрапортовала об успешном выполнении задания - и тут же свалилась от боли и кровопотери. Госпиталь она вскоре покинула самым естественным для себя образом - сбежала. Ещё не оправившись от ранения, она сбивает два мессера подряд. Один из лётчиков попал в плен и попросил о встрече с пилотом, который его сбил. Немецкий авиатор не поверил, что его самолёт уничтожила девушка. Литвяк пришлось на пальцах показывать, как именно она заходила ему в хвост, чтобы рассеять сомнения незадачливого аса.

Затем Лидия уничтожила необычную цель - аэростат-корректировщик. Немцы внимательно следили за тем, чтобы их драгоценный летательный аппарат не сбили, и Литвяк управилась с аэростатом хитростью - она спикировала на него со стороны солнца.

Этой бурной весной Литвяк познакомилась с другим асом - Алексеем Соломатиным. Военные романы часто завязывались быстро, оказывались бурными - и по понятным причинам несчастливыми. Но риск воспринимался как часть профессии, а в боях наступил перерыв в преддверии схватки под Курском, и Лидия могла урвать себе несколько недель покоя и простецкого человеческого счастья. Литвяк и Соломатин сошлись характерами, и, по словам однополчан, были отличной парой. Интересно, что Соломатин служил в полку, куда Литвяк в своё время не взяли: эта часть часто ходила на разведку далеко за линию фронта, и комполка майор Ерёмин отказался от девушек-лётчиц - в случае плена им пришлось бы хуже, чем мужчинам.

Военно-полевой роман продлился недолго: 21 мая 1943 года Соломатин погиб на глазах наземного персонала и любимой - смертельно раненный в бою, он не сумел посадить повреждённый самолёт. На похоронах Лидия кричала: "Я отомщу!" Вскоре убили её лучшую подругу Екатерину Буданову. За несколько недель Литвяк потеряла двух самых близких людей. Всё, что у неё осталось, - это самолёт, навыки воздушного боя и желание мстить. В ближайшие недели она уничтожает ещё два самолёта, получает новое ранение, но отказывается от госпитализации. Бои возобновились с прежним накалом, и ас двадцати одного года от роду участвует в них самым деятельным образом.

1 августа 1943 года Лидия пропала без вести во время боёв над Миус-фронтом в Донбассе. Она возвращалась с воздушного боя вместе с напарником.

Радистка Анна Скоробогатова рассказывала:

Очень часто наши погибали буквально при посадке: ну вот родной аэродром рядом… Расслабленность такая… А тут из-за тучки или со стороны солнца: вжик - и всё… Поэтому говорили: при посадке будь до предела, не расслабляйся…

Я с ними держала связь. Они говорят:

- Все тут, всё благополучно! Но это не её голос, а ведущего. А она была ведомой.

- Я - "Чайка-5", я - "Чайка-5". Пошла в атаку!

Что такое? Я ослышалась? Я начала записывать.

Тихо. Вдруг слышу такой крик. Знаете - такой крик, надрывом.

- Пошла!

И всё. Она не вернулась…

По словам напарника Литвяк Ивана Борисенко, восьмёрка Яков сцепилась с немцами, и лётчики потеряли друг друга в облаках. Он успел заметить, как из туч вывалился дымящийся Як, а уже на базе оказалось, что Лидия не вернулась на базу. На немецкой стороне в этот день в этом секторе тоже погиб истребитель-ас: из вылета не вернулся Ханс-Йорг Меркле, он также пропал без вести. Кто его убил, неизвестно, но существует некая вероятность, что это был прощальный удар Лидии Литвяк: оба самолёта исчезли рядом с деревней Дмитровка под Шахтёрском. Позднее Скоробогатова заметила, что, возможно, Лидия целенаправленно пошла в атаку, просто из бешеного желания отомстить. Так ли это, узнать невозможно, но такой поступок вполне в духе этой девушки.

Несколько десятилетий Лидия считалась пропавшей без вести. Из-за того что ни обломков самолёта, ни тела не нашли, ходила даже байка о том, что девушка спаслась с парашютом - и её будто бы видели в немецком тылу в обществе германских офицеров. Учитывая обстоятельства её жизни и характера, это откровенно безумный слух. Однако ясности в этом деле не было до конца 80-х годов. Учительница-энтузиастка из Красного Луча В. И. Ващенко по своему почину занялась поисками, и в результате удалось обнаружить останки. Тело лётчика сохранилось плохо, но по остаткам белья стало понятно, что это была женщина. После изучения останков было установлено, что они принадлежат Лидии. Судя по сохранившимся костям, она погибла мгновенно от ранения в лоб. Эта девушка не изменила себе и в последний момент жизни шла навстречу тому, кто её убил.

Лидия Литвяк прожила 21 год и за время войны сбила 11 самолётов и аэростат. Это делает её лучшей женщиной-истребителем всех времён и народов. Конечно, огненный шар над миусской степью - это не тот финал, которого она заслуживала. Судьба Лидии - это судьба всего её поколения, великолепно одарённого природой - и принёсшего себя в жертву.