Пять самых известных стихотворений цветаевой, прозвучавших в кино. Красивые и грустные, лучшие стихи марины цветаевой о любви к мужчине Цыганская страсть разлуки! Чуть встретишь - уж рвешься прочь. Я лоб уронила в руки И думаю, глядя в ночь:Никто, в на

28.02.2022 Медицина 

Я считаю, что Цветаева - первый
поэт XX века. Конечно, Цветаева.
И. Бродский

Красный цвет, праздничный, жизнерадостный и вместе с тем драматически напряженный, избирает Цветаева в качестве знака своего рождения:

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.

В этой «красной кисти рябины» заключена полнота проявления жизненных и творческих сил поэтессы, эмоционально-поэтический взрыв, максимализм ее поэзии, и - надлом, будущая трагическая смерть.

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в московской профессорской семье: отец И.В. Цветаев - основатель Музея Изящных Искусств в Москве, мать М.А. Мейн - пианистка, ученица А.Г. Рубинштейна (умерла в 1906 году). Из-за болезни матери Цветаева в детские годы подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии.

Первыми книгами стихов стали «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912).

В 1918-1922 годах Цветаева вместе с детьми находится в революционной Москве, муж С. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-1921 годов, полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан»). С 1922 по 1939 год Цветаева находится в эмиграции, куда отправилась вслед за мужем. Эти годы были отмечены бытовой неустроенностью, сложными отношениями с русской эмиграцией, враждебным отношением критики.

Летом 1939 года, вслед за мужем и дочерью Ариадной, Цветаева с сыном Георгием возвращается на родину. В том же году муж и дочь были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941 году, Ариадна в 1955 году реабилитирована). Стихи М. Цветаевой не печатались, работы и жилья не было. В начале войны (31 августа 1941 года), оказавшись в эвакуации в Елабуге (ныне Татарстан), в состоянии депрессии М. Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Основные произведения Цветаевой: поэтические сборники «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Версты», «Разлука», «Стихи к Блоку», «Ремесло», «Психея», «После России», «Лебединый стан»; поэмы «Царь-девица», «Молодец», «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Лестница», «Поэма Воздуха», сатирическая поэма «Крысолов», «Перекоп»; трагедии «Ариадна», «Федра»; прозаические произведения «Мой Пушкин», воспоминания об А. Белом, В.Я. Брюсове, М.А. Волошине, Б.Л. Пастернаке, «Повесть о Сонечке» и др.


Среди лирических стихов Марины Цветаевой встречается много грустных и печальных

ноток. Но тяжек был удел у Марины Цветаевой, и её семьи, и всех наших бабушек и

дедушек того времени — безжалостного времени, времени Первой Мировой войны,

Революции, сталинских концлагерей и Второй Мировой войны... Это было время утрат,

время боли, страданий и нищеты. Поэтому даже сквозь великое жизнелюбие Марины

Цветаевой проскальзывают то и дело печальные, грустные стихи не только о любви, но и

о жизни, о грустной судьбе русского человека.


Мне нравится, что вы больны не мной

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной,
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня, не зная сами!
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами.

За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,
За то, что Вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не Вами!


Не любила, но плакала.

Не любила, но плакала. Нет, не любила, но все же
Лишь тебе указала в тени обожаемый лик.
Было все в нашем сне на любовь не похоже: Ни причин, ни улик.

Только нам этот образ кивнул из вечернего зала,
Только мы — ты и я — принесли ему жалобный стих.
Обожания нить нас сильнее связала,
Чем влюбленность — других.

Но порыв миновал, и приблизился ласково кто-то,
Кто молиться не мог, но любил. Осуждать не спеши!
Ты мне памятен будешь, как самая нежная нота
В пробужденьи души.

В этой грустной душе ты бродил, как в незапертом доме.
(В нашем доме, весною...) Забывшей меня не зови!
Все минуты свои я тобою наполнила, кроме
Самой грустной — любви.


Я бы хотела жить с Вами

Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.

И в маленькой деревенской гостинице
Тонкий звон
Старинных часов - как капельки времени.

И иногда, по вечерам
Из какой-нибудь мансарды - Флейта.

И сам флейтист в окне,
И большие тюльпаны на окнах.
И может быть, Вы бы даже
Меня не любили...

Вы бы лежали - каким я
Вас люблю: ленивый,
Равнодушный, беспечный.
Изредка редкий треск Спички.

Папироса горит и гаснет,
И долго-долго дрожит на её конце
Серым коротким столбиком пепел.
Вам даже лень стряхнуть его,
И вся папироса летит в огонь...


Цыганская страсть разлуки.

Цыганская страсть разлуки!
Чуть встретишь - уж рвешься прочь.
Я лоб уронила в руки
И думаю, глядя в ночь:

Никто, в наших письмах роясь,
Не понял до глубины,
Как мы вероломны, то есть -
Как сами себе верны.



С большою нежностью

С большою нежностью - потому,
Что скоро уйду от всех,
Я все раздумываю, кому
Достанется волчий мех,

Кому - разнеживающий плед
И тонкая трость с борзой,
Кому - серебряный мой браслет,
Осыпанный бирюзой...

И все записки, и все цветы,
Которых хранить невмочь...
Последняя рифма моя - и ты,
Последняя моя ночь!

Этот печальный стих очень автобиографичен: ведь во времена СССР её мужа Сергея Ефрона расстреляли, дочь заточили в тюрьму, её никто не брал на работу, даже посудомойкой, и 31 августа 1941 года Марина Цветаева не выдержала всех тягот и лишений новой, советской жизни и покончила жизнь самоубийством. Так что это не просто слова «Последняя моя ночь!»


Рябина.


Рябину
Рубили
Зорькою.

Рябина -
Судьбина
Горькая.

Рябина -
Седыми
Спусками.

Рябина!
Судьбина
Русская.




Ты мне чужой

Ты мне чужой и не чужой,
Родной и не родной,
Мой и не мой! Идя к тебе
Домой - я "в гости" не скажу,
И не скажу "домой".

Любовь - как огненная пещь:
А все ж и кольцо - большая вещь,
А все ж и алтарь - великий свет.
Бог - не благословил!



Не поцеловали - приложились

Не поцеловали - приложились.
Не проговорили - продохнули.
Может быть - Вы на земле не жили,
Может быть - висел лишь плащ на стуле.

Может быть - давно под камнем плоским
Успокоился Ваш нежный возраст.
Я себя почувствовала воском:
Маленькой покойницею в розах.

Руку на сердце кладу - не бьется.
Так легко без счастья, без страданья!
Так прошло - что у людей зовется
На миру - любовное свиданье.


Каждый стих - дитя любви


Каждый стих - дитя любви,
Нищий незаконнорожденный.
Первенец - у колеи
На поклон ветрам - положенный.

Сердцу - ад и алтарь,
Сердцу - рай и позор.
Кто - отец? Может - царь,
Может - царь, может - вор.


Любовь! Любовь!

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь.
О милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь.

И не на то мне пара крыл прекрасных
Дана, чтоб на сердце держать пуды.
Спеленутых, безглазых и безгласных
Я не умножу жалкой слободы.

Нет, выпростаю руки, стан упругий
Единым взмахом из твоих пелен,
Смерть, выбью!— Верст на тысячу в округе
Растоплены снега — и лес спален.

И если все ж — плеча, крыла, колена
Сжав — на погост дала себя увесть,
То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,
Стихом восстать — иль розаном расцвесть!


Ошибка.

Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой - она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.

Когда пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.

Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грезу, а земную быль:
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!

Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!

Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: "Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!"
Твоя любовь была такой ошибкой,
Но без любви мы гибнем. Чародей!


Ваш нежный рот - сплошное целованье...

Ваш нежный рот - сплошное целованье...
- И это все, и я совсем как нищий.
Кто я теперь? - Единая? - Нет, тыща!
Завоеватель? - Нет, завоеванье!

Любовь ли это - или любованье,
Пера причуда - иль первопричина,
Томленье ли по ангельскому чину,
Иль чуточку притворства - по призванью...

Души печаль, очей очарованье,
Пера ли росчерк - ах! - не все равно ли,
Как назовут сие уста - доколе
Ваш нежный рот - сплошное целованье!

“Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзия собственных имен” — стихи М. Цветаевой изящны и музыкальны. В них много чистого, интимного. Ее душа как на ладони. Судьба мучительна, трагична. Поэзия бессмертна. А жизнь, как грозовая туча, как самый яркий лучик солнечного лета, как страшный сон и ликование морских пучин…

Сегодня у Марины Ивановны день рождения. 8 октября 1892 года в Москве, в семье профессора–филолога Ивана Владимировича и пианистки Марии Мейн родилась дочь.

Мама надеялась, что дочь пойдет по ее стопам и станет пианисткой. Однажды она записала в дневнике следующие строчки: «Четырехлетняя моя Муся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, — может быть, будет поэт?». Как показало время, пророчество сбылось. И вот уже с шести лет Марина пишет стихи на русском, французском, немецком языках.

«Имя мне дали морское — Марина», — с гордостью отмечала поэтесса. К тому же это очень романтично, красиво. Марина Цветаева любила красоту и видела ее во всем, даже там, где ее просто не было. Нафантазировать и влюбиться — это про нее. Так она познакомилась с своим мужем Сергеем Эфроном. Замужество в 19 лет.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон, 1911

Их знакомство состоялось в Коктебеле. Сережа был веселым и жизнерадостным человеком, душой любой компании, а Марина — глубоко ранимая, романтичная, чувственная, глубоко погруженная в мир фантазий и девичьих грез — не такая как все, одиночка. Однажды на коктебельском пляже Цветаева сказала своему другу, поэту Максимилиану Волошину: «Макс, я выйду замуж за того, кто угадает, какой мой любимый камень». Так и случилось. Молодой москвич Сергей Эфрон — высокий, худой, с огромными «цвета моря» глазами — подарил Марине в первый же день знакомства генуэзскую сердоликовую бусину, которую Цветаева носила потом всю жизнь.

Вернувшись в Москву Марина и Сергей обвенчались. Они не были, говоря современным языком, самой красивой парой, но их любовь даст фору каждому, кто усомнится в красоте их душ и в непорочно молодых, безумно искренних и любящих сердцах. Красота не показная, глубоко внутренняя — сегодня это редкий дар, а вместе с тем иллюзия, наивность. Марина Ивановна любила и была любима. Была Счастлива и была несчастна.

О тех, кого сегодня нет уже в живых либо не говорят вообще, либо ничего плохого. О Марине Цветаевой, о великой русской поэтессе, о хрупкой женщине с надломленной судьбой должно говорить с уважением, не копаясь в прошлом, не выискивая, не вороша бессмысленных причин ухода. Нам есть что вспомнить, обнажить. Читая строчки тонкой человеческой души, мы воскрешаем в каждом слове, в каждой букве бесценное духовное наследие величайшей женщины русской литературы, пожалуй единственной поэтессы, чье творчество столь глубоко автобиографично.

Выбирать лучшее в творчестве Марины Цветаевой — дело неблагодарное. Из сотен лучших марочных вин, лучшее то, которое к месту и ко времени. Так же и с поэзией — осенью мы видим красоту в ярко желтых красках, а по весне любуемся зелеными. Лучшие стихотворения Марины Цветаевой — лучшие для каждого в отдельности. Мне особенно близки эти:

Читает Народная артистка СССР, актриса театра и кино, великолепная и неподражаемая Алиса Фрейндлих.

У Цветаевой и проза хороша. Меня потрясла семейная хроника "Дом у Старого Пимена". Глубоких мыслей и сильных чувств полны её письма к Пастернаку:"Верность как самоборение мне не нужна. Верность как постоянство страсти мне непонятна, чужда. Одна за всю жизнь мне подошла. Верность от восхищения". "Ревность? Я просто уступаю, как душа всегда уступает телу, особенно чужому, - от честнейшего презрения, от неслыханной несоизмеримости. В презрении и негодовании растворяется могшая быть боль"."Я не нравлюсь полу. Мною завораживались, в меня почти не влюблялись. Ни одного выстрела в лоб. Стреляться из-за Психеи! Да ведь её никогда не было (особая форма бессмертья). Стреляются из-за хозяйки дома, не из-за гостьи"."В стихах всё - вечно, в состоянии вечной жизни, т.е. действенности. Непрерывности действия свершающегося. На то и стихи"."Я защищала право человека на уединение - не в комнате, для писательской работы, а - в мире"."Не моя вина, что я не выношу идиллии. Воспевать колхозы и заводы - то же самое, что счастливую любовь. Я не могу"."Собой (душой) я была только в своих тетрадях и на одиноких дорогах"."Я сама выбрала мир нечеловеков, что же мне роптать???""Всё забираю в гробницу! - дабы через тысячелетия проросло зерно. Слова о стихах не помогают, нужны - стихи".